Черная желчь по гиппократу: меланхолия от Аристотеля до Дюрера — T&P

меланхолия от Аристотеля до Дюрера — T&P

Лекция Россиуса Андрея Александровича, доктора филологических наук, профессора школы философии Высшей школы экономики, а также внештатного сотрудника Института философии РАН.

Перипатетическая школа — философская школа, представленная учениками и последователями Аристотеля. Название произошло от привычки философа прохаживаться во время лекций (др. греч. περιπατέω — «прогуливаться»).

Текст, вокруг которого я хотел бы построить доклад, — это 30-я книга (которая по объему соответствует современной главе) приписываемых Аристотелю «Проблем». Этот том содержит, как показывают источниковедческое и стилистическое исследования, трактаты, принадлежащие разным деятелям перипатетической школы, и представляет собой компиляцию из трудов самого Аристотеля, Теофраста и других. «Проблема» с греческого (πρόβλημα) — нечто, предложенное к обсуждению, некий вопрос, на который предлагается ответить. Выбранная книга в этом смысле немного необычная: первая ее глава представляет собой отдельный трактат, где вопрос ставится неожиданным образом: «Отчего все исключительные люди были меланхоликами?»

Автор приводит примеры: меланхоликом, например, был Геракл, и об этом свидетельствует его безумие на горе Эта; меланхоликом был Беллерофонт у Гомера, что подтверждают его приступы безумия; меланхоликами были поэты и философы вроде Сократа, Платона и других. В этом довольно странном нагромождении проглядывается определенная логика: во-первых, всегда в качестве подтверждения меланхолии приводится безумие, во-вторых — склонность к каким-то кожным заболеваниям, как, например, в случае язв у Геракла. Если сопоставить это с трудами Гиппократа, становится понятно, что это не случайность.

Откуда вообще берется идея меланхолии? Это не такой простой вопрос, потому что меланхолия буквально означает μέλας χολή — «черная желчь». А μελαγχολία — это состояние, определяемое черной желчью, «черножелчье». А μελαγχολικος в переводе на русский язык — «черножелчник». Почему всем этим людям было свойственно состояние, определяемое черной желчью и характеризующееся описываемыми аффектами, приступами безумия и язвенными образованиями?

Что вообще такое меланхолия? Если есть черная желчь, то по определению должна быть и какая-то другая. Кроме того, по-русски слово «желчь» происходит от слова «желтый», но по-гречески слово χολή — нарицательное имя для данной субстанции, не подразумевающее никакой желтизны. Мы не встречаем никаких следов учения о четырех жидкостях организма довольно долго: черная желчь упоминается в ранних трудах «Гиппократовского корпуса», а во врачебных контекстах — на рубеже V–IV веков до н. э. В сочинении «Гиппократовского корпуса» «О воздухах» «черножелчье» относится к болезням желчи. Черная желчь еще не относится к фундаментальным телесным сокам человека — в данном случае болезненное состояние определяется лишь эмпирическим фактом изменения цвета жидкости. Однако чуть позже, спустя два десятилетия, в трактате «Об эпидемиях» «Гиппократовского корпуса» речь уже идет о склонности к меланхолическому конституционному типу, который был бы предрасположен к определенному типу заболеваний и определяется полнокровием. Там же упоминается и аффект, касающийся разумных способностей человека и проистекающий от черной желчи.

«Гиппократовский корпус» — разнородная коллекция медицинских трактатов, оказавшая большое влияние на развитие медицины как науки. Большинство сочинений было составлено между 430 и 330 годами до н. э., причем исследователи самому Гиппократу приписывают авторство от 8 до 18 сочинений.

Формируется учение, преобладавшее в европейской медицинской мысли со времен Галена. Согласно ему, здоровье определяется балансом четырех основных жидкостей в человеческом теле, а это, в порядке их утемнения, светлая желчь, флегма, кровь и, наконец, черная желчь. Откуда взялось такое представление? Системы этих жидкостей, их баланс именуется «смешением» — по-гречески κρᾶσις. Это слово происходит от глагола κεράννυμι, означающего смешивание вина с водой. Смешение этих жидкостей определяет здоровье человека, при этом для каждого типа смешения характерно преобладание одной из жидкостей. Латинская калька от слова κρᾶσις — это temperament, от глагола temperare, что также значит «смешивать вино с водой». Отсюда возникло учение о четырех темпераментах. Холерики — те, у кого преобладает χολή, или светлая желчь, у флегматиков преобладает флегма, у сангвиников — кровь, и, наконец, у меланхоликов преобладает черная желчь.

Откуда исторически взялось это учение? Во всех древних медицинских традициях излюбленный диагностический метод — это изучение отстоенных жидкостей, полученных из человека. В любом трактате по аюрведической медицине большое внимание уделяется умению врача рассматривать стоящие несколько недель сосуды с мочой, которая претерпевает разнообразные преобразования. Если же дать отстояться крови, то в ней происходит реакция оседания эритроцитов: она расслаивается. В самом низу оказывается тромбоцитная масса — форменные элементы крови, клетки, отвечающие за ее свертываемость и отличающиеся темным цветом. Над ней оказывается эритроцитная масса, то есть преимущественно красные кровяные тельца. Еще выше располагается слой клеток, ответственных за иммунные реакции, — лимфоциты и лейкоциты. И наконец, на самом верху находится плазма светло-желтого цвета — раствор определенных белков и электролитов, жидкая основа крови. Можно предположить, что греки рассматривали сосуды с кровью и на основе этих наблюдений ставили диагноз. В таком случае, например, толстый темный слой означал преобладание черной желчи. Хотя это не описано ни в каких текстах, такое объяснение кажется правдоподобным.

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия»

У самого Аристотеля теория четырех жидкостей не встречается, но у него есть любопытные рассуждения о меланхоликах в целом ряде сочинений, которые согласуются с данными обсуждаемого трактата. Например, в трактате «О памяти» упоминается, что меланхолики могут видеть воображаемые картины, которые потом не могут вспомнить. А в «Никомаховой этике» говорится, что тело меланхоликов находится в состоянии возбуждения, поэтому они больше других нуждаются в медицинских средствах. В той же работе им приписывается необдуманная несдержанность: они следуют за воображением, не предаваясь размышлениям; меланхолики не могут ничего спланировать. В «Евдемовой этике» утверждается, что они делают правильный выбор в состоянии своего рода божественного воодушевления.

Непосредственно же в «Проблемах», отвечая на вопрос, почему все необычные люди были меланхоликами, автор проводит умозрительный опыт с вином, который напоминает о «Законах» Платона. Для того чтобы определить, кто пригоден к тому, чтобы быть хорошим гражданином, нужно давать ему вино — причем давать постепенно, ведь важны не дозы, а нарастание опьянения. У кого-то при принятии вина нарастает мера безответственности и бесстрашия. Кто-то способен преодолеть свою трезвую пугливость. Вино, таким образом, — это модулятор психических реакций, позволяющий на протяжении одного краткого эксперимента показать то, что может случиться с человеком на протяжении его жизни. Вино обладает свойством кратковременно и последовательно высвечивать черты характера в человеке, которые соответствуют тому или иному типу индивидуального характера.

Человек, принимающий вино, на какой-то момент оказывается то сангвиником, то флегматиком, то меланхоликом. В трактате имеется несколько наглядных примеров, на какой стадии опьянения высвечиваются те черты характера в человеке, которые другому носителю соответствующего темперамента даются как преимущественная диспозиция на всю жизнь. Вино и природа в обоих этих случаях достигают одинакового результата в силу одних и тех же причин: потому что природа вина сходна с природой черной желчи как смеси естественных жидкостей организма. Оказывается, что для Теофраста черная желчь — тоже смесь. Происходит не просто расслоение жидкостей — каждая более тяжелая жидкость представляет из себя смесь того, что есть в ней, с тем, что выше. Получается, что во флегме присутствует и светлая желчь, в крови присутствуют и флегма, и желчь, а в черной желчи присутствуют все четыре типа.

Таким образом, получается, что меланхолик способен имитировать при определенных условиях свойства всех других темпераментов, он обладает необыкновенной подвижностью. Черная желчь — это продукт сгорания всего остального, это тот остаток, который бывает при физиологических процессах в организме. Черная желчь может моментально переходить из холодного состояния в очень горячее. Оказывается, «черножелчник» способен, во-первых, к имитации других темпераментов, потому что они все в нем присутствуют. Во-вторых, он способен к огромному выплеску энергии, все может сгореть моментально, вслед за чем наступает колоссальный упадок сил. Отсюда берется общая меланхолическая болезненность.

Из «Поэтики» Аристотеля мы знаем, что подражание есть начало всякого познания. У человека есть потребность подражать, потому что так младенец получает свои первые познания и, кроме того, испытывает удовольствие от этого процесса. Получается, что эстетическая теория изначально гедонистична: она связана с механизмами познания и с удовольствием. Меланхолики способны к этому в большей степени, чем остальные. Но за выплеском энергии следует страшный упадок сил, все равно как у пьяницы, который напился, испытал эйфорию, а потом переживает неприятные физиологические явления. Выплеск энергии может повлечь за собой упадок сил, а может повлечь полнейшее безумие. В ранних текстах чаще всего встречается упоминание о меланхолии как о виде сумасшествия. В примере про Геракла Теофраст говорит, что не случайно древние прозвали священную болезнь — эпилепсию — по имени Геракла.

Ни для кого не будет новостью попытка сопоставить учение о четырех жидкостях с аристотелевской теорией трагического катарсиса. Например, Яков Бернайс показывает, что Аристотель в своей работе прибегает к медицинской метафорике. Он утверждает, что катарсис — это слово, употребляемое врачами при очистительных манипуляциях. Еще в V веке до н. э. врачи оперировали теорией о том, что в человеческом организме преобладают начала: например, если жар преобладает над холодом, то начинаются неприятности. В этом случае врачу нужно придумать манипуляции, чтобы восстановить баланс. Это наивная теория. Теория о четырех жидкостях более физиологична, сложна и предполагает некий конкретный механизм. Получается, что катарсис — это что-то вроде духовной клизмы. Согласно трактовке Бернайса, в человеке, в его психике, накапливаются негативные эмоции, плохие переживания, которые благодаря созерцанию трагедии человек испытывает более интенсивно в силу способности к подражанию герою. Весь немотивированный ужас, который происходит со зрителем в трагедии, ведет к тому, что человек освобождается от негативных эмоций. Подражательство герою действует подобно тому, как действует рвота на отравившегося человека.

Теория меланхолии имела неожиданное развитие. В Средние века она соединилась с астрологией — в начале одного из трактатов в своем корпусе сочинений Беда Достопочтенный говорит о жидкостях следующее:

Беда Достопочтенный — англосаксонский теолог, один из учителей Церкви. Беда христианизировал небосвод, заменив названия созвездий и зодиакальных знаков на имена святых и апостолов.

«В человеке имеется четыре жидкости, которые, уподобляясь различным началам, возрастают в разные времена года и достигают первенства в разном возрасте. Кровь подражает воздуху, возрастает весной и царствует в детстве. Светлая желчь подражает огню, возрастает осенью и царствует в юношестве. Черная желчь подражает земле, возрастает летом и царствует в зрелости. Флегма подражает воде, возрастает зимой и царствует в старости. Когда эти жидкости изобилуют в сферах не менее должной меры, человек здравствует, ежели нечто к ним прибавляется или убавляется, служат этому природные орудия стечения — уста и чресла».

Здесь видно то, что лишь намеком встречается у Теофраста. Средневековый ум приводит в порядок и создает законченную теорию: человек устроен как Вселенная. Это находит свое отражение в теории четырех жидкостей и становится постепенно расхожей мудростью. Решающий этап наступает в середине XV века, когда глава флорентийских платоников Марсилио Фичино, ознакомившись с текстом 30-й книги «Проблем», понял, что это имеет самое прямое отношение к его собственному труду и к труду его коллег. Он сочинил один из своих важнейших трудов — трактат «О жизни», посвященный непосредственно жизни ученых, то есть философов. Смысл этого трактата в том, что всем нужно научиться пользоваться преимуществами собственного темперамента и избегать его недостатков.

Марсилио Фичино — итальянский философ раннего Возрождения, астролог, основатель флорентийской Платоновской академии. Своими переводами произведений античности с греческого на латинский язык Фичино способствовал возрождению платонизма.

Трактат состоит из трех книг. Первая книга называется «О здоровой жизни» и учит, как этого добиться при помощи диететики — в античном смысле этого слова, то есть придерживаясь определенного образа жизни. Эта книга может считаться первым сочинением в истории, посвященным wellness (англ. «благополучие»), так как в нем трактуются все стороны образа жизни, способствующие нивелировке негативных сторон природного склада определенного темперамента. Необходимо жить в хорошем климате, в котором должно быть много солнца. Необходимо пить легкое вино и не переедать. В трактате есть длинные рассуждения о том, каким образом нужно прогуливаться за приятной беседой с друзьями, как упражняться в поэзии, как спать.

Вторая книга — «При помощи музыки и поэзии». Музыка в данном случае трактуется неопифагорейски как цифровой символизм, который имеет прямое отношение к мироустройству человеческой души. И наконец, последняя часть называется «При помощи астрологической магии». В ней выясняется, что все носители меланхолического темперамента рождены под влиянием Сатурна. Соответственно, необходимо разработать такие процедуры, имитируя расположение планет и прибегая к определенным текстам, которые путем симпатического воздействия на макрокосм позволят минимизировать дурное влияние. Насколько большое влияние это имело на людей, мы узнаем из одного документа — доноса на папу Урбана, утверждающего, что тот часто уединяется за задернутыми занавесями вместе с Томмазо Кампанеллой, недавним узником и чернокнижником. Донос рассказывает о расставленных свечах, имитирующих позиции небесных тел, — как неподвижных звезд, так и планет. Сами герои ходят между ними и цитируют определенные тексты и заклинания, для того чтобы предотвратить неблагоприятный гороскоп папы.

В XVII веке в Англии выходит несколько изданий энциклопедического трактата Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который представляет собой сухое собрание всех возможных сведений о «черножелчии». Трактат Фичино несопоставимо ярче и интеллектуальнее, но труд Бертона послужил в XVII веке звеном в становлении невероятной моды на меланхолию в поэзии, музыке и во всем искусстве. У Шекспира присутствует тема упадничества и, например, у метафизических поэтов, а позже она и вовсе становится одной из доминирующих в поэзии и связанной с поэзией музыке. Типичный текст песни высокого искусства того времени:

«Да пребуду я во мраке, небесами для меня будет крышка саркофага, музыкой моей — страшный адский скрежет»

Эта мода длится несколько десятилетий, а потом она постепенно переходит в фигуру сумрачного романтического героя — в юного Вертера. Депрессивность становится признаком возвышенно-величественного. И это имело в искусстве огромные последствия. Гравер, который оформлял обложку и книгу «Анатомии меланхолии», пользуется символами, почерпнутыми из развитой артистической художественной традиции.

Saturn and melancholy studies in the history of natural philosophy

Самое знаменитое, что создано из подобных символических систем, — это «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера. «Первой» она называется в соответствии с определенной классификацией. В данном случае имеется в виду «melancholia imaginativa» — художественная меланхолия, связанная с воображением. Ни одному произведению искусства не посвящено столько страниц: существует, например, знаменитая книга, написанная тремя титанами культурологии XX века — Эрвином Панофским, Фрицем Закслем и Раймондом Клибанским. Она называется «Saturn i Мelancholia» и содержит в себе интерпретации этой гравюры трех крупнейших деятелей Института Варбурга.

В гравюре Дюрера содержится множество символов, сводящихся к тому, что с меланхолией связаны все высокие творческие достижения. При этом все эти достижения становятся бессмысленными, когда у меланхолика наступает упадок сил. Геометрическую фигуру на гравюре — многогранник — интерпретировали искусствоведы и математики. Она именуется «дюреровым многогранником», хотя никто не может сказать точно, что это такое, — возможно, усеченный ромбоэдр. На нем имеется слабый отпечаток черепа. На гравюре также находится магический квадрат, расположенный над головой ангела, песочные часы и многое другое.

Мартен ван Хемскерк. «Сатурн — Меланхолия»

Более традиционный набор символов дает гравюра Мартена ван Хемскерка, представителя золотого века голландской и фламандской гравюры. В 1566 году был опубликован его цикл гравюр, символизирующих четыре темперамента, оригинал которого был написан Янсом Мюллером. На гравюре можно видеть Сатурна — хозяина всех меланхоликов и ученых, звездочетов, музыкантов. На заднем же плане расположен повешенный. Каждая фигура здесь имеет свой символический смысл.

Врач Малахия Гайгер и Иоганн Садалер сделали обложку к трактату «Microcosmus hypochondriacus», то есть «Ипохондрический микрокосм», или просто — «О меланхолии». Эта работа — представитель того же семейства, хотя и сделана на век позже, в середине XVII века. Тут снова можно видеть все символы, ставшие уже традиционными для меланхолии: с одной стороны, разные творческие фигуры, символизирующие большие интеллектуальные начинания; с другой стороны — упадок, депрессивность, смерть и склонность к самоубийству.

презентация на тему «Темперамент в психологии | Проект:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ на тему: ТЕМПЕРАМЕНТ

Слайд 2

Экскурс в историю В V веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.

Слайд 5

Считал, что в теле человека имеются 4 основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь . Виды темперамента: Холерический – от слова «желчь» Сангвинический – от слова «кровь» Флегматический – от слова «слизь» Меланхолический – от слова «черная желчь» Гиппократ От преобладания той или иной жидкости зависит темперамент человека, темп, ритм, интенсивность происходящих в его душе процессов

Слайд 6

И. П.Павлов 1849 — 1936 Русский ученый, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. «Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» И.П.Павлов доказал, что указанные Гиппократом 4 вида темперамента связаны с высшей нервной деятельностью

Слайд 7

Типология темперамента по И.П.Павлову: Особенности нервных процессов Типы нервной системы Слабый Сильные инертный живой безудержный Сила Уравновешенность Подвижность Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный Сильный Уравновешен­ный Инертный Сильный Уравновешен­ный Подвижный Сильный Неуравнове­шенный Подвижный Темперамент Меланхолик Флегматик Сангвиник Холерик Реакции Медленные Сильные Медленные Сильные Быстрые Умеренные Быстрые Чрезмерные

Слайд 8

Сравнительный анализ Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову ФЛЕГМАТИК Работоспособный Малоэмоциональный Серьезный Надежный Спокойный Сильный Уравновешенный Малоподвижный САНГВИНИК Активный Энергичный Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный Сильный Уравновешенный Подвижный ХОЛЕРИК Очень энергичный Вспыльчивый Эмоциональный Напористый Чувствительный Сильный Неуравновешенный Подвижный МЕЛАНХОЛИК Замкнутый Ранимый Сдержанный Задумчивый Грустный Слабый Неуравновешенный Сдержанный

Слайд 9

Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Понятие темперамента

Слайд 10

Виды темперамента темперамент флегматик меланхолик холерик сангвиник

Слайд 11

Проведем небольшой тест на выявление вашего темперамента: Инструкция: Попробуйте представить себя на месте человека, шляпа которого «пострадала» и выберите соответствующий вариант. Вам предлагается выбрать картинку из карикатур. В момент тестирования будьте честными с самим собой!

Слайд 12

1 2 3 4

Слайд 13

Интерпретация данных: Холерик Меланхолик Сангвиник Флегматик

Слайд 14

Характеристики темпераментов сангвиник Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д ’ Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма.

Слайд 15

Характеристики темпераментов меланхолик Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами.

Слайд 16

Характеристики темпераментов холерик Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.

Слайд 17

Характеристики темпераментов флегматик Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов.

Слайд 18

Темперамент и профессиональная сфера Сангвиник Частая смена работы, хорошие организаторы и руководители Флегматик Четко спланированная деятельность, пунктуальность, стереотипные действия Холерик Высокие притязания, идут навстречу трудностям, загружают себя работой Меланхолик Сильная мотивация на выполнение монотонной работы

Слайд 19

Выбор профессии и темперамент Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше – для других. Меланхолики: часто люди искусства. Холерики: великолепные летчики-испытатели, каскадеры. Флегматики: прекрасные бухгалтера, экономисты, аудиторы. Сангвиники: хорошие водители, саперы, инженеры.

Слайд 20

Известные личности и их темперамент А.С.Пушкин (холерик) М.Ю.Лермонтов (сангвиник) Н.В.Гоголь (меланхолик) А.В. Суворов (холерик) М.И. Кутузов (флегматик)

Слайд 21

Роль в общении САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК развлекатель, старается всех развеселить подчиняет, непреклонен, властен спокойный, созерцатель подопечный, беззащитный

Слайд 22

Самооценка в зависимости от темперамента неустойчивая, повышенная, рассказывает об успехах, у всех на виду наивысшая, стремление к первенству, соперник занижена, скромен, не на виду низкая, стеснителен, в группе держится в тени сангвиник холерик флегматик меланхолик

Слайд 23

Уверенность в зависимости от темперамента САНГВИНИК ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК надеется на удачу самоуверен, скрывает слабости нет самоуверен- ности, переживает за себя, не унывает Неуверен в себе, преувели- чивает недостатки, не верит в удачу

Слайд 24

Дружба и любовь в зависимости от темперамента ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИК дружит с немногими, другом командует, сильно привязан, склонен к гневу, ревности, к разрыву из склонности переживает симпатии легко, ярко и весело не склонен к выражению ярких чувств, спокойное отношение к партнеру, влюбчив, спокойная привязанность преданность, подчиняется паре, стыдится открывать свои чувства, однолюб

Слайд 25

Движения и походка сангвиник холерик флегматик меланхолик стремительный, резкий, напряженный подвижный, быстрый, «непоседа» замедленный, плавный, расслабленный замедленный, нерешительный

Слайд 26

Аппетит сангвиник холерик флегматик меланхолик хороший, «лакомка» ест быстро, много сниженный ценит процесс еды, не торопится во время еды

Слайд 27

Сон сангвиник холерик флегматик меланхолик с красочными сновидениями спит мало, поздно просыпается, работает ночью спит мало, вечером ощутима усталость, клонит ко сну быстро засыпает, разбудить трудно

Слайд 28

«Всякий человек есть творец своей судьбы» (Саллюстий) Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Плохих и хороших темпераментов не бывает. Свой темперамент можно и нужно контролировать.

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

История речи Джуди Дюкан

В древности многие врачи основывали свою медицинскую практику на теории телесных соков или жидкостей. В классической форме теории врачи рассматривали здоровье в зависимости от баланса четырех жидкостей в организме: крови, слизи, желтой желчи (холерной) и черной желчи. Кровь была источником жизненной силы, желчная или желтая желчь была желудочным соком, имеющим решающее значение для пищеварения, мокрота была смазкой и охлаждающей жидкостью, а черная желчь служила для затемнения других жидкостей.

Гиппократ (460-377), который был одним из создателей теории соков, проводил аналогии между этими соками и четырьмя элементами внешней природы. Теория элементов, из которой он исходил, началась с Эмпедокла (490-430). Эмпедокл предположил, что все в мире состоит из четырех основных элементов: огня, воздуха, воды и земли. Он назвал эти четыре элемента «корнями» и связал каждый с греческими богами Зевсом, Герой, Нестисом и Аидонеем. Эта теория четырех элементов стала стандартной космологией на следующие две тысячи лет.

Гумы Гиппократа также соответствовали типам личности или темпераментам людей. Было замечено, что каждый человек обладает уникальным естественным балансом или набором юмора и качеств. Человек, чей темперамент основан на крови, наполнен энергией. В результате получается сангвиник. Кто-то с желто-желчным темпераментом желчен и холерик, демонстрируя склонность к гневу. Меланхолический темперамент возникает из-за обилия черной желчи, что приводит к склонности к самоанализу и сентиментальности. А флегматичный или пассивный, спокойный темперамент связан с избытком флегмы. Считалось, что определенные темпераменты делают человека более восприимчивым к определенным заболеваниям, особенно если гумор был разбалансирован.

Считалось, что погода, температура и времена года влияют на баланс жидкостей и тем самым вызывают различные болезни.

Холод зимой снижает температуру тела, вызывая выделение мокроты. Эта дополнительная мокрота привела к простуде и кашлю. Летом людям было жарко, в результате чего выделялось больше желчи, что, в свою очередь, вызывало диарею и рвоту. Летом также возникала мания, связанная с кипением желчи в мозгу.

Элементы Сезон Качества Юмор Болезнь/симптомы Темперамент
Пожар Лето Горячая сушка Желчь желтая Лихорадка, рвота, пожелтение кожи Холерик
Земля Осень Холодно-сухой Черная желчь Сухость кожи, Рвота Меланхолия
Воздух Пружина Горяче-влажный Кровь Дизентерия/носовые кровотечения Сангин
Вода Зима Холодный влажный Мокрота Чихание/простуда Флегматик

Питание также рассматривалось как влияющее на баланс этих четырех телесных жидкостей или соков. Плохая диета может привести к тому, что организм вырабатывает слишком много крови, вызывая нарушения кровообращения, связанные с лихорадкой. Это, в свою очередь, может привести к припадку, апоплексическому удару или мании. Недостаток диеты может привести к дефициту крови, снижению жизненных сил и ведущему к обмороку, коме и даже смерти.

Четыре основные жидкости определяют различные физические характеристики тела: температура, цвет и текстура кожи. Кровь делает тело горячим и влажным. Желчная или желтая желчь была желудочным соком. Он служит пищеварению и делает тело горячим и сухим. Мокрота, жидкость, составляющая бесцветные выделения тела, приводит к холодному и влажному телу и служит смазкой и охлаждающей жидкостью. Черная желчь, или меланхолия, представляла собой темную жидкость, почти никогда не встречавшуюся в чистом виде. Желчь вызвала потемнение других жидкостей, например, когда кровь, кожа или стул стали черными. Оно произвело холодное и сухое тело.

Гиппократ предположил, что жидкости приводятся в движение внутренним воздухом и врожденным теплом. Они путешествовали по венам к различным органам тела. Кровеносные сосуды несли воздух, пищевые продукты и жидкости. Если сырая или болезненная пища не переваривалась, или если внутренний воздух блокировался в каком-то определенном органе, гумор становился неуравновешенным, вызывая болезнь.

Роль врача, следовавшего теории юмора, заключалась в восстановлении баланса в несбалансированной системе. Тщательно осмотрев пациента, например, посмотрев на его или ее мочу, исследуя кал, прислушиваясь к дыханию пациента и задавая вопросы, врач мог определить, находятся ли в равновесии юморы. Если их не было, врач работал над восстановлением надлежащего баланса и удалением лишней жидкости. Пациента, например, можно вызвать рвотой, подогреть или охладить, из его тела можно удалить кровь (кровопускание) или очистить кишечник.

Кровопускание, обычная практика проводилась с кровоточащими чашами. Кровоточащую чашу нагревали и помещали на царапину. Тепло привлекло кровь к поверхности кожи и наружу через царапину.

Врачи использовали кровотечение весной и летом, когда считалось, что у людей слишком много крови. Они определили это по наблюдению за тем, что люди летом часто становились горячими и красными.

Другие меры профилактики и лечения, основанные на юморе, включали изменения в питании. Например, чтобы устранить избыток крови весной, когда погода стала жаркой, людям рекомендовалось снизить потребление богатых кровью продуктов, таких как красное мясо.

Теория юмора использовалась врачами для объяснения, диагностики и лечения проблем с речью. Проблемы с речью расценивались как гуморальное нарушение равновесия. Например, заикание было связано с сухостью языка. В этом случае врачи Гиппократа прописали вещества, вызывающие образование волдырей, чтобы вывести черную желчь, которая, по их мнению, была причиной сухости.

Ссылки по теории юмора

Ариха, Нога (2007). Страсти и темпераменты: История юмора. 901:00 Нью-Йорк: HarperCollins.

Финни, Г. (1966). Медицинские теории вокальных упражнений и здоровья. Вестник истории медицины , 5, 395-406.

Маццио, Карла (2009 г.). Нечленораздельный ренессанс: проблемы с языком в эпоху красноречия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.

Наттон, В. (2005) Роковые объятия: Гален и история

древней медицины. Наука в контексте , 18, 1, 111-121.

Уоллок, Дж. (1997). Благороднейшее одушевленное движение: физиология речи и медицина в докартезианской лингвистической мысли. Philadelphia: John Benjamins Publishing Co.

Современные проявления теории юмора см. в следующей таблице: http://en.wikipedia.org/wiki/Four_Temperaments. Проверено 1 марта 2010 г.

Гиппократовы традиции, манипуляции, инновации. Исследования древней медицины, 51 — Bryn Mawr Classical Review

BMCR 2019.08.53

Кит Эндрю Стюарт,

Теория Галена о черной желчи: гиппократовская традиция, манипуляция, новаторство. Исследования древней медицины, 51 . Лейден; Бостон: Брилл, 2018. IX, 178. ISBN 97882787 €94,00.

Отзыв от

В этой краткой и сфокусированной монографии делается попытка объяснить детали и решить некоторые вопросы, касающиеся характеристики черной желчи, данной Галеном, и механизмов, посредством которых она вызывает заболевание. С удивительной ясностью Стюарт прямо заявляет в начале книги как о недостатках (значительных) предшествующих исследований черной желчи, которые он стремится исправить (5), так и о своем плане для этого (6). Обозначенные здесь недостатки приписываются ученым (в первую очередь Жаку Жуану 9).0140 1 ), которые преувеличивают влияние Гиппократовской Природы человека на теорию Галена о черной желчи, следовательно, находят несоответствия между несколькими описаниями Галена о ее производстве и телесных эффектах и ​​в конечном итоге заметают эти несоответствия под ковер, пытаясь «спасите феномены» зависимости Галена от единого гиппократовского текста.

Лекарство, которое предлагает Стюарт, состоит из четырех частей. Он начинает с демонстрации того, что Природа человека лишь одно из влияний на теорию Галена, затем переходит к более подробному изучению особенностей теории Галена о черной желчи и показывает, как Гален манипулирует доказательствами из корпуса Гиппократа и других источников. Он заканчивает демонстрацией того, как мнение Галена о подлинности различных текстов (и частей текстов) в гиппократовском корпусе повлияло на его теорию. Стюарт не следует этому плану в порядке главы за главой, а скорее включает элементы каждого из своих четырех шагов в несколько глав книги; первый, третий и четвертый этапы наиболее подробно рассматриваются в первых двух главах, тогда как остальные пять глав более полно посвящены объяснению собственной теории Галена.

Книга начинается с краткой истории гуморальной теории, неудивительно, что особое внимание уделяется черной желчи. Стюарт стремится здесь подчеркнуть важность аристотелевского различия между «элементами» и «остатками» для обсуждения Галеном черной желчи (8) и классифицирует использование Галеном аристотелевского языка в

«Об элементах согласно Гиппократу » как одно из титульные «манипуляции» (18), хотя далее он отмечает, что «Аристотель низведен Галеном до того, кто продолжил работу Гиппократа над элементами, предоставив некоторые демонстрации теоретической основы Гиппократа» (16). Краткий обзор нескольких других авторов (например, Диокла и Теофраста), которые могли участвовать в дебатах о гуморальных теориях и теориях, основанных на элементах или качествах, завершает первую главу.

Во второй главе рассматриваются наиболее важные факторы, повлиявшие на теорию Галена о черной желчи. Стюарт утверждает, что авторы-философы, возможно, оказали неявное влияние на логические аргументативные структуры Галена и его телеологические взгляды, но раннее влияние на Галена находится под влиянием корпуса Гиппократа, несмотря на то, что Гален ретроспективно «манипулирует» этими текстами, чтобы заставить их казаться разделяющими его взгляды. телеологические обязательства (28). Живая история судьбы гиппократовского корпуса в Александрии и других местах в позднеэллинистический период и I век н. Собственные мнения Галена о подлинности различных соответствующих текстов Гиппократа (особенно

Природа человека ) во второй половине главы.

В оставшихся главах более подробно рассматривается собственная теория Галена о черной желчи, начиная с третьей главы с объяснения его основных структурных свойств. Гален черпает большую часть этого материала из книги Природа человека , но Стюарт тщательно указывает, где он расширяет теорию Гиппократа, называя черную желчь «землеподобной» (63) или сравнивая ее с винным осадком или другими отложениями ( 67), физические особенности, которые окажутся важными для физиологических эффектов черной желчи при возникновении болезни. В четвертой главе изложена суть новаторства Стюарта в отношении прошлых исследований черной желчи; Стюарт опирается не только на 9 Галена.0142 О черной желчи и О естественных способностях , тексты, представляющие интерес в обсуждении проблемы Джоуанной, 1 , а также некоторые из его комментариев Гиппократа, О причинах симптомов и другие. Джоуанна находит несоответствия в теории Галена, в частности то, что в то время как черная желчь связана в Природа человека с качествами «холод» и «сухость», Гален сообщает в О черной желчи , что она может усугубляться жаркими и сухими условиями. Стюарт, с другой стороны, предлагает на основе своей более широкой выборки текстов Галена тройное различие между различными типами черной желчи, а именно идеальной естественной, неидеальной природной и неестественной или измененной формой (75). Различия в строении и физиологических эффектах черной желчи могут тогда быть объяснены обращением к различиям между различными типами, а не приписыванием их непоследовательности со стороны Галена.

В остальных главах книги рассматриваются свойства вредной черной желчи, способы ее выведения из организма и вызываемые ею болезни. В пятой главе, занимающей краткие 10 страниц, рассматриваются свойства измененной черной желчи, делающие ее вредной для организма. Шестой фокусируется на образовании неидеальной природной черной желчи в печени и идеальной природной черной желчи в кровеносных сосудах и ее удалении селезенкой при непатологических обстоятельствах. Глава завершается признанием того, что Гален, возможно, не всегда четко использует четкую дифференциацию, разработанную ранее, что вместо этого Гален использует язык ситуативно, «не имея систематической основы номенклатуры, которая могла бы помешать ему использовать различные источники для опровержения теорий своих соперников». (128). Хотя это может показаться разочаровывающим после привлекательной точности разделения на три части, предложенного в четвертой главе, Стюарт демонстрирует, что это необходимо в свете сложности и разнообразия трактатов, в которых Гален анализирует черную желчь. Наконец, в последней главе рассматриваются известные болезни, связанные с черной желчью: меланхолия в ее различных формах, эпилепсия и четырехдневная лихорадка.

Книга основана на диссертации автора 2016 года Университета Эксетера, Какие факторы повлияли на разработку Галеном теории черной желчи для его объяснения здоровья и болезней в организме? В целом модификаций немного, и в основном они связаны с перемещением заголовков некоторых глав, в то время как образцы, которые я исследовал, показывают, что текст в основном остался прежним. Введение было несколько изменено, а заключение — нет. Стабильность проекта от диссертации до книги — не столько недостаток, сколько особенность, которую читатели должны иметь в виду, формируя ожидания от работы: это узконаправленное исследование, как это часто бывает с диссертациями. Подзаголовок «Гиппократова традиция, манипулирование, инновации» может означать более широкое участие в вопросах того, как авторы-медики в древности трансформировали традиции, в которых они работали, например, в работах, собранных в XIX веке.99 том под редакцией ван дер Эйк. 2 На самом деле, когда дело доходит до «традиции и манипуляции», Стюарт сосредоточенно сосредоточен на конкретном вопросе о том, какие трактаты Гиппократа (и, в меньшей степени, другие медицинские и философские тексты), по-видимому, содержат принятые концепции. Галеном в его собственных объяснениях черной желчи и ее действия на организм.

Стюарт утверждает, что Гален конструирует три разновидности черной желчи, сознательно манипулируя гиппократовской традицией, но он не рекламирует себя как создателя совершенно новой теории (149).-150). Полученное в результате смешение старой и новой теории и создание новой типологии для примирения возможных теоретических несоответствий, возможно, является справедливым отражением собственной работы Стюарта.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts