Неуправляемый ребенок: кто виноват и что делать
Детские истерики, особенно в людных общественных местах, вызывают у родителей оторопь. Причем не важно, свой ребенок бунтует или чужой: подобное зрелище вызывает неприятные ощущения у всех окружающих. Почему малыш стал неуправляем? Что привело к такому поведению? Как поступать родителям в трудной ситуации? На вопросы отвечает детский аналитический психотерапевт Ольга Новичкова.
Неуправляемый ребенок не подчиняется правилам и нормам, сопротивляется просьбам взрослых, не соглашается с родителями. Почему это происходит? Поведение дошкольника, который сильно протестует, не будучи в силах (или не имея желания) управлять своим поведением, имеет начало в более раннем возрасте, при первом столкновении интересов ребенка и его обучения правилам.
Развитие психики: где начало формирования непослушания?
Впервые родитель сталкивается с бунтом ребенка еще в 1–2 года, когда родительские просьбы и правила вдруг начинают малышом отрицаться. Ребенок реагирует бурным отказом от указаний родителя, хотя еще недавно был послушным и «беспроблемным». Такой бунт необходим: он формирует зачатки собственного мнения и является частью важного этапа развития личности — сепарации от матери.
Позже, примерно в 2–3 года, у детей впервые проявляются истерики и девиз «Я сам!». Ребенок плачет, кричит, бурно настаивает на своем и отказывается от любых действий родителя. При этом желание сделать что-то самостоятельно сочетается с разочарованием в случае неудачи, иногда чувством беспомощности.
Важно: маленький человек кричит, громко и сильно выражает свое мнение, но самостоятельно остановиться и тем более анализировать свое поведение не способен. Он поглощен процессом, а не целью и ее достижением.
За самоконтроль отвечают лобные отделы головного мозга, которые полностью развиваются только к 12–15 годам, и темп их развития индивидуален. Можно сказать, что в раннем детском возрасте они недостаточно развиты для саморегуляции поведения. Поэтому ребенку в таких случаях помогает присутствие спокойного взрослого. Только он может успокоить бунтаря, мягко настаивая на своих правилах без агрессии, чем поможет ему справиться с порывом эмоций.
Когда начать знакомство с правилами
С 2–3 лет наступает время, когда для родителя важно начать и поддерживать отстаивание своих правил поведения в обществе (семья — это тоже общество). Правила должны быть обязательно. Только их соблюдения следует добиваться без подавления ребенка, без агрессии в его адрес. Это должны быть заранее известные ребенку нормы, на выполнении которых взрослый настаивает, не меняя их обязательность в зависимости от, к примеру, своего настроения. Таким образом закладывается основа способности ребенка к внутреннему управлению собственным поведением, а поведение самих родителей формирует модель внутреннего отношения к правилам.
Родительская стратегия «не обращать внимания на истерику» опасна: она приводит к тому, что у ребенка не закладывается понимание и осознание правил, норм, морали.
У детей, не сталкивающихся с ограничениями, встречающих со стороны родителей лишь потакание всем своим желаниям при полном отсутствии необходимости соблюдения правил, растет огромная тревога: ведь правила существуют и для того, чтобы маленький человек почувствовал себя под защитой сильного (и доказавшего свой авторитет) взрослого.
В противном случае неуправляемое и ничем не ограниченное поведение ребенка в более старшем возрасте (дошкольника) будет направлено на затянувшееся выяснение вопроса о власти — кто кого победит в битве «Я хочу».
Иными словами, если ребенок-дошкольник не умеет управлять своим поведением в вопросах правил и норм, это сигнализирует о том, что он не может удержать свой поведенческий импульс. Если к 4 годам (и тем более в старшем дошкольном возрасте) в поведении ребенка можно заметить отказ от сотрудничества с другим взрослым, например, учителем, врачом, это говорит о том, что в отношениях в первой паре в жизни человека «родитель — ребенок» существует диссонанс. А к этому возрасту вопрос власти в ней уже пора решить, и затянувшееся неуправляемое поведение сигнализирует о том, что этого не произошло.
Важность фигуры отца
Отец помогает ребенку решить для себя важные вопросы про власть и подчинение правилам. Через уважение в этой паре, подчинение сильной воле родителя в одном и имея возможность «добрать» проявление своей инициативы и желаний в чем-то другом, в сознании ребенка формируются границы поведения. В этот период страх по отношению к своему отцу не является каким-то отклонением или нарушением (если проходит к школьному возрасту). Именно папа показывает ребенку, кто главный в их паре, и отношения с ним формируют уважение к правилам.
В неполных семьях этот вопрос решается более сложно, так как мама не может одновременно выполнять обе родительские функции. Но психика ребенка гораздо гибче взрослой, и он может хотя бы частично восполнить отсутствие отца с помощью других мужчин в своем близком окружении, например, дедушки.
Таким образом, в основном неуправляемое поведение детей связано с их отношением к правилам — малыш должен усвоить, можно ли их нарушать и что произойдет в случае их несоблюдения. Тут многое зависит от родительской реакции на проявления ребенка.
Спокойное, твердое и уважительное отношение родителя к выполнению правил, соблюдению границ помогает естественным образом сформировать внутри ребенка нормы поведения и морали.
Что еще может сделать ребенка неуправляемым
- Поведение родителей. К примеру, если сами родители часто не сдержанны, склонны к крикам и проявлениям истерик. Ребенок видит пример для подражания и искренне не понимает, почему родителям можно, а ему нельзя несдержанно вести себя. Кроме того, это порождает у ребенка тревогу: он остается наедине со своими чувствами и аффектами и еще быстрее теряет контроль и саморегуляцию.
- Чрезмерный контроль родителей при волевом характере у ребенка. В этом случае при помощи истерик и непослушания может выражаться проверка границ дозволенного, бунт против подавления самостоятельности маленького и сильного человека.
- Серьезная травматичная история в раннем детстве. Большое горе, с которым ребенок справился, собрав все свои душевные силы и потратив часть энергии на собственное развитие, может давать о себе знать и вызывать волну агрессии и истерик. На первый взгляд, бунт направлен на границы и правила, но глубоко внутри это следствие огромной тревоги и невозможности опереться на кого-то. Этот сценарий встречается в семьях с приемными детьми.
Как помочь ребенку, который не умеет собой управлять
1. Вовлечь в процесс воспитания ребенка его отца. Через общение, совместные игры и дела дети учатся иерархии и подчинению.
2. Проговаривать с ребенком чувства и эмоции, которые он испытывает, связывать его поведение и возможную причину возникновения протеста. Сохранять спокойствие и доброжелательное отношение, контейнировать (то есть быть способным выдерживать) чувства, эмоции, действия ребенка, создавая тем самым опору для него самого.
3. Для развития контроля поведения ребенка важно давать ему свободу выражения, поддерживая и помогая малышу по его запросу, — это стимулирует развитие лобных отделов головного мозга. Взрослому важно оставаться для ребенка тем, к кому можно прийти за помощью или советом. Позиция родителя «присутствие без вмешательства» дает опору, но не отнимает инициативу.
Беседовала Анна Демина
Фото: Коллекция/iStock
Неуправляемый ребенок — Красноярский краевой наркологический диспансер №1
Когда ваш ребенок сводит вас с ума
В сказке А. де Сент-Экзюпери [32]
о Маленьком принце есть замечательный момент,
когда принц разговаривает с Лисом.
Лис спрашивает его о его планете:
Лис очень удивился:
– На другой планете?
– Да.
– А на той планете есть охотники?
– Нет.
– Как интересно! А куры есть?
– Нет.
– Нет в мире совершенства! – вздохнул Лис.
Мораль: вне зависимости от наших желаний и стремлений мы не найдем совершенства в реальном мире, как не может его быть и в людях, живущих рядом с нами, да и в нас самих.
Рождение ребенка прекрасная пора для родителей. Многие родители ожидают и верят, что воспитание и взросление ребенка будет приносить истинное одно лишь удовольствие. И по этой логике, детки всегда будут послушные и подконтрольные нам как роботы вплоть до совершеннолетия, а то и еще дольше. Но, мы должны понимать, что дети не роботы и идеальных деток не бывает. Дети имеют право на баловство, истерики и проверки родителей на прочность и границы. Это нормально. У каждого родителя – мамы или папы, случаются моменты, когда сил уже, казалось бы, и нет. И в этом нет ничего постыдного. Что же им делать и как быть? Ведь послушный ребенок не падает с неба, не достается даром и не воспитывается сам собой. Воспитание требует огромных усилий, доверия, внимания и самое главное – любви.
Воспитание, ни для кого не секрет, формируется с малых лет и здесь главное не пустить все на самотёк. Часто маленький ребенок не слушается, орёт, истерит и топает ногами.
Особенно это характерно для деток возраста 3-4 года. Если ваш ребенок к этому возрастному периоду стал «неуправляемым», не стоит впадать в панику, а стоит разобраться в причинах такого поведения и научиться находить с малышом общий язык. Все зависит от родителей и их алгоритмов воспитания.Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу» и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода — кризис трех лет. Он может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит — радуйтесь, — ваш ребёнок развивается нормально.
Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).
У малышей он может проявляться по-разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие:
- Негативизм – ребенок отказывается делать даже то, что сам хочет делать, лишь потому, что это предложил взрослый. Негативизм адресован к конкретному человеку, а не к ситуации и не к содержанию разговора.
- Упрямство – реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал.
- Протест – ребенок бунтует против норм воспитания, установленных для ребенка. Протест против текущего образа жизни, который был установлен до настоящего времени и принимался ребенком.
- Своенравие, стремление к самостоятельности.
- Обесценивание – ребенок перестает ценить то, что ценил раньше. Здесь же, начинаются оскорбления взрослых, которых ребенок всегда уважал и ценил, и, здесь же, игрушки, которые он очень любил, становятся ему неинтересными и некрасивыми.
- Деспотизм – у ребенка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим. Ребенок начинает управлять чаще всего мамой, и решать, куда ей можно ходить, а куда нет.
Что делать родителю? И как помочь ребенку пережить кризис?
Сколько будет длиться кризис у ребенка трех лет угадать невозможно. У одних детей кризисный возраст остается незамеченным, а другие задерживаются в нем на несколько лет. Взрослеющий человечек не раз будет сталкиваться с возрастными порогами, но кризис трех лет считается важной ступенькой на пути личностного роста. Мудрые родители просто пережидают кризис, ведь в первую очередь, тяжесть ложится на психику их чада. Принципиально важно здесь одно – показать ребенку причинно – следственную связь между его поступком и последствиями для самого ребенка.
Предоставьте ребенку свободу выбора
Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к этому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно, чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.
Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше. Это сохранит хорошее настроение и мамы и ребенка.
Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. Ребенок будет знать, что его мнение важно в семье и с ним считаются. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет.
Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным
Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже не смотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям. Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Никогда не лезьте в деятельность своего ребенка, если он вас об этом не просит!
Научитесь отказывать
Отказывать своему любимому ребенку могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать. Родители не должны отходить от этих правил – они постоянны! Если сегодня «нет», то и завтра «нет». И, обязательно, объясните своему ребенку почему «нет». Если сказано «нет», крики и истерики не должны нарушить вашу позицию.
Запаситесь терпением
Желание ребёнка быть взрослым можно использовать в своих целях. Например, если нужно перейти дорогу, то можно попросить ребёнка вас перевести. Это намного лучше стандартного: «Так, дай сюда руку, сейчас будем переходить дорогу».
Озвучивайте для ребёнка его переживания и чувства. Это позволит ему лучше понять свои чувства и увидеть, что вы понимаете его состояние. Если вы видите, что ребёнок упал и плачет, скажите ему, что он упал, ударился, ему больно, и поэтому он плачет. Если ребёнок играл и сломал любимую игрушку, скажите: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль её. Поэтому ты заплакал». Если ребёнок радуется тому, что у него получилось что-то сделать, так и скажите: «Ты нарисовал хороший рисунок и очень рад. Тебе приятно, что ты смог нарисовать такой рисунок. Ты гордишься». И так далее. Озвучивание эмоций и чувств поможет ребёнку разобраться в них и лучше понять себя.
Как реагировать на детские истерики?
Дети закатывают истерики не потому, что им нравится плохо себя вести, и не потому, что хотят раздосадовать родителей. Дети кричат, топают ногами и бросаются на пол потому, что это работает. Капризничая, ребенок пытается добиться своего и, получив желаемое путем истерик, он обязательно воспользуется этим способом еще раз. Очень важно научиться погашать и прекращать истерики, иначе это войдет в привычку малыша, и он начнет использовать их в качестве манипуляции постоянно.
А с возрастом он научится манипулировать родителями гораздо изощреннее. Поэтому, как часто он будет прибегать к этому методу, зависит от реакции родителей с самого начала. Но никогда не поздно все исправить, гораздо страшнее никогда ничего не менять в этом аспекте.
Старайтесь предугадывать капризы ребенка, чтобы предотвратить их
Самая распространенная ошибка – это ждать, пока его поведение выйдет из-под контроля полностью. Необходимо научиться предугадывать состояние ребенка, еще до того как произойдет вспышка. Обратите внимание на характерные предвестники бури – хныканье, беспокойство, напряжение, и постарайтесь отвлечь его при первых же признаках раздражения. Попробуйте поговорить с ребенком успокаивающим тоном, погладьте его, обнимите, напойте песенку.
Выразите абсолютную нетерпимость истерик
Малыш должен понимать, что его поведение никто терпеть не будет. Как только начнется истерика, перестаньте с ним общаться, пока он не успокоится. Не стоит уговаривать его, кричать, шлепать – ни одно из этих средств обычно не работает. За своими криками он вас даже не услышит. Постарайтесь не отвечать ему, лучше даже не смотрите в его сторону, можно демонстративно надеть наушники – это даст понять малышу, что его крики бесполезны. Ребенок устраивает истерики перед тем человеком, который на них реагирует. Не стоит показывать, что истерики вашего ребенка вас волнуют и интересуют. Но обязательно скажите ему, что как только он успокоиться, то вы готовы с ним поговорить. И запаситесь терпением.
Лишите малыша зрителей
При повторяющихся истериках лучше всего изолировать ребенка сразу, как только возникает вспышка. Если это происходит в общественном месте, переместите его в более уединенное, пока он не успокоится. Самый крайний вариант — угол. И обязательно откажите ему в том, что он очень любит – мультик, прогулка, игры, сладости и т. п. Малыш должен осознавать, что не заслуживает своим поведением игр и внимания. Длительность нахождения в успокоительном месте для разных детей может быть разной, но он должен оставаться там хотя бы две минуты с момента успокоения. Если он вновь начнет капризничать, отведите его обратно. Самое сложное здесь – сохранять собственное спокойствие, но именно оно поможет ребенку вернуться в спокойное состояние.
Ваше неприятие истерик должно быть постоянным
Очень важно, выбрав линию поведения во время истерик, придерживаться ее всегда. Тогда ребенок будет понимать, что результат его капризов неизменен. Если ребенок капризничает с другими людьми – няней, воспитателями, вашими родителями, оговорите с ними заранее план поведения в таких ситуациях, подчеркните, что взрослые не должны обращать внимания на капризы. Общение с другими детьми должно быть позволительно только в нормальном состоянии.
Научите малыша правильно выражать недовольство
Ребенок должен понимать, что он может расстраиваться, но не посредством истерик. Поэтому когда он и вы успокоитесь, побеседуйте о том, как правильно выражать неудовлетворенность. Очень часто дети просто не знают, как по-другому выразить свое состояние, и поэтому начинают капризничать. Расскажите ему, как выражать свои эмоции словами, научите его соответствующим словам – злой, печальный, уставший, сердитый, расстроенный. И поощряйте его, когда он будет пользоваться этими словами, хвалите его.
Краткая схема реагирования на истерики:
1. Возьмите себя в руки и выдержите небольшую паузу, чтобы внутренне собраться. Можно сосчитать до 10, например.
2. Попросите выйти из комнаты всех «зрителей», а если это невозможно выведите ребенка в спокойное место, где никого нет рядом.
3. Решите для себя, хотите ли (можете ли) Вы позволить ребенку то, о чем он просит. Подумайте хорошо, ведь может для вас это мелочь и непринципиально, а ребенку очень важно и нужно.
4. Если нет, то строго, но обязательно ровным и уверенным голосом скажите ребенку свое требование. И объясните, почему «нет».
5. Будьте готовы к тому, что Вам придется еще некоторое время «послушать» детский плач.
6. Ни при каких обстоятельствах не отступайте от своего требования, при необходимости повторите его.
7. Когда ребенок успокоится, обнимите его и обязательно скажите о том, как сильно Вы его любите.
Родители тоже ошибаются
Ошибка №1. Говорить о личности, а не о поступке.
«Что за ужасный ребенок!», «Так поступают плохие мальчики» или «Ты плохой мальчик. Мне такой не нужен». Это вроде уже всем понятно, но почему-то все еще повсеместно используется. Не забывайте об этом!
Ошибка №2. Сворачивать свою вину на ребенка.
Например, догадывались, что ребенок, который сейчас бегает-играет, может задеть чашку на краю стола и все равно не убрали. Кто виноват, что чашку разбили и за что отругали ребенка? Или разрешили ребенку погладить уличную собачку, а она укусила. И вот мама ругает ребенка – ты что, не знаешь, что собака может укусить? Примеры утрированные, но думаю, каждый вспомнит такую ситуацию, когда ругать надо себя, а мы ругаем ребенка.
Ошибка №3. Использовать свои «взрослые» преимущества.
Например, забирают игрушку и кладут высоко на шкаф, откуда ребенок ее не достанет сам. Это заставляет его чувствовать свою неполноценность (физическую пока) и вызывает глубокое чувство обиды и злости. Кто уже так делал, тот заметил, что в момент, когда игрушка отправляется на шкаф, ребенок начинает ужасно кричать и может закатить истерику. А мы не помогаем ему правильно выйти из конфликта, а оставляем одного и предлагаем подумать над своим поведением.
Ошибка №4. Давление на материальную сторону вопроса.
Это, в общем-то, относится к использованию взрослых преимуществ, но я хочу выделить это в отдельный пункт. Например, собирались пойти за игрушкой, но случилась ссора, в которой ребенок обидел одного из родителей. И этот родитель сказал, что не купит игрушку, раз он так себя ведет. Да, это быстрый способ заставить ребенка слушаться, но при этом он думает не о том, чтобы уважать чувства отца или матери, а о том, как получить свои выгоды. Когда ребенок чуть подрастет, он будет в определенных ситуациях стараться промолчать, «чтобы купили игрушку», а злость и обиду копить внутри себя. Надо ли объяснять, что из этого выйдет и как, став самостоятельным, сын или дочь будут относиться к родителям.
Вывод из этого пункта такой: в конфликтной ситуации говорите о чувствах и учите ребенка их уважать, правильно вести себя в той или иной ситуации. Старайтесь не наказывать лишением материальных вещей из-за плохого поведения.
Ошибка №5. Агрессивное поведение, потеря контроля над собой, использование грубых слов, ремень.
Из этого ребенок запоминает, что в случае потери контроля над ситуацией, можно потерять контроль и над собой, что прав тот, кто ведет себя агрессивнее, говорит грубее и т.д. Это уже не говоря о том, что часто дети пугаются такой реакции родителей и тут же «начинают себя нормально вести». Ведь в таких условиях быть равным участником ситуации уже не получается. Ребенок не может отшлепать маму или папу, или даже так же накричать на них.
Ошибка №6. Заставлять ребенка извиняться часто и за любую мелочь, в то время как вы сами этого не делаете.
Научить ребенка признавать свою вину и просить прощения можно только личным примером. Если вы сами просите прощение у ребенка, когда кричите на него или делаете что-то не так, то и ребенок ответит вам тем же и сможет извиниться за свои капризы и признать свою неправоту.
Ошибка №7. «Делать плохо» ребенку в качестве наказания и наказывать унизительно.
Если уж дошло дело до наказания, то помните о том, что лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо. Т.е. лучше не почитать на ночь, не поиграть и т.д., чем накричать и отшлепать. Наказывать ребенка можно, но наказание, ни в коем случае, не должно быть унизительным и не должно проходить на глазах у других людей. Когда конфликт разгорается в людном месте, можно применить подход, который называется «Воспитание на ушко». Попробуйте, может, и вам поможет.
И последнее, не забывайте золотое правило: «Прежде, чем сказать это ребенку, скажи это себе». Тогда конфликтов будет на порядок меньше, проходить они будут более конструктивно, уважения к родителям будет больше, самооценка ребенка будет в порядке, и он тоже будет учиться контролировать себя и свое поведение.
Задача родителей сделать все от них зависящее, чтобы ребенку было комфортно не только в стенах дома, но и в человеческом обществе в целом. Любите своего ребенка не за что-то, а просто так, просто за то, что он у вас есть. Любите его всяким: капризным, вредным, успешным, счастливым, заплаканным и бьющимся в истерике. Любите его всегда, пусть он это видит и понимает. Говорите ему о своих чувствах хотя бы один раз в день. И ваш ребенок ответит вам тем же. Берегите себя и уважайте своих детей, и тогда, когда они вырастут, они будут уважать и беречь вас, дорогие родители! Ваши дети, благодаря правильному воспитанию с детства, станут примерами успешных, здоровых и счастливых людей.
Как воспитать непослушного ребенка
Каждый родитель непослушного ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ) знает, каково это справляться с серьезными поведенческими проблемами при СДВГ — иногда даже самый воспитанный ребенок срывается или отказывается выполнить даже самую благожелательную просьбу. Но почти половина всех родителей, у которых есть дети с СДВГ, практически каждый день сталкиваются с серьезными проблемами поведения и проблемами с дисциплиной. Для них воспитание непослушного ребенка — ежедневное напряжение.
Тяжелое поведение с СДВГ и симптомы оппозиционно-вызывающего расстройства
У 40% детей с СДВГ также развивается оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), состояние, характеризующееся хронической агрессией, частыми вспышками и склонностью спорить, игнорировать просьбы и намеренно участвовать в раздражающее поведение. 1
Насколько это может быть плохо? Рассмотрим этих реальных детей с диагнозами СДВГ и ОВР:
- 4-летняя девочка, которая радостно раздражает своих родителей, включив телевизор на максимальной громкости, как только проснется.
- 7-летний мальчик, который кричит «Нет» на каждую просьбу и осыпает своих родителей словесными оскорблениями.
- 11-летний мальчик пробивает дыру в стене, а затем физически нападает на свою мать.
«Этим детям наиболее комфортно, когда они находятся в центре конфликта», — говорит Дуглас Райли, доктор философии, автор книги «Непокорный ребенок: руководство для родителей по оппозиционно-дерзкому расстройству» (#CommissionsEarned) и детский психолог в Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния. «Как только ты начинаешь с ними спорить, ты оказываешься на их территории. Они продолжают бросать приманку, а их родители продолжают ее ловить — пока, наконец, родители не оказываются с ребенком на семейной терапии, задаваясь вопросом, где они ошиблись».
[Пройдите этот тест для самопроверки: может ли ваш ребенок иметь ОВР?]
Напряжение, связанное с общением с противодействующим ребенком, сказывается на всей семье. Ущерб супружеским отношениям может быть особенно тяжелым. Отчасти это связано с тем, что друзья и родственники склонны винить в таком поведении «плохое воспитание». Непоследовательная дисциплина может играть роль в развитии ОВР, но редко является единственной причиной.
К сожалению, реальность такова, что дисциплинарные стратегии, которые работают с нейротипичными детьми, просто не работают с детьми с ОВР.К счастью, психологи разработали эффективную поведенческую терапию, позволяющую обуздать даже самого непослушного ребенка. Это не всегда легко, но возможно — обычно с помощью специализированной психотерапии.
Какая связь между СДВГ и ОВР?
Никто не знает, почему так много детей с СДВГ проявляют оппозиционное поведение. Однако во многих случаях оппозиционное поведение кажется проявлением импульсивности, связанной с СДВГ.
[Скачать это бесплатное руководство по механизмам преодоления трудностей]
«Многие дети с СДВГ, которым поставлен диагноз ОВР, на самом деле по умолчанию демонстрируют оппозиционные характеристики», — говорит детский психолог из Хьюстона Кэрол Брэди, доктор философии. «Они плохо себя ведут не потому, что намеренно оппозиционны, а потому, что не могут контролировать свои импульсы».
Другая точка зрения состоит в том, что оппозиционное поведение — это просто способ для детей справиться с разочарованием и эмоциональной болью, связанной с СДВГ.
«В состоянии стресса — будь то из-за синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или из-за развода родителей — определенный процент детей экстернализирует свою тревогу, — говорит Ларри Сильвер, доктор медицинских наук, психиатр из Медицинской школы Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия. виноваты все остальные, и ребенок не берет на себя ответственность за то, что идет не так».
Райли соглашается. «Дети с СДВГ с раннего возраста знают, что они отличаются от других детей, — говорит он. «Они считают, что у них больше проблем, и в некоторых случаях им может быть труднее справиться с академической работой — часто, несмотря на интеллект выше среднего. Поэтому вместо того, чтобы чувствовать себя глупо, их защита заключается в том, чтобы чувствовать себя крутым. Они оттачивают свое оппозиционное отношение».
Около половины всех дошкольников с диагнозом ODD перерастают эту проблему к 8 годам. Дети старшего возраста с ODD с меньшей вероятностью перерастают ее. И если не лечить, оппозиционное поведение может перерасти в расстройство поведения, еще более серьезную поведенческую проблему, характеризующуюся физическим насилием, воровством, бегством из дома, поджогом и другими крайне деструктивными и часто незаконными действиями.
Какое лечение доступно для лечения ОВР моего непослушного ребенка и тяжелого поведения с СДВГ?
Любой ребенок с СДВГ, у которого проявляются признаки оппозиционного поведения, нуждается в соответствующем лечении, которое обычно включает в себя сочетание лекарств и семейной терапии. Первый шаг — убедиться, что СДВГ ребенка находится под контролем. «Поскольку оппозиционное поведение часто связано со стрессом, — говорит Сильвер, — вы должны обратиться к источнику стресса — симптомам СДВГ — прежде чем переходить к поведенческим проблемам».
Райли говорит: «Если ребенок настолько импульсивен или рассеян, что не может сосредоточиться на терапии, которую мы используем для лечения оппозиционного поведения, — говорит он, — он не продвинется далеко. А для многих детей с СДВГ и оппозиционным поведением стимуляторы — своего рода чудо. Большая часть плохого поведения просто исчезает».
Но лекарств от СДВГ редко бывает достаточно, чтобы контролировать оппозиционное поведение. Если ребенок проявляет лишь умеренное или нечастое оппозиционное поведение, методы модификации поведения «сделай сам» вполне могут помочь. Но если оппозиционное поведение достаточно серьезное, чтобы нарушить жизнь дома или в школе, лучше всего проконсультироваться с семейным терапевтом, обученным детским поведенческим проблемам.
Терапевт должен обследовать вашего ребенка на наличие беспокойства и расстройств настроения. Каждая из них может вызывать оппозиционное поведение, и каждая требует своей формы лечения. Терапевт также может порекомендовать ребенку когнитивную терапию, чтобы помочь ему эффективно справляться с трудными ситуациями.
Как обучение родителей может помочь детям с ОВР улучшить свое поведение
Однако в большинстве случаев предпочтительным методом лечения ОВР является обучение родителей управлению, на котором семейный терапевт учит родителей изменять то, как они реагируют на поведение своего ребенка. — и хорошее, и плохое. Между еженедельными занятиями родители практикуют то, чему они научились, и сообщают терапевту о своих успехах.
«По сути, обучение родителей — это кнут и пряник, — говорит Брейди. «Что касается пряника, вы работаете над тем, чтобы хвалить ребенка и вознаграждать его за сотрудничество. На конце палки вы излагаете четкие последствия плохого поведения, обычно включающие тайм-аут или лишение награды».
Обучение родителей навыкам управления часто бывает очень эффективным: поведение ребенка резко улучшается в четырех случаях из пяти. Родители, прошедшие обучение, обычно сообщают о большем удовлетворении браком, а также об улучшении поведения других детей.
В то время как некоторые родители отказываются от идеи, что именно они нуждаются в обучении, «они должны научиться перестать влезать в драку с ребенком и опускаться до уровня ссор», — говорит Сильвер. Родители часто усугубляют проблему, применяя чрезмерно суровые или непоследовательные меры наказания. Вместо этого родители должны восстановить свой авторитет, установив четко определенные поощрения и наказания, а затем применяя их последовательно и беспристрастно.
«Мое самое важное правило заключается в том, что родители не должны воспринимать странное поведение на свой счет, — говорит Райли. «Сохраняйте спокойствие и дружелюбие всякий раз, когда вмешиваетесь. Оппозиционные дети имеют радар для враждебности взрослых. Если они подхватят твой гнев, они ответят ему тем же».
Райли рекомендует подход «две бесплатные просьбы»: «В первый раз, когда вы просите ребенка что-то сделать, дайте ему две минуты на ответ. Если он не слушается, спокойно скажите ему: «Теперь я второй раз прошу тебя поднять пальто». Вы понимаете, о чем я вас прошу, и каковы последствия, если вы этого не сделаете? Пожалуйста, примите разумное решение». Если вам придется просить в третий раз, срабатывает заранее оговоренное последствие — телевизор выключается на час или видеоигру забирают».
Как родители могут сосредоточиться на хорошем поведении?
Поощрение за хорошее поведение или наказание за плохое не является революционной концепцией, но с оппозиционными детьми это легче сказать, чем сделать. Родители должны сдерживать свой порыв накричать или отшлепать. В то же время они должны научиться заменять «неагрессивные наказания», такие как тайм-ауты или лишение привилегий.
Многие родители оппозиционно настроенных детей настолько сосредоточены на плохом поведении, что перестали поощрять положительное. Тем не менее, положительное подкрепление является сердцем и душой обучения родителей управлению.
«Родители неизменно приходят на лечение с идеей подавить, устранить или уменьшить проблемное поведение», — пишет Алан Каздин, доктор философии, в Parent Management Training (#CommissionsEarned), пособии для терапевтов. Но, по словам Каздина, директора Детского учебного центра Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, обучение родителей вместо этого делает акцент на концепции «позитивных противоположностей». «Например, — говорит Каздин, — родителей спрашивают, что делать, если они хотят, чтобы их ребенок перестал кричать, хлопать дверью или бросать бьющиеся предметы. Ответы включают в себя поощрение тихого разговора, осторожного закрывания двери и осторожного обращения с предметами, а не их бросания».
Каздин утверждает, что помочь родителям научиться хвалить хорошее поведение — одна из самых сложных задач, с которыми сталкиваются терапевты. Он говорит, что родители часто «не решаются хвалить поведение или использовать подкрепление в целом, потому что они считают, что поведение не должно требовать какого-либо вмешательства. «Мой ребенок умеет убираться в своей комнате, просто отказывается это делать», — типичный родительский комментарий».
Как родители могут более эффективно хвалить непослушного ребенка
Когда родители хвалят, они должны быть полны энтузиазма. «Без энтузиазма заявление «Хорошо» вряд ли изменит поведение ребенка», — говорит Каздин. Похвала должна указывать на достойное похвалы поведение и, в идеале, включать невербальный жест. Например, можно сказать: «Как здорово, что ты так тихо играл, пока я разговаривал по телефону!» а затем поцеловать вашего ребенка.
Соответствующие награды и наказания варьируются от ребенка к ребенку. Чем более творчески вы адаптируете свою программу к конкретным способностям и потребностям вашего ребенка, тем лучше. Но, как Рассел Баркли, доктор философии, профессор психиатрии Медицинского университета Южной Каролины в Чарльстоне, пишет в Your Defiant Child (#CommissionsEarned): «Творчество всегда полезно для воспитания детей, но оно может t держит свечу до последовательности. Постоянство в том, как вы относитесь к своему ребенку — то, как вы устанавливаете правила, передаете ожидания, уделяете внимание, поощряете хорошее поведение и налагаете последствия за плохое поведение — это ключ к исправлению поступка вашего ребенка».
Никогда не упускайте из виду тот факт, что оппозиционные дети обычно могут многое предложить, когда их поведение находится под контролем. «Оппозиционные дети также часто довольно привлекательны и умны», — говорит Райли. «Они склонны быть оптимистичными и очень самостоятельными, со своим собственным взглядом на мир. Как только вы проработаете их неповиновение, вам многое может понравиться».
Воспитание непослушного ребенка: следующие шаги
- Прочтите: Факты об оппозиционно-вызывающем расстройстве и СДВГ
- Загрузка: Упражнения для осознанной медитации, подходящие для детей
- Понять: Как дисциплинировать ребенка с оппозиционно-вызывающим расстройством (ODD)
SUPPORT ADDITUDE
Спасибо, что прочитали ADDitude. Чтобы поддержать нашу миссию по обучению и поддержке СДВГ, рассмотрите возможность подписки. Ваши читатели и поддержка помогают сделать наш контент и охват возможными. Спасибо.
Просмотр статьи Источники
1 Райли М., Ахмед С., Локк А. «Общие вопросы о оппозиционно-вызывающем расстройстве». Американский семейный врач (апрель 2016 г.) https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27035043
#CommissionsEarned
Будучи партнером Amazon, ADDitude получает комиссию за соответствующие покупки, сделанные читателями ADDitude на партнерские ссылки, которыми мы делимся. Однако все продукты, ссылки на которые есть в магазине ADDitude Store, были независимо выбраны нашими редакторами и/или рекомендованы нашими читателями. Цены точные, товар в наличии на момент публикации.
- Фейсбук
- Твиттер
- Инстаграм
- Пинтерест
Предыдущая статья Следующая статья
Как дисциплинировать ребенка с оппозиционно-вызывающим расстройством: справка ODD
1 из 12
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) у детей
Каждый родитель ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ) знает, что значит устранять проблемы с поведением — ваш ребенок отказывается отвечать на просьбы или выпаливает неуважительные реплики.
Дети с СДВГ и оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) доводят вызывающее поведение до крайности. У них есть образец гневного, жестокого и разрушительного поведения по отношению к родителям, опекунам и другим авторитетным лицам. Этим детям требуются умные, конкретные стратегии оппозиционно-вызывающего расстройства — и больше, чем их справедливая доля терпения.
«Тщательно выбирайте сражения , и находите юмор в любой ситуации». -Робин, Колорадо
2 из 12
ODD и СДВГ: статистика и факты
Сорок процентов детей с СДВГ также имеют ODD. До полового созревания ODD чаще встречается у мальчиков; после полового созревания одинаково часто встречается у обоих полов. Около половины всех дошкольников с диагнозом ОВР перерастают эту проблему к восьми годам. Дети старшего возраста с ОВР с меньшей вероятностью перерастут его. Оппозиционно-вызывающее расстройство может сохраняться и во взрослом возрасте.
«Необходимо верить в себя и видеть в своем ребенке ценность для мира». – Рут Энн, Огайо
Дисциплина родителей при обращении с ребенком с СДВГ и ОВР3 из 12
ОВР и СДВГ: ссылки
Противодействующее поведение ребенка не является преднамеренным. Эксперты считают, что ОВР связано с сильной импульсивностью. Неспособность контролировать импульсы в сочетании со стрессом и разочарованием от ежедневных попыток справиться с симптомами СДВГ приводит к тому, что некоторые дети начинают набрасываться, как физически, так и словесно.
[Симптомный тест: оппозиционно-вызывающее расстройство у детей]
Ребенку с ОВР и СДВГ потребуется особое внимание и разумная стратегия воспитания. 4 из 12Как диагностировать оппозиционно-вызывающее расстройство у ребенка
Каждый ребенок будет действовать и проверять свои границы. Может быть трудно понять, является ли ребенок в норме непослушным или у него есть ODD. Проконсультируйтесь с терапевтом, специализирующимся на поведенческих проблемах у детей. Он также должен проверить наличие беспокойства и расстройств настроения, каждое из которых может вызвать оппозиционное поведение. При отсутствии лечения ODD может перерасти в расстройство поведения, более серьезную поведенческую проблему.
«Отойди, когда он выйдет из-под контроля , подожди, пока «сумасшедший» остановится, и подойдите снова». -Шерил, Нью-Джерси
Грустный ребенок лежит на гравии школьной площадки.5 из 12
Как лечить ребенка с оппозиционно-вызывающим расстройством
Стратегии лечения сочетанных ОВР и СДВГ начинаются с контроля симптомов СДВГ. Когда гиперактивность, импульсивность и невнимательность ребенка снижаются, обычно наблюдается улучшение симптомов ODD. Было показано, что стимулирующие препараты уменьшают симптомы СДВГ, а также ОВР на 50 процентов.
6 из 12
Как дисциплинировать ребенка с оппозиционно-вызывающим расстройством
Если ребенок с ОВР плохо реагирует на стимуляторы, некоторые врачи назначают нестимулирующий атомоксетин (торговая марка: Strattera). В одном исследовании исследователи обнаружили, что лекарство значительно уменьшает симптомы ОВР и СДВГ. Однако для контроля симптомов требовались более высокие дозы лекарства.
[Бесплатная загрузка: Почему мой ребенок такой дерзкий?]
Взрослый мужчина кричит на ребенка. Отец зол на сына. Силуэты родителя и ребенка. Воспитание, наказание, подавление, жестокое обращение, взросление.7 из 12
Изменить поведение ребенка — изменив свое поведение
Предпочтительным методом лечения ОВР является обучение родителей навыкам управления. Родителей учат менять свои реакции на поведение ребенка — хорошее и плохое. Обучение включает в себя использование кнута и пряника — четко определенные награды и похвалы, когда ваш ребенок сотрудничает, а также последствия плохого поведения. Терапевты также будут работать вместе с родителями и детьми для решения конкретных проблем.
«Я тоже волевой, так что это была битва воли. Но вместо того, чтобы пытаться изменить свою дочь, я изменил себя. Это было непросто, но когда она стала дерзкой, я сказал себе: «Я не куплю билет на это шоу». Я игнорировал ее, как бы она ни пыталась меня втянуть. Она почти сразу остановилась». – Рамона, Флорида
Все на одной волне: Дисциплина родителей при работе с ребенком с ОВР и СДВГ8 из 12
Дисциплина в трех шагах
Специалисты по ОВР считают следующую стратегию эффективной для родителей: Спокойно попросите ребенка с ОВР сделать что-нибудь. Если он не ответит вам в течение двух минут, мягко скажите ему: «Я спрашиваю тебя во второй раз. Знаете ли вы, что я прошу вас сделать — и последствия, если вы этого не сделаете? Пожалуйста, примите разумное решение».
Если просить в третий раз, он получает заранее оговоренное последствие — никаких телевизоров и видеоигр в течение часа. Что бы это ни было, последствия должны соответствовать проступку, чтобы он имел значение для вашего ребенка.
«Включение моего сына-подростка в разговор и разрешение ему помочь сформулировать план дает ему право собственности на свое поведение». -Стефани, Нью-Йорк
Мать и мальчик с СДВГ рассказывают о своем поведении, используя одноминутный инструмент «Продумать»9 из 12
Соберите всех на одной волне
Чтобы поведенческая терапия работала, все взрослые, заботящиеся о ребенке, должны использовать те же стратегии дисциплины, что и вы. Бабушки и дедушки, учителя, няни и другие взрослые, которые проводят время наедине с вашим ребенком с оппозиционно-вызывающим расстройством, должны понимать, какие кнуты и пряники вы используете, и, прежде всего, использовать их постоянно. Если один из них поддастся на плохое поведение вашего ребенка, это может подорвать вашу программу дисциплины.
«Оба родителя должны поддерживать друг друга и быть на одной волне». — Читатель ДОБАВЛЕНИЙ
Внимательность также помогает справляться со вспышками гнева. Дети с СДВГ или ОВР могут быть грубыми, вызывающими, а иногда и откровенно неприятными. Как родители сохраняют хладнокровие? Осознанность учит вас, что единственный человек, которого вы можете контролировать в любой конфронтации, — это вы сами. Если вы перегруппируетесь и сосредоточитесь на своем дыхании, прежде чем реагировать, вы обнаружите, что […]10 из 12
Не принимайте ОВР на свой счет
Родителю трудно сохранять спокойствие, когда ребенок с ОВР словесно оскорбляет ее, но не реагируйте слишком остро. Крик или шлепки могут усугубить оппозиционное поведение ребенка. Оставайтесь спокойными и эмоционально нейтральными, несмотря на неповиновение вашего ребенка.
Оппозиционные дети имеют радар для враждебности взрослых. Если они подхватят ваш гнев, они ответят ему тем же. Заранее определите свою стратегию преодоления, чтобы вы могли сохранять спокойствие, когда вас раздражает поведение вашего ребенка.
Родители с детьми, играющими дома. Плоский мультфильм Мать, отец и две дочери разных возрастов проводят время вместе в гостиной. Счастливое отцовство и детство. Векторная иллюстрация11 из 12
Практика позитивного воспитания
Помочь родителям научиться хвалить хорошее поведение — одна из самых сложных задач, с которыми сталкиваются терапевты.