Центр развития семейных форм воспитания
Многие замещающие семьи, взявшие детей на воспитание, не имеют необходимого педагогического опыта, и часто волнуются, как приемный ребенок адаптируется в новой семье, какие отношения сложатся между кровными и приемными чадами, не знают, как выстроить общение и что делать, если проблемы все-таки возникли? Многие «новоиспеченные» родители склонны в возникших трудностях винить детей, но практика показывает, что чаще проблемы носят родительский характер. Это происходит в случае, если родители центрируются на себе, а не на проблемах ребенка. Сегодня мы с вами научимся отличать свои проблемы от проблем ребенка и оказывать ему помощь в их решении.
СлУшать и слЫшать
Часто в повседневной жизни, общаясь с родными, близкими, коллегами, мы сталкиваемся с ситуацией, когда нас вроде бы слушают, но явно не слышат. Кого-то это больно ударяет по самолюбию, а кого-то уязвляет и даже травмирует. Совладать с собой в таких случаях не всегда просто даже взрослым. Но гораздо сложнее от того, что их не слышат, детям. Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним грубо и несправедливо обошлись, когда он очень устал, ему хочется, чтобы близкие взрослые его поняли, услышали, дали понять, что знают о его переживании. Для этого лучше всего проговорить, назвать «по имени» его чувство или состояние, а если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Что значит, не просто выслушать, а выслушать активно? Попробуем разобраться в этом, поняв разницу в понятиях.
«Слышать» и «слушать» – не одно и то же. В словарях эти глаголы трактуются следующим образом: «слышать» – «различать, воспринимать что-нибудь слухом», а «слушать» – «направлять слух на что-то».
Следовательно, если мы слушаем, то делаем это осознанно. А в процессе активного слушания мы в идеале должны еще и «возвращать» собеседнику в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство. Такое слушание создает отношения «теплоты», способность поставить себя на место говорящего, облегчает понимание проблем ребенка, что в свою очередь способствует появлению у детей желания прислушаться к мнению родителей. Активное слушание помогает воспитывать самоконтроль и ответственность.
Но для того, чтобы начать активно слушать, необходимо пригласить ребенка поделится своими чувствами, идеями, суждениями. Чтобы сделать это правильно, следует прежде ознакомиться со специальными приемами «открытых дверей», к которым относятся высказывания: я вижу; мне интересна твоя точка зрения; расскажи мне об этом; давай обсудим это.
Правила активного слушания
Если вы хотите выслушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваши положение и поза по отношению к нему – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
Если вы беседуете с огорченным или расстроенным ребенком, не задавайте ему вопросы. Фраза, оформленная как вопрос, не вызывает сочувствия. Например, на реплику ребенка: «Не буду больше водиться с Петей!», лучше отреагировать фразой: «Ты на него сильно обиделся». Эта фраза более удачна, чем, к примеру, вопросы: «А что случилось?» или «Ты что на него обиделся?». Утвердительное предложение покажет, что родитель настроился на эмоциональную волну сына, что он слышит и понимает его огорчение.
На первый взгляд кажется, что разница между утвердительными и вопросительными предложениями очень незначительная, однако, практика показывает, реакция на них может быть очень разной.
Кроме умения правильно подобрать слова и интонацию, в такой беседе важно уметь выдержать паузу. После каждой реплики лучше помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и убедиться в том, что вы – рядом.
Помолчать можно и после ответа ребенка – он может что-то добавить. Особенно важно сохранить молчание в момент, когда глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону или в даль, – именно в это время в нем происходит важная внутренняя работа, осмысление ситуации и отношения к ней. Не мешайте ему.
Понимание в пять приемов
Существуют следующие приемы активного слушания:
Пересказ — изложение своими словами того, что сказал собеседник, с выделением наиболее важного.
Ключевые слова: «Ты говоришь…», «Как я понимаю…», «Ты считаешь…».
Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в чувствах и мыслях. Конечно, при этом не стоит становиться «родителем-попугаем». Повторение должно носить эмоциональный характер, использоваться тогда, когда это необходимо.
Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека, – это признак сформированности навыков активного слушания.
Уточнение может быть:
– направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо.
Ключевые слова: «Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?».
– относящимся ко всему высказыванию другого человека.
Ключевые слова: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть, расскажешь про это поподробнее?»).
Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). На этапе слушания выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.
Отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. Ключевые слова: «Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным».
Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но только в том случае, если рассказывающий не пытается скрывать свои чувства. Родитель не должен заниматься выпытыванием переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе.
Проговаривание подтекста — проговаривание и дальнейшее развитие мыслей собеседника. Например, у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?», подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила» или еще глубже: «Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти гулять».
Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка. И уж, конечно, проговаривание не должно превращаться в оценивание. Например, ответ: «Ты мог бы быть и поскромнее», – может заблокировать желание ребенка общаться далее.
Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах.
Ключевые слова: «Итак, мы договорились с тобой, что…», «Твоими основными идеями являются…». Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.
Умение слушать приносит «плоды»
Беседа по способу активного слушания непривычна для нашей культуры, поэтому вести ее по началу многие не хотят. Но если вы попробуете сделать это, и увидите, какие результаты он дает, то быстро проникнетесь к активному слушанию симпатией. В результате активного слушания ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе с каждым разом все больше. Зачастую, при помощи этого метода, в одной беседе может неожиданно для вас размотаться целый клубок проблем и огорчений.
Если вы сомневаетесь в том, что сможете самостоятельно овладеть искусством понимания, обратитесь к специалисту. На базе краевого государственного бюджетного учреждения «Центр развития семейных форм воспитания» Вы можете получить бесплатную консультацию семейного психолога по вопросам развития и воспитания детей, а также воспользоваться методическими разработками Центра, которые помогут вам проще и быстрее найти общий язык с ребенком и другими членами вашей семьи.
Ольга АБРОСИМОВА, директор КГБУ «Центр развития семейных форм воспитания», «Ваша газета», № 15 от 25 марта
Поделиться с друзьями
Слышать или слушать? Большая разница ~ Статьи ~ UNIWEB
17 мая 2016
Мы часто говорим: «Да, я слышу тебя», – и не задумываемся о том, что существует большая разница между понятиями «слышать» и «слушать». В мире непрерывного потока информации эти два понятия абсолютно различны. Давайте разберемся, в чем разница.
Я слышу |
Я слушаю |
Физическое состояние (часто происходит неосознанно) |
Осознанное продолжительное действие |
Происходит время от времени |
Предполагает последующий анализ полученной информации |
Применимо к каждому |
Тот, кто умеет слушать |
Приходит автоматически – на слух |
Требуется анализ и адаптация полученной информации |
Непроизвольно |
Сознательно |
Достигается шумовой эффект |
Осознание услышанного |
Не требует сосредоточенности |
Требует внимания и сосредоточенности |
Затрагивает 1 из 5 чувств |
Затрагивает слух, зрение и нередко осязание |
Пассивное действие |
Активное действие |
В течение дня мы пропускаем через себя множество потоков информации, и большинстве случаев мы просто не обращаем на них никакого внимания.
Это происходит, и когда мы находимся дома, будь то доносящийся шум от телевизора или кухонных хлопот домочадцев. Внешние шумы окружают вас повсеместно: на улице по пути на работу, в офисе и за его пределами. Мы часто не обращаем внимание на музыку, например, когда находимся в ресторане. Примеров внешних шумов очень много. Мы не перестаем соприкасаться с внешней средой даже во время сна.
Все получаемые нами звуки служат фоном к повседневной жизни. Мы слышим звуковые волны, но не осознаем их, пропуская мимо. Поэтому ключевой момент в определении термина «слышать» – неосознанность действия.
Как мы «слушаем» своего собеседникаНаверняка вы сталкивались с тем, что ваши друзья и близкие говорили, что вы их не слушаете. Что они подразумевали? Если, говоря о «слышать», мы подразумеваем действие, которое происходит автоматически, то, когда нам требуется «слушать» то, что нам говорят, то здесь от нас ждут действий в условиях многозадачности, где нам приходится прикладывать определенные усилия для достижения цели собеседника. И тут мы сталкиваемся с ключевой проблемой современного мира: мы не соблюдаем его главное правило! Часто мы слушаем собеседника, одновременно печатая смс, или сидим, уткнувшись в ноутбук, когда к нам приходят коллеги. Такое поведение – это, в первую очередь, проявление неуважения. Мы показываем, что заняты более важным делом, чем беседа со стоящим перед вами человеком.
4 золотых правила для активного слушания:- Наблюдайте за собеседником
- Сфокусируйтесь на предмете разговора
- Уважайте точку зрения собеседника, даже если вы с ней не согласны
- Не прерывайте говорящего – сперва дайте ему завершить свою речь
- Сосредоточьтесь на говорящем и не отвлекайтесь на посторонние шумы
- Во время телефонного разговора зафиксируйте внимание на одной точке перед собой
- Давайте собеседнику свой фидбэк о сказанном
- Перефразируйте про себя все сказанное собеседником
- Если вы ограничены во времени, можете мягко намекнуть собеседнику, чтобы тот выражался более тезисно
- Выслушайте все внимательно и до конца. В конце уточните, имеются ли у собеседника вопросы
- Дождитесь ответа
- Всегда обращайте внимание на темп речи и жестикуляцию собеседника – это поможет лучше понять, что до вас хотят донести
- Записывайте ключевые тезисы
- Отключите эмоции
- Не вдавайтесь в рассуждения до окончания речи говорящего
- Просите повторить то, чего вы не поняли с первого раза
Далеко не каждый справляется с этой задачей, и вот почему:
- Мы слушаем только то, что хотим услышать
- Мы закрыты для новых идей
- Мы не входим в положение собеседника
- В нас отсутствует эмпатия
- Нам не хватает терпения
- Мы эгоисты, и слушаем только себя
- Мы защищаем свои убеждения
- Мы заняты собственными рассуждениями во время того, как говорит другой
- Мы спешим в суждениях
- Мы не согласны с точкой зрения говорящего
Если вы сомневаетесь, что вам необходимо умение «слушать», просто поставьте себя на место говорящего – какую реакцию вы бы хотели получить от собеседника? Полученный навык поможет вам в личностном и профессиональном развитии. Вы продемонстрируете коллегам свою вовлеченность в рабочие процессы, проявите себя командным игроком и научитесь, слушая, помогать окружающим принимать важные решения.
Преимущества активного слушателя:- Получите признание коллег
- Достигните результатов в короткие сроки
- Улучшите профессиональные отношения
- Привлечете больше клиентов и партнеров, которые будут ощущать живой интерес к своим потребностям
- Улучшите собственный имидж и имидж компании
- Глубоко проанализируете потребности клиентов, партнеров и т.д.
- Предоставите лучший сервис для клиентов, партнеров и т.д.
- Получите новые знания о предмете беседы
- Разовьете и повысите коммуникационные навыки, технику ведения переговоров
- Повысите управленческие навыки, укрепите лидерские позиции
- Получите возможность карьерного продвижения
- Сможете решать спорные и конфликтные ситуации
Полученные навыки незаменимы, если вы работаете в сфере обслуживания, предоставления клиентских сервисов, продажах – по сути в любых отраслях, где предполагается общение с людьми. А если вы управленец или планируете им стать, то навыки «слушания» вам необходимы, как воздух. Неважно – находимся ли мы дома или на работе, окружающие всегда хотят быть услышанными. Оттачивая мастерство, вы сможете находить подход к собеседнику и оперативно решать все большее количество задач.
Вам пора прокачать управленческие навыки? Тогда посмотрите бесплатные видеолекции из программы mini MBA. Кстати, в mini MBA есть крутой курс по технике ведения переговоров.
Разница между слухом и слушанием
Обзор
Вы когда-нибудь слышали, как кто-то говорит: «Вы можете слышать меня, но вы меня не слушаете»?
Если вам знакомо это выражение, есть большая вероятность, что вы знаете кое-что о разнице между слушанием и прослушиванием.
Хотя может показаться, что слушание и слушание служат одной и той же цели, разница между ними довольно значительна. Мы рассмотрим некоторые из ключевых отличий и поделимся советами о том, как улучшить свои навыки активного слушания.
Определение слуха больше связано с физиологическим актом слышания звуков, чем с пониманием и связью с человеком, который с вами разговаривает.
Merriam-Webster определяет слух как «процесс, функцию или способность восприятия звука; в частности: особое чувство, с помощью которого шумы и тона воспринимаются как раздражители».
Слушание, с другой стороны, означает «обращать внимание на звук; услышать что-то с вдумчивым вниманием; и принять во внимание».
Клинический психолог Кевин Гиллиленд, PsyD, говорит, что разница между ними — день и ночь.
«Слушать — это как собирать данные, — объясняет он.
Акт слушания довольно прост и прост. Слушание, с другой стороны, трехмерно. «Люди, которые преуспевают в работе, в браке или в дружбе, — это те, кто отточил свою способность слушать», — говорит Гиллиленд.
Когда дело доходит до определения слушания, мы можем разбить его еще на один шаг. В мире общения эксперты часто используют два термина: активное и пассивное слушание.
Активное слушание можно описать одним словом: любопытство. Институт мира США определяет активное слушание как «способ слушать другого человека и отвечать ему, который улучшает взаимопонимание».
Другими словами, это то, как вы хотите слушать, если хотите понять другого человека или ищете решение.
На противоположном конце спектра слушания находится пассивное слушание.
Пассивный слушатель, согласно Гиллиленду, — это слушатель, который не пытается участвовать в разговоре, особенно на работе или в школе. Это не лучший способ общаться с людьми. Вот почему Гиллиленд советует не использовать его с вашим супругом или детьми, поскольку они довольно быстро это заметят.
Теперь, когда вы знаете разницу между пассивным и активным слушанием, вам может быть интересно узнать, как улучшить свои навыки активного слушания.
Компания Gilliland делится шестью практическими советами, которые помогут вам улучшить свои навыки активного слушания.
1.
Будьте любопытныАктивный слушатель проявляет неподдельный интерес и желание понять сказанное. Когда вы практикуете активное слушание, вам больше интересно слушать, что говорит другой человек, а не формулировать свой ответ.
2. Задавайте хорошие вопросы
Это может оказаться непростым советом, особенно если вы не знаете, что такое хороший вопрос. В целях активного слушания вам следует избегать вопросов типа «да/нет», которые являются закрытыми.
Вместо этого сосредоточьтесь на вопросах, которые побуждают людей к уточнению. Запросите дополнительную информацию и разъяснения. «Когда мы слушаем, задействованы эмоции, и нам отчаянно нужно как можно больше информации, если мы хотим двигаться вперед», — объясняет Гиллиланд.
3. Не вступайте в разговор слишком быстро
Общение не обязательно должно быть на рекордной скорости. Когда вы разговариваете с кем-то, рассмотрите возможность смягчения разговора. «Мы склонны спорить, когда пытаемся поторопиться, а спешить некуда, когда нам нужно выслушать», — говорит Гиллиленд.
4. Привяжите себя к теме и не отвлекайтесь
«Когда вы пытаетесь вести беседу, в которой важно слушать, не идите по кроличьей тропе», — говорит Гиллиленд. Другими словами, не бросайте не относящиеся к теме темы или оскорбления, чтобы отвлечь внимание от обсуждаемой темы, особенно если она трудная.
Чтобы избежать этого, Гиллиленд рекомендует игнорировать шум и привязываться к причине, по которой вы начали разговор, пока он не закончится.
5. Хватит придумывать истории
Приходилось ли вам когда-нибудь разговаривать с другим человеком, когда вы чувствуете, что много информации отсутствует?
К сожалению, когда у нас нет всей информации, говорит Джиллиленд, мы склонны заполнять пробелы. И когда мы это делаем, мы всегда делаем это в негативном ключе. Вот почему он говорит прекратить это делать и вернуться к хорошим вопросам.
6. Не придавайте большого значения своей неправоте
Если вы хорошо умеете признавать ошибки, это должен быть для вас довольно простой совет. Однако, если говорить кому-то, что вы неправы, — это область, с которой вы боретесь, активное слушание может оказаться для вас трудным.
Вместо того, чтобы так стараться быть правым, попробуйте признать, что вы не правы. Гиллиланд говорит, что это так же просто, как «Плохо, я был неправ в этом. Мне жаль.»
Ваши близкие друзья и родственники знают вас лучше всех. Так что, если вам интересно, какой вы слушатель, спросите кого-нибудь из ваших близких. Гиллиланд рекомендует спросить их, какие типы ошибок вы делаете, когда слушаете их.
Он также советует задавать им вопросы о том, в чем вы можете стать лучше. Если это человек, с которым вы проводите много времени, вы можете спросить его, есть ли определенные предметы или темы, с которыми вы, кажется, боретесь больше всего.
Другими словами, спросите их, есть ли определенные разговоры или темы, в которых вы обычно не тренируете свои навыки активного слушания.
Активное слушание — это навык на всю жизнь, который пригодится вам в отношениях с друзьями, семьей и коллегами. Все, что требуется, — это немного усилий, много терпения и готовность присутствовать с другим человеком и искренне интересоваться тем, что он хочет сказать.
Разница между слушанием и слушанием
Вы когда-нибудь слышали, как кто-то говорит: «Вы можете меня слышать, но вы меня не слушаете»?
Многие люди часто меняют слова «слушание» и «слушание» и ошибочно принимают их за одно и то же значение. Хотя они имеют некоторые сходства, между ними есть существенные различия: один более активен, требует усилий, а другой является непроизвольным и естественным. Чтобы овладеть коммуникацией и обучением и добиться успеха в межличностных отношениях, важно научиться слушать и слышать.
Что такое слух?Определение слуха вращается вокруг физиологического акта слышания звуков. Merriam-Webster определяет слух как «процесс, функцию или способность восприятия звука; в частности: особое чувство, с помощью которого шумы и тона воспринимаются как раздражители».
Слух — это пассивный физический акт, требующий одного чувства и связанный с восприятием звука. Он не зависит от концентрации. Слух подобен сбору данных; мы слышим звуки и слова весь день, даже если не обращаем на них внимания.
Что слушает?Определение слушания вращается вокруг активного внимания к словам и звукам, которые вы слышите, чтобы усвоить их значение и развить эмоциональную реакцию. Merriam-Webster определяет слушание как «услышать что-то с вдумчивым вниманием». Слушание — это умственный, активный процесс, требующий множества органов чувств. Слушание — это добровольный акт, означающий, что человек может выбирать, слушать его или нет. Если вы выбираете слушать, то это активный процесс. Вы можете слышать звуки и слова без необходимости слушать или сосредотачиваться на том, что вы слышите. Слышать, не слушая, — пример распространенной фразы «в одно ухо, а в другое»
Пассивное и активное слушаниеСлушание можно разбить на один шаг: активное и пассивное слушание. Эксперты часто используют эти термины в мире общения, говоря о здоровых отношениях между сверстниками, коллегами по работе, романтическими партнерами, друзьями и членами семьи.
Активное слушание требует любознательности, мотивации, цели и усилий. Активный слушатель пытается усвоить и понять то, что он слышит, чтобы установить связь с другим человеком и принять участие в содержательном разговоре. Другими словами, активное слушание — это способ слушать, если вы хотите понять или хотите решить проблему с другим человеком.
На противоположном конце спектра слушания находится пассивное слушание. Пассивное слушание — это слушание, которое характеризуется как отстраненное, невнимательное и невосприимчивое. У пассивного слушателя нет желания эффективно участвовать в разговоре. Пассивный слушатель, скорее всего, уже имеет сформированное мнение и не желает работать с другим человеком, чтобы прийти к решению. Пассивное слушание — не лучший способ общения с людьми, с которыми вы стремитесь наладить отношения.
Понимание различий между слушанием и слушанием- Слушание — активный процесс, тогда как слушание — пассивный процесс
- Слушание требует концентрации внимания, тогда как слушание не требует концентрации или навыков внимания
- Слушание требует сочувствия, любопытства и мотивации, тогда как слушание связано с отключением
- Умение слушать — это навык, необходимый для эффективного общения, в то время как умение слышать не является хорошим коммуникативным навыком.
- Слушание — это внутреннее поведение, в котором задействованы как разум, так и тело, тогда как слушание — это физическое действие, в котором задействованы только уши.
Слух и слушание, а также их отсутствие могут серьезно повлиять на наше психическое здоровье. Вот как:
Когда мы решаем не слушать кого-то, будь то наш супруг, коллега, сверстник, друг или ребенок, мы потенциально создаем раскол в отношениях.
Иногда мы выбираем не слушать другого человека, потому что мы слишком заняты или не хотим слышать, что они говорят. Другими словами, мы говорим этому человеку, что то, что он говорит и чувствует, не является существенным в данный момент, и в результате мы сводим это к минимуму. Не слушая кого-то или пассивно слушая, мы вызываем напряжение в этих отношениях, что в конечном итоге может повлиять на наше психическое здоровье. С другой стороны, если мы выбираем активно слушать и взаимодействовать с другими, мы показываем им, что они важны, и формируем союз, и укрепляем отношения. Выбор активно слушать другого человека — это хорошее качество, и оно может принести в нашу жизнь изобилие отношений.Активно слушая и взаимодействуя с другими людьми, мы можем:
- Создавать крепкие и искренние дружеские отношения
- Понимать и обмениваться знаниями
- Делитесь воспоминаниями
- Передайте истории и идеи следующему поколению
- Разрешайте конфликты и находите лучшие решения на будущее
Потеря слуха также может серьезно сказаться на нашем психическом здоровье. Хотя слух — это неактивный физический процесс, это важное чувство, которое позволяет нам передвигаться и адаптироваться к окружающей среде. Хотя мы все еще можем научиться слушать других, не слыша (язык жестов и язык тела), потеря нашей способности слышать потенциально может привести к социальной изоляции и депрессии. Исследование показало, что снижение когнитивных функций происходит быстрее у людей с потерей слуха, чем у людей с нормальным слухом. Медицинские работники должны знать о повышенном риске депрессии среди взрослых с потерей слуха.
Советы, как стать лучшим слушателем
Теперь, когда вы знаете разницу между слушанием (активным и пассивным) и слушанием, вам может быть интересно узнать, как улучшить свои навыки активного слушания, чтобы улучшить свои навыки общения и улучшить свои навыки общения. ваши межличностные отношения.
Задавайте хорошие вопросы
Мы все знаем, что значит поделиться чем-то с кем-то, и их ответ будет «хорошо» или «о». Это кажется поражением и очевидно, что они не слушают или не заинтересованы в разговоре. Активное слушание требует задавать открытые вопросы и искренне интересоваться разговором. Когда кто-то делится чем-то с вами, возьмите на себя ответственность узнать больше, задавая вдумчивые вопросы. Задавая вопросы кто/что/где/когда/как относятся к тому, о чем говорит другой человек, вы показываете, что слушаете и хотите узнать больше.
Подождите, чтобы говорить
Как люди, мы просто слушаем, чтобы говорить. Мы любим слушать, как мы говорим. Мы часто прерываем других, прежде чем они закончат говорить. Чтобы быть хорошим активным слушателем, мы должны подождать, пока другой человек закончит говорить и делиться своими идеями. Мы делаем это, полагаясь на признаки того, что кто-то закончил говорить. Это происходит в форме невербальных сигналов или прослушивания их в конце предложения или мысли. Думайте о том, чтобы слушать, как обращать внимание, чтобы учиться. Сосредоточьтесь на произносимых словах и осознавайте, как эти слова произносятся.