Беседа это в психологии: Метод беседы в психологии примеры. Тема работы: Психодиагностические возможности беседы

Метод беседы в психологии общая характеристика метода беседы Обыденный разговор и профессиональная беседа Метод беседы


Скачать 186 Kb.

страница1/17
Дата29.01.2020
Размер186 Kb.
#43211

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   17

Метод беседы


Капустин С.А.
Метод беседы в психологии
§1. Общая характеристика метода беседы
Обыденный разговор и профессиональная беседа

Слово «беседа» чаще всего означает «разговор, обмен мнениями»1. В таком понимании этого слова беседа очень широко распространена в повседневной жизни. Едва ли можно оспорить тот факт, что большинство людей буквально каждый день какое-то время проводят, беседуя друг с другом. Они обмениваются новостями, обсуждают разные темы и проблемы, делятся своими самыми сокровенными мыслями или просто коротают время.

Беседа также является важнейшей и неотъемлемой составляющей многих видов профессиональной деятельности, например, журналиста, телеведущего, следователя, врача, преподавателя, дипломата, психотерапевта и др. Укажем на основные характеристики, по совокупности которых профессиональная беседа отличается от обыденного разговора.


  1. Предметом профессиональной беседы являются такие проблемы, темы и вопросы, которые требуют, как правило, специальных знаний, например, в области политики, экономики, юриспруденции, медицины, психологии и др. Эти знания обычно приобретаются в специальных учебных заведениях, а также самостоятельно в процессе длительной работы по специальности.

  2. Профессиональная беседа проводится для достижения профессионально важных целей. Так, например, врач прибегает к беседе с пациентом для того, чтобы поставить ему диагноз.
    Дипломат ведет переговоры, решая определенные межгосударственные проблемы. Следователь беседует с подозреваемыми или свидетелями с целью выяснения обстоятельств преступления.

  3. Проведение профессиональной беседы предполагает наличие знаний о том, как ее следует вести, а также определенных умений, способствующих максимально успешному достижению профессионально важных целей. Например, профессиональный психолог должен знать, как лучше организовать пространство беседы, какие вопросы задавать, как отвечать на те или иные вопросы, как расположить к себе собеседника, с чего лучше начинать беседу и т. д. При этом он не просто должен знать, но и уметь все это делать.

  4. Профессионал, будучи компетентным в предмете беседы, имея четкие представления о ее целях, обладая знаниями о технике ее проведения и владея определенными умениями, осознанно и целенаправленно управляет процессом беседы.

  5. В результате многократного проведения бесед профессионал приобретает определенный опыт, позволяющий ему достигать профессионально важных целей бесед в большем количестве случаев, быстрее и с меньшими усилиями.

Все эти характеристики указывают на то, что профессиональная беседа, в отличие от обыденного разговора, является особым видом осознанной и целенаправленной деятельности, требующей для своего успешного и эффективного осуществления специальных знаний и умений.

Скачать 186 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   17


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

Физика и психология кошек – (невероятная) беседа

Задумывались ли вы, почему кошки такие проворные и, кажется, идеально помещаются в чашки, коробки и другие мелкие предметы? Или как кошки общаются с людьми?

Марк Абрахамс, редактор журнала «Анналы невероятных исследований» и ведущий церемонии вручения ежегодной Шнобелевской премии, Джин Берко Глисон, психолингвист и почетный профессор психологии и наук о мозге Бостонского университета, и Марк-Антуан Фарден, исследователь реологии в Университет Парижа обсудил этот и другие вопросы науки о кошках, вероятные и невероятные, на увлекательном и юмористическом вебинаре, организованном совместно The Conversation и Annals of Impropable Research.

Физика и психология кошек — разговор (невероятный).

Фардин — лауреат Шнобелевской премии по физике в 2017 году за исследование использования гидродинамики для исследования вопроса «Может ли кошка быть одновременно твердой и жидкой?»

Ниже приведены некоторые основные моменты обсуждения. Обратите внимание, что ответы были отредактированы для краткости и ясности.


Как известно многим владельцам кошек, кошки любят втискиваться в небольшие пространства. Бенджамин Тород/Момент через Getty Images

Марк Абрахамс: Реология изучает все, что течет, и во многом благодаря вам, включая кошек. Как это произошло?

Марк-Антуан Фарден: Несколько лет назад я был в Интернете и увидел набор веб-страниц, на которых обсуждалось, являются ли кошки жидкими. И тогда у них было определение жидкости. И обычно определение жидкости — это материал, который принимает форму своего сосуда. [Например,] если я налью жидкость в кружку, она примет форму кружки, а если я налью ее в бокал для вина, она примет форму стакана.

Если вы посмотрите на кучу разных кошек, вы увидите много разных фотографий и экспериментов, которые проводились многими людьми по всему миру, где вы видите кошек, принимающих форму контейнера [в котором они находятся], например, коробку или раковина. Люди задавались этим вопросом. Итак, я взял этот вопрос и перевел его на современный жаргон реологии.

Являются ли кошки жидкостью, если они принимают форму сосуда, в котором находятся? Марион Нивард / FOAP через Getty Images

Марк Абрахамс: Что означает сжимаемость кошек?

Марк-Антуан Фарден: Газ по сравнению с жидкостью сжимаем. Так что это означает, что если бы вы нажали на него, вы могли бы изменить его громкость. Итак, что касается кошек, как только вы ответите, что кошка может быть жидкостью, вы также можете продвинуть вопрос немного дальше и спросить, может ли в некоторых случаях кошка быть газом.

И поэтому, если это газ, он должен быть сжимаемым. И это эксперимент, который я не проводил, потому что не хочу попасть в беду.

Бет Дейли (Джин Берко Глисон): Основываясь на вашем опыте психолингвиста, насколько эффективно люди общались с кошками? А если нет, то как им быть?

Джин Берко Глисон: Кошки очень эффективно общаются с нами. У нас были кошки в качестве домашних животных около 14 000 лет. И через 14 000 лет кошки сказали нам, что они хотят жить с нами, и что им нужна удобная кровать, и им нужна еда, и они хотят, чтобы мы прижимались к ним. Другими словами, кошки действительно сообщили обо всех своих интересах и потребностях, так что мы бегаем и делаем все, что они задумали. Так что они делают очень хорошую работу.

Наша проблема с общением с кошками заключается в том, что вы можете попытаться дрессировать кошек, но [они очень упрямы]. Например, кошки, которые часто участвуют в психологических исследованиях… просто уходят.

Кошки не будут слоняться поблизости до конца вашего исследования.

На самом деле люди пытаются узнать гораздо больше о языке своего тела. Одна из вещей, которые произошли в последние годы, заключается в том, что мы [начали] понимать, что у кошек разные выражения лица. И недавно были проведены некоторые исследования, в ходе которых ветеринары или люди, работающие в кошачьих больницах, смогли отличить пять или шесть выражений кошачьей морды, но мы не очень хороши в этом.

Посмотрите полный вебинар, чтобы узнать о дополнительных научных данных, лежащих в основе исследования Фардина по физике кошек, знаменитом исследовании Берко Глисона о способностях детей к изучению языков и многом другом.

Объяснение психологии перебивания

На первый взгляд, психология прерывания кажется простой:

Говорящий что-то говорит, и его прерывает кто-то другой, который продолжает высказывать свое, оставляя прежнего озлобленным. Но есть гораздо больше прерываний, чем это.

Для начала поговорим о том, что представляет собой прерывание.

Прерывание разговора происходит, когда говорящий не может закончить свое предложение, потому что его перебивает прерывающий, который вскакивает и начинает свое собственное предложение. Прерванный человек останавливается на своем пути, и его голос затихает после точки прерывания.

Например:

Человек А: Я был в Диснейленде [на прошлой неделе]

Человек Б: [Я люблю] Диснейленд. Это мое любимое место для отдыха с семьей.

В приведенном выше примере А прерывается после произнесения «Диснейленд». А произносит фразу «на прошлой неделе» медленно, чтобы В мог перебить его. Термины «на прошлой неделе» и «я люблю» произносятся одновременно и обозначаются квадратными скобками.

Слишком быстрая речь после того, как говорящий закончил свое предложение, также может стать причиной прерывания. Он сообщает, что вы ждали своей очереди говорить, а не слушали, и не обработали то, что должен был сказать говорящий.

Обычно в перерыве участвуют три стороны:

  1. Прерванный
  2. Перебивающий
  3. Зрители (которые наблюдают за ними обоими)

Почему люди перебивают?

Люди перебивают по многим причинам. Исследователь Джулия А. Голдберг в целом классифицирует прерывания на три типа:

  1. Перебои в подаче электроэнергии
  2. Перебои в отношениях
  3. Нейтральные перебои

Давайте последовательно рассмотрим эти типы перебоев:

1. Перебои в подаче электроэнергии

Прерывание питания — это когда прерыватель прерывает работу, чтобы получить питание. Прерыватель получает власть, контролируя разговор. Аудитория воспринимает тех, кто больше контролирует разговор, как более влиятельных.

Перебои в подаче электроэнергии часто являются преднамеренной попыткой показать превосходство над аудиторией. Они распространены, когда обсуждение или дебаты происходят публично.

Например:

A: Я не считаю вакцины опасными. [Исследования показывают..]

B: [Они ЕСТЬ!] Вот, посмотрите это видео.

Говорящие хотят, чтобы их слушали и понимали. Когда Б прерывает А, А чувствует себя оскорбленным и неуважительным. А чувствует, что то, что они должны сказать, не является существенным.

Зрители видят в А человека, который не контролирует разговор. Следовательно, А теряет статус и власть.

Реакция на перебои в подаче электроэнергии

Когда вас прервет перебой в подаче электроэнергии, вы почувствуете необходимость восстановить свои силы и сохранить лицо. Но делать это нужно тактично.

Худшее, что вы можете сделать, это позволить прерывателю перебить вас. Это говорит о том, что вы не цените то, что говорите, и себя.

Итак, стратегия здесь состоит в том, чтобы как можно скорее дать понять тому, кто вас прерывает, что вы не цените его прерывание. Не позволяйте им отстаивать свою точку зрения.

Чтобы сделать это, вы должны прервать прерывателя, как только он прервет вас, сказав что-то вроде:

«Пожалуйста, дайте мне закончить».

«Подождите секунду».

«Вы позволите мне закончить?» (более агрессивно)

Подтверждая таким образом свою власть, вы, скорее всего, заставите их почувствовать себя бессильными. Власть в социальных взаимодействиях редко распределяется поровну. У одной партии больше, у другой меньше.

Таким образом, они будут мотивированы, чтобы вернуть себе силу, чтобы хорошо выглядеть перед публикой. Это создаст цикл прерываний питания. Это двигатель горячих споров и споров.

Если хочешь драться, сражайся. Но если вы хотите вновь заявить о своей силе, вы можете сделать это, снизив уровень 9.0009 как вы дали понять, что прерыватель вас прервал. Вы возвращаете свою силу, но не пересиливаете их.

Лучший способ сделать это — сообщить им, что они перебивают невербально. Вы можете поднять одну руку, показывая им свою ладонь, показывая: «Пожалуйста, подождите». Или вы можете слегка кивнуть, чтобы признать их потребность прервать, говоря: «Мы свяжемся с вами позже».

Как избежать перебоев в подаче электроэнергии

Вы хотите избежать перебоев в подаче электроэнергии во время разговоров, потому что это заставляет другую сторону чувствовать неуважение и оскорбление.

Все начинается с самосознания. Участвуйте в разговорах с желанием выслушать и понять, а не показывать превосходство.

Но ведь мы же люди и время от времени оступаемся. Если вы чувствуете, что прервали кого-то, вы всегда можете это исправить, отказавшись от контроля над разговором и вернув его говорящему.

Вы можете сделать это, сказав что-то вроде:

«Извините, вы говорили?»

«Пожалуйста, продолжайте».

2. Прерывания раппорта

Эти прерывания безвредны и предназначены для установления взаимопонимания. Они добавляют к разговору, а не убавляют его, как при отключении питания.

Прерывание раппорта позволяет говорящему понять, что его слышат и понимают. Значит, они имеют положительный эффект.

Например:

A: Я встретил Ким [вчера].

B: [Ким?] Сестра Энди?

Ответ: Да, она. Она хорошенькая, не так ли?

Учтите, что хотя А и прервали, он не чувствует неуважения. На самом деле, они чувствуют, что их услышали и поняли, потому что Б поддержал разговор А. Если бы B сменил тему или как-то лично напал на A, это было бы отключением электричества.

А не чувствует необходимости подтверждать и продолжать свою точку зрения, потому что ее точка зрения была хорошо принята.

Прерывание раппорта делает беседу естественной, и обе стороны чувствуют, что их услышали. Никто не пытается переплюнуть другого.

Следующий клип является хорошим примером того, как три человека разговаривают и прерывают раппорт. Ни одно прерывание не кажется прерыванием силы для вас — аудитории — потому что прерывания продвигают разговор вперед, наполняя его потоком:

Однако иногда прерывание раппорта может быть ошибочно принято за прерывание питания. Возможно, вы пытаетесь искренне наладить контакт с кем-то, и они почувствуют, что вы их перебиваете.

Обычно это происходит, когда вы отвечаете на часть предложения говорящего, но позже в его речи появилось что-то хорошее и захватывающее, что вы непреднамеренно заблокировали.

Дело в том, что если они чувствовали себя прерванными, они чувствовали себя прерванными.

Скорее всего, они недостаточно осведомлены о себе, чтобы понять, что вы только пытались подключиться. В любом случае, вы должны предоставить им слово, если они чувствуют, что их прервали.

Если вы считаете, что могли принять прерывание раппорта за отключение электричества, сделайте следующее:

Вместо того, чтобы требовать обратного контроля над разговором, посмотрите, как перебивший вас ведет себя после того, как прервал вас.

Если это перебои в подаче электроэнергии, они попытаются взять слово в свои руки, оставив вас с невысказанным мнением. Если это прерывание раппорта, они, скорее всего, поймут, что прервали вас, и попросят вас продолжить.

Также полезно помнить, что прерывание раппорта чаще происходит при взаимодействии один на один, чем при прерывании питания. Нет аудитории, на которую можно было бы произвести впечатление.

3. Нейтральные прерывания

Это прерывания, которые не направлены на получение власти или установление связи с говорящим.

Тем не менее прерывания нейтрали могут быть ошибочно приняты за прерывания питания.

Люди — иерархические животные, которые очень заботятся о своем статусе. Таким образом, мы, вероятно, ошибочно воспримем раппорт и нейтральное прерывание как прерывание питания. Перебои в подаче электроэнергии редко ошибочно понимаются как прерывания соединения или нейтрали.

Понимание этого пункта поднимет ваши социальные навыки на новый уровень.

Причины нейтрального прерывания включают:

а) Возбуждение/эмоциональность

Люди в первую очередь существа эмоциональные. Хотя кажется идеальным и цивилизованным то, что один человек должен сначала закончить свою мысль, а затем говорить другой, такое случается редко.

Если бы люди так говорили, это казалось бы роботизированным и неестественным.

Когда люди перебивают, часто это эмоциональная реакция на то, что они только что услышали. Эмоции требуют немедленного выражения и действий. Трудно поставить их на паузу и дождаться, пока другой человек закончит свою точку зрения.

б) Стили общения

У людей разные стили общения. Кто-то говорит быстро, кто-то медленно. Некоторые воспринимают быстрые разговоры как отвлекающие; некоторые считают их естественными. Несовпадение стилей общения приводит к нейтральным прерываниям.

фальстарт , например, когда вы прерываете кого-то, потому что думаете, что он закончил свою мысль, но это не так. Это может произойти, когда вы разговариваете с медленным говорящим.

Также на общение людей сильно влияют те, в окружении которых они научились говорить. Вежливые родители воспитывают вежливых детей. Ругающиеся родители воспитывают ругающихся детей.

б) Занятие чем-то более важным

Это происходит, когда прерывающий перенаправляет внимание на что-то более важное, чем текущий разговор.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts