Божович лидия ильинична вклад в психологию: Божович, Лидия Ильинична — Психологос

Божович Лидия Ильинична | это… Что такое Божович Лидия Ильинична?

Толкование

Божович Лидия Ильинична

Лидия Ильинична Божович (11 января, 1908, Курск — 21 июля 1981) — советский психолог, ученица Льва Выготского.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Научный вклад
  • 3 Публикации
  • 4 Ресурсы в Интернете

Биография

Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В 1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.

Научный вклад

Основной круг интересов Божович — детская психология. В этой области Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.

Публикации

  • См. Божович Л.И. @ ipsy.org.ru
  • Божович Л.
    И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч. 1, ч. 2, 3, ч. 4
  • Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.)
  • Божович Л. И. (1981/1988). О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности
  • Божович Л. И. Потребность в новых впечатлениях @ flogiston.ru

Ресурсы в Интернете

  • Прихожан, А. М. & Толстых, Н. Н. (1996). «Интересная психология»: Л. С. Выготский и Л. И. Божович
  • Фельдштейн, Д.И. (1995). О Л.И. Божович — ученом и человеке
  • Л. И. Божович и современная психология развития (к 90-летию со дня рождения), 1999

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

  • Божович Л. И.
  • Божович Лидия

Полезное


Лидия Ильинична Божович: биографический очерк 2635

105 лет со дня рождения Л.И.Божович

Биография

Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В 1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии.

В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.

Публикации

  • См. Божович Л.И. @ ipsy.org.ru
  • Божович Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч. 1, ч. 2, 3, ч. 4
  • Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Київ; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др

    . )
  • Божович Л. И. (1981/1988). О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности
  • Божович Л. И. Потребность в новых впечатлениях @ flogiston.ru

Ресурсы в Интернете

  • Божович Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006:
  • Божович Л. И. Проблемы формирования личности]: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Київ; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.

    )
  • Божович Л. И. (1981/1988). О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности]
  • Божович Л. И. Потребность в новых впечатлениях
  • Прихожан, А. М. & Толстых, Н. Н. (1996). «Интересная психология»: Л. С. Выготский и Л. И. Божович]
  • Л. И. Божович и современная психология развития (к 90-летию со дня рождения)], 1999

Божович Лидия Ильинична (1908- 1981)

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л. С. Славиной.

Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Будучи студенткой, она вместе со ставшими впоследствии выдающимися психологами А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной. Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной с непреходящим увлечением слушала лекции Выготского. Под руководством Л.С. Выготского она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию.

После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только в 1948 г.

Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности.

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».

Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием»

Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков

Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом. Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации, проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли

Несмотря на порицание со стороны большинства советских ученых всяческого новаторства, сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени.

Тем не менее, несмотря на всяческие репрессии, угрожавшие ей на протяжении всей жизни, Божович не пыталась встать на путь диссидентства. Она стремилась переделать советское общество в традициях европейского гуманизма. Так, совместно с Т.Е Конниковой Божович по-новому, с гуманистической точки зрения, пыталась взглянуть на проблемы пионерской организации, в частности на воспитание коллективизма. В их понимании коллективизм представлял собой альтруизм, доброту, сочувствие, сопереживание. Именно в это время сотрудниками лаборатории Божович было введено в лексикон отечественной психологии понятие «эмпатия». Сама же идея манипулирования ребенком во имя чего бы то ни было, пусть даже самых благородных идей, так часто и небезуспешно использовавшаяся пионерской организацией, коренным образом противоречила учению школы Божович.

Позиция Божович в те тяжелые для советской психологии времена разделялась далеко не всеми. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов.

На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов.

Умерла Л.И. Божович в 1981 г Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.

Определения, значения слова в других словарях:

Божович Лидия Ильинична

Психологический словарь

(1908 — 1981) — отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского — , сотрудника Харьковской деятельностной школы — . В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности — ребенка и формирования мотивации — , аффективных конфликтов, самооценок — и динамики…

Божович Лидия Ильинична

Психологическая энциклопедия

(1908-1981) — сов. психолог, ученица Л. С. Выготского. В 1930-е гг., формально работая в г. Полтаве, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи деятельностного подхода в психологии. Основной круг интересов Б. — детская психология. В этой области Б. написаны…
Поделиться:

Происхождение фамилии с суффиксами -ович/-евич

Как возникла и откуда произошла фамилия Божович? Божович – белорусская, реже русская фамильная модель от отчеств, образованных из имён, прозвищ в полной либо уменьшительной конфигурациях. Например, Андрей → Андреевич, Юрий → Юревич, уменьшительно Исаак → Сакович, Станислав → Стасевич.

Суффикс -ович/-евич по причине своего обширного применения в личных именованиях шляхты ВКЛ, начал рассматриваться как дворянский и, являясь белорусским по происхождению, твёрдо вошёл в польскую антропонимическую традицию, полностью вытеснив в Польше из обихода исконный польскоязычный аналог -овиц/-евиц. В свою очередь данный тип фамилий, под влиянием польского языка, сменил древнерусское ударение, как в русских отчествах, на предпоследний слог. Многие фамилии на -ович/-евич, деятелей польской культуры, являются безусловно белорусскими по происхождению, так как образованы от православных имён: Генрик Сенкевич (от имени Сенька (← Семён), при католическом аналоге Шимкевич «Шимко»), Ярослав Ивашкевич (от уменьшительного имени Ивашка (← Иван), при католической форме Янушкевич), Адам Мицкевич (Митька — уменьшительное от Дмитрий, в католической традиции такого имени нет).

Так как первоначально фамилии на -ович/-евич считались по сути отчествами, большая часть их основ (вплоть до 80%) берёт начало от крестильных имён в полной либо уменьшительной формах. Только лишь фонд данных имён несколько более архаичен, по сопоставлению с фамилиями прочих типов, то что указывает об их более древнем происхождении.

Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ович/-евич:

  • От крестильных православных и католических имён. Например, уменьшительно Юрий → Юшкевич, Павел → Павлович, Якуб → Якубович и т.п.
  • От языческих имён. Например, Ждан → Жданович, Кунец → Кунцевич и т.п.
  • От прозвищ. Например, короткий → Короткевич, гуля (шар на белорусском, возможно прозвище полного человека) → Гулевич и т.п.
  • От вида деятельности. Например, войт (деревенский староста) → Войтович, коваль (кузнец) → Ковалевич, хотько (хотеть, желать) → Хацкевич и т.п.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 59Следующая ⇒

Ученица Выготского. Основной круг интересов Божович — детская психология. Внесла значительный вклад в решение проблемы личности. Отталкиваясь от теории Выготского и частично разделяя взгляды Леонтьева, Божович строит теорию развития личности ребенка опираясь на 2 понятия: социальной ситуации развития

и
личностного новообразования.
В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Вслед за Выготским Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление на этапы выглядит у нее так:

1) младенчество: начинается кризисом новорожденности; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;

2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;

3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование – внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;

4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;

5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, перходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста.

Одной из тенденций развития современной психологии является экологическое направление (эко-психология, расматривающая человека более или менее сопрокасающегося со средой). Примером такого направления можно считать экологию человеческого развития У. Бронфебреннера.

Экология человеческого развития означает научное исследование прогрессивной взаимной аккомодации между активным растущим человеческим существом и изменяющимися свойствами непосредственных условий, в которых живет развивающаяся личность. Причем этот процесс зависит от отношений между всеми этими условиями и от более общих социальных контекстов, в которых данные условия заключены. Развитие ребенка осуществляется не путем одностороннего воздействия среды на личность или наоборот, а в результате постоянного взаимодействия, врастания взаимодействующей личности в окружающую среду.

Соответственно расширяется и понятие экологической среды, которая предстает в виде системы концентрических структур: микро-, мезо- , экзо- и макросистем.

Микросистема –это структура деятельностей, ролей и межличностных отношений, переживаемых развивающейся личностью в данном конкретном окружении, с его характерными физическими и материальными свойствами.

Мезосистема– это структура взаимоотношения двух и более сред, в которых развивающаяся личность активно участвует, например, для ребенка это отношение между его домом, школой и соседской группой сверстников, а для взрослого – между его семьей, работой и общественной жизнью.

Экзосистема –подразумевает одну или несколько сред, не вовлекающих развивающуюся личность в качестве активного участника, но где происходят события, которые влияют или испытывают воздействие того, что происходит в среде, включающей в себя развивающуюся личность (для ребенка это может быть место работы его родителей или круг их семейных друзей)

.

Макросистема– обозначает постоянство формы или содержания систем низшего порядка (микро-, мезо- и экзо-), которые существуют или могут существовать на уровне субкультуры как целого вместе с системами верований или идеологий, лежащими в основе таких постоянств.

Характерная черта современного этапа развития наук о человеке – все более отчетливое понимание того, что речь идет не просто об объекте

воспитания, социализации и иных внешних воздействий, а о самосознательном, активном
субъекте
жизнедеятельности.

Эта идея воплощена в другом варианте эко-теории – антиравновесной теории К.Ф.Ригеля. Критикуя Ж.Пиаже К.Ф.Ригель утверждает, что предметом психологии развития должны быть не равновесные состояния, фактически не встречающиеся в жизни человека, а состояния конфликта, постоянной динамики, преодоления внешних и внутренних противоречий.Его интересует, как возникают неравновесные состояния

, как они разрешаются. Конфликты, по К. Ф.Ригелю, возникают в следующих 4 измерениях, но большей частью между ними: 1) внутрибиологическом, 2) индивидуально-психологическом, 3) культурно-социологическом, 4) внешнефизическом. Недостаточная синхронизация этих плоскостей развития является источником кризисов, и как следствие,

движущей силой развития
. На пересечении этих плоскостей Ригель выделяет явления, которые интерпретирует как отрицательно и положительно разрешенные кризисы (инфекция или оплодотворение, болезнь или созревание, разрушение или созидание, дезадаптация или приспособление, конфликт или сотрудничество и т.д.).

В отечественной психологии в рамках этого направления разработана теория персонализации А.В.Петровским. Личность рассматривается как определяющая себя через группу, через социум

. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа развития. Именно поэтому Петровский называет свою концепцию теорией персонализации.

Им выделяются три основных процесса, определяющих ход развития:

1) адаптация

как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, т. е. становление
социально-типического
в человеке,

2) индивидуализация

как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей харатера, т.е. становление
индивидуальности
,

3) интеграция

как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего
инобытия
в других людях, т.е. становление
всеобщего
в личности.

Периодизация, предложенная Петровским выглядит следующим образом:

1) эпоха детства

(раннее детство, детсадовский возраст и младший школьный возраст) характеризуется преобладанием адаптации над индивидуализацией,

2) Эпоха отрочества

(подростковый возраст) связан с преобладанием индивидуализации над адаптацией,

3) Эпоха юности (

юношеский возраст) характеризуется преобладанием интеграции над индивидуализацией.

Рис. 2.1. Экологическая модель развития человека У Бронфенбреннера

В последние годы активно разрабатываются теории саморазвития, исходящие из предположения, что человек сам определяет свою судьбу – даже независимо от того, желает он этого или нет. В этом направлении пока нет больших развернутых теорий, есть только отдельные принципы, например, принцип развития через деятельность, самоконструирования,

предложенный Р.Лернером, идея
личностного контроля развития,
идея
критических (ненормативных) жизненных событий.
Системные модели развития

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач. Достаточно полно изучены исторические предпосылки и философские основания системного подхода в работах Б. Г. Ананьева, В. П. Кузьмина, Б. Ф. Ломова.

В результате применения системного подхода удается получить системные описания сложных явлений объективной реальности. «Система» – слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения. Описания объектов как систем – системные описания – выполняются те же функции, что и другие прочие описания: объяснительную и предсказательную.

Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. В настоящее время системный подход все шире применяется в психологии накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования.

В психологии системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания, преодолевать их излишнюю избыточность, находить инварианты психологических описаний, избегать недостатков локального подхода, повышать эффективность системных исследований и процесса обучения, формулировать новые научные гипотезы, создавать системные описания психических явлений.

Отличительная черта системного подхода в отечественной психологии состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы.

Выделяют следующие общие характеристики системы:

* целостность;

* структурность;

* взаимосвязь системы со средой;

* иерархичность;

* множественность описания.

Наряду с этими общими характеристиками любой системы существует и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, то есть, способность менять свою собственную структуру

Системный анализ развития исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой детерминации развивающейся системы. Принцип системности

позволяет представить развитие человека как целостность, в которой выявляются связи разнокачественных и разноуровневых структурно-функциональных фило- онтогенетических образований.

В современной психологии все больше набирает вес системное направление, которое рассматривает систему «субъект—среда» не изнутри, а извне. Системных теорий развития психики пока еще нет, хотя предпосылок к их созданию достаточ­но: теория высшей нервной деятельности И. П. Павлова и его сотрудников; теория функциональных систем П. К. Анохина, теория динамической локализации психи­ческих функций В.М. Бехтерева, А. Р. Лурии, теория Н. А. Бернштейна, культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и др.

⇐ Предыдущая9Следующая ⇒


Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность // Культурно-историческая психология — 2008. Вып. 4, нет. 4

Культурно-историческая психология
2008. Том. 4, нет. 4, 18–33
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

21

Аннотация

Статья написана к столетию выдающегося психолога XX века Л. И. Божовича, проводившего исследования формирования личности в онтогенезе. В статье дается краткий анализ научного подхода Л. И. Божович как научной школы. Описана история лаборатории Божовича, существовавшей в Институте психологии АПН СССР в 1945—1976 гг.; перечислены лица, работавшие в лаборатории в разные годы. Обсуждаются современные исследования, продолжающие подход Божовича.

Ключевые слова: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, культурно-историческая теория, развитие личности, мотивация, мотивы

Рубрика журнала: История науки

Тип статьи: научная статья

Для цитирования: Гуткина Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность. Культурно-историческая психология = Культурно-историческая психология, 2008. Том. 4, нет. 4, стр. 18–33. (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей. Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1968.
  2. Андреева А. Д . Особенности отношения к учению подростков и старших школьников. Дис. … канд. психол. наук. М., 1989.
  3. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Автореф. дисс. … докт. пед. наук (по психологии). М., 1966.
  4. Божович Л. И . Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования // XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 35. М., 1966.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Божович Л. И. К развитию аффективнопотребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978 а.
  7. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (сообщение первое) // Вопросы психологии. 1978. № 4.
  8. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (сообщение второе) // Вопросы психологии. 1979. № 2.
  9. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (сообщение третье) // Вопросы психологии. 1979. № 4.
  10. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значения для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. № 5.
  11. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1951.
  12. Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. № 4.
  13. Божович Л. И., Славина Л. С . Психология детского воспитания (экспериментальнопсихологическое исследование) // Культурноисторическая психология. 2007. № 2.
  14. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского воспитания (экспериментальнопсихологическое исследование) // Культурноисторическая психология. 2007. №3.
  15. Божович Л. И., Славина Л. С . Психология детского воспитания (экспериментальнопсихологическое исследование) // Культурноисторическая психология. 2007. № 4.
  16. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского воспитания (экспериментальнопсихологическое исследование) // Культурноисторическая психология. 2008. № 1.
  17. Бочкарева Г. Г. . Психологическая характеристика мотивационной сферы подростковправонарушителей: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1968.
  18. Благонадежина Л. В. . Влияние изучения литературы на самостоятельное чтение школьников // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73.
  19. Благонадежина Л. В. Связь между учебными интересами школьников и их именами относительно будущей профессии // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73.
  20. Благонадежина Л. В. . К вопросу о формировании отношений школьников к труду в зависимости от различной его организации // Вопросы психологии. 1959. № 6.
  21. Благонадежина Л. В. Вопросы восприятия театрального спектакля зрителямишкольниками // Вопросы психологии. 1973. №. 1.
  22. Веденов А. В . Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. № 1.
  23. Веденов А. В. Вопросы коммунистического воспитания и психологическая наука // Вопросы психологии. 1963. № 4.
  24. Власова Н. N . Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  25. Вопросы психологии школьника / Ответ. красный. Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
  26. Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1961.
  27. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  28. Выготский Л. С . Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. р. Т. 2. М., 1982.
  29. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М., 2005.
  30. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Психология развития ребенка. М., 2005.
  31. Выготский Л. С. Проблема возраста // Психология развития ребенка. М., 2005.
  32. Гаврилова Т. П . Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  33. Гуткина Н. И. Об одном из факторов формирования направленности личности: Дипломная работа. М. (МГУ), 1976.
  34. Гуткина Н. И . Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 1984.
  35. Гуткина Н. И. Психологическая подготовка к школе. М., 1993, 1996, 2000.
  36. Гуткина Н. И . Психологическая готовность к школе. СПб., 2004, 2006, 2007.
  37. Данг Суан Хуай. О некоторых проявлениях направленности личности у младших школьников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1975.
  38. Данг Суан Хуай, Гуткина Н. И. Характеристика мотивации поведения младших школьников // Вопросы психологии. 1975. № 4.
  39. Драгунова Т.В. . К характеристике некоторых психологических особенностей советских подростков: Дис… канд. пед. наук (по психологии). М., 1951.
  40. Дубровина И. В . Развитие идей Л. И. Божович в современной возрастной и педагогической психологии (вместо предисловия) // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.
  41. Дукат Л. Ю. . Психологический анализ содержания, построения и функции идеалов школьников: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1964.
  42. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972.
  43. Кислицкая Л. А . Личностное развитие первоклассников, психологических готовых и не готовых к школьному обучению: Дис. … канд. психол. наук. М., 2007.
  44. Коломинский Я. Л . Опыт психологического изучения взаимоотношения между учениками в классе: Дис. … канд. пед. наук. Минск. 1963.
  45. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М., 1990.
  46. Леонтьев А.Н. . Проблемы развития психики. М., 1972.
  47. Махла Э. С . Психологические особенности ролевой игры в школьном возрасте: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1955.
  48. Махлах Э. С. Психологические условия формирования некоторых общественно ценных качеств личности школьников // Тезисы докладов на II съезде общества психологов. Вып. В. М., 1963.
  49. Морозов М.Ф . Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1951.
  50. Назаренко В.В. . Развитие мотивационной сферы детей 5 — 7 лет: Дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
  51. Неймарк М. З . Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудность в работе: Дис… канд. пед. наук (по психологии). М., 1962.
  52. Неймарк М. З. Психологическое исследование направленности личности подростка: Дис… докт. психол. наук. М., 1972.
  53. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте / Ответ. красный. Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73.
  54. Прихожан А. М. . Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  55. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: (Личност. аспект): Дис. … дра психол. наук. М., 1996.
  56. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.Воронеж, 2000.
  57. Прихожан А. М. Психология тревоги: дошкольный школьный возраст. С.Пб., 2007.
  58. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология происхождения.СПб., 2005, 2007.
  59. Прокина Н. Ф. Психологический анализ условий формирования организованности у детей младшего школьного возраста: Дис… канд. пед. наук (по психологии). М., 1964.
  60. Психологическое изучение детей в школеинтернате / Под ред. Л. И. Божович. М., 1960.
  61. Саванько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми: Дис… канд. психол. наук. М., 1970.
  62. Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1955.
  63. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
  64. Славина Л. С . Дети с аффективным поведением. М., 1966.
  65. Славина Л. С . Трудные дети. М.Воронеж, 1998.
  66. Флоренская Т. А . Социологизация фрейдизма в теориях развития личности К. Хорни и Г. С. Салливена: Дис. … канд. психол. наук. М., 1975.
  67. Чудновский В. Е. О соотношениях возрастных особенностей и свойств типа нервной системы у детей дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук. М., 1963.
  68. Чудновский В. Е. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников // Вопросы психологии. 1968. № 1.
  69. Чудновский В. Е. Направленность личности и поведение школьников // Советская педагогика. 1968. № 9.
  70. Чудновский В. Е. Психологические основы нравственной устойчивости личности школьника: Дис. … дра психол. наук. М., 1980.
  71. Чудновский В. Е. Смысл жизни и судьбы. М., 1997.
  72. Чудновский В. Е. Становление личности и проблемы смысла жизни. М., 2006.
  73. Шульгина Б. А . К характеристике принятия школьником мнения сверстников в конфликтной ситуации. Вопросы психологии. 1974. №. 2.
  74. Юферева Т. И. Роль самооценки в регулировании поведения младших школьников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1977.
  75. Якобсон С. Г. Условия возникновения интереса к рассказам познавательного характера у младших школьников: Дис. … канд. пед. наук (по психологии). М., 1956.
  76. Якобсон С. Г. . Изучение организованности школы в учебной работе // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
  77. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

Гуткина Нина Ивановна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник (ученое звание), автор — академик Л.И. Божовича, Психологический институт РАО, профессор кафедры психологии развития факультета психологии образования МГППУ, Москва, Россия, e-mail: n-gootkina@mail.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts