Психологические приемы ведения беседы
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные этапы проведения деловой беседы……………………5
Глава 2. Психологические приемы ведения беседы………………………11 2.1 Основные психологические принципы ведения беседы………………….11 2.2. Тактика ведения переговоров, беседы…………………………………..12 2.3. Запрещенные приемы во время беседы, переговоров……………………13
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………….16
Введение.
Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопределенно. Это и служебное совещание и просто деловой разговор заинтересованных лиц; т.
1. взаимное
общение работников из одной
деловой среды;
Но важен не только чисто прагматический эффект деловой беседы. Во время беседы вы можете получить оперативную деловую информацию. Она способствует расширению интеллектуальных возможностей и активизации коллективного разума ее участников при принятии важных управленческих решений. Основными этапами деловой беседы являются: подготовительные мероприятия, начало беседы, информирование присутствующих, аргументирование выдвигаемых положений и завершение беседы. Не существует единых безошибочных правил подготовки к деловой беседе. Однако будет полезно указать на следующий вариант схемы такой подготовки: планирование; сбор материала и его обработка; анализ собранного материала и его редактирование. Место беседы выбирается с учетом его влияния на ожидаемый результат. Для лиц, не работающих в фирме, наиболее удобным местом будет служебный кабинет принимающего или специальная комната для гостей, оборудованная всем необходимым.
Обстановка в любом случае должна быть спокойной, уединенной, исключать неожиданное появление посторонних, шум, звонки и т.п., ибо это нервирует, но не «интимной». Во многом ее определяет даже цвет стен, освещенность, мебель и характер ее расстановки. С сотрудниками можно встречаться и на их рабочем месте. Допустимо проведение деловых бесед и вне службы, например, в ресторане, кафе или даже в домашних условиях. Главное, чтобы ваш собеседник чувствовал себя свободно и раскованно и мог полностью переключиться на деловой разговор. Затем следует выбрать наиболее удачный момент и только потом договариваться о встрече. В этом случае инициатива будет в ваших руках, и поэтому контролировать ситуацию будет легче. Когда беседа уже назначена, составляется план ее проведения. Сначала следует определить стоящие перед вами цели, а затем разработать стратегию их достижения и тактику ведения беседы. Такой план — это четкая программа действий по подготовке и проведению конкретной беседы.Глава 1. Основные этапы проведения деловой беседы.
Начало беседы, очень важный этап, и потому им не следует пренебрегать. Задачи этого этапа беседы следующие:
· установление контакта с собеседником; · создание рабочей атмосферы; · привлечение внимания к предстоящему деловому разговору. Любая
деловая беседа начинается со вступительной
части, на которую отводится до 10-15%
времени. Она необходима для создания
атмосферы взаимопонимания
Любая
деловая беседа имеет свои подъемы
и спады. В связи с этим возникает
вопрос: когда переводить беседу в
завершающую фазу — фазу принятия решений. Практика доказывает, что это надо
делать, когда беседа достигает кульминационного
момента. Например, вы настолько исчерпывающе
ответили на очень важное замечание
вашего собеседника, что его удовлетворение
вашим ответом очевидно. Пример его типичного
комментария в данном случае: «Это обязательно
нужно было выяснить!» Ваш ответ сразу
следует добавить положительным заключением,
например: «Вместе с вами мы убедились,
что внесение этого предложения будет
для вас очень выгодно».
· а) если
вы с помощью контрольных вопросов
направили беседу к нужной цели;
· б) если вы привели убедительные для
собеседника аргументы; · в) если на поставленные
в ходе беседы вопросы вы дали удовлетворяющие
собеседника ответы;
Когда эти условия выполнены, необязательно подталкивать собеседника к действиям, наоборот, он сам может предложить ускорить принятие решений. Другим признаком, свидетельствующим о том, что близится конец беседы, является изменение в поведении собеседника:
· он в
расслабленном состоянии
Если
вы заметили, что собеседник морщит
лоб в поисках подходящего
замечания, нужно попытаться узнать
у него, с чем он не согласен, разумно
применив технику вопросов. Пример:
«Отвечает ли это вашим представлениям…
Если нет, то почему?» Таким образом
вы узнаете истинную причину сопротивления
вашего собеседника. Переходить к принятию
решения можно только тогда, когда вы достигнете
полной договоренности с вашим собеседником.
Всегда следует быть готовым к слову «нет».
Если собеседник сказал «нет», беседу
заканчивать нельзя. У вас должны быть
подготовлены варианты, которые позволят
продолжить беседу и преодолеть это «нет».
Свободно обращайтесь к собеседнику с
вопросом, согласен ли он с вашим решением.
Всегда ждите, чтобы собеседник сам согласился
с вашими решениями. Не проявляйте неуверенности
при принятии решения. Если вы сомневаетесь
в этот момент, то не удивляйтесь, если
начнет сомневаться собеседник. Всегда
оставляйте в запасе один сильный аргумент,
подтверждающий ваш тезис, на тот случай,
если собеседник в момент принятия решения
начнет колебаться. Опытные деловые люди
никогда не допускают неожиданности в
конце деловой беседы. У них всегда в запасе
есть отличный аргумент, с помощью которого
они могут успешно ее завершить. Например:
«Да, я забыл добавить: в случае неудачи
мы все расходы берем на себя». Тщательно
следите за тем, чтобы всегда оставаться
последовательным с точки зрения истины.
Пользуйтесь достоверными аргументами.
С помощью полуправды можно вынудить собеседника
на какое-то решение, но нельзя создать
корректных и прочных деловых отношений.
Не отступайте, пока собеседник несколько
раз отчетливо не повторит слово «нет».
Не сдавайтесь на милость собеседника
до тех пор, пока не испробуете все известные
методы ускорения принятия решения. Часто
собеседники в конце беседы приводят сильные
доводы, но забывают предварительно подготовить
выводы из основных положений. В результате
нечеткое завершение беседы резко снижает
впечатление от всего того, что было убедительно
высказано ранее. Поэтому на подведение
итогов в конце беседы следует обращать
серьезное внимание. Завершение беседы
нельзя сводить только к простому повторению
наиболее важных ее положений. Основные
идеи должны быть сформулированы очень
четко и кратко. Вы должны придать общему
выводу легко усваиваемую форму, т. е. сделать
несколько логических утверждений, полных
смысла и значения. Всем присутствующим
должна быть ясна и понятна каждая деталь
обобщающего вывода, не должно быть места
лишним словам и расплывчатым формулировкам.
В обобщающем выводе должна преобладать
одна основная мысль, изложенная чаще
всего в виде нескольких положений, которые
последовательно выражают ее в максимально
сжатой форме.
Деловые беседы и переговоры
В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профилей. Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal — словесный, устный). Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами, представляющими иные культуры и религии.Этика и психология деловых бесед и переговоров.
Деловая беседа включает обмен мнениями и информацией и не предполагает заключения договоров или выработку обязательных для исполнения решений. Она может иметь самостоятельный характер, предварять переговоры или быть их составной частью.Переговоры имеют более официальный, конкретный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т.д.). Основные элементы подготовки к переговорам: определение предмета (проблем) переговоров, поиск партнеров для их решения, уяснение своих интересов и интересов партнеров, разработка плана и программы переговоров, подбор специалистов в состав делегации, решение организационных вопросов и оформление необходимых материалов — документов, чертежей, таблиц, диаграмм, образцов предлагаемых изделий и т. д. Ход переговоров укладывается в следующую схему: начало беседы — обмен информацией — аргументация и контраргументация — выработка и принятие решений — завершение переговоров.
Первым этапом переговорного процесса может быть ознакомительная встреча (беседа) , в процессе которой уточняется предмет переговоров, решаются организационные вопросы, или встреча экспертов, предваряющая переговоры с участием руководителей и членов делегаций. Успех переговоров в целом во многом зависит от результатов таких предварительных контактов. Заслуживают внимания шесть основных правил налаживания отношений между партнерами на предварительных переговорах и рекомендации по их реализации, предлагаемые американскими специалистами. Эти правила, кстати, сохраняют свое значение и в ходе ведения переговоров.
1. Рациональность. Необходимо вести себя сдержанно. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на переговорном процессе и способности принятия разумных решений.
2. Понимание. Невнимание к точке зрения партнера ограничивает возможности выработки взаимоприемлемых решений.
3. Общение. Если ваши партнеры не проявляют большой заинтересованности, все же постарайтесь провести с ними консультации. Это позволит сохранить и улучшить отношения.
4. Достоверность. Ложная информация ослабляет силу аргументации, а также неблагоприятно влияет на репутацию.
5. Избегайте менторского тона. Недопустимо поучать партнера. Основной метод — убеждение.
6. Принятие. Постарайтесь принять другую сторону и будьте открыты для того, чтобы узнать нечто новое от партнера.
Наиболее оптимальными днями для переговоров являются вторник, среда, четверг. Самое благоприятное время дня — через полчаса — час после обеда, когда мысли о еде не отвлекают от решения деловых вопросов. Благоприятная среда для переговоров может быть создана, в зависимости от обстоятельств, в вашем офисе, представительстве партнера или на нейтральной территории (конференц-зал, приспособленные для переговоров номер гостиницы, зал ресторана и т. д.). Успех переговоров во многом определяется умением задавать вопросы и получать исчерпывающие ответы на них. Вопросы служат для управления ходом переговоров и выяснения точки зрения оппонента. Правильная постановка вопросов способствует принятию нужного вам решения. Существуют следующие виды вопросов. Информационные вопросы предназначены для сбора сведений, которые необходимы для составления представления о чем-либо.
Контрольные вопросы важно использовать во время любого разговора, чтобы выяснить, понимает ли вас партнер. Примеры контрольных вопросов: «Что вы об этом думаете?», «Считаете ли вы также, как и я?». Направляющие вопросы необходимы тогда, когда вы не хотите позволить собеседнику навязать вам нежелательное направление беседы. С помощью таких вопросов вы можете взять в свои руки управление ходом переговоров и направить их в необходимое вам русло.
Провокационные вопросы позволяют установить, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел. Провоцировать — значит бросать вызов, подстрекать. Эти вопросы можно начинать так: «Вы уверены, что сможете…?», «Вы действительно считаете, что…?»
Альтернативные вопросы представляют собеседнику возможность выбора. Число вариантов, однако, не должно превышать трех. Такие вопросы предполагают быстрый ответ. При этом слово «или» чаще всего является основным компонентом вопроса: «Какой срок обсуждения подходит вам больше всего — понедельник, среда или четверг?».
Подтверждающие вопросы задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если ваш партнер пять раз согласился с вами, то на решающий шестой вопрос он также даст положительный ответ. Примеры: «Вы придерживаетесь того же мнения, что…?», «Наверняка вы рады тому, что…?»
Встречные вопросы направлены на постепенное сужение разговора и подводят партнера по переговорам к окончательному решению. Считается невежливым отвечать вопросом на вопрос, однако встречный вопрос является искусным психологическим приемом, правильное использование которого может дать значительные преимущества.
Ознакомительные вопросы предназначены для выявления мнения собеседника по рассматриваемому вопросу. Это открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Например: «На какой эффект вы рассчитываете при принятии этого решения?».Вопросы для ориентации задаются, чтобы установить, продолжает ли ваш партнер придерживаться высказанного ранее мнения. Например: «Каково ваше мнение по этому пункту?», «К каким выводам вы при этом пришли?».
Однополюсные вопросы — подразумевают повторение собеседником вашего вопроса в знак того, что он понял, о чем идет речь. При этом вы убеждаетесь, что вопрос понят правильно, а отвечающий получает время для обдумывания ответа.Вопросы, открывающие переговоры, весьма важны для эффективного и заинтересованного обсуждения. У партнеров по переговорам сразу же возникает состояние положительного ожидания. Например: «Если я предложу вам способ, с помощью которого можно быстро решить проблему…, ничем при этом не рискуя, заинтересует вас это?».
Заключающие вопросы направлены на скорейшее положительное завершение переговоров. При этом лучше всего сначала задать один-два подтверждающих вопроса, сопроводив их непременно дружеской улыбкой: «Смог ли я убедить вас в выгоде этого предложения?», «Убедились ли вы, насколько просто все решается?». А затем без дополнительного перехода можно задать вопрос, заключающий переговоры: «Какое время реализации этого предложения вас больше устраивает — май или июнь?»
Успешное ведение деловых бесед и переговоров во многом зависит от соблюдения партнерами таких этических норм и принципов, как точность, честность, корректность и такт, умение выслушать (внимание к чужому мнению) , конкретность.
Точность
Одна из важнейших этических норм, присущих деловому человеку. Срок договоренности необходимо соблюдать с точностью до минуты. Любое опоздание свидетельствует о вашей ненадежности в делах.Честность
Включает не только верность принятым обязательствам, но и открытость в общении с партнером, прямые деловые ответы на его вопросы.Корректность и такт
Не исключает настойчивости и энергичности в ведении переговоров при соблюдении корректности. Следует избегать факторов, мешающих ходу беседы: раздражения, взаимных выпадов, некорректных высказываний и т.д.Умение выслушать
Внимательно и сосредоточенно слушайте. Не перебивайте говорящего.Конкретность
Беседа должна быть конкретной, а не отвлеченной, и включать факты, цифровые данные и необходимые подробности. Понятия и категории должны быть согласованы и понятны партнерам. Речь должна подкрепляться схемами и документами.И последнее, негативный исход деловой беседы или переговоров не является основанием для резкости или холодности при завершении переговорного процесса. Прощание должно быть таким, чтобы в расчете на будущее позволило сохранить контакт и деловые связи.
См. также
Деловое общение- Визитные карточки
- Вкратце о деловом общении
- Влияние личностных качеств на общение
- Групповые формы делового общения
- Деловой завтрак, обед, ужин
- Диалоговое общение
- Методы ведения переговоров
- Общение по телефону
- Особенности общения через переводчика
- . .. и другое
Кто такой разговорчивый нарцисс? 4 признака, на которые стоит обратить внимание
Кто такой разговорчивый нарцисс?
Разговорный нарцисс — это тот, кто постоянно переводит разговор на себя и отходит в сторону, когда разговор больше не о нем. Как правило, их не интересует, что говорят другие люди. В эпизоде подкаста mbg автор и журналист Селеста Хедли описывает это как «перехват мяча» в разговоре.
Помните, что возможно — и на самом деле гораздо чаще — иметь черты нарциссизма, не будучи при этом нарциссом. Обычно это случается с разговорным нарциссизмом. «Разговорные нарциссы не обязательно соответствуют критериям формального диагноза нарциссического расстройства личности (NPD)», — говорит mbg Венди Бехари, LCSW. «Однако они обычно где-то в спектре».
Те, у кого нет клинического диагноза нарциссизма, как правило, просто руководствуются повесткой дня, говорит лицензированный психолог Рамани Дурвасула, доктор философии. В быстро меняющемся мире они стремятся быстро донести свою точку зрения, не устанавливая настоящих связей.
«Некоторые разговорчивые нарциссы на самом деле могут быть очень тревожными, — говорит Дурвасула, — поэтому они связывают свою тревогу, говоря о том, что им знакомо, то есть о них самих».
Резюме
Разговорный нарцисс часто переводит разговор на себя и не интересуется тем, что говорят другие люди, особенно если это не о них самих.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
Признаки разговорного нарциссизма
1.
Разговор односторонний
Разговорные нарциссы не могут отойти от своих собственных планов на достаточно долгое время, чтобы вовлечь в разговор кого-то другого, говорит Бехари. «Это никогда не бывает по-настоящему межличностным или интерактивным. Это становится скорее монологом или монологом».
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
2.
Они часто перебивают
Разговорчивые нарциссы вскакивают в разговор, когда кто-то находится на полуслове, говорит Бехари. «Сначала может показаться, что они помогают или делятся ресурсом, но быстро становится ясно, что этот разговор больше не о вас, а о них», — говорит она.
3.
Они не перестают говорить
Поскольку нарциссы постоянно ищут одобрения и благосклонности своей аудитории, Бехари говорит, что их постоянные разговоры больше походят на лекцию, чем на беседу. «Слишком много хвастовства и желания казаться очень умными, особенными, знающими и интуитивными», — объясняет она.
Это отличается от болтливого и экстравертного человека, который, скорее всего, осознает и даже признает, что много говорит, «тогда как разговорчивый нарцисс даже не осознает, что перехватил разговор и сделал все о них», — говорит Бехари.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
4.
Они не связаны с другими людьми
Если разговорный нарцисс не говорит, или кто-то еще не говорит о них, они не заинтересованы. По словам Дурвасулы, они будут казаться явно неудобными, скучающими, презрительными или рассеянными, когда говорят другие люди.
Как ответить разговорчивому нарциссу
Если кто-то ловит себя на том, что разговаривает с разговорчивым нарциссом, есть несколько способов ответить:
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролировать его функции доступности.
1.
Установите границы
«Когда вы знаете, что у кого-то есть эта черта, установите ограничения на ваше общение с ним», — предлагает Бехари. По ее словам, попытка иметь содержательные взаимодействия с кем-то, кто нарциссичен в общении, может быть одинокой.
Если вы решите вступить с ними в разговор, знайте, во что вы ввязываетесь, добавляет Дурвасула, и старайтесь развивать двусторонние отношения.
2.
Ответить эмпатической конфронтацией
Те, кто достаточно смел, могут попробовать то, что Бехари называет эмпатической конфронтацией . Например: «Я ценю, что вы понимаете, через что я прохожу, но я чувствую необходимость поделиться чем-то большим, чтобы выбросить это из моей системы». Затем она рекомендует поручить им слушать. «Настоящий нарцисс был бы полностью оскорблен таким комментарием», — говорит она, но люди с более умеренным нарциссизмом могут хорошо отреагировать в данный момент.
3.
Не принимайте это близко к сердцу
Дурвасула советует не принимать это на свой счет независимо от того, отвечаете ли вы дистанцированием или конфронтацией. «Ты не будешь тем, кто их изменит», — говорит она. «Люди с этим паттерном, как правило, не особенно проницательны». Указание им на это может заставить их защищаться, и они не всегда будут менять свой образ действий.
Давайте поговорим о социальной психологии и неловких разговорах
© iStock/RichVintageСоциальная психология участия в разговоре всегда была интригующей темой, и теперь исследователи представляют последние данные о том, как люди участвуют в неловких разговорах.
Разговоры необходимы для отношений и благополучия, но они часто вызывают у людей чувство беспокойства, неуверенности и социальной изоляции. Социальные и личностные психологи представят свои последние данные о том, как люди участвуют в случайных разговорах и неловких разговорах, а также о том, какой аспект социальной тревожности означает для человека собственной тревожности.
Социальная психология Увлеченность беседой
Социальный психолог Гас Куни, Гарвардский университет, США, объясняет: «Мы все очарованы тем фактом, что беседы вездесущи и важны, но в то же время их все боятся».
«Нам всем приходилось переезжать в новые районы, или заводить новых друзей, или пытаться произвести впечатление на новых коллег, и для этого нам нужно знать, что другие люди думают о нас».
Поскольку люди обычно хорошо оценивают себя во многих аспектах своей жизни, Куни и его коллеги хотят понять, почему общение, особенно с незнакомцами и новыми знакомыми, кажется всем слабым местом.
Парадокс уверенности
Согласно исследованию, представленному Эрикой Бутби из Корнельского университета, США, учитывая 20 повседневных действий, люди неизменно ставят свою способность вести беседу в конец списка. Те же самые люди также оценивают других как лучше, чем они в непринужденной беседе.
Бутби и его коллеги хотели определить конкретные причины, по которым люди не уверены в себе, поэтому они провели серию исследований, в которых опросили примерно 700 человек об их реакции на возможные и реальные разговоры.
«Мы обнаружили, что люди не только сообщают о том, что чувствуют себя неуверенными в своей способности участвовать в случайных разговорах, — говорит Бутби, — они также склонны приписывать худшие моменты разговоров — неловкие паузы, оплошности в разговоре — себе, а не их собеседник».
Бутби предполагает, что на самом деле все не так плохо, как кажется: люди очень снисходительны в разговорах.
Бутби планирует изучить, как может измениться восприятие человеком разговора, когда он разговаривает с людьми, которых хорошо знает, и надеется однажды найти золотую середину, когда беспокойство людей в разговоре начнет уходить.