Что должен уметь мальчик: Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет: памятка для родителей

Содержание

Как развивается и что должен уметь ребенок? Таблица по месяцам. ❤️ KIDY.eu


  1. Социальное развитие
  2. Развитие речи
  3. Понимание речи
  4. Восприятие взаимосвязей

В первые 3 года своей жизни малыш должен научиться очень многому. Не упустите это драгоценное время, дав своему крохе все необходимое и обеспечив его гармоничное развитие. А как узнать, правильно ли развивается ребенок? Что должен знать и уметь делать ребенок в месяц, в 1 год, в 2, в 3 года? Эта таблица, сделанная по материалам мюнхенской функциональной диагностики развития , поможет вам. Здесь подробно описаны умения детей. Только помните: каждый малыш уникален, а мы приводим лишь усредненные показатели. Однако, если вы обнаружите, что ваш ребенок существенно отстает в развитие от других детей по большинству показателей, будет разумным принять меры и обратиться к специалисту.



Социальное развитие

Умение

50% детей

90% детей

Может отклонять просьбу протестом

8 месяцев

11 месяцев

В ответ на просьбу дает матери предмет

9 месяцев

1 год 0. 5 месяцев

Имитирует один жест, например, хлопанье в ладоши, или делает «пока-пока»

10 месяцев

1 год 1.5 месяца

Ласкает куклу или мягкую игрушку

11 месяцев

1 год 2.5 месяца

Катит мяч взрослому

11.5 месяцев

1 год 3.5 месяца

Подражает видам домашней деятельности (вытирает пыль, подметает мусор и т.д.)

1 год 0.5 месяца

1 год 4.5 месяца

Помогает убирать игрушки

1 год 1 месяц

1 год 5 месяцев

Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ему ее показали

1 год 2.5 месяца

1 год 7 месяцев

Выполняет простые поручения по дому

1 год 3 месяца

1 год 8 месяцев

Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут)

1 год 4 месяца

1 год 9 месяцев

Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро

1 год 5 месяцев

1 год 11 месяцев

Охотно играет с ровесниками в догонялки

1 год6 месяцев

2 года

Спонтанно обихаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т. д.)

1 год 7 месяцев

2 года 2 месяца

Пробует утешить, если кто-то печален

1 год 8 месяцев

2 года 3 месяца

Вербально выражает чувства

1 год 11 месяцев

2 года 7 месяцев

Выражает желания в «Я»-форме

2 года 1 месяц

2 года 10 месяцев

Придерживается правила игры: один раз «я», один раз «ты»

2 года 3 месяца

3 года

Развитие речи

Умение

50% детей

90% детей

Копирует звуки (вибрация губами, щелкание)

8 месяцев

11 месяцев

Говорит двойные слоги, например, «ма-ма», «дай-дай» без значения

8.5 месяцев

1 год

Говорит двойные или одинарные слоги со значением

9. 5 месяцев

1 год 1 месяц

Выражает желания определенными звуками, говоря, например: «Э!»

10 месяцев

1 год 1.5 месяца

Использует слова «папа» или «мама» для называния людей

10.5 месяцев

1 год 2.5 месяца

Говорит 2 осмысленных слова

11 месяцев

1 год 3 месяца

Говорит 3 осмысленных слова

1 год

1 год 4.5 месяца

Напевает вместе с кем-либо детские песенки

1 год 1 месяц

1 год 6 месяцев

Говорит осмысленное слово с 2 различными гласными звуками, например, «киса»

1 год 2 месяца

1 год 7 месяцев

Называет знакомый предмет в ответ на вопрос

1 год 3 месяца

1 год 9 месяцев

Выражает желания словами «дай», «ам-ам»

1 год 4 месяца

1 год 9 месяцев

Повторяет знакомое слово

1 год 5 месяцев

1 год 11 месяцев

Может вербально отклонить просьбу

1 год 6 месяцев

2 года 1 месяц

Говорит первые предложения из 2 слов на детском языке («папа машина»)

1 год 7 месяцев

2 года 2 месяца

Называет 8 из 12 предметов на тестовых картинках

1 год 8 месяцев

2 года 4 месяца

Использует свое имя, когда говорит о себе

1 год 10 месяцев

2 года 7 месяцев

Говорит первые предложения из 3 слов на детском языке («папа машина ехать»)

1 год 11 месяцев

2 года 8 месяцев

Называет все предметы из 12 на тестовых картинках

2 года

2 года 9 месяцев

Говорит о себе в «я-форме»

2 года 1 месяц

2 года 10 месяцев

Говорит nepвoe предложение из 4 слов на детском языке

2 года 2 месяца

3 года

Использует численное два для обозначения нескольких предметов

2 года 3 месяца

3 года 2 месяца

Использует слова «мне» или «тебе»

2 года 4 месяца

3 года 3 месяца

Называет предметы на 1 из тестовых картинок во множественном числе

2 года 5 месяцев

3 года 5 месяцев

Говорит первое осмысленное предложение из 5 слов на детском языке

2 года 6 месяцев

3 года 6 месяцев

Использует вопрос «Почему?» (ответ не всегда нужен)

2 года 7 месяцев

3 года 8 месяцев

Πο просьбе взрослого повторяет предложение, состоящее из 5 слов

2 года 8 месяцев

3 года 9 месяцев

Говорит первое осмысленное предложение из 6 слов на детском языке

2 года 10 месяцев

4 года

К 2 прилагательным находит в контексте противоположные по значению слова

3 года

4 года 3 месяца

Понимание речи

Умение

50% детей

90% детей

Ищет отца или мать, если спрашивают, где папа или мама

8 месяцев

11 месяцев

Поворачивается, когда родители называют его имя

8,5 месяцев

11,5 месяцев

Реагирует на похвалу или запреты

9,5 месяцев

1 год 0,5 месяцев

Выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне»

10,5 месяцев

1 год 2 месяца

Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл

11 месяцев

1 год 3 месяца

В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку

1 год

1 год 4 месяца

Правильно показывает части тела или направляет взгляд на них

1 год 1 месяц

1 год 5 месяцев

Понимает слово «открыть» и открывает банку

1 год 1,5 месяцев

1 год 6 месяцев

Правильно показывает или направляет взгляд на 2 из 4 тестовых картинок

1 год 2 месяца

1 год 7 месяцев

Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека или куклы)

1 год 3 месяца

1 год 8 месяцев

Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол»

1 год 3,5 месяца

1 год 9 месяцев

Правильно показывает или направляет взгляд на 4 из 8 тестовых картинок

1 год 5 месяцев

1 год 11 месяцев

Правильно показывает или направляет взгляд на 3 части тела

1 год 6 месяцев

2 года

Правильно показывает или направляет взгляд на 8 из 12 тестовых картинок (предъявляются 3 картинки одновременно с последующей заменой одной)

1 год 7 месяцев

2 года 1 месяц

Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их

1 год 8 месяцев

2 года 3 месяца

Понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет больший мяч (из двух)

1 год 9 месяцев

2 года 4 месяца

Показывает свою руку или смотрит на нее

1 год 10 месяцев

2 года 5 месяцев

Понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет

1 год 11 месяцев

2 года 7 месяцев

Распознает 2 вида передвижения на тестовых картинках (птица, рыба – летит, плывет)

2 года

2 года 8 месяцев

Понимает 2 из 4 предлогов/наречий (на, под, рядом, за/позади)

2 года 1 месяц

2 года 9 месяцев

Понимает 2 вопроса: «Что делаешь ложкой (расческой, с чашкой)?»

2 года 2 месяца

2 года 11 месяцев

Понимает слово «легкий», берет легкий предмет

2 года 3 месяца

3 года

Понимает 2 вопроса из 3: «Что ты делаешь, когда устал (голоден, грязный)?»

2 года 4 месяца

3 года 1 месяц

В ответ на вопрос показывает свой подбородок

2 года 5 месяцев

3 года 3 месяца

Знает, мальчик он, или девочка

2 года 8 месяцев

3 года 7 месяцев

Показывает дважды правильно на самую длинную из 3 линий

2 года 10 месяцев

3 года 9 месяцев

Восприятие взаимосвязей

Умение

50% детей

90% детей

Находит предмет под чашкой

8 месяцев

11 месяцев

Показывает пальцем в указанное направление

9 месяцев

1 год

Подтягивает к себе игрушку за веревку

9,5 месяцев

1 год 1 месяц

Кладет крышку на банку

10 месяцев

1 год 2 месяца

Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех)

10,5 месяцев

1 год 2,5 месяца

Пробует рисовать карандашом

11 месяцев

1 год 3 месяца

Показывает на что-либо пальцем

11,5 месяцев

1 год 4 месяца

Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех)

1 год

1 год 5 месяцев

Помещает большой круг (диаметр 10 см) на шаблонную доску

1 год 1 месяц

1 год 6 месяцев

Находит предмет под одним из двух стаканчиков

1 год 2 месяца

1 год 7 месяцев

Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет

1 год 3 месяца

1 год 8 месяцев

Вставляет три стаканчика один в один

1 год 5 месяцев

1 год 11 месяцев

Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка

1 год 6 месяцев

2 года

Помещает большой и маленький круги (диаметр 10 и 6 см) на шаблонные доски

1 год 7 месяцев

2 года 1 месяц

Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг

1 год 9 месяцев

2 года 3 месяца

Строитряд из 5 кубиков (длина ребра 3 см)

1 год 10 месяцев

2 года 4 месяца

Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку

1 год 11 месяцев

2 года 5 месяцев

Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных диаметров — 5,5 см, 8 см, 11 см)

2 года

2 года 7 месяцев

Сортирует 3 из 4 кубиков по цвету

2 года 1 месяц

2 года 8 месяцев

Помещает 3 из 4 кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске

2 года 2 месяца

2 года 9 месяцев

Строит «мост» из трех кубиков по образцу

2 года 4 месяца

2 года 11 месяцев

Складывает квадрат из 4 кубиков

2 года 6 месяцев

3 года 2 месяца

4. 94 / 5 (голоса: 16)

Оцените статью:

Если вам понравилась наша статья, поделитесь ей со своими друзьями:



особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров

В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.

Важно!

В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.

Полезная информация о годовалом малыше 

Средний рост75-79 см
Средний вес9,6-10,5 кг
Средняя окружность головы45-47 см
Количество зубов8
Кризис 1 годаВ 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1).
Гармоничное развитиеМногие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Физическую дисгармоничность выявляют у 20,4% детей, а резкую дисгармоничность — всего лишь в 8% случаев (2).
Взаимосвязь физического и психического развитияВ раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3).

Физическое развитие ребенка в 1 год

Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем. 

Развитие тела

У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.

Двигательные навыки

Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.

Психическое развитие ребенка в 1 год

Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.

Общение

Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).

Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».

Психомоторные навыки

Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы. 

Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».

Социальное развитие ребенка в год

Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери. 

У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.

В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.

Речевое развитие ребенка в 1 год

Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.

Словарный запас

Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки. 

Автономная речь

Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака. 

Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).

Фото: Josh Duncan, unsplash.com

Как развивать речь

Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.

Здоровье ребенка в 1 год

Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.

Плановый осмотр в поликлинике

Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.

Прививки

Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции. 

Узнать больше

Часто встречающиеся болезни

Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.

Узнать больше

Навыки самообслуживания ребенка в 1 год

Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития. 

Гигиена

К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.

А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.

Взаимодействие с одеждой

Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.

Комментарии педиатров

Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:

— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.

В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам. 

Фото: Alexander Grey, unsplash.com

В этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа. 

Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает. 

Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность. 

Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.

Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:

— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг. 

Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.

На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.

Популярные вопросы и ответы

Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.  

Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?

Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит. 

Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.

Как родители могут помогать развитию ребенка?

Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему. 

Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.

Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?

Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?

Что понимает ребенок в 1 год?

Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.

Источники

  1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
    https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf
  2. Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
    https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656
  3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
    https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf

Вехи развития для 4-летних детей

Что меняет год! Ваш четырехлетний ребенок уже не малыш, а полноценный дошкольник. Как и многие родители, вам может быть интересно, какие вехи развития ждут вас и вашего четырехлетнего ребенка, особенно когда вы предвкушаете детский сад в не столь отдаленном будущем.

Хотя каждый ребенок развивается в своем собственном уникальном темпе, вот некоторые ключевые вехи для четырехлетних детей, на которые вы можете обратить внимание.

Чтобы получить дополнительные советы и рекомендации по книгам, подпишитесь на нашу рассылку для родителей школьников!

Вы также получите скидку 10% на первый заказ в интернет-магазине Scholastic.

Развитие чтения

  • Понимает, что такое слово в печатном тексте, и что слова и предложения читаются слева направо
  • Правильно держит книгу и переворачивает страницы от начала до конца
  • Выучил наизусть несколько любимых книг и может читать их вместе с вами
  • Знает некоторые прописные и строчные буквы и понимает, что буквы обозначают звуки (« B дает звук buh «)
  • Может узнать свое имя и некоторые знакомые слова на знаках (например, «стоп»)
  • Может определить, рифмуются ли два слова и начинаются ли они с одного и того же звука

Покупайте книги, которые помогут вашему ребенку развить навыки чтения: 

Развитие речи

  • В среднем четырехлетний ребенок знает около 1500 слов, но не начинайте считать! Если словарный запас вашего ребенка увеличивается и он проявляет интерес к изучению и использованию новых слов , значит, он на правильном пути.
  • Предложения вашего ребенка становятся длиннее (четыре-пять слов) и могут быть более разнообразными (например: «Бабушка принесла мне это, не так ли?»)
  • Может слушать детали и пересказывать историю

Покупайте книги, которые расширят словарный запас вашего ребенка: 

Физическое развитие

  • Может ходить с пятки на носок и бегать
  • Может карабкаться по джунглям на игровой площадке (но требует тщательного присмотра!)
  • Может пинать мяч
  • Может стоять на одной ноге четыре-пять секунд
  • Может рисовать простые фигуры, использовать ножницы и бусины
  • Может одеваться, раздеваться и чистить зубы

Развивайте мелкую моторику и зрительно-моторную координацию вашего ребенка с помощью этих игр.

Эмоциональное развитие

  • По-прежнему с трудом делится информацией, но начинает понимать, что надо чередоваться
  • Хочет порадовать друзей (а может и вас!)
  • Может быстро разозлиться, но пытается контролировать это или выразить словами
  • Знает, какие задачи ожидаются, но может потерять фокус на выполнении

Покупайте книги, которые способствуют эмоциональному развитию вашего ребенка, ниже! Вы можете найти все книги и занятия в The Scholastic Store.

Этапы и вехи

Совместное использование

Распознавание алфавита

Самоконтроль

Двигательные навыки

Звуки

Двигательные навыки

Песни и стишки

Ранние социальные навыки

Распознавание слов

Словарный запас

900 02 Развитие ребенка и поведение

Коммуникация и развитие речи

Распознавание алфавита

Социальное и эмоциональное развитие

Раннее чтение

Физическое развитие

25 основных жизненных навыков для детей

Помогите вашему ребенку стать независимым взрослым, подготовив его к жизни.

Изображение: Shutterstock

Как родитель, вы должны прививать детям определенные базовые жизненные навыки, включая социальные, межличностные навыки, координацию, решение проблем и творческие навыки. Детям, которые хорошо знакомы с этими навыками, может быть легче принимать решения, справляться с повседневными проблемами и лучше справляться с ситуациями в отсутствие старших.

Жизненные навыки необходимо прививать детям с раннего возраста . Родители должны следить за тем, чтобы их дети изучали и применяли эти навыки, чтобы в будущем вырасти успешными взрослыми.

Просмотрите этот пост, чтобы узнать об основных жизненных навыках для вашего ребенка и о важности обучения этим навыкам ваших детей.

Что такое жизненные навыки?

Всемирная организация здравоохранения определяет жизненные навыки как « группа психосоциальных компетенций i X Способности, связанные с психологическими и социальными навыками человека, которые помогают ему справляться с различными жизненными проблемами. и навыки межличностного общения i X Набор способностей, позволяющих эффективно взаимодействовать с людьми и строить отношения. которые помогают людям принимать обоснованные решения, решать проблемы, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые отношения, сопереживать другим, справляться со своей жизнью и управлять ею здоровым и продуктивным образом ».

На что следует обратить внимание

В дополнение к другим важным жизненным урокам научите своего ребенка стойкости и адаптации. Вы можете добиться этого, внимательно дав ребенку инструменты для самостоятельного решения проблем, чтобы он мог справляться с проблемами по мере их поступления.

Предоставление вашим детям возможности оттачивать свои жизненные навыки поможет им принимать логические решения и узнать, что делать в различных ситуациях и как это делать.

Важность жизненных навыков для детей

Развитие жизненных навыков — это процесс на протяжении всей жизни, который помогает людям расти, становиться зрелыми и добиваться успеха . Развитие основных жизненных навыков — это упражнение, которое помогает детям выработать правильное суждение и хорошие привычки. Жизненные навыки также помогают развивать личность, таланты, умственные и физические способности детей. В повседневной жизни владение жизненными навыками помогает детям

  • Находить разные пути решения проблем.
  • Развивайте уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
  • Анализ вариантов.
  • Развивайте чувство самосознания.
  • Цените других и развивайте сочувствие.
  • Принимайте более взвешенные решения.
  • Признать влияние своих действий.
  • Стань ответственным.
  • Улучшить саморегуляцию.
  • Предотвратить негативное поведение и поведение с высокой степенью риска.

Основные жизненные навыки для детей

Вот длинный список основных жизненных навыков, которые родители должны помочь своим детям приобрести.

1. Развитие независимости

Изображение: IStock

Чтобы дать детям возможность развить независимость, дайте им понять некоторые вещи самостоятельно и дайте им возможность выполнять задания и действия без посторонней помощи. Это помогает укрепить уверенность в себе и чувство собственного достоинства и побуждает их выполнять простые задачи без посторонней помощи и быть самостоятельными.

2. Принятие решений

Принятие верных решений является важным жизненным навыком, который каждый ребенок должен осваивать и практиковать с раннего возраста . Например, позвольте ребенку выбирать между различными типами одежды, игрушек, еды и игр. Поощряя вашего ребенка понимать результаты своего выбора, вы можете улучшить его способности к самоуправлению. Проведите ребенка через этот процесс, чтобы помочь ему взвесить все за и против, прежде чем принимать какое-либо решение. Кроме того, позволяйте им делать ошибки при принятии решений и учитесь на практике.

3. Самооборона

Навыки самообороны помогут ребенку обрести уверенность в себе и внутреннюю силу и сослужат ему хорошую службу в жизни. Самооборона – это не только защита от физической силы. Наоборот, это включает в себя активную работу по предотвращению проблем и использование настойчивости в ответ на травлю. Он также учит детей, как определять опасные ситуации, оценивать их, а затем справляться с ними.

4. Понимание точки зрения другого человека

Когда ваш ребенок объясняет какую-то сложную ситуацию, с которой он или его друзья столкнулись, предложите ребенку взглянуть на ситуацию с точки зрения другого человека. Научите ребенка эмоциональным реакциям людей в различных ситуациях. Это может улучшить их навыки решения проблем и способность понимать окружающих.

5. Разговоры с незнакомцами

По мере того, как ваш маленький ребенок растет, он будет встречаться с разными людьми, включая учителей, одноклассников, водителей автобусов и продавцов. Развивайте социальные навыки у ваших детей. Научите ребенка разговаривать с незнакомцами и объясняться. Это поможет улучшить их навыки общения и слушания и сделает их более общительными. Объясните ребенку, что не все незнакомцы плохие и что им нужно быть дружелюбными с людьми, при этом зная, что им нужно сохранять безопасную дистанцию ​​и не быть со всеми слишком дружелюбными.

6. Тайм-менеджмент

Изображение: IStock

Тайм-менеджмент — это навык, который помогает детям в любой деятельности, которую они выполняют. Это учит их отличать важную работу от срочной, а также расставлять приоритеты в своих задачах и обязанностях. Чтобы узнать несколько советов о том, как научить детей тайм-менеджменту, нажмите здесь.

7. Как справиться с неудачей

Неудача – это часть жизни, и она помогает каждому человеку усвоить жизненные уроки. Помните, что вы не будете рядом, чтобы успокаивать ребенка каждый раз, когда он чувствует себя обделенным или не справляется с заданием.

Эксперты говорят

Дети по-разному реагируют на разочарование. В то время как некоторые могут стать молчаливыми, сварливыми или упрямыми, другие могут быстро впасть в истерику. Крайне важно помнить, что справиться с разочарованием может быть непросто и для взрослых (2).

Дайте ребенку понять, что неудача является частью учебного процесса, и научите его принимать свои неудачи. Объясните им, что неудача не определяет человека и что важно то, как люди справляются с неудачами и становятся сильнее.

8. Критическое мышление

Критическое мышление является одним из основных навыков, которым должен овладеть каждый ребенок. Критическое мышление помогает анализировать и усваивать информацию, сравнивать ситуации, смотреть на вещи с разных сторон и делать выводы.

Чтобы развить критическое мышление у ваших детей, предоставьте им возможность играть в игры, которые задействуют критическое мышление, позвольте вашему ребенку решать свои проблемы, научите их обдумывать свои ответы, задавайте открытые вопросы и поощряйте их думать в новые и разные способы.

9. Столкновение с трудностями

Ребенок может вырасти сильным взрослым, если он научится принимать вызовы с позитивным настроем. Поэтому поощряйте вашего ребенка пробовать новые и разные вещи. Вы можете позволить им начать с обучения езде на велосипеде или лазать по деревьям. Позвольте вашему ребенку выбирать свои проблемы, сталкиваться с неудачами, оправляться от неудач и продолжать попытки. Принятие вызовов помогает укрепить уверенность и никогда не сдаваться.

10. Устойчивость

Устойчивость — важный навык, которому вы должны научить своего ребенка. Этого можно добиться, не кормя ребенка постоянно решениями, а позволяя ему понять проблему, подумать о том, что он может сделать, и решить ее самостоятельно. Убедитесь, что у вашего ребенка достаточно гибкости, чтобы адаптироваться к различным изменениям и условиям. Убедитесь, что ваш ребенок достаточно гибок, чтобы адаптироваться к различным изменениям и условиям. Вот несколько стратегий, которые вы могли бы использовать, чтобы повысить устойчивость своих детей.

11. Составление бюджета и управление деньгами

Изображение: IStock

Умение распоряжаться деньгами – жизненно важный навык, которым должен обладать каждый человек. Научите своего ребенка распоряжаться деньгами, как ответственно тратить деньги и инвестировать в свое будущее в раннем возрасте.

Вы можете давать своему ребенку определенную сумму денег на карманные расходы раз в пятнадцать дней или раз в месяц. Если ваш ребенок хочет купить что-то дорогое, попросите его накопить денег и купить это. Эта практика гарантирует, что они планируют свой бюджет, экономят, прежде чем тратить, и не предаются импульсивным покупкам.

12. Хорошее здоровье и гигиена

Жизненно важно приучать вашего ребенка к важности здоровья и личной гигиены с самого раннего возраста. Научите их тому, как важно чистить зубы два раза в день, мыть руки, принимать ванну и правильно питаться.

Кроме того, обсудите различные виды еды в зависимости от интересов вашего ребенка. Например, если вашему ребенку нравится ухаживать за волосами, поговорите о продуктах, содержащих белки и калий. Если ваш ребенок любит физическую активность и спорт, расскажите о продуктах, повышающих устойчивость и выносливость.

13. Обработка раны

Вы не можете постоянно находиться рядом с ребенком. Предоставьте ребенку возможность позаботиться о себе в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Чтобы ваш ребенок не беспокоился, глядя на рану, не реагируйте слишком остро. Сообщите ребенку, где находится аптечка и как лечить раны и порезы.

Научите ребенка прижимать пораженный участок чистой тканью, держать порез под струей воды из-под крана, промывать его мягким мылом, наносить мазь ватным тампоном и накладывать на рану повязку, марлю или бинт.

14. Приготовление еды

Попросите ребенка помочь вам приготовить еду. Вы можете поручить им несколько заданий, например нарезать овощи и фрукты, намазать вареньем или маслом кусок хлеба или положить нарезанные овощи в миску для приготовления салата.

Приготовление простых блюд и помощь на кухне поможет им понять привычки здорового питания и научит их быть независимыми.

15. Стирка

Изображение: IStock

Если вы научите детей стирать, это уменьшит вашу нагрузку и привьет им ответственные привычки. Маленькие дети могут помочь спарить носки и положить грязную одежду в корзину для белья, а детей постарше можно научить пользоваться стиральными машинами, отмерять нужное количество моющего средства, развешивать белье для сушки и складывать одежду.

16. Упаковка подарков

Упаковка подарков поможет развить у ребенка творческое мышление и освоить различные техники упаковки. Вы можете дать им бумагу и скотч и попросить упаковать подарки для своих друзей или бабушек и дедушек по особым случаям. Подарочная упаковка также является отличным способом улучшить двигательные навыки вашего ребенка i Набор навыков, которые помогают двигать и управлять различными частями тела, особенно руками, ногами и пальцами. зрительно-моторная координация i XВажный когнитивный навык выполнения движений руками, управляемый глазами. .

17. Садоводство

Позвольте ребенку помочь вам в саду и узнать о разных цветах, фруктах и ​​овощах. Поощряйте маленьких детей регулярно поливать растения, в то время как дети постарше могут участвовать в прополке, покраске панелей забора и стрижке под присмотром. Вы также можете познакомить их с некоторыми забавными и творческими занятиями в саду или с идеями для сада своими руками.

18. Уход за домашними животными

Домашние животные помогут вашему ребенку развить сочувствие и научиться быть заботливым и ответственным. Ваш ребенок может помочь вам чистить клетки, готовить еду, выводить домашних животных на прогулку и готовить для них постель.

19. Цифровая грамотность

Дети этого поколения проводят значительное количество времени у своих экранов. Поэтому важно укрепить несколько правил, чтобы помочь им безопасно ориентироваться в цифровом мире. Во-первых, позвольте ребенку использовать Интернет с умом и по уважительной причине. Во-вторых, научите их пользоваться Интернетом безопасно и ответственно.

20. Уборка и работа по дому

Изображение: IStock

Привлечь детей к уборке – непростая задача. Начните с того, что попросите их содержать свою комнату в чистоте, заправить постель и накрыть стол. Вы также можете попросить их помочь вам накрыть обеденный стол или помыть посуду после еды. Обучение тому, как выполнять работу по дому, помогает детям понять свои обязанности и стать независимыми.

21. Подготовка

Очень важно, чтобы ваш ребенок сам готовился. Позвольте им выбрать свой наряд на день и носить его самостоятельно. Научите их чистить зубы, принимать ванну и расчесывать волосы перед школой. Это основные навыки, которые каждый ребенок должен освоить с самого раннего возраста.

22. Правила поведения за столом

Научите ребенка основным правилам поведения за столом, например, пользоваться ножом и вилкой во время еды, мыть руки перед едой и есть с закрытым ртом. Вы также можете научить своего ребенка, как вести себя в ресторане и как заказывать еду.

23. Плавание

Плавание является одним из жизненно важных навыков для детей. Это приносит пользу детям несколькими способами, как физически, так и умственно, и помогает им обрести уверенность. Плавание также является отличным способом научить детей правилам безопасности на воде и повысить их выносливость.

24. Использование карт

Проведите ребенка по городским маршрутам и помогите ему запомнить различные маршруты с помощью ориентиров. Вы также можете попросить ребенка направлять вас к дому каждый раз, когда вы выходите на улицу, чтобы он запомнил маршрут. Научите их читать карту и пользоваться GPS.

25. Путешествие

Важно, чтобы ваш ребенок знал основы путешествий. Начиная с общественного транспорта и заканчивая ездой на велосипеде, убедитесь, что ваш ребенок хорошо разбирается в том, как добраться из одного места в другое. Например, научите их, как купить билет на автобус или билет на метро, ​​и объясните, какое метро или автобус ведет к вашему дому.

Контрольный список жизненных навыков для детей

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был готов столкнуться с реальным миром и стать независимым взрослым? Помогите им с этими возрастными способностями.

Для детей от 2 до 3 лет
  • Мойте руки и лицо
  • Расчесывайте волосы с посторонней помощью
  • Чистите зубы с посторонней помощью
  • Организуйте игрушки
  • 90 017 Положите грязное белье в корзину для белья
  • сотрудничество
Для детей от 8 до 12 лет
  • Разрешение конфликтов
  • Научитесь находить компромиссы
  • Понимать правильное поведение в зависимости от окружающей среды
  • Считывать показания аналоговых часов
  • Своевременно выполнять домашнее задание 900 18
  • Ведите журнал
  • Отслеживайте расходы и экономия
  • Сортировка вещей и поддержание порядка в комнате
  • Помощь в мытье автомобиля
  • Помощь в работе во дворе
  • Обслуживание велосипедов, например, нагнетание воздуха в шины и нанесение масла на скрипящие детали
  • Мыть посуду
  • Пользоваться стиральной машиной
  • Развешивать и складывать одежду
  • Пылесосить, подметать и мыть шваброй
  • Уборка туалета с помощником
  • Вынести мусор
  • Подстричь ногти 900 18
  • Знать основы оказания первой помощи
  • Приоритизация задач
  • Создание списка плюсов и минусов при принятии решения
Для детей от 4 до 7 лет
  • Мойте тарелки после еды
  • Помощь в сервировке стола
  • Уважительное рукопожатие и приветствие.
  • Просыпайтесь по будильнику
  • Понимайте важность денег
  • Организуйте и расставляйте игрушки
  • Помогите убрать в гостиной
  • Полейте растения
  • Заправьте постель
  • Вытрите пыль и уберите комнату с помощником
  • Помощь мамочке и папа на кухне
  • Помочь накрыть на стол для еды
  • Повесить полотенца на вешалку после купания
  • Помощь в складывании одежды
  • Помощь в кормлении домашних животных
  • Чистка зубов и мытье рук

1. Как школы могут включить обучение жизненным навыкам в свою учебную программу?

Школы могут интегрировать обучение жизненным навыкам в свою учебную программу, проводя занятия, которые обучают практическим навыкам, таким как управление финансами, управление временем, общение и принятие решений. Школы также могут поощрять их к участию в волонтерской деятельности и стажировках для развития навыков межличностного общения и работы.

2. Как родители могут мотивировать своих детей приобретать жизненные навыки?

Родители могут мотивировать своих детей приобретать жизненные навыки, подавая им хороший пример, создавая для них поддерживающую и ободряющую среду и заставляя их участвовать в деятельности, требующей жизненных навыков в их повседневной жизни.

3. Как обучение жизненным навыкам может помочь в развитии у детей уверенности и чувства собственного достоинства?

Знания и опыт практических навыков, полученные в ходе обучения жизненным навыкам, могут помочь укрепить у детей уверенность и чувство собственного достоинства. Такое обучение дает им возможность самостоятельно решать проблемы, принимать решения и справляться с реальными жизненными ситуациями; таким образом, заставляя их чувствовать себя более компетентными и способными.

4. Какие основные навыки управления финансами должны освоить дети?

Составление бюджета, сбережения, составление баланса и тщательное управление своими расходами — вот лишь некоторые из основных навыков управления финансами, которыми должны овладеть дети. Для детей важно иметь знания о постановке финансовых целей и основах инвестирования.

5. Как дети могут научиться решать проблемы?

Дети могут освоить навыки решения проблем на практических примерах, например, играя в головоломки, читая вдохновляющие книги и применяя полученные навыки в реальных жизненных ситуациях. Вы также можете помочь своим детям развить навыки решения проблем, предоставив им возможность решать проблемы, принимать решения и преодолевать трудности самостоятельно.

Жизненные навыки для детей играют важную роль в их общем росте и развитии. Это помогает им преуспеть в различных жизненных начинаниях правильным образом. Жизненные навыки позволяют детям реализовать свой истинный потенциал и повысить самооценку, заставив их чувствовать себя более независимыми. Их изучение и адаптация могут также улучшить их способность принимать решения, чтобы жить в гармонии с другими людьми в обществе. Таким образом, вы должны рассмотреть возможность обучения этим жизненным навыкам в более раннем возрасте таким образом, чтобы это было весело и интересно. Наконец, помните, что обучение ребенка жизненным навыкам требует усилий, терпения, времени и последовательной работы.

Основные указания

  • Привитие жизненных навыков — это процесс на всю жизнь, который должен начинаться в детстве.
  • Привитие детям жизненных навыков помогает им анализировать варианты, принимать логические решения и понимать, как их решение повлияет на других.
  • Тайм-менеджмент, критическое мышление, совладание с неудачами и устойчивость — вот несколько жизненных навыков, которым дети должны научиться, чтобы быть самосознательными, уверенными и ответственными.
  • Поручая детям с раннего возраста задания, соответствующие их возрасту, можно помочь им обучиться жизненным навыкам.

Ссылки:

Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts