Человек не может жить без веры: Может ли человек жить без веры? — Nikolas на vc.ru

Женщина без веры жить не может

14 декабря 1908 г.
Батюшка мне не раз говорил, что про него распускают различные клеветы и выдумки, иногда очень смешные и глупые. Например, в Шамордине про Батюшку говорят, что он всякую картошку «описывает», т. е. что он очень скуп и жаден. А это не так, даже совсем наоборот. Теперь я имею возможность видеть его жизнь полнее благодаря тому, что все утро провожу с Батюшкой… 

Сам Батюшка довольствуется скитской трапезой, находит ее вкуснее всего, что он кушал в миру, а у него, по его словам, в руках была «вся благая».

Келейная жизнь Батюшки отличается простотой. Также он прост и в обращении с братией.

—Простота была во время первого монашества в обращении Аввы с учениками. Авва был отцом, а не господином или начальником, к которому нельзя подойти. Эта же простота была и при наших старцах в нашем скиту. Потом после о. Амвросия и о. Анатолия эта простота стала исчезать. Теперь мне даже говорят, что я слишком просто обращаюсь.

А я иначе как-то не могу. Если же некоторые злоупотребляют моей простотой, то я не виноват. Не могу же я из-за некоторых стать в холодные официальные отношения ко всем.

Однако я начал с того, что про Батюшку распускают клеветы. Так вот, однажды Батюшка, только что услышав о себе новую клевету, сказал мне:

— Все может быть. Может быть, вы будете впоследствии духовником. Там вот, я и говорю вам: опасайтесь женского пола, с ними надо быть чрезвычайно осторожным… Так сплетут, так сплетут… и смысла-то никакого нет…

Так говорил и в другой раз:
— С ними, т. е. с послушницами и монахинями, нужно быть осторожным. Мне они жалуются на о. Иосифа, а о. Иосифу — на меня. Однажды мне келейник о. Иосифа и говорит: «Вы, Батюшка, пожалуйста, им не верьте, все врут. Также они у себя в монастыре шатаются по кельям, да занимаются сплетнями… И это постоянно».

Но при этом я должен сделать оговорку, что такое шатание продолжается до той поры, пока она еще не встала на монашеский путь.

Как только она встала на монашеский путь, получила монашеское устроение, все это кончается, и она прямо пойдет по рельсам. Есть монашенки очень высокого устроения…

15 декабря 1908г.
Батюшка благословил поминать, т. е. записать в свое поминание каждому из нас непрославленных подвижников, известных своею жизнью. «Это великое дело. Не столько они нуждаются в наших молитвах, сколько мы — в их молитвах. И, если мы за них молимся, то они сейчас же отплачивают нам тем же». 

19 декабря.
Батюшка говорил, что надо знать наизусть тропарь «Заступница усердная» (Казанской Божией Матери) и читать его ежедневно. Затем псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго» читать также ежедневно, а молитву «Богородице Дево, радуйся» утром и вечером читать по 12 раз. Эта молитва имеет также великую силу: ее надо читать каждый час не по одному разу, но о. Амвросий говорил, что «читать за дневные 12 часов — утром, а за вечерние — вечером.

Так передайте и брату Ивану…» 

Женщина без веры жить не может. Или она после временного неверия опять возвращается к вере в Бога, или же начинает быстро разлагаться. Другое дело мужчина: он может жить без веры. Окаменеет совершенно, станет соляным столбом, — таким окаменелым и живет. А женщина так не может.

—Вы знаете, какой для меня день 17 декабря?

—Нет.

—В этот день я оставил Казань в 1891 году, чтобы уже более никогда в нее не возвращаться. Сегодня память трех отроков, вышедших из печи невредимыми. И меня Господь сподобил уйти из мира, который тоже есть печь страстей, именно в этот день. Отроки были брошены в печь за то, что не хотели поклониться идолам, поэтому Господь и вывел их из печи невредимыми. Также и мы, монахи, и я, и вы вышли из мира, конечно, потому что не хотели поклониться идолам. А идолы там везде расставлены: идол блуда, идол гордости, чревоугодия и т. д. Будем молить Господа, да сподобит Он нас Царства Своего Небесного. А там красота, которую воистину и «око не виде, и ухо не слыша… и на сердце человеку не взыде»…

Однажды Батюшка с преосвященным Кириллом, пораженные чудным видом в лунную ночь в Казани, невольно перешли к разговору о вечной, нетленной красоте в Царстве Небесном.

—»А там-то как? А там-то как, Павел Иванович?» — говорил преосв. Кирилл. И теперь, конечно, наслаждается он тем, чего мы даже вообразить себе не можем. Блаженная душа… С ним я любил побеседовать. Да вот и с вами поговорить мне все-таки доставляет утешение…

 

20 декабря 1908г.
Батюшка не раз говорил мне, что к нему приходят «блаженные души». Да и вообще при разговоре употреблял неоднократно это выражение. А вчера Батюшка объяснил мне, почему он называет их блаженными. 

—Я их называю блаженными, — говорил Батюшка, — потому что у них есть великое сознание своей немощи, греховности, и при этом сознании — твердая вера в Бога…

А также недавно говорил следующее:
—Был человек богат, стал вдруг нищим. Это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным. И это поправимо, ибо и с нищим, и с больным есть Христос. А потерять веру — великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры…

21 декабря.
Нужды материальной я никогда не испытывал. Даже напротив, от пелен до смерти дедушки, т. е. до 13-летнего возраста, я жил чуть ли не в роскоши. Кроме того, был любимцем бабушки, да кажется, и дедушки. Одним словом, мне хорошо жилось. Помню, устраивалась у нас елка на Рождество: детское веселье, конфеты, блеск украшений — все это меня радовало. 

Но хорошо помню один вечер. Я один около елки. В комнате полумрак: горит лампа, и тень от елки падает на большую половину комнаты. И вот какая мысль у меня в голове: я сыт, одет, родители утешили меня прекрасной елкой, я кушаю сладости, в комнате тепло… Но есть, я знаю, такие дети, у которых нет даже необходимого. Об елке и речи быть не может: они полураздеты, просят милостыню на морозе или, голодные, сидят в холодных подвалах…

Помню еще, как-то в Рождественский сочельник, мне было как бы грустно, скучно. Трудно выразить то состояние словами — ничем не хотелось заняться, я ходил из одного угла комнаты в другой…, неудовлетворенность какая-то, но вполне безотчетная. Теперь я думаю, что душа моя жаждала духовного утешения, ибо в церкви я в тот день не был.

Да, чувствительна детская душа, она, хотя и бессознательно, но любит Бога. И блаженны те дети, которых родители учат молиться, говорят им о Боге, читают духовные книги. К таким блаженным детям принадлежал и я…

Я вижу, что все благоприятствовало мне в духовном отношении, поэтому я жестоко отвечу и расплачусь, если не принесу должного плода, ибо «ему же много дано, много и спросится», и «Ведевый волю Господина и не сотворивый, биен будет много…»

23 декабря.
Сегодня ровно год, как мы приехали в Оптину уже для постоянного жительства в скиту, а в скит пришли 24 декабря. 

20 числа скончался великий светильник земли русской — протоиерей о. Иоанн Кронштадтский. Скончался на день памяти св. Игнатия Богоносца. До нашего скита весть об этом дошла только 21 декабря. Как только узнали, сейчас же Батюшка пришел в церковь (за вечерней в воскресенье), и была отслужена панихида.

После панихиды Батюшка сказал краткое слово об о. Иоанне.
—Он был светильником горяй и светяй: он имел дар высокой внутренней молитвы. Его деятельность была так велика, что только удивляешься, как могло выносить это его слабое тело. И вспоминаются слова апостола: «Сила Божия в немощи совершается».

Замечено, что люди высокой духовной жизни обыкновенно отходят из этой жизни за день памяти такого святого, который в свое время подвизался подобным, сродным подвигом или имел одинаковый с ним дар. Так и о. Иоанн скончался в день памяти св. Игнатия Богоносца, который был родоначальником Иисусовой внутренней молитвы… Помолимся по силе о упокоении его души…

Батюшка привел мне текст из Евангелия:
— Апостол Филипп уверовал в Господа и возвестил благую весть о Христе Нафанаилу, но тот не поверил. А когда Господь сказал ему: «Прежде даже не возгласил тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя…», и он уверовал. Господь, видя веру его, рече ему: «Зане рех ти, яко видех тя под смоковницею веруеши: больша сих узриши…»

Это начало очищения ума, когда человек начинает видеть то, чего прежде не замечал, чего и другие не замечают, чего он даже не предполагал. Господь постепенно снимает покров с внутренних очей.

Вот Георгий-затворник, хотя он и был в глубочайшем затворе, но переписку имел, и вот что однажды писал он:
—Я прежде читал светские книги, но теперь решил не читать; там красивые слова, красивые мысли… и больше ничего. А Св. Писание все тайнами повито… Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Всего уразуметь нельзя. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т. д. — вот то же и в св. Писании:

уразумел человек один смысл, за этим смыслом есть другой, более глубокий, за вторым — третий и т. п. Вот так Господь и просвещает разум Своих подвижников…

24 декабря 1908г.
Ныне день великий и блаженный для меня: мы начали свою жизнь в скиту в числе братии в этот святой день,ождественский сочельник. Да, велика и неизреченна Бо-жия милость ко мне, недостойному. Мое поступление в скит есть великое чудо милости Божией. Итак, сегодня ровно год, как мы в скиту. Богу нашему слава.  

25 декабря 1908г.
Сейчас я узнал из разговора братии, что в монастыре во время обедни был пожар на кирпичном заводе, и что недавно скончался скоропостижно о. Илиодор — благочинный. Он служил обедню где-то в деревне, и был даже после обедни, т. е. часа в два, у Батюшки на благословении. Значит он скончался всего несколько часов назад и, как говорят, от разрыва сердца. 

28 декабря 1908г.


Как-то Батюшка говорил мне о том, что в Библии, кроме внешней стороны, есть еще и внутренняя, т. е., что помимо голых фактов есть глубокий преобразовательный смысл этих же самых фактов. Этот смысл открывается по мере очищения ума человека. 

Так, например, «Переход евреев через Чермное море» прообразовал собою новозаветное крещение, без которого никто не может войти в Царство Небесное. Этот факт — переход через Чермное море — действительно был… Так вот все это было и составляет внешнюю сторону фактов. А внутренний смысл таков: первое движение Моисеева жезла начертало прямую линию в вертикальном положении, а второе — прямую в горизонтальном положении, ударив жезлом в сторону, повелевая таким движением сомкнуться водам… Обе линии вместе составляют крест.

Понимал ли это Моисей, исполнявший в точности Божий повеления? Надо полагать, что понимал. Вся совокупность этих событий, как я уже сказал, прообразовала таинство крещения. Человек при крещении погружается в воду и оставляет в купели, которую прообразовало Чермное море, всю свою греховность: оттуда выходит совершенно чистым, святым. Таким образом, фараон с воинством означает насилующий человека грех, власть диавола, ибо до крещения, т. е., до искупления человека Христом, все были под властью диавола, независимо от праведности их жизни. Крещением человек освобождается от всего этого, как израильтяне избавились от фараона, выйдя из моря в безопасности от погони…

29 декабря 1908г.
Батюшка при огне с трудом занимается. 

—Смотрите, как поздно светает… Кроме того, самые дни-то сумрачные, небо в облаках. Вот за всю зиму два-три дня всего и было ясных. Солнышка нет. Невольно вспоминается знаменитая проповедь о. Иоанна Кронштадтского:

—Смотрите, — говорил он, постукивая пальчиком по аналою, — смотрите, уже не третья ли часть солнца померкла, как это говорится в Апокалипсисе…

Да вот и я помню, хоть и не велика моя жизнь, ясные, светлые дни. Помню, что на Пасху, на Светлый праздник бывала обыкновенно чудная, ясная погода…

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

«Не представляю, как можно жить без веры»

Станислав Гурин — профессор Саратовского социально-экономического университета и Саратовской православной духовной семинарии, известный в среде саратовских интеллектуалов философ и антрополог, автор нескольких книг. В постперестроечные годы был одним из основателей Общества православной интеллигенции в Саратове. Сегодня Станислав Петрович любезно согласился ответить на вопросы нашего издания.


— Станислав Петрович, какое место в Вашей жизни сегодня занимает вера?

— Основное, первое место. Все остальное так или иначе согласуется с духовной составляющей жизни, подчиняется, служит ей. Если возникает необходимость выбора, то я всегда выбираю, руководствуясь тем, что диктует мне вера.

 — Ваш путь в Церковь складывался гармонично или были периоды каких-то сложных исканий, жизненных потрясений?

— Искания, конечно, были, но каких-то уж очень сложных ситуаций не было. Я с детства увлекался физикой и математикой, окончил математическую школу, затем мехмат нашего университета. Но в математике меня больше занимали философские вопросы. Пытался понять для себя, что такое бесконечность, совершенство, гармония. Тогда найти ответы на все эти вопросы было сложно, не было возможности получить не то что богословские знания, но и гуманитарные.

— А какие шли годы?

— Это были доперестроечные 1979–1984 годы. Тогда у меня сформировался интерес к философии. Выбирал что-то для изучения я в первую очередь по интеллектуальным критериям: интересовался буддизмом, китайской философией. Христианство было даже менее доступно в те годы. Евангелие я прочитал достаточно поздно, на старших курсах университета. Поработав несколько лет по специальности, я решил все же профессионально заниматься философией, окончил аспирантуру. И вот уже 25 лет преподаю философию. Но только в 29 лет, когда я уже был кандидатом наук, я принял Крещение. Не было внешних поводов и толчков, исключительно по внутренней потребности, от неудовлетворенности всем тем, чем занимался до этого. Наука, восточные религии, которыми увлекался, не заполнили внутреннюю пустоту, которая была, не удовлетворили духовную жажду.

— Расскажите, как Вы крестились?

— В 1991 году я был в Петербурге на курсах повышения квалификации, нам читали лекции, но все было как-то скучно, не приносило удовлетворения. Я гулял, заблудился и вышел к храму святого Николы Морского. Потом уже я узнал, что в этом храме есть чудотворная икона святителя Николая. Я боялся даже зайти, перекреститься, но в итоге что-то почувствовал там и за один-два дня решил креститься. Хотя перед крещением были искушения.

— Что это были за искушения?

— Рядом со мной в общежитии жил один доцент. И он всю ночь перед крещением меня отговаривал. Говорил: «Ну, ты же умный человек, есть наука, философия. Зачем тебе нужна религия?». Я ему ответил, что все это я изучил, но тоска, духовная жажда остаются. Он ругался, топал ногами, ушел. Через некоторое время опять вернулся, разбудил меня и говорит: «Ну ладно, пусть будет религия, но давай какую-нибудь современную, оригинальную выберем. Есть учение Рерихов, Блаватской». «Не хочу,— говорю ему,— это современные учения, созданные людьми, а я хочу старую традицию, проверенную временем, где были Спаситель, святые, были чудеса». Он ушел. Потом приходит третий раз: «Ну ладно, пусть хотя бы будет католицизм — это часть замечательной европейской культуры. Католические храмы и в России есть». «Но я хочу со своим народом быть,— отвечаю.— И вообще Православие более содержательное, больше соответствует изначальному христианству, да и язык мне понятнее». Он говорит: «Ну ладно, тогда пусть будет хотя бы старообрядчество…». В общем, он перебрал все варианты. 

А я все-таки крестился, следуя своему внутреннему желанию, исходя из духовной потребности. Жаль, что не встретил я раньше человека, учителя, который бы меня привел в Церковь, объяснил, рассказал многие вещи вовремя. Считаю, что минимум 10 лет сознательной жизни я потерял.

— Почему Вы так жалеете, что не пришли в Церковь раньше?

— Потому что время ушло и силы уже не те, что в молодые годы. Если бы это произошло раньше, то, возможно, жизнь бы я свою по-другому построил. Может, стал бы священником или даже монахом. А менять что-то в зрелом возрасте уже и страшно, и поздно. Но с момента крещения я стал регулярно бывать в храме, исповедоваться, причащаться.

— Как близкие отнеслись к переменам в Вашей жизни?

— Родители возражали, долго не понимали. Супруга крестилась, ходит в церковь. А вот сын равнодушен к вере до сих пор…

— У Вас большой опыт церковной жизни, а были моменты охлаждения?

— Были. Когда долго ходишь в церковь, молишься, а ничего видимого не происходит, появляются усталость, равнодушие некоторое. Ведь хочется постоянного возрастания, движения. Были моменты, когда переставал читать молитвенное правило, но потом одумывался, одергивал себя. Бывает, что очень начинают мешать разного рода трудности — бытовые, семейные. Чем серьезнее ты относишься к церковной жизни, тем больше сопротивления появляется. Но это закономерно.

— Были ли в Вашей жизни события, встречи с людьми, которые вдохновляли, помогали двигаться?

— Да, конечно. Каждая паломническая поездка была таким событием. Что касается встреч с людьми, то назову две. Однажды мы с семьей случайно оказались в Санаксарах и попали на исповедь к старцу Иерониму, который был духовником Санаксарского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Он нас с супругой благословил венчаться. Встреча с ним имела на меня очень большое влияние. Второй пример — наш Владыка, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Очень приятно с ним общаться, видеть, как он служит и как на глазах меняется жизнь в епархии. Когда понимаешь, сколько сил он отдает работе и служению, становится стыдно за свои слабости и леность, хочется сделать как можно больше для Церкви.

— А что, по-Вашему, изменилось? Спрашиваю так потому, что те, кто пришел в Церковь не так давно, не имеют возможности оценить эти перемены.

— Были у нас и раньше храмы, совершались в них богослужения, семинария работала. Действовало Общество православной интеллигенции. Но все это было на периферии; каждый шаг, проведение какого-либо мероприятия — все давалось очень тяжело, поддержки не было ни со стороны власти, ни со стороны прессы. А с приездом Владыки ощущается реальная помощь, участие. И по всем направлениям жизни епархии есть зримые изменения, начиная от строительства храмов и заканчивая работой епархиального сайта. Священники приходят в вузы, больницы, тюрьмы, сотрудничают с военными, работает молодежное общество, развивается миссионерство. Любому человеку с непредвзятым взглядом заметны перемены. И главное, все делается не формально, с душой. Реально видна жизнь Церкви. И все, кто хочет, могут участвовать в ней и почувствовать на себе, что Церковь — живой, действующий, активный организм.

— Вы, как преподаватель, много общаетесь с молодежью. Почему, на Ваш взгляд, при таком оживлении церковной жизни молодежь остается в большинстве своем в стороне?

— Влияет современный образ жизни, западная культура, мода, реклама. Чтобы прийти в Церковь, нужно усилие воли, да и церковная жизнь предполагает некую дисциплинированность. Современная же молодежь — инфантильное поколение, не привыкшее к трудностям, к постановке целей, их достижению. Если большинство молодых вообще не интересуют умные книги, кино, умные люди, то и религия их никак не задевает. Если они будут интересоваться вопросами смысла жизни — тогда религия будет им необходима. А так она существует для молодежи как обряд или традиция, не более того. На сотни студентов CГСЭУ — единицы тех, кто живо интересуется тем, что я рассказываю о христианской философии, Церкви. Но у меня были случаи, когда я встречался с моими студентами спустя годы, и они говорили: «Мы вас слушали в годы учебы и не понимали, а теперь вспомнили, что вы говорили и, благодаря этому, пришли в Церковь». Я рад, что двое из моих студентов поступили в духовную семинарию.

Затаскивать, заманивать в Церковь я не вижу смысла, это не даст результата. Но радует, что если сегодняшние студенты дозреют, и в душе у них проснется духовная жажда, начнутся поиски, то они знают, что есть Церковь, куда они могут прийти со своими вопросами. В наше время такой возможности не было. 

— Что лично Вам дало христианство, что оно привнесло в Вашу жизнь?

— Появилось понимание истинной цели и смысла жизни. До этого было обыденное материалистическое представление: надо иметь семью, работу, чего-то достичь. Все локально, ограничено в каких-то пределах. Умрешь, и ничего не останется после тебя, все сотрется. Ради чего тогда стараться, что-то совершать? А христианство нам говорит, что есть бессмертие, вечность, возможность совершенствования и обожения. Есть пример Христа, святых. Мы можем участвовать в грандиозных событиях, быть их соучастниками, сопричастниками. Это дает огромный масштаб личной жизни и реализации.

Научное и обыденное мировоззрение — это антропологический минимум, оно представляет человека как разумное животное. А христианство дает нам антропологический максимум. Человек может быть соучастником божественных дел, деятелем на Земле, посланным Богом для исполнения Его дел и замыслов. Это предел, чего только можно пожелать и вообразить. Христианство предлагает быть с Богом и в Боге, Его силами, Его дарами человек может совершать великие дела, если он делает все, конечно, в согласии с Божией волей. Христианство — это лучшее, что когда-либо имело человечество. Оно говорит, что жизнь каждого человека не случайна, и все происходит в ней по Промыслу Божьему. Что может быть больше и выше, чем такое Божественное участие конкретно в твоей жизни? Это придает силы, надежду, хочется сделать максимум из того, что можешь. И я только удивляюсь, как люди живут без веры. Мне кажется, что это почти невозможно.

Беседовала Юлия Семенова
Фото Дениса Каменщикова

Газета «Православная вера» №6 (410) 2010 г.

Что означает выражение «Глупый говорит в сердце своем: „Нет Бога“» (Псалтирь 14:1; 53:1)?

ГлавнаяМатериалыУказательАпологетикаАпологетика и неверующиеДурацкое сердце нет Бога

Вопрос

Ответ

И Псалом 14:1, и Псалом 53:1 гласят: «Глупый говорит в сердце своем: „Нет Бога“». . Однако это не единственное значение еврейского слова, переведенного как «дурак». В этом тексте еврейское слово 9.0009 nabal , который часто относится к нечестивому человеку, не имеющему представления об этической или религиозной истине. Смысл текста не в том, что «неразумные люди не верят в Бога». Скорее, смысл текста таков: «грешные люди не верят в Бога». Другими словами, отрицание Бога — нечестивое дело, а отрицание Бога часто сопровождается нечестивым образом жизни. Далее в стихе перечислены некоторые другие характеристики неверующих: «Они развращены; их дела гнусны; / нет делающего добро». Псалом 14 представляет собой исследование всеобщей испорченности человечества.

Многие атеисты очень умны. Не интеллект или его отсутствие побуждают человека отвергать веру в Бога. Именно недостаток праведности приводит человека к отказу от веры в Бога. Многие люди не возражают против идеи Творца, пока этот Творец занимается Своими делами и оставляет их в покое. Что люди отвергают, так это идею Творца, который требует от Своего творения нравственности. Вместо того чтобы бороться с нечистой совестью, некоторые люди вообще отвергают идею Бога. Псалом 14:1 называет таких людей «глупцами».

В Псалме 14:1 говорится, что отрицание существования Бога обычно основано на желании вести нечестивую жизнь. Несколько видных атеистов признали это истинным. Некоторые, такие как писатель Олдос Хаксли, открыто признали, что желание избежать моральных ограничений было мотивом их неверия:

«У меня были мотивы не желать, чтобы мир имел смысл; и, следовательно, предположил, что его не было, и смог без труда найти удовлетворительные основания для этого предположения. Философ, не находящий смысла в мире, не занимается исключительно проблемой чистой метафизики. Он также стремится доказать, что нет веской причины, по которой он лично не должен поступать так, как он хочет. Для меня, как, без сомнения, и для большинства моих друзей, философия бессмысленности была по существу инструментом освобождения от определенной системы морали. Мы возражали против морали, потому что она мешала нашей сексуальной свободе. Сторонники этой системы утверждали, что она воплощает в себе смысл — христианский смысл, как они настаивали, — мира. Был один удивительно простой способ опровергнуть этих людей и оправдать себя в нашем эротическом бунте: мы отрицали бы, что мир имеет какое-либо значение». ― Олдос Хаксли, 9 лет.0009 Цели и средства

Вера в божественное Существо сопровождается чувством ответственности перед этим Существом. Итак, чтобы избежать осуждения совести, которая сама была создана Богом, некоторые просто отрицают существование Бога. Они говорят себе: «Нет надсмотрщика над миром. Судного дня нет. Я могу жить так, как мне нравится». Таким образом, моральное давление совести легче игнорировать.

Пытаться убедить себя, что Бога нет, неразумно. Суть фразы «Глупый говорит в сердце своем: нет Бога» в том, что это нечестивое, грешное сердце отвергнет Бога. Отрицание атеиста идет вразрез со многими доказательствами обратного, включая его собственную совесть и вселенную, в которой он живет.

Отсутствие доказательств существования Бога не является истинной причиной, по которой атеисты отвергают веру в Бога. Их неприятие связано с желанием жить свободно от моральных ограничений, которых требует Бог, и избежать вины, сопровождающей нарушение этих ограничений. «Открывается гнев Божий с неба на всякое безбожие и лукавство людей, подавляющих истину нечестием своим, ибо ясно им то, что можно знать о Боге. . . так что нет оправдания людям… Их мышление сделалось суетным, и их несмысленные сердца омрачились. Хотя они называли себя мудрыми, а обезумели… Посему и предал их Бог в греховных похотях сердца их… Истину о Боге заменили ложью» (Римлянам 1:18–25).

Вернуться к:

Вопросы по апологетике

Что означает выражение «Глупый говорит в сердце своем: „Нет Бога“» (Пс. 14:1; 53:1)?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Римлянам 14:22-23 — Все, что не исходит от веры, есть грех

Юли Камарин Римлянам 14

«Итак, что бы вы ни думали об этом, соблюдайте между собою и Богом. Блажен человек, который не осуждает себя тем, что одобряет. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что он ест не по вере; и все, что не от веры, есть грех» (Римлянам 14:22-23)

Вера угодна Богу. Ведь без веры угодить Богу невозможно (Евреям 11:6). Так и получается, что все, что мы делаем, должно исходить и исходить из веры, иначе мы действуем по своей воле. Вера — это полагаться и верить в Божье обеспечение, а не в себя. Послание к Евреям говорит, что «вера — это быть уверенным в том, на что надеемся, и уверенным в том, чего не видим» (Евреям 11:1) . В Библии Короля Иакова говорится, что вера является субстанцией, а в Расширенном переводе говорится, что «является гарантией (подтверждением, документом, подтверждающим право собственности) того, на что [мы] надеемся» (Евреям 11:1, Амп) . Итак, в Царстве Божьем вера очень важна.

Павел говорит в сегодняшнем отрывке, что «все, что не от веры, есть грех» (Римлянам 14:22-23). Это кажется радикальным заявлением, но знание того, насколько важна вера для верующего, помогает по-новому взглянуть на все, что он говорил во всей этой главе. Мы должны проявлять наши личные убеждения, как если бы в присутствии Бога старались познать и повиноваться Его истине и воле. Когда мы действуем таким образом, мы действуем с верой, и Бог доволен верой. Это дает нам свободу безоговорочно жить в Его присутствии, и Он принимает это. На самом деле Библия говорит нам, что мы благословлены этой свободой (Римлянам 14:22).

Точно так же и человек, у которого есть опасения или беспокойная совесть по поводу того, что он делает, будь то еда, питье или что-то еще, этот человек не действует из веры и поэтому находится в осуждении перед Богом. Это потому, что он не верен своим убеждениям и навлекает на себя суд. Если наша совесть осуждает нас, то мы не будем иметь дерзновения перед Богом. Осознание греха удерживает нас от уверенности, необходимой нам для того, чтобы приблизиться к Богу с верой. Вот почему лучше не делать того, что противоречит нашим убеждениям, даже если мы видим, как это делают другие. Все, что не исходит и не исходит из веры или делается без уверенности в том, что оно одобрено Богом, является для нас грехом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts