Биологические и психологические подструктуры личности: 2 Биологическая и психологическая подструктуры личности

2 Биологическая и психологическая подструктуры личности

Вопросы:

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

2. Биологическая подструктура личности.

3. Психологическая подструктура личности.

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если строго подходить к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид (лат. individ – неделимый, конечный) – отдельный конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что

личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В широком плане личность – интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Согласно концепции К. К. Платонова, существует 4 уровня структуры личности:

1.  биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

2. индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3.

  индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

4. высший уровень – направленность. Включает влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

2. Биологическая подструктура личности

К биологически обусловленным подструктурам личности относятся половые и возрастные свойства психики, особенности работы головного мозга и нервной системы, а также темперамент.

Личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Наблюдается зависимость специфики психики и психических процессов от пола человека. Так, психологические исследования показали, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются математическими и визуально-пространственными способностями.

Геодакян в гендерной теории межполушарной асимметрии анализирует некоторые различия в строении мозга мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин.

Это может означать, что межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую «интуицию».

Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т.е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым условиям, что объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин. Среди них чаще встречаются не только талантливые, но  и представители  с весьма скромными способностями.

Исследования показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем у среднего мужчины, но среди мужчин чаще встречаются показатели, значительно превышающие средний уровень и намного ниже него.

Следовательно, можно предполагать, что особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Женщины легко приспосабливаются на индивидуальном уровне к внешнему миру, но они более подвержены действию популяционных и видовых закономерностей, их поведение в большей степени биологически детерминировано. Специфика мужской психики предполагает большее разнообразие типов мужской психики при значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются, прежде всего, у мужских особей.

Проявления личности во многом зависит от возраста человека. Моментом зарождения личности является осознание ребенком своего “Я”, активно противостоящего “не-Я”, которое проявляется в использовании местоимений “я сам”, “мой”. В общении, сотрудничестве с взрослыми происходит развитие самосознания ребенка, быстрое и в то же время неравномерное развитие различных психических функций, появляется интерес к людям, общительность, подражание, начинают формироваться нравственное поведение и самооценка. Адекватность оценочных суждений определяется оценочной деятельностью родителей, воспитателей в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст является начальным этапом становления личности. Формируются как общие, так и специальные способности к изобразительной, вокальной, хореографической и другим видам деятельности. Развиваются личностные свойства, которые проявляются в общении, познании, деятельности, формируется готовность к школе.

Школьный онтогенез охватывает периоды: младший школьный возраст – 6–10 лет, младший подростковый – 11–13 лет, старший подростковый – 14–15 лет, юношеский – 16–18 лет. Каждый из них имеет свои особенности.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, уравновешен, мало заботится о своей внешности. К 11 годам меняется поведение, ребенок становится импульсивным, наблюдается частая смена настроения. Идет развитие волевой сферы. Авторитарность со стороны родителей, взрослых порождает замкнутость, неискренность, агрессивность. В то же время, доверительные отношения между родителями и подростком развивают у него самоуважение, чувства достоинства, эмоционального комфорта.

В 12–13 лет импульсивность у подростков частично сглаживается. Он становится более инициативным, начинает заботиться о своей внешности. Бурно развивается сознание и самосознание, растет интерес к себе, появляется самокритичность, меняется отношение к родителям.

Продолжение полового созревания вызывает колебания настроения. Дисгармония физического и психического облика в этот период проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается как напряженный и конфликтный. Подростковый кризис – один из самых сложных кризисов развития личности. Вообще кризисы определяются изменением системы мотивов – их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии, рождением новых. Для подростка перестройка на системы мотивов проявляется в ориентации на мнение сверстников, а не родителей, на самооценку, склонность сопоставлять себя с другими.

Для 15–летнего возраста характерен максимализм самостоятельности. Очень важны ситуации, связанные с напряжением и риском.

Главная особенность юношеского возраста – осознание индивидуальности, неповторимости. Усиливается потребность в общении и одновременно повышается избирательность. Огромную роль в формировании личности в этот период играет дружба.

Важным фактором формирования личности является необходимость самоопределения, когда формируется жизненная смелость и независимость, ответственность за себя и других.

Итак, каждый возрастной период играет определенную роль в формировании и проявлении личности. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития.

К биопсихологической подструктуре личности К.К. Платонов относит также свойства нервной системы: скорость, уравновешенность, силу нервных процессов. Сила нервной системы определяется способностью выдерживать большие и сильные нагрузки. Слабая нервная система таких нагрузок не выдерживает. Уравновешенность нервной системы – это баланс нервных процессов возбуждения и торможения. Скорость – временный показатель смены нервных процессов (возбуждения и торможения и наоборот). Сочетание свойств нервной системы дает различные типы высшей нервной деятельности (ВНД).

И.П. Павлов выделил около 24 типов, но наиболее часто встречаются четыре типа: сильный – неуравновешенный; сильный – уравновешенный – подвижный; сильный – уравновешенный – инертный, слабый. При этом существует прямая связь между типом ВНД и темпераментом.

Таким образом, биологическая подструктура личности является одним из условий, факторов и механизмов формирования и проявления личности.

Биологическая и психологическая подструктура личности

Биологическая и психологическая подструктура личности
Лекции и практикум по психологии — Тесты и рекомендации для студентов

Тестовое задание №1  1

БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Выберите один или несколько правильных ответов
1. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:
Варианты ответа:
а) Эпикуром;
б) Демокритом;
в) Аристотелем;
г) Б. Спинозой.


2. Определение психологии как науки о душе было дано:
Варианты ответа:
а) более трех тысяч лет тому назад;
б) более двух тысяч лет тому назад;
в) в XVI в.;
г) в XVII в.
3. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
Варианты ответа:
а) У. Джемсом;
б) Г. Эббингаузом;
в) В. Вундтом;
г) Х. Вольфом.
4. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:
Варианты ответа:
а) в 1850 г.;
б) в 1868 г.;
в) в 1879 г.;
г) в 1885 г.
5. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России известна:
Варианты ответа:
а) с 1880 г.;
б) с 1883 г.;
в) с 1885 г.;
г) с 1889 г.
6. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:
Варианты ответа:
а) И. М. Сеченов;
б) Г. И. Челпанов;
в) В. М. Бехтерев;
г) И. П. Павлов.
7. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, — это:
Варианты ответа:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
8. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ними — это:
Варианты ответа:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
9. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:
Варианты ответа:
а) дифференциальная;
б) социальная;
в) педагогическая;
г) общая.
10. Психическое отражение:
Варианты ответа:
а) является точной копией окружающей действительности;
б) носит избирательный характер;
в) представляет фотографию воздействующей окружающей среды;
г) не зависит от условий отражения.
11. Отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент, представляет:
Варианты ответа:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) память;
г) воображение.
12. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен:
Варианты ответа:
а) проводниковым отделом;
б) рецептором;
в) анализатором;
г) рефлексом.
13. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:
Варианты ответа:
а) анализатором;
б) рецептором;
в) проводящими нервными путями;
г) рецепцией.
14. Создание образов таких предметов и явлений, которые никогда
не воспринимались человеком раньше:
Варианты ответа:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) память;
г) воображение.
15. Направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности:
Варианты ответа:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) мышление;
г) внимание.
16. Термины «непроизвольное внимание» и «пассивное внимание»:
Варианты ответа:
а) являются синонимами;
б) обозначают различные виды внимания;
в) пассивное внимание является разновидностью непроизвольного внимания;
г) непроизвольное внимание является разновидностью пассивного внимания.
17. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:
Варианты ответа:
а) новизна раздражителя;
б) неожиданность раздражителя;
в) интерес человека;
г) усталость человека.
18. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:
Варианты ответа:
а) отсутствие цели деятельности;
б) постановка цели деятельности;
в) новизна раздражителя;
г) эмоциональная значимость объекта.
19. Сознательно регулируемое сосредоточение на объекте:
Варианты ответа:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) интерес.
20. К дистантной рецепции не относятся:
Варианты ответа:
а) зрение;
б) слух;
в) обоняние;
г) вкусовые ощущения.
21. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название:
Варианты ответа:
а) идентификации;
б) апперцепции;
в) галлюцинации.
22. Повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям называется:
Варианты ответа:
а) гипостезией;
б) гипертезией;
в) галлюцинацией.
23. Непроизвольное внимание вызывается:
Варианты ответа:
а) интересом;
б) новизной раздражителя;
в) волевым усилием.
24. Произвольное сосредоточение внимания ослабляет:
Варианты ответа:
а) практическое действие;
б) эмоциональное возбуждение;
в) состояние усталости.
25. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений — это:
Варианты ответа:
а) галлюцинации;
б) иллюзии;
в) гипостезия;
г) бред.
26. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, — это:
Варианты ответа:
а) апперцепция;
б) иллюзия;
в) наблюдательность;
г) осязание.
27. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
Варианты ответа:
а) иллюзиями восприятия;
б) галлюцинациями;
в) фантазиями;
г) грезами.
28. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесносвязанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:

Варианты ответа:
а) константностью;
б) осмысленностью;
в) избирательностью;
г) целостностью.
29. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:
Варианты ответа:
а) целостность;
б) предметность;
в) константность;
г) структурность.
30. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:
Варианты ответа:
а) иллюзии;
б) перцептивные действия;
в) наблюдательность;
г) осязание.
31. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
Варианты ответа:
а) механической;
б) логической;
в) эмоциональной;
г) аудиальной.
32. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:
Варианты ответа:
а) наглядно-образная;
б) феноменальная;
в) эмоциональная;
г) словесно-логическая.
33. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:
Варианты ответа:
а) долговременной;
б) эмоциональной;
в) произвольной;
г) механической.
34. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:
Варианты ответа:
а) реминисценцией;
б) интерференцией;
в) интериоризацией;
г) экстериоризацией.
35. Человек как индивид — это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки:
Варианты ответа:
а) генетические;
б) метаболические;
в) нейродинамические;
г) социальные.
36. Человек как личность — это человек, раскрывающийся в обусловленности:
Варианты ответа:
а) его общением с другими людьми;
б) структурой его ценностных ориентаций;
в) интернализированными им этническими и культурными стереотипами;
г) все ответы верны.
37. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, — это:
Варианты ответа:
а) воспитанность;
б) авторитет;
в) задатки;
г) равнодушие.
38. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, — это:
Варианты ответа:
а) инстинкты;
б) механическая память;
в) ценностные ориентации;
г) музыкальный слух.
39. Телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм есть:
Варианты ответа:
а) личность;
б) индивид;
в) индивидуальность.
40. В пассивном воображении выделяют:
Варианты ответа:
а) произвольное воображение;
б) непроизвольное воображение;
в) антиципирующее воображение.
41. Способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать… :
Варианты ответа:
а) реминисценция;
б) эмпатия;
в) диссоциация.

Правильные ответы

Тема 1
Биологическая и психологическая подструктура личности.
Введение в курс «основы психологии

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

в

12

в

23

а, б

34

а

2

б

13

б

24

б, в

35

г

3

в

14

г

25

б

36

г

4

в

15

г

26

г

37

г

5

в

16

а

27

б

38

в

6

в

17

г

28

б

39

б

7

в

18

б

29

а

40

а, б

8

г

19

а

30

в

41

б

9

б

20

г

31

б

 

 

10

б

21

б

32

в

 

11

а

22

б

33

г

 

Источник: Коленда, А. Н.
Сборник тестовых заданий по курсу «Основы психологии и педагогики»: учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран / А. Н.Коленда. — Гомель: ГомГМУ, 2012. — 56 с.

Психологические, социальные и биологические основы поведения Раздел: Категория содержания 7A

Индивидуальные влияния на поведение

Сложное взаимодействие психологических и биологических факторов формирует поведение. Биологические структуры и процессы служат путями, по которым тела осуществляют деятельность.

Они также влияют на предрасположенность к определенному поведению, формируют личность и влияют на вероятность развития психологических расстройств. Психологические факторы также влияют на поведение и, следовательно, на здоровье и благополучие.

Содержание этой категории охватывает биологические основы поведения, включая влияние генетики и то, как нервная и эндокринная системы влияют на поведение. В нем также рассматривается, как личность, психологические расстройства, мотивация и отношение влияют на поведение. Некоторые из этих тем изучаются в контексте нечеловеческих видов животных.

Код уровня темы:

Сокращения в круглых скобках указывают на курс(ы), на котором студенты бакалавриата во многих колледжах и университетах изучают темы и связанные с ними подтемы. Сокращения курса:

PSY: один семестр вводной психологии
BIO: двухсеместровая последовательность вводной биологии

Обратите внимание, что темы, которые появляются в нескольких списках контента, будут рассматриваться по-разному. Вопросы будут сосредоточены на темах, описанных в описательной части категории контента.

Биологические основы поведения (PSY, BIO)

  • Нервная система

    • Нейроны (например, рефлекторная дуга)

    • Нейротрансмиттеры

    • Структура и функция периферической нервной системы

    • Структура и функция центральной нервной системы

  • Нейронная коммуникация и ее влияние на поведение (PSY)

  • Влияние нейротрансмиттеров на поведение (PSY)

  • Эндокринная система

  • Поведенческая генетика

    • Гены, темперамент и наследственность

    • Адаптивное значение черт и поведения

    • Взаимодействие между наследственностью и влиянием окружающей среды

  • Влияние генетических факторов и факторов окружающей среды на развитие поведения

    • Опыт и поведение (PSY)

    • Регуляторные гены и поведение (БИО)

    • Генетически обусловленные поведенческие вариации в природных популяциях

  • Физиологическое развитие человека (PSY)

Личность (PSY)

  • Теории личности

    • Психоаналитическая перспектива

    • Гуманистическая перспектива

    • Перспектива черты

    • Социально-когнитивная перспектива

    • Биологическая перспектива

    • Бихевиористская перспектива

  • Ситуационный подход к объяснению поведения

Психологические расстройства (PSY)

  • Понимание психологических расстройств

    • Биомедицинские и биопсихосоциальные подходы

    • Классификация психологических расстройств

    • Курсы психических расстройств

  • Типы психических расстройств

    • Тревожные расстройства

    • Обсессивно-компульсивное расстройство

    • Расстройства, связанные с травмами и стрессорами

    • Соматические симптомы и родственные расстройства

    • Биполярные и родственные расстройства

    • Депрессивные расстройства

    • Шизофрения

    • Диссоциативное расстройство

    • Расстройства личности

  • Биологические основы заболеваний нервной системы (PSY, BIO)

Мотивация (PSY)

  • Факторы, влияющие на мотивацию

  • Теории, объясняющие, как мотивация влияет на поведение человека

    • Теория снижения привода

    • Теория стимулирования

    • Другие теории (например, когнитивные, основанные на потребностях)

  • Биологические и социокультурные мотиваторы, регулирующие поведение (например, голод, половое влечение, зависимость от психоактивных веществ)

Отношения (PSY)

  • Компоненты установок (то есть когнитивные, аффективные и поведенческие)

  • Связь между установками и поведением

    • Процессы, с помощью которых поведение влияет на установки (например, феномен «нога в двери», эффекты ролевых игр)

    • Процессы, с помощью которых установки влияют на поведение

    • Теория когнитивного диссонанса

Дополнительный обзор: Khan Academy MCAT

® Учебные пособия по коллекции

Чтобы помочь вам в учебе, просмотрите следующие видеоуроки из коллекции Khan Academy MCAT Collection.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts