Бихевиоризм это направление в психологии кратко: Бихевиоризм, направления бихевиоризма.

это, определение слова, понятие. Что такое Бихевиоризм, значение, словарь, энциклопедия

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант. Зарождение данного направления связано с экспериментами американских исследователей начала XX в. Э. -Торндайка и Д. -Уотсона, а также с учением И. -П. -Павлова о рефлексах. Окончательное оформление как самостоятельная концепция бихевиоризм получил в трудах Б. -Скиннера.

Согласно представлениям последнего, человек являет собой своего рода «-черный ящик»-, внутреннее содержание которого практически недоступно объективному научному исследованию. Это относится как к собственно психическим, так и к нейрофизиологическим процессам. Исходя из этого, по мнению бихевиористов, необходимо отказаться от попыток понять внутреннюю мотивацию поведения и сосредоточиться на внешних факторах. По Б. -Скиннеру, объяснить поведение (а следовательно, в какой-то мере опосредствованно понять устройство «-черного ящика»-) можно, проанализировав взаимосвязь между наблюдаемым извне действием и его последствием.

Б. -Скиннер считал, что в отличие от классических экспериментов И. -П. -Павлова с животными, где поведенческая реакция следовала за стимулом (такое поведение Б. -Скиннер обозначал как респондентное) человек обычно демонстрирует оперантное поведение, сутью которого является активное воздействие на окружающий мир с целью достижения желаемых изменений. То есть, по сути дела, поведенческий акт по времени предшествует физическому проявлению стимула, под влиянием которого он происходит. Если в результате предпринятого действия наступают желаемые последствия, то данная форма поведения получает положительное подкрепление, тем самым повышается вероятность повторения данной поведенческой реакции всякий раз, когда у субъекта возникает потребность в получении положительного подкрепления данного типа. Если же в результате поведенческого акта ожидание индивида не оправдываются или, более того, имеют место последствия противоположные, в терминах Б. -Скиннера аверсивные желаемым, можно говорить о негативном подкреплении, порождающем тенденцию к отказу от данного вида поведения.

Аверсивные стимулы в бихевиоральном подходе также называются наказанием. Систему использования обществом и его уполномоченными представителями наказания для пресечения социально табуированного поведения индивидов Б. -Скиннер обозначал как аверсивный контроль. Весьма критически относясь к управлению поведением, основанном на аверсивном контроле, Б. -Скиннер разработал собственную систему модификации поведения, основанную на переучивании индивида с проблемным поведением за счет использования положительных подкрепляющих стимулов.

Модель модификации поведения Б. -Скиннера включает в себя два основных этапа: функциональный анализ и вмешательство. Первый является определяющим и наиболее сложным, поскольку многие поведенческие паттерны в реальности не сводятся к простым оперантным реакциям, в основе которых лежит один конкретный стимул. На практике результат одного поведенческого акта может не просто подкреплять или подавлять предшествующую ему реакцию организма, но и порождать другие реакции. Таким образом возникают сложные последовательности взаимосвязанных поведенческих актов и опосредствующих их стимулов.

Кроме того, сами стимулы могут иметь характер как первичного (непосредственного), так и вторичного (опосредствованного) подкрепления. Причем один и тот же стимул может выступать одновременно в двух ипостасях. Скажем, автомобиль как положительное подкрепление усилий приложенных для его приобретения не только удовлетворяет потребность в средстве передвижения, но и может служить символом успеха, престижа и т. -п., тем самым подкрепляя самооценку владельца. Надо заметить, что деление стимулов на первичные и вторичные в бихевиоризме содержательно перекликается с первичными и вторичными потребностями в модели иерархии ценностей А. -Маслоу. С учетом перечисленных нюансов в рамках функционального анализа необходимо точно определить «-симптомы»- — поведенческие реакции или паттерны, от которых следует избавиться и детально идентифицировать систему стимулов, их подкрепляющих. Не менее важно точно сформулировать формы нового, замещающего поведения и разработать систему его положительного подкрепления.

Целью вмешательства является реорганизация внешней среды таким образом, чтобы исключить воздействие стимулов, подкрепляющих нежелательное поведение и максимизировать положительное подкрепление замещающего поведения. В идеале, с точки зрения Б. -Скиннера, вмешательство должно строиться именно таким образом, однако на практике, как правило, предусматриваются и используются меры аверсивного контроля над проблемным поведением.

Несмотря на то, что взгляды Б. -Скиннера подвергались жесткой критике за присущий им механицизм и крайний радикализм (саму концепцию Б. -Скиннера часто обозначают как радикальный бихевиоризм), его идеи нашли широкое практическое применение в психотерапии, образовании, психологии рекламы, организационной и юридической психологии. Тем не менее, последователи Б. -Скиннера предприняли попытки интеграции бихевиорального подхода и направлений в психологии, изучающих интрапсихические процессы. В частности, А. -Стаатс разработал теорию психологического бихевиоризма, в рамках которой учитывается влияние генетической заданности, личностного развития и социального научения на поведенческие реакции. Особое внимание А. -Стаатс уделял проблеме психологической адаптивности и поведению индивида в группе. Предложенная им жетонная система подкреплений, изначально использовавшаяся в психиатрических клиниках, впоследст-вии получила широкое применение в практической социальной психологии.

Суть этой системы заключается в том, что индивид за желаемый поведенческий акт получает жетон — стимул второго порядка, являющийся символическим выражением части желаемого стимула первого порядка. Если у индивида в течение определенного времени накапливается количество таких «-частей»- эквивалентное целому, он имеет право обменять свои жетоны на реальный материальный либо социальный бонус. Впоследствии данная система подкрепления была модифицирована для использования в групповом контексте. В этом случае суммируются жетоны, заработанные всеми членами группы, и бонус получает вся группа как социальное целое. В данной модификации жетонная система подкрепления широко используется при работе с детскими и подростковыми группами, в организационной психологии при создании кружков качества, разработке систем мотивации персонала, в командообразовании и т. -п.

Еще одним эффективным практическим нововведением А. -Стаатса стала процедура тайм-аута. В ее основе лежит идея о том, что для устранения нежелательного поведения часто бывает достаточным извлечение индивида на какое-то время из среды, в которой данное поведение проявляется. Это, по мнению А. -Стаатса, автоматически приведет к тайм-ауту в действии стимула, подкрепляющего проблемное поведение. В результате такое поведение не только ситуативно прекратится, но, возможно, и не возобновится при возвращении в изначальную среду. Использование тайм-аута позволяет отказаться от функционального анализа в модели модификации поведения Б. -Скиннера, что особенно актуально для условий школьного обучения, не позволяющих в большинстве случаев проводить эту достаточно сложную и требующую специальной подготовки процедуру. Идея тайм-аута также широко используется в современной конфликтологии, в ведении переговоров, в процессе командной работы и для решения иных прикладных социально-психологических задач.

В целом бихевиоральный подход был и остается востребованным в сферах образования, менеджмента, маркетинга и других значимых областях человеческой деятельности. Не случайно бихевиоризм на протяжении длительного времени считался, наряду с психоанализом, одним из наиболее фундаментальных и авторитетных направлений в психологии. Уверенное владение техниками модификации поведения по сей день является обязательным условием профессиональной подготовки практических социальных психологов.

Поделиться:


чем отличаются известные направления в психологии

Сегодня, если вы планируете изучать психологию или начать работать с терапевтом, на выбор вам может быть предложено множество школ и подходов. Рассказываем, в чем разница между психоанализом и гештальтом, аналитической психологией и трансанализом, чтобы вам было проще ориентироваться во всем этом многообразии.

Психоанализ в общественном сознании плотно связан с фазами психосексуального развития человека, а также с таким понятием как «либидо», введение которого в психологию принадлежит Фрейду. Но не менее важную роль для последующего развития других школ психологии сыграла описанная Фрейдом концепция взаимоотношений сознательного с бессознательным — например, подавление инстинктивного поведения в угоду социальным нормам. По мнению автора, именно из конфликта этих двух составляющих психики рождаются расстройства и включаются защитные механизмы.

Архетип произрастает из коллективного бессознательного, которое, в свою очередь, по мнению Юнга, представляет собой «осадок» биологического и культурно-исторического опыта, полученного в ходе эволюции человечества. То, как архетип влияет на поведение человека, определяет либидо. В отличие от концепции Фрейда, у Юнга либидо — это в целом созидательная психическая энергия, не обязательно сексуального характера. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути «индивидуации», то есть формированию индивидуальности в гармонии с собственными архетипами и коллективным бессознательным. В процессе работы в этом направлении человек знакомится со своим бессознательным через призму символов и метафор.

Гештальт-психология противопоставляется принципам структурной психологии, по которой сознание расчленяется на элементы, а элементы формируют феномены. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека все части собираются в целое, таким образом организуется гештальт — целостная форма, которая изучается полностью, как на уровне элементов, так и на уровне связей между ними.

Основоположником бихевиоризма считается американский физиолог Джон Уотсон. Он описывал поведение человека и животного как набор рефлексов, часть из них получена из генетической памяти, накопленной в ходе эволюции, часть приобретена в течение жизни. Поведение человека или животного для бихевиористов принципиально не отличалось, и изучались в основном внешние поведенческие реакции людей или представителей животного мира. Психоэмоциональные и комплексные поведенческие реакции не смогли поместиться в концепцию бихевиоризма, поэтому ближе к середине двадцатого века концепции пришлось измениться — ученые начали уделять внимание не только рефлексам, формирующим наблюдаемое поведение, но и среде, в которой поведение проявляется.

Сам Эрик Берн называл транзактный анализ «психоанализом для домохозяек», но этот практико-ориентированный подход позволяет преодолевать трудности в межличностном общении, которые вырастают из дезадаптивных установок. Например, человек может совместно со специалистом проанализировать свое поведение и заметить, что слишком часто в стрессовых ситуациях находится в эго-состоянии Ребенка (да, это тот самый «внутренний ребенок»).

Также благодаря Берну в практику коучей вошла знаменитая игра «Да, но…», которая помогает тренировать коммуникативные навыки как в рабочем, так и в неформальном общении.

Знаковые системы позволяют построить высшие психические функции на основе низших — внимания и памяти, которыми человек на ранних этапах развития (в детстве) не может управлять самостоятельно. Важную роль в психическом развитии ребенка играет родитель, который обучает его знаковым системам и связанным с ними смыслам, он учит ребенка оперировать ими и конструировать восприятие.

Одним из важных направлений когнитивной психологии является изучение процессов обработки информации, в частности — процессов чтения. Результаты исследований используются для разработки моделей обучения детей, а также для коррекции дислексии.

В гуманистической психологии человек изучается как целостный субъект, то есть анализируются все его аспекты отношений с внешним миром и собой, применяется анализ отдельных эпизодов жизни. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Одной из ключевых фигур гуманистической психологии является Абрахам Маслоу, предложивший термин «самоактуализирующаяся личность».

Ролло Мэй, один из основных деятелей этого направления, описывал человека и мир вокруг него как динамическую систему, которая постоянно меняется. В связи с чем в работе с клиентом важным является персонализированный подход, изучение жизни человека как уникальной истории, свободной от статистических обобщений.

Трансперсональная психология тоже появилась в 60-е годы и тоже представлялась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Из-за сильного включения магического мышления (в том числе веры в силу мысли, визуализации, манифестации и аффирмации) трансперсональная психология стала очень популярна в США, хотя в то же время активно критиковалась научным сообществом. Тем не менее, это направление до сих пор остается востребованным.

Александра Иваницкая

Теги

#well-being

#саморазвитие

#психология

#эрудиция

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ — Ричардс о мозге

Бихевиоризм : великая теория человеческого развития, изучающая наблюдаемое поведение. Описывает законы и процессы, посредством которых научается поведению. (Бергер, 38) Школа психологии и теоретической точки зрения, которая делает упор на изучение наблюдаемого поведения, особенно в том, что касается процесса «обучения». Отверг акцент на «сознании», продвигаемый структурализмом и функционализмом. Также категорически отвергал «фрейдистские» представления о бессознательных влияниях. (Hockenbury, 7-8) Настаивает на том, что только наблюдаемое поведение должно формировать объект изучения, поскольку его можно наблюдать, описывать и измерять объективно. (Collin, 340) Примечание редактора — разработано Джоном Уотсоном, а затем поддержано Б. Ф. Скиннером. Также называется «теорией поведения».

Бихевиорист : человек, который верит в бихевиоризм. (Marshall, 03.11.2011)

Когнитивизм : великая теория человеческого развития, фокусирующаяся на изменениях мышления людей с течением времени. Согласно этой теории, наши мысли формируют наши взгляды, убеждения и поведение. (Бергер, 43) Основное внимание уделяется умственным процессам, связанным с обучением и знанием, а также тому, как разум активно организует опыт. (Коллин, 340) Подчеркивает важность «наблюдательного обучения», сознательных когнитивных процессов, социального опыта, убеждений в «самоэффективности» и «взаимного детерминизма». (Хоккенбери, 416) Примечание редактора — разработан Альбертом Бандурой. Также упоминается как «теория познания», «когнитивный объективизм» и «социальный когнитивизм».

Когнитивист : человек, который верит в когнитивизм. (Marshall, 03.11.2011) Также называется «когнитивист-объективист».

Взаимный детерминизм : модель, которая объясняет человеческое функционирование и личность как результат взаимодействия поведенческих, когнитивных факторов и факторов окружающей среды. (Hockenbury, 416)

Emergent Theory of Psychology : теории, которые объединяют информацию из многих дисциплин, помимо психологии, и которые становятся всеобъемлющими и систематическими в своих интерпретациях развития. (Бергер, 34)

Эволюционная психология : применение принципов «эволюции», включая «естественный отбор», для объяснения психологических процессов и явлений. (Хоккенбери, 11) Некоторые когнитивные психологи утверждают, что… мы наследуем определенные психологические характеристики, и они также подвержены естественному отбору того же рода, что и наши физические характеристики. (Коллин, 211)

Функционализм : мнение о том, что психические процессы и поведение живых организмов помогают им адаптироваться к окружающей среде. (Schunk, 22) Занимается исследованием адаптивных функций разума по отношению к окружающей среде. (Коллин, 341) Ранняя школа психологии, которая делала акцент на изучении цели или функции поведения и психических переживаний. Функционалисты также исследовали, как психология может быть применена к таким областям, как «образование», воспитание детей и рабочая среда. (Хоккенбери, 5) Примечание редактора — разработано Уильямом Джеймсом.

Гуманистическая психология : школа психологии и теоретической точки зрения, которая подчеркивает уникальный потенциал каждого человека для психологического роста и самоконтроля. (Хоккенбери, 9) Подход, который подчеркивает важность свободы воли и самореализации в определении хорошего психического здоровья. (Коллин, 341) Точка зрения, которая подчеркивает важность психологических и «когнитивных» факторов в мотивации, особенно представления о том, что люди мотивированы для реализации своего личного потенциала. (Хоккенбери, 302) Парадигма/философия/педагогический подход, который считает, что обучение рассматривается как личный акт для реализации своего потенциала. Среди основных сторонников — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Малкольм Ноулз. (LearningTheories, 17) Примечание редактора — разработано Крейгом Роджерсом.0005

Условно-положительное отношение : ощущение, что вас будут ценить и любить только в том случае, если вы ведете себя приемлемым для других образом. (Хоккенбери, 414) Также называется «условной любовью».

Безусловное положительное отношение : чувство, что вас будут ценить и любить, даже если вы не соответствуете стандартам и ожиданиям других. (Hockenbury, 414) Также называется «безусловной любовью». . (Хоккенбери, 407) Юнг считал, что цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы его или ее сознание и бессознательное полностью интегрировались, чтобы они могли стать своим «истинным я». (Клейнман, 134) Примечание редактора — разработано Карлом Юнгом.

Архетипы : в теории Юнга унаследованные ментальные образы универсальных человеческих инстинктов, тем и интересов, которые являются основными компонентами коллективного бессознательного. (Hockenbury, 408) Юнг считал, что архетипы представляют собой слои унаследованной памяти и составляют весь человеческий опыт. (Collin, 105)

Коллективное бессознательное : в теории Юнга, предполагаемая часть бессознательного, унаследованная от предыдущих поколений и содержащая общие для всех предков опыт и идеи. (Хоккенбери, 407)

Экстраверты : тип личности, обращающий внимание на внешний мир. (Hockenbury, 408)

Интроверты : тип личности, который фокусирует внимание на себе. (Hockenbury, 408)

Рационализм : идея о том, что знание происходит от разума без обращения к чувствам. Можно проследить до Платона, который отличал знание, полученное через чувства, от знания, полученного разумом. (Schunk, 5)

Структурализм : ранняя школа психологии, которая делала акцент на изучении самых основных компонентов или «структур» «сознательных» переживаний. Считал, что даже самые сложные сознательные переживания можно разбить на элементарные структуры или составные части ощущений и чувств. В конце концов, методы и цели структурализма были просто слишком ограничены, чтобы удовлетворить быстро растущие интересы в области психологии. (Хоккенбери, 4-5) Примечание редактора — разработано Эдвардом Титченером.

Психоаналитическая теория : великая теория человеческого развития, согласно которой иррациональные, бессознательные побуждения и мотивы, часто зарождающиеся в детстве, лежат в основе человеческого поведения. (Бергер, 35) Разработан Зигмундом Фрейдом. Фрейд считал, что человеческое поведение мотивировано бессознательными конфликтами, которые почти всегда носили сексуальный или агрессивный характер. Также форма психотерапии, которая подчеркивает роль бессознательных факторов в личности и поведении. (Hockenbury, 7) Также называется «современным психоанализом».

Анализ сновидений : содержание сновидений анализируется на наличие замаскированных или символических желаний, значений и мотивов. (Hockenbury, 551) Также называется «толкованием снов».

Эрос : в теории Фрейда инстинкт самосохранения или жизни, отраженный в выражении основных биологических побуждений, которые увековечивают существование индивидуума и вида. (Hockenbury, 401)

Свободная ассоциация : терапевтический механизм, делающий упор на разрешение бессознательных конфликтов. Требует от пациента быстрой реакции на список триггерных слов первым пришедшим на ум словом. (Бэмфорд, 01.11.10)

Механизмы защиты Фрейда : отрицание, подавление, конфабуляции (воображаемые переживания) и другие формы самообмана, которые управляют нашей повседневной жизнью. (Рамачандран, 134) Также называется «механизмами защиты эго».

Смещение : эмоциональные импульсы, перенаправленные на замещающий объект или человека, обычно на менее угрожающий или опасный. (Hockenbury, 403)

Сублимация : (перенаправление) сексуальных побуждений в несексуальную деятельность. Происходит не единожды. Требует постоянной затраты сил. (Хоккенбери, 403)

Проекция : приписывание собственных неприемлемых побуждений или качеств другим. (Hockenbury, 403)

Рационализация : оправдание своих действий или чувств социально приемлемыми объяснениями, а не сознательное признание своих истинных мотивов или желаний. (Hockenbury, 403)

Реакция Формирование : мысли или поведение, которые являются крайней противоположностью побуждений или импульсов (воспринимаются как неприемлемые). (Хоккенбери, 403) Примечание редактора — происходит, когда человек чувствует побуждение сделать или сказать что-то, а затем на самом деле делает или говорит что-то, что фактически противоположно тому, что он действительно хочет.

Регрессия : возврат к модели поведения, характерной для более ранней стадии развития. (Hockenbury, 403)

Подавление : исключение из сознания вызывающих тревогу мыслей, чувств или импульсов. Выталкивается из сознания в бессознательное. Самый фундаментальный защитный механизм. (Hockenbury, 403)

Фрейдистская структура личности s: согласно Фрейду, «психологическая энергия» эволюционирует, формируя три основные структуры личности — «ид», «эго» и «супер-эго». (Хоккенбери, 401)

Эго : в теории Фрейда «частично сознательный» рациональный компонент личности, который регулирует мысли и поведение и наиболее тесно связан с требованиями внешнего мира. (Hockenbury, 401)

Id : в теории Фрейда, полностью бессознательный, иррациональный компонент личности, который ищет немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений и умирает; управляется «принципом удовольствия». (Hockenbury, 401)

Суперэго : в теории Фрейда частично сознательный, самооценочный, моралистический компонент личности, который формируется посредством интернализации родительских и социальных правил. (Хоккенбери, 402)

Психосексуальные стадии по Фрейду : в теории Фрейда периоды возрастного развития, в которые сексуальные побуждения ребенка сосредоточены на различных частях тела и выражаются через деятельность, связанную с этими областями. Включает оральную (от рождения до 1 года), анальную (от 1 до 3 лет), фаллическую (от 3 до 6 лет), латентную (от 7 до 11 лет) и генитальную (подростковый) стадии. (Hockenbury, 404)

Либидо : в теории Фрейда психологическая и эмоциональная «энергия», связанная с проявлениями сексуальности. (Хоккенбери, 401) Также называется «половым влечением».

Эдипов комплекс : в теории Фрейда бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола, обычно сопровождающееся враждебными чувствами по отношению к родителю того же пола. (Hockenbury, 404)

Принцип удовольствия : в теории Фрейда мотив получения удовольствия и избежания напряжения или дискомфорта; самый фундаментальный человеческий мотив и руководящий принцип Ид. (Hockenbury, 401)

Принцип реальности : в теории Фрейда способность приспосабливаться к внешним требованиям, откладывая удовлетворение до наступления подходящего времени или обстоятельств. (Хоккенбери, 401)

Сопротивление : бессознательные попытки пациента блокировать раскрытие подавленных воспоминаний и конфликтов. (Hockenbury, 551) Пациент сопротивляется выздоровлению и намеренно подрывает терапевтический процесс. (Бэмфорд, 01.11.10)

Танатос : в теории Фрейда инстинкт смерти, выражающийся в агрессивных, деструктивных и саморазрушительных действиях. (Hockenbury, 401)

Перенос : процесс, посредством которого эмоции и желания, первоначально связанные со значительным человеком в жизни пациента, например, родителем, бессознательно передаются психоаналитику. (Хоккенбери, 551)

Организационное поведение | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии

  • Адамс, Дж. С. (1963). К пониманию несправедливости. Журнал ненормальной и социальной психологии , 67 , 422–436.

  • Аль-Хаддад, С., и Котнур, Т. (2015). Интеграция литературы по организационным изменениям: модель успешных изменений. Журнал управления организационными изменениями , 28 , 234–262.

  • Амабиле, Т. М. (1996). Креативность в контексте: обновление социальной психологии творчества . Боулдер, Колорадо: Westview Press.

  • Андерсон, К., Спатаро, С.Э., и Флинн, Ф.Дж. (2008). Личность и организационная культура как детерминанты влияния. Журнал прикладной психологии , 93 , 702–710.

  • Ардичивили, А., Митчелл, Дж. А., и Джондл, Д. (2009). Характеристики этических деловых культур. Журнал деловой этики ,

    85 , 445–451.

  • Эшфорт, Б.Е., и Хамфри, Р.Х. (1995). Эмоции на рабочем месте: переоценка. Человеческие отношения , 48 , 97–125.

  • Ашканасы, Н. М. (2003). Эмоции в организациях: многоуровневая перспектива. В F. Danserau & FJ Yammarino (Eds.), Research in Multilevel Issues (Том 2, стр. 9–54). Оксфорд: Эльзевир.

  • Ашканасы, Н. М., и Эштон-Джеймс, К. Э. (2008). Теория аффективных событий: стратегическая перспектива. В WJ Zerbe, CEJ Härtel и NM Ashkanasy (Eds.), Исследование эмоций в организациях (Том 4, стр. 1–34). Бингли, Великобритания: паб Emerald Group.

  • Ашканасы, Н. М., Айоко, О. Б., и Джен, К. А. (2014). Понимание физической среды работы и поведения сотрудников: перспектива аффективных событий. Журнал организационного поведения ,

    35 , 1169–1184.

  • Ашканасы, Н. М., и Дасборо, М. Т. (2003). Эмоциональное осознание и эмоциональный интеллект в обучении лидерству. Journal of Education in Business , 79 , 18–22.

  • Ашканаси, Н. М., Дасборо, М. Т., и Аско, К. В. (2009). Развитие лидеров: Обучение эмоциональному интеллекту и тренировка эмоциональных навыков. В SJ Armstrong & CV Fukami (Eds.), Справочник Sage по управленческому обучению, образованию и развитию (стр. 161–185). Лондон: SAGE.

  • Ашканасы, Н. М. и Даус, К. С. (2002). Эмоции на рабочем месте: новый вызов для менеджеров. Академия управления для руководителей , 16 , 76–86.

  • Ашканасы, Н. М., и Хартель, CEJ (2014). Эмоциональный климат и культура: хорошее, плохое и уродливое. В B. Schneider & K. Barbera (Eds.),

    Оксфордский справочник по организационной культуре и климату (стр. 136–152). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

  • Ашканасы, Н. М., и Хамфри, Р. Х. (2011). Современные исследования эмоций в организациях. Обзор эмоций , 3 , 214–224.

  • Ашканасы, Н.М., и Джексон, К.Р.А. (2001). Организационная культура и климат. В N. Anderson, DS Ones, HK Singil и C. Viswesvaran (Eds.), Справочник по трудовой и организационной психологии (стр. 398–415). Лондон: SAGE.

  • Баккер, А.Б., и Шауфели, В.Б. (2008). Позитивное организационное поведение: Вовлеченные сотрудники в процветающие организации. Журнал организационного поведения , 29 , 147–154.

  • Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Александрия, Вирджиния: Прентис Холл.

  • Барсад, С. Г., Бриф, А. П., и Спатаро, С. Е. (2003). Аффективная революция в организационном поведении: появление парадигмы. В J. Greenberg (Ed.), Организационное поведение: состояние науки (стр. 3–50). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

  • Басс, Б. М., Аволио, Б. Дж., и Этуотер, Л. Е. (1996). Трансформационное и транзакционное лидерство мужчин и женщин. Прикладная психология: международный обзор , 45 , 5–34.

  • Боно, Дж. Э., и Колберт, А. Э. (2005). Понимание ответов на обратную связь из нескольких источников: роль основных самооценк. Психология персонала , 58 , 171–203.

  • Боно, Дж. Э., и Джадж, Т. А. (2004). Личность и трансформационное и транзакционное лидерство: метаанализ. Журнал прикладной психологии , 89 , 901–910.

  • Бояцис, Р. Э., и Макки, А. (2005). Резонансное лидерство: обновление себя и связь с другими через внимательность, надежду и сострадание . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

  • Брэди, М.К., и Кронин, Дж.Дж., младший (2001). Ориентация на клиента: влияние на восприятие обслуживания клиентов и поведение результатов. Журнал сервисных исследований , 3 , 241–251.

  • Бритт, Т.В., Дикинсон, Дж.М., Грин-Шортридж, Т.М., и Маккиббин, Э.С. (2007). Самостоятельность в работе. В DL Nelson & CL Cooper (Eds). Позитивное организационное поведение (стр. 143–158). Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.

  • Brotheridge, C., & Grandey, A. (2002). Эмоциональный труд и выгорание: сравнение двух точек зрения на «работу людей». Журнал профессионального поведения

    , 60 , 17–39.

  • Кастка, П., Бамбер, С.Дж., Шарп, Дж.М., и Белохубек, П. (2001). Факторы, влияющие на успешное внедрение высокопроизводительных команд. Управление эффективностью команды: международный журнал , 7 (7/8), 123–134.

  • Шампу, Дж. Э. (2011). Организационное поведение: интеграция отдельных лиц, групп и организаций (4-е изд.). Флоренция: Рутледж.

  • Коэн, С. Г., и Бейли, Д. Э. (1997). Что заставляет команды работать? Исследование групповой эффективности от цеха до руководящего состава. Журнал управления , 23 , 239–290.

  • Конгер, Дж. А., и Канунго, Р. Н. (1988). Харизматическое лидерство. Неуловимый фактор организационной эффективности . Сан-Франциско: Джосси-Басс.

  • Коста, П.Т., младший, и МакКрей, Р.

    Р. (1992). Пересмотренное руководство по инвентаризации личности NEO (NEO-PI-R) и пятифакторной инвентаризации NEO (NEO-FFI) . Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.

  • Де Дреу, С.К.В., и Ван Вианен, А.Э.М. (2001). Управление конфликтами в отношениях и эффективность организационных команд. Журнал организационного поведения , 22 , 309–3278.

  • Динер Э., Ларсен Р. Дж., Левин С., Эммонс Р. (1985). Интенсивность и частота: параметры, лежащие в основе положительного и отрицательного аффекта. Журнал личности и социальной психологии , 28 , 1253–1265.

  • Друскат, В.У., и Вольф, С.Б. (2001). Формирование эмоционального интеллекта групп. Harvard Business Review , 79 , 81–90.

  • Эльсбах, К. Д. (2003). Отношение физической среды к самокатегоризации: угроза идентичности и подтверждение в нетерриториальном офисном пространстве.

    Ежеквартальный журнал по административным наукам , 48 , 622–654.

  • Эриксон Р. Дж. и Уортон А. С. (1997). Неподлинность и депрессия: оценка последствий интерактивной службы. Работа и занятия , 24 , 188–213.

  • Перо, Н. Т., и Бекманн, Р. Дж. (2007). Убеждения о дискриминации по признаку пола на рабочем месте в контексте позитивных действий: влияние пола и двойственного отношения в австралийской выборке. Половые роли , 57 , 31–42.

  • Фернет, К., Ганье, М., и Остин, С. (2010). Когда качество отношений с коллегами предсказывает выгорание с течением времени? Модерирующая роль трудовой мотивации. Журнал организационного поведения , 31 , 1163–1180.

  • Фидлер, Ф. Э. (1967). Теория эффективного лидерства несс. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

  • Фриц, К., Зоннентаг, С., Спектор, П.Е., и Макинрой, Дж. (2010). Выходные имеют значение: взаимосвязь между восстановлением после стресса и аффективными переживаниями. Журнал организационного поведения , 31 , 1137–1162.

  • Галуник, округ Колумбия, и Эйзенхардт, К. М. (1994). Обновление парадигмы стратегия-структура-производительность. В BM Staw & LL Cummings (Eds.), Исследования организационного поведения (Том 16, стр. 215–255). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.

  • Галлахер, Э. К., Мазур, А. К., и Ашканасы, Н. М. (2015). Сплочение войск или избиение лошадей? Как требования, связанные с проектом, могут привести либо к высокой производительности, либо к оскорбительному надзору. Журнал управления проектами , 46 (3), 10–24.

  • Герсик, CJG (1988). Время и переход в рабочих группах: к новой модели группового развития.

    Журнал Академии управления , 31 , 9–41.

  • Гиббс, П. К., и Купер, К. Л. (2010). Создание позитивной организационной культуры и климата в условиях экономического спада. В Н. М. Ашканаси, К. П. М. Уилдером и М. Ф. Петерсон, . Справочник по организационной культуре и климату (2-е изд. , стр. 119–137). Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.

  • Граен, Г. Б., и Уль-Бьен, М. (1995). Развитие теории лидерства LMX за 25 лет: применение многоуровневой, многодоменной перспективы. Лидерство Ежеквартально , 6 , 219–247.

  • Гранди, А. (2003). Когда шоу должно продолжаться: поверхностное и глубокое действие как предвестники эмоционального истощения и оказания услуг. Журнал Академии управления ,

    46 , 86–96.

  • Грот М., Хенниг-Турау Т. и Уолш Г. (2009 г.). Реакция клиентов на эмоциональный труд: роль стратегий действий сотрудников и точность обнаружения клиентов. Журнал Академии управления , 52 , 958–974.

  • Ханна С.Т. и Аволио Б.Дж. (2010). Готовы или нет: как ускорить подготовку лидеров к развитию? Журнал организационного поведения , 31 , 1181–1187.

  • Хэтфилд, Э., Качиоппо, Дж. Т., и Рэпсон, Р. Л. (1993). Эмоциональное заражение: современные направления. Психологические науки , 2 , 96–99.

  • Герцберг, Ф. (1966). Труд и природа человека . Кливленд, Огайо: World Publishing.

  • Хиди С. и Харацкевич Дж. М. (2000). Мотивация академически немотивированных: критическая проблема 21 века. Review of Educational Research , 70 , 151–179.

  • Hobfoll, SE (1989). Сохранение ресурсов: новая попытка концептуализации стресса. Американский психолог , 44 , 513–524.

  • Хохшильд, А. Р. (1983). Управляемое сердце: Коммерциализация человеческого чувства . Беркли: Калифорнийский университет Press.

  • Холланд, Дж. (1973). Выбор профессии: Q теория карьеры . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

  • Дженис, И. Л., и Манн, Л. (1977). Принятие решений: психологический анализ конфликта, выбора и обязательств . Нью-Йорк: Свободная пресса.

  • Джеймс, Л. Р., Демари, Р. Г., Мулайк, С. А., и Лэдд, Р. Т. (1992). Обобщение валидности в контексте ситуационных моделей. Журнал прикладной психологии , 77 , 3–14.

  • Джен, К.А. (1997). Качественный анализ типов и размеров конфликтов в организационных группах. Административная наука Ежеквартально , 42 , 538–566.

  • Джонсон, Э. К., Кристоф-Браун, А. Л., ван Вианен, А. Э. М., де Патер, И. Э., и Кляйн, М. Р. (2003). Социальные связи экспатриантов: предпосылки личности и последствия приспособления. Международный журнал отбора и оценки , 11 , 277–288.

  • Судья, Т. А., Боно, Дж. Э., Эрез, А., и Локк, Э. А. (2005). Основные самооценки и удовлетворенность работой и жизнью: роль самосогласования и достижения цели. Журнал прикладной психологии , 90 , 257–268.

  • Судья, Т. А., Хиггинс, К. А., Торесен, С. Дж., и Баррик, М. Р. (2006). Черты личности «большой пятерки», общие умственные способности и успех в карьере на протяжении всей жизни. Психология персонала , 52 , 621–652.

  • Судья Т.А., Илиес Р. и Скотт Б.А. (2006). Конфликт между работой и семьей и эмоции: последствия на работе и дома. Психология персонала , 59 , 779–814.

  • Кан, Вашингтон (1990). Психологические условия личной вовлеченности и разобщенности на работе. Журнал Академии управления , 33 , 692–724.

  • Кавана, М. Х., и Ашканаси, Н. М. (2006). Влияние стратегии лидерства и управления изменениями на организационную культуру и индивидуальное принятие изменений во время слияния. British Journal of Management , 17 , S81–S103.

  • Килдафф, М., Чиабуру, Д.С., и Менгес, Дж.И. (2010). Стратегическое использование эмоционального интеллекта в организационных условиях: изучение темной стороны. Исследование организационного поведения , 30 , 129–152.

  • Конопаске Р. и Иванцевич Дж. М. (2004). Глобальное управление и организационное поведение: текст, литература, примеры и упражнения . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

  • Латам, Г.П., и Пиндер, К.С. (2005). Теория мотивации труда и исследования на заре двадцать первого века. Ежегодный обзор психологии , 56 , 485–516.

  • Лоулер, Э. Э., и Холл, Д. Т. (1970). Отношение характеристик работы к вовлеченности в работу, удовлетворенности и внутренней мотивации. Журнал прикладной психологии , 54 , 305–312.

  • Лейпонен, А., и Хельфат, К.Э. (2011). Расположение, децентрализация и источники знаний для инноваций. Организационная наука , 22 , 641–658.

  • Лайнс, Р. (2004). Влияние участия в стратегических изменениях: сопротивление, организационная приверженность и достижение цели изменения. Журнал управления изменениями , 4 (3), 193–215.

  • Локк, Э.А., и Латам, Г.П. (1990). Теория постановки целей и выполнения задач . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

  • Лутанс, Ф., и Аволио, Б.Дж. (2003). Аутентичное развитие лидерства. В К. С. Кэмерон, Дж. Э. Даттон и Р. Э. Куинн (ред.), Позитивная организационная стипендия: основы новой дисциплины (стр. 241–261). Сан-Франциско: Барретт-Келер.

  • Лутанс, Ф., и Юссеф, К.М. (2004). Управление человеческим, социальным, а теперь и позитивным психологическим капиталом. Организационная динамика , 33 , 143–160.

  • Мартинко, М. Дж. (1995). Природа и функция теории атрибуции в организационных науках. В. М. Дж. Мартинко (ред.), Достижения в теории атрибуции: организационная перспектива (стр. 7–14). Делрей-Бич, Флорида: St. Lucie Press.

  • Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50 , 370–396.

  • Майер, Дж. Д., и Саловей, П. (1997). Что такое эмоциональный интеллект? В P. Salovey & DJ Sluyter (Eds. ), Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для образования (стр. 3–31). Нью-Йорк: Основные книги.

  • Мэйс Б.Т. и Аллен Р.В. (1977). К определению организационной политики. Журнал Академии управления , 2 , 635–644.

  • МакГрегор, Д. (1960). Человеческая сторона предприятия . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

  • Минцберг, Х. (1979). Структурирование организаций: обобщение исследования . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

  • Минцберг, Х. (1985). Организация как политическая арена. Журнал управленческих исследований , 22 , 133–154.

  • Митчелл, Т. Р. (1982). Мотивация: Новые направления теории, исследований и практики. Academy of Management Review , 7 , 80–88.

  • Московичи С. и Заваллони М. (1969). Группа как поляризатор отношений. Журнал личности и социальной психологии , 12 , 125–135.

  • Мурниган, Дж. К., и Конлон, Д. Э. (1991). Динамика интенсивных рабочих групп: исследование британских струнных квартетов. Административная наука Ежеквартально , 36 , 165–186.

  • Майерс, Д.Г., и Ламм, Х. (1976). Явление групповой поляризации. Психологический бюллетень , 83 , 602–627.

  • Озчелик, Х. (2013). Эмпирический анализ поверхности, действующей во внутриорганизационных отношениях. Журнал организационного поведения , 34 , 291–309.

  • Островф К. и Этуотер Л. Э. (2003). Имеет ли значение, с кем вы работаете? Влияние референтной группы и возрастного состава на вознаграждение менеджеров. Журнал прикладной психологии , 88 , 725–740.

  • Паркер С.К., Уолл Т.Д. и Джексон П.Р. (1997). «Это не моя работа»: разработка гибкой ориентации сотрудников на работу. Журнал Академии управления , 40 , 899–929.

  • Пеллед, Л. Х. (1995). Демографическое разнообразие, конфликт и результаты рабочей группы: теория промежуточного процесса. Организационная наука , 7 , 615–631.

  • Пфеффер, Дж., и Леблебичи, Х. (1973). Подбор руководителей и развитие межфирменных организаций. Административная наука Ежеквартально , 18 , 449–461.

  • Пфеффер, Дж., и Саланчик, Г.Р. (1973). Внешний контроль организаций: перспектива зависимости от ресурсов . Пало-Альто, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

  • Портер, Л. В., и Лоулер, Э. Э. (1965). Свойства организационной структуры в отношении отношения к работе и поведения на работе. Психологический бюллетень , 64 , 23–51.

  • Рашотте, Л. С. (2002). Что означает эта улыбка? Значение невербального поведения в социальном взаимодействии. Социальная психология Ежеквартально , 65 , 92–102.

  • Рэйвен, Б. Х. (1993). Основы власти: истоки и последние разработки. Журнал социальных вопросов , 49 , 227–251.

  • Ричер, С., Бланшар, К., и Валлеран, Р. Дж. (2002). Мотивационная модель текучести кадров. Журнал прикладной социальной психологии , 32 , 2089–2113.

  • Роудс, Дж. А., Арнольд, Дж., и Джей, К. (2001). Роль аффективных черт и аффективных состояний в мотивации и поведении участников спора во время эпизодов организационного конфликта. Журнал организационного поведения , 22 , 329–345.

  • Роббинс С.П., Джадж Т.А., Миллет Б. и Бойл М. (2014). Организационное поведение (7-е изд.). Френчс-Форест, Новый Южный Уэльс, Австралия: Pearson Education.

  • Райан, А. М., Хорват, М., Плойхарт, Р. Э., Шмитт, Н., и Слэйд, Л. А. (2000). Выдвижение гипотез о функционировании дифференциальных пунктов в глобальных опросах общественного мнения сотрудников. Психология персонала , 53 , 531–562.

  • Скотт, В.Г., и Митчелл, Т.Р. (1976). Теория организации: структурный и поведенческий анализ . Хоумвуд, Иллинойс: Ирвин.

  • Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

  • Смирчич, Л. (1983). Концепции культуры и организационного анализа. Административная наука ежеквартально , 28 , 339–358.

  • Смит-Кроу, К., Берк, М.Дж., и Лэндис, Р.С. (2003). Организационный климат как модератор отношений между знаниями и безопасностью. Журнал организационного поведения , 24 , 861–876.

  • Став, Б. М. (1981). Эскалация приверженности курсу действий. Academy of Management Review , 6 , 577–587.

  • Теппер, Б. Дж. (2000). Последствия неправомерного надзора. Журнал Академии управления , 43 , 178–190.

  • Томас, К.В. (1992). Конфликтно-переговорные процессы в организациях. В MD Dunnette и LM Hough (Eds.), Справочник по промышленной и организационной психологии (2-е изд., Том 3, стр. 652–717). Маунтин-Вью, Калифорния: Consulting Psychologist Press.

  • Тьосволд, Д. (1997). Сеть профессионалов для управления изменениями: сотрудничество и конкуренция стоматологов для развития своего бизнеса. Журнал организационного поведения , 18 , 745–752.

  • Це, Х.М.М., Трот, А.М., и Ашканасы, Н.М. (2015). Обмен лидером и членом и эмоции в организациях. В Б. Эрдоган и Т. Н. Бауэр (редакторы), Оксфордский справочник по обмену между лидерами и членами (стр. 209–225). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

  • Такман, Б. (1965). Последовательность развития в малых группах. Психологический бюллетень , 63 , 384–399.

  • Амфресс Э. Э., Симмонс А. Л., Фолгер Р., Рен Р. и Бобосел Р. (2013). Реакция наблюдателя на межличностную несправедливость: роль намерения преступника и восприятие жертвы. Журнал организационного поведения , 34 , 327–349.

  • Ван Эрде, В., и Тьерри, Х. (1996). Модели ожиданий Врума и критерии, связанные с работой: метаанализ. Журнал прикладной психологии , 81 , 576–588.

  • Ван Книппенберг, Д., и Ван Ши, Э.Л.С. (2000). Фокусы и корреляты организационной идентификации. Журнал профессиональной и организационной психологии , 73 , 137–147.

  • Вигода, Э. (2000). Организационная политика, отношение к работе и результаты работы: исследование и последствия для государственного сектора. Журнал профессионального поведения , 57 , 326–347.

  • Врум, В. Х. (1964). Работа и мотивация . Нью-Йорк: Уайли.

  • Уолл, Дж., и Каллистер, Р. (1995). Конфликт и его управление. Журнал управления , 21 , 515–558.

  • Уоллах, М.А., Коган, Н., и Бем Д.Дж. (1964). Распределение ответственности и уровень риска в группах. Журнал аномальной социальной психологии , 68 , 263–274.

  • Уотсон, Д. (1988). Превратности измерения настроения: влияние различных дескрипторов, временных рамок и форматов ответов на показатели положительного и отрицательного аффекта. Журнал личности и социальной психологии , 55 , 128–141.

  • Уотсон Д. и Теллеген А. (1985). К согласованной структуре настроения. Психологический бюллетень , 98 , 219–235.

  • Уотсон Д. и Уокер Л. М. (1996). Долгосрочная стабильность и прогностическая валидность признаков аффекта. Журнал личности и социальной психологии , 70 , 567–577.

  • Вайс, Х.М. (2002). Деконструкция удовлетворенности работой: разделение оценок, убеждений и аффективного опыта. Обзор управления персоналом , 12 , 173–194.

  • Вайс, Х.М., и Кропанцано, Р. (1996). Теория аффективных событий: теоретическое обсуждение структуры, причин и последствий аффективных переживаний на работе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts