Во имя чести и достоинства человека
По мнению начальника кафедры Академии МВД Республики Узбекистан, доктора философских наук, профессора Джаваковой Каринэ, конституционная реформа представляет собой запуск долгосрочной программы развития общества. Именно в силу данного обстоятельства особенно важным является дополнение статьи 13 Основного закона положением, что «уважение, соблюдение, защита чести и достоинства человека, его прав и свобод являются обязанностью государства».
Объясняется это тем, что человеческое достоинство – основа прав человека и их универсальности. В современном конституционном праве достоинство личности понимается как основа и цель всех конституционных прав человека. Как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами он ни обладал, в том числе отрицательными, государство и его органы обязаны в полной мере создать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство.
Можно сказать, что достоинство человека это конкретная правовая категория, которая устанавливает абсолютную ценность человеческого существования не абстрактно, а внутри правовой системы. Достоинство человека означает то, что человек есть ценность, только потому, что он – человек.
Поэтому когда в законодательство вводится приоритет достоинства, в нем появляется неотменяемая, безусловная формула — недопустимость превращения человека в объект. Следовательно, любые действия, превращающие человека в объект манипуляций, к примеру, пытки и др. — запрещены! Более того, даже сам человек не может, к примеру, проиграть свою свободу в карты.
Полагаю, что включение этой нормы особенно важно в законах и кодексах, поскольку тогда достоинство проникает и в правоприменение. В практике Федерального Конституционного суда Германии это так и называется «объектная формула»: любые действия, превращающие человека в объект манипуляций запрещены, поскольку нарушают 1 статью Конституции ФРГ.
Если проанализировать Конституции мира, то увидим, что во многих государствах статьи Основного закона регулируют вопросы защиты человеческого достоинства. К примеру, в статье 38 Конституции Китая говорится, что «Честь и достоинство граждан Китайской Народной Республики неприкосновенны. Запрещается каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле». Статья Конституции Японии предусматривает личное достоинство и гендерное равенство в семейной жизни и рассматривает достоинство как элемент основного права (права человека), статья 23 Конституции Бельгии предусматривает, что каждый имеет право вести жизнь в соответствии с человеческим достоинством и др.
В последние годы в Узбекистане осуществляется работа по усилению гарантий прав и свобод граждан, в том числе категорического недопущения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В Постановлении Президента, подписанном 26 июня 2021 года, поставлены задачи о необходимости продолжать разрабатывать эффективные правовые механизмы раннего предупреждения применения пыток, оперативного и объективного рассмотрения связанных с ними обращений, регулярно посещать с целью мониторинга места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения. Вместе с тем, 22 февраля 2021 года в речи на 46-й сессии Совета ООН по правам человека Глава государства отметил, что в рамках внедрения Национального превентивного механизма по предупреждению пыток мы и впредь будем жёстко пресекать все их проявления, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения. Такие преступления не будут иметь срока давности. Глава государства заявил, что Узбекистан намерен ратифицировать факультативный протокол к Конвенции против пыток.
Руководством Узбекистана осуществляется широкая информационно-просветительная деятельность в сфере прав человека. Переведены на государственный язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека, в том числе Конвенция против пыток, в тесном сотрудничестве с такими международными партнёрами, как ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, МОТ, ОБСЕ, МККК и др. Принимаются меры по дальнейшему совершенствованию образования в области прав человека. Изучение положений Конвенций и национального законодательства включено в учебные программы образовательных учреждений общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, системы повышения квалификации педагогических, медицинских и социальных работников, журналистов, судей, работников правоохранительной системы и адвокатов.
Сегодня тема борьбы с пытками освещается во многих юридических, экономических, педагогических журналах и газетах, издаваемых в Узбекистане. Например, этот вопрос является приоритетным для журналов «Демократизация и права человека», «Общественное мнение и права человека», “Қалқон”, “Ҳуқуқ ва бурч” и др. Проведены большое количество информационно-просветительских и образовательных мероприятий, которые позволили усилить вклад и роль ННО в решение вопросов борьбы с пытками.
Все эти меры руководства страны говорят о том, что проблема пыток, унижения человеческого достоинства на данный момент более чем просто актуальна.
К сожалению, на практике у нас преобладает представление не о достоинстве человека, а о ценности жизни в принципе. Если это так, то получается, что одного сохранения жизни необходимо и достаточно: жив человек и хорошо. Но как сказал один из великих людей – «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь». Следовательно, очень важно как проходит жизнь человека, как на ее качестве сказываются тяжелые болезни, травмы или применение жестких карательных действий или пыток — вопрос, очень важный сегодня. Именно поэтому в своих выступлениях и встречах Руководитель государства неоднократно подчеркивает главную цель, что люди должны почувствовать сегодня все изменения, практическое выполнение программ в своей повседневной жизни. Именно поэтому в ходе президентских выборов в прошлом году Шавкат Мирзиёев выдвинул идеи «Во имя чести и достоинства человека» и «Государство для людей», в целях реализации которых, на основе мнений и предложений населения разработана Стратегия развития на 2022-2026 годы.
Ведь человек, чье достоинство попрано, не желает жить. Такой человек ставит перед собой выбор — достоинство или жизнь. И выбирает достоинство. Отсюда суициды, самоубийства и др. Поэтому Задача общества в том, чтобы ни один гражданин не оказывался перед таким выбором. И данная поправка в Конституцию позволяет нам это реализовать.
Джавакова К.В. начальник кафедры Государственно-правовых дисциплин и обеспечения прав человека Академии МВД Республики Узбекистан, доктор философских наук, профессор
Прокурор разъясняет — Прокуратура Приморского края
Прокурор разъясняет
- 5 мая 2021, 11:59
О защите чести, достоинства и деловой репутации
Текст
Поделиться
В силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» разъяснено, что не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.
Например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
За распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, то есть за клевету, статьей 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.
За совершение данного преступления может быть назначено уголовное наказание в виде штрафа или обязательных работ.
В то же время за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, предусмотрено наказание до 2 лет лишения свободы.
Прокуратура Анучинского района
О защите чести, достоинства и деловой репутации
В силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» разъяснено, что не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.
Например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
За распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, то есть за клевету, статьей 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.
За совершение данного преступления может быть назначено уголовное наказание в виде штрафа или обязательных работ.
В то же время за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, предусмотрено наказание до 2 лет лишения свободы.
Прокуратура Анучинского района
Уважение человеческого достоинства — этические лидеры в действии
Уважение человеческого достоинства
Когда я зашел в продуктовый магазин, я услышал громкий комментарий двух мужчин, выходящих из магазина: «Маски — это смешно». Тон показался мне очень сердитым и немного театральным. Я был единственным человеком поблизости, и я был в маске. Я повернулся к ним и спросил: «Извините, вы со мной разговаривали?» и получил в ответ только молчаливые взгляды. Я попытался улыбнуться глазами. Я ушел, молча злясь, после этого момента случайной враждебности. Я задавался вопросом: как это может быть лучше? Что я могу сделать?
Размышления об этом обществе, в котором растут наши дети, часто вызывают у меня злость, печаль или разочарование. Возможно, гнев, грусть и разочарование — это основные чувства, которые сегодня испытывают американцы. Чего нам слишком часто не хватает, на мой взгляд, так это общего уважения к человечности других. Я думаю, мы можем улучшить это.
У меня нет генерального плана исправления общества. Я не могу убедить кого-то вдруг начать уважать достоинство других людей. Но если вы тоже считаете, что нам нужно больше человечности в обществе, больше уважения к человеческому достоинству, то следующая схема может помочь нам действовать в соответствии с этим убеждением. Ведь перемены начинаются с нас.
Дэвид Джаффе учит, что мы чтим достоинство наших собратьев, признавая бесконечную ценность, равенство и уникальность каждого человека . (Источник: Дэвид Джаффе, Изменение мира изнутри наружу.) Давайте посмотрим, что это значит.
Каждый человек имеет бесконечную ценность: неотъемлемая значимость, не поддающаяся измерению. Это осознание должно определять, как мы относимся к другим: соседям, сотрудникам, клиентам, продавцам, путешественникам, пациентам, посетителям, жертвам несчастных случаев, подозреваемым, друзьям. Все человеческие существа, достойные нашего уважения и внимания.
Все люди равны в своей ценности. Этот принцип может быть обманчиво труден для воплощения в жизнь. Слишком часто легче уважать людей, с которыми мы согласны, и видеть человечность в тех, кто «больше похож на нас». По мере того, как линии, разделяющие нас, становятся все ярче, а неравенство в обществе становится шире, уважение ко всем людям становится все труднее и важнее.
Каждый человек уникален. Мы должны сделать паузу, чтобы понять, что делает каждого человека личностью с его собственным опытом и сложными убеждениями. Мы должны остерегаться тенденции отождествлять индивида с его групповой идентичностью или с некоторыми из его убеждений. Мы должны заменить предположения открытым интересом. У каждого есть не одна история.
Что это осознание может заставить нас делать по-другому? Если мы признаем, что все люди бесконечно ценны, равны и уникальны, мы более склонны уделять им внимание. Мы лучше умеем слушать, особенно тех, с кем у нас есть разногласия или разногласия. Таким образом мы демонстрируем уважение и создаем возможность для взаимного уважения и взаимопонимания.
Проявлять уважение и внимание по-прежнему сложно, особенно когда мы чувствуем неуважение или игнорирование. Но, отвечая на такие оскорбления тем же, мы только глубже погружаемся в цикл бесчеловечности. Действовать из уважения к человеческому достоинству предлагает конструктивную (хотя и вызывающую) альтернативу.
Представление о людях как о бесконечно ценных, равных и уникальных существах призывает нас вдумчиво взаимодействовать с другими. Это также требует, чтобы мы сопротивлялись некоторым очень естественным побуждениям. Мы должны заменить:
• Некоторые наши предположения на любопытство,
• Некоторые наши суждения на принятие и
• Некоторые наши разговоры на слушание.
Если мы сможем внести эти изменения постепенно, постепенно, мы обязательно улучшим качество своей жизни. У нас также есть хорошие шансы улучшить наш мир.
———————————————————
В компании «Этические лидеры в действии» мы считаем, что большинство, если не все люди, могут развить себя, чтобы играть лидерские роли во многих различных сферах как большой и маленький. В основе этого процесса развития лежит короткий, но мощный список добродетелей, которые можно развить и улучшить с помощью сознательных усилий. Для получения дополнительной информации не стесняйтесь воспользоваться Самооценкой добродетелей этического лидерства (VELSI), которая разбивает эти добродетели на функции, которые можно развивать индивидуально. Результаты ВЭЛСИ сопровождаются кратким справочником, который поможет вам понять, как добродетели и их индивидуальные особенности сочетаются друг с другом. https://ethinact.com/velsi/
Подпишитесь на блог ELA. https://ethinact.com/blog/e-mail-subscribe/
Жизнь и достоинство человека
Католическая церковь провозглашает, что человеческая жизнь священна и что достоинство человека является основой нравственности. видение для общества. Эта вера лежит в основе всех принципов нашего социального учения. В нашем обществе человеческая жизнь подвергается прямой атаке со стороны абортов и эвтаназии. Ценность человеческой жизни находится под угрозой из-за клонирования, исследования эмбриональных стволовых клеток и применения смертной казни. Намеренное нацеливание на мирных жителей во время войны или террористических атак всегда неправильно. Католическое учение также призывает нас работать, чтобы избежать войны. Государства должны защищать право на жизнь, находя все более эффективные способы предотвращения конфликтов и их разрешения мирными средствами. Мы верим, что каждый человек драгоценен, что люди важнее вещей, и что мерилом каждого учреждения является то, угрожает ли оно жизни и достоинству человека или укрепляет его.
Традиция
«Достоинство других следует уважать при любых обстоятельствах не потому, что это достоинство — нечто, что мы изобрели или вообразили, а потому, что человеческие существа обладают внутренней ценностью, превосходящей ценность материальных объектов и случайных ситуаций. Это требует, чтобы к ним относились по-разному. То, что каждый человек обладает неотъемлемым достоинством, — это истина, соответствующая человеческой природе вне всякого культурного изменения. По этой причине человеческие существа обладают одним и тем же неприкосновенным достоинством во все времена истории, и никто не может считать себя уполномоченным в конкретных ситуациях отрицать это убеждение или действовать против него». (Папа Франциск, Братья и сестры нам [Fratelli Tutti], no. 213)
«Наша защита невинных нерожденных, например, должна быть ясной, твердой и страстной, ибо на кону стоит достоинство человеческой жизни, которая всегда священна и требует любви к каждому человеку, независимо от его или стадии ее развития. Однако в равной степени священна жизнь бедняков, уже рожденных, обездоленных, брошенных и обездоленных, уязвимых немощных и пожилых людей, подвергшихся тайной эвтаназии, жертв торговли людьми, новых форм рабства и всех форм отказ. [84] Мы не можем придерживаться идеала святости, игнорирующего несправедливость в мире, где одни упиваются, тратят деньги и живут только последними потребительскими товарами, в то время как другие смотрят на это издалека, проживая всю свою жизнь в крайней нищете». (Папа Франциск, Радуйтесь и радуйтесь [Gaudete et Exsultate], no. 101)
«Люди тоже являются созданиями этого мира, имеющими право на жизнь и счастье и наделенными уникальным достоинством. Поэтому мы не можем не учитывать влияние на жизнь людей ухудшения состояния окружающей среды, современных моделей развития и культуры одноразового использования». (Папа Франциск, О заботе о нашем общем доме [Laudato Si’], № 43).
Когда мы не признаем частью реальности ценность бедного человека, человеческого эмбриона, человека с инвалидностью – вот лишь несколько примеров – становится трудно услышать крик самой природы; все связано. (Папа Франциск, Об уходе за нашим общим домом [Laudato Si’], no. 117)
Подобно тому, как заповедь «Не убий» устанавливает четкий предел для сохранения ценности человеческой жизни, сегодня мы также должны сказать «не убий» экономике исключения и неравенства. Такая экономия убивает. Как может быть, что это не новость, когда пожилой бездомный умирает от облучения, а новость, когда фондовый рынок теряет два пункта? Это случай исключения. Можем ли мы продолжать стоять в стороне, когда еда выбрасывается, а люди голодают? Это случай неравенства. Сегодня все подчиняется законам конкуренции и выживания сильнейших, где сильные питаются бессильными. Как следствие, массы людей оказываются исключенными и маргинализированными: без работы, без возможностей, без каких-либо средств бегства. Люди сами по себе считаются потребительским товаром, который нужно использовать, а затем выбросить. Мы создали культуру «выбросить», которая теперь распространяется. Это уже не просто эксплуатация и угнетение, а нечто новое. Исключение, в конечном счете, связано с тем, что значит быть частью общества, в котором мы живем; исключенные больше не являются изнанкой общества, его маргиналами или бесправными — они больше даже не являются его частью. Исключенные — это не «эксплуатируемые», а изгои, «остатки». (Папа Франциск, Радость Евангелия [Evangelii Gaudium], no. 153)
Достоинство личности и требования справедливости требуют, особенно сегодня, чтобы экономический выбор не приводил к чрезмерному и морально неприемлемому увеличению неравенства в богатстве. (Папа Бенедикт XVI, Милосердие в истине [ Caritas in Veritate ], № 32)
Человеческие личности по воле Бога; на них запечатлен образ Божий. Их достоинство исходит не от работы, которую они выполняют, а от личности, которой они являются. (Святого Иоанна Павла II, В сотый год [ Centesimus annus] , нет. 11)
Основой всех представлений Церкви о моральных измерениях экономической жизни является ее видение трансцендентной ценности — святости — человеческих существ. Достоинство человеческой личности, реализованное в сообществе с другими, является критерием, по которому должны измеряться все стороны экономической жизни.
Таким образом, все люди являются целями, которым служат институты, составляющие экономику, а не средством эксплуатации для достижения более узко определенных целей. Человеческая личность должна уважаться с благоговением, которое является религиозным. Когда мы общаемся друг с другом, мы должны делать это с чувством благоговения, которое возникает в присутствии чего-то святого и священного. Ибо таковы и люди: мы созданы по образу Божию (Быт. 1:27). (Конференция католических епископов США, Экономическая справедливость для всех, №. 28)
Каждый человек, именно по причине тайны Слова Божия, ставшего плотью (ср. Ин 1, 14), вверен материнской заботе Церкви. Поэтому всякая угроза человеческому достоинству и жизни обязательно должна ощущаться в самом сердце Церкви; это не может не затронуть ее в самой сердцевине ее веры в Искупительное Воплощение Сына Божия и занять ее миссией возвещения Евангелия жизни всему миру и всякой твари (ср. Мк. 16, 15). (Святого Иоанна Павла II, Евангелие жизни [ Evangelium vitae ] , no. 3)
В явном виде заповедь «Не убий» носит резко негативный характер: она указывает крайний предел, который никогда не может быть превышен. Однако неявно это поощряет позитивное отношение абсолютного уважения к жизни; она ведет к продвижению жизни и прогрессу на пути любви, которая дает, получает и служит. (Св. Иоанн Павел II, Евангелие жизни [Evangelium vitae], № 54)
Это учение основано на одном основном принципе: отдельные люди являются основой, причиной и концом любого социального института. Это необходимо, ибо люди по своей природе существа общественные. (Св. Иоанн XXIII, Мать и Учитель [ Mater et Magistra ] , № 219)
Существует также греховное неравенство, от которого страдают миллионы мужчин и женщин. Они находятся в открытом противоречии с Евангелием: их равное достоинство как личностей требует, чтобы мы стремились к более справедливым и гуманным условиям.