Человек как объект психологического исследования: Тема 1.3. Человек как объект психологического исследования (2 часа)

Тема 1.3. Человек как объект психологического исследования (2 часа)

Уровни психической организации человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности.

Человек имеет многоуровневую организацию, что определяет и разные аспекты его изучения. Изучая материал данной темы, следует обратить внимание на систему взаимосвязанных понятий – человек – индивид –субъект –личность -индивидуальность. Обратите внимание на то, что человек в своем онтогенетическом развитии последовательно проходит стадии развития от индивида до индивидуальности. Каждый последующий более совершенный уровень организации человека включает в себя качества предыдущего, они находятся в отношениях соподчинения и включения. Человек в своей психической деятельности раскрывается во всех перечисленных понятиях, которые называют «макрохарактеристиками» человека, поэтому важно научиться соотносить те или иные проявления человека и уровень его организации. Внимательно рассмотрите все предложенные схемы и сопоставьте их. Эти схемы разработаны различными авторами, они представляют собой разные варианты представлений о соотношении изучаемых понятий.

Литература по теме:

1.Никандров В.В. Психология: учебник Глава 3 (стр. 153 — 158)

2.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познанья — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии»)

Становление предмета психологии. Научные школы в психологии. Психология сознания. Бихевиоризм как наука о поведении. Психоанализ как учение о бессознательной психике. Гештальт — психология как учение о целостности психических явлений. Понятие самоактуализации в гуманистической психологии. Человек, познающий в когнитивной психологии. Психология деятельности (отечественная психология).

При изучении темы необходимо сформировать представление о каждом направлении и уметь его охарактеризовать по следующим пунктам: формулирование предмета исследования, основная парадигма (как система основных положений), методы исследования, применяемые авторами, прикладное значение направления и имена авторов, разрабатывающих данное направление.

Направления психологии различаются, прежде всего, по тому, как они трактуют психические явления. Все направления психологии имеют право на существование и в чем-то истинны, но ни одно из направлений полностью не исчерпывает глубины психических феноменов. Практически во всех учебниках выделяю три ведущих направления – психоанализ, бихевиоризм и гуманистическую психологию. В науке утвердили свой статус также психология сознания, гештальт психология, когнитивная психология, психология деятельности. Однако появляются и новые направления экзистенциальная психология (отделившаяся от гуманистической), трансперсональная психология и др. Они еще только набирают силу. Направление предлагает систему теоретических взглядов на психические явления, и потому направление следует различать от технологий (например, НЛП – нейролингвистическая программирование). Отчетом о проделанной работе является заполнение таблицы: «Сравнение направлений психологической науки».

Направление

предмет

парадигма

Методы

исследования

Практические

значение

Авторы

Психология сознания

Психоанализ

Бихевиоризм

Когнитивная психология

Гештальт-

психология

Психология деятельности

Литература по теме:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. АСТ Астрель,2008,

Человек как объект психологического исследования. Психологическая структура человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности

Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. В науке проблема человека давно определяется как комплексная. Человек изучается и в качестве продукта биологической эволюции, в качестве главного элемента производительных сил в обществе и в качестве носителя общественных отношений. Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому и многообразны его качества.

Структурная организация человека, как саморегулирующейся, саморазвивающейся и самоактуализирущейся системы носит многоуровневый характер. Поэтому одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. Человека, в рамках этого подхода, изучают во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром.

Б.Г. Ананьев выделял следующие уровни изучения человека.

  1. ИНДИВИД (телесное бытие, биологическая сущность человека) — представитель вида Homo Sapiens.

Онтогенез — процесс развития индивида. Основными закономерностями развития являются гетерохронность, наличие сензитивных периодов, наличие критических периодов, акселерация и ретардация. Характеристики индивида : целостность психической организации, устойчивость и пластичность, активность

Первичные свойства индивида.

Существенным признаком индивида являются половые различия: пол : хромосомный, секреционных (7недель), гормональный. морфологический ( 3 месяц) гражданский и пубертатный гормональный пол ( психологический пол).

Конституциональные свойства индивида Э.Кречмер ( астеник, атлет, пикник)

У.Шелдон ( эндоморфный-висцеротонический,

мезоморфный соматотонический. эктоморфный-церебротонический).

Нейродинамические свойства ( вертикальный контур регулирования: блок регулирования тонуса и бодрствования Блок приема и хранения информации, блок программирования) и горизонтальный ( билатеральный контур) правое и левое полушарие.

Вторичные свойства индивида: органические потребности и сенсомоторика.

Третичные свойства: темперамент и задатки.

2) Субъект деятельности – соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

СУБЪЕКТ ( под, перед, до, активности, действия) – это индивид как носитель предметно-практической деятельности и познания , обладающий сознанием ( активный, самостоятельный, умелый). Источник активности, направленный на объект. Стать субъектом деятельности – значит освоить деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Человек также творец жизни. Он способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Субъект обладает рядом родовых способностей : целостностью психических процессов, состояний и свойств. Субъект образуется из свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Сущность этой структуры составляет всемирно-исторический опыт человечества. Изучение человека как субъекта деятельности предполагает изучений сознания и деятельности, деятельности практической, теоретической , общения, способностей, творчества и таланта.

3) ЛИЧНОСТЬ — человек как представитель общества ( социальное существо) , субъект социальных отношений, определяющий свою позицию среди других людей, субъект общественного поведения и коммуникации. Появляется на основе индивида и субъекта деятельности. Вступает во взаимодействие с различными элементами социального пространства. В структуру личности входят следующие компоненты: темперамент, характер, способности, направленность.

Личность- саморегулирующаяся система, удерживающая свою целостность, осущевляющая поиск системообразующего основания или смысла жизни, выбор себя. Выбор жизненного сценария. Колебания между бессознательными мотивами и чувствами и миром логически обоснованных мотивов.

Структурно-динамические свойства личности:

Первичные:

1) статус – экономическое, политическое и правовое положение в обществе.

2)роль личности – нормативная функция, одобренный образ поведения, ожидание от каждого занимать данную позицию.

3)Ценностные ориентации – отношения личности, которые являются критериями положительной и отрицательной оценки окружающей среды.

Вторичные

Структура личности

4.Особенности мотивов поведения

5) особенности общественного поведения.

Третичные: характер и склонности.

4) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальная, самобытная целостность ( физиологических, психических, социальных особенностей), реализующая себя в творческой деятельности.

В последнее время некоторые авторы описывают новое понятие – УНИВЕРСУМ — высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

Мышление

Перцепция

Аффект

Исследования показывают, что мозг воспринимает мужчин как людей, а женщин как части тела | Объявить

Сара Жерве

Когда мы бросаем взгляд на объект, наш мозг воспринимает его либо целиком, либо как набор его частей. Возьмем, к примеру, фотомозаику, состоящую из сотен крошечных картинок, которые при определенном расположении образуют более крупное общее изображение: на самом деле, чтобы увидеть мозаику с обеих точек зрения, требуются две отдельные умственные функции.

Новое исследование предполагает, что эти два разных когнитивных процесса также влияют на наше базовое физическое восприятие мужчин и женщин, и, что важно, дает ключ к пониманию того, почему женщины часто становятся объектами сексуальной объективации.

Исследование, опубликованное в Европейском журнале социальной психологии, показало, что в серии экспериментов участники обрабатывали изображения мужчин и женщин совершенно по-разному. При представлении изображений мужчин воспринимающие, как правило, больше полагались на «глобальную» когнитивную обработку, ментальный метод, с помощью которого человек воспринимается как единое целое. Между тем образы женщин чаще становились предметом «локальной» когнитивной обработки, объективирующего восприятия чего-либо как совокупности различных его частей.

Это первое исследование, связывающее такие когнитивные процессы с теорией объективации, говорит Сара Жерве, доцент кафедры психологии UNL и ведущий автор исследования.

«Локальная обработка лежит в основе того, как мы думаем об объектах: домах, машинах и так далее. Но глобальная обработка должна помешать нам сделать это, когда речь идет о людях», — сказал Жерве. «Мы не разбиваем людей на части — за исключением женщин, что действительно поразительно. Женщин воспринимали так же, как рассматривают объекты».

В ходе исследования участникам были случайным образом представлены десятки изображений полностью одетых мужчин и женщин среднего вида. Каждый человек был показан с головы до колен, стоя, с глазами, сфокусированными на камере.

После короткой паузы участники увидели на своем экране два новых изображения: одно было неизмененным и содержало исходное изображение, а другое представляло собой слегка измененную версию исходного изображения, состоящую из сексуальной части тела. Затем участники быстро указали, какое из двух изображений они видели ранее.

Результаты были последовательными: женские половые части тела легче распознавались, когда они были представлены изолированно, чем когда они были представлены в контексте всего их тела. Но половые части тела мужчин распознавались лучше, когда их представляли в контексте всего их тела, чем по отдельности.

«Мы всегда слышим, что женщины сводятся к их сексуальным частям тела; вы слышите о примерах в средствах массовой информации все время. Это исследование делает еще один шаг вперед и обнаруживает, что это восприятие распространяется и на обычных женщин», — сказал Жерве. «Субъектами на изображениях исследования были повседневные, обычные мужчины и женщины… тот факт, что люди смотрят на обычных мужчин и женщин и помнят части женского тела лучше, чем их тела целиком, был очень интересен».

Также следует отметить, что пол участников наблюдения не влиял на результат. Пул участников был поровну разделен между мужчинами и женщинами, которые одинаково воспринимали тела каждого пола: независимо от их пола, воспринимающие видели мужчин более «глобально», а женщин более «локально».

«Мы не можем просто повесить это на мужчин. Женщины тоже так воспринимают женщин», — сказал Жерве. «Это может быть связано с разными мотивами. Мужчины могут делать это, потому что их интересуют потенциальные партнеры, в то время как женщины могут делать это больше для сравнения с собой. Но что мы знаем, так это то, что они оба делают это».

Существует ли противоядие от базовых когнитивных процессов воспринимающего, которые приводят женщин к уменьшению и объективации? Исследователи сказали, что некоторые из результатов исследования говорят об этом. Когда эксперимент был скорректирован, чтобы создать условия, при которых участникам было легче использовать «глобальный» процессинг, предвзятость распознавания сексуальных частей тела, по-видимому, уменьшилась. Женщин было легче узнать в контексте всего их тела, а не его различных сексуальных частей тела.

Поскольку исследование представляет первое прямое свидетельство базовой «глобальной» и «локальной» структуры, авторы заявили, что оно может обеспечить теоретический путь для более конкретной работы по объективации.

«Наши результаты показывают, что люди принципиально по-разному воспринимают женщин и мужчин, но мы также показываем, что очень простая манипуляция противодействует этому эффекту, и воспринимающих можно заставить воспринимать женщин в глобальном масштабе так же, как и мужчин», — сказал Жерве. «Основываясь на этих выводах, есть несколько новых направлений для изучения».

Помимо Жерве из UNL, исследование было проведено Терезой Весцио из Пенсильванского государственного университета; Йенс Форстер из Амстердамского университета в Нидерландах; и Энн Маасс и Катерина Суитнер из Падуанского университета в Италии.

— Стив Смит, университет связи

Понимание психологических измерений – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 5: Психологическое измерение

  1. Дайте определение измерения и приведите несколько примеров измерения в психологии.
  2. Объясните, что такое психологический конструкт, и приведите несколько примеров.
  3. Отличайте концептуальные определения от операционных, приведите примеры каждого из них и создайте простые рабочие определения.
  4. Определите четыре уровня измерения, приведите примеры каждого из них и объясните, почему это различие важно.

— это присвоение баллов отдельным лицам таким образом, чтобы баллы отражали некоторые характеристики отдельных лиц. Это очень общее определение согласуется со способами измерения, с которыми все знакомы, например, взвешиванием себя, встав на напольные весы, или проверкой внутренней температуры жареной индейки с помощью термометра для мяса. Это также согласуется с измерениями в других науках. В физике, например, можно измерить потенциальную энергию объекта в гравитационном поле Земли, найдя его массу и высоту (что, конечно, требует измерения эти  переменных), а затем перемножить их вместе с ускорением свободного падения Земли (9,8 м/с2). Результатом этой процедуры является оценка, которая представляет потенциальную энергию объекта.

Это общее определение измерения согласуется и с измерением в психологии. (Психологическое измерение часто называют .) Представьте, например, что когнитивный психолог хочет измерить объем рабочей памяти человека — его или ее способность удерживать в уме и думать о нескольких фрагментах информации одновременно. Для этого она может использовать задание на диапазон цифр в обратном порядке, в котором она читает человеку список из двух цифр и просит его или ее повторить их в обратном порядке. Затем она повторяет это несколько раз, каждый раз увеличивая длину списка на одну цифру, пока человек не сделает ошибку. Длина самого длинного списка, на который человек отвечает правильно, является оценкой и представляет его или ее объем рабочей памяти. Или представьте себе клинического психолога, который интересуется, насколько депрессивен человек. Он проводит опросник депрессии Бека, который представляет собой анкету для самоотчетов из 21 пункта, в которой человек оценивает степень, в которой он или она чувствовал себя грустным, потерял энергию и испытывал другие симптомы депрессии за последние 2 недели. Сумма этих 21 оценок является оценкой и представляет его или ее текущий уровень депрессии.

Важным моментом здесь является то, что измерение не требует каких-либо специальных инструментов или процедур. Для этого не требуется помещать людей или предметы на весы в ванной, подносить к ним линейки или вставлять в них термометры. Что  требуется, так это некоторая  систематическая процедура присвоения баллов отдельным лицам или объектам, чтобы эти баллы представляли интересующую характеристику.

Многие переменные, изучаемые психологами, просты и легко поддаются измерению. К ним относятся пол, возраст, рост, вес и порядок рождения. Вы часто можете сказать, является ли кто-то мужчиной или женщиной, просто взглянув на него. Вы можете спросить людей, сколько им лет, и быть достаточно уверенными в том, что они знают и скажут вам. Хотя люди могут не знать или не захотеть сообщить вам, сколько они весят, вы можете попросить их встать на весы в ванной. Другие переменные, изучаемые психологами — возможно, большинство — не так просто измерить. Мы не можем точно оценить уровень интеллекта людей, глядя на них, и мы, конечно же, не можем оценить их самооценку на весах в ванной. Такие переменные называются  (произносится  CON-structs ) и включают черты личности (например, экстраверсию), эмоциональные состояния (например, страх), отношение (например, к налогам) и способности (например, атлетизм).

Психологические конструкции нельзя наблюдать напрямую. Одна из причин заключается в том, что они часто представляют тенденции думать, чувствовать или действовать определенным образом. Например, сказать, что какая-то студентка университета очень экстравертна, не обязательно означает, что прямо сейчас она ведет себя экстравертно. На самом деле, она могла бы спокойно сидеть одна и читать книгу. Наоборот, это означает, что у нее есть общая склонность вести себя экстравертно (говорить, смеяться и т. д.) в различных ситуациях. Другая причина, по которой психологические конструкты нельзя наблюдать напрямую, заключается в том, что они часто связаны с внутренними процессами. Страх, например, включает в себя активацию определенных структур центральной и периферической нервной системы, наряду с определенными видами мыслей, чувств и поведения, ни одно из которых не обязательно очевидно для стороннего наблюдателя. Заметьте также, что ни экстраверсия, ни страх не «сводятся» к какой-либо конкретной мысли, чувству, действию или физиологической структуре или процессу. Наоборот, каждый из них представляет собой своего рода резюме сложного набора моделей поведения и внутренних процессов.

«Большая пятерка» — это набор из пяти широких измерений, которые охватывают большую часть вариаций человеческой личности. Каждую из «Большой пятерки» можно даже определить с помощью шести более конкретных конструкций, называемых «гранями» (Costa & McCrae, 1992) [1] .

Таблица 5.1. Большая пятерка личностных характеристик.
Открытость к опыту Фэнтези Эстетика Чувства Действия Идеи Значения
Добросовестность Компетентность Заказать Исполнение долга Достижение/Стремление Самодисциплина Обсуждение
Экстраверсия Тепло Общность Напористость Деятельность Поиск волнения Положительные эмоции
Приятность Траст Прямолинейность Альтруизм Соответствие Скромность Нежный ум
Нейротизм Беспокойство Гнев Уныние Самосознание Импульсивность Уязвимость

Психологическая конструкция описывает поведение и внутренние процессы, составляющие эту конструкцию, а также то, как она соотносится с другими переменными. Например, концептуальное определение невротизма (еще одного из «Большой пятерки») состоит в том, что это склонность людей испытывать негативные эмоции, такие как тревога, гнев и печаль, в различных ситуациях. Это определение может также включать в себя то, что оно имеет сильный генетический компонент, остается довольно стабильным с течением времени и положительно коррелирует с тенденцией испытывать боль и другие физические симптомы.

Студенты иногда недоумевают, почему, когда исследователи хотят понять такой конструкт, как самооценка или невротизм, они просто не ищут его в словаре. Одна из причин заключается в том, что многие научные конструкции не имеют аналогов в повседневном языке (например, объем рабочей памяти). Что еще более важно, исследователи занимаются разработкой определений, которые являются более подробными и точными — и которые более точно описывают то, как устроен мир, — чем неформальные определения в словаре. Как мы увидим, они делают это, предлагая концептуальные определения, проверяя их эмпирически и пересматривая по мере необходимости. Иногда их вообще выбрасывают. Вот почему исследовательская литература часто включает разные концептуальные определения одного и того же конструкта. В некоторых случаях старое концептуальное определение было заменено более новым, которое подходит и работает лучше. В других исследователи все еще находятся в процессе принятия решения о том, какое из различных концептуальных определений является лучшим.

 – это определение переменной с точки зрения того, как именно она должна быть измерена. Эти меры обычно относятся к одной из трех широких категорий. это те, в которых участники сообщают о своих мыслях, чувствах и действиях, как в случае со шкалой самооценки Розенберга. это те, в которых наблюдается и записывается какой-либо другой аспект поведения участников. Это чрезвычайно широкая категория, включающая наблюдение за поведением людей как в строго структурированных лабораторных задачах, так и в более естественных условиях. Хорошим примером первого может быть измерение объема рабочей памяти с помощью задачи обратного диапазона цифр. Хорошим примером последнего является известное операциональное определение физической агрессии, данное исследователем Альбертом Бандурой и его коллегами (Bandura, Ross, & Ross, 19).61) [2] . Они позволили каждому из нескольких детей поиграть в течение 20 минут в комнате, где была боксерская груша в форме клоуна, называемая куклой Бобо. Они снимали каждого ребенка на видео и подсчитывали количество совершенных им актов физической агрессии. К ним относятся удары по кукле молотком, удары руками и ногами. Таким образом, их операциональным определением было количество этих специально определенных действий, которые ребенок совершил в течение 20-минутного периода. Наконец, физиологических показателей  – это те, которые включают регистрацию любого из широкого спектра физиологических процессов, включая частоту сердечных сокращений и артериальное давление, кожно-гальваническую реакцию, уровни гормонов, а также электрическую активность и кровоток в головном мозге.

Для любой заданной переменной или конструкции будет несколько рабочих определений. Стресс — хороший пример. Грубое концептуальное определение состоит в том, что стресс — это адаптивная реакция на воспринимаемую опасность или угрозу, которая включает физиологические, когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. Но исследователи оперативно определили его несколькими способами. Шкала оценки социальной адаптации представляет собой анкету для самоотчетов, в которой люди определяют стрессовые события, которые они испытали в прошлом году, и присваивают каждому из них баллы в зависимости от его серьезности. Например, мужчина, который развелся (73 балла), сменил работу (36 баллов) и изменил привычку спать (16 баллов) в прошлом году, получит в сумме 125 баллов. похож, но фокусируется на повседневных стрессовых факторах, таких как потеря вещей и беспокойство о своем весе. Шкала воспринимаемого стресса — это еще одна мера самоотчета, которая фокусируется на чувстве людей к стрессу (например, «Как часто вы нервничали и испытывали стресс?»). Исследователи также оперативно определили стресс с точки зрения нескольких физиологических переменных, включая артериальное давление и уровень гормона стресса кортизола.

Когда психологи используют несколько операционных определений одной и той же конструкции — либо в рамках исследования, либо между исследованиями — они используют . Идея состоит в том, что различные операциональные определения «сходятся» или объединяются в одну и ту же конструкцию. Когда баллы, основанные на нескольких различных операционных определениях, тесно связаны друг с другом и дают сходные модели результатов, это является хорошим доказательством того, что конструкт измеряется эффективно и что он полезен. Различные показатели стресса, например, коррелируют друг с другом, и было показано, что все они коррелируют с другими переменными, такими как функционирование иммунной системы (также измеряемое различными способами) (Segerstrom & Miller, 2004) [3] . Именно это позволяет исследователям в конечном итоге делать полезные общие выводы, такие как «стресс отрицательно коррелирует с работой иммунной системы», в отличие от более конкретных и менее полезных выводов, таких как «баллы людей по шкале воспринимаемого стресса отрицательно коррелируют с их состоянием». показатели белой крови».

Психолог С. С. Стивенс предположил, что баллы могут быть присвоены индивидуумам таким образом, который передает более или менее количественную информацию об интересующей нас переменной (Stevens, 19).46) [4] . Например, официальные лица на 100-метровом забеге могут просто ранжировать бегунов по мере их пересечения финишной черты (первый, второй и т. д.) или могут измерять время каждого бегуна с точностью до ближайшей десятой доли секунды с помощью секундомера (11,5). с, 12,1 с и др.). В любом случае они будут измерять время бегунов, систематически присваивая баллы для представления этого времени. Но в то время как процедура ранжирования сообщает о том, что бегуну, занявшему второе место, потребовалось больше времени, чтобы финишировать, чем бегуну, занявшему первое место, процедура секундомера также сообщает о том, что сколько  больше времени занял занявший второе место. На самом деле Стивенс предложил четыре различных  (которые он назвал «шкалами измерения»), которые соответствуют четырем различным уровням количественной информации, которую можно передать с помощью набора оценок.

Измерение используется для категориальных переменных и включает в себя присвоение оценок, которые являются ярлыками категорий. Метки категорий сообщают, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной. Например, если вы смотрите на участников исследования, когда они входят в комнату, решаете, кто из них мужчина или женщина, и вводите эту информацию в электронную таблицу, вы участвуете в измерении номинального уровня. Или, если вы попросите участников указать, к какой из нескольких этнических групп они себя относят, вы снова будете вовлечены в измерение номинального уровня. Существенным моментом в номинальных шкалах является то, что они не подразумевают никакого упорядочивания ответов. Например, при классификации людей по их любимому цвету нет смысла ставить зеленый «перед» синим. Ответы просто классифицируются. Таким образом, номинальные шкалы воплощают самый низкий уровень измерения [5] .

Остальные три уровня измерения используются для количественных переменных. Измерение включает в себя присвоение баллов, чтобы они представляли порядок ранжирования отдельных лиц. Ранги сообщают не только о том, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной, но также и о том, находится ли один человек выше или ниже по этой переменной. Например, исследователь, желающий измерить степень удовлетворенности потребителей своими микроволновыми печами, может попросить их указать свои чувства как «очень неудовлетворенные», «отчасти неудовлетворенные», «отчасти довольные» или «очень довольные». Пункты в этой шкале упорядочены от наименее до наиболее удовлетворенных. Именно это отличает порядковые шкалы от номинальных. В отличие от номинальных шкал, порядковые шкалы позволяют сравнивать степень, в которой два человека оценивают переменную. Например, наше упорядочение степени удовлетворенности делает осмысленным утверждение о том, что один человек более удовлетворен своими микроволновыми печами, чем другой. Такое утверждение отражает использование первым человеком словесного ярлыка, который стоит в списке позже, чем ярлык, выбранный вторым человеком.

С другой стороны, порядковые шкалы не могут фиксировать важную информацию, которая будет присутствовать на других уровнях измерения, которые мы изучаем. В частности, нельзя считать разницу между двумя уровнями порядковой шкалы такой же, как разницу между двумя другими уровнями (так же, как нельзя считать, что разрыв между бегунами на первом и втором месте равен разрыву между бегуны на втором и третьем месте). В нашей шкале удовлетворенности, например, разница между ответами «очень недоволен» и «отчасти недоволен», вероятно, не эквивалентна разнице между «отчасти неудовлетворен» и «отчасти удовлетворен». Ничто в нашей процедуре измерения не позволяет нам определить, отражают ли эти два различия одно и то же различие в психологическом удовлетворении. Статистики выражают эту точку зрения, говоря, что различия между соседними значениями шкалы не обязательно представляют собой равные интервалы на основной шкале, послужившей основанием для измерений. (В нашем случае основной шкалой является истинное чувство удовлетворения, которое мы пытаемся измерить. )

Измерение включает присвоение баллов с использованием числовых шкал, в которых интервалы имеют одинаковую интерпретацию на всем протяжении. В качестве примера рассмотрим температурные шкалы Фаренгейта или Цельсия. Разница между 30 и 40 градусами соответствует той же разнице температур, что и разница между 80 и 90 градусами. Это связано с тем, что каждый 10-градусный интервал имеет один и тот же физический смысл (с точки зрения кинетической энергии молекул).

Однако

Интервальные шкалы не идеальны. В частности, они не имеют истинной нулевой точки, даже если одно из масштабированных значений носит название «ноль». Шкала Фаренгейта иллюстрирует проблему. Ноль градусов по Фаренгейту не означает полного отсутствия температуры (отсутствия какой-либо молекулярной кинетической энергии). На самом деле ярлык «ноль» присвоен его температуре по совершенно случайным причинам, связанным с историей измерения температуры. Поскольку шкала интервалов не имеет истинной нулевой точки, нет смысла вычислять отношения температур. Например, нет никакого смысла в том, чтобы отношение 40 к 20 градусам по Фаренгейту было таким же, как отношение 100 к 50 градусам; никакие интересные физические свойства не сохраняются между двумя соотношениями. В конце концов, если бы метка «ноль» применялась к температуре, которую по Фаренгейту обозначают как 10 градусов, вместо этого два отношения были бы 30:10 и 9.От 0 до 40, уже не то! По этой причине не имеет смысла говорить, что 80 градусов «в два раза горячее», чем 40 градусов. Такое утверждение зависело бы от произвольного решения о том, где «начать» температурную шкалу, а именно, какую температуру назвать нулевой (тогда как утверждение предназначено для того, чтобы сделать более фундаментальное утверждение о лежащей в основе физической реальности). В психологии часто считается, что коэффициент интеллекта (IQ) измеряется на интервальном уровне.

Наконец,  измерение включает в себя присвоение баллов таким образом, чтобы была истинная нулевая точка, которая представляет собой полное отсутствие количества. Хорошими примерами являются рост, измеряемый в метрах, и вес, измеряемый в килограммах. То же самое относится и к подсчету отдельных объектов или событий, таких как количество братьев и сестер или количество вопросов, на которые учащийся правильно ответил на экзамене. Вы можете думать о шкале отношений как о трех предыдущих шкалах, объединенных в одну. Подобно номинальной шкале, она предоставляет имя или категорию для каждого объекта (числа служат метками). Как и в порядковой шкале, объекты упорядочены (с точки зрения порядка чисел). Как и в шкале интервалов, одна и та же разница в двух точках шкалы имеет одинаковое значение. Однако, кроме того, такое же значение имеет и одно и то же соотношение в двух местах шкалы (см. табл. 5.2).

Шкала Фаренгейта для температуры имеет произвольную нулевую точку и поэтому не является шкалой отношений. Однако ноль по шкале Кельвина — это абсолютный ноль. Это делает шкалу Кельвина шкалой отношений. Например, если одна температура в два раза выше другой по шкале Кельвина, то ее кинетическая энергия вдвое больше, чем у другой температуры.

Другим примером шкалы отношений является сумма денег, которая есть у вас в кармане прямо сейчас (25 центов, 50 центов и т. д.). Деньги измеряются по шкале отношений, потому что, помимо того, что они обладают свойствами шкалы интервалов, они имеют настоящую нулевую точку: если у вас ноль денег, это фактически означает отсутствие денег. Поскольку деньги имеют истинную нулевую точку, имеет смысл сказать, что у кого-то с 50 центами денег вдвое больше, чем у того, у кого 25 центов.

Уровни измерений Стивенса важны как минимум по двум причинам. Во-первых, они подчеркивают общность концепции измерения. Хотя люди обычно не думают о категоризации или ранжировании индивидуумов как об измерении, на самом деле они таковыми являются до тех пор, пока они представляют некоторые характеристики индивидуумов. Во-вторых, уровни измерения могут служить ориентиром для статистических процедур, которые можно использовать с данными, и для выводов, которые можно сделать на их основе. Например, при измерении номинального уровня единственной доступной мерой центральной тенденции является мода. Кроме того, измерение на уровне отношений — это единственный уровень, на котором можно делать осмысленные утверждения о соотношении оценок. Нельзя сказать, что человек с IQ 140 в два раза умнее человека с IQ 70, потому что IQ измеряется на интервальном уровне, но можно сказать, что у кого-то с шестью братьями и сестрами их вдвое больше, чем у человека с тремя, потому что количество братьев и сестер измеряется на уровне отношения.

Таблица 5.2 Сводка уровней измерений
Уровень измерения Этикетки категорий Ранг ордена Равные интервалы Истинный ноль
НОМИНАЛ х
НОМЕР х х
ИНТЕРВАЛ х х х
ОТНОШЕНИЕ х х х х
  • Измерение – это присвоение баллов отдельным лицам таким образом, чтобы баллы отражали некоторые характеристики людей. Психологическое измерение может быть достигнуто самыми разными способами, включая самооценку, поведенческие и физиологические измерения.
  • Психологические конструкты, такие как интеллект, самооценка и депрессия, являются переменными, которые нельзя непосредственно наблюдать, поскольку они отражают поведенческие тенденции или сложные модели поведения и внутренних процессов. Важной целью научных исследований является концептуальное определение психологических конструктов таким образом, чтобы они точно описывались.
  • Для любого концептуального определения конструкции будет много различных операционных определений или способов ее измерения. Использование нескольких операционных определений или конвергентных операций является обычной стратегией в психологических исследованиях.
  • Переменные можно измерять на четырех различных уровнях — номинальном, порядковом, интервальном и относительном, — которые сообщают возрастающий объем количественной информации. Уровень измерения влияет на виды статистических данных, которые вы можете использовать, и на выводы, которые вы можете сделать из своих данных.
  1. Практика: заполните шкалу самооценки Розенберга и подсчитайте свой общий балл.
  2. Практика: придумайте три рабочих определения сексуальной ревности, решительности и социальной тревожности. Рассмотрите возможность самоотчета, поведенческих и физиологических показателей. Будьте максимально точны.
  3. Практика: Для каждой из следующих переменных решите, какой уровень измерения используется.
    • Преподаватель университета измеряет время, затрачиваемое ее студентами на сдачу экзамена, просматривая стопку экзаменов в конце. Она присваивает тому, что внизу, 1 балл, тому, что сверху, — 2 и так далее.
    • Исследователь получает доступ к медицинским картам своих участников и подсчитывает, сколько раз они посещали врача за последний год.
    • Участников исследования спрашивают, правши они или левши.

  1. Коста, П.Т., младший, и МакКрей, Р.Р. (1992). Нормальная оценка личности в клинической практике: Опросник личности NEO.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts