Божович лидия ильинична вклад в психологию: Божович, Лидия Ильинична — Психологос

Реферативное сообщение о профессиональном и жизненном пути Божович Лидии Ильиничны

Слайд 1

Реферативное сообщение о профессиональном и жизненном пути Божович Лидии Ильиничны Выполнили: Воробьёва Мария, Москва 2011г.

Слайд 2

Лидия Ильинична Божович (11 января 1908 — 21 июля 1981) — советский психолог, ученица Льва Выготского .

Слайд 3

Биография Училась в Московском университете. В 1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. — в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский . В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор. Лидия Ильинична Божович — выдающийся ученый, яркий, душевно щедрый, неординарный человек — при жизни не была избалована официальным признанием. Однако среди отечественных и зарубежных психологов она пользовалась необыкновенным авторитетом как крупный теоретик и талантливый экспериментатор, автор общепризнанных фундаментальных работ в области психологии личности и психологии воспитания растущих людей. Социальная ситуация ее развития как психолога складывалась исключительно благоприятно. Так, еще, будучи студенткой 2-го Московского университета (в настоящее время Государственный педагогический университет), Л.И. Божович выполнила свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания под руководством Л.С. Выготского . Вместе с А.В. Запорожцем, Р.И. Левиной, Н. Г. Морозовой и Л.С. Славиной Лидия Ильинична работала в семинаре Л.С. Выготского , сохранив тесную связь с Великим учителем не только до самой его смерти, но и на протяжении всей своей жизни, отстаивая его позиции и принципы, развивая его идеи. Знаменательно, что последняя работа Л.И. Божович была посвящена памяти Л.С. Выготского . Такое «неслучайное» случайное совпадение, — как справедливо заметила редакция журнала «Вопросы психологии» (1988. №5, с. 108) — это закономерный итог жизни ученого».

Слайд 4

Леонтьев, Божович, Запорожец

Слайд 5

Научный вклад Занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний. Ею был сформулирован принцип исследования проблем психологии личности и детской психологии, который заключается в том, что понять закономерности психического развития можно лишь, учитывая особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Слайд 6

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».

Слайд 7

Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков. Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом. Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации; проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.

Слайд 8

Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории. Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.

Слайд 9

Публикации Божович Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч. 1, ч. 2, 3, ч. 4 Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна . — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. ( В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др .) Божович Л. И. (1981/1988). О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности Божович Л. И. Потребность в новых впечатлениях @ flogiston.ru

Божович Лидия Ильинична (1908- 1981)

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы.

Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 59Следующая ⇒

Ученица Выготского. Основной круг интересов Божович — детская психология. Внесла значительный вклад в решение проблемы личности. Отталкиваясь от теории Выготского и частично разделяя взгляды Леонтьева, Божович строит теорию развития личности ребенка опираясь на 2 понятия: социальной ситуации развития и личностного новообразования.

В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Вслед за Выготским Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление на этапы выглядит у нее так:

1) младенчество: начинается кризисом новорожденности; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;

2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;

3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование – внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;

4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;

5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, перходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста.

Одной из тенденций развития современной психологии является экологическое направление (эко-психология, расматривающая человека более или менее сопрокасающегося со средой). Примером такого направления можно считать экологию человеческого развития У. Бронфебреннера.

Экология человеческого развития означает научное исследование прогрессивной взаимной аккомодации между активным растущим человеческим существом и изменяющимися свойствами непосредственных условий, в которых живет развивающаяся личность. Причем этот процесс зависит от отношений между всеми этими условиями и от более общих социальных контекстов, в которых данные условия заключены. Развитие ребенка осуществляется не путем одностороннего воздействия среды на личность или наоборот, а в результате постоянного взаимодействия, врастания взаимодействующей личности в окружающую среду.

Соответственно расширяется и понятие экологической среды, которая предстает в виде системы концентрических структур: микро-, мезо- , экзо- и макросистем.

Микросистема –это структура деятельностей, ролей и межличностных отношений, переживаемых развивающейся личностью в данном конкретном окружении, с его характерными физическими и материальными свойствами.

Мезосистема– это структура взаимоотношения двух и более сред, в которых развивающаяся личность активно участвует, например, для ребенка это отношение между его домом, школой и соседской группой сверстников, а для взрослого – между его семьей, работой и общественной жизнью.

Экзосистема –

подразумевает одну или несколько сред, не вовлекающих развивающуюся личность в качестве активного участника, но где происходят события, которые влияют или испытывают воздействие того, что происходит в среде, включающей в себя развивающуюся личность (для ребенка это может быть место работы его родителей или круг их семейных друзей).

Макросистема– обозначает постоянство формы или содержания систем низшего порядка (микро-, мезо- и экзо-), которые существуют или могут существовать на уровне субкультуры как целого вместе с системами верований или идеологий, лежащими в основе таких постоянств.

Характерная черта современного этапа развития наук о человеке – все более отчетливое понимание того, что речь идет не просто об объекте воспитания, социализации и иных внешних воздействий, а о самосознательном, активном

субъекте жизнедеятельности.

Эта идея воплощена в другом варианте эко-теории – антиравновесной теории К.Ф.Ригеля. Критикуя Ж.Пиаже К.Ф.Ригель утверждает, что предметом психологии развития должны быть не равновесные состояния, фактически не встречающиеся в жизни человека, а состояния конфликта, постоянной динамики, преодоления внешних и внутренних противоречий.Его интересует, как возникают неравновесные состояния, как они разрешаются. Конфликты, по К.Ф.Ригелю, возникают в следующих 4 измерениях, но большей частью между ними: 1) внутрибиологическом, 2) индивидуально-психологическом, 3) культурно-социологическом, 4) внешнефизическом. Недостаточная синхронизация этих плоскостей развития является источником кризисов, и как следствие, движущей силой развития. На пересечении этих плоскостей Ригель выделяет явления, которые интерпретирует как отрицательно и положительно разрешенные кризисы (инфекция или оплодотворение, болезнь или созревание, разрушение или созидание, дезадаптация или приспособление, конфликт или сотрудничество и т.д.).

В отечественной психологии в рамках этого направления разработана теория персонализации А.В.Петровским. Личность рассматривается как определяющая себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа развития. Именно поэтому Петровский называет свою концепцию теорией персонализации.

Им выделяются три основных процесса, определяющих ход развития:

1) адаптация как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, т.е. становление социально-типического в человеке,

2) индивидуализация как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей харатера, т.

е. становление индивидуальности,

3) интеграция как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, т.е. становление всеобщего в личности.

Периодизация, предложенная Петровским выглядит следующим образом:

1) эпоха детства (раннее детство, детсадовский возраст и младший школьный возраст) характеризуется преобладанием адаптации над индивидуализацией,

2) Эпоха отрочества (подростковый возраст) связан с преобладанием индивидуализации над адаптацией,

3) Эпоха юности (юношеский возраст) характеризуется преобладанием интеграции над индивидуализацией.

Рис.2.1. Экологическая модель развития человека У Бронфенбреннера

В последние годы активно разрабатываются теории саморазвития, исходящие из предположения, что человек сам определяет свою судьбу – даже независимо от того, желает он этого или нет.

В этом направлении пока нет больших развернутых теорий, есть только отдельные принципы, например, принцип развития через деятельность, самоконструирования, предложенный Р.Лернером, идея личностного контроля развития, идея критических (ненормативных) жизненных событий.

 

 

Системные модели развития

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач. Достаточно полно изучены исторические предпосылки и философские основания системного подхода в работах Б. Г. Ананьева, В. П. Кузьмина, Б. Ф. Ломова.

В результате применения системного подхода удается получить системные описания сложных явлений объективной реальности. «Система» – слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями.

Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения. Описания объектов как систем – системные описания – выполняются те же функции, что и другие прочие описания: объяснительную и предсказательную.

Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. В настоящее время системный подход все шире применяется в психологии накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования.

В психологии системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания, преодолевать их излишнюю избыточность, находить инварианты психологических описаний, избегать недостатков локального подхода, повышать эффективность системных исследований и процесса обучения, формулировать новые научные гипотезы, создавать системные описания психических явлений.

Отличительная черта системного подхода в отечественной психологии состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы.

Выделяют следующие общие характеристики системы:

* целостность;

* структурность;

* взаимосвязь системы со средой;

* иерархичность;

* множественность описания.

Наряду с этими общими характеристиками любой системы существует и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, то есть, способность менять свою собственную структуру

Системный анализ развития исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой детерминации развивающейся системы. Принцип системности позволяет представить развитие человека как целостность, в которой выявляются связи разнокачественных и разноуровневых структурно-функциональных фило- онтогенетических образований.

В современной психологии все больше набирает вес системное направление, которое рассматривает систему «субъект—среда» не изнутри, а извне. Системных теорий развития психики пока еще нет, хотя предпосылок к их созданию достаточ­но: теория высшей нервной деятельности И. П. Павлова и его сотрудников; теория функциональных систем П. К. Анохина, теория динамической локализации психи­ческих функций В.М. Бехтерева, А. Р. Лурии, теория Н. А. Бернштейна, культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и др.

 

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒


Читайте также:



Техника нижней прямой подачи мяча

Комплекс физических упражнений для развития мышц плечевого пояса

Стандарт Порядок надевания противочумного костюма

Общеразвивающие упражнения без предметов



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts