1.Приведите примеры условных и безусловных рефлексов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Почему… — «Семья и Школа»
Содержание
примеры врожденных и приобретенных, условных и безусловных рефлексов у людей и животных
Наша нервная система — это сложный механизм взаимодействия нейронов, которые посылают импульсы мозгу, а он, в свою очередь, управляет всеми органами и обеспечивает их работу. Этот процесс взаимодействия возможен благодаря наличию у человека основных неразрывных приобретенных и врожденных форм приспособления – условных и безусловных реакций. Рефлекс – это осознанный ответ организма на определенные условия или раздражители. Такая слаженная работа нервных окончаний помогает нам взаимодействовать с окружающим миром. Человек рождается с набором простейших навыков – это и называется врожденный рефлекс. Пример такого поведения: способность младенца сосать грудь матери, глотать пищу, моргать.
Как только живое существо появляется на свет, ему необходимы определенные умения, которые помогут обеспечить его жизнедеятельность. Организм активно приспосабливается к окружающему миру, то есть он вырабатывает целый комплекс целенаправленных двигательных навыков. Именно такой механизм называется поведением видов. Каждому живому организму присущ его собственный набор реакций и врожденных рефлексов, который передается по наследству и не меняется на протяжении всей жизни. А вот само поведение различают по методу его реализации и применения в жизни: врожденные и приобретенные формы.
Безусловные рефлексы
Ученные заявляют, что врожденной формой поведения является безусловный рефлекс. Пример таких проявлений наблюдается с момента появления на свет человека: чихание, кашель, глотание слюны, моргание. Передача такой информации осуществляется путем наследования родительской программы центрами рефлекторных дуг, которые отвечают за реакции на раздражители. Расположены эти центры в стволовой части мозга или в спинном мозге. Безусловные рефлексы помогают человеку быстро и безошибочно реагировать на изменение внешней среды и гомеостаза. Такие реакции имеют четкое размежевание в зависимости от биологических потребностей.
- Пищевые.
- Ориентировочные.
- Защитные.
- Половые.
В зависимости от вида, живым существам присущи разные реакции на окружающий мир, но все млекопитающие, включая человека, имеют сосательный навык. Если приложить младенца или детеныша животного к соску матери, в мозгу сразу произойдет реакция и начнется процесс кормления. Это и есть безусловный рефлекс. Примеры пищевого поведения передаются по наследству у всех существ, которые получают питательные вещества с молоком матери.
Защитные реакции
Такие типы реакции на внешние раздражители передаются по наследству и называются естественными инстинктами. Эволюция заложила в нас потребность защищать себя и заботиться о своей безопасности с целью выживания. Поэтому мы научились инстинктивно реагировать на опасность, это и есть безусловный рефлекс. Пример: замечали ли вы, как отклоняется голова, если над ней кто-то занес кулак? Когда вы прикасаетесь к горячей поверхности, у вас отдергивается рука. Такое поведение еще называют инстинктом самосохранения: вряд ли человек в здравом рассудке попытается прыгнуть с высоты или съесть незнакомые ягоды в лесу. Мозг сразу запускает процесс обработки информации, которая даст понять, стоит ли рисковать своей жизнью. И если вам даже кажется, что вы и не думаете об этом, инстинкт сразу срабатывает.
Попробуйте поднести палец к ладошке младенца, и он тут же попробует схватить его. Такие рефлексы вырабатывались веками, правда, сейчас такой навык ребенку не очень нужен. Еще у первобытных людей малыш цеплялся за мать, и так она его переносила. Существуют и неосознанные врожденные реакции, которые объясняются связью нескольких групп нейронов. Например, если молоточком ударить по колену, оно дернется – пример двухнейронного рефлекса. В этом случае вступают в связь два нейрона и посылают сигнал в мозг, заставляя реагировать на внешний раздражитель.
Отсроченные реакции
Однако не все безусловные рефлексы проявляются сразу после рождения. Некоторые возникают по мере необходимости. Например, новорожденный малыш практически не умеет ориентироваться в пространстве, но примерно через пару недель он начинает реагировать на внешние раздражители – это безусловный рефлекс. Пример: ребенок начинает различать голос матери, громкие звуки, яркие цвета. Все эти факторы привлекают его внимание – начинает формироваться ориентировочный навык. Непроизвольное внимание является отправной точкой в формировании оценки раздражителей: малыш начинает понимать, что когда мать говорит с ним и подходит к нему, скорей всего, она возьмет его на руки или покормит. То есть человек формирует сложную форму поведения. Его плач привлечет к нему внимание, и он пользуется осознанно этой реакцией.
Половой рефлекс
А вот этот рефлекс относится к бессознательным и безусловным, он направлен на продолжение рода. Возникает он в период полового созревания, то есть только тогда, когда организм готов к продолжению рода. Ученые заявляют, что этот рефлекс является одним из самых сильных, он определяет сложное поведение живого организма и в последующем запускает инстинкт защиты своего потомства. Несмотря на то, что все эти реакции изначально свойственны человеку, запускаются они в определенной очередности.
Условные рефлексы
Помимо инстинктивных реакций, которыми мы обладаем при рождении, человеку необходимо и множество других навыков, чтобы лучше приспособиться к окружающему миру. Приобретенное поведение формируется как у животных, так и у людей на протяжении всей жизни, называется такое явление «условные рефлексы». Примеры: при виде пищи возникает слюноотделение, при соблюдении режима питания возникает чувство голода в определенное время суток. Такой явление формируется путем временной связи между центром анализатора (обоняние или зрение) и центром безусловного рефлекса. Внешний раздражитель становится сигналом к определенному действию. Зрительные образы, звуки, запахи способны сформировать стойкие связи и породить новые рефлексы. Когда кто-то видит лимон, может начаться слюноотделение, а при резком запахе или созерцании неприятной картины возникнуть тошнота – это примеры условных рефлексов у человека. Отметим, что эти реакции могут быть индивидуальными у каждого живого организма, временные связи формируются в коре головного мозга и посылают сигнал, когда возникает внешний раздражитель.
На протяжении всей жизни условные реакции могут возникать и также пропадать. Все зависит от потребности человека. Например, в детстве ребенок реагирует на вид бутылочки с молоком, понимая, что это еда. Но когда малыш подрастет, у него этот предмет не будет формировать образ пищи, он будет реагировать на ложку и тарелку.
Наследственность
Как мы уже выяснили, безусловные рефлексы передаются по наследству у каждого вида живых существ. А вот условные реакции влияют только на сложное поведение человека, но не передаются потомкам. Каждый организм «подстраивается» под ту или иную ситуацию и окружающую его действительность. Примеры врожденных рефлексов, не исчезающих на протяжении всей жизни: еда, глотание, реакция на вкусовые качества продукта. Условные раздражители меняются постоянно в зависимости от наших предпочтений и возраста: в детстве при виде игрушки малыш испытывает радостные эмоции, в процессе взросления реакцию вызывают, например, зрительные образы киноленты.
Реакции животных
У животных, как и у человека, существуют и безусловные врожденные реакции, и приобретенные рефлексы в течение всей жизни. Помимо инстинкта самосохранения и добычи пропитания, живые существа также подстраиваются под окружающую среду. Они вырабатывают реакцию на кличку (домашние животные), при многократном повторении появляется рефлекс внимания.
Многочисленные опыты показали, что возможно привить питомцу многие реакции на внешние раздражители. Например, если при каждом кормлении подзывать собаку колокольчиком или определенным сигналом, у него появится стойкое восприятие ситуации, и он сразу будет реагировать. В процессе дрессировки поощрение питомца за выполненную команду любимым лакомством формирует условную реакцию, выгул собаки и вид поводка сигнализирует о скорой прогулке, где он должен справлять нужду – примеры рефлексов у животных.
Резюме
Нервная система постоянно посылает нашему мозгу множество сигналов, они и формируют поведение человека и животного. Постоянная активность нейронов позволяет выполнять привычные действия и реагировать на внешние раздражители, помогая лучше приспособиться к окружающему нас миру.
Безусловные рефлексы: понятие, примеры, виды, значение
Рефлекс является ответной реакцией живого организма на любые раздражители, затрагивающие нервную систему. Между собой они подразделяются на две большие группы: условные и безусловные. В этой статье разберемся с тем, что такое безусловный рефлекс, как он формируется и чем отличается от условного.
Что такое безусловный рефлекс?
Безусловный рефлекс – это реакция живого организма на определенный раздражитель, заложенная на генетическом уровне и проявляющаяся у каждой особи внутри популяции, независимо от того, где и в каких условиях она выросла. Ими управляет нервная система, и для их проявления не требуется специальных условий. И всё же при разных обстоятельствах интенсивность реакции может меняться (например, пищевой рефлекс зависит от степени сытости).
Поскольку безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне и проявляются у всех особей одного вида, независимо от жизненного опыта, их также называют «врождёнными».
Едва появившись на свет, детёныш любого животного уже обладает набором безусловных рефлексов, которые помогают ему выжить. У каждого вида есть специфические рефлексы. К примеру, детёныши сумчатых (коала, кенгуру) имеют очень цепкие лапки и сразу же после рождения добираются по шерсти матери к сумке. Если котенка поднять за шкуру на шее, он скручивается и спокойно позволяет себя держать – это тоже рефлекс, позволяющий кошке переносить котят в зубах (он частично сохраняется даже у взрослых котов).
Безусловные рефлексы не зависят от больших полушарий мозга. Мы можем осознанно оказывать незначительное влияние на некоторые из них, но контролировать их невозможно.
Автором термина «рефлекс» считается французский исследователь Рене Декарт (1586-1650). Он достаточно точно описал суть явления, но не смог правильно истолковать его природу из-за ограничений науки того времени. Он предположил, что сигнал от рецептора отражается так же, как луч света (слово «reflexus» переводится с латыни как «отражённый»).
Пониманием того, как действуют рефлексы, современная наука обязана троим российским учёным: Ивану Сеченову, Владимиру Бехтереву и Ивану Павлову. Дальше всех продвинулся Павлов, который смог понять разницу между условными и безусловными рефлексами, впервые разделив данные понятия. Также он высказал предположение, что безусловные рефлексы закрепляются в генах эволюционным отбором в течение тысячелетий.
Отличительные признаки безусловных рефлексов
Безусловный рефлекс – это постоянная (стереотипная) реакция на определенный раздражитель, свойственная всем особям определенного вида. Такие реакции возникают и закрепляются в генах в ходе эволюционного развития. В связи с этим они называются также «видовыми» рефлексами.
Ключевые особенности безусловных рефлексов:
- Неподконтрольность сознанию и воле. Мы, конечно, можем осознанно заставить сработать определенный рефлекс (представьте, например, как откусываете кусочек лимона). Однако подавить его гораздо сложнее, и при наличии раздражителя он сработает независимо от вашего желания (если в действительности откусить кусочек лимона, сдержать обильное слюноотделение не получится, как ни старайся).
- Специфичность. Безусловные рефлексы проявляются при воздействии на конкретные рецепторы. Так на ярком свету зрачки мгновенно сужаются, а запах и вкус пищи активируют пищеварительную систему.
- Полное покрытие популяции. Врожденные рефлексы присутствуют у всех представителей вида. При этом они могут быть специфичными для одного вида, а могут распространяться и на более крупные таксономии (например, сосательный рефлекс, присутствующий у всех млекопитающих).
- Гибкость. В зависимости от некоторых условий, интенсивность рефлекторной реакции может существенно отличаться. К примеру, состав слюны и желудочного сока зависит от вкуса еды. Это связано с тем, что для переваривания белков, жиров и углеводов нужны разные ферменты.
Безусловные рефлексы – это естественные реакции, необходимые, чтобы обеспечить выживание отдельной особи и всего вида, поэтому они надёжно закреплены в генах. Условные рефлексы обычно формируются на основе безусловных. К примеру, в известном опыте Павлова пищеварительная система собаки реагировала на звонок или зажёгшуюся лампочку. Это срабатывал обычный пищевой рефлекс, который посредством обучения был привязан к раздражителю, изначально не имеющему ничего общего с пищей.
Примеры и виды безусловных рефлексов
Павлов предложил использовать для классификации биологический смысл реакций и специфические особенности провоцирующих их раздражителей. Данный подход позволяет отнести любой рефлекс к одному из четырёх основных типов:
- Пищевой. Данный рефлекс возникает при возбуждении вкусовых и обонятельных рецепторов химическими веществами, обладающими необходимым вкусом и запахом. Нервный импульс, возникающий в рецепторах, передаётся в нервные структуры пищевого центра. Там формируются ответные реакции, приводящие к активизации пищеварительной системы. Начинается интенсивное слюноотделение, а в желудке вырабатывается желудочный сок – так пищеварительная система готовится к перевариванию пищи.
- Половой. Это рефлекс, обеспечивающий размножение. Важно не путать его с соответствующим инстинктом. Половой инстинкт – это сложная модель поведения, включающая брачные игры, образование пары и спаривание. Рефлекс же необходим только для приведения половых органов в готовность и обеспечения полового акта.
- Защитный. По сути, это обширная группа безусловных рефлексов, призванных защищать живое существо от множества разных опасностей. Сюда относится и отдергивание руки от обжигающей поверхности, и прищуривание на ярком свету, и даже учащение дыхания при недостатке кислорода в крови.
- Ориентировочный. Любое животное, в том числе и человек, услышав неожиданный шум, рефлекторно настораживается и поворачивает голову в сторону его источника. Это происходит неосознанно и практически мгновенно, благодаря чему животное получает больше времени на выбор реакции (бежать, нападать, обороняться, игнорировать и т.п.).
Все безусловные рефлексы могут участвовать в формировании условных. Это происходит, когда раздражитель, провоцирующий безусловный рефлекс, сочетается с каким-то другим воздействием. При регулярном подкреплении взаимосвязи возникает условный рефлекс, аналогичный безусловному и действующий так же быстро.
Появление и развитие безусловных рефлексов
Современные исследования показывают, что безусловные рефлексы начинают проявляться уже на стадии внутриутробного развития. При этом на разных этапах развития плода можно наблюдать различные стадии формирования безусловного рефлекса. И к моменту рождения все жизненно необходимые рефлексы оказываются полностью сформированными. Некоторые рефлексы требуют согласованной работы нескольких систем организма, но при этом даже у новорожденного они уже достаточно консолидированы для этого.
Наблюдая, как ведёт себя плод человека в период внутриутробного развития, ученые обнаружили, что некоторые рефлексы проявляются уже на 4 месяце беременности. В частности, у 3-месячного плода появляется хватательный рефлекс. Если к его ладони приложить какой-то предмет, он пытается схватить его. При этом исследователи уже достаточно подробно изучили, как формирование рефлексов связано с дифференциацией и миелинизацией (покрытие изолирующим белком «миелином») нейронов нервной системы плода.
Взаимосвязь условных и безусловных рефлексов
Безусловные рефлексы необходимы, чтобы обеспечить выживание особи сразу после появления на свет. Как было отмечено выше, они формируются под влиянием естественного отбора на протяжении многих тысячелетий. Но условия окружающей среды меняются гораздо чаще, поэтому живым организмам необходим механизм, обеспечивающий более быструю адаптацию.
Таким механизмом являются условные рефлексы. Они не являются врожденными, а формируются под влиянием внешних факторов на базе безусловных рефлексов. К примеру, в известном эксперименте Ивана Павлова (широко известен по названию «Собака Павлова») на основе безусловного пищевого рефлекса у животного формируется условная реакция на звуковой или световой сигнал.
Если у вас есть аквариумные рыбки, вы наверняка приучили их реагировать на постукивание по стеклу. Стоит легонько постучать, и они выплывают в предвкушении кормления. Это не потому, что они «запомнили и знают», а потому что на основе пищевого (безусловного) рефлекса у них выработался условный.
Некоторые безусловные рефлексы проявляются лишь в определенные периоды жизни (при половом созревании или после появления потомства), но необходимые для них нейронные структуры закладываются ещё на ранних этапах развития плода. В то же время условные рефлексы обычно формируются довольно быстро – в результате непродолжительной предварительной выработки. При этом им не нужны специализированные структуры в нервной системе.
Условные рефлексы нуждаются в регулярном закреплении, иначе со временем заметно ослабевают вплоть до полного исчезновения. Безусловные рефлексы являются естественными, поэтому большинство из них сохраняется на протяжении всей жизни (за исключением тех, которые нужны только новорождённым). Им не требуется регулярное закрепление, они не исчезают, но в некоторых случаях они могут подавляться условными рефлексами.
Заключение
Безусловный рефлекс – это врожденная реакция на определенный раздражитель, свойственная всем представителям одного вида (или большей таксономии). Такие рефлексы вырабатываются на протяжении тысячелетий в процессе эволюции, из чего можно заключить, что они важны (или были важны) для выживания отдельных особей и популяции в целом. Но поскольку внешние условия постоянно меняются, они дополняются также условными рефлексами, которые вырабатываются у каждой особи индивидуально, помогая ей приспосабливаться к обстоятельствам.
Безусловный стимул в классическом условном рефлексе
Автор: Автор Памела Ли, MS, MBA Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Учить больше
Опубликовано Последнее обновление: Основано на доказательствах
| безусловный раздражитель в классической обусловленности | Примеры | Безусловный стимул против нейтрального стимула | Безусловный раздражитель против условного раздражителя | Маленький эксперимент Альберта |
Что такое безусловный раздражитель?
В классическом обусловливании безусловный стимул (US или UCS) определяется как любой стимул, который может естественным образом и автоматически вызывать реакцию без предварительного обучения или практики. Его также называют первичным подкреплением. Непроизвольная реакция — это рефлекс, который срабатывает всякий раз, когда присутствует UCS.
Безусловный раздражитель в классическом обусловливании
Русский физиолог Иван Павлов впервые обнаружил классическое обусловливание, когда кормил своих собак. Собаки чувствовали запах еды и автоматически выделяли слюну. Эта естественная реакция не требовала никакого предварительного обучения. Так что запах еды был UCS 1 . Это явление также называют павловской обусловленностью.
Итак, как найти безусловные раздражители?
UCS может инициировать ответ естественным образом. Этот ответ является биологической реакцией. Человек или животное обычно не могут контролировать это поведение 2 .
Примеры безусловных раздражителей
Вот несколько примеров безусловных раздражителей.
- Прикосновение к горячему утюгу
Прикосновение к горячему утюгу заставляет вас немедленно отдернуть руку.
Горячее железо — это UCS. - Прием пищи
Когда вы кладете пищу в рот, у вас текут слюнки.
Еда — это ПСК. - Повредить ногу
Уронив камень на ногу, вы закричите от боли.
Камень — это ПСК. - Вдыхание пыли
Попадание пыли в нос вызывает чихание.
Пыль — это ПСК.
Разница между безусловным раздражителем и нейтральным раздражителем
Безусловный раздражитель вызывает естественную рефлекторную реакцию, называемую безусловный ответ (UCR).
Стимул, который естественным образом не вызывает реакции, является нейтральной реакцией. Например, еда является UCS для собак и может вызывать слюноотделение. Но звон колокольчика сам по себе не вызывает такой же реакции. Звук колокольчика, следовательно, является нейтральным стимулом .
Разница между безусловным раздражителем и условным раздражителем
Нейтральный раздражитель изначально не вызывает какой-либо конкретной реакции. Однако, когда нейтральный стимул предъявляется вместе с UCS, может сформироваться ассоциация.
Классическое обусловливание происходит, когда нейтральный стимул многократно сочетается с UCS для создания ассоциативного обучения. Ранее нейтральный стимул становится условным стимулом (CS) и может вызывать ту же реакцию, что и UCS.
Таким образом, изначально нейтральный стимул не влияет на определенное поведение. Но после многократного представления вместе с UCS он становится CS, и человек или животное подсознательно учатся реагировать той же реакцией, когда он присутствует. Этот ответ затем называется условная реакция (CR) или выученная реакция .
Например, в опытах Павлова он звонил в колокольчик всякий раз, когда приносил еду своим собакам. После многократных повторений собаки научились ожидать еды и естественным образом выделяли слюну, когда слышали звук колокольчика, даже если не видели еды. Когда UCS (еда) сочетался с ранее нейтральным стимулом (звуком колокольчика), нейтральный стимул становился CS.
Эксперимент с Маленьким Альбертом
Другим примером использования безусловного стимула для обусловливания субъекта является печально известный «Эксперимент с Маленьким Альбертом». 3
В этом эксперименте психолог Джон Б. Уотсон познакомил младенца с белой крысой. Когда младенец пытался прикоснуться к крысе, он издавал громкий звук, чтобы напугать ее. Через несколько повторений ребенок заплакал, увидев крысу одну.
В данном случае громкий шум был безусловным раздражителем. Крыса служила нейтральным раздражителем, а плач ребенка — безусловным рефлексом.
Психологи предполагают, что этот тип кондиционирования страха безусловным аверсивным стимулом ответственен за психологические расстройства, такие как тревожное расстройство и ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) 4 .
Каталожные номера
1.
Kimmel HD. Торможение безусловной реакции при классическом обусловливании. Психологический обзор . Опубликовано в Интернете 1966: 232-240. дои: 10.1037/h0023270
2.
Кларк Р.Э. Классическая система кондиционирования и мозг: роль осознания. Наука . Опубликовано в Интернете 3 апреля 1998 г .: 77–81. doi:10.1126/наука.280.5360.77
3.
Харрис Б. Что случилось с маленьким Альбертом? Американский психолог . Опубликовано в Интернете 1979: 151-160. дои: 10.1037/0003-066x.34.2.151
4.
Марен С. Нейробиология павловского кондиционирования страха. Annu Rev Neurosci . Опубликовано в Интернете в марте 2001 г .: 897–931. doi:10.1146/annurev.neuro.24.1.897
Страница не найдена — Parenting For Brain
Мы не нашли сообщения для этого URL.
Последние сообщения
| Почему общение с детьми — лучшая дисциплина | 7 советов по общению с детьми | Наши сердца жаждут тех моментов, когда мы рядом с нашими детьми. До того, как мы стали родителями, родительство казалось прекрасным, и наш маленький мини-я смотрел на нас с уважением. Теперь, когда мы родители, мы погрязли в хлопотах…
Подробнее о том, почему общение с детьми — лучшая дисциплина для детей (7 советов)
| Цитаты доброты | Цитаты о любви и сострадании | Важно учить детей доброте.
Подробнее о 70 цитатах о доброте для детей, которые могут вдохновить на сострадание
Газлайтинг — это форма эмоционального и психического насилия. Цель состоит в том, чтобы заставить человека усомниться в их реальности и даже усомниться в собственном здравомыслии1. Родители, как правило, используют газлайтер не только для того, чтобы свести детей с ума. Некоторые родители искренне думают, что делают своим детям одолжение: «Вы…
Узнайте больше о том, как реагировать на газлайтинг и 25 общих фраз от газлайтеров
| Цитаты для родителей в трудные времена | Цитаты для родителей о воспитании замечательных детей | Воспитание ребенка – одна из самых сложных и важных задач в жизни.
Каким бы утомительным и сложным ни было родительство, оно также является одной из самых полезных и приносящих удовлетворение ролей. Вот несколько цитат, которые помогут вам преодолеть трудности…
Подробнее о 50 вдохновляющих цитатах о воспитании детей, которые помогут вам пережить трудные времена
Токсичные родители словесно и эмоционально оскорбляют своих детей. Они навязывают завышенные ожидания и чрезмерные требования и ведут себя так, что вызывают чувство вины, страха или обязательств у своих детей. Плохой день не делает человека плохим родителем. В отличие от нормального родительского поведения, токсичное воспитание включает модели поведения, которые негативно сказываются на…
Подробнее о 50 ядовитых вещах, которые говорят родители, и почему они вредны для детей
| Что такое обратная психология | Как работает обратная психология | Примеры | Советы | Когда мы были маленькими, нашим родителям часто приходилось напоминать нам убирать игрушки.
В большинстве случаев, после того как наши расстроенные родители оставляют наши игрушечные грузовики на полу на два часа, они решают что-то сделать с …
Подробнее об использовании реверсивной психологии в воспитании детей (НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО)
| Что такое критическое воспитание | Эффекты | Как вести себя с критически настроенным родителем | Дети, чьи родители критичны, часто рассказывают такую историю: «Это фотография моей мамы. Она была перфекционисткой. Она возлагала большие надежды на меня и моих трех братьев и сестер. Ее высокие ожидания не только заставили нас чувствовать себя плохо, …
Узнайте больше о том, как вести себя с критично настроенным родителем и о 9 вредных последствиях, которые они вызывают
| Что такое токсичная мать | Знаки | Почему моя мама такая токсичная | Эффекты | Как иметь дело с токсичной матерью. Родители не идеальны. Даже очень любящая мать иногда делает ошибки, выходит из себя или говорит что-то, что непреднамеренно ранит чувства ее ребенка.
Физиология высшей нервной деятельности Врождённые формы поведения. Безусловные рефлексы.
Безусловные рефлексы — это врождённые ответные реакции организма на раздражение. Свойства безусловных рефлексов:
1. Они являются врождёнными, т.е. наследуются
2. Наследуются всеми представителями данного вида животных
3. Для возникновения безусловнорефлекторной реакции необходимо действие специфического раздражителя (механическое раздражение губ сосательный рефлекс у новорождённого)
4. У них имеется постоянное рецептивное поле (зона восприятия специфического раздражителя).
5. Они имеют постоянную рефлекторную дугу.
И.П. Павлов все безусловные рефлексы (Б.У.Р.) разделял на простые (сосательный), сложные (потоотделения) и сложнейшие (пищевой, оборонительный, половой и т.д.). В настоящее время все безусловные рефлексы, в зависимости от их значения, делят на 3 группы:
1. Витальные (жизненно важные). Они обеспечивают сохранение индивида. К ним относят пищевые, оборонительные, ориентировочные и др.
2. Ролевые. Обеспечивают соответствующее положение в среде себе подобных. Эти безусловные рефлексы лежат в основе полового, группового или родительского поведения. (социальные потребности человека).
3. Безусловные рефлексы саморазвития. Они не нужны для индивида в данный момент, они обеспечивают его будущие потребности (у человека идеальные потребности).
Все эти виды безусловных рефлексов имеются у человека и являются движущей силой различных форм человеческого поведения
Одной из сложных форм врождённого поведения являются инстинкты. Это комплекс безусловнорефлекторных реакций, которые обеспечивают такую последовательность действий, которая характерна всем представителям данного вида в конкретной ситуации. Пример — инстинкт самосохранения. Большинство безусловных рефлексов осуществляется без участия коры, однако они находятся под контролем коры и входят в состав приобретаемых условных рефлексов. Сложнейшие безусловные рефлексы и инстинкты осуществляются врождёнными рефлекторными связями и в подкорке и коре.
Условные рефлексы, механизмы образования, значение
Условные рефлексы (У.Р.) — это индивидуально приобретённые в процессе жизнедеятельности реакции организма на раздражение. Создатель учения об условных рефлексах И.П. Павлов называл их временной связью раздражителя с ответной реакцией, которая образуется в организме при определённых условиях.
Свойства условных рефлексов:
1. Формируются в течение всей жизни в результате взаимодействия индивида с внешней средой.
2. Не отличаются постоянством и без подкрепления могут исчезать
3. Не имеют постоянного рецептивного поля
4. Не имеют постоянной рефлекторной дуги
5. Для возникновения условнорефлекторной реакции не требуется действие специфического раздражителя.
Пример условного рефлекса — выработка слюноотделения у
собаки на звонок.
Условные рефлексы образуются только при определённом сочетании свойств раздражителя и внешних условий. Для выработки условного рефлекса используется сочетание индифферентного или условного раздражителя и подкрепляющего безусловного. Индифферентным называется такой раздражитель, который в естественных условиях не может вызвать данную рефлекторную реакцию, а безусловным — специфический раздражитель, который всегда вызывает возникновение этого рефлекса.
Для выработки условных рефлексов необходимы следующие условия:
1.Действие условного раздражителя должно предшествовать воздействию безусловного.
2.Необходимо многократное сочетание условного и безусловного раздражителей.
3.Индифферентный и безусловный раздражители должны иметь сверхпороговую силу.
4.В момент выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние внешние раздражения.
5.Ц.Н.С. должна быть в нормальном функциональном состоянии.
Все условные рефлексы в зависимости от возникающего поведения делятся на классические и инструментальные.
1.Классические это такие, которые вырабатываемые в соответствии с вышеприведёнными условиями Пример — слюноотделение, выработанное на звонок.
2.Инструментальные — это рефлексы, способствующие достижению или избеганию раздражителя. Например, при включении звонка, предшествующего безусловнорефлекторному болевому раздражению, собака совершает комплекс движений, чтобы освободиться от электродов. При звонке, предшествующем пище виляет хвостом, облизывается, тянется к чашке и т.д.
По афферентному звену условнорефлекторной дуги, т.е. рецепторам выделяют экстерорецептивные и интерорецептивные условные рефлексы. Экстерорецептивные возникают в ответ на раздражение внешних рецепторов и служат для связи организма с внешней средой. Интерорецептивные — на раздражение рецепторов внутренней среды. Они необходимы для поддержания постоянства внутренней среды.
По эфферентному звену условнорефлекторной дуги выделяют двигательные и вегетативные условные рефлексы. Пример двигательного — отдёргивание лапы собакой на звук метроном, если последний предшествует болевому раздражения лапы. Пример вегетативного — слюноотделение на звонок у собаки.
Отдельно выделяются условные рефлексы высших порядков. Это условные рефлексы, которые вырабатываются не путём подкрепления условного раздражителя безусловным, а при подкреплении одного условного раздражителя другим. В частности, на сочетание зажигания лампы с дачей пищи вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс I — го порядка. Если после этого подкреплять звонок зажиганием лампы, то выработается условнорефлекторное слюноотделение на звонок. Это будет рефлексом II — го порядка. У собаки можно выработать условные рефлексы лишь IV — го порядка, а у человека до XX — го порядка. Условные рефлексы высших порядков нестойкие и быстро угасают.
У млекопитающих и человека основная роль в формировании условных рефлексов принадлежит коре. При их выработке от периферических рецепторов, воспринимающих условный и безусловный раздражители, нервные импульсы по восходящим путям поступают в подкороковые центры, а затем те зоны коры, где находится представительство данных рецепторов. В нейронах этих 2-х участков коры возникают биопотенциалы, Они совпадают по времени, частоте и фазе. По межкортикальным путям происходит циркуляция, т.е. реверберация нервных импульсов. В результатет синаптической потенциации активизируются синаптические связи, расположенные между нейронами той и другой зоны коры. Улучшение проведения закрепляется, возникает временная или условнорефлекторная связь (схема дуги усл. слюноотделительного рефлекса).
Безусловное и условное торможение.
Изучая закономерности В.Н.Д. И.П. Павлов установил, что существует 2 вида торможения условных рефлексов: внешнее или безусловное и внутреннее или условное. Внешнее торможение — это процесс экстренного ослабления или прекращения условнорефлекторных реакций в результате действия посторонних раздражителей, т.е. стимулов или сигналов, поступающих из внешней или внутренней среды (термины используемые в физологии ВНД). Безусловным это раздражение называется потому, что является врождённым и не требует выработки. Существует 2 разновидности безусловного торможения (БУТ):
1.Внешний тормоз. Он делится в свою очередь на постоянный тормоз и гаснущий тормоз. Постоянным тормозом называются такие посторонние стимулы, которые всегда вызываютторможение условных рефлексов. Например болевые раздражители. Гаснущим тормозом называются стимулы, тормозящий эффект которых с течением времени начинает уменьшаться. Например если во время условнорефлекторного слюноотделения на звонок, появляется другой звук, то у собаки возникает ориентировочный рефлекс, поэтому слюноотделение тормозится. Однако спустя некоторое время ориентировочная реакция исчезает, а слюноотделение продолжается.
2.Запредельное торможение. Оно развивается при действии очень сильных раздражителей или длительном воздействии умеренных стимулов. В этом случае возникающее возбуждение нейронов коры превышает предел их работоспособности. В результате запредельного торможения нейроны временно выключаются для восстановления возбудимости и работоспособности. Поэтому данный вид торможения ещё называют охранительным. Например у некоторых людей сильные эмоции вызывают состояние заторможенности. Этот вид торможения является одной из основ закона силовых отношений. Согласно этому закону, чем сильнее раздражитель, тем более выражена рефлекторная реакция. Однако при сверхсильных стимулах из-за запредельного торможения она прекращается.
Таким образом, безусловное торможение выполняет две основные функции:
1.Координационную, т.е. способствует выключению биологически несущественных для данной ситуации процессов возбуждения в коре.
2.Охранительную, предупреждая истощение и гибель клеток коры.
Условное торможение (УТ)- это торможение условных рефлексов, возникающее в результате выработки. Его называют также внутренним. Существуют следующие виды условного торможения:
1.Угасательное торможение. Оно возникает в том случае, если после выработки устойчивого условного рефлекса прекратить дальнейшее подкрепление условного раздражителя безусловным. Через некоторое время реакция на условный раздражитель исчезнет. Значение угасательного торможения заключается в выключении условных рефлексов, потерявших своё значение. Условнорефлекторная связь на разрывается, а только тормозится. Поэтому если во время действия условнорефлекторного стимула, на который реакция исчезла, подействовать сильным посторонним раздражителем, то может произойти растормаживание угашенного рефлекса. Это используется в клинике, для восстановления памяти, речи.
2.Дифференцированное торможение. Оно возникает, когда на сенсорные системы действует группа близких по характеру условных раздражителя. Например звуки близкие по частоте. При этом один из них подкрепляется безусловнорефлекторным стимулом, а остальные нет. Первоначально условнорефлекторная реакция будет возникать на все похожие раздражения, а спустя некоторое время только на тот, который подкрепляется. Дифференцировка, т.е. различение раздражителей развивается тем быстрее, чем меньше сходство между ними и наоборот. Дифференцировочное торможение обеспечивает выделение нужных сигналов. Наиболее высока способность к дифференцировке у человека. Однако она ухудшается при наличии сильных или множественных внешних сигналов. Например, умственная работа в условиях шума.
3.Запаздывательное торможение. Оно наблюдается в том случае, если постепенно время действия безусловного подкрепляющего раздражителя отодвигать от момента включения условного. Постепенно условнорефлекторная реакция также сдвигается к времени действия подкрепляющего раздражителя. С помощью этого вида торможения рефлекторная реакция сдвигается ближе к моменту подкрепления. Это способствует экономной работе нейронов мозга. У человека многие рефлекса являются запаздывающими, причём у возбудимых людей запаздывательное торможение вырабатывается труднее (необдуманные поступки).
4.Условный тормоз. Он возникает тогда, когда условнорефлекторный раздражитель подкрепляется, а его комбинации с другим раздражителем нет. Первоначально реакция возникает и на комбинацию двух раздражителей. Но затем только на один условнорефлекторный. Значение условного тормоза, как и дифференцировки состоит в различении сигналов.
Активация механизмов внутреннего торможения используется для гипноза При монотонном многократном воздействии слабых раздражителей развивается внутреннее торможение. (метроном, блестящий шарик, монотонная речь).
Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Динамический стереотип.
Все сигналы, поступающие из внешней среды, подвергаются анализу и синтезу. Анализ — это дифференцировка, т.е. различение сигналов. Безусловнорефлекторный анализ начинается в самих рецепторах и заканчивается в подкорковых отделах Ц.Н.С. Высший анализ осуществляется К.Б.П. Он происходит за счёт дифферинцеровочного торможения и условного тормоза. Способствует анализу процесс концентрации возбуждения в коре. Синтез — это объединение сигналов и формирование целостного восприятия их группы. Примером простейшего синтеза является выработка условного рефлекса. В результате нее 2 разнородных стимула вызывают одинаковую рефлекторную реакцию. Анализ и синтез — взаимосвязанные и одновременно протекающие процессы. В результате синтеза формируется динамический стереотип (ДС). Динамический стереотип — это цепь условнорефлекторных реакций на последовательное воздействие ряда условных и безусловных раздражителей, повторяемых в строго определённой последовательности. После его закрепления, окончание одного рефлекса запускает следующий и т.д. Более того, первый стимул в этом ряду, приобретает свойство запускать всю цепь условных рефлексов. Пример: экспериментальный и естественный ДС.
Динамический стереотип способствует экономичности в деятельности коры и большей скорости протекания комплексных условных рефлексов. Так как анализ и синтез наиболее высокоорганизованны у человека, его мозгу свойственно образование множества стереотипических реакций. В частности формированием соответствующего динамического стереотипа объясняется возникновение привычек, привязанностей, навыков в выполнении привычной работы, обучении. В этом заключается положительная роль динамического стереотипа. Отрицательная, состоит в том, что его перестройка это длительный и трудный процесс. Поэтому он препятствует переобучению. Кроме этого, у людей со слабым типом нервной деятельности перестройка динамического стереотипа сопровождается нарушениями нервно-психической деятельности, в виде неврозов и психозов (резкая смена обстановки, привычной деятельности и т.д.). Одновременно явлением Д.С. во многом объясняются вредные привычки, например курение и бытовое пьянство.
Структура поведенческого акта
Поведением называется комплекс внешних взаимосвязанных реакций, которые осуществляются организмом для приспособления к изменяющимся условиям среды. Наиболее просто структура поведения была описана через ФУС П.К. Анохиным. По Анохину во всех ФУС, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма имеются внутренние системы саморегуляции и внешнее звено саморегуляции или поведенческая регуляция. Это звено способствует поддержанию постоянства внутренней среды за счёт целенаправленного поведения.
По теории ФУС поведенческий акт включает следующие стадии:
1.Афферентный синтез. Он состоит в синтезе сигналов от периферических рецепторов, сигналов извлечённых из памяти и сигналов из очага мотивационного возбуждения. Готовность к любому поведению обеспечивает мотивационное возбуждение, возникающее в Ц.Н.С. при появлении биологической, социальной или идеальной потребности. Пример. При этом мотивационное возбуждение становится доминирующим. Для запуска поведения необходимы пусковая и обстановочная афферентация. К пусковой афферентации относятся те внешние безусловные и условные раздражители, которые являются толчком для формирования поведения, т.е. запускают его (пример, убегание слабых животных при появлении хищника). Условия, которые способствуют запуску поведения, называют обстановочной афферентацией. Пример. В это же время, из памяти извлекается врождённая и приобретённая информация, которая полезна для будущего поведения. Пример. После завершения афферентного синтеза включается 2-я стадия поведения.
2.Принятие решения. Во время этой стадии планируется будущее поведение, т.е. каким оно будет.
3.Стадия формирования акцептора (т.е. приёмника) результатов действия. На этой стадии оцениваются результаты будущего поведения при выполнении принятого решения.
4.Стадия эфферентного синтеза. Во время неё определяется конкретная последовательность действий, но пока внешних проявлений поведения ещё нет.
5.Стадия выполнения программы поведения. Программа выполняется. Сигналы о результатах поведения, с помощью обратной афферентации поступают в акцептор результатов действия и оценивается в нём. Если результаты выполнения программы совпадают с прогнозом, заложенным в акцепторе результатов действия, поведение завершается. Если нет, то происходит полная перестройка поведения. Схема ФУС поведенческого акта
Мотивации
Потребность это нужда которую, испытывает организм и которую стремится удовлетворить посредством целенаправленного поведения. Все потребности человека можно разделить на следующие группы:
1.Биологические (пищевые, половые и др.). В чистом виде у человека не встречаются (исключение — дебилы, имбецилы).
2.Социальные. Желание принадлежать к определенной социальной группе, исполнять нравственные, эстетические, юридические нормы.
3.Идеальные. Потребность познания и т.д.
Мотивацией называется эмоционально окрашенное состояние, возникающее в результате определённой потребности, которое формирует поведение, направленное на удовлетворение этой потребности. (К.В. Судаков).
В зависимости от потребности, которая вызвала возникновение мотиваций, все они разделяются на биологические, социальные, идеальные. Биологические мотивации делятся на пищевую, питьевую, половую, оборонительную и т.д.
Мотивационное возбуждение обладает свойствами доминанты:
1.Оно инертно, т. е. длительно сохраняется, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.
2.Все посторонние раздражители благодаря суммации только усиливают мотивационное возбуждение.
3.Очаг мотивационного возбуждения подавляет все другие очаги и подчиняет себе все отделы Ц.Н.С.
4.При мотивационном возбуждении возрастает возбудимость тех отделов мозга, которые ответственны за возникновение мотивации.
5.Благодаря принципу доминанты А.А. Ухтомского в каждый конкретный момент времени поведение организма определяется той мотивацией, которая обеспечивает наилучшую адаптацию организма к условиям среды. После завершения одного мотивированного поведения, в организме возникает следующая по биологической и социальной значимости мотивация. Примеры. Биологическая (пищевая) — социальная — идеальная.
Все мотивации, независимо от вызывавшей их потребности, вызывают одинаковые изменения функций организма:
1. Усиливается двигательная активность. Пример: страх, голод, жажда, любопытство, половое влечение. Исключение — пассивный страх (замирание)
2.Возрастает тонус симпатической нервной системы. В результате этого учащаются сердцебиения, повышается АД, усиливается дыхание и т.д.
3.Повышается чувствительность анализаторов, т.е. снижаются пороги раздражения рецепторов, улучшается проведение сигналов по нервным путям, анализ и синтез в коре. Это объясняется активацией Р.Ф. и симпатической нервной системы.
4.Происходит избирательная активация памяти, что необходимо для успешного выполнения соответствующего поведения. Например при голоде активизируются одни следы памяти, при страхе — другие.
5.Возникают эмоциональные переживания. Например отрицательных при страхе, голоде, жажде. Положительных при удовлетворении потребности.
В экспериментах на животных установлено, что пищевая, питьевая, оборонительная мотивации осуществляются задней областью гипоталамуса, где находятся центры голода и насыщения, жажды и т. д. В центрах голода и насыщения имеются нейроны, которые возбуждаются при недостатке или избытке глюкозы и жирных кислот в крови. Кроме гипоталамуса, где находятся низшие центры мотиваций, в их формировании важная роль принадлежит структурам лимбической системы. В частности миндалевидное ядро координирует активность центров голода и насыщения и формирует поведение на вкусную и невкусную пищу. Предполагают, что это же ядро обеспечивает выделение доминирующей мотивации.
Важная роль в формировании мотиваций принадлежит некоторым гормонам. Они, выделяются в кровь, поступают в спинномозговую жидкость и регулируют чувствительность нейронов мотивационных центров к нейромедиаторам. Особое значение имеют такие гормоны, как гастрин, холецистокинин, вещество Р. Гастрин стимулирует нейроны центра голода, а ХЦ — ПК тормозит их. В результате нарушения межнейронных связей или нейрохимических процессов возникают патологические изменения мотиваций. В частности известны нарушения пищевой мотивации (абулия и булимия), половой мотивации (сексуальные переверзии) и т. д. В связи с тесными взаимосвязями мотивационных и эмотивных механизмов нарушение мотиваций сопровождается эмоциональными перестройками. Таким образом, эмоции и мотивации являются базисными нервно — психическими процессами человека, которые определяют его целенаправленное поведение. При этом их нарушения ведут не только к изменениям поведения, но и к расстройствам сомато — висцеральных функций.
19 Примеры безусловной реакции (2022)
В поведенческой психологии безусловная реакция — это автоматическая реакция на безусловный стимул . Этому не учат и не учат. Это противоположность условной реакции, которая вырабатывается путем тренировки и повторения.
Необусловленные реакции, такие как подергивание, чихание, зевота, выделение слюны при еде и слезотечение, являются естественными реакциями нашего тела, которые помогают защитить нас от потенциальных опасностей.
Концепция исходит из классического подхода к обусловливанию в рамках бихевиористской теории психологии. Эта концепция была впервые определена Иваном Павловым, чей знаменитый эксперимент с собакой Павлова показал безусловную реакцию у собаки, которая почувствовала запах пищи.
Примеры безусловной реакции
1. Реакция бегства (при виде угрозы)
Стимул: Угроза жизни
Реакция: Убежать и другие животные, естественно, когда сталкиваются с угрозой. Это физиологическая реакция, которая активируется в чрезвычайных ситуациях, таких как мчащийся грузовик или бейсбольный мяч, который вот-вот ударит вас по лицу.
Реакция происходит мгновенно, как рефлекс. Рефлекс может активироваться еще до того, как вы осознаете, что происходит. Например, если вы идете по лесу и из кустов выпрыгивает медведь, вы, скорее всего, побежите до того, как ваш мозг успеет назвать животное «медведем».
В этих ситуациях грузовик, бейсбольный мяч и медведь являются примерами безусловного раздражителя (UCS), а реакция «бей или беги» является безусловной реакцией (UCR).
2. Расчесывание (после зуда)
Стимул: Зуд
Ответ: Царапина
Каждый зуд нужно расчесывать. Отсутствие царапин может буквально свести вас с ума. Чувство зуда может быть вызвано несколькими разными причинами. Например, когда кожа сухая, она может стать шелушащейся, и мелкие частицы могут отделиться от более крупной кожной мембраны.
Когда это происходит, очень специфические кожные нервы активируются и посылают сообщение в мозг. Сообщение интерпретируется как «зуд» (безусловный раздражитель), который затем вызывает почесывание (безусловный ответ).
Существуют и другие причины зуда. Например, когда насекомое, такое как комар или паразит, приземляется на вашу кожу, оно может чувствовать зуд и заставлять человека чесаться. Это очень адаптивная реакция, которая может предотвратить болезнь или инфекцию, вызванную укусом.
3. Слезотечение (при запахе вкусной еды)
Стимул: Запах вкусной еды
Реакция: Полив слюной
Запах вкусной еды может вызвать реакцию слюнотечения. Мы начинаем производить слюну в ожидании пищи, которая может (а может и не быть!) вскоре попасть в наш рот.
Фактически, слюнотечение было первой безусловной реакцией, выявленной Иваном Павловым, когда он проводил свой эксперимент с собакой Павлова. Павлов заметил, что рот его собаки течет всякий раз, когда он входит, чтобы дать ей еду.
Павлов позже превратил это в условный стимул и реакцию, когда научил свою собаку выделять слюну всякий раз, когда он звонил в колокольчик перед тем, как покормить собаку. Здесь слюноотделение собаки было 90 060 выученной 90 061 реакцией на звон колокольчика — оно не было врожденным, его нужно было научить путем повторения.
4. Чихание (когда пыль попадает в нос)
Стимул: Пыль в носу
Ответ: Чихание
Когда пыль попадает в нос, вы, скорее всего, чихаете. Здесь пыль в носу — безусловный раздражитель, а чихание — безусловная реакция.
Мы чихаем, потому что наше тело говорит нам, что нам нужно избавиться от неизвестного агента (пыли) из нашего тела. Эта реакция является врожденной и естественной для человека. Это не то, чему мы учимся или чем научил делать, так что это не условный рефлекс. Скорее, это реакция, которая кажется естественной.
В прошлом чихание считалось способом изгнать демонов из нашего тела (отсюда рефрен «благослови вас», когда вы чихаете). Но сегодня мы знаем, что это просто физиология, которая защищает наши легкие!
5. Слезотечение (при нарезке лука кубиками)
Стимул: Луковый сок
Ответ: Плач
Ничего не произойдет, если вы поднесете лук к лицу и закроете его. Несмотря на то, что лук известен тем, что вызывает слезы, это происходит только тогда, когда мы его режем.
Когда вы режете лук, в воздух выбрасываются различные химические вещества. Глаз раздражается этими соединениями, заставляя его слезиться, чтобы очиститься. Это естественная реакция глаз на раздражитель, поэтому она известна как безусловная, а не условная реакция.
6. Тошнота (при виде рвоты)
Стимул: Вид рвоты
Ответ: Тошнота
Когда кого-то рвет, наш организм часто мгновенно реагирует тошнотой. Мы можем почувствовать тошноту в собственном желудке и отреагировать рвотными позывами.
Вероятно, это потому, что вид, звук и запах рвоты вызывают воспоминания о временах, когда мы болели. Таким образом, мы не намеренно и даже не намеренно чувствуем тошноту при виде рвотных масс. Скорее, подсознательная реакция нашего тела — чувствовать тошноту и отвращение к нему.
Многие медсестры, которые проводят много времени с больными людьми, могут утратить эту безусловную реакцию. В этих случаях у них наблюдается явление, называемое «систематической десенсибилизацией», когда они со временем теряют чувствительность к безусловному раздражителю.
7. Вздрагивание (после ушиба пальца ноги)
Стимул: Ушиб пальца ноги
Реакция: Вздрагивание
Вздрагивание — это безусловная реакция, которая возникает, когда мы испытываем боль. Это буквально наше тело сворачивается, чтобы отгородиться от новых потенциальных источников боли.
Кроме того, вздрагивание может действовать как предупреждающий знак для ближайших членов нашего племени, сообщая им о потенциальной опасности. Ученые наблюдали его у других животных, таких как крысы, кролики, лошади и овцы.
8. Активная иммунная система (после заражения)
Стимул: Инфекции в организме
Ответ: Всплеск иммунного ответа
Если у вас есть инфекция, ваша иммунная система автоматически активируется. Он немедленно начнет атаковать инфекцию различными клетками, составляющими иммунную систему.
Эта реакция не требует обучения. Это происходит автоматически. Следовательно, можно сказать, что инфекция является безусловным раздражителем, а реакция иммунной системы является безусловным ответом.
Конечно, существует множество факторов, влияющих на эффективность реакции иммунной системы. Физическое здоровье человека, его диета, а также количество и активность вирусных клеток, и это лишь некоторые из них. Однако реакция все равно будет происходить, и именно это делает ее безусловной реакцией.
9. Универсальная эмоция печали (после потери)
Стимул: Потеря любимого человека
Реакция: Печаль
На протяжении многих десятилетий психологи и антропологи изучают человеческие эмоции. Люди со всего мира разделяют одни из самых фундаментальных эмоций. Например, такие эмоции, как грусть, гнев, страх и отвращение, очень похожи в ответ на одни и те же стимулы.
Расскажите человеку любой культуры о потере любимого человека, и он почувствует грусть. Даже в культурах, которые осуждают публичные проявления эмоций, будет возникать такое же лежащее в основе аффективное состояние, как и у человека из более открытой культуры. Выражение лица может быть труднее увидеть, но эмоции есть.
Описанная ситуация (безусловный стимул) вызовет одну и ту же эмоциональную реакцию (безусловный ответ) независимо от того, где человек родился или в какой культуре он живет.
10. Хихиканье (после щекотки)
Стимул: Щекотка
Ответ: Хихиканье
Когда нас щекочут, мы обычно безудержно смеемся. Раздражитель в этой ситуации (щекотка) вызывает безусловную реакцию: хихиканье.
Ученые считают, что эта безусловная реакция возникает из-за того, что щекотка вызывает реакцию бегства или борьбы, а реакцией «бегства» в этой ситуации является не бег, а хихиканье. Хихиканье действует как знак подчинения, который помогает щекотке понять, что вы не представляете угрозы. Альтернативная реакция — драка — скорее всего, будет состоять в том, чтобы буквально дать отпор человеку, который вас щекочет!
11. Рефлекс Моро
Стимул: Перекладывание ребенка на спину
Ответ: Испуганный вид
Младенцы делают что-то очень странное, будучи новорожденными. Когда родитель укладывает их спать на спину, они часто пугаются. Их глаза станут очень большими, а руки и ноги разветвятся, как будто они падают. Это называется рефлексом Моро. Он назван в честь австрийского врача Эрнста Моро, впервые описавшего его в 19 г.18.
Хотя многие родители, увидев такую реакцию у своего ребенка, могут подумать, что они сделали что-то не так, на самом деле это признак здорового неврологического развития. Фактически, большинство больниц проверяют этот рефлекс в течение первого месяца после рождения.
Если мы посмотрим на ситуацию с точки зрения классического обусловливания, то укладывание спать на спину является безусловным раздражителем, а рефлекс Моро — безусловным ответом.
12. Реакция на стресс
Стимул: Стрессовая жизненная ситуация
Ответ: Повышение артериального давления и беспокойство
Современная жизнь очень напряжена для многих людей. Ежедневно, а иногда и ежеминутно приходится сталкиваться с многочисленными трудностями. Некоторые профессии чрезвычайно напряжены, например, работа хирургом или медсестрой.
К сожалению, человеческое тело не приспособлено к частым нагрузкам. Наши тела запрограммированы на то, чтобы справляться с чрезвычайными ситуациями, такими как угрозы жизни и смерти, которые могут возникать время от времени.
Но после промышленной революции жизнь стала довольно беспокойной. Когда мы испытываем стресс, связанный с соблюдением сроков, застреванием в пробке или оплатой счетов, у нашего тела возникает небольшая реакция «бей или беги».
Это может показаться достаточно безобидным, но со временем это может привести к серьезным проблемам со здоровьем и даже к сердечно-сосудистым заболеваниям. Давление современной жизни (безусловный стимул) создает слишком много стресса в нашей жизни (безусловная реакция).
13. Рвотный рефлекс (после мазка)
Стимул: Ватный тампон во рту
Ответ: Кляп
В некоторых медицинских тестах для диагностики инфекций медицинский работник вводит ватный тампон в рот пациента. Тампон должен войти довольно далеко в ротовую полость. Затем его проводят по спине, чтобы взять образец для тестирования.
Это может вызвать рвотный рефлекс, внезапное сокращение задней стенки глотки. Это происходит непроизвольно и может быть вызвано прикосновением предмета к задней части языка, миндалинам или задней части рта.
Поскольку это происходит непроизвольно в ответ на объект, это можно объяснить с помощью CC. Ватный тампон — безусловный раздражитель, рвотный рефлекс — безусловная реакция.
14. Выброс окситоцина (после объятий)
Стимул: Объятие
Ответ: Выброс окситоцина
Объятия и прикосновения, когда это уместно, могут оказывать удивительно сильное воздействие на наше здоровье и самочувствие. На самом деле, у этих эффектов есть физиологическая основа. Когда нас обнимает кто-то, кто нам небезразличен, в мозге повышается уровень гормона окситоцина.
Этот гормон заставляет нас чувствовать себя хорошо, а также участвует в родах и грудном вскармливании. Высвобожденный в эти моменты, он способствует установлению связи между матерью и ребенком. Следовательно, это имеет большое значение для выживания вида.
Объятия также могут помочь нам, когда мы чувствуем грусть или депрессию. Поскольку объятия (безусловный раздражитель) высвобождают окситоцин (безусловная реакция), человек, которому очень грустно, начинает чувствовать себя лучше. Даже если это чувство длится всего несколько минут, это объятие может прийти как раз в нужное время.
15. Реакция вздрагивания (после грома)
Стимул: Гром
Реакция: Испуганный прыжок
Реакция вздрагивания — это драматическая физическая реакция на внезапный интенсивный раздражитель. Стимулом может быть громкий шум, например гром, или яркая вспышка света, например молния. У людей эти события вызывают автоматическую физическую и психическую реакцию.
Физическая реакция может включать быстрое сокращение мышц рук и ног, а также повышение артериального давления и частоты дыхания. Психическая реакция часто включает сильные чувства страха и нервозности.
С точки зрения CC, звук грома или вспышка молнии являются примерами безусловного раздражителя, а реакция испуга в виде мышечных сокращений и страха являются примерами безусловной реакции. Как и многие связи между стимулом и реакцией, безусловная реакция считается высоко адаптивной и сыграла значительную роль в выживании вида.
16. Микровыражения
Стимул: Обвинение во лжи
Ответ: Короткое выражение лица или «тик»
Микровыражение — это выражение лица, которое раскрывает наше внутреннее эмоциональное состояние. Это происходит невероятно быстро, длится менее ½ секунды. Иногда микровыражение является результатом добровольного контролируемого подавления.
Например, человек пытается что-то скрыть, но настоящая эмоция выскальзывает наружу. Это происходит непроизвольно. Человек не может реально управлять дисплеем и может даже не знать об этом.
Способность распознавать и точно интерпретировать микровыражения имеет множество применений, особенно в правоохранительных органах. Каждый год тысячи агентов ФБР и полицейских участвуют в тренингах по микровыражению. При допросе подозреваемого офицер задает наводящий вопрос (безусловный раздражитель), а если подозреваемый пытается скрыть правду, он может демонстрировать микровыражение (безусловный ответ).
Безусловная реакция в классе
Учителя могут использовать концепцию безусловной реакции в классе для управления поведением. Ниже приведены несколько замечательных примеров.
1. Выключение вентилятора
Стимул: Выключение вентилятора
Ответ: Ученики приглушают шум
Мой школьный учитель физики научил меня этому приему, и я до сих пор использую его на своих учениках ! Если она хотела, чтобы класс снизил уровень шума, она тихо подходила к вентилятору и выключала его. Падение окружающего шума действует как подсознательный сигнал ученикам о том, что им тоже следует понизить голос, чтобы соответствовать новому уровню шума.
Это было намного эффективнее, чем кричать на учеников, чтобы они говорили потише, и каждый раз срабатывало!
2.
«Учебное место» Стимул: Учитель стоит на своем учебном месте
Ответ: Учащиеся замолкают
При подготовке учителей мы часто показываем учителям прием «учебного места». Это учебное место — это место в классе, где учитель всегда стоит, когда хочет привлечь внимание класса. Они могут начинать все уроки с этого места и использовать одно и то же место каждый раз, когда им нужно, чтобы класс успокоился и сосредоточился.
Со временем, когда учитель подходит к месту обучения, ученикам становится неуловимым сигналом обратить внимание. Учителю никогда не нужно говорить об этом явно — это просто происходит со временем и посредством тонкого повторения.
3. Продолжительное молчание
Стимул: Продолжительное молчание учителя
Ответ: Класс смотрит на учителя
Почти каждый помнит, как учитель смотрел на них, как будто они просверливали дырку в голове. Учитель просто стоит и пристально смотрит — обычно со снисходительным выражением лица — до тех пор, пока ученик не перестает говорить и не обращает внимания.
Здесь нас никогда не учили , что этот взгляд означает, что нам нужно вести себя тихо. Скорее выражение лица учителя — его суровость и злость — заставляет нас замолчать.
То же самое происходит со всем классом. Учитель стоит перед классом и просто ждет. Никакого учения не происходит — ничего. Одноклассники хлопают друг друга по плечу и шикают друг на друга, пока, наконец, все не стихает. Затем учитель начинает говорить.
Связанные теоретические концепции
- Различение стимулов – Способность различать различные типы стимулов и реагировать соответствующим образом.
- Генерализация стимула. Это происходит, когда безусловная реакция вызывается стимулом, который подобен, но не идентичен исходному условному раздражителю.
- Оперантное обусловливание – Обусловливание, основанное на явном обучении, положительном подкреплении, отрицательном подкреплении и наказании.
- Обусловливание более высокого порядка. Процесс обусловливания состоит из двух этапов: безусловный раздражитель соединяется с условным раздражителем, который затем связывается с другим условным раздражителем. Третий раздражитель вызывает безусловную реакцию, связанную с первым раздражителем, даже если первый и третий раздражители не связаны между собой.
Когда Павлов проводил свои опыты над пищеварительными соками собак, никто и представить не мог, к каким последствиям приведет его открытие. Принципы классической обусловленности оказали огромное влияние во многих отношениях, от академических исследований до объяснений повседневных явлений.
Понимание безусловной реакции было особенно поучительным. Например, безусловная реакция помогает нам избежать непосредственной опасности или избежать укуса комара, переносящего болезнь.
Безусловная реакция – вот почему матери чувствуют себя такими радостными после родов и связаны со своим новорожденным. Ответное объятие может помочь нам почувствовать себя лучше в некоторые из худших моментов нашей жизни. Хотя понимание безусловной реакции микровыражений может помочь правоохранительным органам поймать преступников. Без сомнения, безусловная реакция является ключевой причиной того, что люди так долго выживали.
Ссылки
Cunningham, MR (1986). Измерение физического по физической привлекательности: квазиэксперименты по социобиологии красоты женского лица. Журнал личности и социальной психологии, 50 , 925-935.
Элвитигала Д.С., Болду Р., Нанаяккара С.К. и Мэттис Д.Дж.К. (2022, 14 января). TickleFoot: Дизайн, разработка и оценка нового механизма щекотки ног, который может вызывать смех . Транзакции ACM при взаимодействии человека и компьютера. 29, 3. С. 1–23. https://doi.org/10.1145/34
Павлов И.П. (1927). Условные рефлексы . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Сингх, Д. (1993). Адаптивное значение женской физической привлекательности: роль соотношения талии и бедер. Журнал психологии личности и социальной психологии , 65 (2), 293.
Йим ЧжонЫн. (2016). Терапевтическая польза смеха для психического здоровья: теоретический обзор. Журнал экспериментальной медицины Тохоку 239, 3 (2016), 243–249.
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ сообщения
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.
Информация для студентов и преподавателей
Крис Дрю, доктор философии
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр искусств Студент
Take the Essay Writing Course
As Featured InThe Economist
Readers Digest
Times Higher Education
eLearn Magazine
What I Teach
Academic Writing Навыки
Поиск
Советы по учебе в колледже
Поиск
Руководства по тематическому исследованию
Поиск
Поиск руководств по изучению
Top Academic Writic
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как не прокрастинировать во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.