Магалиф Юрий Михайлович | Библиотека сибирского краеведения
Последний вопрос
Магалиф Юрий Михайлович (1918-2001)
советский писатель и поэт.
Печатается по книге:
«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I. С. 275-287.
Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.
Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. — 512 с.; Т.2. — 496 с.
Такая судьба, как у него, могла случиться только в России. Ни в одной другой стране мира – убежден в этом совершенно.
Электричка идет до Тогучина почти три часа. Поздняя осень. Хмуро, сыро, зябко. Переполненность, неуют, грязь вагона. Запотевшие окна. Впрочем, вагон скоро пустеет, мы с Юрием Михайловичем поудобнее устраиваемся у окна, получив, наконец, возможность неторопливого обстоятельного разговора. Мне предстоит собрать материал для будущего фильма об этом удивительном и не очень понятном мне человеке. Мы знакомы уже много лет – встречаемся на собраниях в нашем отделении Союза писателей, здороваемся на театральных премьерах, раскланиваемся на художественных выставках. Иногда судьба сводит нас на съемках или монтаже документальных фильмов, в которых он принимает участие то в качестве автора, то в ипостаси одного из героев, то проникновенно и высокопрофессионально начитывает дикторский текст. Но знакомство это до поры до времени так и оставалось шапочным, хотя многое в этом человеке вызывало во мне любопытство и внимательное приглядывание. Артистическая элегантность, с которой он носил свои часто весьма скромные пиджачки, куртки, свитера, придавали им вид вещей если не вполне модных, то оригинальных и словно сшитых по заказу на его небольшую, ладную, совсем не старческую фигуру. Его острый птичий профиль по какой-то отдаленной ассоциации напоминал мне Осипа Мандельштама, а всегдашняя готовность к ироничному и, как правило, доброму обыгрыванию ситуаций или слов собеседника невольно заставляла забывать о его весьма почтенном возрасте и куда более солидных по сравнению с твоими творческих заслугах. Он как-то удивительно умел стать на равную с любым собеседником ногу, что могло свидетельствовать либо о врожденном артистизме, либо об огромной житейской мудрости, которая не делает больших различий между маститым академиком и более чем «простым» соседом по лестничной площадке. Впоследствии я узнал, что знакомств у него было великое множество – от суперэлитных до самых-самых непритязательных. Но у всех его знакомых одно общее качество – они были интересными людьми. Во всяком случае, так ему казалось. И, надо сказать, ошибался он очень редко.
Наше сближение, перешедшее в последние годы, смею надеяться, в настоящую дружбу, началось с того, что однажды, во время одного, уже не помню по какому поводу, писательского сборища, Юрий Михайлович подсел ко мне и с предельно серьезным, не очень свойственным ему видом, хотя, как обычно, не без некоторой иронии, сказал:
– У меня к тебе просьба, как к профессиональному и признанному драматургу. Я вот тут на старости лет немного сошел с ума и решил написать драму. Посмотри на досуге и, не стесняясь, выскажи все, что думаешь по этому поводу. Буду очень благодарен.
Я взял его опус не без некоторого внутреннего опасения. Драматургия – это признано всеми почти безоговорочно – дама достаточно сложная и капризная, отдается далеко не каждому. Порой признанные и даже великие мастера других литературных жанров бессильно разводят руками, пытаясь вогнать себя в жесточайшие рамки диктуемых этой дамой условий. И еще, признаюсь, мне совершенно не хотелось говорить этому милому и мудрому человеку, не дай Бог, какие-то неприятные вещи по поводу возможных нестыковок в его первом драматургическом опыте. Как правило, редко кто из начинающих драматургов умеет безошибочно связать все концы задуманной интриги и уложить в два часа сценического действа все разнообразие характеров и событий без ущерба для зрительского интереса.
Каково же было мое более чем приятное удивление, когда я убедился, что первый драматургический опыт Юрия Михайловича не только вполне профессионален, но, что гораздо важнее, сценически интересен, а в чем-то даже необычен. И лишь некоторое время спустя понял, что иначе и быть не могло. Во-первых, пьесу написал бывший актер, прекрасно знающий все законы и тайны сцены, способы актерского существования в предлагаемой обстановке. Во-вторых, пьесу писал литератор-профессионал, прекрасно владеющий как прозаическим, так и поэтическим словом и выпустивший к тому времени уже свыше двух десятков книг. И, самое главное, – драму создавал человек, не просто знающий то, о чем рассказывал, но глубоко и трагически переживший это. Вот что рассказывал об этом сам Юрий Михайлович:
Я давно хотел рассказать историю, которая произошла со мной в лагере. Вернее, даже не в лагере, а, скорей, уже после лагеря. Я слишком хорошо помню обстановку того времени, когда люди шпионили друг за другом, доносили друг на друга, когда все условия нашего существования ставили людей в исключительно тяжелое, порой трагическое положение. Пьеса сейчас называется «ОЖИДАНИЕ ДАМЫ», а первоначальное её название было «ГДЕ ЛЮБА ЛЮБИЧ?» И говорится там вот о чем: «Можно ли ради спасения близкого и дорогого тебе человека предавать кого-нибудь другого? Справедливо ли это?» В то время перед нами очень часто вставали именно эти проблемы. Оставаться человеком или не оставаться человеком? Тебе говорили: «Чтобы остались в живых твои отец и мать, расскажи, пожалуйста, о чем говорит твой лучший друг. Не скажешь – и сам загремишь в какие-нибудь места не столь отдаленные, и твои родители». Вот как тут быть? Проблемы эти остаются, по сути, всегда, но тогда они были предельно обострены.
Скоро пьеса была с успехом поставлена в театре Афанасьева. Помню, меня поразило и почти до слез тронуло, когда на банкете по случаю премьеры, окруженный молодыми веселыми артистами и гостями, быстро расправляющимися с напитками и бутербродами, Юрий Михайлович со счастливой растроганностью и без тени нарочитости и рисовки предлагал:
– Друзья мои, не стесняйтесь – ешьте, пейте. Если не хватит, я сбегаю в магазин.
Ему шел уже восемьдесят первый год. И что самое интересное – он действительно побежал бы в магазин и не счел бы этот факт чем-то из ряда вон выходящим.
Одним из главных качеств его характера и его творчества, на мой взгляд, была доброта. Остаться добрым человеком после всех трагических, а порой просто ужасных перипетий жизни, дано далеко не каждому. Я бы даже сказал – очень мало кому дано. Какую силу духа, оптимизма, мудрости и таланта надо было иметь, чтобы после сполна отмеренных войны, тюрьмы, сумы, потерь близких людей, запретов и преследований оставаться чуть ли не по-детски незлобивым, улыбчивым, добродушным и щедрым на добрые слова и поступки. Он любил повторять, видимо, глубоко запавшие ему в душу стихи своего друга, прекрасного сибирского поэта Елизаветы Стюарт:
День – и вечер,
Борьба – и смиренье.
Красота,
маета,
суета…
Но единое миру спасенье –
Доброта,
доброта,
доброта…
Могу теперь уже с уверенностью сказать, что для самого Юрия Михайловича доброта была не только спасением, но и той мощной духовной опорой, которая питала его творчество, давала жизненные силы, помогала пройти большой и очень нелегкий жизненный путь.
Моя натура, – писал он, – вобравшая в себя четыре ярких крови – еврейскую, цыганскую, польскую и русскую (бабушка по матери – цыганская певица, дед – польский граф) – очень общительна и очень оптимистична. Я всегда был источником веселья и добродушия, люди заражаются от меня позитивной энергией…
Можно было бы закончить на этом цитату, но это не было бы полной правдой. Словно набрав дыхания и решившись, Юрий Михайлович после многоточия продолжает:
Но наедине с собой мне порой бывает очень страшно. В эти минуты я молюсь Богу и верю, что Бог меня поддержит.
Так мог признаться и написать только большой и искренний художник. На мой взгляд, искренность – она ведь и реже, и подороже просто таланта, и отпускается поистине Божественной дланью по очень осторожному выбору. Юрий Михайлович часто любил повторять, что если его стихи кого-то и задевают за сердце, то, скорее всего, не своими художественными достоинствами, а своей искренностью.
Искренность – главное условие художественной глубины и цельности произведения искусства, – написал он в одном из своих очерков. Трудно с этим не согласиться. И еще он любил повторять слова Фазиля Искандера, очень ему понравившиеся:
Настоящий поэт – это человек, который выхватывает из костра горящий уголек и пишет им ясным почерком. Уголек должен быть горящим, а почерк ясным. Третьего не дано.
В продолжение этой темы символичен наш давний с Юрием Михайловичем не столько спор, сколько попытка нащупать истину. Меня, положа руку на сердце, несколько насторожил смысл одного из его стихотворений, в котором, как мне показалось, Юрий Михайлович исподволь пытался оправдать якобы не очень высокие художественные достоинства некоторых своих стихов, тем самым невольно отдавая предпочтение дилетанту перед подлинным художником.
– Во-первых, вы не правы по отношению к самому себе, – безапелляционно настаивал я, – во-вторых, оправдывать дилетантство в искусстве вещь непростительная. Наша литература и без того стремительно теряет профессионализм и художественность.
Юрий Михайлович хитро посмотрел на меня и со своей обычной мудрой улыбкой тихо сказал:
– Милый мой, ты не заметил в этом стихотворении всего одного слова.
Я вопросительно смотрел на него. «Иногда».
Привожу эти стихи полностью, ибо смотрю сейчас на них совсем другими глазами.
Играет за стеною кто-то:
Все очень робко, все не так…
Да, он, конечно, знает ноты,
Но сразу видно – не мастак.
На конкурсах не отличился;
А просто, музыку любя,
Играть немного научился,
Как говорится, «для себя».
Ну что ему эстрада, сцена
И прессы лестные слова?
Играет сбивчиво Шопена,
Партиту Баха «номер два».
…Люблю концертных залов запах,
Огней торжественных хрусталь.
И – длинный зверь на черных лапах —
Большой стейнвеевский рояль.
Выходит бледный, элегантный
Международный концертант…
И лихостью невероятной
По залу хлещет «Вальс-брильянт»;
Здесь – ни единой нотки мимо.
Здесь – тренировка и расчет.
Здесь так естественно и зримо
Тяжелый пот со лба течет.
Гляжу на пальцы музыканта.
Слежу за техникой одной,
А думаю про дилетанта,
Про вальс неспешный за стеной.
Там все неровно, все незвонко
Наивно обнажен мотив…
На первые шаги ребенка
Походит этот примитив.
Да, мастерству – все наши чувства!
Но кто ответит: почему
Нам иногда милей искусства
Лишь приближение к нему?..
– А чтобы тебе стало все совсем ясно, – так же тихо сказал он в продолжение того самого разговора, – напомню тебе слова мудреца и великого нашего композитора Г. Свиридова: «Нет ничего страшнее для искусства, чем мастер, не ставший художником, и художник не ставший мастером». Если хочешь, то это мое кредо.
Сам он всегда оставался и мастером, и художником. Причем параметры его самовыражения были удивительны. Поэт, артист, прозаик, драматург, публицист, живописец – это как бы общепризнанно. Я бы добавил – философ, мудрец. И еще одно очень редкое в наше время качество – человек, любящий жизнь, умеющий жить, радующийся жизни. Как-то на одной из встреч с читателями пожилая женщина, явно стесняясь, все-таки решилась задать ему вопрос о секрете его творческого и жизненного долголетия. Я запомнил его ответ почти дословно. Вот он:
Желательно, чтобы человек находился как можно дольше в состоянии любви, в состоянии постоянной влюбленности во что-то. Влюбленности в женщину, влюбленности в искусство, влюбленности в природу, влюбленности в жизнь. В такую жизнь, какая тебе дана. Другой жизни у тебя не будет никогда. Так люби эту жизнь, радуйся, сочиняй стихи!
И сразу же прочитал вот эти стихи:
Как долго цветет медуница!
Июль, а она все цветет,
В глубокое небо глядится,
Оттуда лазурь достает.
Как долго все это мне снится,
Как долго среди темноты
Летит поднебесная птица,
И облако тихо клубится,
И синие снятся цветы.
Читатели аплодировали. И никто не знал, что стихи эти написаны в больнице, когда первый инфаркт как бы на лету подстрелил его не такое уж сильное сердце, и надежд на выздоровление было, прямо скажем, не так уж много.
Думаю, что в эти больничные часы с тревожным ощущением вплотную подступившего небытия он не раз перебирал в памяти главные события своей долгой и нелегкой жизни. Их хватило бы не на один большой и замысловатый роман, причем автора, вздумай он написать хотя бы единственный из них, скрупулезно следуя действительным событиям, наверняка стали бы упрекать в сюжетном неправдоподобии, запутанности и нелогичности событий, слишком уж фантастическом переплетении судеб и мистических совпадениях. Я мог бы просто перечислить некоторые этапы этой необыкновенной судьбы, но лучше приведу расшифровку одного из монологов Юрия Михайловича, который мы записали для фильма о нем. Обратите внимание, он почти не говорит о себе, он только называет людей, с которыми ему приходилось так или иначе общаться на своем жизненном пути. Но за этим скупым перечислением стоит целая эпоха, которая и сформировала его неповторимую, удивительную жизнь.
Я родился в 1918 году. Родился в тот день и, кажется, в тот самый час, как уверяла моя мама, когда расстреливали семью Николая II в Екатеринбурге. Вот прямо в этот самый момент, в этот самый час.
Мне пришлось жить в эпоху Ленина. Как бы я к нему ни относился, но это был великий человек, который перевернул весь ХХ век.
Если говорить о детских впечатлениях, которые, конечно, сыграли очень значительную роль в моей жизни, то это, конечно, прежде всего, Мария Николаевна Слободзинская, племянница Гарина-Михайловского, с которой мы случайно познакомились и которая потом лет шесть-семь-восемь меня воспитывала. Я жил у нее, она меня учила, водила в филармонию, водила меня по ленинградским музеям, очень много рассказывала о своем дяде Николае Георгиевиче Гарине-Михайловском.
В Ленинграде я встречался с Сергеем Мироновичем Кировым. Я ходил с ним гулять, водил его собак – у него были охотничьи собаки…
Я встречался с разными интересными людьми. Эти встречи всегда заставляли меня внутренне, даже неосознанно равняться на этих людей. Потому что каждый из них нес в себе какую-то особую энергетику, и она невольно как-то воздействовала на вас. Сознание, что рядом с вами или просто в вашем времени живет необыкновенный человек, волей-неволей и вас делает немного другим.
Я дружил, скажем, с киноартистом Николаем Крючковым. Мы с ним много ездили по Дальнему Востоку, по Крайнему Северу. Удивительный человек.
Заочно, никогда вживую не видя друг друга, мы дружили (переписываясь) с Юрием Владимировичем Никулиным. Мне было необыкновенно приятно, когда он написал мне письмо, в котором описал такой случай. Где-то он купил мою книжку «Приключения Жакони», принес ее домой, и эта сказка стала любимейшей книгой его сына Максима. Теперь он директор Московского цирка на Цветном бульваре. Эта книжка не то чтобы спасла, она помогла выжить этому ребенку, когда он был тяжело болен и ему надо было поднять настроение, успокаивать нервы. Ему читали «Приключения Жакони». С этого началась наша переписка, которая продолжалась много лет.
Я переписывался с очень крупным известным поэтом Давидом Самойловым, который написал прекрасное предисловие к одному из сборников моих стихов.
Очень дорожу дружбой с Владимиром Яковлевичем Лакшиным. Это крупный литературовед. Он написал предисловие к книге моих сказок, и в этой книге я дорожу гораздо больше предисловием, чем этими сказками.
Я несколько раз выступал со Святославом Рихтером и Львом Обориным, дружил с Вадимом Козиным… В моей жизни было очень много интересных людей, и я очень благодарен за это судьбе.
Столь долгое отступление перед началом нашего с Юрием Михайловичем разговора в электричке по дороге в Тогучин, надеюсь, сделает понятной журналистскую банальность моего первого вопроса. К этому времени я знал о Юрии Михайловиче почти все, что положено знать хорошему знакомому, но все-таки, как ни крути, постороннему человеку. И в то же время не знал почти ничего о той тайной, глубоко скрытой от посторонних жизни душевной, которая, в конечном счете, формирует и человека, и художника. И Юрий Михайлович, с чуткостью мудреца, прекрасно догадывающегося о моей растерянности, ожидал от меня именно этой бесцеремонной банальности, ибо и ему предстояло переступить черту, за которой простой рассказ о событиях собственной жизни становится откровением. А без откровенности – и это он тоже прекрасно понимал – нам было не достигнуть той степени взаимного доверия, которая, будучи перенесенной на экран, заставила бы зрителя и сочувствовать, и любить главного героя и рассказчика, каковым ему и предстояло явиться в будущем фильме. Банальность заданного вопроса могла помочь и ему преодолеть барьер неизбежного первоначального отчуждения, чтобы потом с легкой, свойственной только ему иронией начать рассказывать о вещах, о которых, как правило, постороннему человеку не рассказывают.
Густой осенний утренний туман за окном вагона постепенно рассеивался, открывая грустные пространства опустевших полей и сиротскую голость березовых колков, скучно и безлико наплывающих и уносящихся прочь. На языке у меня вертелся другой, более важный для меня вопрос, но нарушать безмолвно установленные правила игры уже не стоило, и я, стесняясь самого себя, спросил:
– Не могли бы вы сейчас вспомнить о какой-нибудь судьбоносной встрече в вашей жизни? С которой что-то пошло по-другому?
Юрий Михайлович сделал вид, что вопрос для него оказался неожиданным, задумался, а потом, едва заметно усмехнувшись, начал рассказывать.
Если «что-то», то рассказу один малоприличный случай. Очень странный случай, но я о нем помню всю жизнь… Это было летом сорок второго года. Я сидел в лагере. Мы шли на работу, колонна заключенных. По пятеркам, по пять человек в шеренге. Я шел и разговаривал со своим соседом, своим приятелем. А впереди нас шли женщины. И одна из женщин, что-то там рассказывая другой, страшно грубо выругалась. Выругалась так затейливо, так заковыристо, что я повторил это ругательство вслух, призывая товарища отреагировать на такую виртуозность. Женщина, услышав меня, обернулась. Это была старая цыганка. Она сказала: «Мальчик, я в лагерях родилась и подохну. А ты-то зачем поганишь свой рот такими словами?» Можешь мне поверить, но после этого я много-много лет не употреблял никаких нецензурных слов. Эта женщина всегда стояла передо мной. Я и сейчас её помню как живую. Вот такой случай.
Ответ не совсем, как говорится, в тему, но я безоговорочно с ним согласился, поскольку случай оказался действительно интересным. Но пора было подбираться к главному, ради чего я и решился на эту неуютную поездку в ещё неведомый мне Тогучин. Не решаясь задать вопрос напрямую, я начал издалека. Помню, стал мямлить что-то вроде того, что в его возрасте чуть ли не каждую неделю мотаться в какой-то Тогучин… Он остановил меня нетерпеливым жестом (видимо, не я первый высказывал подобное недоумение) и тихо, словно продолжая не сейчас начатый разговор, сказал:
– Пора мне возвращаться в Тогучин.
Я не знал этого стихотворения и поэтому принял эти первые строчки за ответ на мое неуместное недоумение. Тогда он снова, глядя теперь уже не на меня, а в окно, повторил:
Пора мне возвращаться в Тогучин!
Здесь, в городе, простуда и морозы,
И на глазах обледенелых слезы,
И – множество ещё других причин…
Пора мне возвращаться в Тогучин.
Там чистый снег, и я к нему привык;
Голубоватый дым из труб клубится;
Там крепко думается, крепко спится —
И там еще я, вроде, не старик…
Там чистый снег, и я к нему привык.
Я знаю, что меня там нынче ждут –
Готовится вино, бокалы, свечи
И – тихие таинственные речи;
Поет приемник, ходики идут…
Я знаю, что меня там очень ждут.
И безо всякого перехода продолжил:
Я знаю, о чем ты хочешь спросить. Я сам часто задаю себе этот вопрос: – что самое главное в человеческой жизни? Много вещей самых главных, но я… Для меня – любовь. Любовь в самом широком смысле. Например, любовь к моей работе. Я очень люблю свою работу. Мне кажется, что я ни одного дня в своей жизни, может быть, за исключением пяти лет пребывания в лагере… Да и то, не знаю. Наверное, и там были такие дни, когда я с радостью шел на работу. Это великое счастье – любовь к работе.
Любовь к тем местам, в которых живешь. Первую часть своей жизни я прожил в прекрасном городе на Неве, в Ленинграде. Теперь он Санкт-Петербург. Я этот город очень любил, я его очень знал. Сейчас я живу в Новосибирске, который не очень знаю, но, тем не менее, очень его люблю. Город бы, казалось, такой функциональный, предназначенный не для любования, а для работы, для выполнения каких-то служебных дел, а я все равно этот город очень люблю, считаю его по сути своей столичным.
Я очень люблю свою страну. Страну, которая меня очень обижала, в которой я столько лет прожил неуверенно, опасаясь за завтрашний день. Но я люблю эту страну. Я очень ее люблю. Я не променял бы ее ни на что. Мне говорят: «Почему ты не уезжаешь?» А зачем мне уезжать? Я прекрасно себя чувствую. Я человек, в котором течет какая-то доля еврейской крови. Фамилия моя, говорят, происходит от старинного еврейского слова «магалиф» – резчик по камню. Может быть, меня там и приняли бы в этом Израиле, но мне туда совершенно не хочется ехать, абсолютно.
Ну, и наконец, любовь к женщинам. Я ведь понимаю, к чему ты подбирался – почему, мол, меня так тянет в Тогучин? Женщины… Женщины в моей жизни играли огромную роль. И мама, и воспитавшая меня племянница Гарина-Михайловского Мария Николаевна Слободзинская. И женщины, в которых я влюблялся, которые были моими женами – я трижды был женат. И женщины, которые не были моими женами, которых я очень любил. Они все играли огромную роль в моей судьбе. Я всех их помню, я всех их благословляю. Они мне помогали в жизни. Мне иногда говорят – у тебя хороший характер. Ну, мне о своем характере судить трудно, какой он там у меня – хороший или плохой. Но я знаю, что я сознательно никого не обижу, и никого никогда не обижал. Сознательно не обижал. Несознательно, конечно, кого-нибудь обижал, наверное. Что-нибудь не так сказал, не так сделал в отношении кого-то. Все это заслуга женщин, которые всю жизнь воспитывали меня.
Мне потрясающе повезло с двумя женами. С первой женой я прожил недолго, и мы расстались. Тогда я женился на Ирине Михайловне Николаевой, с которой прожил 47 лет. Я ее очень любил, особенно, в последние 20 лет. Я просто обожал эту женщину. Она была старше меня, она была уже старушка, хотя никто в жизни не называл ее никогда старушкой. Она из такого рода – теперь это уже известно – в ней текла кровь русских царей. Она умерла и, кажется, сама не знала об этом. Это выяснилось только после её смерти. Она правнучка русского царя Николая I от незаконного брака. Она была замечательная женщина – умная, тактичная, веселая. Господи, я так счастлив, что в моей жизни встретилась Ира! Она умерла. Я после ее смерти метался. Мне было так одиноко. Тут меня инфаркт сразу же шибанул. И вот совершенно случайно, в том самом Тогучине, куда мы с тобой направляемся, я встретил… Неожиданно очень встретил женщину, которая на 40 лет моложе меня. На 40 лет! – страшно сказать. Она мне понравилась, и я ей понравился. Кинулись, как в омут, сломя голову. Я пришел к ее родителям, которые моложе меня, и сказал: «Прошу руки вашей дочери. НЕ согласились бы вы, чтобы ваша дочь вышла за меня замуж?» И, представьте себе, они сказали: «Мы считаем для себя честью». Сумасшедшие люди! Люди просто замечательные. Простые сельские учителя, проработавшие всю жизнь в Тогучине. Очень нелегкую жизнь, трудную. Воспитавшие прекрасных троих детей…
И мы стали с ней жить. У неё маленькая дочь, скоро ей будет девять. Я очень люблю этого ребенка. У меня есть свой собственный ребенок – сын, которому уже за шестьдесят. Крупный известный врач, живет в Москве. У меня и внук есть, и правнук, которого зовут так же, как меня – Юра Магалиф. И вот еще эта девочка вошла в мою жизнь, и я счастлив, я ее очень люблю. Я очень люблю жену свою Тамару. Мы с ней живем в постоянном ощущении счастья. Постарайся это понять. Каждое утро мы просыпаемся и глядим в окно, а за окном великолепный тогучинский простор. Прямо под окном небольшое озеро. Весной там поют соловьи над этим озером, прямо под нашим окном. А дальше – огромные просторы. Я много стихов там написал. И еще напишу.
Больше я не задавал ему вопросов. Понял, что этот человек счастлив. И будет счастлив до самого своего смертного часа. Так и случилось. За несколько дней до его неожиданной кончины я позвонил ему в Тогучин, поздравил с наступающим Новым годом. Он был весел, приглашал в гости, сказал, что приберег для этого случая бутылочку шампанского, делился ближайшими планами, рассказывал о замысле новой пьесы. А через несколько дней позвонила Тамара, и я узнал, что Юрия Михайловича больше нет с нами. Это произошло 28 января 2001 года.
Во время отпевания в соборе Александра Невского архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон сказал: «Юрий Михайлович был добрым человеком и всех нас учил добру – как быть добрым, как понять, что есть добро».
Уверен, это самая высокая оценка всей земной жизни Юрия Михайловича Магалифа. Я часто повторяю его стихи, которые в своей простоте и открытости сродни молитве:
Я верю, Бог меня хранит
От беспричинного волненья
И от бесцельного стремленья,
И от неправедных обид.
То, что грядущее сулит,
Я в темноте своей не знаю,
Но безоглядно принимаю
И верю: Бог меня хранит.
Он не ошибся. Бог хранил его для всех нас, а мы будем хранить о нем светлую и благодарную память.
В очерке использованы синхроны из документального фильма «Ещё раз о любви».
Психосоматика: что это такое, и как с ней быть
Душа и тело. Как часто мы употребляем эти слова. И, вероятно, каждый подтвердит, что прекрасно знает, что «в здоровом теле — здоровый дух», «что есть внутри — то и снаружи», и вообще — «все болезни от нервов». Но от этого знания болезней меньше не становится и когда болит сердце люди бегут к кардиологу, когда горло — к лор-врачу. Этакая расчлененность тела на элементы, каждый из которых имеет своего личного специалиста и свои особенности клинической картины. Странная двойственность. С одной стороны, знание о том, что любые переживания и эмоции очень тесно связаны с телесными проявлениями, с другой стороны полное игнорирование этого, как только речь заходит о соматических болезнях. Возможно, мало информации имеют люди об этой связи, но мне кажется, что дело тут в другом — информации достаточно, и, в общем, она доступна для поиска при необходимости. Тут, скорее, дело в подсознательном «нежелании увидеть» свои чувства, признать их и сделать свое тело свободным от разрушительных негативных эмоций. В психологии это называется «вторичной выгодой». То есть болезнь делает свое «положительное дело» — либо становится причиной внимания окружающих, либо способом получить заботу, либо этакой своеобразной «фишкой», повышающей собственную значимость… Конечно, я не говорю обо всех, есть люди открытые, творческие, которые осознают свою индивидуальность и свободны от «вторичных выгод». Вы, если задумаетесь, вероятно, сами можете вспомнить пару-тройку своих знакомых, которые забыли дорогу в поликлинику и во время эпидемии гриппа ни разу даже не чихнули. Но вернемся к психосоматике… Что же это такое?
Каноны древнегреческой медицины подразумевали неделимость телесного и психического. И Гиппократ и Парацельс основывали свое учение именно на целостности человека как такового, не деля его на тело и душу. Восточная философия и нетрадиционная медицина также основывается на том, что тело и душа человека представляет собой единую энергетическую субстанцию, где нет первичного и вторичного. Изменения в физическом плане — следствие изменения в духовном, душевном, если угодно, ментальном. Почему же, спросите вы без лекарств не проходят болезни, почему лекарства принося облегчение и даже выздоровление. Ответ простой: если определенное переживание, например, длительная обида, много лет подтачивала сердце, которое на физическом уровне, в конце концов, начало проявляться в соматических симптомх, то, тут мало осознать и простить своих обидчиков — механизм соматики уже запущен, маховик раскручен и остановить его не так просто, даже если вы изменили свои взгляды и пересмотрели жизненную позицию. У материального плана, в данном случае у тела — свои законы. Поэтому важно понимать комплексность в лечении болезней. Лекарства здесь выступают не как панацея, и не как единственный способ вылечится, а как хороший помощник, убирающий симптомы, а главная «работа» — это ваше осознавание тех переживаний, которые отображаются на физическом уровне, поражая тот или иной орган. Ведь сколько примеров того, как вырезали опухоль, а она вырастала снова, или удаляли камни — и они вновь появлялись. Человек в этом случае не задумался о причинах своих болезней, не изменил ни образ жизни, ни свое отношение к окружающему миру, и, пожалуйста, симптом вернулся.
Научных определений психосоматики довольно много. Возьмем достаточно доступное, предложенное Ириной Германовной Малкиной-Пых — психологом, доктором физико-математических наук в области системного анализа и математического моделирования сложных биофизических систем. «Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний.
Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.»
Термин «психосоматический» окончательно прижился в медицине благодаря венским психоаналитикам (Deutsch, 1953), и с этого времени психосоматическая медицина обозначилась как «прикладной психоанализ в медицине». Дойч, эмигрировав в сороковые годы в США, вместе с коллегами Фландерс Данбар, Францем Александером и др. вызвал интерес к психосоматическим проблемам, и уже к концу 50-х годов в американской научной литературе было опубликовано около 5000 статей о соматической медицине глазами психологов.
С проблемами психосоматики успешно работают, так называемые, телесно-ориентированные терапевты. Так же, хорошо осознавать телесные зажимы и патологии помогает танце-двигательная терапия. Первым, кто начал работать непосредственно с телом был Вильге́льм Райх (нем. Wilhelm Reich; 24 марта 1897, Добряничи, Галиция, Австро-Венгерская империя — 3 ноября 1957, Льюисбург, Пенсильвания, США) — австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, ученик Фрейдa. Вильгельму Райху принадлежит термн «мыщечный панцирь» — когда невыраженные чувства настолько закрепостили тело, что образовывается огромный мышечный корсет от поясницы до шеи, мешает движениям, гибкости — как телесной, так и гибкости в отношении взглядов и межличностных отношений. Райх работал с телом пациента, выработав определенные положения, в которых освобождались телесные зажимы и спрятанные чувства буквально извергались наружу, освобождая тело и помогая пациенту осознавать свои истинные переживания и учиться выражать их, а не копить в теле, разрушая его.
Описаны несколько классических психосоматозов (болезней, вызванных определенными переживаниями), среди них — ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, нейродермит, энурез, псориаз и некоторые другие. Даже рак, хотя это не доказано, возникает у людей, склонных копить обиды — их накапливается столько, что тело начинает саморазрушаться. Каждому подобному заболеванию соответствуют те или иные проявления личности, черты характера.
Хочется привести пару примеров, с которыми я сталкивалась лично. Это рассказы о своих клиентах моих уважаемых учителей — высококвалифицированных специалистов — клиницистов-психотерапевтов.
Пример первый. К моему коллеге мама привела девочку 10 лет, у которой на голове стали в определенном месте выпадать волосы так, что образовалась маленькое гладкое пятно — этакая круглая лысинка. Никакие мази не помогали, врачи развели руками и отправили к психотерапевту. В ходе терапии выяснилось, что родители девочки практически не бывают дома и та находится в течении длительного времени с бабушкой — очень властной, критикующей, контролирующей женщиной. Похвала отсутствовала вообще, зато с утра до вечера бабушка просто «пилила» и критиковала девочку. И, в конце концов, в буквальном смысле «плешь проела». Родители пересмотрели свой образ жизни, разъехались с бабушкой, родили братика. Мама была целый день дома, много общалась с дочерью, хвалила ее и гладила по голове. Девочка была счастлива — и маленький братик и мама рядом. Симптом ушел.
Пример второй. Кроме симптома, присущего человеку с определенными чертами, может проявляться еще, так называемый семейный симптом. Когда слабые члены семьи как бы через свои болезни отражают невыраженные чувства более сильных. Это, как правило, дети и, как это ни странно — домашние животные. К моей коллеге пришла пожилая пара, у которой не было детей. У них облысела кошка. Ветеринар, которому показывали кошку, видимо был человек продвинутый, и, не найдя ничего, посоветовал семье сходить к психотерапевту. И действительно, пара была настолько интеллигентной и сдержанной, оба никогда внешне не проявляли агрессии друг к другу. А поскольку прожили они долго, взаимных обид и раздражения друг на друга было достаточно. Похоже, что просто воздух был заряжен непроявленной агрессией, которую и «взяла на себя» кошка.
Тело — это кладезь наших чувств. Оно помнит все вплоть до своего рождения и нахождения в пренатальном периоде. Наши чувства, если их не выражать, никуда не исчезают. Они остаются мышечными зажимами в теле и продолжают жить там своей жизнью. Наш разум в этом смысле далеко нам не помощник. Он может сработать как анастезия — объяснить с логической точки зрения, что все в порядке, что не так уж я и переживаю, а еще работают социальные установки; «чувства нельзя показывать», «мужчины не плачут», «гордая женщина сама справиться с переживаниями» и т. д. Вот вам и психосоматика — начинает пошаливать желудок (невыраженный гнев), побаливать сердце (длительное отсутствие любви — к себе в том числе), наш любимый целлюлит и жировые отложения в области ягодиц и бедер (невыраженная сексуальность, страх быть сексуальной и привлекательной), боли в спине (слишком много ответственности, все на собственном «горбу»). Продолжать можно до бесконечности.
И наоборот — у человека гибкого в межличностных отношениях, как правило, гибкое тело, у человека гармонично развитого — гармоничное телосложение, у человека мягкого и открытого — плавные мягкие телодвижения. Понаблюдайте за этим — вы будете поражены, как точно тело и движения отражают характер человека и склад личности. Особенно это заметно по старым людям — там просто четко видно, как человек жил, сгорбленный ли он или у него суровые обострившиеся черты лица, либо отталкивающий взгляд. А теперь вспомните красивых старых людей — с открытыми лицами, теплой улыбкой, мягкими движениями. Сразу видно, что открытый миру и чувствам человек сохранил это на протяжении жизни и его тело отражает это в старости четче, чем в каком-либо другом возрасте. И знаете почему? Потому что тело не врет. По нему можно считать все, что угодно. Даже отношение к жизни. Посмотрите, как люди по разному взрослеют и стареют. Человек, любящий жизнь, радующийся ей, развивающийся, занимающий самопознанием очень долго остается молодым, да и потом не стареет — а становиться «моложавым». И это факт.
И, наконец, старый как мир вопрос, который, как я предвижу, уже давно у вас на языке: «Что делать»?
- Во-первых, учитесь слушать свое тело. Не игнорируйте его. Оно вам подскажет, что и когда есть, с кем быть (да, да, это именно про телесное принятие или не принятие другого человека), как двигаться. Просто доверяйте ему. Найдите способ дать телу спонтанные движения (танце-двигательная терапия, контактная импровизация, телесные и дыхательные практики) Вы будете поражены своим новым самочувствием.
- Расслабляйтесь. Придумайте свой способ снимать напряжение в конце дня — это может быть мягкая музыка, ритмичное дыхание, хвойная ванна. С расслаблением и глубоким дыханием уходит раздражение, обиды, злость, накопленные в конце дня. Можете представлять, как с вдохом в вас входит спокойствие, любовь, свет, а с выдохом все негативные переживания. Вы увидите, что алкоголь, курение и сидение до ночи за компьютером будут становиться для вас все менее актуальными. Это такие псевдо заменители настоящего расслабления.
- Любите себя и свое тело. Перестаньте себя критиковать и наказывать. Простите себя, наконец — вы такие, какие вы есть и имеете право ни ошибки. Имеете право быть слабыми. Хвалите себя за малейшие достижения. Сначала будет трудно и непривычно, но потом, уверяю вас, это вам понравится.
- Будьте собой. Не пытайтесь оправдывать чьи-то ожидания, быть удобным кому-то. Не подстраивайтесь под чье-то мнение. Это очень разрушительно для вашего тела — ведь вы пришли сюда прожить свою жизнь, а не чью-то.
- Если вы обижены на кого-то — простите их. Если не получается простить — не прячьте злость, а прямо себе в ней признайтесь — это тоже принесет облегчение. На данном этапе жизни это так.
- Если вы кого-то обидели — попросите прощения. Если эти люди недоступны — попросите мысленно.
- Возьмите на себя ответственность за свою жизнь. Только вы отвечаете за то, что с вами происходит — не обстоятельства и тяжелое детство. Это освободит энергию на творческую реализацию себя и уберет негативные переживания по поводу несправедливости жизни. Стройте свою жизнь, иначе она будет «строить» вас.
- Доставляйте себе удовольствия. Поймите, что вы на самом деле сейчас хотите — и сделайте это для себя.
- Уважайте мнения других людей. Можете их не разделять, но они имеют право на него, как и вы на свое.
- Будьте гибкими. Не привязывайтесь к каким-то одним догмам. Рассматривайте жизнь творчески,
- Если что-то в жизни невозможно изменить — смирить с этим. На самом деле таких вещей мало, но есть. Например, инвалидность, лежачий больной в доме, алкоголик в семье. Смиритесь и перестаньте от этого страдать. Старайтесь просто эту ситуацию учитывать, но не зависеть от нее. Подумайте, как можно доставлять себе удовольствие, исходя из данного положения вещей.
- Рассматривайте негативные ситуации как точку роста и трамплин для ваших изменений.
Как называют человека, который наслаждается жизнью?
Каким словом можно описать человека, который любит жизнь? Мой ответ: одно слово — « биофил », от слова «биофилия» (от греческого «биос» — жизнь и «филия» — влечение, любовь), термина, впервые использованного Эрихом Фроммом, который определил его как «страстную любовь жизни и всего живого».
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на quora.com
Как вы называете того, кто любит жизнь?
любовь к жизни и живому миру; близость человека к другим формам жизни.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.com
Что такое Филомат?
: любитель учиться : ученый. особенно: студент математики.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на merriam-webster.com
Как вы называете человека, которому что-то нравится?
энтузиаст Добавить в список Поделиться.
Запрос на удаление |
Полный ответ см. на сайте word.com
Как называют человека, который любит фэнтези?
Склонная к фантазиям личность (FPP) — это предрасположенность или черта личности, при которой человек на протяжении всей жизни испытывает обширную и глубокую вовлеченность в фантазии.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org
Люди, которые любят одиночество, обладают этими 12 особыми чертами характера
Кто такой плювиофил?
Существительное. плювиофил (множественное число плювиофилов) (неологизм) Тот, кто любит дождь; тот, кто находит радость и душевный покой в дождливые дни.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wiktionary.org
Вы селенофил?
Кто такой селенофил? Иногда называемый филоселеном, человек, любящий луну, безусловно, положительно любит луну и, несомненно, обладает селенофилией — глубокой привязанностью к луне. Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на aneha.co
Что означает мелофил?
мелофил (множественное число мелофилов) Тот, кто любит музыку.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wiktionary.org
Что такое ходофил?
Ходофил (прил.) Происхождение: греч. Определение: «любитель дорог», или лучше «любовь к путешествиям».
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на hopscotchtheglobe.com
Что такое ксенофил?
: кого-то привлекают иностранные вещи (такие как стили или люди)
|
Посмотреть полный ответ на merriam-webster.com
Кто такой знающий человек?
Кто-то, кто хорошо осведомлен, является высокообразованным и хорошо разбирается в конкретном предмете.
Запрос на удаление |
Просмотреть полный ответ на словаре.com
Как вы называете того, кто жаждет славы?
тщеславный. тот, кто ищет известности и славы, чтобы возвеличить себя, вместо того, чтобы поощрять других совершать благородные, трудные и достойные дела.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на english.stackexchange.com
Как называется всезнайка?
синонимы слова всезнайка
умник. Мудрый парень. хвастун. мозг. интеллектуальный.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на thesaurus.com
Как назвать людей, которые любят небо?
Любителя неба называют астрофилом.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на englishnotes.com
Что означает Галливантер?
/ ˈgæl əˌvænt, ˌgæl əˈvænt / ФОНЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕПОЛНЕНИЕ. См. синонимы для: gallivant / gallivanter на Thesaurus.com. бродить в поисках удовольствия или развлечения; черт. легкомысленно и публично ходить с несколькими романтическими партнерами.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.com
Чем одержим селенофил?
«Селенофил (сущ.) — человек, любящий луну».
Запрос на удалениеСлово «дендрофил»?
Значение слова дендрофил в английском языке
человек, любящий деревья: Страстный дендрофил, он говорит о характеристиках разных деревьев, как если бы описывал людей.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.cambridge.org
Что такое Moonchild?
(ˈmuːnˌtʃaild) существительноеФормы слов: множественное число -дети. человек, рожденный под знаком зодиака Рак. [1965–70; луна + ребенок; назван так из-за астрологического сочетания Луны с Раком]
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте collinsdictionary.com
Какой у вас файл?
Слово «филе» происходит от древнегреческого слова «филеин», означающего любить. Филе обозначает человека, который любит или питает привязанность к определенной вещи. Бесплатный словарь определяет «Фила» как «Тот, кто любит или имеет сильную близость или предпочтение».
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на facebook.com
Кто любит луну?
Селенофил: человек, любящий луну.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на amazon.com
Какой человек любит солнце?
Гелиофил. Сначала вы можете подумать, что этот человек любит гелий. Однако гелио происходит от греческого слова hēlios, означающего солнце. Итак, гелиофил – это любитель солнца.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте specknews1.com
Как вы называете того, кто любит тишину?
|
Просмотреть полный ответ на словаре.com
Что за фила любит животных?
Но английское слово ailurophile не происходит от египетского; скорее, оно происходит от сочетания греческого слова ailouros, означающего «кошка», и суффикса -phile, означающего «любовник». Если любовь к кошкам египтян оставляет вас равнодушным, и вы больше симпатизируете средневековым европейцам, которые считали кошек злыми…
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на merriam-webster. com
Как называют человека, который хорош во всем?
Как называют человека, который хорош во всем? Чаще всего для описания этого типа людей используется термин «мастер на все руки».
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на quora.com
Как называют человека, который всегда хочет все знать?
Попробуйте пантомат. Пантомат — это человек, который хочет знать все.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на english.stackexchange.com
← Предыдущий вопрос
Помнят ли вас кобры?
Следующий вопрос →
Нравится ли девушкам, когда парень занят?
Как назвать того, кто любит жизнь?
На ум приходят два термина: « bon vivant » и «эпикурейский». Другой термин, хотя он может иметь негативный оттенок из-за того, что он делает это чрезмерно, — это «гедонист», хотя настоящие гедонисты, похоже, принимают этот термин. Четвертый термин, который приходит на ум, — «сластолюбие».
|
Посмотреть полный ответ на english.stackexchange.com
Что такое слово для любителя жизни?
любовь к жизни и живому миру; близость человека к другим формам жизни.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.com
Как называется человек, полный жизни?
живой, оживленный, живой, бодрый, веселый означает остро живой и энергичный. живой предполагает живость, бдительность или энергию.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на merriam-webster.com
Есть ли слово Жизненный?
полон жизни; оживленный; анимированный.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary. com
Что такое дающий жизнь?
: дающий или обладающий силой давать жизнь и дух : бодрящий.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте merriam-webster.com
Позвоните кому-нибудь и скажите, что любите его, за 5 долларов0010
Кто такой логофил?
Тот, кто любит слова, называется логофилом. Несмотря на то, что довольно. немногие из нас, любителей слов, логофил не настолько распространен, чтобы проникнуть в него. большинство словарей. Логофил происходит от двух греческих корней: логос, что означает.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на britannica. com
Кто такой филомат?
: любитель учиться : ученый. особенно: студент математики.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на merriam-webster.com
Что означает биофилия?
Слово «биофилия» происходит от греческого «филия», что означает «любовь к». Это буквально означает любовь к жизни или живым существам. В людях глубоко укоренилась любовь к природе, которая представляет собой интуитивное и естественное стремление, отпечатанное в нашей ДНК.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на planteriagroup.com
Кто такой немофил?
немофил (множественное число немофилистов) (редко) Тот, кто любит леса или лесные пейзажи; охотник из леса.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wiktionary. org
Что означает космофилия?
Космофилия означает «любовь к орнаменту». Эти стихи можно рассматривать как разработки, преднамеренные акты воображения, которые украшают предметы или события, вдохновившие их на создание, подчеркивая их сложность.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на kpl.gov
Что такое аграрность?
(ˌærəˈbɪlətɪ) существительное. пригодность земель для выращивания сельскохозяйственных культур.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте collinsdictionary.com
Кто такой меломан?
Существительное. меломан (множественное число меломанов) Человек с ненормальной любовью к музыке; человек, который любит музыку. [
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wiktionary. org
Кто такой мизоман?
мизомания (неисчисляемое) (психология) Мания ненависти ко всему. (психология) Страх преследования или всеобщей ненависти.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wiktionary.org
Кто такой гелиофил?
Существительное. гелиофил (множественное число гелиофилов) Любой организм, привлекаемый солнечным светом. Человек, который любит солнечную погоду.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wiktionary.org
Кто такой плювиофил?
Плювиофил: любитель дождя; тот, кто находит радость и душевный покой в дождливые дни.
Запрос на удаление |
Просмотреть полный ответ на amazon.com
Что означает Либрокубикулярист?
Либрокубикулярист (сущ. ): Человек, который читает в постели.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте anythinklibraries.org
Кто такой соливаганец?
solivagant (множественное число solivagants) тот, кто бродит в одиночестве.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wiktionary.org
Является ли лингвафил настоящим словом?
Слово лингвафил чаще всего используется для обозначения людей, которые говорят на нескольких языках из-за своей любви к изучению языков. Но вам не нужно свободно владеть более чем одним языком, чтобы быть лингвафилом. Лингвафилы любят язык за все, что он может делать.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.com
Кто такой сибарит?
существительное. (обычно строчная) человек, преданный роскоши и удовольствиям.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.com
Что такое логофил любовник?
существительное. любитель словесности.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.com
Что такое Центролецитал?
центролецитальный. / (ˌsɛntrəʊˈlɛsɪθəl) / прилагательное. зоология (яиц животных) с центрально расположенным желтком.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.com
Что имеется в виду под спорогенным?
прилагательное. или относящихся к спорам или спорообразованию.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на Dictionary.com
Что означает Макрофаг?
Определение макрофагов
: питание относительно крупными твердыми частицами — сравните микрофагов.