Что представляют собой иллюзии восприятия: Иллюзии восприятия

Содержание

что это такое, причины, виды и примеры

Наблюдая за окружающими нас вещами, мы склонны интегрировать различные части визуальных стимулов и организовывать их в значимые формы. В общем, мы делаем эту перцептивную проработку стимулов совершенно бессознательно, так что нам кажется, что мы воспринимаем вещи таким образом просто потому, что «так оно и есть».

Такое впечатление о соответствии восприятия объективной реальности обычно вполне корректно, но иногда восприятие вводит нас в заблуждение, создавая иллюзорные перцептивные конфигурации. Что же такое перцептивные иллюзии? В этой статье мы рассмотрим их причины, различные типы и некоторые примеры.

Вам также может быть интересно: Что такое когнитивные предубеждения: виды, список и примеры

Что такое перцептивные иллюзии?

Перцептивные иллюзии представляют собой, в отличие от перцептивного постоянства, неточное восприятие реальных объектов. Таким образом, иллюзия — это нарушение восприятия, при котором восприятие, не соответствующее характеристикам стимула, вызывает несоответствие между физическим миром и воспринимаемым миром.

Следует сказать, что перцептивные иллюзии — это не только оптические иллюзии, поскольку последние основаны на внедрении визуальных трюков, которые работают с человеческим восприятием; в то время как перцептивные иллюзии — это скорее когнитивное явление, которое включает в себя обработку мозгом сенсорной информации.

Причины возникновения иллюзий восприятия

Явления перцептивных иллюзий являются недвусмысленными примерами общей истины: восприятие организовано и не может рассматриваться как просто «данное» впечатление от внешних событий. Таким образом, перцептивные иллюзии возникают под воздействием целого ряда факторов:

  • Биологическое влияние: наша природа внимания избирательна, и, кроме того, мы видим изображения как перцептивные целые (мы заполняем пробелы в изображении, чтобы завершить его).
  • Психологическое влияние: Иллюзии восприятия являются продуктом эмоционального контекста и схем, усвоенных на протяжении всей нашей жизни.
  • Социокультурные влияния: это те, которые объединяют культурные предположения и ожидания, а также влияние физического контекста.

Виды перцептивных иллюзий и примеры

Чтобы лучше понять, что такое перцептивные иллюзии, полезно прочитать следующие примеры на эту тему:

1. иллюзия Понцо

Восприятие глубины можно изменить, нарисовав на листе бумаги две расходящиеся прямые линии. Если на рисунок добавить одинаковые, но соответствующим образом разнесенные элементы, то объекты в месте схождения прямых линий будут казаться дальше и, следовательно, выше, чем те, где линии расходятся дальше.

2. Иллюзия Канизса

Три цветных диска, расположенных на одной плоскости, из которых вырезана небольшая часть, создают иллюзию, что на листе нарисован белый треугольник. В действительности никакого треугольника нет, как в случае с изменением расположения дискет: наш разум дополняет образ только деталями.

3. Куб Неккера

Какая сторона куба является лицевой, а какая — обратной? Мозг не может принять решение, потому что у него нет точек отсчета, чтобы определить, какая часть куба ближе, а какая дальше.

4. Иллюзии, связанные с цветом

В стакане Рубина можно различить как объект (стакан), так и два человеческих профиля в зависимости от того, на что вы обращаете больше внимания — на белый цвет стакана или на черный цвет фона.

Еще один обман в восприятии цвета возникает, когда однородная полоса цвета накладывается на размытый фон: конец полосы, находящийся в более темной части фона, будет казаться светлее, и наоборот.

5. Невозможные цифры

Есть объекты, которые могут жить только на бумаге, но совершенно нереализуемы. Один из примеров — бесконечная лестница, по которой можно подниматься или опускаться до бесконечности, потому что первая и последняя ступенька совпадают. Бесконечные лестницы и другие невозможные объекты также часто встречаются во многих работах Маурица Корнелиса Эшера.

6. Неоднозначные образы

Молодой или старый? На карикатуре «Моя жена и теща», выполненной английским художником У.Э. Хиллом в 1915 году, мы видим как молодую женщину, снятую в три четверти, так и профиль задумчивой старухи.

Различия между перцептивными иллюзиями и галлюцинациями

Перцептивные иллюзии и галлюцинации — это явления, при которых реализуется ошибочное восприятие. Однако в отличие от перцептивной иллюзии, которая неверно интерпретирует реально существующий стимул, галлюцинация сталкивается с внешним стимулом, который вообще не существует.

Примеры галлюцинаций: когда человек слышит голос без звука или, наоборот, видит человека и предмет там, где на самом деле ничего и никого нет. Нажмите на наш заголовок Виды галлюцинаций: причины и примеры, если вы хотите узнать больше об этой теме.

Примеры перцептивных иллюзий

Другие примеры часто встречающихся иллюзий восприятия — это:

Лунная иллюзия

Луна кажется меньше, когда она находится в зените, чем когда она находится на горизонте. Объяснение этого явления заключается в том, что величина объекта определяется путем сравнения его с окружающей средой.

Так, когда мы видим Луну на горизонте, мы сравниваем ее с элементами ландшафта, тогда как когда она находится в зените, у нее нет точек отсчета, и по этой причине она кажется нам меньше.

Контраст между черным и белым

В другой ситуации перцептивной иллюзии можно легко убедиться, взглянув на некоторые полы с черным и белым мрамором, которые представляют собой серию кубов, воспринимаемых как несбалансированные. В некоторые моменты нам кажется, что белые лица «ближе» к нам, как будто они выступают, как расширенная вершина.

Однако если мы продолжим наблюдение, то в какой-то момент расположение изменится на противоположное: белые части удаляются от нас, как будто это полости, а темные части кажутся нам выступающими.

Если вам понравилась статья о перцептивных иллюзиях, рекомендуем прочитать нашу статью Когнитивные искажения: что это такое, примеры, виды и упражнения, в которой рассказывается о неверных интерпретациях реальности, которые мешают нам объективно переживать происходящие с нами ситуации.

Как возникают иллюзии восприятия?

  • Новости
  • 5 декабря 2015 в 5:00

Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

Фото: Getty Images

Почему наш мозг упрямо навязывает нам ошибочную картину мира, даже если мы знаем, как обстоит дело в реальности?

Объясняет когнитивный психолог Мария Фаликман для портала Psychologies.ru

Давным-давно философов интересовало, насколько то, что мы воспринимаем, соответствует тому, каков мир на самом деле. Например, древнегреческий философ Демокрит считал, что от вещей, которые нас окружают, отделяются тоненькие оболочки. Они летят и попадают на сетчатку глаза, и там получается точный отпечаток. Примерно так же считал много веков спустя Рене Декарт. Но даже простейшие опыты показывают, что этот отпечаток неполон и может соответствовать чему угодно. На самом деле то, что мы видим, определяется не только глазами, но и мозгом.

Еще в XVII–XVIII веках стали появляться картинки, которые показывали, что одно и то же может восприниматься по-разному. Этим активно занимались фокусники и иллюзионисты, которые первыми обнаружили, что нашим вниманием можно управлять. В начале XXI века было заявлено целое направление – нейромагия. Она предлагала двигаться от неоднозначностей, ошибок, иллюзий нашего восприятия к тем механизмам, которые за ними стоят. Ученые создали целую классификацию того, что может порождать ошибки в нашем восприятии. Они могут быть связаны с вниманием, памятью, работой мышления – по сути, со всеми познавательными процессами. И оказывается, что повлиять на них можно очень сильно.

Восприятие или построение образов – процесс очень эффективный. Он работает за доли секунды и позволяет очень точно схватить смысл любой, даже очень сложной ситуации. В силу того что наше восприятие заточено под очень широкий круг задач (опознания предметов, людей и их действий, в том числе в непривычных ситуациях), такое быстрое схватывание может выдавать ошибки. Эти ошибки восприятия, которые мы называем «иллюзиями», оказались хорошим ключом к пониманию того, как восприятие работает.

Определяют иллюзию очень просто: как искажение в восприятии любого признака объекта (формы, названия, положения в пространстве). Все эти признаки очень зависят от контекста. К примеру, яркость объекта или его цвет не воспринимаются сами по себе, а задаются контекстом, в котором мы видим этот объект. Ставшая знаменитой иллюзия с платьем, которое одни пользователи видели черно-синим, а другие бело-золотым, связана именно с тем, как мозг интерпретирует источник света и силу освещения. А если объект движется, мы видим не его текущее положение в пространстве, а ту позицию, в которой он окажется через долю секунды. Эволюция наделила нашу зрительную систему способностью предугадывать будущее. Вероятно, это было нужно для выживания. А есть иллюзии, которые абсолютно и полностью определяются накопленным нами опытом и знаниями о мире.

Если мы посмотрим на то, как устроен процесс восприятия, мы увидим, что это всегда два встречных потока – восходящий и нисходящий. Восходящий включает внешнее воздействие – информацию о цвете, свете и форме, попадающую на сетчатку и передаваемую на следующие уровни анализа информации. Нисходящий поток определяется тем, что от нас хотят, что мы знаем, в каком контексте эта информация предъявлена. И только как результат взаимодействия этих потоков мы получаем то, что мы в конечном счете увидим.

Идея о том, что восходящая линия важнее, появилась очень давно, в XIX веке, в работах физика и физиолога Германа Гельмгольца, который придумал теорию бессознательных умозаключений. Гельмгольц считал, что восприятие устроено по аналогии с мышлением, то есть представляет собой скорее умозаключение. У нас есть некоторая малая посылка: то, что на нас сейчас воздействует. Мы сопоставляем это воздействие с большой посылкой – всем нашим прошлым опытом. Поэтому, если мы что-то воспринимаем не так, как оно есть, на самом деле это ошибка умозаключения.

Главный источник иллюзий – наши знания о мире. Поэтому нашему восприятию свойственна так называемая предметность. Это значит, что мы воспринимаем не цвета, не форму или угол наклона. Мы воспринимаем объекты. Если мы смотрим на лицо, мы видим не набор линий и участков разной яркости, а именно лицо. Когда внешнее воздействие и наши знания вступают в конфликт, наш опыт в большинстве случае оказывается подавляющим, и конфликтов не возникает. Например, возьмем то же лицо. Оно не бывает вогнутым. Поэтому если нам показывают вращающуюся маску, мы видим ее выпуклой с одной и с другой стороны.

Восприятие определяется не только нашим опытом, но и нашей готовностью определять ситуацию так, а не иначе, то есть нашими установками. Эти установки, в свою очередь, могут задаваться контекстом (нам показали знакомую форму, и мы готовы увидеть то, что ожидаем увидеть), нашими желаниями и переживаниями. Например, пословица «У страха глаза велики» говорит именно об этом: нечто пугающее будет казаться большим, чем есть на самом деле. То же самое относится к объектам, которые для нас привлекательны.

Один из основателей когнитивной психологии Джером Брунер (Jerome Bruner) в 1940-е годы проводил опыты с восприятием. Он сравнивал, как дети оценивают размер картонных кружочков и размер монеток. Любому ребенку монетка важнее, чем картонка. Мы увидим, что по сравнению с оценками кружочков монетки существенно переоцениваются. Более того, все зависит и от того, из какой среды ребенок. Брунер специально брал детей из богатых семей, которые имеют карманные деньги, и детей из бедных семей, которые их не имеют. Бедные дети переоценивают монетки больше, чем богатые. И вот что интересно: десятицентовую монету они переоценивают больше, чем двадцатицентовую. Возможно, потому, что таких денег они просто не видели.

Autor: София Дельвер

Хотите всегда быть в курсе, что пишут ДВ на эту тему? Используйте Мой ДВ, выбирайте ключевые слова и получайте персональные оповещения!

  • Налоги

  • Маркетинг

Что такое иллюзии восприятия? | Наука

••• Comstock Images/Comstock/Getty Images

Обновлено 25 апреля 2017 г.

Автор: Майкл Брент

Ваш разум часто может подшутить над вами, особенно когда вы сталкиваетесь с оптическими иллюзиями. Примером такой иллюзии является хорошо известная иллюзия юной леди и старой ведьмы, в которой изображение молодой женщины также кажется старухой, в зависимости от того, куда сфокусированы ваши глаза. Однако иллюзии восприятия действуют по-другому, запутывая ваше восприятие реальности.

Иллюзии восприятия

Иллюзия восприятия отличается от чисто оптической иллюзии, которая представляет собой изображение, содержащее противоречивые данные, которые заставляют вас воспринимать изображение иначе, чем в реальности. Оптические иллюзии обычно работают с использованием определенных визуальных трюков, которые используют определенные предположения в рамках человеческого восприятия — по сути, само изображение является иллюзией. Однако перцептивная иллюзия — явление не оптическое, а скорее когнитивное. Иллюзия возникает из-за того, как ваш мозг обрабатывает визуальные данные, которые вы передаете в свой мозг.

Сенсорные иллюзии

Перцептивные иллюзии могут быть сенсорными. Согласно исследователю Р. Л. Грегори в его статье 1968 года под названием «Иллюзия восприятия и модели мозга», иллюзия восприятия возникает, когда какой-либо из органов чувств «передает вводящую в заблуждение информацию в мозг». Примером сенсорной формы перцептивной иллюзии является феномен «фантомных конечностей», когда человек, перенесший ампутацию конечности, утверждает, что сохраняет ощущения, включая боль, в той конечности, которой больше нет.

Слуховые иллюзии

Перцептивные иллюзии также могут быть слуховыми. Психолог Диана Дойч обнаружила несколько слуховых иллюзий, связанных с музыкой. Одной из самых ярких является иллюзия «призрачных слов». Это можно услышать в аудиозаписи, в которой есть повторяющиеся слова и фразы, которые накладываются друг на друга, помещенные в разные слуховые пространства в разных областях стереопространства. Слушая, вы можете выделить определенные фразы, которых на самом деле нет. На самом деле, ваш мозг пытается разобраться в том, что по сути является бессмысленным шумом, и дополняет то, что необходимо, чтобы понять смысл звуков.

Troxler Fading

В 19 веке швейцарский врач Игнас Трокслер открыл иллюзию визуального восприятия, которая остается примером того, как работает иллюзия восприятия. Основной эффект включает в себя небольшую точку внутри рамки другого цвета и на фоне другого цвета. Если вы смотрите на центральную точку в течение минуты или двух, то окружающий ее цветной объект исчезает на заднем плане. Этот эффект, называемый «затухание Трокслера», по-видимому, указывает на то, что мозг, сталкиваясь с одними и теми же скучными стимулами в течение длительного периода времени, максимизирует эффективность, игнорируя их и используя эти мозговые циклы для чего-то другого.

Статьи по теме

Ссылки

  • Ричард Л. Грегори: Иллюзии восприятия и модели мозга
  • «Новый ученый»: Специальный музыкальный выпуск: Пять великих слуховых иллюзий

Фото

Comstock Images/Comstock/Getty Images

Иллюзии | Введение в психологию

Почему иллюзии?

Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы для изучения этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.

Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.

Создание и проверка перцептивных иллюзий было плодотворным подходом к изучению восприятия, особенно визуального, с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.

Иллюзии глубины

Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму. В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте взглянем на несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?

Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.

Большинству людей кажется, что верхняя линия шире. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее. Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.

Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.

Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.

Иллюзии света и размера

Глубина — не единственное качество в мире, которое показывает, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?

Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?

Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.

Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.

Рисунок 5 . Benary Cross

Наши визуальные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?

Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?

Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.

Последняя иллюзия возвращает нас к настройке размера. Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа. Окружающие круги не изменятся в размере, хотя правая часть кругов расширится, чтобы соответствовать размеру центрального круга. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.

Эта иллюзия, называемая иллюзией Эббингауза, была создана Германом Эббингаузом, одним из первых основателей экспериментальной психологии. Он снова показан ниже.

В этой версии иллюзии большинство людей видят круг справа больше, чем круг слева. Два оранжевых круга абсолютно одинакового размера. Иллюзия Эббингауза снова иллюстрирует тенденцию наших систем восприятия приспосабливать наше восприятие мира к окружающему контексту.

Попробуйте

Ссылка на обучение

Если вы хотите узнать больше о визуальных иллюзиях, посетите этот веб-сайт с десятками интересных иллюзий, созданных Майклом Бахом.

Эббингауз в реальном мире

Представьте, что вы участвуете в соревновании по гольфу, в котором вы сражаетесь с кем-то с таким же опытом и навыками, как у вас. Есть одна проблема: ваш противник может попасть в лунку, которая на 10% больше, чем лунка, которую вы должны использовать. Вы, вероятно, думаете, что конкуренция была несправедливо предвзятой против вас.

Рисунок 7 . Подозреваете ли вы, что воспринимаемый размер лунки для гольфа повлияет на эффективность паттинга?

Теперь представьте несколько другую ситуацию. Вы и ваш противник примерно равны по способностям, и отверстия, которые вы используете, имеют одинаковый размер, но отверстие, которое использует ваш противник , выглядит на  10 % больше, чем то, которое используете вы. Будет ли сейчас ваш противник иметь несправедливое преимущество?

Если вы читали предыдущий раздел об эффекте Эббингауза, у вас есть представление о том, как психологи могут использовать вашу систему восприятия (и систему вашего оппонента), чтобы проверить этот самый вопрос. Психолог Джессика Уитт и ее коллеги Салли Линкеногер и Деннис Проффитт привлекли участников исследования, не имевших необычного опыта игры в гольф, для выполнения задачи по паттингу. Они соревновались скорее с собой, чем с другим человеком.

Экспериментаторы усложнили задачу, использовав отверстие диаметром 2 дюйма, что примерно вдвое меньше диаметра отверстия на поле для гольфа. Проектор, установленный на потолке их лаборатории, позволял им проецировать круги Эббингауза вокруг отверстия для мячей. Некоторые участники видели отверстие для паттинга, окруженное кружками, которые были меньше отверстия в центре; другая половина видела окружающие черные круги, которые были больше.

Участников толкают с расстояния около 11,5 футов. Они взяли 10 ударов в одном состоянии, а затем 10 в другом состоянии. Половина участников сначала поставила большие окружающие круги, а половина сначала увидела маленькие окружающие круги. Эта процедура называется противовес . Если есть какое-либо преимущество (например, улучшение с течением времени с практикой) или недостаток (например, усталость от класть), уравновешивание гарантирует, что оба условия в равной степени подвержены положительным или отрицательным эффектам того, какая задача стоит первой или второй. Неспособность принять во внимание этот тип проблемы означает, что у вас может быть смешанная переменная — практика или усталость, — которая влияет на производительность. Вмешивающаяся переменная — это то, что могло бы  влияют на производительность, но не являются частью исследования. Мы пытаемся контролировать  (то есть нейтрализовать) потенциально мешающие переменные, чтобы они не могли быть причиной различий в производительности. Так, например, если бы все сначала выполняли условие больших окружающих кругов, а затем маленькие окружающие круги, то различия в производительности могли бы быть связаны с порядком условий (приводящих к практике или эффектам усталости), а не с размером окружающих кругов. Уравновешивая, мы не избавляемся от последствий практики или усталости для какого-либо конкретного человека, но — для всех участников — практика или усталость должны одинаково влиять на оба состояния (оба типа кругов Эббингауза).

Экспериментаторы хотели узнать две вещи. Во-первых, действительно ли они создали иллюзию Эббингауза? Помните: нет никакой гарантии, что люди видят или думают так, как говорит ваша теория. Таким образом, непосредственно перед тем, как участник начал ставить определенное условие, он или она нарисовали круг с помощью компьютеризированного инструмента для рисования, пытаясь соответствовать точному размеру отверстия для паттинга. Это лучше, чем просто спросить: «Вы видите иллюзию?» Задача рисования пытается напрямую измерить то, что они воспринимают.

Во-вторых, экспериментаторы хотели посмотреть, влияет ли воспринимаемый размер отверстия на точность попадания. Они зафиксировали успех или неудачу каждого удара. Каждый участник мог получить от 0 до 10 успешных ударов в каждом условии.

Краткий обзор методов

Повторите шаги, о которых вы читали до сих пор:

  1. Участник тренируется, чтобы привыкнуть к задаче.
  2. Участник выполняет первое условие (большие окружающие круги для половины участников и маленькие окружающие круги для другой половины).
    • Участник рисует круг, соответствующий его или ее оценке фактического размера лунки для паттинга. Это позволяет экспериментаторам определить, действительно ли возник эффект Эббингауза.
    • В этом состоянии участник делает 10 ударов.
  3. Участник выполняет второе условие (независимо от того, какое условие он еще не выполнил).
    • Участник рисует круг, соответствующий его или ее оценке фактического размера лунки для паттинга.
    • В этом состоянии участник делает 10 ударов.

Попробуйте

Теперь, когда вы знаете подробности эксперимента Джессики Уитт, посмотрите, сможете ли вы ответить на следующие вопросы. Нажмите на вариант, который вы считаете правильным, а затем нажмите ссылку «Показать ответ», чтобы проверить, правы ли вы.

Вопрос 1: Что такое независимая переменная, описанная в этом исследовании?

  •   Размер отверстия для паттинга является независимой переменной.
  •   Размер кругов, окружающих лунку, является независимой переменной.
  •   Дистанция, которую должен был пройти человек, является независимой переменной.
  •   Есть две независимые переменные: размер отверстия для паттинга и размер окружающих его кругов.
Показать ответ

Вопрос 2: Что является зависимой переменной в этом исследовании?

  •   Количество успешных ударов является зависимой переменной.
  •   Размер круга, нарисованного участником, является зависимой переменной.
  •   Размер отверстия для паттинга является зависимой переменной.
  •   Имеются две зависимые переменные: количество успешных паттов и размер круга, нарисованного участниками, являются зависимыми переменными.
Показать ответ

Теперь посмотрим, сможете ли вы угадать результаты этого исследования.

Попробуйте

Вопрос 3: Как участники восприняли отверстия?

Измените размер столбцов ниже, щелкнув и перетащив их, чтобы показать прогнозируемые результаты, когда испытуемых попросили нарисовать круги. Сделайте общий прогноз, основанный на вашем понимании эксперимента.

Показать ответ

Вопрос 4: Можете ли вы угадать, насколько хорошо поставили участники?

Измените размер столбцов ниже, щелкнув и перетащив их, чтобы показать прогнозируемые результаты, когда испытуемые положили.

Показать ответ

Попробуйте

Прежде чем мы покажем вам фактические результаты исследования, напишите наш прогноз.

Как вы думаете, повлияла ли иллюзия на производительность сдачи? Почему или почему нет? Объясните свой ответ в текстовом поле ниже:

Показать ответ

Это не единственный эксперимент, в котором использовался спортивный контекст для изучения эффектов иллюзий. Другие эксперименты показали, что люди лучше бьют по софтбольным мячам, когда мячи воспринимаются как большие. Люди набирают больше очков в дартс, когда доска кажется больше. Спортсмены бьют по воротам с игры и возвращают теннисные мячи более успешно, когда стойки ворот или теннисные мячи кажутся больше. Во всех этих исследованиях мячи, доски или стойки ворот на самом деле не были больше, но они воспринимались как большие, потому что экспериментаторы создавали иллюзии. Опытные спортсмены часто сообщают, что цели кажутся больше или время замедляется, когда они находятся «в зоне», как будто практика и мастерство создают свои собственные иллюзии восприятия, которые повышают уверенность и облегчают выполнение сложных задач.

Ссылка на обучение

Посмотрите это интервью с психологом Джессикой Уитт, чтобы узнать, как ее исследование с использованием иллюзии Эббингауза влияет на восприятие и производительность игрока в гольф. Вы также можете прочитать больше о подобных вариациях ее исследований здесь.

Последнее замечание: наука не всегда дает простые результаты

Исследование профессора Витта дало интересные результаты; однако они были не так просты, как нам кажется. На самом деле у исследователей было два разных размера отверстий: 2 дюйма и 4 дюйма. Круги Эббингауза были скорректированы таким образом, чтобы они были относительно больше или меньше отверстия для паттинга.

Иллюзия Эббингауза работала для меньших (2 дюйма) отверстий для паттинга, но не для больших (4 дюйма) паттинговых отверстий. Другими словами, когда люди рисовали круги так, как они их воспринимали (зависимая переменная «проверка манипулирования»), они рисовали круги разного размера для 2-дюймовых отверстий (иллюзия Эббингауза), но круги одинакового размера для 4-дюймовых отверстий ( отсутствие иллюзии Эббингауза).

Для отверстий большего размера (4 дюйма) точность установки была одинаковой для двух различных условий. Это не беспокоило экспериментаторов, потому что, как мы уже отмечали, участники не испытывали иллюзию Эббингауза с большими отверстиями. Если бы отверстия воспринимались как одинаковые, то уверенность в себе не должна была бы пострадать и, в свою очередь, ставить в одних условиях не должно было быть лучше, чем в других.

В исследовательской работе экспериментаторы предлагают несколько технических причин, по которым большая дыра могла не вызвать иллюзию Эббингауза, но они признают, что у них нет окончательного объяснения. Это нормально. Наука часто дает запутанные результаты, и они могут стать основой для новых экспериментов, а иногда и для действительно интересных открытий.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts