Безоценочное восприятие: что в нем хорошего и почему это так трудно, Психология – Гештальт Клуб

что в нем хорошего и почему это так трудно, Психология – Гештальт Клуб

Чем же так хорошо безоценочное восприятие и почему люди пока что не спешат отказываться от оценок (и оценочного восприятия).

 

Что вообще такое — безоценочное восприятие?

Это отказ от оценок и сравнений того, что человек видит в окружающем мире. В обычной жизни — человек все замеченные объекты быстренько переводит в категории «хорошо»/»плохо»/»фу таким быть»/ «ой, какая прелесть» / «Сталина на вас нет» — и так далее. 

Всё увиденное моментально «раскладывается по коробочкам». И в каждой «коробочке восприятия» неприметно лежит оценка. И она мгновенно прилипает к любому увиденному объекту, и начинает влиять на взаимодействие с ним. Это привычное нам оценочное восприятие.

 

И как оно работает?

Вот идёт по улице девушка, она красивая, и это «хорошо». А вот идёт другая девушка, она весит на 15 кг больше первой — блиииин, жируха, фу такой быть, как не стыдно на улицу выходить с такими телесами, да ещё в лосинах?

(Хотя, казалось бы, какое тебе дело до посторонней незнакомой девушки, её килограммов и её лосин? Но человек может поджимать губы, цокать языком, и громогласно высказывать своё Очень Ценное Мнение насчёт безвкусных лосин и одетых в них жирух.

Оценку, то есть, выдавать).

 

И даже и это бы ладно. Ну говорит некто гадости посторонним людям, значит, он неприятный человек и многие с ним не будут общаться.

Самое худшее: отказываясь от безоценочного восприятия и навешивая на всё моментальные оценки, человек разом теряет возможность увидеть в окружающем мире кучу характеристик и возможностей.

Вот презираешь ты жируху, а она, между прочим, обаятельный человек, отличный друг, профессионал  и великолепная любовница. Ну, например.

 

А почему же люди от оценочного восприятия не спешат отказаться? Если оно так всё искажает.

Дело в том, что оценочное восприятие позволяет быстренько оценить встреченный объект и навесить на него ярлык: полезно (приятно, радует, несёт положительные эмоции) или бесполезно (неприятно, опасно, больно и т.п.). И это, во-первых (и в главных) резко упрощает способ взаимодействия с миром. Экономится уйма сил и энергии, которые человек мог бы потратить на различение свойств объектов и рассматривание их нюансов.

А жизнь ведь и без того очень непростая штука, в день приходится принимать сотни решений:

 

* купить сметану 20% жирности или 25%

* надеть синие туфли на танкетке или малиновые с пряжками

* пойти в спортзал или ну его, слишком устала сегодня

* почитать книгу или посмотреть сериал (или залипнуть на ютубе)

* пойти выпивать с друзьями или всё-таки сдержать данное себе обещание и выдержать ЗОЖ

* взять буханку свежего хлебушка или вчерашний доедим, обойдёмся

* купить новую юбку или заплатить за интернет

 

и так далее. 

 

Не стоит недоценивать воздействие решений на наш мозг. У организационных психологов есть даже термин decision fatigue, дословно — «усталость от принятия решений». Это профессиональная болезнь менеджеров, которые только и делают, что принимают, принимают, принимают решения по работе. Каждое решение надо взвесить, просчитать перспективы, прикинуть последствия, взять на себя ответственность — а не только ткнуть пальцем: «да будет так». И в какой-то момент организм истощается и менеджер от переизбытка решений очень устаёт.

 

Поэтому оценочное восприятие очень часто не столько зло, сколько благо. Уйму сил экономит, просто уйму.

 

Однако у него есть и обратная сторона: с привычными методами оценки новых перспектив не получить. Когда человек на каждый встреченный объект навешивает ярлык из привычного спектра, он может отлично функционировать в привычных рамках, то есть, очень быстро бегать по проторенной колее. Но нового опыта, новых ощущений в жизнь не получит. 

 

Быстрая оценка — это как «пустые калории»: быстро насыщает, но пользы организму от неё немного. Оценочное восприятие вообще иерархично: человек при помощи оценки быстренько получает представление, где он сейчас относительно объектов окружающего мира и людей. И делает экспресс-оценку: я выше или ниже их (тех, кого оцениваю).  И, соответственно, я ОК или не ОК. И если со мной вс норм, понимает человек, то быстро успокаивается (а если не очень норм, то на помощь может прийти спасительное обесценивание).

 

Например: вот Вася — он крутой, он топ-менеджер (хочу быть как Вася, подражаю ему). Или вот Лена — она красотка и дочь богатых родителей (завидую Лене и чуточку презираю: был бы у меня такой же папа, я бы тоже на дорогой тачке рассекала!). Или вот Петя — он хиппи, нестяжатель, рваные тёртые джинсы, немытые патлы, гитара и коробок травы в кармане (держусь от Пети подальше, опасаюсь его, но мне ещё и ужасно любопытно: что та за зверушка такая?). В общем, на любого человека можно наклеить целый пучок ярлыков, правда, они будут немного различаться для разных людей и социальных групп: кто-то уважает хиппи, а кто-то ненавидит капиталистов и их детишек, так что оценки от разных людей будут несколько различаться.

 

Но факт остаётся фактом: ярлык упрощает восприятие, он отрезает целый спектр «лишних» свойств человека или объекта, заставляет рассматривать его в чёрно-белом свете. Иногда важнее упростить, потому что рассматривать объект во всей полноте — сложно и энергозатратно.  

 

А иногда важно увидеть в привычном новое, свежее, то, что поможет изменить жизнь. Вытащить себя из привычной колеи. Попробовать что-то новое.

И вот для этого используется такой инструмент, как безоценочное восприятие.

 

На безоценочное восприятие, как известно, уходит уйма сил. Для того, чтобы настроиться на безоценочное восприятие, нужны специальные практики.

 (Например, гештальт-терапевтов специально долго учат этому. Чтобы, видя человека, они реагировали не «она пришла в модной красивой голубой кофте», а «на клиентке кофта голубого цвета с четырьмя блестящими пуговицами». Или не «он начал рано лысеть», а «на голове у клиента крупные залысины на лбу и по бокам». Да, безоценочное восприятие иногда выглядит, как полицейский протокол).

 

Настроиться на безоценочное восприятие помогают ещё и медитации, или просто состояние, когда человек находится в ресурсе, бодр, свеж и полон сил. И уж точно эмоциональная стабильность и гармония внутреннего состояния в том подмогой.

 

В чём слабые стороны безоценочного восприятия, понятно: это очень энергозатратное состояние, для его практики нужен специальный навык (вполне осваиваемый, но не с ходу). То есть, это трудно с непривычки и утомительно.

 

А в чём сильные стороны безоценочного восприятия?

 

Безоценочное восприятие позволяет выскочить из наезженной колеи привычек. Натренированный навык безоценочного восприятия помогает не зависеть от внешней оценки и не навешивать собственных оценок на людей и объекты. Иногда получается сформировать собственное ощущение  (то есть, не автоматическая реакция «это таджик, я ненавижу таджиков» — а, попытавшись понять свои чувства от человека, который стоит передо мной, можно с удивлением осознать, что он пугает. Или удивляет. Или неосознанно нравится — хотя всегда, казалось бы, такие люди были мне неприятны; а вот этот — нравится!). И строить отношения с человеком на этой основе живого, непосредственного восприятия.

 

Безоценочное восприятие даёт возможность строить осознанные, живые, непосредственные отношения с миром и теми людьми, с которыми приходится взаимодействовать.

Безоценочное восприятие позволяет увидеть мир во всей его полноте, понять, насколько он прекрасен, богат и насыщен. Именно безоценочное восприятие позволяет случиться изменениям.

Именно опора на безоценочное восприятие позволяет совершить настоящий, глубокий выбор, а не опираться на привычные, проверенные, но выхолощенные решения (как при восприятии оценочном).

 

Выбор — сильная штука. И за него иногда приходится дорого платить.

Так лучше делать его с открытыми глазами.

Безоценочное восприятие.: shaltay — LiveJournal

Безоценочное восприятие.: shaltay — LiveJournal ?
Categories:
  • Наука
  • Психология
  • getCancelledCats().length > 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»> Cancel
Поговорили тут. Оно, конечно, своего рода сплетни. Но и в сплетнях можно найти смысл.

Я тут повторю и уточню свою мысль.

Мы часто испытываем соблазн оценивать других.
Посмотрели, ужаснулись или восхитились, оценили и… успокоились.

Оценка придает ощущение некой завершенности. Скажешь «мудак!» или «молодец!», и можно с легким сердцем переключиться на что-то другое.

Оценивать привычно. Но полезно ли?

Штука ведь не в том только, что «мудак» на такую оценку обычно обижается. И, как правило, в долгу не остается.

Можно научиться оставлять свои оценки при себе.

Но оценивая и отворачиваясь, мы часто себя обкрадываем. Лишая возможности встретиться с другим человеком. Понять его.

А как не оценивать?

Психологов учат использовать феноменологический подход.
Суть его — в принятии аксиомы:
ни одна вещь, а тем более человек, не является лишь тем, чем кажется. Особенно — на первый взгляд. Но и на десятый — тоже.

Поэтому кто бы чем бы ни казался — стоит посмотреть еще раз.
Постараться увидеть еще что-то.
Понять чуть дальше. Чуть глубже.
И обязательно откроется что-то новое. Потом еще что-то новое. И еще.

А по ходу открытий и изначальное эмоциональное отношение будет меняться.

Так можно избежать оценки. Отодвигая ее на потом, в бесконечность.

Ведь оцениваем мы всегда что-то определенное. То, что уже поняли и как-то категоризовали. Пока понимание еще не достигнуто, пока предмет восприятия еще неопределен до конца — мы не оцениваем. Мы можем чувствовать что-то по отношению к этому предмету. Но мы не оцениваем.

Subscribe

  • (без темы)

    Лежу на диване, продумываю виш-лист Мирозданию на следующий год. Наименее личное, но немаловажное. Очень сильно надеюсь, что в следующем году…

  • «Пятничный «я» сильно отличаюсь от понедельничного» (с)

    Оглянувшись на ЖЖ вижу, что тот «я», который писал ЖЖ, совсем нет тот, что ведет сейчас ФБ или Инстаграмм. «Я» из ЖЖ социальнее, оптимистичнее и с…

  • Проба пера

    /Ух, ты! и ЖЖ еще не исчез и пароль работает/ Свершилось: дочь моя Ева спросила, где именно я много лет делала записи про себя и своих детей, когда…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • 34 comments
    • 34 comments
    • (без темы)

      Лежу на диване, продумываю виш-лист Мирозданию на следующий год. Наименее личное, но немаловажное. Очень сильно надеюсь, что в следующем году…

    • «Пятничный «я» сильно отличаюсь от понедельничного» (с)

      Оглянувшись на ЖЖ вижу, что тот «я», который писал ЖЖ, совсем нет тот, что ведет сейчас ФБ или Инстаграмм. «Я» из ЖЖ социальнее, оптимистичнее и с…

    • Проба пера

      /Ух, ты! и ЖЖ еще не исчез и пароль работает/ Свершилось: дочь моя Ева спросила, где именно я много лет делала записи про себя и своих детей, когда…

    Нейронные корреляты неоценочного восприятия, вызванного медитацией

    . 2021 сен; 1499(1):70-81.

    doi: 10.1111/nyas.14603. Epub 2021 23 апр.

    Сухарит Катял 1 , Филипп Голден 1

    принадлежность

    • 1 Медицинский центр Калифорнийского университета в Дэвисе, Сакраменто, Калифорния.
    • PMID: 33893655
    • DOI: 10.1111/няс.14603

    Сухарит Катял и соавт. Энн Н.Ю. Академия наук. 2021 9 сентября0003

    . 2021 сен; 1499(1):70-81.

    doi: 10.1111/nyas.14603. Epub 2021 23 апр.

    Авторы

    Сухарит Катял 1 , Филипп Голден 1

    принадлежность

    • 1 Медицинский центр Калифорнийского университета в Дэвисе, Сакраменто, Калифорния.
    • PMID: 33893655
    • DOI: 10.1111/няс.14603

    Абстрактный

    Неоднозначные сенсорные стимулы дают представление о динамике человеческого разума. При просмотре существенно разных изображений в двух глазах (например, бинокулярное соперничество (BR)) восприятие спонтанно колеблется между двумя изображениями вместе с пятнами, похожими на их смеси, с ограниченной способностью контролировать такие колебания. Предыдущие исследования показали, что длительное обучение медитации может обеспечить более стабильное восприятие за счет уменьшения таких колебаний. Используя электроэнцефалографию, мы исследовали нейронные основы стабилизации восприятия у долговременных медитаторов (LTMs) и контрольных участников соответствующего возраста, ранее не занимавшихся медитацией. Мы измеряли изменения BR до и после того, как участники практиковали медитацию. Мы ожидали, что стабилизация восприятия посредством медитации может происходить посредством одного из двух нейрокогнитивных механизмов: (1) более вовлеченное/усиленное внимание, отражаемое усилением дальней фазовой синхронизации между ранними зрительными сенсорными областями и областями мозга более высокого уровня, или (2) отстранение. /неоценочная форма внимания, выражающаяся снижением фазовой синхронизации. Мы обнаружили, что по сравнению с участниками контрольной группы LTM значительно дольше находились в состоянии смешанного восприятия после практики сосредоточенной медитации. Увеличение смешанных восприятий у разных людей сильно коррелировало со снижением фазовой синхронности теменно-затылочного гамма-диапазона (30-50 Гц). Эти данные свидетельствуют о том, что концентрационная медитация обеспечивает неоценочную перцептивную позицию, поддерживаемую снижением связи между иерархическими зрительными областями мозга.

    Ключевые слова: ЭЭГ; внимание; бинокулярное соперничество; сознание; медитация; восприятие.

    © 2021 Нью-Йоркская академия наук.

    Похожие статьи

    • Сосредоточенная медитация усиливает превнимательную обработку: исследование несоответствия негативности.

      Шринивасан Н., Байджал С. Шринивасан Н. и соавт. Нейроотчет. 29 октября 2007 г.;18(16):1709-12. doi: 10.1097/WNR.0b013e3282f0d2d8. Нейроотчет. 2007. PMID: 17921873

    • Связанные с событиями дельта, тета, альфа и гамма коррелируют со слуховой чудаковатой обработкой во время медитации Випассана.

      Кан Б.Р., Делорм А., Полич Дж. Кан Б.Р. и др. Soc Cogn влияет на нейроны. 2013 Январь;8(1):100-11. doi: 10.1093/scan/nss060. Epub 2012 29 мая. Soc Cogn влияет на нейроны. 2013. PMID: 22648958 Бесплатная статья ЧВК.

    • Улучшение эмоциональной стабильности у опытных медитирующих с концентрационной медитацией на основе электроэнцефалографии и вариабельности сердечного ритма.

      Lee YH, Shiah YJ, Chen SC, Wang SF, Young MS, Lin CL. Ли Ю.Х. и др. J Altern Complement Med. 2015 янв; 21(1):31-9. doi: 10.1089/acm.2013.0465. Epub 2014 29 октября. J Altern Complement Med. 2015. PMID: 25354314

    • Деактивация в задней части средней поясной коры отражает перцептивные переходы во время бинокулярного соперничества: данные одновременной ЭЭГ-фМРТ.

      Рой А.В., Джемисон К.В., Хе С., Энгель С.А., Хе Б. Рой А.В. и др. Нейроизображение. 2017 15 мая; 152:1-11. doi: 10.1016/j.neuroimage.2017.02.041. Epub 2017 20 февраля. Нейроизображение. 2017. PMID: 28219776 Бесплатная статья ЧВК.

    • Тренировка по концентрации (Сахадж самадхи) и визуальное осознание: исследование цветных остаточных изображений с помощью фМРТ.

      Сингх А., Чандрасекар Памми В.С. , Гулерия А., Шринивасан Н. Сингх А. и др. Прог Мозг Res. 2019; 244:185-206. doi: 10.1016/bs.pbr.2018.10.026. Epub 2019 3 января. Прог Мозг Res. 2019. PMID: 30732837

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Сокращение и дедукция структур сознания посредством медитации.

      Катяль С. Катял С. Фронт Псих. 2022 8 сент.; 13:884512. doi: 10.3389/fpsyg.2022.884512. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36160556 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

    • Альфа- и тета-колебания обратно пропорциональны прогрессивным уровням глубины медитации.

      Катяль С, Голдин П. Катял С. и др. Неврологическое сознание. 2021 29 ноября; 2021(1):niab042. doi: 10.1093/nc/niab042. Электронная коллекция 2021. Неврологическое сознание. 2021. PMID: 34858638 Бесплатная статья ЧВК.

    использованная литература

      1. Мэн, М. и Ф. Тонг. 2004. Может ли внимание избирательно искажать бистабильное восприятие? Различия между бинокулярным соперничеством и неоднозначными фигурами. Дж. Вис. 4: 2-2.
      1. Дитер, К.С., М.Д. Мельник и Д. Тадин. 2016. Тренировка восприятия коренным образом меняет бинокулярное соперничество за счет улучшения как сенсорных ощущений, так и внимания. проц. Натл. акад. науч. США 113: 12874-12879.
      1. Kornmeier, J., E. Friedel, M. Wittmann, et al. 2017. Корреляты ЭЭГ когнитивных временных шкал в модели Неккера-Зено для бистабильного восприятия. Сознательный. Познан. 53: 136-150.
      1. Sauer, S., J. Lemke, M. Wittmann, et al. 2012. Сколько сейчас времени для медитирующих осознанность? Личный. Индивид. Отличаться. 52: 750-754.
      1. Картер, О.Л., Д.Э. Прести, К. Каллистемон и др. 2005. Медитация изменяет соперничество в восприятии тибетских буддийских монахов. Курс. биол. 15: Р412-Р413.

    Типы публикаций

    термины MeSH

    Грантовая поддержка

    • 2015-Варела-Катял, Сухарит/Институт Разума и Жизни

    Тонкое буддийское искусство непредвзятого суждения | Барбара О’Брайен

    Реалити-программа MasterChef Australia попала в новости, когда Далай-лама согласился выступить в качестве приглашенного судьи. Но хотя Его Святейшеству явно понравились некоторые блюда, особенно вкусное вегетарианское карри из Шри-Ланки, он отказался выносить суждения: «Как буддийский монах неправильно отдавать предпочтение той или иной еде», — сказал он.

    Почему бы не оценить еду? Возможно, Его Святейшество не хотел никого обидеть. Также существует древнее правило для буддийских монахинь и монахов есть любую пищу, которую им дают в качестве милостыни, не оценивая, вкусна она или нет. И это подводит нас к вопросу о симпатиях и антипатиях.

    Возможно, вы слышали, как Будда учил, что жизнь — это страдание, а страдание вызвано желанием. В соответствии с современными терминами Будда учил, что мы все — это дергающиеся массы жадности, неуверенности и социального программирования. Мы мчимся по жизни, цепляясь за все, что, как мы думаем, успокоит нашу экзистенциальную тревогу, одновременно отбрасывая все, что причиняет нам боль или давит на кнопки нашего эго. И поступая так, мы причиняем много неприятностей себе и окружающим. Существует китайский текст VI века школы чань (дзэн), в котором говорится: «Противопоставлять то, что тебе нравится, против того, что тебе не нравится, — это болезнь ума». Проще говоря, сортировка всех явлений по ячейкам «нравится» или «не нравится» мешает просветлению.

    Чтобы быть свободными, сказал Будда, мы должны сначала полностью осознать иллюзорную природу всех вещей, которые нас смущают, включая симпатии и антипатии, что возвращает нас к тому, почему Далай-лама мог счесть неуместным выбрать одно блюдо над другим в кулинарном реалити-шоу. Но дхарма суждений тонка. Распространенной ошибкой является предположение, что все суждения плохи, что само по себе является суждением. Если я привлеку внимание к неподобающему поведению учителя или сниму дурацкую книгу на своем буддийском сайте, кто-нибудь обязательно упрекнет меня за субъективность. Но судить кого-то другого как осуждающего — это, ну, осуждать. Нет выхода. Исторический Будда сам иногда критиковал учения браминов своего времени, что означает, что он считал их ошибочными.

    Путь освобожденного суждения можно найти в практике «упеккха», палийского слова (это «упекша» на санскрите), которое означает «невозмутимость» или «непривязанность» (в некоторых ранних английских переводах палийских текстов это слово переводится как «отстраненность», что неправильно, но это уже другая лекция).

    Это слово имеет значение «видеть с высоты, чтобы охватить весь вид». На практике это означает свободно ходить между влечением и отвращением, симпатиями и антипатиями, похвалой и порицанием, не привязываясь ни к одной стороне, ни к другой и не дергаясь так или иначе. Однако это не означает, что кто-то может причинить вред другим — например, подвергнуть опасности ребенка — когда вы можете вмешаться и остановить это. Иногда приходится выносить суждения.

    Сохранение невозмутимости может показаться ходьбой по канату. Наклонитесь в одну сторону, и вы морализирующий назойливый человек. Наклонитесь в другую сторону, и вы станете активатором. И, прежде всего, вы должны держать свое эго в стороне.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts