Что это тембр голоса: Какие виды тембров голоса существуют и как определить свой тембр читайте в статье от МШП (СПБШТ)

Тембр голоса

Классическая трактовка

Тембр (фран. timbre) – окраска звука, качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные на различных музыкальных инструментах или разными голосами. Тембр зависит от количества обертонов, входящих в состав звука.

Исходный тембр звука, рождаемый в голосовой щели, отличается от конечного тембра певческого звука. Это происходит потому, что при прохождении звука по звуконосным путям часть обертонов входит в резонанс с резонаторами голосового аппарата и усиливается, а остальные обертоны не резонируют и гасятся.

Тембр – в значительной мере природное качество, однако он может быть улучшен в результате обучения. Тембр в разных жанрах вокального искусства различен.

При академической манере пения звук обладает звонкостью (металлом) и одновременно округлостью, мягкостью (что зависит от присутствия в нем высокой и низкой певческих формант) характеризуется определенной частотой вибрато.

В певческом голосе ценятся красота тембра, его ровность на всех гласных и всем диапазоне.

Тембр – важнейшее выразительное средство голоса. В нем, прежде всего, отражается эмоциональное состояние исполнителя, богатство музыкальных переживаний.


Стереотипное заблуждение

Тембр голоса – природная данность, его невозможно изменить.


Трактовка наша

При всем согласии с классической трактовкой необходимо кое-что добавить или, скорее, уточнить.

Тембр голоса всегда является самым важным качеством для вокалиста. В том числе и такого, который поет совершенно иной репертуар, никакого отношения не имеющий к классическому.

Все стандартные квалификации (которые сегодня уже слишком тривиальны) – «грудной», «головной» или «микстовый» голос, призваны описывать исключительно тембр и ни что другое.

Но и вся вокальная техника (или почти вся) служит именно цели создания нужного тембра голоса на той или иной высоте и при той или иной художественной задаче. Тембр голоса является обобщающим фактором умений вокалиста, или, иными словами, его квалифицированности по отношению к тем или иным вокальным стилям, в которых он поет.

В современных стилях вокала совсем не обязательно присутствие в тембре «мягкости» и «округлости», зачастую приветствуются совершенно иные характеристики – «жесткость», «прямота», «резкость», «плаксивость», «рыдание», «крикливость» и так далее… Хотя все эти характеристики служат той же основной задаче  — передаче эмоции в тот или иной момент исполнения.

Справедливости ради стоило бы говорить не о «ровности (тембра) на всех гласных и всем диапазоне», как об этом пишется в классической трактовке, а о ПЛАВНОМ ОБЕДНЕНИИ спектра голоса с повышением высоты и ПЛАВНОМ ОБОГАЩЕНИИ с понижением. Поскольку изменение тембра, то есть спектра звуковой волны – сильно зависит от высотности, он не может быть «ровным» по чисто физиологическим причинам.

Хотя современные вокалисты часто пользуются приемом «обеднения тембра» (фальцетом) на любых высотах, что призвано подчеркнуть эмоции.

Кроме того, на формирование тембра голоса оказывают влияние далеко не только резонансные пространства, он может видоизменяться, также, под воздействием тех или иных препятствий, возникающих в голосовом тракте – например, при сжатии ложных складок (или  их «разведении»), изменении формы языка.

Да и вибрато не может являться характеристикой тембра, поскольку эта функция связана с физическими параметрами самой звуковой волны совсем иначе. Тембр – это спектр, это физическая характеристика, имеющая свою область определения.


Бэлтинг

Компетенция вокально-техническая

Анкеровка

Сила голоса

Громкость голоса

Тембр голоса | это… Что такое Тембр голоса?

(фр. timbre — колокольчик) — психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: формантной структурой спектра; степенью выраженности шумовых компонентов, негармонических обертонов; модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Т. г. воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова. Т. г. имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса. Т. г. может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным). Спонтанный тембр характерен для непо-ставленных голосов, особенно когда говорящий взволнован или когда слуховой контроль затруднен. На основании спонтанного тембра можно довольно точно определить физическое и эмоционально-психологическое состояние говорящего. Креативный тембр свойствен голосам поставленным, профессиональным. Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче.

Человек способен в широких пределах менять тембр своего голоса как непроизвольно, так и целенаправленно. Однако при этом в той или иной степени тембр сохраняет черты индивидуальной неповторимости. Индивидуальность тембра обусловлена тем, что размеры речевых органов и функционирование нервной системы, управляющей им, у каждого человека неповторимы. В то же время широкое варьирование тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разнообразных режимах.

Т. г. зависит в основном от характера смыкания голосовых складок и настройки резонаторов — полостей глотки, рта и носа. Чем плотнее смыкаются голосовые складки, колеблясь в горизонтальной плоскости, тем более насыщенным, «густым» получается Т. Резонаторы выполняют двоякую роль: определяют формантную структуру звукового спектра и косвенно влияют на работу голосовых складок. В голосе присутствует, как правило, несколько формант разной интенсивности. Если энергия обертонов голоса преимущественно сосредоточена в низкочастотной форманте порядка 500 Гц, то голос воспринимается как мягкий, округлый. Если же достаточно ярко выражена так называемая «высокая форманта» (область частот порядка 3000 Гц), то голос приобретает металлич-ность, звонкость, с этой формантой связано такое качество голоса, как полетность. Каждая форманта в зависимости от интенсивности и расположения на шкале частот привносит в общее, синтетически воспринимаемое звучание голоса какой-то особый оттенок, специфическую «краску».

Т. существенно меняется, когда наряду с гармоническими обертонами в голосе появляются разного рода шумовые призвуки. Чаще всего наблюдаются охриплость и осиплость, которые возникают в результате нескоординированности дыхания с работой гортани, а также органических поражений голосовых складок и других участков речевого аппарата. Кроме того, охриплость и осиплость могут быть следствием нарушений функционирования нервной и эндокринной систем. Все это относится к спонтанному Т., его дефектам. Однако в некоторых случаях человек сознательно вырабатывает у себя хрипоту или сипоту в голосе, руководствуясь соображениями эстетического или социального толка. В педагогическом общении креативный Т. такого характера вряд ли уместен, за исключением каких-то особых случаев, например связанных с чтением художественных произведений. Педагогу необходимо стремиться очищать свой голос от всевозможных шумовых призвуков, добиваясь благозвучности голоса, так как шумовой компонент е голосе — свидетельство нерациональной работы речевого аппарата.

Голос, как любой звук, характеризуется с точки зрения его восприятия во времени атакой, модуляциями или отсутствием модуляции, затуханием. Эти акустические процессы оказывают непосредственное влияние на Т. Короткая, «взрывная» атака делает голос жестким, напористым. Плавное, как бы «с раздуванием» начало звука придает ему противоположный характер — голос становится мягким, задушевным. Если вслед за фазой атаки наступает короткая фаза затухания, то голос воспринимается как выкрик, лающий звук. Если фаза затухания длительная, то возникает эффект стона или плача. Как правило, между атакой и затуханием существует достаточно продолжительная фаза, которая характеризуется либо отсутствием изменений громкости и высоты, либо модулированием этих параметров. Модуляции громкости и высоты со строгой периодичностью (по синусоидальному закону) и с частотой от 4 до 8 Гц называют эффектом вибрато. Легче всего проследить вибрато в оперном пении, где оно крупное, «размашистое». В устной речи вибрато возникает довольно редко — лишь в минуты особого эмоционального подъема и у хорошо обученных чтецов.
И у поющего, и у говорящего вибрато является украшением голоса. В том случае, когда частота модуляции достигает 8—13 Гц, возникает тремоляция, «барашек» в голосе, которая относится уже к дефектам голосообразова-ния. Однако тремоляция может быть вызвана определенными изобразительными или выразительными задачами — если, например, нужно изобразить голос старика или выразить крайнюю степень волнения.

Т. г. трудно поддается описанию. Обычно для обозначения Т. г. используют слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, почти не имеющих отношения к звуку: бархатный, богатый, горячий, раскаленный, жесткий, задавленный, мягкий, острый, полный, пустой, светлый, сжатый, слабый, твердый, темный, теплый, тусклый, тяжелый, широкий, холодный, ясный. Долгое время в сценическом искусстве была известна система четырех знаменитых Т.: золотого, серебряного, медного и бархатного. Интересны высказывания о тембровых красках голоса известного итальянского баритона Титта Руффо: «Я стремился создать при помощи специальной вокальной техники подлинную палитру колоритов.

При помощи определенных изменений я создавал звук голоса белый, затем, заменяя его звуком более насыщенным, я доводил его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к черному, т. е. темному». Очень мало используются собственно звуковые представления: глухой, дрожащий, звонкий, крикливый, назальный. Известен и такой прием характеристики Т., когда пытаются называть те чувства, которые они выражают: эмоционально-волевой Т., шутливо-иронический Т., грустный, нежный, спокойный, угрюмый. В некоторых случаях целесообразно использовать названия Т., построенные на основе ассоциаций с той или иной фонемой: у-образный Т., и-образный Т. и т. п.

Работа над Т. является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать адекватный речевой задаче Т. г. — одно из важнейших профессиональных умений.

Лит.: Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М., 1977; Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990; Максимов И. Фониатрия. — М., 1987; Незайкинский Е. Музыка — звуковой мир // Сов. музыка. — 1986. — № 11, 12.

А.А. Князьков

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.

Определение и значение тембра — Merriam-Webster

время ˈtam-bər 

ˈtim-;

ˈtam(brᵊ)

: качество, придаваемое звуку его обертонами: например,

а

: резонанс, по которому ухо распознает и идентифицирует звонкий звук речи

б

: качество тона, характерное для определенного певческого голоса или музыкального инструмента

тембральный

ˈtam-brəl 

ˈtim-

прилагательное

Знаете ли вы?

Timber и timbre — два похожих слова, которые появляются в совершенно разных контекстах. По крайней мере, большую часть времени.

Timber восходит к древнеанглийскому слову, первоначально означавшему «дом» или «здание», которое также стало означать «строительный материал», «дерево» и «деревья» или «лес». Древесина представляет собой большие квадратные куски дерева, используемые для строительства дома или лодки. В британском английском тимберс также используется как синоним 9.0035 пиломатериал .

Метафорический смысл появился после столетий использования этого слова: слово, используемое для обозначения строительного материала, стало словом, означающим «материал» или «материал» в целом («это самая продаваемая древесина»), а также стало обозначать качества характера. , опыт или интеллект («управленческая древесина»).

И, конечно же, междометие «дерево!» как крик, предупреждающий о падающем дереве; тот факт, что большинство людей знают об этом, несмотря на то, что немногие из них когда-либо использовали это слово в такой ситуации, почти наверняка связан с карикатурами.

Тембр имеет французское происхождение, что видно по его произношению: часто произносится \TAM-ber\ и, с более французским вторым слогом, \TAM-bruh\. Французский предок timbre был трижды заимствован в английский язык, каждый раз с другим значением, каждый раз отражая эволюцию, которую слово совершило во французском языке.

Первые два значения timbre в английском языке (оно относилось к виду барабана и гербу на гербе) теперь слишком неясны для включения в этот словарь, но его третье значение сохранилось. Timbre в современном английском языке обычно относится к качеству звука, издаваемого определенным голосом или музыкальным инструментом; тембр полезен тем, что он отличается от высоты тона, интенсивности и громкости в качестве дескриптора звука.

Но поскольку английский редко бывает простым в таких вещах, у нас также есть следующие факты: тимбер указан как вариант написания timbre . И timbre также может правильно произноситься так же, как Timbre как \TIM-ber\. И написание брус много лет стоял неустоявшимся; иногда это писалось как тиммер , тимбер и, да, тембр . Беспорядочное наложение этих похожих слов является случайным: следствием пересечения различных культур и языков, которые оставили свои следы в английском языке.

Примеры предложений

тембр его голоса

Недавние примеры в Интернете Ее мать делала татуировку бровей в Инчхоне, когда клиент, услышав напевное приветствие Ю, заметил, что ее голос имеет совершенный традиционный тембр . — Джулиан Лукас, The New Yorker , 3 июля 2023 г. Сэмюэл Джексон запустил программу Amazon Celebrity Voice Program в 2019 году. , когда культовый тембр актера стал самой продаваемой цифровой покупкой в ​​Интернете. — Стефани Млот, PCMAG , 31 мая 2023 г. У Линни напористый альт, а у Хехта тембр более тонкий и извилистый, альт и гобой. — Стервятник , 25 апреля 2023 г. Но помимо оптики, у Сайруса один из самых четких тембров в поп-музыке. — Лариша Пол, Rolling Stone , 25 апреля 2023 г. Его следующие несколько альбомов представлены широким кругом соавторов и большим количеством синтетических тембров . — Нейт Чинен, BostonGlobe.com , 2 марта 2023 г. В режиме преобразования пересмешников timbre все в слоге остается прежним, кроме тембра. — Дженнифер Уэллетт, 9 лет. 0035 Wired , 23 июля 2021 г. Красно-бело-синий лидер автоботов, знаменито озвученный Питером Калленом и его потрясающим тембром в мультфильме, был сбит как часть желания Hasbro уступить место игрушечной линии 1986 года. — Ник Аллен, Стервятник , 4 апреля 2023 г. Сложные тембров Финеберга, включая запоминающееся наложение арфы на ложе богатого шума, остаются статичными в течение длительного времени, точно так же, как треки ди-джея могут часами оставаться в ограниченном гармоническом и ритмическом мире. — Джеффри Арло Браун, 9 лет.0035 New York Times , 10 марта 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «тембр». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Французский, от среднефранцузского, колокол, ударяемый молотком, от старофранцузского, барабан, от среднегреческого tymbanon литавра, от греческого tympanon — больше at tympanum

Первое известное использование

1845, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование тембра было в 1845 г.

Посмотреть другие слова того же года тимбо

тембр

тимпан

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Тембр».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/timbre. По состоянию на 6 июля 2023 г.

Копия цитирования

Детское определение

тембр

существительное

время ˈtam-bər ˈtim-

: качество звука или музыкального тона, определяемое его обертонами и различное для каждого голоса или инструмента

Медицинское определение

тембр

существительное

tim·​bre

: качество, придаваемое звуку его обертонами: as

а

: резонанс, по которому ухо распознает и идентифицирует звонкий звук речи

б

: качество тона, характерное для определенного певческого голоса или музыкального инструмента

тембральный

ˈtam-brəl ˈtim- 

прилагательное

Еще от Merriam-Webster о тембре

Нглиш: Перевод тембра для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод тембра для говорящих на арабском языке

9 0004 Britannica. com: статья в энциклопедии о тембре

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

собачьи дни

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Что такое тембр в музыке?

Последнее обновление

Тембр — это основной элемент музыки, но его термин может быть довольно запутанным и неясным. В отличие от высоты тона или ритма, тембр уникален для каждого инструмента, и его трудно определить количественно, поэтому его нельзя записать на нотном листе.

Давайте подробно рассмотрим, что такое тембр в музыке?

Table of Contents

Toggle

Определение тембра

Мы можем определить тембр (произносится как « tam-ber ») как особый тон или качество, которым обладает определенный инструмент или голос.

Он также известен как цвет тона или качество тона , поэтому, если вы видите, что эти термины используются вместо этого, просто знайте, что все они означают одно и то же.

По сути, это то, что позволяет людям слышать разницу между двумя отдельными инструментами или голосами, даже когда они играют или поют одну и ту же ноту.

Например, возьмем банкноту A 4 . В нотах это выглядит так:

Однако, когда разные инструменты играют эту ноту, мы можем сказать, что все они звучат немного по-разному.

Когда пианино играет A 4 , оно звучит иначе, чем скрипка, играющая на нем, которая также звучит иначе, чем конкретная A 4 частота, которая у него есть.

Вот все три звука, обратите внимание на уникальное звучание каждого инструмента.

Регулярная синусоида, частота 440 Гц, A 4 :

Регулярная синусоида, частота 440 Гц

Игра на фортепиано:

Игра на фортепиано A4 – частота 440 Гц

Игра на скрипке:

Игра на скрипке A4 – частота 440 Гц

Итак, почему разные инструменты воспроизводят разные звуки, играя одну и ту же ноту?

Это связано с частотой спектра и огибающей каждого инструмента.

Частотный спектр и огибающая

Когда нота поется или проигрывается, инструмент создает звуковую волну.

Все разные инструменты и голоса имеют разные исходящие звуковые волны.

Частотный спектр – это то, что отличает каждую волну из-за гармоник , которые сопровождают каждую волну.

Гармоники

У каждой звуковой волны, создаваемой инструментом, есть основная частота — это нота, которую вы играете.

В приведенном выше примере A 4 основная частота составляет 440 герц (Гц).

Чтобы узнать больше о Hertz и высоте звука в музыке, ознакомьтесь с нашей статьей здесь.

Однако есть и другие частоты, которые можно услышать очень слабо, кроме основной, и они называются гармониками.

Эти частоты всегда выше по высоте и кратны основной частоте.

Если основная частота равна 440 Гц, то гармоники будут 880, 1320, 1760 Гц и т. д. 

Спектр частот ноты, сыгранной на определенном инструменте, показывает, насколько громкими или тихими являются гармоники.

Нота с большим количеством гармоник над ней (те, которые можно заметить) имеет более «яркое» качество и производит более шумную ноту, а нота без многих гармоник более приглушенная и «темная».

В этом видео воспроизводится низкая нота A из разных инструментов. Обратите внимание, как в правой части графика в разное время появляются разные линии.

Это гармоники, и попробуйте послушать, как звучит нота с большим или меньшим количеством гармоник.

Как работают гармоники

Огибающая

Огибающая ноты детализирует громкость (или амплитуду) ноты во времени.

Иногда его называют конвертом ADSR , а ADSR означает «Атака, Затухание, Сустейн, Освобождение».

Атака ноты — это скорость, с которой нота достигает максимальной громкости, начиная с момента ее первого воспроизведения инструментом.

Затем происходит затухание от начальной атаки до основной громкости ноты, где она может поддерживать ноту до тех пор, пока инструмент не перестанет играть.

Наконец, релиз определяет, как долго нота продолжает звучать после того, как инструмент перестал играть.

Огибающая ADSR может влиять на тембр ноты, поскольку у каждого инструмента своя огибающая.

Например, нота фортепиано воспроизводится молоточком, ударяющим по струне, поэтому атака довольно короткая, тогда как у струнного инструмента атака длиннее.

Если мы изменим один аспект огибающей, будет трудно определить, какой конкретный инструмент играет ноту, и труднее услышать тембр инструмента.

Вот видео, которое более подробно объясняет оболочку ADSR: 

Объяснение оболочки ADSR

Подведение итогов по тембру

Мы надеемся, что эта статья помогла вам узнать о тембре в музыке.

Эту концепцию трудно понять, потому что ее труднее визуализировать, чем ритм или высоту звука.

Можно использовать спектрограмму — график, показывающий гармоники ноты и их амплитуду.

По сути, это слово для описания общего звучания ноты, и именно так мы описываем, почему один инструмент звучит иначе, чем другой, даже при игре одной и той же ноты.

Пожалуйста, оставьте комментарий или вопрос ниже, если у вас есть!

Написано Сэмюэлем Чейзом

Сэмюэл Чейз занимается музыкой с 5 лет и преподает музыку с 13 лет. в трех разных странах. В настоящее время он работает композитором для фильмов и пишет книгу о музыке для фильмов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts