Бесконфликтная школьная среда как этого достичь: «Бесконфликтная образовательная среда. Как этого достичь»

«Бесконфликтная образовательная среда. Как этого достичь»

 Выступление на семинаре

на тему: «Бесконфликтная школьная среда.

Как этого достичь?» 

          Актуальность темы. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.

          Но, к сожалению, педагогическое общение не всегда корректно. Зачастую именно в педагогическом общении возникают разного рода конфликты, иногда спровоцированные учеником, а иногда сознательно создаваемые учителем для достижения наилучшего результата в обучении и в становлении личности учащегося. Можно сказать, что конфликты не обошли стороной и педагогическое общение, осуществляемое в рамках школы. Поэтому изучение конфликтов – их появление, развитие, причины, разрешение – становится очень востребованным. В связи с этим мне бы хотелось осветить проблему педагогических конфликтов и постараться глубже в ней разобраться с целью устранения роста нежелательных конфликтов в образовательной сфере.

          Существует несколько видов общения: среди разных видов общения можно выделить педагогическое общение, которое занимает особое место

Что же такое педагогическое общение?

          Общение – способ передачи информации от одного человека к другому, передача или сообщение мыслей и чувств. Педагогическое общение – такое общение учителя (педагогического коллектива в целом) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника.

          Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми.

 Проблемы педагогического общения

          Проблема оптимального педагогического общения была поставлена еще в период развития советской педагогики, но не потеряла своей актуальности и в наши дни.

 

А.С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения. Он говорил, что мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. По его мнению, не может быть педагога, который не умел бы играть, то есть, не умел бы управлять собой: «Постановка голоса, мимика, умение встать, умение сесть – все это очень важно для педагога. Каждый пустяк имеет большое значение…».

         

          В истории педагогики неоднократно ставился вопрос о тех специальных качествах и способностях учителя, благодаря которым обеспечивается успешность того или иного вида его деятельности.

           Так Ф.Н. Гоноболин выделяет ряд наиболее важных способностей, которыми следует обладать учителям:

 

·  Дидактические способности. К требуемым для них психическим качествам он относит способность к свободному обращению с учебным материалом, способность оценивать трудность материала, находчивость и избирательность

·  Экспрессивные, или выразительные, способности, относящиеся, в основном, к речи

·  Перцептивные способности. Данный вид способностей тесно связан с умением учителя общаться с детьми, устанавливать с ними контакты, что зависит от наличия у него коммуникативных способностей

·  Организаторские способности

· 

Суггестивные способности, т.е. способности к внушению, заключающиеся в силе непосредственного волевого влияния на учащихся

·  Научно-познавательные способности.

Но необходимо понимать, что когда тот или иной автор говорит о «способностях», он имеет в виду собственно способности или профессиональные умения.

ВЫВОДЫ:

 

          Подводя итог, можно сказать, что педагогическое общение – это важнейший инструмент создания атмосферы равенства, справедливости, понимания, которая должна царить в отношениях педагога с учениками. Важным остается и тот факт, что учитель сам должен осознавать то, что от его поведения и его действий зависит то, какими будут его отношения с учениками. Учитель должен отдавать себе отчет в том, что именно он организует образовательный процесс, что именно от него, в первую очередь, зависит то, как выстроятся его отношения с учениками. Интересы учителя в первую очередь должны быть ориентированы на учеников, на их развитие и дальнейшее становление.

          В противном случае, неправильные действия учителя могут привести к возникновению конфликтов в педагогическом общении.

 

 Конфликты в педагогическом общении.

 

          Конфликты — довольно частое явление в нашей жизни. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Конфликты случаются там, где есть противоречия между людьми. Источником этих противоречий является разногласие в знаниях, умениях, личностных качествах, функциях управления, мотивах, потребностях, целях, взглядах, убеждениях, позициях, оценках и самооценках. Наш педагогический опыт убеждает, что проблема конфликтов в школе не потеряла актуальности.

           Практика сегодняшней, во многом изменившейся школы, свидетельствует о многочисленных конфликтах в детских коллективах. Они случаются в различных системах отношений: «Учитель — ученик»…

«Учитель — ученик»

ичина педагогического конфликта и его особенности

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

 

 ·  ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

 ·  ситуации (конфликты) поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

 ·  ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Особенности педагогического конфликта:

·  профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

·  участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

·  разница возраста и жизненного опыта участников ставит их на разные позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

·  различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

 

·  присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

·  профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

·  всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

·  конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

 

 

Пример разрешения конфликтной ситуации

 

1.• Конфликтная ситуация

 Ученик опоздал на урок. Учитель  раздраженно комментирует:- «Опять 25!!! Сколько можно! Посмотри, на кого похож! Взъерошенный как ехидна ,одет в невесть что! Мать совсем за тобой не смотрит! Смотришь как баран на новые ворота! Иди к доске…А хотя, какой от тебя толк-все равно ничего не знаешь. Садись-«2».

 Комментарий. Предложите другой сценарий развития событий.

Вывод: При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком сказать и зачем сказать.

 

2. Конфликтная ситуация.

На уроке ученик показал соседу по парте новый циркуль. Тот отвлекся и привлек внимание учителя. На замечание он показал язык, стал выражаться нецензурно (как дома), истерил, пинал стулья. Его отправили к психологу.

1.                  На уроке физкультуры учитель сделал замечание группе учащихся, которые не выполняли требования: не имели спортивной формы, баловались. Учащиеся не только не выполнили требование покинуть зал, но и вслух оскарбляли учителя, громко возмущались. Учитель за помощью пришел в кабинет директора-конфликт был улажен, но его участники до конца не примирились.

          В случае если компромисс найти не удается и учитель принимает решение о наказании ученика, учитель должен следовать наставлению А.С. Макаренко, который писал: «Как бы ни строго был наказан воспитанник, наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях».

«Ученик — ученик»

          Конфликты  в системе отношений «Ученик-ученик»,  разгруппированы в следующие подсистемы отношений: «Мальчик — мальчик», «Мальчик — девочка», «Девочка — девочка».

          Самое большое число конфликтов среди учеников происходит в деятельности, затем конфликты в личностных отношениях, конфликты из-за предметов  и конфликты в деловых отношениях.

Анализ конфликтов позволяет сделать следующие выводы:       

1. Конфликты в деятельностных отношениях случаются из-за отсутствия навыков само- регуляции у учащихся.

2. Конфликты в предметных отношениях являются следствием неограниченного чувства собственности, что ведет к несоблюдению прав и обязанностей к чужой личной собственности.

3. Конфликты в личных отношениях случаются из-за борьбы за высокий статус в детском коллективе, что вызывается потребностью в самоутверждении у детей с сильно развитой волевой сферой; из-за симпатий к сверстникам противоположного пола.

           Проблема разрешения конфликтов среди учащихся среднего звена решается немного лучше, чем в начальном звене.

           Анализ конфликтов, имеющих место среди учащихся среднего звена школы позволяет сделать следующие выводы:

1.         Наблюдается небольшой спад конфликтов  из-за притязаний на личную собственность сверстников. Инициаторы намеренно посягают на собственность товарищей. Чаще всего это «лидеры» группы с низким уровнем общего развития. Пользоваться чужой собственностью является их неограниченным «правом», но при этом своя собственность зорко охраняется.

2.  Отсутствие конфликтов из-за притязаний на завтрак сверстника объясняется тем, что дети среднего звена чаще делятся завтраками, угощают друг друга, ученики же начальных классов больше угощают учителя, реже —своих одноклассников. Чувство коллективизма начинает зарождаться у учащихся пятого класса. 

3.         Притязание на деньги одноклассников приобретает здесь несколько другой оттенок. Если в начальном звене деньги исчезали тайно, то здесь идет открытое вымогательство или их забирают, открыто, ничего не объясняя. Инициаторы этих конфликтов — начинающие или уже состоявшиеся «лидеры» примитивной группы.

 

4.         Появление конфликтов из-за небрежного отношения к предметам сверстников или к их одежде говорит об ответственности, бережливости и опрятности, учащихся среднего звена.

5.  Конфликты из-за места за партой являются отражением отношения учащихся к обучению (любители последних парт, как правило, занимаются посторонними делами на уроке; учащиеся, предпочитающие первые парты это ученики с сформированной мотивацией обучения), способности защищать свои права (в данном случае место за партой).

6. Меняется мотив конфликтов из-за случайных столкновений в системе   «Мальчик-девочка». Антагонистические  отношения  преобразуются   в конфликты из-за намеренных столкновений между мальчиками и девочками. Число случайных столкновений заметно уменьшается, т.к. беспорядочный бег сменяется играми с правилами, обсуждением разных проблем.

7.         Наблюдается небольшой спад межличностных конфликтов по отношению к этим же конфликтам в начальном звене. Однако, если их сравнивать с конфликтами в предметно-деятельностном отношении, то очевидной становится противоположная тенденция: повышается интерес к личности, к самоутверждению в коллективе, к лицу противоположного пола.

 

          В старшем звене школы наблюдается заметный спад конфликтов в предметно — деятельностных отношениях  и рост числа конфликтов в межличностных отношениях.

 

Анализ конфликтов в старшем школьном возрасте позволяет сделать следующие выводы:

1. Отсутствие конфликтов в предметно-деятельностных отношениях в системе отношений «Мальчик-мальчик» объясняется проникновением их в конфликты из-за притязаний на лидерство.

2. Здесь уже устанавливается четкая иерархия статусов в системе отношений «Мальчик-мальчик», что объясняет отсутствие конфликтов из-за места.

3. Потребность в прямом контакте с лицом противоположного пола находит отражение в конфликтах из-за грубого общения.

           Низкая успеваемость сопровождается плохим поведением,  потому что слабоуспевающие ученики часто пытаются утвердить себя в среде товарищей противодействием учителю, грубостью, демонстративным пренебрежением к соблюдению школьной дисциплины.

          Как быть педагогам? Снижать требовательность? Терпеть? Не замечать? Хвалить? Ругать? Или менять содержание образования и технологии? Повышать и без того высокую профессиональную компетентность или закалять нервную систему? Все это для обсуждения в кругу профессионалов. А может быть, и в детском, и родительском кругу?

 

 

«Учитель — родители»

 

 Пример ситуации

 

Учитель.  Я пригласил вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки английского языка.

 

Мама ученика. А что ему делать на ваших уроках? Неправильные глаголы учить? Вы знаете, что он у меня профессионально футболом занимается. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет.

 

Учитель. Но вы понимаете, что оценка по английскому языку в аттестат будет стоять не за его спортивные успехи. Он получит то, что заслуживает.

 

Мама ученика. Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?

      Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и, казалось бы, безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о существующей проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить детали и поговорить со всеми участниками неприятного инциндента сию минуту не могут. Но, чтобы конфликт  вспыхнул, одной конфликтной ситуации недостаточно: ведь она возникает задолго до того, как происходит прямое столкновение оппонентов.  

Претензии учителей.

·        Не ходят на собрания

·        Не принимают участия в жизни класса

·        Не сдают своевременно деньги

·        Не контролируют успеваемость и поведение

·        Обсуждают учителя при ребенке. 

«Учитель-учитель, администрация» 

  После 25 лет стажа

 

“Настоящая жизнь начинается в 50 лет. В эти лета человек овладевает тем, на чем основываются истинные достижения, приобретает то, что можно отдавать другим, познает то, чему можно учить, расчищает то, на чем можно строить”.

50 лет – пик писательского мастерства (проза),

55 лет – исторических исследований,

60 – политической деятельности (власти).

 

“Учителя после 50-ти – это те, на которых держится школа. И я не знаю, что мы будем делать, когда они уйдут на пенсию”.

 

Выделим несколько правил  поведения в конфликтной ситуации, обеспечивающие лучший выход из острой ситуации.

Правило 1-е: непредвзято относись к инициатору конфликта, попытайся понять его позицию «изнутри», поставив себя на его место.

          Всякий конфликт начинается с того, что появляется человек чем-то недовольный — это инициатор конфликта. Он выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение. Обычно партнер реагирует на инициатора конфликта отрицательно. Он обвиняет его в том, что тот «снова чем-то недоволен», что  «всегда ему все не так». Роль обвиняемого всегда неприятна, поэтому  каждый нормальный человек старается ее избежать или «готовится дать отпор инициатору».

           Следует помнить, что инициатор конфликта — всегда имеет личные основания «затевать ссору». За его недовольством и претензиями стоит  существенная причина или личный интерес — какое-то положение вещей, которое его не устраивает, тяготит, мучает, доставляет беспокойство или неудобство.

           Таким образом, для того, чтобы конфликт с первого же шага не пошел по «кривому пути», нужно справедливо и, главное, терпеливо отнестись к инициатору столкновения: сразу же не осуждать, а внимательно и по возможности максимально доброжелательно его выслушать.

 

Правило 2-е: не расширяй предмет спора.

          Обе стороны должны отчетливо и ясно сформулировать, прежде всего, для себя, что их не устраивает и раздражает. Затем полно и понятно изложить причину своих претензий.

Правило 3-е: решать спорный вопрос в настоящем.

         Не вспоминать и не приписывать прошлые обиды и ссоры.

 Правило 4-е: открытость общения, не переходить на личностные оскорбления.

          Стремиться к доброжелательности и создавать климат взаимного доверия. Помнить, что резкость вызывает резкость.

Правило 5-е: сдерживать эмоции.

Правило 6-е: аргументировано высказывать свои намерения.

Правило 7-е: преодолевать самолюбие.

          Быть готовым признавать собственную неправоту, преодолевать амбиции, понимать то, что в конфликте в той или иной мере виноваты обе стороны, но на примирение идет тот, кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.

        Таким образом, мы рассмотрели различные методы и способы преодоления конфликтов в педагогическом общении. В результате анализа можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев конфликты можно избежать. Необходимо только правильно научиться анализировать конфликтные ситуации и препятствовать их дальнейшему перерастанию в конфликты.

 

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

 по профилактике конфликтов

1.   Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.

2.   Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

3.  Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

*  оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

*  ухудшают качество мышления;

*  снижают объективность оценки окружающих;

*  по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

4.   Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

5.   Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

6.   Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

7.   Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

8.  Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

9.Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по
крайней мере, уважать всех, начиная с себя.

Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.

10.  По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.

 

 

 

Подготовила  Шалимова Н.А.

 

 

Вопросы бесконфликтного общения в школьной среде.

Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных школьных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создаёт сам учитель и применяет их в педагогических целях. Нередко они могут носить конфликтный характер. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.

1.Ситуации деятельности могут возникать по поводу учебной и внеучебной деятельности в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание или критика со стороны учителя.

2. Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения. Учитель не всегда знает обстоятельства детской жизни в семье, лишь догадывается о мотивах поступков, не всегда представляет отношения между детьми, поэтому ошибки при оценке поведения или завышенные требования вызывают конфронтацию его действиям со стороны учащихся.

3.Ситуации отношений возникают в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными, когда неоправданно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам.

Причиной конфликтов в начальной школе может стать акселерация (ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями), так как она не столько ускоряет общее созревание организма, сколько усиливает его дисгармонию с социальным созреванием и усугубляет в дальнейшем течение подросткового кризиса. Это затрудняет правильное воспитание детей. Педагогам становится все труднее понимать и внутреннее состояние, и потребности учеников, общаться с ними, руководить ими. Возникают конфликты. Слишком жёсткое или ,наоборот, слишком лояльное отношение к ученикам вызывает реакцию протеста, потому что в подростковом возрасте дети оценивают в учителе, прежде всего, человеческие качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с уважением и видеть в них личность.

Можно сделать вывод, что сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, право учащихся и учителя на чувство собственного достоинства, то есть возможность конфликтной ситуации уже изначально заложена в его должностных функциях классного руководителя.

Но, чтобы возник конфликт, одной конфликтной ситуации недостаточно: конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдёт прямое столкновение оппонентов. Обратимся к школьной практике: «Hа уроке учительница несколько pаз сделала замечания ученику, котоpый не занимался. Hа замечания он не pеагиpовал, пpодолжал мешать дpугим: достал pезинку и начал стpелять бумажками в учеников». Как вы думаете — это конфликт? Он пpоизошёл или ещё нет? Это ещё не конфликт, но налицо конфликтная ситуация. Здесь есть субъекты конфликта (учитель и ученик) и объект конфликта (важная учебная работа). Но раз ученик её не выполняет, то учитель по своему праву настаивает на выполнении своих требований. Попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие событий: если в этом случае школьник не меняет своего поведения, учитель будет вынужден применить меры педагогического воздействия. В свою очередь ученик на них будет каким-либо образом реагировать. Конфликтная ситуация в этом случае перерастёт в конфликт.

Наши подростки слишком сильно сориентированы на своих сверстников, и в этих условиях образование не такая уж ценность для них. Разочарование в учёбе может наступить и потому, что учителя слишком мало их уважают, даже позволяют себе их унижать, не редко даже оскорблять. И вот тогда ваши ученики обязательно станут ловкачами. Самые распространенные формы школьного ловкачества таковы:

Столкнуть родителей и учителя.

«Моя мать говорит, что это глупое задание», «Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости», «Мой отец считает, что это пустая трата времени», «Мало ли, что сказала твоя учительница…»

Беспомощность с целью вызвать жалость к себе и выпрашивание отметок.

«Я не могу, у меня не получается, помогите мне, пожалуйста». «Меня дома убьют».

3. Болезнь. Частое обращение к врачу, особенно во время контрольных работ. Постоянное: «Можно выйти из класса».

4. Лесть.

«Вы самый хороший учитель из всех, кого я знаю», «Вы так интересно рассказываете, мне всё-всё понятно».

5. Настроить одного учителя против другого.

У учителей с опытом работы нередко вырабатывается чёткая система манипуляций, с помощью которых они защищаются. 1. Система доносов. Ещё в садике воспитатели частенько приучают детей к тому, чтобы они шпионили друг за другом и докладывали учителю, кто курит, кто ругается, кто хулиганит. 2 Система любимчиков. Учителю спокойнее, когда среди учеников есть «свои», которых он купил тем, что сделал из них фаворитов, доверенных лиц. Им можно поручать наиболее ответственные дела, награждать их за хорошее поведение. 3. Создание атмосферы неизвестности. С трудными подростками легче справляться, если держать их в состоянии беспокойства по поводу того, переведут их в следующий класс или нет. Учителю остается только постоянно создавать угрозу того, что их не переведут. 4. Унижение. Трудные дети «платят» за свои грехи тем, что их регулярно выставляют на посмешище, доказывая окружающим, что они дураки, неучи или хамы. 5. Оценка как наказание. Наказание ребенка тройкой или двойкой лишает его привилегированного положения в классе; наказание неудовлетворительным поведением заставляет его оставить занятия в спортивной секции. «Тройка» вместо «четверки» лишает ребёнка определенных привилегий. «Двойка» вместо «тройки» создаёт угрозу того, что его оставят на второй год. (Кстати, плохие отметки держат под контролем не только детей, но и их родителей.) 6. Нелестные сравнения. Можно бесконечно ставить ребёнку в пример его старших сестёр и братьев, говоря, что вот они-то были хорошими, а он-то — совсем наоборот. Все дети, у кого есть братья или сестры, вынуждены работать с довеском такого рода. Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьёзных психических расстройств.

Конфликт в отношениях обычно является следствием либо противоречий во мнениях и взглядах, либо от неумения правильно общаться. В связи с этим важно научиться замечать и определять настроение и состояние другого; уметь слушать, вникая в суть слов собеседника, и точно выражать собственные чувства и мысли; быть доброжелательным, чутким, тактичным и внимательным.

Очень опасно перерастание конфликта в предсуицидальную ситуацию. В чём основные причины детских конфликтов? Первая – безудержная потребность в самостоятельности; вторая – противоречивость и неустойчивость самооценок; третья – построение своей системы ценностей и поиск смысла жизни. Так что совсем не случайно понятия «школьник» и «конфликт» стоят рядом. Каковы же правила поведения в конфликте или как ссориться конструктивно? Во-первых, стоит «остановиться, присмотреться, прислушаться» к самому себе и к партнёрам: понять, в чём истинная причина вступления в конфликт тех или иных его участников, какие интересы они преследуют. Во-вторых, следует отказаться от установки «победа любой ценой» – как правило, отказ даже одной стороны от столь максималистской (максимализм – это предъявление крайних, незыблемых требований) позиции благотворно влияет на дальнейшее развитие событий. В-третьих, у большинства конфликтов возможно нахождение целого веера решений, главное уметь анализировать плюсы и минусы последствий. В-четвёртых, предлагая противоположной стороне тот или иной вариант решения конфликтной ситуации, который лично нам представляется наилучшим, надо помнить, что партнёр, чтобы вступить в конструктивное взаимодействие, должен, как минимум, нас услышать. В-пятых, не стоит забывать, что при любых, даже самых тяжёлых конфликтах, всегда остаётся одна непреходящая ценность – межличностные отношения, которые могут быть сохранены. Только ради одного этого стоит постараться проделать все предыдущее.

Основные задачи поддержки ученика в конфликтной ситуации сводятся к следующему:

— помочь подавленному в сложившейся ситуацией ребёнку сконцентрироваться на решении своей проблемы;

— поддерживать контакт подростка с реальностью; не обещать того, что не может быть выполнено;

— психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить уровень критики в отношении себя, психическое перенапряжение, тревогу и стыд по поводу сложившейся ситуации;

— оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы физической болезни, в пессимизм и т. д.;

— при необходимости демонстрировать подростку определённые образцы поведения в качестве примера устойчивости человека к стрессовой ситуации, самоконтроля, виденья перспектив, логического анализа жизненных ситуаций; — предоставлять подростку необходимую информацию, направленную на повышение его мотивации для решения проблемы;

— обучать способам взаимодействия и поддерживать собственные усилия подростка по сохранению контроля над ситуацией, уменьшать его сомнения и страх перед неизвестным;

— защищать права и интересы подростка, быть посредниками в переговорах со специалистами, организациями, оказывать помощь в получении доступа к необходимым социальным ресурсам.

В сознании подростка учитель обладает властью, распоряжается наказаниями и поощрениями, является авторитетным источником знаний в определенной области, но должен стать ещё и товарищем, и другом.

По мнению детей, идеальный учитель — это человек, в котором:

1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность. 2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.

3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты. Такие конфликты, как установлено психологами, в школьном возрасте неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в «войны», «революции».

Как уменьшить и разрешить конфликты в классе для мирного нового учебного года и ладить.

Этот пост был первоначально опубликован 4 марта 2013 года.

«Эй, уйди с дороги!»
» Нет, уйди с моей дороги
«Я был здесь первым!»
» Нет, не был. Я был! »
«Ты всегда лезешь в очередь!»
» Эй, как ты думаешь, с кем ты разговариваешь? »
«ТЫ, вот кто!»

И так далее. . .

Знакомо? Если нет, то вы в счастливом меньшинстве. Учителя повсюду выражали разочарование количеством конфликтов, с которыми сталкиваются их дети. Как сказал мне недавно один учитель: «Мои дети всегда вцепляются друг другу в глотки. Хотел бы я заставить их остановиться». Ирония здесь в том, что дети так же недовольны конфликтами, как и учителя. В общенациональном опросе более 2100 студентов, который я провел вместе с Free Spirit Publishing, целых 80% заявили, что хотят больше узнать о том, как лучше ладить со сверстниками, улаживать конфликты и избегать драк.

Итак, что мы можем сделать? На самом деле много. Когда школы и учителя играют активную роль в обучении детей тому, как справляться с конфликтами, и когда создаются эффективные структуры, количество драк, разногласий и ссор резко снижается. Злых слов, которые разжигают конфликт, часто становится меньше, а обучение улучшается, потому что дети лучше учатся в атмосфере доверия и безопасности.

Вот некоторые вещи, которые вы можете сделать прямо сейчас, чтобы уменьшить и разрешить конфликты в вашей школе и классе.

Сформулируйте следующее правило и придерживайтесь его безоговорочно: Никаких злых слов, несмотря ни на что. Учите, моделируйте, подкрепляйте, ожидайте и немедленно говорите, когда кто-то нарушает правило. Никогда не смотрите в другую сторону. Дети склонны ценить то, что ценят их учителя. Покажите, что вы цените доброту выше жестокости.

Выделите в своей комнате специальное место, где дети могут улаживать конфликты. Стол мира или место для разминки, где дети могут обсудить вещи, дает понять, что урегулирование конфликтов ценится и ожидается. Наличие места вдали от шума позволяет детям немного уединиться без глаз и ушей класса.

Научите, как разрешать конфликты. Следующие рекомендации по принципу «выиграл/выиграл» помогут детям перейти от конфликта к компромиссу. Покажите им, как использовать каждый шаг, затем обязательно отрепетируйте и разыграйте их по ролям до того, как возникнут настоящие конфликты. Загрузите эту бесплатную версию рекомендаций и повесьте их рядом со своим рабочим местом. Вы также можете разместить их на ламинированных карточках бизнес-размера, которые дети могут носить в карманах. Вскоре использование этих рекомендаций станет второй натурой. Я видел, как ученики в детском саду использовали модифицированную версию. И угадайте, что? Это сработало.

Принципы «выиграл/выиграл» для разрешения конфликтов

  1. Охладитесь.
  2. Перескажи это, начав с «я», а не «ты».
  3. Послушайте и повторите то, что вы услышали.
  4. Возьмите на себя ответственность за свою роль в конфликте.
  5. Придумайте решение, справедливое по отношению к каждому из вас.
  6. Подтвердить, простить, поблагодарить или извиниться.

Объясните следующие правила, когда будете знакомить детей с рекомендациями, и не забывайте проводить ролевые игры, чтобы ваши дети чувствовали себя комфортно:

Правила использования Руководства Win/Win

  1. Относитесь друг к другу с уважением; никаких обвинений или унижений.
  2. Атакуйте проблему, а не человека.
  3. Нет прерывания. Никаких отрицательных лиц или языка тела.
  4. Будьте готовы к компромиссу.
  5. Скажи правду.

Вот шаги, которые вы можете использовать, когда вы знакомите детей с принципами «Выиграл/Выиграл» или улаживаете конфликт между детьми, если они не могут сделать это в одиночку.

Этапы посредничества для учителей

  1. Сначала убедитесь, что участники спора остыли. Никогда не пропускайте этот шаг. Дети не могут урегулировать конфликты, когда им жарко.
  2. Пусть дети знают, что каждому участнику будет предоставлено одинаковое время для выступления, и не имеет значения, кто говорит первым.
  3. Попросите одного ребенка сказать, что у него на уме, начиная с «я». Задача другого ребенка — пока просто слушать, зная, что дальше будет очередь говорить.
  4. Попросите ребенка, который слушал, «ответить», что он услышал. Подчеркните, что «возражение» не означает, что она согласна с другим человеком. Это просто показывает уважение и открывает дверь для другого человека, чтобы выслушать его.
  5. Теперь пусть второй ребенок скажет, что у него на уме, начиная с «я», а другой человек слушает и перефразирует сказанное.
  6. Дайте детям время обсудить проблему, предупредив их, чтобы они не обвиняли и не обзывали.
  7. Попросите обоих детей подумать, как они могли быть «хотя бы немного ответственными» за конфликт. Попросите их рассказать, что это было.
  8. Спросите: «Что вы можете сделать, чтобы решить эту проблему?» Предложите детям вместе найти справедливое решение.
  9. Как только решение будет найдено, похвалите детей и попросите их признать друг друга. Они могут подтвердить, простить, поблагодарить, извиниться или просто пожать друг другу руки.
  10. Оставайтесь максимально нейтральными на протяжении всего процесса. Пусть дети владеют им. Ваша задача — быть беспристрастным проводником, который поддерживает их в поиске собственных решений.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если участники спора спорят, обвиняют или проявляют неуважение, остановите процесс и дайте им еще немного остыть. Подумайте о том, чтобы продолжить их на следующий день, если это необходимо.

И последнее: Попробуйте применить эти шаги в своей жизни. Это не только облегчит обучение разрешению конфликтов, но и поможет вам справляться с любыми конфликтами, возникающими за пределами школы. И кому из нас не нужна небольшая помощь с этим время от времени?

Всем удачи и мира!

Пожалуйста, поделитесь своими собственными методами и историями разрешения конфликтов в комментариях ниже.

Наоми Дрю, магистр искусств, эксперт по разрешению конфликтов и миротворчеству. Ее работа сыграла важную роль в внедрении навыков миротворчества в общественное образование и была признана лидерами образования в Соединенных Штатах и ​​​​Канаде. Наоми также является динамичным и вдохновляющим оратором. Она работает консультантом в школьных округах, родительских группах и общественных организациях, а также является зарегистрированным поставщиком в Сети образования персонажей Департамента образования штата Нью-Джерси. Она живет в Нью-Джерси.

Книги Free Spirit Наоми Дрю:


Мы приветствуем ваши комментарии и предложения. Поделитесь своими комментариями, историями и идеями ниже или свяжитесь с нами. Все комментарии будут одобрены перед публикацией и подпадают под действие нашей политики комментариев и конфиденциальности.


© 2017, Free Spirit Publishing. Все права защищены.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Эта запись была опубликована в Предотвращение издевательств и разрешение конфликтов с пометками против издевательств, обратно в школу, издевательства, издевательства в школе, разрешение конфликтов, Автор Free Spirit, I- сообщения, дети и конфликт, посредничество в конфликте, разрешение конфликта, прекращение издевательств. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Мнение: образование как ключ к разрешению конфликтов

Образование может быть эффективным способом предотвращения, разрешения и преодоления конфликтов. Фото: Chemonics

Те из нас, кто работает в области миростроительства, вытаскивают все инструменты из своего набора для разрешения конфликтов — мы говорим об инфраструктуре, рабочих местах, сельском хозяйстве, управлении и молодежных программах.

Но молодежные программы, как правило, ориентированы на не посещающих школу лиц в возрасте 18-35 лет, а не на детей школьного возраста. И редко люди говорят о поддержке детей — ни об образовании — если только речь не идет о восстановлении школ, профессиональном обучении или быстром запуске услуг немедленного образования. В то время как более широкая поддержка системы образования остается необсуждаемой.

Это нужно изменить.

Слишком часто те из нас, кто находится в зоне конфликта, не обращаются к экспертам в области образования, хотя существуют ресурсы и эксперты, которые работают конкретно над образованием в условиях конфликта, такие как Межведомственная сеть по обучению в чрезвычайных ситуациях.

Многие эксперты по конфликтам рассматривают образование как долгосрочное усилие, слишком медленное, чтобы приносить пользу в ближайшей перспективе, в то время как другие чувствуют себя слишком подавленными кризисом, чтобы найти время, чтобы выяснить, к кому обратиться и что делать, но им следует. Образование — это решение, которое должны рассмотреть миротворцы, и миротворцы могут многому научиться у педагогов о том, как изменить человеческое поведение.

Вопреки тому, что некоторые могут подумать, существуют способы быстрого обучения. Я видел, как образование может принести немедленную пользу в зонах конфликтов, объединяя людей, помогая им решать проблемы и открывая путь вперед.

Такие программы, как программа Идара в Сирии, предлагают немедленный доступ к образованию, включая коррекционное обучение, содействие интеграции и психосоциальную поддержку для устранения предубеждений и травм, которые подпитывают конфликт. Мы знаем, что конфликты также требуют долгосрочных решений, так зачем же это исключать? Одновременно следует уделять приоритетное внимание долгосрочным реформам.

«Я надеюсь, что мои коллеги-конфликтологи проведут беседы со всей молодежью и обратятся к нашим партнерам по образованию, чтобы учиться и сотрудничать с ними, потому что в сфере конфликта, где ответы не всегда очевидны, мы можем найти их в образовании».

— Стасия Джордж, директор Chemonics по Западной и Центральной Африке и Гаити

Специалисты в области образования и образования должны более активно участвовать в разрешении конфликтов, и вот почему:

Образование позволяет людям формировать собственное мнение и принимать решения

Неудивительно, что зачинщики конфликтов — мастера манипулирования восприятием и фактами. Качественное образование уменьшает манипуляции, предоставляя гражданам возможность самим читать факты и анализировать, что эти факты для них значат. Мы видели это в Ираке, где вербовщики террористов предлагали свои собственные толкования Корана, чтобы привлечь людей. Обучение людей чтению по-арабски позволило им самостоятельно читать Коран и заметно снизило привлекательность вербовщиков террористов.

Образование решает проблему безработицы и неравенства возможностей.

Безработица — одно из первых слов, которые используются, когда спрашивают, почему существует или будет существовать конфликт. Это также одна из самых простых проблем для манипулирования, особенно когда люди имеют неравный доступ к существующим рабочим местам. По этим причинам, среди прочего, План действий Организации Объединенных Наций по предотвращению насильственного экстремизма называет образование курсом действий по противодействию насильственному экстремизму.

Создание рабочих мест требует не только квалифицированной рабочей силы. В то время как профессиональное обучение решает эту проблему в ближайшей перспективе, нам также необходимо сосредоточиться на традиционных системах образования и на том, как обучение предпринимательству может служить каналом для талантов.

Программы по улучшению образования и обеспечению равного доступа к образованию также могут помочь решить проблему маргинализации и потенциальных конфликтов. Мало того, что это правильно, воинствующие экстремисты часто используют маргинализацию в своих сообщениях, чтобы стимулировать вербовку, а уровень конфликтов выше в районах с неравным образованием.

Образование делает граждан более миролюбивыми и жизнестойкими

Дети в возрасте от пяти до восьми лет начинают осознавать, чем другие отличаются от других и как они к этому относятся. Эффективные программы дошкольного образования вмешиваются до и во время этого периода формирования и могут научить терпимости и сочувствию, а также уменьшить страх перед другими людьми, которые отличаются от других. Это те самые навыки, которые делают людей и общества более устойчивыми к конфликтам.

В то же время дошкольное образование вооружает учащихся навыками решения проблем, важными для работы и развития жизнестойкости. Коллега, работавший над реабилитацией членов «Аль-Каиды», описал единственную общую характеристику членов — слабую способность решать личные проблемы.

Мой собственный опыт, а также недавние исследования показывают, что неспособность преодолеть личные неудачи — например, потерю работы или семейные проблемы — является одной из причин, по которой люди присоединяются к террористическим группам. Образование дает навыки, а также социальные сети, чтобы помочь людям чувствовать поддержку в преодолении личных неудач.

Объединение воспитания в духе мира с традиционным образованием может еще больше укрепить устойчивость граждан к конфликтам. Всемирный банк и Фонд исследований в области образования HighScope также обнаружил , что программы для детей младшего возраста являются одними из наиболее экономически эффективных методов предотвращения преступности и насилия, обеспечивая навыки управления своим поведением и эмоциями.

В Сомали Mercy Corps обнаружил , что сочетание среднего образования с возможностями участия в гражданской жизни снизило участие и поддержку насилия на 14 и 20 процентов соответственно.

Я видел, как жестокие бывшие комбатанты превратились в положительные примеры для подражания в борьбе за мир после того, как провели обучение по вопросам мира в Демократической Республике Конго. Их ответ о том, почему это сработало: они не знали, как решать проблемы ненасильственно, и не знали, что это было возможно.

Образование создает граждан, способных решать сложные проблемы конфликтов

Для решения конфликтов требуются великие лидеры и образованные граждане. Мы видим, как конфликты могут привести к «утечке мозгов» в то время, когда страна больше всего нуждается в образованных лидерах, чтобы начать ее. И потребность в образованных, квалифицированных людях не исчезает в первые годы после конфликта.

Четкая стратегия стимулирования системы образования имеет решающее значение не только для молодежи в подростковом возрасте, но и для молодежи на начальном уровне, чтобы гарантировать, что в стране есть лидеры и квалифицированные работники как на ближайшую перспективу, так и на будущее, помочь предотвратить возобновление конфликта.

Образование может помочь справиться с текущими травмами детей и молодежи и помочь предотвратить будущие конфликты

Учащиеся в зонах конфликтов борются с травмирующим опытом, разбитыми семьями, потерями и связанными с ними эмоциями гнева и страха. Мало того, что психологические и нейробиологические последствия травмы затрудняют обучение, связанные с этим эмоции — если их не контролировать — могут создать условия для будущих конфликтов, когда учащиеся станут взрослыми в обществе.

Страна и ее граждане нуждаются в исцелении, чтобы двигаться вперед. Эффективная система обучения с учетом травм может способствовать социальному и эмоциональному обучению и обеспечивать психосоциальную поддержку, социальные сети и жизненные навыки для восстановления, поэтому последствия травмы не приносят плодов в дальнейшем.

«Многие эксперты по конфликтам рассматривают образование как долгосрочное усилие, слишком медленное, чтобы приносить пользу в ближайшей перспективе, в то время как другие чувствуют себя слишком подавленными кризисом, чтобы найти время, чтобы выяснить, к кому обратиться и что делать — но им следует. Образование — это решение, которое должны рассмотреть миротворцы, и миротворцы могут многому научиться у педагогов о том, как изменить человеческое поведение».

Образование может устранить увековечивание ложных или предвзятых представлений

То, чему мы учим в школе, устанавливает стандарты того, как учащиеся видят мир. В некоторых странах книги по истории увековечивают конфликт с предвзятыми или неточными взглядами в поддержку политических программ.

Программы реформирования учебной программы не только служат цели объединения людей для обсуждения конфликта, но также могут устранить пропагандистские и подстрекательские формулировки, которые могут увековечить мобилизацию вокруг определенных вопросов и групп в конфликте. Реформа учебной программы была приоритетом, когда я работал над кризисом в Македонии, потому что предубеждения в учебниках подпитывали этноцентрические тенденции у этнических македонцев.

Что дальше?

У нас есть решения. Агентство США по международному развитию и Сеть образования в условиях кризисов и конфликтов INEE — прекрасные ресурсы для тех, кто работает над построением мира.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts