33. Соотношение сознательного и бессознательного:
З.Фрейд «теория бессознательного»:
Сознание — это только верхушка айсберга. Его основная часть находится под водой — основная часть психики не осознается. То, что мы называем сознанием, этот постоянный поток мыслей, лежащий на поверхности. Но под ним таится масса опасной энергии, находящейся вне сознательного контроля.
Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. До Фрейдовской теории считали, что психика и сознание находятся в равных условиях. Фрейд доказывал, что только небольшая часть психики является «сознательной». Всё остальное – это «бессознательное», состоящее из неприемлемых человеком представлений, мотивирующих поведение.
«Бессознательное» — это собственный термин Фрейда для обозначения процессов в психике, которые личность не осознает. Второе название «бессознательного» – ОНО (Id) — это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле.
Я (Ego) – это индивидуальный опыт личности или самоопределение. То есть та часть личности, которая прямо соприкасается с внешней реальностью через органы чувств, является осознанной, а потому содержит представления о реальности, получаемые от органов чувств.
Сверх – Я (Super-Ego) работает как вид совести, критикующий мысли и действия Я; вызывающий чувства вины и тревоги, когда Я удовлетворяет или стремиться удовлетворить примитивные импульсы.
Сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.
З. Фрейд был убежден, что активное сознание человека, при котором он действует осмысленно, занимает самую малую долю в психике – не больше одной десятой. Тогда как бессознательное – самая большая ее часть, где хранятся наши инстинкты, неосознаваемые эмоции, желания, страхи. Неявно, лишь иногда проявляясь, они руководят нами, влияют на наши решения, чувства и мечты.
Сознание – это все, что мы осмысляем и контролируем. Бессознательное – не осознается и не подчиняется контролю, а наоборот, само воздействует на нас. Вспышки интуиции и озарения, открытия, творчество и вдохновение, создание нового, внезапное решение важной и долго не поддававшейся задачи – все это проявления бессознательного.
Но и ранние детские впечатления, страхи, сомнения и неуверенность – тоже там. А еще – рефлексы и инстинкты, неосознаваемые ощущения, такие как ощущение равновесия или привычные звуки, образы, которых мы не замечаем, но на которые реагируем. Они прорываются в сознание сновидениями, навязчивыми мыслями, описками и оговорками, болезнями и болями, бессознательным запоминанием или забыванием, смутными побуждениями что-либо сделать без четкого осознания цели этих действий.
Так проявляется связь сознания и бессознательного. Обе сферы тесно переплетаются, влияя и на человека, и друг на друга. Область бессознательного благодаря этой связи может открываться человеку и становится понятно, какие внутренние силы и побуждения скрываются за порогом его сознания и управляют его мыслями и поступками.
Зная об этом, можно гораздо эффективнее строить свою жизнь: доверять голосу своей интуиции, открываться для творчества и созидания, прорабатывать подавленные желания и скрытые страхи. Это потребует глубокого самопознания и самоанализа, но понять себя важно, чтобы расти, развиваться, достигать больших целей.
Корниенко А.Ф. — Информационные модели взаимосвязи сознательного и бессознательного в психическом
А.Ф. Корниенко
Статья по общей психологии
Психология когнитивных процессов /под ред. Егорова А.Г.,
Селиванова В.В. (сборник статей).
Смоленск: Универсум, 2013. – С. 36-43.
Очевидно, что говоря о взаимосвязи сознательного и бессознательного в психическом, априори предполагается наличие, как психического, так и сознательного с бессознательным. Не менее очевидно и то, что для построения информационных моделей их взаимосвязи, необходимо иметь четкое представление о сущности не только сознательного и бессознательного, но, прежде всего, психического. Как отмечает Н.И. Чуприкова, «если психические процессы, явления и состояния делятся на два класса — сознательные и бессознательные, то общим для них родовым понятием является понятие психики» [5, с. 9]. Но вот оно-то как раз и не определено в психологии, а без него, на что обращает особое внимание Н.И. Чуприкова, «явления сознания не могут получить адекватного определения» [Там же]. Это же относится и к определению явления бессознательного.
В силу неопределенности понятия «психика» термины «психика» и «сознание» очень часто используются как синонимы. Вместе с тем, на их нетождественность прямо указывал А.Н. Леонтьев, отмечая, что «потребовались века, чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного» [3, с. 166]. Что же касается бессознательного, то наличие приставки «бес-» в начале слова означает априорное признание принципиального отличия сознательного и бессознательного.
Признание существования психического, сознательного и бессознательного как особых сущностей, нетождественность психического и сознательного и отличие сознательного от бессознательного можно представить в виде следующей простой информационной модели (см. рис.1)
Рис. 1. Нетождественность психического, сознательного и бессознательного.
О недождественности психического и сознательного, а также о взаимосвязи сознательного и бессознательного достаточно четко высказывался К. Юнг. Во-первых, он считал, что сознательное и бессознательное – это разные сущности единого психического. «Психе, – по мнению К. Юнга, – представляет собой сознательно-бессознательное целое» [6, с. 397]. Во-вторых, рассматривая сознательное и бессознательное как отдельные компоненты психики, К. Юнг указывал на то, они «не имеют четко очерченных границ; одно начинается там, где отступает другое» [Там же].
Представление К. Юнга о соотношении сознательного и бессознательного в психике может быть отражено в виде следующей модели (см. рис. 2)
Рис. 2. Соотношение психического, сознательного и бессознательного в представлении К. Юнга.
Появление сознательного в психике К. Юнг объяснял образованием связи психического содержания с «сознательным эго». Если же эта связь прекращалась, то содержание психики становилось бессознательным. При этом К. Юнг считал, что «когда некое содержание становится бессознательным, ничего не меняется, за исключением связи с сознательным эго» [6, с. 383]. То есть содержание психики, по мнению К. Юнга, само по себе остается одинаковым, независимо от того, связано оно или не связано с сознательным эго.
И здесь очень важно отметить следующее. Чтобы некое психическое содержание могло связываться с «сознательным эго», в психике наряду с этим психическим содержанием должно присутствовать и само «сознательное эго». Более того, это «сознательное эго», находясь в психике, должно быть представлено в ней в той же форме, что и любое другое психическое содержание.
В какой же форме представлено в психике психическое содержание, и что представляет собой «сознательное эго»?
В психологии понятие «психика» определяется двояко. С одной стороны, психика определяется как особое свойство мозга, благодаря которому обеспечивается отражение субъектом особенностей объектов и явлений действительности в форме соответствующих образов. С другой стороны, под психикой понимается получаемая в результате отражения совокупность образов объектов и явлений действительности. Согласно этому пониманию психики, объекты и явления действительности отражаются в психике субъекта в форме субъективных образов. Причем каждый субъективный образ, возникающий в психике, является результатом определенного процесса психического отражения, именуемого просто психическим процессом. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «…психические образования не существуют сами по себе вне соответствующего психического процесса. Всякое психическое образование (чувственный образ вещи, чувство и т.д.) – это, по существу, психический процесс в его результативном выражении» [4, с. 36].
Таким образом, мы можем считать, что психическое содержание представлено в психике в форме образов объектов и явлений действительности, каждый из которых является результатом определенного психического процесса.
Что касается «сознательного эго», то, прежде всего, следует отметить, что К. Юнг различал понятия «эго» и понятие «сознание». Под «эго» он понимал субъекта сознания, т.е. человека, обладающего сознанием, а под «сознанием» – область сознательного в психике, которая формировалась путем образования связи психического содержания с «сознательным эго». Причем сам процесс образования связи с «сознательным эго» он соотносил с процессом осознания. За счет процессов осознания бессознательное содержание психики, полагал К. Юнг, внедряется в сознание, изменяя его и расширяя его границы.
Как видим, при описании механизма возникновения сознательного в психике субъекта К. Юнг вводит два новых понятия – «сознательное эго» и «осознание». Благодаря процессам осознания «сознательное эго» связывается с неосознаваемым содержанием психики, находящимся в области бессознательного, в результате чего психическое содержание из области бессознательного переходит в область сознательного, т.е. становится частью сознания. При этом следует признать, что частью сознания оказывается не только осознаваемое содержание психики, но и само «сознательное эго». Более того, чтобы могли протекать процессы осознания, «сознательное эго» уже должно быть в психике. Очевидно, что в области бессознательного оно быть не может. Значит, оно изначально должно появиться в психике как некий первородный элемент сознательного. И лишь после его появления могут начаться процессы осознания бессознательного содержания психики и расширение области сознательного.
Отсюда можно сделать вывод, что появление «эго», которое, согласно К. Юнгу, есть не что иное, как субъект сознания, происходит вместе с появлением в психике субъекта особого психического образования, именуемого «сознательное эго» и выступающего в качестве первичной формы сознания. Дальнейшее развитие «эго» связано с расширением сознания, которое достигается за счет процессов осознания, т.е. процессов образования связей между «сознательным эго» и психическим содержанием, находящимся в области бессознательного.
Информационная модель соотношения сознательного и бессознательного в психике субъекта с учетом наличия представлений о «психическом содержании», «сознательном эго» и процессах осознания представлена на рис. 3.
Рис. 3. Соотношение сознательного и бессознательного в психическом с учетом представлений о «психическом содержании», «сознательном эго» и процессах осознания.
Для определения сущности «сознательного эго» и механизма его возникновения в психике субъекта следует обратить внимание на следующие два обстоятельства. Во-первых, на то, что любое психическое образование, любой образ, возникающий в психике, является, как уже было сказано, результатом определенного психического процесса. Соответственно можно предположить, что «сознательное эго», будучи особым психическим образованием или особым образом в психике, является результатом какого-то особого психического процесса. Второе, на что также следует обратить внимание, – это то, что «эго» и «сознательное эго» соотносятся как объект и образ объекта. Если «эго» рассматривать как реальное «Я», то «сознательное эго» есть не что иное, как образ этого «Я». Вот только где возникает этот образ «Я» или «сознательное эго»? В сознании, как полагает К. Юнг, или в психике?
Если принять точку зрения К. Юнга, то следует признать, что сознание возникает раньше, чем возникает образ «Я». Но сознание, по тому же К. Юнгу, есть результат связывания бессознательного содержания психики с «сознательным эго». Отсюда следует, что сначала возникает «сознательное эго» (или образ «Я»), и лишь затем возникает сознание. Получается, что первое положение К. Юнга, противоречит второму.
Возникновение образа «Я» не в сознании, а в психике субъекта, что соответствует второму положению К. Юнга, рассматривается А.Н. Леонтьевым в его научном определении сознания. «Сознание, – пишет А.Н. Леонтьев, – в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» [3, с. 166]. Поскольку картина мира, открывающаяся субъекту, есть не что иное, как субъективное отражение объективной действительности, которое обозначается понятием «психика», получается, по Леонтьеву, что сначала в психике субъекта возникает образ «Я» и лишь затем эта психика с добавлением образа «Я» рассматривается как сознание. При этом, однако, вопрос о том, каким образом, в результате какого психического процесса в психике субъекта возникает образ самого себя или образ «Я» остается открытым.
В отечественной психологии широкое распространение получило представление о том, что содержание сознания возникает в результате процессов интроспекции или процессов рефлексии, суть которых сводится к восприятию человеком того, что происходит в его собственной психике [5]. Однако непосредственно наблюдать и воспринимать содержание психики невозможно, поскольку оно представляет собой совокупность образов, которые не могут оказывать непосредственного воздействия на органы чувств. Следовательно, речь может идти не о реальных процессах наблюдения и восприятия внутренних психических процессов, а лишь о некоторой аналогии.
Чтобы корректно сформулировать эту аналогию, следует установить аналогию между субъектами и объектами восприятия в том и другом случаях. В первом случае субъектом восприятия является человек, а объектами восприятия – объекты и явления действительности. Во втором случае в качестве объектов восприятия выступают образы, имеющиеся в психике, которые можно рассматривать как аналоги реальных объектов и явлений, имеющихся в действительности. Чтобы процессы интроспекции можно было рассматривать как аналог процессов внешнего наблюдения, необходимо чтобы в интроспекции не только объекты восприятия были образами реальных объектов, но и субъект восприятия был образом реального субъекта. Очевидно, что в качестве такого образа можно рассматривать юнговское «сознательное эго» или образ «Я».
Соответствующая информационная модель соотношения процессов интроспекции и рефлексии, как аналогов внешнего наблюдения и обычных процессов восприятия представлена на рис. 4.
Рис. 4. Информационная модель соотношения внешнего наблюдения и интроспекции, обычного восприятия и рефлексии.
Так как же возникает в психике субъекта образ «Я» или «сознательное эго»?
В наших работах [1; 2] показано, что возникновение образа «Я» следует рассматривать как результат особого познавательного психического процесса, в качестве которого выступает не что иное, как сознание. Сознание, в нашем понимании, – это не область сознательного (по К. Юнгу) и не особая психика с добавлением образа «Я» (по А.Н. Леонтьеву). Сознание – это высший уровень развития познавательных психических процессов, присущий человеку, в результате которого в психике человека возникает образ самого себя, т.е. образ «Я».
Связь образа «Я» с любым другим образом, возникающим в психике, обозначается, как и у К. Юнга, понятием «осознание». Но сам процесс осознавания рассматривается нами как разновидность процесса мышления, поскольку, согласно нашему определению [2], мышление, является не только процессом субъективного отражения взаимосвязей объектов и явлений действительности, но и процессом образования связей между образами, возникающими в психике. Совокупность осознаваемого содержания психики представляет собой область «сознательного» («осознаваемого»), а все остальные образы, имеющиеся в психике, но не связанные с образом «Я», составляют содержание области «бессознательного» («неосознаваемого») (см. рис. 5).
Рис. 5. Соотношение процессов сознания, осознания, мышления и понимания, а также областей «сознательного» и «бессознательного» в психике человека.
Поскольку одной из основных функций психики является регуляция поведения, наличие областей сознательного и бессознательного в психике человека обусловливает наличие как сознательного, так и бессознательного механизмов регуляции его поведения (см. рис. 6).
Рис. 6. Механизмы сознательной и бессознательной регуляции поведения человека.
Информационные модели соотношения сознательного и бессознательного в психическом, представленные выше, можно рассматривать как отражение логики и динамики представлений о психике, сознательном и бессознательном в истории психологии. Предложенные нами определения сознания как особого познавательного психического процесса, обеспечивающего возникновение в психике человека образа «Я», а также осознания как разновидности процесса мышления отличаются от общепринятых, но именно они позволяет согласовать разные точки зрения на психику и сознание и их соотношение. Кроме того, они позволяют соотнести между собой достаточно широкий круг психологических понятий, таких как психика и сознание, сознательное и бессознательное, мышление и осознание, наблюдение и интроспекция, восприятие и рефлексия и представить их соотношение в наглядной форме, доступной для анализа и совершенствования.
Литература:
1. Корниенко А.Ф. Понятие о сознании как высшем уровне развития психики //Сибирский психологический журнал. – 2010. – № 36. – С. 20-26.
2. Корниенко А.Ф. Процессы мышления, понимания, сознания и осознания //Психология когнитивных процессов /Материалы 3-й международной научно-практическая конференция, Смоленск, 14-15 мая 2009 г.; под ред. А.Г. Егорова, В.В. Селиванова. – Смоленск: Универсум, 2009. – С. 47-54.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. – М.: Педагогика, 1983. – С. 94-231.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
5. Чуприкова Н.И. Интроспекция и явления сознания в системе естественнонаучной психологии //Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 3-19.
6. Юнг К. О природе психе /Перевод С.Л. Удовик. 2001. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.jungland.ru/node/1592 (дата обращения: 02.04.2012).
Наше подсознание и сознание сражаются ежедневно
Источник: John Hain/Pixabay, используется с разрешения
Нам нравится думать о себе как о высокоразвитых и рациональных существах, которые думают, чувствуют и действуют преднамеренно и разумно. Мы придерживаемся этого восприятия, потому что оно позволяет нам верить, что мы «капитаны» своей жизни, и помогает нам верить, что мы контролируем выбор, который делаем, и направление, в котором движется наша жизнь. В действительности многочисленные данные как в психологии, так и в поведенческой экономике показывают, что мы далеки от мыслителей и актеров, подобных мистеру Споку, какими мы себя считаем.
Причина, по которой мы не всегда думаем или ведем себя логично или в наших интересах (например, переедание, злоупотребление психоактивными веществами), заключается в том, что наш разум состоит из двух частей, которые движут нами, и они часто работают в противоположных целях: бессознательное и сознательный. Другими словами, наш бессознательный и сознательный разум находятся в постоянной борьбе за господство над всеми аспектами нашего функционирования.
Наше подсознание
Бессознательная часть нашего разума находится за пределами нашего сознания и не так легкодоступна, а это означает, что мы не можем просто вызвать в воображении ее содержание, как мы можем это сделать с кажущимся забытым телефонным номером (который находится в нашей памяти). подсознание). Это отсутствие готовой доступности делает наше бессознательное загадочным («Почему я продолжаю делать то, что причиняет мне боль?») и, по-видимому, неподвластным нашему контролю, что часто приводит к чувству разочарования и беспомощности.
Бессознательное состоит из трех сил, которые часто ведут нас по нездоровому пути.
Во-первых, несмотря на то, что наша кора головного мозга и, что более важно, наша префронтальная кора предположительно настолько развиты по сравнению с остальным животным царством, мы часто по-прежнему реагируем на мир как животные, движимые нашими примитивными инстинктами, эмоциями, и реакции (например, инстинкт выживания, страх и борьба или бегство соответственно). Неудивительно, учитывая, что эти бессознательные силы управляли всеми живыми существами с тех пор, как мы выбрались из первобытной грязи около 3,5 миллиардов лет назад. Напротив, наша кора головного мозга существует всего около 250 000 лет. Неудивительно, что наш примитивный мозг часто запугивает наш развитый мозг, заставляя его подчиниться; у него есть фора в несколько миллиардов лет и большой опыт влияния на то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя.
Во-вторых, ношение эмоционального багажа из детства для большинства из нас является частью человеческой природы. В начале нашей жизни мы вырабатываем определенные способы мышления, чувств и поведения, которые помогают нам защититься от какой-то предполагаемой угрозы и выжить в враждебной среде разной степени. Например, чтобы чувствовать себя в безопасности рядом с рассерженным родителем, мы научились быть пассивными и уступчивыми. Чтобы получить награду от требовательного родителя, мы стали перфекционистами. Эти защитные механизмы были очень функциональными, когда мы были молоды. К сожалению, во взрослом возрасте то, что было функциональным, может стать нефункциональным, так как, возвращаясь к тем примерам, пассивность и уступчивость или перфекционизм могут вылиться в заниженную самооценку, нежелание самоутверждаться и идти на разумный риск, мешать стремлению к цели. жизненные цели, и препятствуют установлению здоровых отношений.
Наконец, чем больше первобытные силы и эмоциональный багаж управляют нашей жизнью, тем больше эти характерные способы действия и реакции на наш мир становятся привычными и первой нашей реакцией, даже если она может быть неуместной или здоровой. Например, когда мы замечаем, что кто-то осуждает нас, мы реагируем с защитной реакцией и гневом, потому что так мы всегда реагировали, хотя такая реакция обычно приносит больше вреда, чем пользы.
Наше сознание
К счастью, с появлением коры головного мозга и, в частности, нашей префронтальной коры (ПФК) мы эволюционировали дальше остальных представителей животного мира. Префронтальная кора дает нам возможность не поддаваться тупой силе нашего бессознательного и не быть движимым нашим прошлым, либо далеким прошлым наших первобытных предков, либо непосредственным прошлым нашего воспитания. Вместо этого мы можем заставить наш сознательный разум принимать целенаправленные решения о том, как мы хотим думать, чувствовать и вести себя, вместо того, чтобы быть захваченными этими бессознательными силами.
Префронтальная кора позволяет нам участвовать в том, что обычно называют «исполнительным функционированием», которое включает в себя способность направлять наше поведение более преднамеренно, взвешивая «за» и «против», рассчитывая риск и вознаграждение, решая, что лучше для нас в настоящее и, что очень важно, дать нашему сознательному разуму возможность преобладать над бессознательным.
Прислушивайтесь к своему сознанию… В основном
Ваша цель состоит в том, чтобы ваше сознание взяло верх над часто нездоровыми примитивными силами, эмоциональным багажом и укоренившимися привычками вашего бессознательного, которые укоренены в прошлом, а не в настоящем. подарок. Когда ваше сознание находится под контролем, вы можете осознанно учитывать свои текущие потребности, желания, мечты и цели и принимать решения, которые продвигают вас к успеху, счастью, связи, смыслу, удовлетворению и радости.
В то же время я не хочу полностью дискредитировать какую-либо ценность, которую может иметь наше бессознательное; Мистер Спок принимал неверные решения, несмотря на свое сильное чувство логики. Бессознательный разум управляется не только нездоровыми силами. Наоборот, хотите ли вы назвать это своим чутьем, интуицией, духом или чем-то еще, у всех нас есть способность позволить нашему нелинейному и эмоциональному чувству направлять нас в принятии здоровых решений и управлении направлением, в котором мы движемся. наши жизни. Эта интуитивная часть нас может черпать информацию, которая может быть недоступна нашему сознанию, но, тем не менее, может использовать как наш прошлый опыт (который, вероятно, также оказывает много положительного влияния), так и наши непосредственные обстоятельства, чтобы привести нас к решению. это может быть недостаточно линейно, чтобы понять, как мы к этому пришли, но просто кажется правильным и оказывается здоровым. По мере того, как я приобретал жизненный опыт и лучше понимал, что позволяет мне чувствовать себя удовлетворенным, я обнаружил, что использование этого полезного аспекта моего бессознательного во взаимодействии с моим сознательным умом обычно направляет меня на наилучший путь к тому, где я сейчас нахожусь и где Я хочу пойти в будущем.
В течение следующих нескольких месяцев я буду рассказывать об этом увлекательном, вдохновляющем, а иногда и пугающем путешествии к положительным изменениям в жизни в серии постов, основанных на моей работе с клиентами, которые находятся на своем личном пути открытий.
Сознание, бессознательное и подсознание
Сознание
Первый уровень сознания называется состоянием сознания и относится к нашему текущему осознанию, когда вы читаете это. Когда мы получаем информацию от наших органов чувств, анализируем ее, а затем принимаем решения на основе этой информации, мы используем наш сознательный разум.
Например, вы можете осознавать информацию, которую читаете, звук музыки, которую слушаете, или содержание разговора, который вы ведете в данный момент. Все мысли, которые проходят через ваш разум, все ощущения и восприятия из внешнего мира и все воспоминания, которые вы осознаете, — все это часть этого сознательного опыта.
Сознание включает в себя все, что мы осознаем в любой данный момент. Он включает в себя все, о чем мы думаем прямо сейчас, будь то на переднем плане или на задворках нашего сознания. Если мы осознаем это, то оно находится в нашем сознании.
Подсознание
Подсознательный уровень сознания — это место, где создаются сны. Мы можем думать о ней как о хранилище всех воспоминаний, впечатлений, которые эти переживания оставляют в уме, и тенденций, которые пробуждаются или усиливаются этими впечатлениями.
Каждый опыт, мысль и впечатление, которые у вас когда-либо были, хранятся в вашем подсознании и оказывают гораздо большее влияние на наши мысли и модели поведения, чем мы думаем.
Подсознание хранит информацию чуть ниже уровня сознательного восприятия. Люди могут относительно легко извлекать такую информацию, и ее обычно называют воспоминаниями.
Предположим, кто-нибудь прямо сейчас спросит вас, какое у вас второе имя, вы бы вспомнили его, а также день рождения вашего отца и последний раз, когда шел дождь. Прошлый опыт хранится в том, что Фрейд называл подсознательной частью нашего разума, о которой мы можем не знать в один момент, а затем полностью сосредоточиться на другом.
Наш успех в жизни, работе и отношениях часто определяется привычками, которые мы вырабатываем с течением времени. Расстановка приоритетов и выполнение важных повседневных задач требует как умственных, так и физических сил. Таким образом, эта привычка поддается обучению посредством практики и повторения, пока она не укоренится в нашем подсознании и не станет неотъемлемой частью нашего поведения.
Подсознание
Бессознательное — это последний уровень сознания.