9. Бихевиоризм и необихевиоризм. Основные методологические установки.
Экспериментальные результаты и их критический анализ.
Данное течение возникло в противовес психоанализу и структурализму. В основе бихевиоризма лежат функционалисткие традции(механицизм, объективизм) и зоопсихология. В бихевиоризме радикально сравнивали поведение животного и человека
Возник Как реакция на кризис, когда психология искала объективный метод изучения психик.
Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением понимаются ответные движения организма на раздражения среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации — это стимулы; ответные движения — реакции.
Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями.
К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов.
Единицей анализа поведения, таким образом, объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R).
требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания»,
философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США,
исследования поведения животных (Э.Торндайк и др.),
физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев)
Павлов Разработал метод условных рефлексов.
Предложил базовый элемент для психологии –реакцию. Его исследования подтвердили теорию Уотсона«Манифестом» бихевиоризма считается статья его основателя, американского психолога Дж.Уотсона, «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913),
Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания не существует.
Предлагал изменить предмет психологии, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и одновременно доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно поведение яв-ся частью психики, как и сознание. Поэтому исключает сознание из предмета исслед-я, оставляет поведение. Осн ме – эксп-нт и объектив наблюд
Психические процессы рассматриваются Дж.Уотсоном исключительно в рамках схемы С-Р.
Все реакции Уотсон делит на:
наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции»)
приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.).
Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, например, эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (например, показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания).
Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память).
Развитие психики – развитие цепочек связей, поэтому не выделяет периодизации развития человека, есть периодизация развития связей.
Другое основание классификации реакций — степень их «скрытости«. Здесь выделяются:
доступные для простого наблюдения — внешние реакции
доступные для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, например, как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме как реакция на определенные стимулы).
Он ратовал за прикладную психологию.
Как задачи психологии видел:
Прогнозирование поведения и управление человеком
Пользоваться только естественно научными методами
Предложил
Метод дословной записи
Метод наблюдения
Метод условных рефлексов
Метод тестирования( в основном скорости реакции)
Бихевиоризм популизировало то, что уотсон говорил, что если подобрать SR можно избавится от любых психических проблем
Бихевиоральная терапия хорошо применима при страхах.
Критика Бихевиоризма
Чрезмерный редукционизм
Полная детерминация поведением, не оставляет человеку свободу воли
Одним из пионеров бихевиористского движения был Торндайк (1874-1949). Функция Торндайка определялась тем, что его работы открыли первую главу в летописи бихевиоризма. Торндайк увлекся психологией под впечатлением Джемсовых «Основ…».
Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями.
Бихевиоризм (Рапацевич, 2006) | Понятия и категории
БИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Предпосылками возникновения бихевиоризма явились: требования практики, которым не могла удовлетворить господствующая тогда интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, исследования поведения животных (Э.
Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи русских учёных (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев).Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению бихевиористы относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в том числе отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооружённым глазом или с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, таким образом, объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). Бихевиоризм отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь S-R, с целью предсказания поведения субъекта и «управления» им. Психические процессы рассматриваются Дж. Уотсоном и его учениками исключительно в рамках этой схемы.
Все реакции Уотсон делит на наследственные (некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретённые (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т. п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с др., условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с др. (например, показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошёл процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память).
Другое основание классификации реакций — степень их «скрытости», т.е. доступности для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) — или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, например, как речь при скрытых мускульных движениях, к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме как реакция на определённые стимулы).
При этом бихевиоризм не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с другой. Явный механицизм Б. в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (Б. не отрицал наличие понимаемого таким образом сознания — он не считал его предметом научного исследования) сразу же вызвал серьёзную критику со стороны его оппонентов (гештальтпсихологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители последнего стали «вставлять» в схему S-R «промежуточные» переменные (образ, цель, потребность и др.), т.е. ревизовать основные положения бихевиоризма. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма бихевиоризм Скиннера начиная с 30-х гг. XX в. возрождаются и даже усиливаются постулаты классического бихевиоризма.
До 60-х гг. XX века бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее место среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приёмы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п. Вместе с тем явный механицизм бихевиоризма, игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности и манипулированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, в частности в деятельностном подходе, в гуманистической и когнитивной психологии и др.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 35-37.
Tags:
Психология
Понятие:
Бихевиорализм
Аргументы бихевиористов | Критика аргументов бихевиористов | Ответы бихевиористов на критические замечания тики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдение: доводы против интроспекции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интроспекция, т. е. внутреннее наблюдение собственного сознания, следует отвергнуть, поскольку сознание не является объективным объектом наблюдения. | НО этот аргумент либо
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоанализ следует отвергнуть, потому что он особенно подвержен ошибкам. | НО самоанализ, если его правильно проводить, может быть таким же объективным, как и любой другой вид наблюдения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоанализ следует отвергнуть, поскольку он ненадежен. Самоанализ ненадежен, потому что вербальное сообщество не может точно сопоставить различение вербальных самоотчетов о внутренних стимулах (например, «Я чувствую голод») и различение частных внутренних раздражителей (например, голодные муки). Следовательно, связь между интроспективными вербальными сообщениями и внутренними раздражителями ненадежна. (Скиннер [1986], например, придерживается этой позиции. ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Существует различие между общественным и частным. Интроспекция должна быть отвергнута, потому что интроспективные свидетельства и наблюдения являются частными, т. е. доступными только одному наблюдателю, и, таким образом, не являются объективными.
| НО интроспективные наблюдения, такие как сообщения об НЛО, могут быть проверены косвенно с
| ДА, НО интроспективные наблюдения, в отличие от сообщений об НЛО, не подлежат публичной проверке в принципе. Невозможно установить корреляцию пищевого поведения с внутренним состоянием типа голода (в отличие от просто самоотчетов о голоде). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Различий между общественным и частным нет. Всякое наблюдение является частным: знание внешнего мира на самом деле является выводом из непосредственного, но частного восприятия. | НО это означает, что нет причин не доверять частному самоанализу. | НЕТ, ПОТОМУ ЧТО наука сотрудничает. Публичное (не личное, интроспективное) поведение обеспечивает наибольшее согласие и общение между наблюдателями. Следовательно, вместо субъективного и объективного различия следует провести следующее методологическое различие.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Язык поведенческих данных: выбор предметной области для психологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Это априорное различие между поведением и физиологией. Молярный бихевиоризм: Возможна и желательна наука о поведении, независимая от физиологии.
| НО трудно определить границу между поведенческими и физиологическими событиями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Это апостериорное различие между поведением и физиологией. Поведенческие исследования ведут к открытию законов, некоторые из которых охватывают больше, чем простое понимание поведения. «Поведение» можно определить как все, что соответствует этим законам. Затем эти законы организуются поведенческими теориями. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Язык поведенческих данных: выбор описательного языка для отчетов о наблюдениях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Могут быть чисто объективные описания. Хотя теория влияет на наблюдение, это влияние можно преодолеть путем более тщательного наблюдения, что приведет к созданию объективной базы данных. | НО все наблюдения основаны на теории. | ДА, НО для оценки теоретико-нагруженности диссертации требуется либо
Не может быть чисто объективных описаний. | Существует континуум от более к менее нагруженным теорией описаниям наблюдений. Интерсубъективное согласие по описаниям указывает на приемлемую степень «объективности». НО межсубъектное согласие может указывать только на то, что наблюдатели разделяют общую теоретическую основу или парадигму. | ДА, НО это приемлемо. Наука о поведении может развиваться как нормальная наука в рамках своей собственной теоретической структуры или парадигмы. | Цель НЕ относится к описательным качествам поведения. |
Цель ДЕЙСТВИТЕЛЬНО относится к описательным качествам поведения. |
Теоретические концепции Теоретическая лексика должна быть ограничена понятиями, определенными на практике. | Теоретические концепции должны быть связаны с языком данных посредством операционных определений. НО операционизм не дает подходящих критериев для индивидуализации понятий. Любые две вещи можно считать похожими или разными в бесконечном разнообразии способов. (Ср. обсуждение проблем описания в социобиологии [Lewontin, 1979].) Нельзя знать, когда |
ДА, НО |
Теоретический словарь НЕ должен ограничиваться понятиями, определяемыми в ходе эксплуатации, но должен включать ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ. | Использование промежуточных переменных должно быть разрешено, но такие переменные являются только ярлыками для наблюдаемых взаимосвязей, а не ненаблюдаемыми сущностями или событиями. Не существует уникального набора действительных промежуточных переменных, и они не имеют уникального представления. НО |
НЕТ, ПОТОМУ ЧТО теории черного ящика соответствуют дедуктивно-номологическому методу объяснения (Hempel & Oppenheim, 1948): описания поведения выводятся из общих законов плюс начальные условия. | Теоретический словарь НЕ должен ограничиваться операционально определенными понятиями, но должен включать ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. | Использование гипотетических конструкций должно быть разрешено, и такие конструкции относятся к ненаблюдаемым объектам или событиям, как и в физике. НО психология отличается от физики тем, что |
ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ (продолжение) | Использование гипотетических конструктов должно быть разрешено, потому что гипотетические конструкты ликвидируют разрыв между психологией и физиологией. НО |
Теоретизация В бихевиоризме есть два способа теоретизирования. Оба предполагают, что существует строгое разделение между теорией и наблюдениями. |
НО |
(а) теория определяет то, что принимается за факт, (б) теория не всегда может приспосабливаться к противоречивым данным, и (c) социологические факторы, а не данные, часто определяют принятие или отклонение теории. Нагруженность теорией наблюдений просто означает, что наука о поведении будет развиваться как нормальная наука, т. е. линейно и непрерывно (пока научная революция не свергнет бихевиоризм и не заменит его новой парадигмой). | S-R Психология Ни один крупный бихевиорист не считает поведение рефлексивным, т. е. что стимул необходим и достаточен для реакции. | Некогнитивный подход к обучению | Окружающие события, которые не вызывают определенного движения, могут вызвать его благодаря обучению. Таким образом, конкретный стимул не является необходимым условием для конкретной реакции. Обучение состоит из ассоциации стимулов и реакций. Когнитивный подход к обучению | НО обучение следует описывать как приобретение знаний. НЕТ, ПОТОМУ ЧТО тогда связь между знанием и поведением остается неопределенной. В теориях, постулирующих когнитивные карты или наблюдательное обучение, поведение выводится из теории, предполагая, что организм будет вести себя соответствующим образом, учитывая его знания. Такие предположения неприемлемо объективны. | События внутри организма, так же как и вне его, могут считаться «раздражителями». | НО Скиннер, например, считает ошибочным предполагать существование внутренних раздражителей (Evans, 1968, стр. 21). | Наблюдаемое поведение является результатом интеграции многих рефлексов. Поэтому он может обладать свойствами, которыми не обладает ни один отдельный рефлекс. | Оперантные ответы испускаются, а не вызываются стимулами. Таким образом, тезис о рефлексах S-R можно свести к утверждению, что любое поведение функционально зависит от окружающей среды. | НО окружающая среда и поведение причинно взаимозависимы. | ДА, Взаимная детерминация , при которой организмы изменяют среду, которая их контролирует, включена во многие бихевиористские теории. | Организация поведения: цель Бихевиористы категорически отвергают телеологические объяснения, не отрицая при этом, что поведение имеет целеустремленные характеристики (например, настойчивость, гибкость). Эти характеристики объясняются нетелеологически тремя способами, подробно описанными ниже. | Цель – это состояние организма, определяющее взаимосвязь между стимулами и реакциями. Цель — это переменная состояния, которая вызывается определенными мотивационными переменными и увеличивает вероятность определенного класса ответов. | Цель можно объяснить как стимулы, которые сохраняются до тех пор, пока не устраняются целевой реакцией. Поведение демонстрирует настойчивость , потому что различные целевые реакции будут продолжаться до тех пор, пока стимулы не исчезнут. Поведение показывает гибкость когда новым целевым реакциям удается устранить стимулы. | Целеустремленность только кажущаяся, а не реальная. Ответы возникают не для достижения будущих целей, а потому, что они были подкреплены в прошлом. Поведение демонстрирует настойчивость из-за прерывистого подкрепления. Поведение демонстрирует гибкость, потому что многие различные виды реакций могут быть подкреплены, и, таким образом, организм может обладать большим репертуаром реакций. 94. 6: История психологии — бихевиоризм и гуманизм | Цели обученияПоведенческая психологияПервые исследования в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами. Рисунок 1 . Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено на животных моделях, может быть в некоторой степени применимо к человеческому поведению. В самом деле, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общество и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в момент выбора. в лабиринте». Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека. Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005). Рисунок 2 . а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Silly Rabbit»/Wikimedia Commons)
Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, пищу), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание. Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004). В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает человеческое поведение как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, намеренность и истинную предрасположенность к «хорошему» как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм. ПопробуйтеЗапрос \(\PageIndex{1}\)
Запрос \(\PageIndex{2}\)
Запрос \(\PageIndex{3}\) 90 044
Маслоу, Роджерс и гуманизмГуманизм — это перспектива психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующем разделе, здесь будет представлен краткий обзор. Рисунок 3. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что базовые потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.
Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005). Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008). Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, терапия, ориентированная на клиента, предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005). Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n. d.). ПопробуйтеЗапрос \(\PageIndex{4}\)
Запрос \(\PageIndex{5}\)
Запрос \(\PageIndex{6}\)
Запрос \(\PageIndex{7}\)
Запрос \(\PageIndex{8}\) 90 044 Запрос \(\PageIndex{ 9}\)
Глоссарийбихевиоризм: акцент на наблюдении за поведением и контроле над ним гуманизм: точка зрения в рамках психологии, подчеркивающая потенциал добра, присущий всем людям 90 004 Лицензии и атрибутыCC лицензионный контент, ранее опубликованный |