Бихевиористический подход в психологии: Бихевиористский (поведенческий) подход

Бихевиористский (поведенческий) подход

28.04.2011

В бихевиористстком (поведенческом) подходе фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде, а также определенные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами.

«Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником — независимо от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», — писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Дж.

Уотсон.

Он был уверен, что такой тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет запрос со стороны семьи и общества. Этот подход к исследованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки. Чего стоят лишь советы автора родителям, основанные на идеях бихевиоризма: детей нельзя обнимать, целовать, сажать к себе на колени, допускать сентиментальность в обращении с ними. Самое большее, что допускается, — это погладить ребенка по головке, если тому удалось выполнить выданное ранее задание.

Появлению бихевиоризма способствовали учение И. Павлова об условных рефлексах, законы научения Э. Торндайка, открытие В. Бехтеревым сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии. Кроме того, бихевиоризм был продиктован самими социальными условиями: жизнь требовала выхода результатов теоретических исследований в психологии за пороги университетских городков.

«Психолог. Принимает круглосуточно» — на эти привлекательные дверные вывески работал прагматический механизм бихевиоризма.

Ключевые слова: Бихевиоризм

Материалы по теме

Бихевиоризм и развитие личности

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Общая характеристика бихевиоризма

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Бихевиоризм. Основные теории

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Особенности необихевиористских подходов

Бихевиоризм и необихевиоризм

21. Бихевиористский подход к пониманию личности в социальной психологии.

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера. Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса, заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом и некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными.

Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики.

Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения «проявления интереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрада — оказывается в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Так называемая жетонная система вознаграждения демонстрирует одну из методик, применяемых в бихевиоральной терапии. При жетонной системе вознаграждения люди, обычно госпитализированные взрослые с тяжелыми поведенческими расстройствами, награждаются жетонами (то есть символическими или вторичными подкреплениями) для поощрения различной желаемой деятельности. Жетон — это просто символический заменитель, который делает доступным некоторое количество желаемых вещей (предметов или действий), вроде пластиковой карточки или оценки. Таким образом, индивиды могут быть награждены за участие в такой позитивной деятельности, как уборка своих комнат, самостоятельное питание, завершение рабочего задания или проявление инициативы в разговоре с другими пациентами и обслуживающим персоналом. Жетоны, которые они получают за участие в такой деятельности, затем обмениваются на разнообразные желаемые побудительные стимулы (например, сладости, сигареты, журналы, билеты в кино, разрешение уходить из больницы). В некоторых программах пациенты могут лишаться жетонов за негативное поведение, такое, как провоцирование драк, эксцентричные действия или уклонение от обязанностей. Насколько эффективна жетонная система вознаграждения в устранении неадаптивного поведения и приобретении здорового, ответственного поведения у людей? Исследование, которое провели Этхоу и Kpacнep, дает весьма обнадеживающий ответ. Эти два клинициста сделали первую попытку учредить программу жетонного подкрепления в психиатрическом отделении Госпиталя для ветеранов. Ее целью было «изменить аберрантное поведение хронически больных, особенно поведение, считающееся апатичным, слишком зависимым, причиняющим ущерб или раздражающим других». Были обследованы 60 человек, средний возраст — 57 лет, которые в среднем провели в госпиталях 22 года.

Большинство из них ранее были диагностированы как хронически больные шизофренией, у остальных был поврежден головной мозг. Исследование продолжалось в течение 20 месяцев и состояло из трех этапов. Первые шесть месяцев были основным, или оперантным периодом, в течение которого исследователи каждый день регистрировали частоту появления поведения, подлежащего последовательному подавлению. За этим следовал трехмесячный период формирования, когда пациентов информировали о видах деятельности, которой им следовало заниматься, чтобы получить жетон и «реализовать» его в столовой госпиталя. Наконец, в течение экспериментального периода, продолжавшегося 11 месяцев, пациенты получали жетоны за то, что вели себя желаемым образом — обслуживали себя, посещали занятия, общались с другими или проявляли ответственность. Каждый получал жетон сразу после завершения желаемой деятельности, социальное одобрение со стороны персонала выражалось словами «прекрасная работа» или улыбкой. Анализ результатов показал, что пациенты стали чаще вести себя «нужным» образом, у них повысились инициатива, активность, ответственность и улучшились навыки социального общения. В течение оперантного периода средний недельный коэффициент участия был равен 5,8ч на каждого пациента. С введением жетонной системы вознаграждения этот коэффициент возрос до 8,4ч за первый месяц и в среднем составил 8,5ч в течение всего экспериментального периода. Кроме того, коэффициент возрос до 9,2 ч в те три месяца в пределах экспериментального периода, когда подкрепляющая ценность жетонов возросла от одного до двух жетонов за час участия. Другие данные, о которых сообщили Этхоу и Краснер, касаются числа нарушений, совершенных пациентами. Обычно многие пациенты в госпитале отказываются утром вставать, умываться или покидать спальню в установленное время, таким образом создавая необходимость в помощи дополнительного персонала. Непосредственно до того, как была введена жетонная система вознаграждения, регистрировалось по одному нарушению в неделю по каждому из этих трех пунктов. В результате в среднем было 75 нарушений (или чуть больше одного на пациента) в неделю. Во время эксперимента жетон выдавали ежедневно, в том случае если не было зарегистрировано нарушения по любому из этих пунктов. Число нарушений снизилось после введения жетонной системы. Исследователи никак не прокомментировали неожиданный рост нарушений (до 39) в течение четвертой недели экспериментальной программы. В течение последних шести месяцев экспериментального периода частота нарушений в среднем составляла девять за неделю. Несмотря на впечатляющие результаты, полученные в этом клиническом исследовании, все же не ясно, изменялось ли поведение именно от специфических подкреплений. Например, существует возможность того, что пациенты, участвующие в эксперименте с жетонной системой вознаграждений, просто реагируют на энтузиазм, внимание и ожидания персонала госпиталя. Сторонники бихевиоральной терапии настаивают на том, что такое объяснение не обоснованно и что изменения в поведении пациента являются прямым результатом применения вероятностного метода. Эйлон и Эзрин безусловно поддерживают эту точку зрения. Они обнаружили, что проявления желаемого поведения прямо зависят от наличия или отсутствия жетонного подкрепления. Основываясь на шести специфических экспериментах с жетонной системой вознаграждений, они пришли к заключению, что желаемое поведение сохранялось «на высоком уровне, пока применялась подкрепляющая методика». Таким образом, вероятно, можно заключить, что жетонная система вознаграждений может быть использована для закрепления нормального адаптивного поведения у пациентов. Исследования также показали, что при жетонной системе вознаграждений может сократиться срок пребывания пациентов в больнице и уменьшиться коэффициент повторной госпитализации. Далее следует отметить, что жетонная система вознаграждений интенсивно использовалась в различных ситуациях в классе с «нормальными» детьми, делинквентными подростками, людьми, склонными злоупотреблять наркотиками, и умственно отсталыми. Наконец, жетонную систему вознаграждений можно использовать, чтобы устранить страх, гиперактивность, агрессивное поведение у детей и уменьшить супружеские разногласия.

Behavioral Approach — Psychologist World

Поведенческий подход основан на концепции объяснения поведения через наблюдение и вере в то, что наше окружение заставляет нас вести себя иначе или страдать от болезней. Основные категории бихевиоризма:

Классический бихевиоризм:

Инициирован, предположительно, Джоном Б. Уотсоном с его публикацией «Психология с точки зрения бихевиористов» (часто называемой манифестом бихевиористов), , который описал свой бихевиористский подход в психологии как «чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания». Подробнее о классическом бихевиоризме

Методологический бихевиоризм:

Методологический бихевиоризм основан на идее, что все виды психологических исследований в большей или меньшей степени основаны на наблюдении за поведением ; некоторые могут возразить, что самое близкое понимание чьего-то психологического склада у нас есть в настоящее время. Подробнее о методологическом бихевиоризме

Радикальный бихевиоризм:

Радикальные бихевиористы утверждают, что все наши действия можно объяснить факторами окружающей среды. Это несколько крайняя точка зрения, поскольку она игнорирует биологические и когнитивные влияния, особенно с учетом исследований, которые обнаружили, что генетические факторы играют роль в таких расстройствах, как шизофрения и депрессия, а также в успехе когнитивных методов лечения, таких как рационально-эмоциональная терапия (РЭТ). Популярными сторонниками радикального бихевиористского подхода были Дж. Б. Уотсон и Скиннер, но сегодня психологи широко признают важность когнитивных и биологических факторов в объяснении расстройств и поведения. Подробнее о радикальном бихевиоризме

Что предполагается?
  1. Бихевиористы предполагают, что мы можем понять людей, наблюдая их поведение. Это контрастирует с когнитивным подходом, который рассматривает мыслительные процессы и другие ненаблюдаемые действия.
  2. Поведение можно наблюдать с точки зрения ответов на определенные стимулы . Например, если человека просят подержать книгу (стимул), он ответит, держа книгу. Эта теория стимул-реакция лежит в основе обусловливание , которое предполагает, что обучение у людей и животных может происходить посредством ассоциации реакции с определенными стимулами.
  3. Бихевиоризм также предполагает, что мы рождаемся как чистый лист , или tabula rasa, и таким образом равны при рождении. Факторы окружающей среды, а не генетические или биологические различия, заставляют нас вести себя по-разному. Бихевиоризм в значительной степени представляет аспект спора о природе и воспитании.
Оценка поведенческого подхода:

Собаки Скиннера и Павлова продемонстрировали важность классического и оперантного обусловливания в обучении.

Имеется существенная поддержка — в первую очередь исследования близнецов и семей — показывающие значение биологических факторов в заболеваниях. Гипотеза дофамина , которая предполагает, что шизофрения связана с аномальными уровнями нейротрансмиттера дофамина, привела к созданию успешных лекарственных препаратов. Готтесман (1991) обобщил около 40 исследований моно- и дизиготных близнецов и обнаружил, что существует потенциальная генетическая связь с шизофренией.

См. также:
  • Поведение: Альтруизм: Почему мы помогаем другим людям? Узнайте об альтруизме у людей и о том, что альтруизм животных говорит нам о нас самих. Подробнее…
  • Кондиционирование: как кондиционирование влияет на поведение человека. Кондиционирование
  • Реакция «бей или беги»: как эта острая реакция на стресс превратилась в жизненно важный механизм выживания. Реакция «бей или беги»
  • Asch’s Conformity Study: Интригующее исследование влияния группового давления на нас. Соответствие
  • Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо: исследование с ролевой игрой, демонстрирующее влияние наших социальных ролей. Стэнфордская тюрьма
Поведенческая терапия:
  • Поведенческая терапия: Наводнение: Если бы вы выпрыгнули из самолета, смогли бы вы преодолеть страх высоты? Подробнее…
  • Терапия отвращением: терапия отвращением использует принципы поведенческого подхода, согласно которым новое поведение можно «выучить», чтобы преодолеть зависимости, навязчивые идеи или, как показано в фильме Кубрика 9.0005 Заводной апельсин , агрессивное поведение. Подробнее…
  • Научитесь читать язык тела: углубленный онлайн-курс. Курс языка тела
Дополнительные подходы:
  • Биологический подход: Информация и оценка биологического подхода в психологии. Биологический подход
  • Когнитивный подход: предположения, его сравнение с другими подходами, оценка. Когнитивный подход
  • Гуманистический подход: истоки подхода и связанные с ним исследования, а также оценка гуманистической психологии. Гуманистический подход

Поведенческая перспектива – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие

Перейти к содержимому

Соня Энн Миллер; Лаура Оверстрит; и Диана Лэнг

  • Описать принципы классического обусловливания
  • Описать принципы оперантного обусловливания

Поведенческая перспектива: внимание к наблюдаемому поведению

Поведенческая перспектива — это психологический подход, предполагающий, что ключом к пониманию развития являются наблюдаемое поведение и внешние раздражители в окружающей среде. Бихевиоризм — это теория обучения, а теории обучения сосредоточены на том, как мы реагируем на события или стимулы, а не на внутренних факторах, мотивирующих наши действия. Эти теории объясняют, как опыт может изменить то, что мы делаем. [1]

Бихевиоризм возник в начале 20-го века и стал главной силой в американской психологии. Поддерживаемый такими психологами, как Джон Б. Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990), бихевиоризм отвергал любые ссылки на разум и рассматривал открытое и наблюдаемое поведение как надлежащий предмет психологии. Надеялись, что благодаря научному изучению поведения можно будет вывести законы обучения, которые будут способствовать прогнозированию и контролю поведения. Русский физиолог Иван Павлов (1849 г.–1936) оказал влияние на ранний бихевиоризм в Америке. Его работа по условному обучению, обычно называемая классической обусловленностью, подтвердила представление о том, что обучение и поведение контролируются событиями в окружающей среде и могут быть объяснены без ссылки на разум или сознание. [2]

Классическое обусловливание и эмоциональные реакции

Классическая обусловленность  теория помогает нам понять, как наши реакции на одну ситуацию привязываются к новым ситуациям. Например, запах может напомнить нам о времени, когда мы были детьми. Если вы пойдете в новое кафе с таким же запахом, как в вашей начальной столовой, это может вызвать чувства, которые вы испытывали, когда учились в школе. Или песня по радио может напомнить вам о памятном вечере, который вы провели со своей первой настоящей любовью. Или, если вы слышите свое полное имя (например, Исайя Уилмингтон Брюэр), когда вы идете по сцене, чтобы получить диплом, и это заставляет вас напрягаться, потому что напоминает вам о том, как ваш отец называл ваше полное имя, когда был в бешенстве. на вас, то вы были классически обусловлены.

Рисунок 1 . Иван Павлов

Классическое обусловливание объясняет, как мы развиваем многие наши эмоциональные реакции на людей или события или наши реакции на ситуации «внутри». Новые ситуации могут вызвать старую реакцию, потому что они стали связаны. Таким образом формируются привязанности. На зависимость влияет классическое обусловливание, как вам скажет любой, кто пытался бросить курить. Когда пытаешься бросить, все, что было связано с курением, вызывает тягу к сигарете.

Павлов и классическое кондиционирование

Иван Павлов (1849–1936) был русским физиологом, интересовавшимся изучением пищеварения (рис. 1). Когда он записал количество слюны, выделяемой его лабораторными собаками во время еды, он заметил, что они действительно начали выделять слюну до того, как им принесли еду, когда исследователь шел по коридору к клетке. «Это, — подумал он, — неестественно!» Можно было бы ожидать, что у собаки будет автоматически выделяться слюна, когда пища коснется ее неба, но до 901:30 еда приходит? Конечно, произошло то, что собаки знали, что еда приближается, потому что они научились ассоциировать шаги с едой. Ключевое слово здесь «узнал».

Выученная реакция называется «условной» реакцией. Павлов стал экспериментировать с этим «психическим» рефлексом. Например, он начал звонить в колокольчик перед тем, как подать еду. Конечно же, после того, как несколько раз установили эту связь, у собак можно было заставить выделять слюну при звуке колокольчика. Как только звонок стал событием, на которое собаки научились выделять слюну, его стали называть условным раздражителем. Выделение слюны на звонок было также заученной реакцией, которую теперь называют на жаргоне Павлова условной реакцией. Обратите внимание, что реакция слюноотделения одинакова независимо от того, обусловлена ​​она или нет (необученная или естественная). Что изменилось, так это стимул, на который у собаки выделяется слюна. Один из них естественный (безусловный), а другой выученный (обусловленный) (рис. 2).

Рисунок 2 . До обусловливания безусловный раздражитель (пища) вызывает безусловную реакцию (слюноотделение), а нейтральный раздражитель (звонок) не вызывает реакции. Во время обусловливания безусловный раздражитель (еда) предъявляется повторно сразу после предъявления нейтрального раздражителя (звонка). После обусловливания нейтральный раздражитель сам по себе вызывает условную реакцию (слюноотделение), становясь, таким образом, условным раздражителем. (Источник изображения: OpenStax Psychology, CC BY 4.0)

Посмотрите следующее видео , чтобы узнать больше о Павлове и его собаках:

Вы можете просмотреть расшифровку «Классической тренировки — Иван Павлов» здесь (откроется в новом окне).

Уотсон и бихевиоризм

Давайте подумаем, как классическое обусловливание применяется к людям, а не только к собакам. Одно из самых распространенных применений классических принципов обусловливания было предложено психологом Джоном Б. Уотсоном. Уотсон предположил, что процесс классического обусловливания (основанный на наблюдениях Павлова) способен объяснить все аспекты человеческой психологии. Он основал психологическую школу бихевиоризма после исследования поведения животных. Эта школа была чрезвычайно влиятельной в середине 20-го века, когда Б. Ф. Скиннер развил ее дальше.

Уотсон считал, что большинство наших страхов и других эмоциональных реакций классически обусловлены. Он приобрел большую популярность в 1920-х годах благодаря своим экспертным советам по воспитанию детей, предлагаемым публике. Он считал, что родителей можно научить формировать поведение своих детей, и пытался продемонстрировать силу классического обусловливания в своем знаменитом эксперименте с 18-месячным мальчиком по имени «Маленький Альберт». Ватсон усадил Альберта и представил ему различные, казалось бы, страшные предметы: горящий кусок газеты, белую крысу и т. д. Но Альберту не терпелось любопытства, и он потянулся за всеми этими предметами. Уотсон знал, что один из наших единственных врожденных страхов — это боязнь громких звуков, поэтому он продолжал издавать громкий звук каждый раз, когда представлял одного из любимцев Альберта, белую крысу. Услышав несколько раз громкий шум в паре с крысой, Альберт вскоре испугался крысы и начал плакать, когда ее представили.

Уотсон заснял этот эксперимент для потомков и использовал его, чтобы продемонстрировать, что он может помочь родителям достичь любых желаемых результатов, если они будут следовать его совету. Уотсон вел колонки в газетах и ​​журналах и приобрел большую популярность среди родителей, стремящихся применить науку в домашнем хозяйстве. Однако советы по воспитанию детей не были наследием, которое оставил нам Уотсон; где он действительно оказал свое влияние, так это в рекламе. После того, как Уотсон покинул академию, он ушел в мир бизнеса и показал компаниям, как привязать к их продуктам что-то, что вызывает естественное положительное чувство, чтобы увеличить продажи. Итак, союз секса и рекламы!

Посмотрите сцены из эксперимента Джона Ватсона, в котором Маленького Альберта заставляли бояться пушистых предметов. Во время просмотра видео внимательно следите за реакцией Маленького Альберта и за тем, как Уотсон и Рейнер предъявляют стимулы до и после кондиционирования. В эксперименте с Маленьким Альбертом проверьте, можете ли вы определить условные и безусловные раздражители и реакции: определите безусловный раздражитель, безусловную реакцию и, после условного рефлекса, условный раздражитель и условную реакцию.

Вы можете просмотреть стенограмму «Экспериментов с малышом Альбертом» здесь (откроется в новом окне).

Попробуй

Оперативное обусловливание

Теперь обратимся ко второму типу ассоциативного научения — оперантному обусловливанию. В оперантном обусловливании организмы учатся связывать поведение и его последствия (таблица 1). Приятное последствие повышает вероятность повторения такого поведения в будущем. Например, дельфин Спирит из Национального аквариума в Балтиморе делает сальто в воздухе, когда ее дрессировщик свистит. В результате она получает рыбу.

Психолог Б. Ф. Скиннер увидел, что классическое обусловливание ограничивается существующими формами поведения, вызываемыми рефлекторно, и не учитывает новые формы поведения, такие как езда на велосипеде. Он предложил теорию о том, как возникает такое поведение. Скиннер считал, что поведение мотивировано последствиями, которые мы получаем за поведение: подкреплением и наказанием. Его идея о том, что обучение является результатом последствий, основана на законе следствия , впервые предложенном психологом Эдвардом Торндайком. Согласно закону эффекта, поведение, за которым следуют удовлетворяющие организм последствия, с большей вероятностью будет повторяться, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, повторится с меньшей вероятностью. [3] По сути, если организм делает что-то, что приводит к желаемому результату, он с большей вероятностью сделает это снова. Если организм делает что-то, что не приводит к желаемому результату, он с меньшей вероятностью сделает это снова. Примером закона эффекта является занятость. Одна из причин (и часто главная причина) того, что мы появляемся на работе, заключается в том, что нам за это платят. Если нам перестанут платить, мы, скорее всего, перестанем появляться, даже если нам нравится наша работа.

Основываясь на законе эффекта Торндайка, Скиннер начал проводить научные эксперименты на животных (в основном на крысах и голубях), чтобы определить, как организмы учатся посредством оперантного обусловливания. [4] Он поместил этих животных в камеру оперантного кондиционирования, которая стала известна как «ящик Скиннера» (рис. 3). Коробка Скиннера содержит рычаг (для крыс) или диск (для голубей), который животное может нажать или клюнуть, чтобы получить пищевое вознаграждение через дозатор. Динамики и свет могут быть связаны с определенным поведением. Регистратор подсчитывает количество ответов животного.

Рисунок 3 . (а) Б. Ф. Скиннер разработал оперантное обусловливание для систематического изучения того, как поведение усиливается или ослабляется в зависимости от его последствий. (b) В ящике Скиннера крыса нажимает на рычаг в камере оперантного кондиционирования, чтобы получить пищевое вознаграждение. (кредит а: модификация работы «Silly Rabbit»/Wikimedia Commons; адаптация включена в OpenStax Psychology, CC BY 4.0)

Скиннер считал, что лучше всего мы учимся, когда наши действия подкреплены. Например, ребенок, который убирает свою комнату и получает подкрепление (вознаграждение) крепкими объятиями и словами похвалы, с большей вероятностью уберет ее снова, чем ребенок, чей поступок остается незамеченным. Скиннер считал, что почти все может быть подкрепляющим. Подкрепление — это то, что следует за поведением, что повышает вероятность его повторения. Это может быть что-то внутренне вознаграждающее (называемое внутренним или первичным подкреплением), такое как еда или похвала, или это может быть что-то вознаграждающее, потому что его можно обменять на то, чего человек действительно хочет (например, получить деньги и потратить их на покупку печенья). ). Такие подкрепления называются вторичными подкреплениями.

Посмотрите следующий ролик, чтобы узнать больше об оперантном обучении, а также посмотрите интервью со Скиннером, в котором он рассказывает об обучении голубей.

Вы можете просмотреть расшифровку «Оперантного обусловливания» здесь (откроется в новом окне).

Сравнение классического и оперантного обусловливания

90–200 Стимул (либо подкрепление, либо наказание) возникает вскоре после реакции.
Таблица 1. Сравнение классического и оперантного обусловливания
Классический кондиционер Оперативное обусловливание
Подход к кондиционированию Безусловный раздражитель (например, еда) сочетается с нейтральным раздражителем (например, звонком). Нейтральный раздражитель в конечном итоге становится условным раздражителем, который вызывает условную реакцию (слюноотделение). За целевым поведением следует поощрение или наказание, чтобы либо усилить, либо ослабить его, чтобы учащийся с большей вероятностью продемонстрировал желаемое поведение в будущем.
Время стимула Стимул возникает непосредственно перед реакцией.

Попробуйте

Попробуй

  • поведенческая перспектива : подход, предполагающий, что ключом к пониманию развития являются наблюдаемое поведение и внешние стимулы в окружающей среде
  • классическое обусловливание : тип обучения, при котором организм определенным образом реагирует на нейтральный стимул, который обычно не вызывает такой реакции
  • закон эффекта : поведение, за которым следуют удовлетворяющие организм последствия, будет повторяться, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, не будет поощряться
  • оперантное обусловливание : форма обучения, при которой произвольная реакция усиливается или ослабляется за счет ее ассоциации с положительными или отрицательными последствиями

  1. Эта глава была адаптирована из книги Lumen Learning Lifespan Development , разработанный Соней Энн Миллер и доступный по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts