Части личности в области бессознательного: Бессознательное – Гуманитарный портал

Теория личности Фрейда

В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое содержание вкладывается в это понятие и какая из сторон личности — социальная, индивидуальная, рациональная или этическая — является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее развития. Именно они и стали центром внимания большинства теорий.

Одной из первых и наиболее известных является теория австрийского врача-психиатра 3. Фрейда. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921). Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.

С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

Им было выделено также три части в структуре личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

В бессознательном слое располагается структура личности Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существуют два основных врожденных бессознательных влечения — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, врожденные влечения являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т. е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по всему континууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании этих положений разрабатывалась и идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа, и идея трансфера, т.е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.

Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд, и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни, Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое Я до своего тела, сужая, таким образом, объем Эго.

Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их но и направления их развития противоположны друг фугу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не ыполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупрежает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом Эго становится ареной борьбы противоречивых тенденций, >торые диктуются Ид и Супер-Эго. Состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его всегда в напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, то человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», т.е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация — более успешные виды защиты, так как они дают возможность хотя бы для частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать всю ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему, и не пугаться их.

Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разработать так проективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе завершить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.

Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, поскольку она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искусством — арт-терапии.

Энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию.

Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабеет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регули-социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая особенности психики различных народов способами основных этапов в развитии либидо. Писалось, в частности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в культуре общества, являются основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные причины и формирования личности ребенка, и развития культуры и общества в целом.

Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем получал все более широкую популярность.

Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Именно для объяснения работы этого метода и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач замещает в глазах пациента родителя, доминирующее которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента — следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Из-за связи такого выздоровления с внушением такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, ны, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пре делами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.

Исследования бессознательной сферы в современной психологии

Каждая истина проходит три стадии: – этого не может быть;

возможно, что-то в этом есть;

и наконец: – кто же этого не знает!

Артур Шопенгауэр

Меня не удивляет существование бессознательного. Скорее я сильно сомневаюсь в наличии у людей сознания.

М.Г. Эриксон

Человек – уникальное, многогранное и загадочное существо. Наука пока не может сказать, что досконально знает его. Скорее наоборот – мы больше знаем о составе растений на дне океана или спектре излучения сверхновых звёзд, чем о некоторых феноменальных проявлениях человеческой природы. Поэтому каждая область исследований, которая приоткрывает завесу тайны над тем, кем человек является на самом деле, как он создан, на что он способен, являются драгоценным вкладом в сокровищницу представлений о нас самих. Исследования бессознательной сферы человеческого разума – одни из них. В этом кратком очерке нам хотелось бы остановиться на основных вехах пути, по которому шла психология, изучая один из самых загадочных аспектов нас самих – бессознательную сферу.

Первые представления о «бессознательном» являются ровесниками зарождения самых первых школ философии в истории культуры. Идея о том, что в человеке дремлют мощные психические силы, периодически выступающие на поверхность в виде импульсов, не контролируемых нашим разумом, силы, могущие привести как к благу, так и к беде, с древних времен сопутствовала попыткам мыслителей постигнуть сущность человека [22].

Эти идеи нашли своё отражение и в стихийном мистицизме первобытнообщинной эры, в первых представлениях о «духе» и «духовном», возникшим в недрах первых зарождающихся религий, и конечно в древних философиях Китая, Индии, Египта и Ирана. Максимальную детальность эти донаучные концепции обрели в эпоху Древней Греции.

Так, Платон говорил о «рациональном» и «иррациональном» источнике в душе, рассуждал о совести, как о неосознаваемом, но всегда присутствующим «зеркале духа», к которому рассуждающий разум может обращаться или о котором может забывать [2, 10]. Аристотель задавался вопросом, «едина ли душа, или делится на части, имеющие некую автономию»; он не создал термина «субличность», но поставил вопрос о их существовании [4, с. 54]. Также он много внимания уделяет в своих работах исследованию «порогового восприятия», как мы сказали бы сегодня. А Гиппократ писал в своих трактатах о «целительных силах, скрытых в человеческом духе», которые, «если к ним обращается совместное искреннее внимание и врача и больного, исцеляют болезнь и созидают здоровье», размышляет о внушении «правильных идей, побуждающих здоровье» [7, с 163]. Рассуждая о влиянии духа на тело и о гомеостатических законах равновесия в человеческом организме, Аристотель и Гиппократ ближе всех подошли к современному научному пониманию «сознания», «бессознательного» и действующих в них природных сил и потенций [2, 4, 7].

Римская философия мало внимания уделяла «поискам души», имея более прагматический социально-этический характер. Период средневековья уделял всё своё внимание поискам бога, человек теологов пока мало интересовал.

Возрождение вернуло в миросозерцание (и в философию как таковую) вопрос о таинственном и непознанном нашей психике. Среди титанов этой эпохи мы можем назвать прежде всего Леонардо – который задумываясь о источнике всего творческого в душе человека, пишет о том, что «отнюдь не ежедневный ум с его заботами производит накопление художественных впечатлений», и не он затем комбинирует их в творение высокого искусства – «а какая-то другая, скрытая часть нашего разума, которую мы не обнаруживаем в повседневных делах, и которая до поры дремлет – но именно она питает и взращивает художественное чувство в живописце» [8]. Вывод точный и удивительно проницательный для эпохи, в которую не существовало понятия «подпорогового восприятия» и «сенсорной десинсибилизации». В более вольных терминах эту же идею высказывают Франческа Петрарка, Эразм Роттердамский и Джованни Вазари.

Эпоха Просвещения, последовавшая за ней промышленная революция в противовес предшествовавшим векам исключительно религиозных поисков, подняли на щит «сознательное» и «рациональное», отправив всё «бессознательное» и «духовное» в долговременную ссылку. По сравнению с излишне зацикленным на религии средневековье, теперь считалось, что всё хорошее, что есть в человеке – это его рациональные или «разумные» задатки, а всё неосознаваемое – является низшей «животной» природой, и его необходимо всячески искоренять, а в науке – обходить презрительным молчанием, как нечто «недостойное подлинной научной мысли».

Высокомерие и наивный механисцизм эпохи Просвещения наложили свой отпечаток (увы негативный), на всё дальнейшее, как массовое, так и научное представление о иррациональном и неосознаваемом в психике человека. По сути, вся эта область исследований была полностью дискредитирована.

Великим пионером, дерзнувшим бросить вызов господствующим примитивно-механистическим представлениям о душе, был Зигмунд Фрейд [19, 20]. Научное мужество, огромный опыт практики и обострённая наблюдательность позволили ему обратить внимание психологического сообщества того времени на ряд расхождений между реальным поведением человека и его осознанной трактовкой этого поведения. На основании этих наблюдений, Фрейд сформулировал своё учение о бессознательном.

Однако бессознательная сфера по Фрейду выглядит довольно мрачно и непривлекательно [19]. Учёный видит наше бессознательное как арену борьбы мощных разрушительных сил – неуправляемых сексуальных инстинктов, жажды власти и доминирования, стремления к смерти. С годами внося незначительные поправки в свою теорию, Фрейд в общем-то до конца жизни придерживался мнения, что ничего хорошего в бессознательной не содержится. Потому и предложенным им вид терапии можно назвать «терапией осознанием» — в процессе длительных (иногда занимающих сотни часов) бесед клиента и терапевта перед последним ставилась задача вспомнить, осознать свои подавленные «низменные» инстинкты и разрушительные эмоции, чтобы признать, простить и таким образом «разрядить» их. Тем не менее, Фрейд прорвал двухвековой барьер, неявно запрещающий «серьёзному учёному заниматься бессознательным, оговорками и сновидениями».

Ученики Фрейда значительно расширили понимание бессознательного. Вклад дочери Зигмунда, Анны Фрейд состоит в разработке и классификации психологических защит, которые помогают личности «скрывать» свои проблемы, делать их неосознанными, и тем самым усугублять их и препятствовать разрешению [18]. Другой ученик, Альфред Адлер, пойдя на открытый конфликт с учителем, начал отстаивать в среде психоаналитиков утверждение, что помимо разрушительных сил, бессознательная психика несёт в себе и «нормальные» желания: самоуважения, становления и самореализации, потребность в общности и объединяющей любви. Адлер показал, что люди всё же является социальными существами, и это стремление к единению с другими присуща нам на самом глубинном уровне [1].

Несомненно, самый большой вклад в развитие представлений о бессознательном в первой половине XX века внёс Карл Густав Юнг [17]. Будучи не только врачом и психоаналитиком, но и человеком с широчайшим образованием и эрудицией, Юнг проработал и систематизировал огромный свод знаний о бессознательных проявлениях. Благодаря ему психологи стали воспринимать их глубже и в гораздо более объёмной перспективе. Его учение об «аниме» и «анимусе», мужском и женском начале в психике, о архетипах и «сверхсознании», о «поле коллективного бессознательного»» являются настолько значительными, что с некоторой точки зрения все открытия практической психологии XX века можно назвать не иначе как подтверждением и развитием блестящих идей великого психоаналитика. Как практик, Юнг ввёл в психотерапию такое понятие, как «субличность», разработал методы эффективной работы с ними. Резюмируя его вклад, можно сказать, что если Фрейд заглянул в доселе неизвестную область бессознательного, то Юнг показал нам её во всём возможном блеске [17].

Роберто Асаджиоли, младший современник Фрейда и Юнга разграничил и прояснил отдельные функциональные области бессознательного, вычленил дополнительные закономерности их работы. Кроме того, будучи блестящим практиком, он сформулировал множество прекрасных техник и приёмов [3].

В двух словах мы должны также упомянуть и австрийского психоаналитика Вильгельма Райха. Хотя он и не разрабатывал исследования бессознательной сферы напрямую, ему принадлежит несомненная заслуга: Райх, занимаясь своим собственным направлением «телесно-ориентированной терапии», как бы связал психику и тело воедино (впервые со времени древне-греческих философов), показав, как бессознательные конфликты личности, или противоречия между сознательным эго человека и его бессознательным началом, приводят к порождению многочисленных блоков и напряжения в теле на уровне мышц [11].

Новое поколение исследователей бессознательного – группа психологов гуманистического направления: Эрих Фромм, А. Маслоу, В. Франкл, К. Рождерс [21]. В фокусе их исследований – ценностные ориентиры человека. Именно они сделали очень многое для того, чтобы утвердить точку зрения, что любовь, гуманизм и высшие ценности – входят в самое глубинное ядро личности человека.

Следующий революционный рывок в исследовании бессознательной сферы был сделан Милтоном Дж. Эриксоном, американским врачом из штата Аризона. Проводя многолетние наблюдения и эксперименты, исследуя различные приёмы гипнотерапии, М. Эриксон на большом количестве фактического материала сумел обобщить опыт своих предшественников и создать то, что он называл «универсальный метод общения с бессознательным» [23]. Высокий гуманизм работы Эриксона позволил ему увидеть в бессознательной сфере человека ценнейшие ресурсы и богатства, способствующие личностному росту человека, эволюции и позитивным изменениям. Не отрицая в принципе того, что за границами осознания могут таиться разрушительные и деструктивные инстинкты, Эриксон сосредоточил свои усилия на нахождении способов стимуляции того лучшего и высшего, что существует в бессознательной психике человека. И это ему блестяще удалось.

Большой шаг в осмыслении практического наследия Эриксона внесли «пост-эриксонианцы» — П. Вацлавик, Дж. Хейли, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер [5, 6, 23]. Они формализовали многие техники работы Эриксона (равно как и разработали собственные) и сделали их доступными для целых поколений психологов-практиков и психотерапевтов, много сделали для продвижения эриксоновского подхода к работе с бессознательным в среду профессионалов-практиков. Тем не менее, их теоретические обоснования своей деятельности страдают некоторым упрощением, им действительно не хватает некой глубины теоретического осмысления. Как выразился о их работе сам Милтон Эриксон: «Они тщательно зарисовали раковину, но выбросили жемчужину». Тем не менее, их вклад в общий массив накопления знаний о бессознательном, и способах конструктивной работы с ним в XX веке значителен.

Последний этап современных нам исследований интересующей нас темы приходится на конец 90-х годов XX века. Именно тогда немецкий психотерапевт с 40-летним стажем работы, профессор Берт Хеллингер, на протяжении многих лет наблюдая в своей работе некие повторяющиеся паттерны общего для различных проблем характера, сделал вывод о влиянии на индивидуальные проблемы клиента неких высших закономерностей системного порядка, отнесённых им к разряду коллективного бессознательного семьи и рода [12]. Хеллингер на практике столкнулся с тем, что предвидел Карл Густав Юнг более 80 лет назад: индивидуальные проблемы человека находятся в тесной гомеостатической связи с некой областью «коллективного бессознательного» семьи или родовой системы.

Сформулировав чёткие закономерности («порядки любви» или «системной лояльности») влияния событий в прошлом семьи на актуальное состояние человека и его проблем, Хеллингер помимо этого создал прекрасную теоретическую базу, объясняющую его открытия [13, 14]. Она не так уж проста и базируется на открытиях психологии, теории информации и кибернетики, исследованиях физиков в области квантовых свойств информации и поля. Тем не менее, общая теоретическая база для выводов Хеллингера была создана ещё Карлом Густавом Юнгом, и тот факт, что только через 80 лет после выводов великого теоретика были сделаны первые шаги в области создания практических методов работы с коллективным бессознательным, говорит не о медлительности практиков или лени исследователей, а о том, что каждое открытие происходит в своё время и тогда, когда общество готово принять его результаты.

Тема бессознательного долгое время была полу-запретной в психологической науке, и каждый, кто занимался этой темой, мог запросто лишиться звания серьёзного учёного. Даже в наше время это отношение всё ещё имеет место, и психологам иногда приходится мириться с презрительным отношением коллег из других областей наук. В то время как никто давно не просит химика: «покажите мне валентность», физика: «дайте мне потрогать этот электрон», не спрашивает кибернетика: «сколько весит бит информации?», сентенции «и где оно, это бессознательное?», «чем вы докажете, что оно вообще существует», «дайте мне потрогать руками субличность», обращенные к психологу, ещё до недавнего времени не были редкостью.

Требовалось великое мужество первых психоаналитиков или беззаветная преданность делу помощи людям сторонников гуманистической школы для того, осмелиться открыто говорить о том, что человек сложнее гаечного ключа, и его внутренний мир не исчерпывается коленным рефлексом.

Тем не менее, сегодня мир психологической науки делает целенаправленные и осмысленные шаги к той области знаний о механизмах бессознательного, что до XX столетия находилось за гранью представлений о человеческой психологии. Открытия Юнга и Эриксона, эмпирические находки Хеллингера – только первые ласточки в пробуждении того естественного интереса к сфере бессознательного, который составляет существенную часть научного любопытства к целостному феномену под названием «человек». За гранью осознанности ещё скрыт целый мир – мир, который каждый из нас носит с собой ежедневно. Какими прекрасными и неизвестными гранями он может открыться – мы пока не знаем. И можно только поприветствовать тех теоретиков и практиков, которые, невзирая на регидность традиционной научной общественности, продолжают свои исследования в этой области.

Литература:
  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Академический проект, 2001 г.
  2. Антология греческой философии. – М.: 1997 г.
  3. Асаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. – М.: Академический проект, 2006 г.
  4. Аристотель. О душе. – М.: 1997 г.
  5. Бэнделер Р., Гриндер Дж. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. – М.: Олма-Пресс, 2004 г.
  6. Вацлавик П., Нардонэ Дж. Искусство быстрых изменений. – М.: Издательство института психотерапии, 2006 г.
  7. Гиппократ. Избранные книги. — М.: Сварог. 1994. г.
  8. Да Винчи Л. Сказки, легенды, притчи. – Спб.: Пенаты, 2008 г.

  9. Лосев А. Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.; 1965 г.
  10. Платон. Диалоги. – М.: Молодая гвардия, 1986 г.
  11. Райх. В. Посмотри на себя! – М.: Мир Гештальта, 1997 г.
  12. Хеллингер Б. Большой конфликт. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2010 г.
  13. Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2010 г.
  14. Хеллингер Б. Порядки любви. Порядки помощи.. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2010 г.
  15. Хеллингер Б. Счастье, которое остается. Куда нас ведут семейные расстановки – М.: Институт консультирования и системных решений, 2011 г.
  16. Хейли Дж. Терапия испытанием: Необычные способы менять поведение. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998 г
  17. Юнг К.Г. Собрание сочинений. – М.: Канон+РООИ, 2006 г.
  18. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты. – М.: АСТ, 2008 г.
  19. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Азбука-классика, 2009 г.
  20. Фрейд З. Толкование сновидений. – М.: АСТ, 2011 г.
  21. Фромм Э. бегство от свободы. – М.: АСТ, 2011 г.
  22. Элиаде М. Миф о вечном возвращении — Н. Новгород, Ладомир, 2000 г.

  23. Эриксон М. Стратегия психотерапии. Избранные работы — СПб.: Речь, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): бессознательное, бессознательная сфера, адлер, век, время, Карла Густав Юнг, психологическая наука, эпоха Просвещения, Эриксон, Юнга.

История психологии — психоаналитическая теория и гештальт-психология

Цели обучения

  • Описать влияние Фрейда на психологию и его основные теоретические вклады
  • Опишите основные принципы гештальт-психологии

Рисунок 1 . (а) Зигмунд Фрейд был очень влиятельной фигурой в истории психологии. (б) Одна из его многочисленных книг, «Общее введение в психоанализ», поделилась его идеями о психоаналитической терапии; он был опубликован в 1922.

Возможно, одной из самых влиятельных и известных фигур в истории психологии был Зигмунд Фрейд. Фрейд (1856–1939) был австрийским неврологом, который был очарован пациентами, страдающими «истерией» и неврозами. Истерия была древним диагнозом расстройств, в первую очередь у женщин с широким спектром симптомов, включая физические симптомы и эмоциональные расстройства, ни одно из которых не имело очевидной физической причины. Фрейд предположил, что многие проблемы его пациентов возникают из-за бессознательного. С точки зрения Фрейда, бессознательный разум был хранилищем чувств и побуждений, о которых мы не догадываемся. Таким образом, получение доступа к бессознательному имело решающее значение для успешного решения проблем пациента. Согласно Фрейду, доступ к бессознательному можно получить с помощью анализа сновидений, исследования первых слов, пришедших в голову людям, и посредством, казалось бы, невинных оговорок. Психоаналитическая теория фокусируется на роли бессознательного человека, а также на опыте раннего детства, и именно эта точка зрения доминировала в клинической психологии на протяжении нескольких десятилетий (Thorne & Henley, 2005). Психоаналитическая теория часто используется взаимозаменяемо с психодинамической теорией, но психодинамическая теория обычно применяется к более широкой области исследования, основанной на теориях Фрейда, а также на теориях его последователей.

Рисунок 2 . Теория бессознательного Фрейда. Фрейд считал, что мы осознаем лишь небольшую часть активности нашего разума и что большая ее часть остается скрытой от нас в нашем бессознательном. Информация в нашем бессознательном влияет на наше поведение, хотя мы этого не осознаем.

Ид, Эго и Суперэго

Структурная модель личности Фрейда делит личность на три части: Ид, Эго и Супер-Эго. Ид — это бессознательная часть, которая является котлом сырых влечений, таких как секс или агрессия. Эго, имеющее сознательные и бессознательные элементы, является рациональной и разумной частью личности. Его роль состоит в том, чтобы поддерживать контакт с внешним миром, чтобы держать человека в контакте с обществом, и для этого он выступает посредником между конфликтующими тенденциями Ид и Супер-Эго. Суперэго — это совесть человека, которая развивается в раннем возрасте и перенимается у родителей, учителей и других людей. Подобно эго, суперэго имеет сознательные и бессознательные элементы. Когда все три части личности находятся в динамическом равновесии, человек считается психически здоровым. Однако, если эго не может быть посредником между ид и суперэго, считается, что возникает дисбаланс в форме психологического дистресса.

Психосексуальная теория развития

Теории Фрейда также уделяли большое внимание половому развитию. Фрейд считал, что каждый из нас должен пройти через ряд стадий в детстве, и что если нам не хватает надлежащего воспитания на определенной стадии, мы можем застрять или зациклиться на этой стадии. Психосексуальная модель Фрейда включает пять стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Согласно Фрейду, стремление детей к удовольствию сосредоточено на разных участках тела, называемых эрогенными зонами, на каждой из этих пяти стадий. Психологи сегодня оспаривают, что психосексуальные стадии Фрейда дают законное объяснение того, как развивается личность, но что мы можем вынести из теории Фрейда, так это то, что личность в какой-то степени формируется под влиянием переживаний, которые мы получаем в детстве.

Идеи Фрейда оказали влияние, и вы узнаете о них больше, когда будете изучать развитие на протяжении всей жизни, личность и терапию. Например, многие терапевты твердо верят в бессознательное и влияние переживаний раннего детства на всю оставшуюся жизнь человека. Метод психоанализа, в котором пациент рассказывает о своем опыте и себе, хотя и не был изобретен Фрейдом, безусловно, был популяризирован им и используется до сих пор. Однако многие другие идеи Фрейда противоречивы.

Попробуйте

Вертхаймер, Коффка, Келер и гештальт-психология

Рисунок 3 . Когда вы смотрите на это изображение, вы можете увидеть утку или кролика. Сенсорная информация остается той же, но ваше восприятие может сильно различаться.

Макс Вертхаймер (1880–1943), Курт Коффка (1886–1941) и Вольфганг Келер (1887–1967) были тремя немецкими психологами, иммигрировавшими в Соединенные Штаты в начале 20 века, спасаясь от нацистской Германии. Этим людям приписывают знакомство психологов в Соединенных Штатах с различными принципами гештальта. Слово «гештальт» примерно переводится как «целостное». основной акцент гештальт-психологии касается того факта, что, хотя сенсорный опыт можно разбить на отдельные части, то, как эти части соотносятся друг с другом в целом, часто является тем, на что человек реагирует в восприятии. Например, песня может состоять из отдельных нот, сыгранных на разных инструментах, но подлинный характер песни воспринимается в сочетаниях этих нот, образующих мелодию, ритм и гармонию. Во многих отношениях эта конкретная точка зрения прямо противоречила бы идеям структурализма Вундта (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 4 . «Невидимый» треугольник, который вы видите здесь, является примером гештальт-восприятия.

К сожалению, переехав в Соединенные Штаты, эти люди были вынуждены отказаться от большей части своей работы и не смогли продолжать проводить исследования в больших масштабах. Эти факторы, наряду с ростом бихевиоризма (описанного далее) в Соединенных Штатах, помешали принципам гештальт-психологии быть столь же влиятельными в Соединенных Штатах, как они были в их родной Германии (Thorne & Henley, 2005). Несмотря на эти проблемы, некоторые принципы гештальта по-прежнему очень влиятельны сегодня. Рассмотрение человеческой личности как целого, а не как суммы индивидуально измеренных частей, стало важной основой гуманистической теории в конце века. Идеи гештальта продолжали влиять на исследования ощущений и восприятия.

Структурализм, Фрейд и гештальт-психологи так или иначе занимались описанием и пониманием внутреннего опыта. Но другие исследователи были обеспокоены тем, что внутренний опыт может быть законным предметом научного исследования, и вместо этого предпочли изучать исключительно поведение, объективно наблюдаемый результат психических процессов.

Попробуйте

Подумай об этом

Фрейд, пожалуй, одна из самых известных исторических фигур в психологии. Где вы встречали ссылки на Фрейда или его идеи о роли бессознательного в детерминации сознательного поведения?

Глоссарий

психоаналитическая теория: акцент на роли бессознательного в воздействии на сознательное поведение

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Глава 15 — Выжить AP* Психология


*Личность
— характерный образец мышления, чувств и действий человека.

Психоаналитическая перспектива

Свободная ассоциация — в психоанализе метод исследования бессознательного, при котором человек расслабляется и говорит все, что приходит на ум, каким бы банальным или неловким оно ни было.

*Психоанализ — теория личности Фрейда, которая приписывает мысли и действия бессознательным мотивам и конфликтам.

Бессознательное — по Фрейду, резервуар в основном неприемлемых мыслей, желаний, чувств и воспоминаний. По мнению современных психологов, обработка информации которых нам неизвестна.

Предсознательное — в теории Фрейда уровень сознания, на котором мысли и чувства не осознаются, но легко доступны сознанию.

*Id — содержит резервуар бессознательной психической энергии, которая, по Фрейду, стремится удовлетворить основные сексуальные и агрессивные влечения. Действует по принципу удовольствия, требуя немедленного удовлетворения.

Принцип удовольствия — Теория Фрейда относительно желания Ид максимизировать удовольствие и минимизировать боль для достижения немедленного удовлетворения..

*Эго — в значительной степени сознательная, «исполнительная» часть личности, которая, согласно Фрейду, является посредником между требованиями Ид, Супер-Эго и реальности. Работает по принципу реальности, удовлетворяя желания Ид способами, которые реально приносят удовольствие, а не боль.

Принцип реальности (наше представление себя через нашу личность)- Согласно Фрейду, попытка эго удовлетворить как ид, так и суперэго, при этом учитывая реальность ситуации.

*Суперэго — часть личности, которая, согласно Фрейду, представляет собой интернализированные идеалы и обеспечивает стандарты для суждений (совесть) и будущих устремлений.

Психосексуальные стадии — детские стадии развития (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная), во время которых, согласно Фрейду, ищущая удовольствия энергия Ид фокусируется на определенных эрогенных зонах.

Оральная стадия — Первая стадия психосексуального развития Фрейда, во время которой удовольствие сосредоточено во рту.

Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития по Фрейду, когда основное сексуальное внимание сосредоточено на выведении или удержании фекалий. Сцена часто рассматривается как представление способности ребенка контролировать свой собственный мир.

Фаллическая стадия — Третья стадия психосексуального развития Фрейда, в которой гениталии являются источником удовольствия и начинается Эдипов комплекс.

*Эдипов комплекс — по Фрейду, половое влечение мальчика к матери и чувство ревности и ненависти к отцу-сопернику.

Идентификация — процесс, посредством которого, согласно Фрейду, дети включают ценности своих родителей в свое развивающееся супер-эго.

Гендерная идентичность — ощущение себя мужчиной или женщиной.

Латентная стадия — На психосексуальных стадиях Фрейда, когда у вас есть дремлющие сексуальные чувства (6 — половое созревание).

Генитальная стадия — стадия психосексуального развития по Фрейду, когда проявляется взрослая сексуальность.

*Фиксация — согласно Фрейду, затяжной фокус энергий поиска удовольствий на ранней психосексуальной стадии, на которой конфликты не были разрешены.

*Защитные механизмы — в психоаналитической теории защитные методы эго для уменьшения беспокойства путем бессознательного искажения реальности.

*Вытеснение — в психоаналитической теории основной защитный механизм, изгоняющий из сознания вызывающие тревогу мысли, чувства и воспоминания.

*Регрессия — психоаналитический защитный механизм, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, отступает на более инфантильную психосексуальную стадию, где некоторая часть психической энергии остается зафиксированной.

*Формирование реакции — психоаналитический защитный механизм, с помощью которого эго бессознательно переключает неприемлемые импульсы в их противоположности. Таким образом, люди могут выражать чувства, противоположные вызывающим тревогу бессознательным чувствам.
Пример: Поскольку Эндрю боится быть геем, он становится гомофобом.

*Проекция — психоаналитический защитный механизм, с помощью которого люди маскируют свои угрожающие импульсы, приписывая их другим.
Пример: 

*Рационализация — защитный механизм, который предлагает самооправдательные объяснения вместо реальных, более угрожающих, бессознательных причин своих действий.

*Смещение — психоаналитический защитный механизм, который смещает сексуальные или агрессивные импульсы в сторону более приемлемого или менее опасного объекта или человека, например, при перенаправлении гнева в более безопасное место.
Пример: Всякий раз, когда Пенни злится на своего босса, она злится на своих детей, потому что тогда у нее не будет проблем.

*Сублимация — защитный механизм, при котором неприемлемая энергия направляется в социально приемлемые выходы, такие как спорт.
Пример: Поскольку Кэтрин одинока дома, она все свое время посвящает учебе.

Отрицание — отказ сознательно признать существование чего-либо

*Коллективное бессознательное — Концепция Карла Юнга об общем унаследованном резервуаре следов памяти из истории нашего вида.

Перспектива черт

*Проективные тесты — тест личности, такой как тест Роршаха или ТАТ, который обеспечивает неоднозначные стимулы для запуска проекции внутренних мыслей и чувств.

ТАТ — проективный тест, в котором испытуемые рассматривают неоднозначные картинки и рассказывают о них.

Тест на чернильные пятна Роршаха — наиболее широко используемый проективный тест, набор из 10 чернильных пятен, разработанный Германом Роршахом; стремится определить внутренние чувства людей, анализируя их интерпретации пятен.

Черта — характерная модель поведения или склонность к чувствам и действиям, оцениваемая по опросникам самоотчетов и отчетам сверстников.

Опросник личности — анкета (часто с пунктами «верно-неверно» или «согласен-не согласен»), в которой люди отвечают на вопросы, предназначенные для оценки широкого спектра чувств и поведения; используется для оценки отдельных черт личности.

MMPI-2 — наиболее широко исследованный и клинически используемый из всех личностных тестов. Первоначально разработанный для выявления эмоциональных расстройств (до сих пор считающийся его наиболее подходящим применением), этот тест теперь используется для многих других целей скрининга.

Большая пятерка (КАНОЭ) — перспективный тест, который сужает до 5 основных параметров личности: добросовестность, доброжелательность, невротичность, открытость, экстраверсия

интроверт

экстраверт

Тест, полученный эмпирическим путем — тест (такой как MMPI), разработанный путем тестирования пула элементов и последующего выбора тех, которые различают группы. (шкала диапазона того, как вы относитесь к этим пунктам)

*Самоактуализация — согласно Маслоу, конечная психологическая потребность, которая возникает после удовлетворения основных физических и психологических потребностей и достижения самооценки; мотивация реализовать свой потенциал.

*Безусловный положительный отзыв — по Роджерсу, установка полного принятия по отношению к другому человеку.

Я-концепция — (1) чувство собственной идентичности и личного достоинства. (2) все наши мысли и чувства о себе, в ответ на вопрос «Кто я?»

Самооценка — чувство высокой или низкой самооценки.

*Эгоцентризм — готовность воспринимать себя благосклонно.

Реципрокный детерминизм — взаимодействующие влияния между личностью и факторами окружающей среды.

* Индивидуалистическая культура  – приоритет личных целей перед групповыми и определение своей идентичности с точки зрения личных качеств, а не групповой идентификации.
Пример: Америка

*Коллективистская культура  – приоритет целей своей группы (часто расширенной семьи или рабочей группы) и соответствующее определение своей идентичности.
Пример: Китай, Япония

Личный контроль — наше чувство контроля над окружающей средой, а не чувство беспомощности.

*Внешний локус контроля — восприятие того, что случайность или внешние силы, не зависящие от человека, определяют его судьбу.

*Внутренний локус контроля — ощущение, что человек управляет своей судьбой.

*Выученная беспомощность — безнадежность и пассивная покорность, которым животное или человек учатся, когда не могут избежать повторяющихся аверсивных событий.

*Позитивная психология — научное исследование оптимального функционирования человека; направлена ​​на выявление и продвижение сильных сторон и достоинств, которые позволяют отдельным людям и сообществам процветать.

Социально-когнитивная перспектива — рассматривает поведение как влияние взаимодействия между людьми (и их мышлением) и их социального контекста.

*Эффект прожектора — переоценивать то, как другие замечают и оценивают нашу внешность, действия и промахи (как будто мы предполагаем, что на нас светит прожектор).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts