Подсознание и бессознательное. — О пользе бесполезного — ЖЖ
Эпохой подсознания, с легкой руки Фрейда, стал 20 век. Может быть единственная заслуга Фрейда в том и состоит, что он обратил внимание учёных и философов на проблему бессознательного. О бессознательном заговорили уже в 19 столетии, но тема находилась на периферии исследовательских интересов, чаще всего в связи с психиатрией и схожими специфическими областями. Психоанализ убедил всех, что подсознание не менее важно в поведении человека, чем сознание, и без анализа подсознания человека не понять. Если говорить о степени религиозности, то психоанализ больше содействует вере, чем противодействует ей. То, что считалось в старину голосом дьявола, а на самом деле восходит к инстинктам, к телу непосредственно, оказалось в психоанализе «подсознанием». Причем у преступных намерений якобы отыскиваются какие-то причины (в детстве и т.п.), чем отрицается естественность инстинктивного поведения. Вместо научного анализа мы получаем психологическую мифологию, дающую только видимость объяснения. Чтобы разобраться в запутанном клубке взглядов на бессознательное, нужно четко определить о чем идет речь. Что такое подсознание и действительно ли оно есть в человеке?
Обычно слова «подсознание» и «сознание» считают синонимами, для меня же они не только различны, но почти противаоположны. Подсознание (под-сознание) указывает на некую внутреннюю область, включенную в сознание или соседствующую с ним. Подсознание представляется нами как темная комната. И из этой комнаты выползают все те монстры, которые разрушают запланированную жизнь и взламывают «правильное» поведение. Но есть ли на самом деле внутри нас такая комната? Перейдем к «бессознательному». Бессознательное есть не освещенное светом сознания, неотрефлексированное. Смысл, как вы видите, совсем другой, чем у «подсознательного». Бессознательное вовсе не обязательно представляет собой сферу, окружающую сознание, бессознательное вообще может не иметь границ. Но как тогда быть с сознанием? Уверен, что и у сознания нет границы. Сознание — как освещенное пространство комнаты (представьте себе свечу гна столе в темной комнате). Сознание — не комната и даже не то, что освещается светом, а сам свет, который накладывается на предметы. Бессознательное — не область и не комната — это всё, что не осмысляется сознанием. К примеру, любое чувство будет однозначно бессознательным.
Инстинкты, всё связанное с телом — это всё бессознательное, потому что может влиять на поведение и даже мышление непосредственно. Страх огня — бессознателен. Таким образом в том, что мы по привычке считаем сознанием (совокупность мышления) есть очень много бессознательного. Бессознательное и сознательное переплетаются, у них нет никаких границ.
Второй уровень бессознательного — культурное бессознательное. Кажется безусловным, что всё культурное относится к сознательному, осмысленному. Но это восве не так. Большая часть культуры усваивается и используется нами в виде готовых неизменных штампов, стереотипов. Само мышление оформляется с помощью языка, а язык не столько осмысляется, сколько выучивается.
Мало кто задумывается, почему он говорит именно так, а не иначе, и что же значит каждое употребляемое им слово. Культура ослабляет влияние естественного бессознательного, часто подавляет его. Но в то же время вносит в мышление и поведение человека ещё больше бессознательного, к тому же органически чуждого индивиду. Путаница бессознательного, перемешанность сознательного и бессознательного делает их приниципиально неразделимыми.
Никто не может сказать, где начинается и где кончается сознание. Возвращаясь к метафоре темной комнаты, мы не только не можем сказать где кончается круг света, но даже не можем сказать что на самом деле есть свет, а что тьма. Мы не можем сказать, показывает ли свет предметы или искажает их. То что называется образованием — не есть ли это способ затемнения сознания?
Бессознательное — не тёмная комната, и монстры из него не выходят. Монстры рождаются из столкновения сознания и бессознательного. Грех появляется не из побуждения и желания, а из несоответствия действия правилам. Это подметил ещё апостол Павел — сначала завет, потом преступление. Закон предшествует нарушению — нет закона — нет нарушения. Прелюбодеяние в культурной традиции считалось ужасным грехом, а в наше время, когда сила запретов ослабела, люди уже не понимают что же тут такого преступного. И они правы. Грех порожден запретом.
И чувство вины, мучительное переживание происходит от конфликта запрета и фактического действия (или даже явного намерения). Монстры порождаются культурой, осуществляя насилие над естественным поведением (а также и над более ранними культурными пережитками). Бессознательно не стоит бояться, хотя неплохо было бы его хоть немного понимать. Я уверен, что изучение бесознательного нужно начинать с изучения сознания. Ключ именно в сознании, принципах его работы. Рассуждать о бессознательном не изучив сознания — значит просто сочинять сказки.
Сон — свалка сознания, это мешанина из зрительных образов, обрывков мыслей, неосознанных побуждений. Анализировать такой винегрет совершенно бесполезно. Почему же интересно слушать, как рассказывают сны, и даже можно узнать что-то о человеке? Потому что рассказ о сне — вовсе не само сновидение. Это некое сочинение по мотивам, и в нем действительно могут проявиться наклонности человека. Способ интерпретации много говорит об интерпретатре. Но сами сны — а их невозможно фиксировать никакими способами — для понимания человека бесполезны.
Бессознательное всегда предшествует сознанию. Сознание осмысляет и рефлексирует по поводу бессознательного. Бессознательное ежеминутно присутствует как вне сознания, так и в самом сознании. Сознание не может расширить свои границы, потому что этих границ нет, и по той же причине не может сузить круг бессознательного. Развитие сознания не умаляет бессознательного, а дополняет его. Реабилитация бессознательного — необходимый шаг на пути к возрождению естественных начал жизни.
6. Взаимосвязь 3-х уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
Психдеятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.
Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода).
Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.
Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.
Подсознание имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.
В подсознание вытесняются и различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы формируют устойчивую подсознательную направленность поведения.
Подсознание – это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).
Высшая сфера подсознания – интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.
Внесознательная сфера психики человека – это глубинная сфера его психики, сформированная в значительной мере в процессе эволюции человека. В сферу подсознания входят следующие явления: сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно относится к актам внесознательной сферы психики.
Критерием внесознателъного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность). Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности.
Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза. Процессы, в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу.
Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии.
В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик – К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов находятся все непроизвольные реакции.
Сознание вооружено понятиями, подсознание – эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.
Наряду
с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание – «супер-эго» – фундаментальные
сущностные механизмы человеческой
психики, такие, как способность человека
к социальному содействию, нравственному
самоконтролю. Вся
Сфера сознания – сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки.
Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886– 1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.
Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения:
эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;
подсознательными, субъективно-эмоциональными;
сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.
Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. А две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.
Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей
бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;
импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;
сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой.
Сознание человека – механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью – осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.
Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом. В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения и несёт в себе исторически выработанную схему человеческого действия.
Бессознательное или подсознательное? — Harvard Health
АРХИВИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ: В качестве услуги для наших читателей издательство Harvard Health Publishing предоставляет доступ к нашей библиотеке архивного содержания. Обратите внимание на дату публикации или последнего просмотра каждой статьи. Никакой контент на этом сайте, независимо от даты, никогда не должен использоваться в качестве замены прямой медицинской консультации от вашего врача или другого квалифицированного врача.
Некоторое время назад во время праздничного ужина мой дорогой друг увлекся дебатами об этих терминах. На прошлой неделе я не слишком удивился, когда другой друг спросил меня, какой термин был правильным. Трудно найти двух человек, которые согласны с «правильными» определениями этих слов.
Термин «бессознательное» или «бессознательный разум» наиболее тесно связан с Фрейдом и психоанализом, но общее понятие появилось на сотни, если не тысячи лет раньше Фрейда. Однако для Фрейда идея воспоминаний, чувств и другого ментального содержания, находящегося вне сознания, приобрела новое, практическое значение. Это был ключевой элемент теории, которую он разрабатывал для объяснения причин психических расстройств и способов их лечения. Проще говоря, Фрейд предположил, что скрытые ментальные содержания делают людей «больными». Насколько он понял, эти ментальные содержания были «подавлены» и стали бессознательными. Это была широкая и мощная идея — и, если судить по дебатам за обедом, — идея, которая до сих пор остается интересной.
Что касается термина «подсознание», то Фрейд с самого начала использовал его взаимозаменяемо с «бессознательным». Слова также близки, но не идентичны в немецком языке (подсознание — das Unterbewusste ; бессознательное — das Unbewusste ). Но в конце концов он остановился на последнем термине, чтобы избежать путаницы. Он не мог предсказать, что путаница все еще будет существовать после более чем 100 лет обсуждения.
Как правило, в большей части профессиональной литературы, где речь идет о психическом функционировании (включая не только психоанализ, но и психиатрию, психологию и неврологию, среди прочего), писатели, такие как Фрейд, склонны использовать слово « бессознательное», а не «подсознание». Хотя слово «подсознание» продолжает появляться в непрофессиональной литературе, оно редко получает точное определение и может быть или не быть синонимом слова «бессознательное».
В профессиональной письменной речи значение слова «бессознательное» несколько варьируется в зависимости от контекста. Поколения психоаналитиков спорили о функциях бессознательного или о том, как и почему вытесняются определенные психические содержания. То, как аналитик понимает бессознательное, часто играет важную роль в том, как он или она пытается достичь одной из центральных целей «лечения разговором», которая состоит в том, чтобы помочь пациенту достичь облегчения, сделав бессознательное сознательным.
Некоторые нейробиологи считают концепцию бессознательного проблемой, потому что терминология подразумевает, что бессознательное — это место, истинное анатомическое место, так сказать, в мозгу. Фрейд, как невролог, действительно мыслил в терминах нейробиологии. Но у него не было инструментов двадцать первого века, которые помогли бы ему проанализировать структуру, функции и сложные взаимодействия между нервными клетками, нейронными цепями или областями мозга.
Сегодня большинство психоаналитиков и психодинамически ориентированных терапевтов не думают о бессознательном как о нейроанатомической структуре. Скорее, они используют этот термин как сокращение для обозначения сложного, но знакомого психологического явления. То есть значительная часть, а может быть, и большая часть ментальной жизни происходит без нашего ведома. Нейробиологи также разбираются в этих процессах. Поэтому они понимают, что любое понимание нейробиологии психической жизни должно выходить за рамки сознательных мыслей и чувств.
Эти мыслительные процессы нам так интересны, наверное, потому, что мы знаем, как много поставлено на карту. Так много того, что движет нами, происходит вне нашего сознания и вне нашего контроля — мы верим (и, возможно, это правда), что большее осознание приведет к большему самоконтролю или большему благополучию. И, может быть, поэтому, когда французский писатель Марсель Пруст написал о персонаже, который кусает печенье и на него нахлынули воспоминания, мы тоже тронуты. Это напоминание о том, что нам нужно знать так много того, чего мы не знаем, и кажется такой счастливой случайностью, когда мы обнаруживаем то, что все это время скрывалось внутри нас.
Разница между бессознательным и подсознательным
Опубликовано Admin
Бессознательное и подсознание
Бессознательное и подсознание часто используются взаимозаменяемо, хотя между бессознательным и подсознанием есть различия. В психологии наш разум делится на 3 основные части. Перечисляя их от поверхности ума до глубины; они бывают сознательными, подсознательными и бессознательными. Многие психологи определяют их по-разному, и в медицинской терминологии «бессознательное» имеет совершенно другое значение.
Бессознательное
С медицинской точки зрения бессознательное состояние означает психическое состояние, при котором человек не реагирует на внешние раздражители. Это состояние не следует путать с измененным сознанием, таким как сон или гипнотическое состояние. Может быть много причин, по которым человек может быть без сознания, например, травмы головного мозга, остановка сердца, алкоголь и седативные препараты, а также усталость. С точки зрения психологии, бессознательное — это самая глубокая стадия ума. На эту стадию нелегко попасть, и она работает как слой мыслей, который поглощает вытесненные воспоминания; не обязательно плохие. Чтобы иметь возможность знать бессознательные воспоминания, требуется специальная терапия. Согласно Карлу Юнгу бессознательное разделено на 2 части. Одно из них — личное бессознательное, которое содержит все личные воспоминания, а другое — коллективное бессознательное, которое содержит идеи, общие для любого человека, независимо от его происхождения или культуры. Он также объясняет бессознательное как хранилище социально неприемлемых мыслей, болезненных воспоминаний, скрытых желаний и желаний и т. д.
Подсознание
Подсознание — это стадия ума между сознательным и бессознательным. У него нет точного определения. Подсознание легко доступно по сравнению с бессознательным, потому что воспоминания, которые он хранит, не очень глубоки. Выяснено, что подсознанием можно манипулировать с помощью специальных техник для повышения личного успеха.
Термин «подсознание» не используется в психоаналитических работах, поскольку он вводит в заблуждение и может неправильно пониматься как бессознательное. Можно с уверенностью сказать, что подсознание хранит информацию, поглощаемую сознанием, и когда сознание перегружается, она откладывается в подсознание для последующего использования. Содержащаяся в нем информация может быть плохо организована и, следовательно, нуждаться в когнитивной обработке, прежде чем она будет использована для чего-то сознательным умом. Например, попытка вспомнить номер телефона может занять некоторое время и вспомнить определенные инциденты или связи с этим конкретным номером, но с некоторым усилием человек может запомнить номера последовательно, потому что они были похоронены в подсознании.