Беседа как метод: 1.2. Метод беседы

Беседа как метод исследования 1 практика Панова Л

Download 108.54 Kb.

bet1/5
Sana28.12.2022
Hajmi108.54 Kb.
#1011860
TuriПрактическая работа

  1   2   3   4   5

Bog’liq
1 практика Панова Л
metodik korsatma, foydali, «Men» — obrazi va o’z-o’ziga baho berish, 400110860304017094100079001, Al Xorazmiy, Стлстическа использование пословиц и поговорок, 6 3-урок, kursovaya mirovaya torgovlya i problemy globalizacii, Studbooks 267973, Prezident Sh Mirziyoyevning Markaziy va Janubiy Osiyo mintaqaviy o`zaro bog`liqlik. l, 8-amaliy ish., 8-amaliy ish., 1212, malaka talablari taxlil, Ixtisoslashgan dasturiy vositalar 45

    Bu sahifa navigatsiya:
  • Практическая работа№1 Тема:Беседа как метод исследования
  • Виды беседы

Национальный университет Узбекистана имени
Мирзо Улугбека
Факультет: Социальные науки
Кафедра: Практическая психология
Форма обучения: заочная
Студент: Панова Лидия
Практическая работа№1
Метод беседы является одним из самых сложных для овладения и использования. В то же время он очень широко применяется в практике психологической и педагогической работы.
Беседу можно определить как метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Очень близким к беседе является метод интервью, определяемый как способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Как беседа, так и интервью предполагают прямой контакт с испытуемым. Для проведения беседы необходимо сформулировать цель, общий план и программу беседы. Часто бывает полезно развести цель и тему беседы во избежание преднамеренного искажения ответов. Это может случиться, если психолог симпатичен человеку либо, наоборот, он ассоциируется с официальным лицом.
Беседа – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах их деятельности, их мнениях. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни увидеть, ни прочитать никоим образом не удается.
Искусство этого метода состоит в том, чтобы знать: о чем спрашивать; как именно спрашивать, т. е. какие именно задавать вопросы; как убедиться в том, что можно доверять полученным ответам, кого спрашивать, где спрашивать, где лучше провести беседу, как обработать данные, нельзя ли получить всю эту информацию, не прибегая к опросу.
Процесс ведения беседы предполагает постепенное включение собеседника в разговор с таким расчетом, что, добившись более непринужденной атмосферы, можно поддерживать у интервьюируемого интерес к беседе и вести ее по намеченному плану.
Поскольку каждый этап беседы предполагает учет собственных требований, рассмотрим их более подробно при характеристике процедуры проведения беседы.

Виды беседы
Выделяют несколько различных видов беседы в зависимости от выбранного основания классификации.
По содержанию беседа подразделяется на документальную и беседу-интервью мнений.
Целью документальной беседы является изучение событий прошлого, уточнение фактов, а цель беседы-интервью мнений – выявление оценок, взглядов, суждений, точек зрения.
По технике проведения беседа может быть стандартизированной, свободной и полустандартизированной.



  1. Стандартизованная (или формализованная) беседа предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, четкую последовательность вопросов, их конструкцию, предполагаемые варианты возможных ответов.

  2. Нестандартизованная (свободная) – это длительная беседа (может быть в течение нескольких часов) без строгой детализации вопросов, но в соответствии с продуманной общей программой.

  3. Полустандартизированная беседа является весьма распространенной, в которой сочетаются особенности двух предыдущих вариантов, когда часть беседы проходит по строгому плану, включающемуряд обязательных вопросов, а часть– в свободном ключе.

В зависимости от особенностей процедуры метод беседы может подразделяться на клиническую беседу и фокусированную беседу-интервью.

Целью клинической (глубокой) беседы является получение сведений о мотивах, глубинных побуждениях, склонностях опрашиваемого.
Фокусированная беседа-интервью направлена на выявление информации о реакциях субъекта на заданное воздействие. С ее помощью можно изучать, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (на средства массовой печати, лекции и т. п.). Причем текст информации здесь предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа. В фокусированной беседе стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались: 1) в центре внимания опрошенных; 2) на периферии; 3) чего вовсе не оказалось в памяти.
По способу организации выделяют коллективную, индивидуальную и телефонную беседу.

  1. Коллективная (или групповая) беседа применяется сравнительно редко. Это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе.

  2. Индивидуальная беседа проводится в отсутствии третьих лиц, телефонная используется для быстрого получения мнений по широкому кругу вопросов, что позволяет получить актуальную информацию от соответствующей аудитории.

В зависимости от того, кто является инициатором беседы, выделяют еще один ее вид – ненаправленная беседа, которая носит терапевтический характер. Инициатива течения беседы здесь принадлежит самому респонденту (опрашиваемому). Исследователь лишь помогает ему «излить душу».
Тщательно разработанная программа исследований – гарантия его успеха. Программа всегда дополняется рабочим планом, в котором уточняются этапы беседы, сроки проведения, оцениваются ресурсы, необходимые для обеспечения успешного завершения беседы, учитываются особенности опрашиваемых, формулируются необходимые вопросы и возможные ответы на некоторые из них, определяется способ фиксации результатов беседы и т. д

Download 108.54 Kb.


Do’stlaringiz bilan baham:

  1   2   3   4   5


Ma’lumotlar bazasi mualliflik huquqi bilan himoyalangan ©fayllar.org 2023
ma’muriyatiga murojaat qiling

Психодиагностика и психологический практикум — Беседа как метод психодиагностики.

« Предыдущий вопрос

Наблюдение как метод психодиагностики.

Основной и очень важный метод. С его помощью можно получить информацию, которую невозможно получить

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психодиагностике и психологическому практикуму . Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психодиагностике и психологическому практикуму — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

Контент-анализ — метод формализованного изучения содержания документов и различного рода текс


Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа используется с разными целями:
1. метод беседы используется для установления контакта, настройки на сотрудничество
2. метод беседы используется для создания положительной мотивации на обследование и усиление ее. Это подготовка к психодиагностическому обследованию.

3. метод беседы используется для получения диагностической информации от испытуемого
4. метод беседы также используется для снижения уровня тревожности и оказания психологической помощи.
Если метод беседы используется для получения диагностической информации, то это диагностической интервью. Если метод беседы используется для снижения тревожности, то это уже клиническое интервью.
Их нельзя противопоставлять, они связаны друг с другом. Любой вид интервью начинается в установления контакта, настройки на сотрудничество.
В психотерапевтической беседе первый этап содержит этапы психодиагностического интервью, и наоборот психодиагностическое интервью может содержать элементы терапевтического воздействия.
Сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы:
1. в процессе беседы психодиагност вступает в непосредственное взаимодействие с испытуемым и должен использовать информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно фиксировать мимику, жесты, позы, отношение к беседе.
2. психодиагност обязан обращать внимание и на формальную сторону беседы, на манеру речи испытуемого, так как она важна для оценки личностных особенностей.
3. психолог, участвуя в беседе сам, влияет на поведение испытуемого своей речью, позой, мимикой; меняя ситуацию, может изменить и содержание ответов испытуемого.
4. собеседники находятся в неравных позициях (психодиагност задает вопросы, испытуемый — отвечает). Ассиметрия позиций может нарушить отношения, человек может уйти в себя, отказаться отвечать на вопросы. Психодиагност должен понимать это неравенство и не утрировать, не подчеркивать этого.
o надо отвечать на возможные вопросы испытуемого
o перед началом беседы психолог просит ответить на вопросы, потом сам обязуется ответить на все вопросы испытуемого.
5. каждый психолог априорно воспринимается как специалист по человеческим отношениям, и беседа выходит за рамки обычной беседы, так как к психологу предъявляются повышенные требования, и к его личности тоже — коммуникабельность — направленность на другого человека
o эмоциональная отзывчивость
o высокая эмпатия (способность к сочувствию и сопереживанию)
o терпимость
o тактичность
o высокий уровень рефлексии
Диагностическое интервью.
1. При диагностическом интервью всегда задана цель или задача.
2. При диагностическом интервью всегда идет регистрация вербального материала и оценка результатов.
Виды диагностического интервью.
Критерием разделения выступает:
наличие или отсутствие заранее подготовленного плана или программы.
на чьей стороне находится инициатива проведения интервью, и как следствие этого диагностическое интервью может быть управляемым (программным интервью), и неуправляемым (напрограммированное интервью).
При неуправляемом диагностическом интервью инициатива на стороне клиента. Беседа исповедального характера, рассказ клиента о себе без вопросов.
Психолог не должен быть пассивен, позиция активного слушателя; принцип недирективной терапии: контакт, эмпатия, принятие человека, с уважением относится к позиции клиента, не оценивать клиента.
При управляемом диагностическом интервью психолог заранее составляет план беседы, инициатива на его стороне.
1) диагностическое интервью стандартизированное.
Определена жестко заданная тактика проведения интервью, вопросы задаются в строго определенной последовательности. Исключаются дополнительные воздействия на испытуемого.
Все клиенты в равном положении, можно сравнивать.
Недостаток:
Стандартизированное диагностическое интервью меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзаменационный опрос, снижение искренности испытуемого, искажение ответов.
Стандартизированное диагностическое интервью можно проводить, когда у клиента существует установка на обследование, охотное сотрудничество, когда не надо создавать позитивную мотивацию.
Стандартизированное диагностическое интервью не применяют к маленьким детям, чаще используется при массовых опросах: поучение большого количества сравнимой информации.
2) диагностическое интервью свободное.
В этом случае психолог заранее наметил план и вопросы, но тактика свободная, нет жесткой последовательности вопросов. Каждый последующий вопрос с учетом ответа на предыдущий, что учитывает изменения в ходе беседы, сохранение естественности ситуации, и как следствие искренность ответов. Для этого нужно большое мастерство и опыт психолога.
Свободное диагностическое интервью проводится при индивидуальном обследовании. Требуется проникнуть во внутренний мир, понять затруднения личности.

Каждый психодиагност должен уметь составить психодиагностическое интервью.
Правила составления диагностического интервью.
I. Структура диагностического интервью.
1. этап. Введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество установление контакта.
2. этап. Свободные неуправляемые высказывания клиента (он рассказывает то, что хочет, без вопросов психодиагноста).
3. этап. Психодиагност задает общие вопросы.
4. этап. Диагностическое интервью (психодиагност задает подготовленные вопросы).
5. этап. Заключительные слова психодиагноста, попытка ослабить возникшее напряжение и выражение признательности за ответы испытуемого.
II. Как составлять вопросы для диагностического интервью.
1. К испытуемому следует обращаться на Вы с подросткового возраста.
2. Словарь, на который опирается психолог (словарь должен соответствовать той социальной и возрастной группе, к которой принадлежит испытуемый).
3. Как составлять вопросы для диагностического интервью, чтобы добиться искренних ответов?
Приемы составления вопросов.
прием предварительного такта — вопрос формулируется так, что уменьшается возможное неблагоприятное впечатление от ответа. (Например: всем приходится иногда драться, а тебе?).
использование эвфемизмов (замена, уменьшающая отрицательную оценку). Вместо «драться» — «Вы часто не понимаете друг друга с братом?»
использование формы письменного ответа на вопрос (особо неприятный)
Вопросы, которые имеются в диагностическом интервью, бывают трех видов:
прямые («Ты боишься?»)
косвенные («Что ты чувствуешь во время грозы?»)
проективные (относящиеся к другим людям — «Дети бояться грозы»)
Общие правила.
1. Диагностическое интервью не должно быть очень длинным.
2. Регистрация должна осуществляться в момент ответов, но регистрация не должна тормозить искренность испытуемого (возможно использование диктофона).
3. Интерпретация диагностического интервью должна проводиться в контексте всех дополнительных сведений об испытуемом.
Беседы с детьми и подростками.
Отличие: как правило, взрослые обращаются к психологу по собственной инициативе, а детей приводят.
У них отсутствует мотивация общения с психологом, сложно установить контакт, доверительные отношения.
гораздо больше находчивости и опыта требуется для работы с детьми.
Особенно касается трудных, аутичных и маленьких детей.
Особенно полезной является игра. У психолога в кабинете должны быть игрушки, игры, головоломки, карандаши, фломастеры — для того, чтобы вовлечь в совместную деятельность ребенка.
Форма обращения с маленьким ребенком по имени (как в семье, как называет мама).
Говорить на понятном языке (соответственно возрасту, полу, условиям жизни).
Полнота, достоверность беседы зависит от способности к рефлексии, самонаблюдения, анализ себя, который у маленьких детей практически отсутствует и слабо выражена способность к вербализации своих чувств.
Информацию о переживаниях, мыслях, чувствах можно получить, правильно сформулировав и вовремя задав вопрос, который помогает расширить способность вербализации эмоциональных состояний ребенка.
Косвенные и проективные вопросы помогают получить более достоверную информацию, чем прямые вопросы.
Нужно уметь занять правильную позицию недирективной психотерапии. Это помогает раскрыться, отвечать искренне, уважать право на тайну личности.

Как начать светскую беседу с использованием метода ARE

в: Люди, социальные навыки

Бретт и Кейт Маккей • 12 мая 2017 г. • Последнее обновление: 6 июня 2021 г. рассылки, предлагающие практические советы по улучшению ваших социальных навыков. Узнайте больше об их raison d’etre .  

Итак, вы знаете, как подойти к людям, чтобы начать разговор, и как повысить вероятность того, что люди обратятся к вам, чтобы поболтать.

Но когда вы «в деле», что тогда? Как вы на самом деле начинаете участвовать в светской беседе и как вы строите разговор оттуда?

Эксперт по коммуникациям доктор Кэрол Флеминг сформулировала, пожалуй, самый простой и эффективный метод инициации светской беседы: процесс, состоящий из трех частей: от привязки к раскрытию и к поощрению («ARE»).

Давайте раскроем, что связано с каждым шагом:

Якорь

Начните разговор, заякорив его в вашей «общей общей реальности». Ваша вступительная фраза продлевает первую маленькую нить связи между вами и другим человеком — легкая шутка о том, что вы оба видите или испытываете. Вы можете говорить о том, что происходит вокруг вас — погоде, атмосфере, окружающей среде, еде, событиях ситуации, в которой вы находитесь, — или делать комплименты человеку, с которым вы общаетесь.

  • Сбор вещей после занятий: «Экзаменационные вопросы оказались совсем другими, чем я ожидал».
  • Проходя мимо друг друга в тренажерном зале:  «Отличный подъем!»
  • В очереди за едой на свадьбе: «Пирог на свадебный десерт! Я никогда не видел этого раньше, но это потрясающе».

Не зацикливайтесь на том, что такие комментарии слишком поверхностны, и тщетно ищите что-то действительно умное, чтобы сказать. Флеминг называет такие обмены «дружескими шумами», и вы оба знаете, что они не имеют смысла, а просто постепенный и вежливый способ перейти к «настоящему» разговору.

Раскройте

Затем расскажите о себе что-нибудь, связанное с якорем, который вы только что выбросили:

  • «Я впервые решил учиться в этом семестре, но, похоже, я изучал все не то!»
  • «Я бы хотел иметь возможность поднимать такой вес в становой тяге».
  • «В любом случае, не могу сказать, что когда-либо был большим поклонником свадебного торта».

Открывая немного больше, мы протягиваем другому человеку еще несколько нитей связи и доверия, в то же время давая ему пищу для ответа.

Поощрение

Теперь вы передаете им мяч, задав вопрос:

  • «Тест вас тоже удивил?»
  • «Вы следуете определенной программе?»
  • «Вы [любитель свадебного торта]?»

Продолжайте развивать беседу

Применяя эффективный метод ARE, вы успешно обменялись несколькими любезностями, но эти нежные нити светской беседы могут легко распасться и улететь в этот момент.

Итак, вы хотите сплести эти легкие нити во все более крепкую веревку. Вы делаете это, предлагая последующие комментарии и вопросы, предназначенные для получения ответов, которые будут продолжать строить разговор. Комментарий требует большего мастерства, так как вам нужно создать комментарий, который будет продолжаться взад и вперед. В идеале вы должны сформировать в уме как комментарий, так и резервный вопрос, чтобы, если они ответят на ваш комментарий только смехом или «ага», вы были готовы снова начать движение.

Давайте посмотрим, как могут развиваться наши три примерных диалога:

Вы:  «Эти экзаменационные вопросы оказались совсем другими, чем я ожидал. Я решил учиться впервые в этом семестре, и, наверное, я изучил все не то! Тест тебя тоже удивил?

Другое лицо:  «Конечно. Я действительно сосредоточил все свое обучение на периоде Гражданской войны, и по этому поводу не было ни одного вопроса!»

Вы:  «Думаю, мне нужно будет воспользоваться дополнительным кредитом и пойти в один из городских музеев. Есть ли у вас какие-либо рекомендации о том, что лучше?»


Вы:  «Отличная тяга — я бы хотел иметь возможность поднимать такой большой вес в становой тяге. Вы следуете определенной программе?»

Другое лицо:  «Вы слышали о начальной силе?»

Вы:  «Нет, не видел. Это то, что могут сделать настоящие новички?»


Вы: «Пирог на свадебный десерт! Я никогда не видел этого раньше, но это потрясающе. Не могу сказать, что я когда-либо был большим поклонником свадебного торта. Ты?»

Другое лицо:  «Нет, здесь всегда сухо».

Вы:  «Точно! Однажды я был на свадьбе, где был огромный стол с печеньем и большими стаканами молока, и я подумал, что это тоже отличная идея».

Другое лицо:  «Да, это было бы здорово».

Вы:  «Итак, откуда вы знаете счастливую пару?»


Независимо от того, задаете ли вы последующий комментарий или вопрос, обязательно чередуйте эти два варианта и соблюдайте баланс: слишком много вопросов, заданных один за другим, сделают беседу больше похожей на допрос, а слишком много ваши собственные комментарии не дадут другому человеку возможности высказаться. Это нехорошо, так как ваш интерес к тому, что они говорят, вызывает у них симпатию.

Так склоняйте чашу весов в сторону вопросов, особенно открытых. Как вы составляете открытые и закрытые вопросы? Это мы обсудим в следующий раз.

ПредыдущийСледующий

Хотите начать действовать в отношении контента, который вы читаете на AoM?

Присоединяйтесь к напряженной жизни

Узнайте больше

3. Используйте целенаправленный разговор

А. Как вы вовлекаете группу?

Метод сфокусированного разговора — это структурированный процесс, который помогает группе пройти через беседу вместе. он намеренно продвигается по теме, начиная с вещей, которые можно наблюдать (факты/данные), и заставляет все голоса в комнате поделиться простыми наблюдениями. Он вызывает информацию, связанную с индивидуальным опытом, чтобы обогатить данные для рассмотрения. Затем группу просят обдумать эти богатые данные, извлечь смысл, рассмотреть варианты, возможности и вопросы. Последний этап – решить, какое действие/вывод сделать – индивидуально или в группе.

Этот процесс направлен на то, чтобы добиться полного участия всех и создать пространство для рассмотрения различий в человеческом опыте. Целенаправленная беседа — содействие общей осведомленности  предоставляет обзор процесса.

 

B. Как еще можно использовать сфокусированный разговор?

Сосредоточенный разговор обеспечивает прочную основу, на которой можно построить множество вещей. Помимо вовлечения группы в беседу на интересующую тему, она предлагает структуру для многих других вещей.

Целенаправленный разговор может стать основой для целой конференции. На последнем слайде раздела «Фокусированная беседа — содействие общей осведомленности»   показана структура однодневного мероприятия, поддерживаемого структурой ORID для целенаправленной беседы.

 

C. Как вы разрабатываете сфокусированный разговор?

Курс Top Facilitation Methods и его руководство для участников сосредоточены на развитии этого навыка. Отличным дополнительным ресурсом является статья Брайана Стэнфилда под названием « T he Art of Focused Conversation «. Другим замечательным ресурсом является книга The Art of Focused Conversation: 100 Ways to Access Group Wisdom in the Workplace. курс Top Facilitation Methods

 

D. Что нужно сделать, чтобы подготовиться к организованной встрече/мероприятию?

Сессия 1 была сосредоточена на определении участников и рациональных и эмпирических целей встречи — людей и продукта. Когда эти элементы известны, фокус смещается на процесс.

Сессия 2 выдвинула на первый план следующий этап процесса — согласование методов с потребностями. Это основополагающие шаги в дизайне, но дизайн идет намного глубже. Дизайн включает в себя разработку вопросов, которые будут использоваться, последовательности, в которой они будут задаваться, рассмотрение сроков, определение стратегий вовлечения участников и т. д.

Советы в  Подготовка к мероприятию перечислите соображения по подготовке дизайна, подготовке пространства и самостоятельной подготовке. Советы также касаются того, что нужно делать во время мероприятия и после него.

С таким количеством вещей, которые нужно учитывать, Контрольный список мероприятий по фасилитации также кажется замечательным.

 

E.  Каковы ключи к документированию организованного мероприятия?

Важно, чтобы документация была в руках участников, когда энергия мероприятия высока. Фасилитатор должен распространить документацию в течение 5 рабочих дней после мероприятия, а еще лучше в течение одного дня.

В большинстве случаев документация должна представлять собой вклад участников с минимальным повествованием фасилитатора. Для собраний, которые включают в себя задания и следующие шаги, эти детали должны отображаться на видном месте. Лучше просто и ясно.

Ниже приведен образец документации фактического сеанса регистрации для оценки выполнения плана. Достижения, проблемы и извлеченные уроки отображаются вверху. Далее следуют следующие шаги по реализации плана для четырех следующих шагов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts