2 Биологическая и психологическая подструктуры личности
Вопросы:
1. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
2. Биологическая подструктура личности.
3. Психологическая подструктура личности.
1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если строго подходить к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид (лат. individ – неделимый, конечный) – отдельный конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что
Согласно концепции К. К. Платонова, существует 4 уровня структуры личности:
1. биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
2. индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
3.
индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.4. высший уровень – направленность. Включает влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
2. Биологическая подструктура личности
К биологически обусловленным подструктурам личности относятся половые и возрастные свойства психики, особенности работы головного мозга и нервной системы, а также темперамент.
Личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Наблюдается зависимость специфики психики и психических процессов от пола человека. Так, психологические исследования показали, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются математическими и визуально-пространственными способностями.
Геодакян в гендерной теории межполушарной асимметрии анализирует некоторые различия в строении мозга мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин.
Это может означать, что межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую «интуицию».
Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т.е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым условиям, что объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин. Среди них чаще встречаются не только талантливые, но и представители с весьма скромными способностями.
Исследования показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем у среднего мужчины, но среди мужчин чаще встречаются показатели, значительно превышающие средний уровень и намного ниже него.
Следовательно, можно предполагать, что особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.
Женщины легко приспосабливаются на индивидуальном уровне к внешнему миру, но они более подвержены действию популяционных и видовых закономерностей, их поведение в большей степени биологически детерминировано. Специфика мужской психики предполагает большее разнообразие типов мужской психики при значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются, прежде всего, у мужских особей.
Проявления личности во многом зависит от возраста человека. Моментом зарождения личности является осознание ребенком своего “Я”, активно противостоящего “не-Я”, которое проявляется в использовании местоимений “я сам”, “мой”. В общении, сотрудничестве с взрослыми происходит развитие самосознания ребенка, быстрое и в то же время неравномерное развитие различных психических функций, появляется интерес к людям, общительность, подражание, начинают формироваться нравственное поведение и самооценка. Адекватность оценочных суждений определяется оценочной деятельностью родителей, воспитателей в различных видах деятельности.
Дошкольный возраст является начальным этапом становления личности. Формируются как общие, так и специальные способности к изобразительной, вокальной, хореографической и другим видам деятельности. Развиваются личностные свойства, которые проявляются в общении, познании, деятельности, формируется готовность к школе.
Школьный онтогенез охватывает периоды: младший школьный возраст – 6–10 лет, младший подростковый – 11–13 лет, старший подростковый – 14–15 лет, юношеский – 16–18 лет. Каждый из них имеет свои особенности.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, уравновешен, мало заботится о своей внешности. К 11 годам меняется поведение, ребенок становится импульсивным, наблюдается частая смена настроения. Идет развитие волевой сферы. Авторитарность со стороны родителей, взрослых порождает замкнутость, неискренность, агрессивность. В то же время, доверительные отношения между родителями и подростком развивают у него самоуважение, чувства достоинства, эмоционального комфорта.
В 12–13 лет импульсивность у подростков частично сглаживается. Он становится более инициативным, начинает заботиться о своей внешности. Бурно развивается сознание и самосознание, растет интерес к себе, появляется самокритичность, меняется отношение к родителям.
Продолжение полового созревания вызывает колебания настроения. Дисгармония физического и психического облика в этот период проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается как напряженный и конфликтный. Подростковый кризис – один из самых сложных кризисов развития личности. Вообще кризисы определяются изменением системы мотивов – их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии, рождением новых. Для подростка перестройка на системы мотивов проявляется в ориентации на мнение сверстников, а не родителей, на самооценку, склонность сопоставлять себя с другими.
Для 15–летнего возраста характерен максимализм самостоятельности. Очень важны ситуации, связанные с напряжением и риском.
Главная особенность юношеского возраста – осознание индивидуальности, неповторимости. Усиливается потребность в общении и одновременно повышается избирательность. Огромную роль в формировании личности в этот период играет дружба.
Итак, каждый возрастной период играет определенную роль в формировании и проявлении личности. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития.
К биопсихологической подструктуре личности К.К. Платонов относит также свойства нервной системы: скорость, уравновешенность, силу нервных процессов. Сила нервной системы определяется способностью выдерживать большие и сильные нагрузки. Слабая нервная система таких нагрузок не выдерживает. Уравновешенность нервной системы – это баланс нервных процессов возбуждения и торможения. Скорость – временный показатель смены нервных процессов (возбуждения и торможения и наоборот). Сочетание свойств нервной системы дает различные типы высшей нервной деятельности (ВНД).
И.П. Павлов выделил около 24 типов, но наиболее часто встречаются четыре типа: сильный – неуравновешенный; сильный – уравновешенный – подвижный; сильный – уравновешенный – инертный, слабый. При этом существует прямая связь между типом ВНД и темпераментом.Таким образом, биологическая подструктура личности является одним из условий, факторов и механизмов формирования и проявления личности.
Биологическая и психологическая подструктура личности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции и практикум по психологии — Тесты и рекомендации для студентов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тестовое задание №1 1 ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Выберите один или несколько правильных ответов 1. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена: Варианты ответа: а) Эпикуром; б) Демокритом; в) Аристотелем; г) Б. Спинозой.
Варианты ответа: Правильные ответыТема 1
Источник: Коленда, А. Н. |
Психологические, социальные и биологические основы поведения Раздел: Категория содержания 7A
Индивидуальные влияния на поведение
Сложное взаимодействие психологических и биологических факторов формирует поведение. Биологические структуры и процессы служат путями, по которым тела осуществляют деятельность.
Они также влияют на предрасположенность к определенному поведению, формируют личность и влияют на вероятность развития психологических расстройств. Психологические факторы также влияют на поведение и, следовательно, на здоровье и благополучие.
Содержание этой категории охватывает биологические основы поведения, включая влияние генетики и то, как нервная и эндокринная системы влияют на поведение. В нем также рассматривается, как личность, психологические расстройства, мотивация и отношение влияют на поведение. Некоторые из этих тем изучаются в контексте нечеловеческих видов животных.
Код уровня темы:
Сокращения в круглых скобках указывают на курс(ы), на котором студенты бакалавриата во многих колледжах и университетах изучают темы и связанные с ними подтемы. Сокращения курса:
PSY: один семестр вводной психологии
BIO: двухсеместровая последовательность вводной биологии
Обратите внимание, что темы, которые появляются в нескольких списках контента, будут рассматриваться по-разному. Вопросы будут сосредоточены на темах, описанных в описательной части категории контента.
Биологические основы поведения (PSY, BIO)
Нервная система
Нейроны (например, рефлекторная дуга)
Нейротрансмиттеры
Структура и функция периферической нервной системы
Структура и функция центральной нервной системы
Нейронная коммуникация и ее влияние на поведение (PSY)
Влияние нейротрансмиттеров на поведение (PSY)
Эндокринная система
Поведенческая генетика
Гены, темперамент и наследственность
Адаптивное значение черт и поведения
Взаимодействие между наследственностью и влиянием окружающей среды
Влияние генетических факторов и факторов окружающей среды на развитие поведения
Опыт и поведение (PSY)
Регуляторные гены и поведение (БИО)
Генетически обусловленные поведенческие вариации в природных популяциях
Физиологическое развитие человека (PSY)
Личность (PSY)
Теории личности
Психоаналитическая перспектива
Гуманистическая перспектива
Перспектива черты
Социально-когнитивная перспектива
Биологическая перспектива
Бихевиористская перспектива
Ситуационный подход к объяснению поведения
Психологические расстройства (PSY)
Понимание психологических расстройств
Биомедицинские и биопсихосоциальные подходы
Классификация психологических расстройств
Курсы психических расстройств
Типы психических расстройств
Тревожные расстройства
Обсессивно-компульсивное расстройство
Расстройства, связанные с травмами и стрессорами
Соматические симптомы и родственные расстройства
Биполярные и родственные расстройства
Депрессивные расстройства
Шизофрения
Диссоциативное расстройство
Расстройства личности
Биологические основы заболеваний нервной системы (PSY, BIO)
Мотивация (PSY)
Факторы, влияющие на мотивацию
Теории, объясняющие, как мотивация влияет на поведение человека
Теория снижения привода
Теория стимулирования
Другие теории (например, когнитивные, основанные на потребностях)
Биологические и социокультурные мотиваторы, регулирующие поведение (например, голод, половое влечение, зависимость от психоактивных веществ)
Отношения (PSY)
Компоненты установок (то есть когнитивные, аффективные и поведенческие)
Связь между установками и поведением
Процессы, с помощью которых поведение влияет на установки (например, феномен «нога в двери», эффекты ролевых игр)
Процессы, с помощью которых установки влияют на поведение
Теория когнитивного диссонанса
Дополнительный обзор: Khan Academy MCAT
® Учебные пособия по коллекцииЧтобы помочь вам в учебе, просмотрите следующие видеоуроки из коллекции Khan Academy MCAT Collection.