А. Б. Паткуль. Абсолютная идея как новоевропейское осуществление платоновского учения об идеях
А. Б. Паткуль
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ
КАК НОВОЕВРОПЕЙСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ПЛАТОНОВСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ИДЕЯХ
Свою философскую систему Гегель определяет как абсолютный идеализм. Тем самым он заявляет, что основу, из которой только может развернуть себя философия и которую она в своем развертывании сама должна продемонстрировать как таковую, составляет абсолютная идея. Определяя подобным образом, а именно как идею, исходную действительность, «предмет и содержание» философии, Гегель намеренно причисляет свою систему к традиции, идущей от Платона. Вне всякого сомнения, то, как Гегель понимает идею в ее абсолютности, несет на себе отпечаток не только платоновского понимания идей, но и аристотелева учения о мыслящем себя мышлении, и того смысла понятия «идея», которым немецкий идеализм обязан Канту. Но именно потому, что сами эти учения суть уже модификации платонизма, позволительно говорить о платонизме философии Гегеля. А он на самом деле справедливо может быть назван идеалистом, независимо не только от решения, но и постановки так называемого основного вопроса философии.
Что же понимается под абсолютной идеей в абсолютном идеализме? Чем это абсолютное понимание идеи разнится от первичного платоновского понимания? В чем сохраняет и воспроизводит таковое в его абсолютной исполненности?
Словно бы в ответ на первый из поставленных вопросов Гегель пишет: «Все остальное есть заблуждение, смутность, мнение, стремление, произвол и бренность; единственно абсолютная идея есть бытие, непреходящая жизнь, знающая себя истина и вся истина» [1]. Взятые изолированно эти слова могут показаться тем, что сам Гегель называл «заверениями». Но если попытаться раскрыть смысл, вложенный в эти возвышенные слова, то можно понять, что подразумевается под абсолютной идеей.
Во-первых, таковая есть бытие. Во-вторых, таковая есть жизнь. В-третьих, таковая есть истина. И, думается, слова эти употреблены Гегелем в самом прямом смысле, никак не метафорически.
То, что абсолютная идея есть бытие, характеризует ее как пребывание. Бытие абсолютной идеи или, говоря точнее, бытие как абсолютная идея есть совершенство пребывания всего уже помысленного. Бытие абсолютной идеи есть пребывание абсолютной помысленности помысленного. Это не пустое, неопределенно непосредственное бытие, а «наполненное бытие, постигающее себя понятие, бытие как конкретная и равным образом совершенно интенсивная тотальность» [2].
Абсолютная идея, далее, есть жизнь. Как таковая она есть, с одной стороны, устойчивая субстанциальность. Последняя же должна обозначать здесь как названную устойчивость пребывания того, что пребывает, так и сущность, объективность пребывающего.
С другой же стороны, жизненность абсолютной идеи имеет равным образом и субъективное измерение. В имманентном наличии своей субстанции, своего «что», своей объективности, она есть импульс, стремление. Этот импульс Гегель называет «импульсом всеобщего различия», что подразумевает стремление к обособлению, но также и стремление к воссоединению из обособления в единство. Движение, взаимопереход этих моментов, объективного и субъективного, и составляет собственно жизненность абсолютной идеи как жизни.
И наконец, абсолютная идея есть истина. В ней как идее бытие достигло значения истины, и бытием обладает лишь то, что есть идея. Логически истина есть единство понятия и реальности. Абсолютная идея уже не стремится выйти из себя к чему-то по видимости внешнему себе, так как ей открыто, что то, что могло представать как нечто в себе самосущее, есть ее собственное определение, есть такое ее иное, которое как иное есть ее собственное. В этом смысле абсолютная идея как истина есть освобождение от любой формы конечности, есть бесконечность, по отношению к которой все конечное оказывается неистинным.
Как такое самоопределение абсолютная идея как истина (теоретическая идея) оказывается возможной только в виду блага как условия возможности субъективности абсолютной идеи самоопределять себя (практическая идея), а сама абсолютная идея – единством теоретической и практической идей.
Абсолютная идея, осмысленная в трех указанных измерениях, одушевляется методом. Ее определенность выступает как форма такового. Метод имеет те формальные моменты, которые отчасти были воспроизведены при рассмотрении абсолютной идеи как бытия, жизни и истины. Во-первых, это первая непосредственная всеобщность, которая имеет значение бытия. Оно есть простое и всеобщее, чему соответствует сверхчувственное или внутреннее созерцание, некоторая неопределенная мыслимость. Это и есть бытие, абстрактная соотнесенность с самим собой. Во-вторых, это различение данной всеобщности внутри себя – рефлексия, представляющая собой суждение, акт определения вообще. В-третьих, это снятие разделяющего опосредствования и восстановление всеобщей непосредственности, но уже как насыщенной выявленными в опосредствовании рефлексии содержаниями. Это есть возвратившееся в себя тождественное. В данном пункте само содержание, полученное в самоопределении, как выведенное принадлежит методу. Методически абсолютная идея в обоснованной и доказанной полноте пребывания своих содержаний оказывается развернутой системой. Система же воспроизводит себя как система наук, которая в силу этой развернутости абсолютной идеи как ее основания носит название абсолютного идеализма.
Думается, что подобное развертывание системы и содержательно, и модально возможно именно в силу того, что абсолютная идея заранее избирается в качестве подобного саморазвертывающегося и самообосновывающегося ее основания. Пожалуй, можно выделить три характеристики абсолютной идеи, находящиеся в прямой связи с теми, которые были приведены: 1) прежде всего абсолютная идея заранее берется как понятие; причем понятие именно в гегелевском его понимании, как негативное по отношению к себе, в этой негации выявляющее свои собственные содержания, и восстанавливающее из нее тождество с собой; 2) далее, абсолютная идея заранее берется именно как идея, адекватное понятие, то есть такое понятие, которое также тождественно со своей реальностью, а более определенно, как такое субъективное, которое тождественно со своим объективным; 3) и наконец, абсолютная идея заранее предполагается как личность; личность абсолютной идеи – это свидетельство ее свободы, свободы практически определять себя и тем самым находить свои собственные содержания в себе самой.
В чем же, возвращаясь к поставленным в начале вопросам, подобный образец понимания идеи в Новое время выходит за рамки платоновского, а в чем воспроизводит его на другом уровне?
Упрек платоновскому пониманию идей со стороны абсолютного идеализма можно сформулировать в следующих чертах.
Во-первых, платоновская идея есть всеобщее. Для Гегеля подобное понимание идеи абстрактно, так как абстрактной оказывается ее всеобщность. Идея в ее абсолютной развернутости, напротив, есть конкретнейшее, то есть всеобщее, выявившее в себе все возможные определения. Более того, как самое всеобщее абсолютная идея есть равным образом единичное. Она единственна. Такая идея не имеет ничего абсолютно иного себе, но напротив, всякое иное есть для нее свое иное.
Во-вторых, идеи представляются как находящиеся вне нас трансцендентные существа. Платоновским идеям недостает динамики внутренней жизни, они всецело позитивны. Единичное по отношение к ним есть нечто несущее. В абсолютном идеализме же, идея есть жизнь, как считает Гегель, поскольку здесь вводится понятие негативности, которая направляется всеобщим на себя самое.
И, в-третьих, идея в платоновском варианте может выступать только предикатом, соответственно, только всеобщим, которое оказывается истинным некоторого единичного. С позиции абсолютного идеализма истинным должно быть не только всеобщее вещей, но и единичное, о чем уже шла речь. Поэтому идея в ее абсолютности равным образом есть субъект. И его предикаты есть его собственные определения, в которых выявляется объективное содержание. Идея как абсолютное выявляет в себе не только объективно-содержательный, но и формально-субъективный момент. Не только объективное «что», но и связующее единство развернутой формы.
И все же именно абсолютная идея в гегелевском варианте есть выявление заложенного в платоновском понятии идеи. И скорее всего, это наследование может быть намечено именно в тех трех определениях, которые Гегель дал абсолютной идее. Бытии, т. е. пребывании пребывающего в тотальности, правда, не только в субстанциальности, но и форме субъективности, которая вместе с тем есть абсолютная субъективность. Жизни, т. е. удержанного в единстве взаимного перехода содержаний идеального. Истине, т. е. условии открытости пребывающего для себя самого, для мыслящего, сущей мыслимости уже помысленного.
Паткуль Андрей Борисович – аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Гегель. Наука логики. СПб., 1997. С. 754. назад
[2] Там же. С. 771. назад
© СМУ, 2002 г.
Абсолютная идея . «Наука логики» Гегеля в доступном изложении
§ 236. Человечество познаёт мир, основываясь на идее, что всё в нём взаимосвязано, и всё то, что рассудком признаётся только по отдельности, должно поэтому мыслиться в своём единстве. Но это не наша чисто субъективная идея о мире, а это идея самого действительного мира. Подобно тому как идея жизни является выражением имманентного единства моего субъективного «Я» и моего объективного тела, так и абсолютная идея является имманентным единством природы и её духа. Духом природы является человечество. Человечество — мыслящий агент природы, это её «Я». Человечество мыслит за природу, оно выводит все её определения и строит её понятие. Единство моего субъективного «Я» с моим объективным телом даёт мне идею жизни. Единство природы (объективности) со своим «Я» — человечеством (субъективностью), даёт нам абсолютную идею. (В очень упрощённом варианте абсолютную идею можно представить как идею тождества мышления и бытия).
Для нашего мышления эта идея выступает как абсолютная, как спекулятивная и как логическая идея. Вот в этих трёх словах скрыта её достаточно простая суть. Разберём их подробно.
Абсолютна идея потому, что она касается всего на свете и всё включает в себя. Абсолютна она также ещё и потому, что выше неё никаких других идей у человека быть не может. Что может быть выше мысли о том, что мир – это нечто единое в себе взаимосвязанное целое?
В обыденной жизни мы употребляем определение «абсолютное» в тех случаях, когда речь заходит о предельных значениях каких-либо процессов или величин: о полном отсутствии у человека понятия (абсолютный профан), о предельных достижениях в спорте (абсолютный рекорд), о предельных температурах вещества (абсолютный ноль).
Точно такой же смысл и у абсолютной идеи. В экстенсивном плане её абсолютное значение заключается в том, что она охватывает собой всё на свете. В интенсивном плане её абсолютное значение состоит в том, что выше неё никаких других идей у человека не бывает.При таком своём понимании абсолютная идея становится равной идее Бога. Во введении к «Науке логики» Гегель пишет, что её (логики) содержание: «есть изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа«.[23] Это уже после появления конечного духа (человеческого сознания) люди обрели антропоморфный образ Бога, святую троицу и стали искать основу гармонии и единства мира через этот образ. Но что проку, если при появлении необходимости рассматривать мир в его целостности и единстве мы будем ссылаться на библейский образ Бога? Не проще ли будет поступить так, что, не делая ни на кого никаких ссылок, просто рассматривать единство и порядок в мире через призму самой этой идеи?
Но если все наши размышления должны строиться на основе этой идеи, то, следовательно, она получает определение спекулятивной идеи. Спекулировать означает размышлять. Но размышлять не как угодно, не клочками, не обрывками, а последовательно и взаимосвязанно. Для того чтобы размышлять последовательно и взаимосвязанно, необходимо иметь концептуальную основу. Такой основой мышления может быть только идея, направляющая всё размышление в определённое русло. Та идея, на основе которой строится такое размышление, становится поэтому предметом спекуляции. А поскольку таким спекулятивным основанием всего нашего мышления является абсолютная идея, постольку именно она выполняет функцию того мыслительного каркаса, опираясь на который, мышление последовательно развивает весь ход своих мыслей.
Если для Вас, уважаемый читатель, слово спекуляция больше ассоциируется с тем, что определяется русским словом барышничество, то это тоже хорошо, и Вы весьма близки к истинному пониманию сути спекулятивного метода. В прагматическом плане спекуляция и есть барышничество. При заключении сделок первоначально просчитывают возможный барыш и те действия, которые необходимо предпринять, чтобы его получить. Если сделка хорошо просчитана, то после её реализации получают предполагаемый барыш в полной сумме. Следовательно, барыш в начале, как предполагаемый результат, и барыш в конце, как реальный результат, являются точками опоры любой спекуляции. В этом смысле философская спекуляция также преследует свой барыш. В спекулятивной философии, как, вероятно, и в любом другом деле, идея лежит в начале размышлений, как предполагаемый результат, и она же появляется в конце как искомый результат размышлений (спекуляции).
Философская спекуляция представляет собой логически последовательное размышление, в основе которого лежит абсолютная идея. А если это так, то, следовательно, для того чтобы руководствоваться этой идеей, её нужно сначала доказать. Необходимо сделать так, чтобы она была не плодом моей интуиции и не заповедью какого-либо авторитета, а доказанным научным положением. Отсюда мы переходим к третьему определению идеи — логическая идея. В своих лекциях по истории философии Гегель упрекает Платона в том, что «…мы у него не находим философского построения, которое показало бы нам сначала идею самою по себе, а затем показало бы в ней же самой необходимость её реализации и самою эту реализацию».[24] Этот же упрёк он делает и в адрес Аристотеля, который также «…не извлекает логически всеобщей идеи»[25]. Гегель устранил этот изъян философии. Соединив идею с чистыми определениями самого мышления, он создал логику, чем убил сразу двух зайцев. Благодаря идее он логически синтезировал последовательный ряд определений мышления, а благодаря синтезу системы определений мышления «логически извлёк» саму абсолютную идею.
§ 237. Вот эта идея, мыслимая в качестве самой себя, голышом-нагишом, без каких-либо чувственно осязаемых одеяний наличного мира, и есть логическая идея. Исходя из признания тождества мышления и бытия, Гегель придал определениям мышления объективный статус. В своём очищенном от чувственного материала виде категории хотя и теряют свою непосредственную связь с содержанием наличного мира, но не теряют своей объективной значимости.
Определения мышления принадлежат сколь самому мышлению, столь и идее. Идея не заимствует их у мышления, поскольку она сама принадлежит мышлению и составляет его основу. Мышление с помощью идеи наводит порядок среди своих определений. Благодаря наведённому порядку каждое его определение обретает своё истинное значение. За счёт логического синтеза системы своих определений мышление логически подтверждает истинность своей спекулятивной идеи.
В результате идея становится уже не плодом моего богатого воображения или мнением какого-либо заезжего авторитета, она становится научным положением, доказанным посредством деятельности самого мышления.В логике идея выступает как мыслительный каркас, относительно которого выстраивается вся система определений чистого мышления. И вот эта логическая система чистых определений мышления является собственным содержанием абсолютной идеи. Ну а проще говоря, подлинным содержанием абсолютной идеи является не что иное, как вся система логики, развитие которой мы здесь проследили. В этом и состоит суть собственно философского понимания природы определений разума: все отдельные определения получают свою познавательную ценность и истинное значение, лишь только будучи логически упорядоченными моментами единой системы, в основе которой лежит идея. Вот такой метод мышления и называется
§ 238-242. Восходящими ступенями развития спекулятивного метода познания являются: а) бытие, б) сущность, в) понятие.
В первом разделе (учении о бытии) была выведена система категорий, посредством которых мышление определяет реальность со стороны её внешности. Во втором разделе (учении о сущности) выведена система определений, раскрывающих внутреннее положение вещей, их сущность. Единство категорий бытия и сущности (единство экстерьера и интерьера реальности) дало нам генетическую экспозицию понятия, на основе чего была произведена логическая систематизация субъективных форм мысли (видов суждений и умозаключений). Последняя форма умозаключений – дизъюнктивное умозаключение – дало нам переход к типам объективности. Умозаключениям наличного бытия соответствует механический объект. Умозаключениям рефлексии – химический объект. Умозаключениям необходимости – органический (телеологический) объект.
Последний тип объективности – живой организм – даёт нам телеологическое отношение, в основе которого лежит жизнь реальных субъектов. В процессе своей жизни люди познают окружающий мир и делают это знание достоянием своего интеллекта. Работа мышления со своим собственным содержанием приводит его в итоге к идее системной целостности мира. Соединив идею и категории, мышление логически извлекает идею, чем придаёт ей объективный статус. Как змея, кусающая себя за хвост, абсолютная идея замкнула себя в логическое кольцо собственных определений и этим обрела себя.
§ 243. Спекулятивный метод, следовательно, не привносится в наше мышление откуда-то со стороны, а составляет его душу и истину. Благодаря спекулятивному методу мышление упорядочивает своё собственное содержание и получает свою основополагающую идею в форме систематизированной тотальности всех своих определений.
§ 244. Доказательство истинности абсолютной идеи не следует искать только в данном, последнем разделе «Науки логики». Всё предшествующее развитие определений мышления содержит в себе это доказательство. Идея есть результат всего этого шествия мысли, и в этом смысле она есть свой собственный результат.
Последний абзац малой логики гласит: «Мы теперь возвратились к понятию идеи, с которой мы начали. И вместе с тем это возвращение назад есть продвижение вперёд. Мы начали с определения бытия, с абстрактного бытия… Теперь мы имеем определение бытия идеи. Идея, обладающая бытием, есть природа«.[26]
Результатом «Науки логики» является логически извлечённая идея. А далее, вооружившись этой идеей, Гегель переходит к наведению порядка среди определений природы и определений человечества (духа). «Природа и дух составляют реальность идеи, первая — как внешнее наличное бытие, второй – как знающий себя».[27]
Вот вязь определений, которую мы имеем в «Учении о понятии».
СУБЪЕКТИВНОЕ ПОНЯТИЕ
единичное
особенное
всеобщее
субъект
предикат
суждение
Суждения наличного бытия (качества)
положительное
отрицательное
тавтологическое
Суждения рефлексии (количества)
сингулярное
партикулярное
универсальное
Суждения необходимости
категорическое
гипотетическое
дизъюнктивное
Суждения понятия
ассерторическое
проблематическое
аподиктическое
Умозаключения наличного бытия (качества): Е — О — В
первая фигура (е — о — в)
вторая фигура (в — е — о)
третья фигура (о — в — е)
четвёртая фигура (в — в — в)
(математическое умозаключение)
Умозаключения рефлексии: В — Е — О
совокупности (е — о — в)
индукции (в — е — о)
аналогии (о — в — е)
Умозаключения необходимости: О — В — Е
категорическое (е — о — в)
гипотетическое (в — е — о)
дизъюнктивное (о — в — е)
ОБЪЕКТ
Механический объект: Е — О — В
наличность бытия (е — о — в)
единичность тел (в — е — о)
всеобщий центр системы тел (о — в — е)
Химический объект: В — Е — О
реакции соединения (е — о — в)
реакции разъединения (в — е — о)
химический процесс в целом (о — в — е)
Телеологический объект: О — В — Е
субъективная цель (е — о — в)
средство (в — е — о)
осуществлённая цель (о — в — е)
ИДЕЯ
Идея жизни
особь
пол
род
Идея познания
теория
практика
истина
Абсолютная идея
бытие
сущность
понятие
Гегель Георг Вильгельм Фридрих | |
1780-1831 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Георг Вильгельм Фридрих ГегельГегель на кафедре. Создатель теории диалектикиГегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий философ — объективный идеалист, создатель теории диалектики. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа», «Философия истории», «Философия права», «Лекции по эстетике» и др. Г. полагает, что в основе всего существующего лежит безличное духовное, активное начало, «абсолютная идея». Деятельность идеи выражается в мышлении, в «самопознании». Но поскольку развитие идеи составляет одновременно и сущность вещей, то самопознание идеи одновременно является и реальным развитием: идея из самой себя порождает, творит вселенную. Творение материальных форм — это одновременно и самопознание. Необходимые мыслительные формы, порождаемые идеей в этой внутренней диалектике, являются и категориями действительности. Развитие идеи — объективный процесс. Развитие мира есть, по сути, самопроявление абсолютного духа, который постоянно радваивается и в этой раздвоенности вновь возвращается к себе, воссоздавая собственную целостность. Абсолютная идея внутренне противоречива, благодаря чему постоянно изменяется, развивается. В процессе своего саморазвития идея проходит три этапа. Первый этап — логический, когда она действует в своем «доприродном» бытии, в «стихии чистого мышления», и развивается в форме логических сущностей. На этой ступени «абсолютная идея» выступает как система логических категорий. Эта часть учения Г. изложена в «Науке логики». На втором этапе «идея» превращается («отчуждается») в природу, которая является «ино-бытием абсолютной идеи». Учение о природе Г. изложил в «Философии природы». Высшей, третьей ступенью саморазвития идеи является «абсолютный дух». Содержание этой ступени раскрывается Г. в «Философии духа». На этой ступени развития идея, обогащенная всем предшествующим развитием, возвращается к себе, получая необходимую конкретность «посредством человека». На этом этапе идея проходит стадии субъективного, объективного и абсолютного духа. Субъективный дух — это сознание субъекта, не выходящего за рамки индивидуального опыта. Объективный дух — человеческий «родовой» разум, получивший выражение в организациях общественной жизни (в государстве, праве, семье, морали, политике, обществе, экономике). Абсолютный дух — дух свободы, стремящийся познать себя и вы-разить свою сущность. Он развивается от внешнего чувственного созерцания к представлению и от него — к мышлению в понятиях. Дух, созерцающий себя в полной свободе, есть искусство; дух, благоговейно представляющий себя, есть религия; дух, мыслящий свою сущность в понятиях и познающий ее, есть философия. У искусства, религии и философии в конечном счете одно и то же содержание, разница состоит в форме раскрытия и глубине осознания содержания. Задача Г. состоит в том, чтобы показать, что только философия способна понять основные законы функционирования человеческого духа. Философское осмысление человеческой культуры есть не просто «инвентаризация» уже созданного богатства; у философии особая миссия. Будучи «квинтэссенцией» культуры, философия доводит человеческую мысль до совершенства, делает ее всесторонней и систематичной. Так с помощью философии абсолютный дух завершает свое развитие. Учение Г., по его мнению, и есть та философская система, которая воплотила все мировые достижения философского духа. Г. начинает свою «логику» с понятия абсолютного («чистого») бытия, лишенного конкретных характеристик, а потому равного своей противоположности — ничто. Абсолютная идея оказывается тождеством бытия и ничто, которые образуют становление как нечто более конкретное, содержательное, как момент перехода в другое состояние. Первые же три понятия демонстрируют особенность построения диалектики Г. — принцип триады («тезис — антитезис — синтез»). Результат становления — «синтез» — Г. назвал «наличным бытием». Оно присуще реальным предметам. Следующий этап — разработка структуры наличного бытия. Чтобы предмет мог существовать, быть отличным от другого, он должен быть соединением таких противоположных сторон, как сущность и явление, целое и часть, содержание и форма, необходимое и случайное, качество и количество, возможное и действительное. Результаты познания предмета конденсируются в «понятии» — концепции предмета. Понятие, говорит Г., есть абсолютная творческая мощь, порождающая всё наличное. Все понятия из духовной сферы переходят в сферу материального и начинают жить самостоятельной жизнью. Абсолютная идея «решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы». Природа — это идея в своем инобытии. Формы этого инобытия Г. рассматривает в «Философии природы». Все знания о природе можно вывести и из одного понятия абсолютной идеи, считает Г. Однако поскольку существуют специальные научные дисциплины, то нужно лишь скорректировать результаты, полученные в химии, механике, математике, биологии, географии и т.д., чтобы четче выявить движение Идеи в природном мире. В учении Г. философия природы наименее оригинальна и больше всего подвергалась критике. С одной стороны, гегелевская натурфилософия есть выражение крайнего панлогизма, стремящегося из разума вывести законы природы. С другой стороны, Г. вынужден признать, что в природе остается нечто необъяснимое, аналогичное кантовской «вещи в себе»: природа слишком бессильна, чтобы получать определения понятий; она есть царство случайностей, «скучное многообразие форм». Природа — это место, где зародился человек, общественная жизнь, где идея освобождается от своей материальной оболочки и с помощью человека опять возвращается в чистое духовное бытие. Третью часть системы Г. составляет философия духа. Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено духовному развитию индивида в соответствии с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Учение об объективном духе — это взгляды мыслителя на социально-историческую жизнь человечества. Объективный дух здесь выступает как закономерность, стоящая над людьми и проявляющаяся через различные их связи и отношения. Объективный дух в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. Объективный дух наиболее адекватно воплощается в нравственности, которая развивается в формах семьи, гражданского общества и государства. Поскольку государство примиряет все противоречия, то оно как закон, порядок есть высшая форма пребывания объективного духа, это «шествие Бога в мире», сфера подлинной свободы духа. Всеобщий дух, отдельные определения содержания которого становятся действительностью в историческом раз-витии, выраженный целостно, есть абсолютный дух. Искусство как первая, несовершенная форма самосознания абсолютного духа является предметом рассмотрения в «Лекциях по эстетике». Искусство рассматривается Г. не как особая форма отражения мира, но как саморазвитие понятия: содержанием искусства является идея, а его формой — чувственный образ. Прекрасное в искусстве есть идея, которая оформилась в действительности и находится с ней в непосредственном единстве. Задача искусства — выявить образными средствами духовное начало в природе и обществе. Если искусство дает духу чувственное выражение, то религия уже является «представлением» абсолютного духа. Религия, в свою очередь, снимается более высокой формой познания абсолюта — философией. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 61-63. Вернуться на главную Гегеля
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Идеализм
ИдеализмСтраницы философии | Словарь | Учебное пособие | Логика | Часто задаваемые вопросы | ||
---|---|---|---|---|---|---|
История | Хронология | Философы | Локк | |||
Развитие абсолютного идеализма
Фихте и Трансцендентальное Эго
Первый шаг в этой трансформации был сделан Иоганн Готлиб Фихте, автор Wissenschaftslehre ( Наука познания ) (1797). Заметив, что кантовское объяснение опыта создает жизненно важное напряжение между ролями чистый разум и чистый объект как ноуменальные реальности, Фихте утверждал, что баланс между ними не может поддерживаться. Вместо этого мы вынуждены выбирать одну из двух альтернативных точек зрения: подчеркивать знающего и игнорировать известное как вещь в себе или игнорировать знающего, чтобы сосредоточиться на реальности известного. Фихте выбрал первый, идеалистический путь, полагая, что только он может обеспечить свободу, необходимую для адекватного понимания морали.
Таким образом, согласно Фихте, вся философия и вся реальность начинаются с трансцендентального Я, неуловимого, но чисто активного ноуменального Я, опознается только в бесконечно повторяющемся размышлении над первичным опытом («думай о том, кто думает о том, кто…»). Это сознательное существо бесконечно расширяет себя, чтобы постичь все, ограниченное в своем объеме только логическими категориями и вытекающими из них регулирующими принципами. Следовательно, для Фихте объекты существуют только как объекты сознания, которым верит некое индивидуальное эго в его беспокойно активном стремлении к знанию.
Поскольку индивидуальное Я такого рода как раз и есть активное Я как моральный агент, Фихте полагал, что мораль вытекает непосредственно из его природы. Опять же, эго бесконечно расширяется, чтобы делать все, но постоянно ограничено своим собственным законодательством морального закона. Поскольку все эго подчиняются совершенно одинаковым условиям, всеобщее согласие с их моральными предписаниями обеспечено. На социальном уровне это подразумевает индивидуальное членство в обществе единомышленников, примитивный социалистический дух, родственный тому, что проявился во время Французской революции, активным сторонником которой был Фихте.
Исключив все ссылки на материальные объекты как даже на потенциальные вещи сами по себе, Фихте не оставил места ни для чего, кроме разума в ноуменальной сфере. Таким образом, Фихте, хотя и считал себя верным последователем Канта, значительно модифицировал мысль мастера, считая ее неизбежно приверженной трансцендентальному идеализму.
Шеллинг и объективная реальность
Еще один важный шаг в трансформации идеализма можно ясно увидеть в трудах Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг. Более склонный, чем Фихте, к сохранению напряженности между познающим и познаваемым, субъектом и объектом, эго и не-эго, Шеллинг пытался адекватно описать их тесную взаимозависимость друг с другом. Но природа связи между ними оставалась неясной и проблематичной.
Шеллинг, безусловно, отверг любую объективацию материала независимо от познающего себя, тем самым избегая опасностей догматизма, тем не менее он считал очевидным из содержания нашего опыта, что представление заключает в себе подлинную информацию о мире. Представления Канта о причинности и телеологии недостаточны для объяснения связи между объектом и нашим знанием о нем. и объяснение Фихте в чисто ментальных терминах придавало слишком мало реальности царству природного объекта.
Что мы должны признать, Шеллинг полагал, так это то, что существует совершенная параллель между миром природы и структурой нашего осознания этого — «Природа отражает Сознание». Конечно, этого нельзя сказать о моем индивидуальном эго, поскольку мир не всегда соответствует моим собственным представлениям о нем. Но кажущаяся субъективность этого подхода легко преодолевается постулированием абсолютного сознания, которое одновременно содержит мысль каждого индивидуального эго и обеспечивает ноуменальную основу для каждого материального объекта в природе.
Подобно неоплатоническому центру эманаций или Спиноза «бог или природа», Абсолют полностью самодостаточен по своей сущности и исключительно самопричинен в своем действии. Таким образом, изучение физики как исследования необходимого действия Абсолюта, рассматриваемого с одной стороны, будет совершенно параллельным наука о знании, которая исследует необходимую структуру самосознания, то есть Абсолют, рассматриваемый по-другому.
Переходя от мыслей индивидуального эго к бесконечному разуму Абсолюта, используя понятия более ранних монистов Чтобы выразить принципиальное тождество реального с рациональным, Шеллинг преобразовал немецкий идеализм. Это видение мира оказало большое влияние на поэтов-романтиков, но его самые зрелые философские плоды можно найти в философии Гегеля.
Гегель и абсолютный идеализм
Гегель Жизнь и творчество . . Диалектика . . Субъективный . . Цель . . Абсолют Библиография Интернет-источники |
Величайшим из всех немецких идеалистов был Георг Вильгельм Фридрих Гегель , которые методично построили всеобъемлющую систему мысли о мире. Сосредоточенный, подобно Канту, на цели показать, как некое фундаментальное единство лежит в основе сбивающей с толку множественности эмпирических содержаний, Гегель избрал гораздо более систематический подход, сделав абсолютное сознание ключевым источником конечных связей между всеми другими вещами. Прежде всего Гегель считал, что реальность должна быть рациональной, чтобы ее окончательная структура раскрывалась в структуре нашего мышления. Все мыслимое, особенно кажущиеся противоречия, должно быть разрешимо в рамках некоторого общего понятия причины. Далее мы подробно рассмотрим логический аппарат, который Гегель использовал в поисках знания.
Даже больше, чем Аристотель и стоики, Гегель считал, что изучение логики есть исследование фундаментальной структуры самой реальности. По Гегелю, всякая логика (а значит, и вся действительность) диалектический характер. Как заметил Кант в «Антиномиях», серьезное размышление об одном общем описании мира обычно приводит нас к созерцанию его противоположности. Но Гегель не полагал, что это конец дела; он сделал еще одно предположение, что два противоположных понятия всегда могут быть объединены переходом на какой-то более высокий уровень мышления. Таким образом, человеческий разум неизменно движется от тезиса к антитезису и к синтезу, использование каждого синтеза в качестве тезиса для новой оппозиции, которая должна быть преодолена еще более высоким уровнем, продолжающимся в вечном вальсе интеллектуальных достижений.
Бытие , например, является базовой концепцией, которая служит четкой отправной точкой для любого серьезного мыслителя, но серьезное рассмотрение его природы обнаруживает, что оно настолько лишено конкретного содержания, что разум естественным образом приводится к мысли о Ничто как о своей противоположности; но эти два понятия на самом деле не противоречат друг другу, поскольку оба они могут быть объединены в рамках более сложного и всеобъемлющего понятия , ставшего . Если, с другой стороны, нашим тезисом является концепция Бытие как наивное непосредственное изложение опыта, тогда его естественной противоположностью является идея Сущности как знания, опосредованного классификацией; а синтез, объединяющий эти понятия, есть синтез Понятия как самоопосредованной интерпретации объединенной мысли и реальности.
В величайшем масштабе мыслимости вся мысль (включая и саму диалектическую логику) заключена в тезисе Идеи , чья естественная антитеза равна Природа , инаковость известного, рассматриваемая независимо от его отношения к познающему; и великий синтез этих двух есть Дух , самопознающая, самоактуализирующая тотальность всего, что есть, а именно, самого Абсолюта. Это воплощает в себе фундаментальные убеждения Гегеля о том, что реальность полностью рациональна и что все рациональное должно быть реальным. Человеческая мысль — это просто часть Становления Абсолютного Духа, который (через нас) думает и творит себя по ходу дела. Даже это развитие, как описал его Гегель в Феноменология Духа , лучше всего понимается как тройственный переход от субъективного к объективному к абсолютному Духу.
Субъективный Дух
Считающийся субъективным Дух можно наблюдать через истины о человеческой природе, описанные дисциплиной психологии, в структуре мысли, проявляемой каждым отдельным человеческим существом. В каждом конкретном воплощении сознание стремится к совершенному знанию, и путь его борьбы можно, конечно, описать как движение от тезиса через антитезис к синтезу:
Первый уровень сознания — это сенсорное восприятие объектов. Несмотря на то, что чувственные образы неизменно предстают перед нами как конкретные, совершенно не связанные друг с другом частности, мы естественным образом универсализируем кажущиеся закономерности их появления, накладывая на них формы пространства и времени и обобщенные законы природы.
Признание той роли, которую мы сами играем в происхождении этих кантианских регулятивных принципов, Гегель предположительно ведет нас прямо к антитеза чувственного опыта, самосознательная осведомленность индивидуального мыслителя, который признает себя как индивидуальное эго. Хотя это в конечном счете подразумевает существование и других самостей, его непосредственным следствием является склонность к скептицизму в отношении мира объектов.
Но Гегель считал, что эти уровни преодолеваются их синтезом в универсальном сознании, абстрактным осознанием своего места в большей схеме абсолютного духа. Объекты моего опыта и мое осознание себя объединены признанием того, что каждый из них полностью содержится в фундаментальной реальности общего целого. Здесь решающее значение имеет способность разума, так как она наиболее ясно опирается на то, что является общим для всех нас.
Объективный Дух
При объективном рассмотрении Дух включает взаимодействие между многими личностями, которые являются надлежащим предметом этики и социальной или политической теории. Еще раз, конечно, Гегель утверждал, что правильное понимание этих полей должно быть получено не путем обобщения того, что мы наблюдаем, а скорее путем прослеживания диалектики через новые триады.
Этика, по мнению Гегеля, начинается с понятия свободы, понимаемой как право каждого отдельного человека действовать независимо, преследуя свои собственные интересы. Противоположностью этому является появление моральных правил, которые требуют наложения долга как ограничения на естественную свободу человеческого желания. Синтез того и другого для Гегеля представляет собой «этическую жизнь», которая возникает из искреннего признания значимости собственной доли в общем благе.
Политический порядок берет свое начало в семейной жизни, в которой основные потребности всех людей обслуживаются взаимными чувствами, без каких-либо формальных принципов организации. Противоположностью этому является гражданская жизнь, в которой включение гораздо большего количества отдельных единиц часто приводит к системе чисто формального регулирования поведения, требуемого законом без какой-либо эмоциональной связи. Таким образом, синтезом обоих является государство, которое, по мнению Гегеля, объединяет общество в своего рода гражданскую семью, организованную в соответствии с законом, но связанную глубоким эмоциональным чувством преданности.
Таким образом, по Гегелю, современная нация должна служить актуализации самосознательной этической воли народа {Гер. Фольк }. Хотя это звучит примерно как общая воля Руссо , версия Гегеля делает упор на коллективное выражение того, что лучше для людей, а не на способность каждого человека открыть это для себя. Этот взгляд на государство хорошо согласуется с подъемом современного национализма в Европе в девятнадцатом столетии, где национальный дух {нем. Völkergeist } каждой группы отличается от любой другой.
Абсолютный Дух
Наконец, если рассматривать его в наиболее чистом виде, как абсолютном в себе самом, Дух представляет собой всего лишь исторический процесс человеческой мысли, направленный к все большему осознанию фундаментального единства всей реальности. Чтобы увидеть, как Абсолют постепенно обнаруживает и выражает свою собственную природу, Гегель предлагал, нам нужно только наблюдать, как Дух Мира ( Weltgeist ) диалектически развивается на трех различимых аренах, триада триад, посредством которых человеческая культура достигает своей трансцендентальной цели.
Поскольку он ценит и оценивает Абсолют исключительно посредством своих представлений среди чувств, Искусство следует рассматривать в первую очередь. Эффективное художественное выражение, полагал Гегель, всегда должно выходить за пределы дихотомии субъекта и объекта, приводя нас к осознанию некоего лежащего в основе единства. Исторически человеческое искусство воплотило в себе диалектическое развитие чувственного бытия Абсолюта, начиная с тезис символического изображения природных объектов и переход к его антитезе в высоко стилизованном классическом искусстве, прежде чем подняться до синтеза романтического выражения.
Противоположностью Искусства в целом является абстрактное представление об Абсолюте как объективированном другом, божественном бытии, созерцаемом Религией . Хотя традиционная религия часто говорит о боге в личных терминах, ее теологическое изложение обычно подчеркивает радикальное отличие божества и его непостижимость для нас. Опять же, историческое развитие религии демонстрирует диалектическую структуру: тезис — поклонение природе, порождающее религию индивидуальности, умеренную законом откровения, и оба превзойдены в синтезе протестантского христианства, которое объединяет их под понятием бога в человеческом обличье.
Это оставляет место для великого кульминационного синтеза человеческой культуры, которым является (конечно!) Философия , в которой Абсолют учится познавать себя в совершенно буквальном смысле. В качестве самосознания Абсолюта гегелевская философия объединяет чувственность искусства и объективацию религии, рассматривая диалектическую логику разума как окончательную структуру реальности. Здесь тоже произошло историческое развитие, совсем недавно возник абсолютный идеализм как синтез, выходящий за пределы спора между эмпиризмом и рационализмом.
Неумолимость истории
Как мы уже видели, Гегелевский взгляд на мир определенно историчен; он считал, что сама история (включая другую триаду, изначальная/рефлексивная/философская история) демонстрирует рост самосознания в Абсолюте, процесс развития, посредством которого Weltgeist познает себя. Но так как история неизбежно следует схеме логической необходимости через диалектическое движение от тезиса к антитезису и к синтезу, то нынешний век должен быть высшей стадией развития. Конечно, Гегель относился к культурным достижениям своего времени — национализму, романтизму, протестантизму и идеализм как кульминацию всего того, что было до него, с его собственным философским трудом как его высшим выражением. Здесь оптимизм девятнадцатого века на пике своего развития, полный самоуверенности в возможностях рациональности и просвещения. Многие мыслители почти двух столетий, прошедших со времени Гегеля, серьезно сомневались в достоверности этого модернистского обещания.
История философии | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Предыдущий | Следующий |
The Philosophy Pages Гарта Кемерлинга находятся под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported License.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, можно получить по адресу http://www.philosophypages.com/referral/contact.htm.
© 1997, 2011 Гарт Кемерлинг.
Последнее изменение: 12 ноября 2011 г.
Вопросы, комментарии и предложения можно направлять по адресу:
, страница контактов.
Абсолютный идеализм | Психология Вики
в: Идеализм, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Метафизика
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Абсолютный идеализм — онтологически монистическая философия, приписываемая Г. В. Ф. Гегелю. Это объяснение Гегеля о том, как бытие в конечном счете постижимо как всеобъемлющее целое. Гегель утверждал, что для того, чтобы мыслящий субъект (человеческий разум или сознание) мог вообще познать свой объект (мир), необходимо в каком-то смысле тождество мысли и бытия. В противном случае субъект никогда не имел бы доступа к объекту, и у нас не было бы уверенности ни в одном из наших знаний о мире. Однако для объяснения различий между мыслью и бытием, а также богатства и разнообразия каждого из них единство мысли и бытия не может быть выражено как абстрактное тождество «А=А». Абсолютный идеализм есть попытка продемонстрировать это единство с помощью нового «спекулятивного» философского метода, требующего новых понятий и правил логики. По Гегелю, абсолютное основание бытия есть по существу динамический, исторический процесс необходимости, развертывающийся сам собой в виде все более сложных форм бытия и сознания, порождающий в конце концов все многообразие в мире и в понятиях с что мы думаем и понимаем мир.
Абсолютно идеалистическая позиция господствовала в девятнадцатом столетии в Германии, Великобритании и, тем более, в Соединенных Штатах, породив движения, известные как немецкий идеализм , британский идеализм и объективный идеализм Джозия Ройс. Абсолютно-идеалистическую позицию следует отличать от субъективного идеализма Беркли, трансцендентального идеализма Канта или идеализмов Фихте и Шеллинга.
Содержание
- 1 Учения
- 1.1 Отношение к религии
- 1.2 Отношение к науке
- 2 Неогегельянство
- 2.1 Гегельянство после Гегеля
- 2.2 Немецкие неогегельянцы двадцатого века
- 2.3 Другие известные неогегельянцы
- 3 Критика
- 3.1 Шопенгауэр
- 3.2 Мур и Рассел
- 3.3 Прагматизм
- 4 источника
Учения
Для Гегеля взаимодействие противоположностей диалектическим образом порождает все понятия, которые мы используем для понимания мира. Причем это развитие происходит не только в индивидуальном сознании, но и через историю. Например, в «Феноменологии духа» Гегель представляет историю человеческого сознания как путешествие по этапам объяснения мира. Каждое последующее объяснение создавало проблемы и оппозиции внутри себя, приводя к напряженности, которую можно было преодолеть, только приняв точку зрения, которая могла бы объединить эти оппозиции в более высоком единстве. В основе духа лежит рациональное развитие. Это значит, что сам абсолют и есть такое рациональное развитие. Утверждение, что «вся реальность есть дух», означает, что вся реальность рационально упорядочивает себя и при этом создает противоположности, которые мы в ней находим. Даже природа не отлична от духа, так как она сама упорядочивается определениями, данными нам духом. Природа, как то, что не есть дух, так определяется духом, отсюда следует, что природа не есть что-то совершенно иное, но понимаемое как иное и потому не чуждое по существу.
Целью Гегеля было показать, что мы не относимся к миру так, как будто он отличен от нас, но что мы продолжаем находить себя снова в этом мире. С осознанием того, что и мой разум, и мир упорядочены в соответствии с одними и теми же рациональными принципами, наш доступ к миру стал безопасным, безопасность, которая была утрачена после того, как Кант провозгласил «Ding an sich» окончательно недоступным.
Отношение к религии
Некоторая форма идеализма, связанная с абсолютным идеализмом, всегда была любимой точкой зрения ранних религиозных мыслителей и философов. Он присутствует в мышлении многих важных христианских теологов, таких как Мейстер Экхарт. Это также основа индуизма адвайты и нескольких форм буддизма, включая дзен, йогачару и некоторые интерпретации Чистой земли, а также несколько школ исламского суфизма. Однако классифицировать эти направления под общим знаменателем «абсолютный идеализм» было бы неправильно, ибо это стерло бы различия, необходимые для понимания этих традиций как таковых.
Отношение к науке
Абсолютный идеализм или гегельянство в значительной степени повлияли на гуманитарные науки. По-немецки они называются «Geisteswissenschaften», а по-голландски «Geesteswetenschappen», что является прямым влиянием гегелевского понятия духа (Geist). В социологии, например, позиция известного социолога Ральфа Дарендорфа вдохновлена Гегелем.
В последнее время американский историк Фрэнсис Фукуяма был вдохновлен предполагаемым тезисом Гегеля, а именно «Конец истории», на написание чрезвычайно популярной книги. Однако то, что Гегель провозгласил конец истории, является мифом, популяризированным французским интерпретатором Гегеля Александром Кожевом.
Во многих философских кругах принято считать, что предлагаемая Гегелем натурфилософия устарела, хотя в то время, когда он ее предлагал, она была самой современной. Целую треть библиотеки Гегеля составляли справочники по естествознанию. В настоящее время такие авторы, как Ульгейт, утверждают, что гегелевская философия природы заслуживает более пристального внимания и была несправедливо отправлена на свалку философии.
Неогегельянство
Неогегельянство — это школа (или школы) мысли, связанная и вдохновленная работами Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, немецкого философа-идеалиста, работавшего около 1800 года.
Оно относится главным образом к доктринам идеалистической школы философов, которые были видными в Великобритании и Соединенных Штатах между 1870 и 1920 годами. Это название также иногда применяется для обозначения других философий того периода, вдохновленных Гегелем — ибо например, Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле.
Гегельянство после Гегеля
Хотя Гегель умер в 1831 году, его философия жила. В политике еще до его смерти назревал раскол между правыми гегельянцами и левыми гегельянцами.
В философии религии влияние Гегеля вскоре стало очень сильным в англоязычном мире. Британская школа, называемая британским идеализмом и отчасти гегелевской по вдохновению, включала Томаса Хилла Грина, Уильяма Уоллеса, Ф. Х. Брэдли и Эдварда Кэрда. В первую очередь он был направлен на политическую философию.
В Америке развитие школы гегелевской мысли двигалось в сторону прагматизма.
Немецкие неогегельянцы ХХ века
В Германии существовало неогегельянство ( Neuhegelianismus ) начала ХХ века, отчасти развившееся из неокантианцев. Рихард Кронер написал одну из ее ведущих работ, историю немецкого идеализма с гегелевской точки зрения.
Другие известные неогегельянцы
- Фрэнсис Герберт Брэдли (1846–1924), британский абсолютный идеалист, адаптировавший «Метафизику» Гегеля.
- Джозайя Ройс (1855 — 1916), американский защитник абсолютного идеализма.
- Бенедетто Кроче (1866–1952), итальянский философ, отстаивавший точку зрения Гегеля о том, как мы понимаем историю. Кроче писал в основном на темы эстетики, такие как художественное вдохновение / интуиция и личное выражение.
- Бертран Рассел (1872–1970), влиятельный британский математик, философ и логик, работавший в основном в 20 веке. Рассел, однако, в ранние годы избавился от своего неогегельянства.
- Джованни Джентиле (1875-1944), видный философ фашистского движения. Призрак написал «Доктрину фашизма»
- Александр Кожев (1902–1968) породил новое понимание Гегеля во Франции в 1930-е годы.
Критика
Представители аналитической философии, которая была доминирующей формой англо-американской философии на протяжении большей части прошлого века, критиковали работу Гегеля как безнадежно темную. Экзистенциалисты также критикуют Гегеля за то, что он в конечном итоге предпочел эссенциалистское целое частностям существования. С эпистемологической точки зрения одна из основных проблем, преследующих систему Гегеля, заключается в том, как эти мыслительные определения влияют на реальность как таковую. Извечной проблемой его метафизики, по-видимому, является вопрос о том, как дух проявляет себя вовне и как порождаемые им понятия могут сказать что-либо верное о природе. В то же время придется, ибо иначе гегелевские системные понятия ничего не говорили бы о том, что само понятием не является, и система свелась бы лишь к замысловатой игре с пустыми понятиями.
Шопенгауэр
Шопенгауэр отмечал, что Гегель создал свой абсолютный идеализм после того, как Кант дискредитировал все доказательства существования Бога. Абсолют есть безличная замена концепции Бога. Это единственный субъект, который воспринимает вселенную как единый объект. Люди частично разделяют это восприятие. Поскольку вселенная существует как идея в сознании Абсолюта, абсолютный идеализм копирует панентеизм Спинозы, в котором все находится в Боге или Природе.
Мур и Рассел
Как известно, Г.Э. Восстание Мура против абсолютизма нашло выражение в его защите здравого смысла от радикально противоречащих интуиции выводов абсолютизма (например, время нереально, изменение нереально, разделение нереально, несовершенство нереально и т. д.). Г.Э. Мур также первым применил логический анализ против абсолютистов, который провозгласил Бертран Рассел, и положил начало всей традиции аналитической философии с ее использованием против философий своих непосредственных предшественников. Рассказывая о своем собственном умственном развитии, Рассел сообщает: «В течение нескольких лет после отказа от [абсолютизма] у меня был оптимистический бунт противоположных убеждений. Я думал, что все, что отрицал Гегель, должно быть правдой». (Рассел в Барретт и Адкинс 1962, с.477) Также:
Г.Э. Мур возглавил восстание, а я с чувством эмансипации последовал за ним. [Абсолютизм] утверждал, что все, во что верит здравый смысл, — это просто видимость. Мы впали в противоположную крайность и подумали, что реально все, что здравый смысл, не подверженный влиянию философии или теологии, считает реальным.
— Бертран Рассел; цитируется по Клемке 2000, стр. 28
Прагматизм
В частности, работы Уильяма Джеймса и Ф.К.С. Шиллер, оба основатели прагматизма, всю жизнь нападали на абсолютный идеализм. Джеймса особенно интересовал монизм, порождаемый абсолютным идеализмом, и его последствия для проблемы зла, свободы воли и морального действия. Шиллер скорее атаковал абсолютный идеализм за то, что он слишком оторван от нашей практической жизни и что его сторонники не смогли понять, что мышление — это просто инструмент для действия, а не для открытия абстрактного мира, который не может оказать на нас никакого влияния.
Абсолютный идеализм сильно изменил философский ландшафт. Парадоксально (хотя с гегельянской точки зрения, может быть, и вовсе не парадоксально) это влияние больше всего ощущается в порожденной им сильной оппозиции. И логический позитивизм, и вырос из восстания против гегельянства, распространенного в Англии в 19 веке. Континентальная феноменология, экзистенциализм и постмодернизм также стремятся «освободиться от мысли Гегеля». Мартин Хайдеггер, один из ведущих деятелей континентальной философии 20 века, стремился дистанцироваться от творчества Гегеля. Одной из философских тем Хайдеггера было «преодоление метафизики».
Источники
- Фундаментальная мудрость срединного пути (Гарфилд)
- Оксфордский философский словарь (Блэкберн)
- История христианской мысли (Тиллих)
- От Сократа до Сартра (Лавин)
- Гегель: Een inleiding (изд. Ad Verbrugge и др.)
- Идеализм Гегеля. Удовлетворение самосознания (Пиппин)
- Окончания, вопросы памяти у Гегеля и Хайдеггера (Эд. Мак Камбер, Комей)
Шаблон: Идеализм
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Идеализм — это метафизическое и эпистемологическое учение о том, что идей или мыслей составляют фундаментальную реальность. По сути, это любая философия, которая утверждает, что единственное, что действительно познаваемо — это сознание (или содержание сознания), тогда как мы никогда не можем быть уверены в том, что имеет значение или что-либо в 0070 внешний мир действительно существует . Таким образом, единственными реальными вещами являются ментальных сущностей , а не физических вещей (которые существуют только в том смысле, что они воспринимаются ). Идеализм является формой монизма (в отличие от дуализма или плюрализма), и находится в прямом контрасте с другими монистическими верованиями, такими как физикализм и материализм (которые утверждают, что единственная вещь, существование которой может быть действительно доказано, — это физическая материя ). ). Это также контрастирует с реализмом (который утверждает, что вещи имеют абсолютное существование до и независимое от нашего знания или восприятия). Широкое достаточно широкое определение идеализма может включать многие религиозные точки зрения , хотя идеалистическая точка зрения не обязательно включает Бога, сверхъестественных существ или существование после смерти. Это основной принцип ранней Йогачара школы Буддизма , который превратился в господствующую Махаяну школа. Некоторые индуистские деноминации придерживаются идеалистических взглядов, хотя некоторые отдают предпочтение форме дуализма, как, например, христианство . В общем языке «идеализм» также используется для описания высоких идеалов человека (принципов или ценностей, активно преследуемых как цель ), иногда с коннотацией, что эти идеалы неосуществимы или непрактичны . Слово «идеальный» также обычно используется как прилагательное для обозначения качеств 9.0070 совершенство , желательность и превосходство , что совершенно чуждо эпистемологическому использованию слова «идеализм», которое относится к внутренним ментальным представлениям . Идеализм — это ярлык, который охватывает число философских позиций с совершенно разными тенденциями и последствиями, включая субъективный идеализм, объективный идеализм, трансцендентальный идеализм и абсолютный идеализм, а также еще несколько второстепенных вариантов или связанных с ним концепций (см. раздел Другие типы идеализма ниже). Другие ярлыки, которые по существу эквивалентны идеализму, включают Ментализм и Имматериализм .
Платон — один из первых философов, который обсуждал то, что можно было бы назвать идеализмом, хотя его платонический идеализм обычно называют платоническим реализмом. Это потому, что, хотя его учение описывало Формы или универсалии (которые, безусловно, являются нематериальными «идеалами» в широком смысле), Платон утверждал, что эти Формы имели собственное независимое существование , что является не идеалистической позицией, а реалистической. Однако утверждалось, что Платон считал, что «полная реальность» (в отличие от простого существования) достигается только посредством мышления , и поэтому его можно было описать как несубъективного , «трансцендентального» идеалиста, чем-то похож на Канта. Неоплатоник Плотин вплотную подошел к раннему изложению идеализма в утверждениях в своих «Эннеадах» о том, что «единственное пространство или место в мире есть душа » и что « время Нельзя предполагать, что существует вне души». Однако его учение было не полностью реализованным , и он не пытался обнаружить, как мы можем выйти за пределы наших идей, чтобы познать внешние объекты . Рен Декарт был одним из первых, кто заявил, что все, что мы действительно знаем , это то, что находится в нашем собственном сознании , и что весь внешний мир является просто идеей или картиной в нашем уме . Поэтому, утверждал он, можно сомневаться в реальности внешнего мира как состоящего из реальных предметов, и мыслю, следовательно, я есть единственное утверждение, что нельзя сомневаться . Таким образом, Декарта можно считать ранним эпистемологический идеалист . Ученик Декарта, Николя Мальбранш, усовершенствовал эту теорию, утверждая, что мы только непосредственно знаем внутренне идеи в нашем уме; что-либо внешнее является результатом действий Бога, и вся деятельность только кажется происходящей во внешнем мире. Такого рода идеализм привел к пантеизму Спинозы. Готфрид Лейбниц выразил форму идеализма, известную как панпсихизм . Он считал, что истинных атомов во Вселенной 9.0070 монады , (индивидуальные, невзаимодействующие «субстанциональные формы бытия», обладающие восприятием). Для Лейбница внешний мир есть идеальный в том смысле, что он является духовным феноменом , движение которого есть результат динамической силы, зависящей от этих простых и нематериальных монад. Бог , «центральная монада», создал предустановленную гармонию между внутренним миром в умах бдительных монад и внешний мир реальных объектов, так что результирующий мир по существу является идеей восприятия монад . Епископ Джордж Беркли иногда известен как «Отец идеализма» , и он сформулировал одну из чистейших форм идеализма в начале 18 века . Он утверждал, что наше знание должно быть основано на нашем восприятии и что действительно не было «реального» познаваемого объекта, стоящего за нашим восприятием (фактически, то, что было «реальным», было познаваемым объектом).0070 само восприятие ). Он объяснил, почему каждый из нас, по-видимому, имеет во многом одно и то же восприятие объекта, приведя Бога в качестве непосредственной причины всех наших восприятий. Версию идеализма Беркли обычно называют субъективным идеализмом или догматическим идеализмом (см. раздел ниже). Артур Коллиер (1680 — 1732), почти современник и соотечественник Беркли, опубликовал очень похожие утверждения примерно в то же время (или даже раньше ), хотя эти двое, по-видимому, не были знакомы с работой друг друга или находились под ее влиянием. Иммануил Кант, самый ранний и самый влиятельный член школы немецкого идеализма, также начал с позиции британского эмпиризма Беркли (что все, что мы можем знать, это ментальные впечатления или феномены , которые внешний мир творит в нашем сознании). Но он утверждал, что разум формирует мир, каким мы его воспринимаем, принимая форму пространства-времени. Согласно Канту, разум — это не чистый лист (или tabula rasa ), как полагал Джон Локк, а скорее оснащен категориями для , организующими наши чувственных впечатлений , даже если мы не можем на самом деле приблизиться к ноумены («вещи-в-себе»), которые излучают или порождают явлений («вещи-какими-они-являются-нам»), которые мы воспринимаем. Идеализм Канта известен как трансцендентальный идеализм (см. Раздел ниже). Иоганн Готлиб Фихте отрицал кантовское понятие ноумена , утверждая, что признание внешнего любого вида было бы тем же самым, что и признание реальной материальной вещи . Вместо этого Фихте утверждал, что сознание составляет свою собственную основу и не имеет какой-либо основы в так называемом «реальном мире» (на самом деле, оно не основывается на чем-либо вне самого ). Он был первым, кто сформулировал теорию познания, в которой абсолютно ничто за пределами , думая, что сам не существует. Фридрих Шеллинг также опирался на работы Беркли и Канта и вместе с Гегелем развил Объективный Идеализм и концепцию «Абсолюта» , которую Гегель позднее развил как Абсолютный Идеализм. Г. В. Ф. Гегель был еще одним известным немецким идеалистом, и он утверждал, что любая доктрина (например, материализм), утверждающая, что конечных качеств (или просто природные объекты) полностью реальны ошибочно, потому что конечные качества зависят от других конечных качеств для их определения. Гегель назвал свою философию абсолютным идеализмом (см. Раздел ниже), в отличие от субъективного идеализма Беркли и трансцендентального идеализма Канта и Фихте, обе доктрины которых он критиковал. Хотя он серьезно относился к некоторым идеям Канта, Гегель основывал свое учение больше на вере Платона в то, что самоопределение 0071 посредством упражнения разума достигает более высокого вида реальности , чем физических объектов . Другой немецкий идеалист, Артур Шопенгауэр, опирался на кантовское деление вселенной на феноменальное и ноуменальное , предполагая, что ноуменальная реальность была единственной , тогда как феноменальный опыт включает множественность , и фактически утверждал, что все . однако маловероятно) в конечном итоге волеизъявление . Во второй половине XIX века Британский идеализм во главе с Ф. Х. Брэдли (1846–1924), Т. Х. Грином (1836–1882) и Бернаром Босанке (1848–1923) продолжали выступать Идеализм перед лицом сильной оппозиции господствующих физикалистских доктрин.
Субъективный идеализм (или Солипсизм или Субъективизм или Догматический Идеализм или Имматериализм ) есть учение о том, что разум и идеи являются единственными вещами, которые могут быть определенно известными существовать или иметь какую-либо реальность , и что знание чего-либо за пределами разума неоправданно . Таким образом, объекты существуют благодаря нашему восприятию их, как идеи, пребывающие в нашем осознании и в сознании 0070 Божественное Существо , или Бог. Его главным сторонником был ирландский философ 18-го века епископ Джордж Беркли, и он развил его на основе основ эмпиризма, которыми он поделился с другими британскими философами, такими как Джон Локк и Дэвид Юм. Эмпиризм подчеркивает роль опыта и чувственного восприятия в формировании идей, игнорируя при этом понятие врожденных идей . Беркли считал, что существование связано с опыт , и что объекты существуют только как восприятие , а не как материя отдельно от восприятия. Он утверждал, что «Esse est aut percipi aut percipere» или «Быть значит восприниматься или воспринимать» . Таким образом, внешний мир имеет только относительную и временную реальность. Он утверждал, что если он или другой человек видел стол, например, то этот стол существовал ; однако, если никто не видел таблицу, то она могла только продолжают существовать если это было в уме Бога . Далее Беркли утверждал, что именно Бог заставляет нас испытывать физические объекты, непосредственно желая нам испытывать материю (таким образом избегая дополнительного, ненужного шага создания этой материи).
Трансцендентальный идеализм (или Критический идеализм ) состоит в том, что наш опыт вещей связан с тем, как они представляются нам (представлениями), а не с теми вещами, какими они являются сами по себе . Трансцендентальный идеализм, вообще говоря, не отрицает существование внешнего по отношению к нам объективного мира , а утверждает, что существует сверхчувственная реальность за пределами категорий человеческого разума , которую он назвал ноумен , грубо говоря переводится как «вещь в себе» . Однако мы ничего не можем знать об этих «вещах в себе», кроме того, что они не могут иметь независимого существования вне наших мыслей, хотя они должны существовать для того, чтобы обосновать представления. Это учение было впервые представлено Иммануилом Кантом (в его «Критике чистого разума» ), а также было поддержано Иоганном Готлибом Фихте и Фридрихом Шеллингом, а позже возрождено в 20 веке Эдмундом Гуссерлем. Этот тип Идеализма считается «трансцендентным» в том смысле, что мы в некоторых отношениях принуждаем к нему, считая, что наше знание имеет необходимые ограничения , и что мы никогда не можем знать вещи такими, какие они есть на самом деле , полностью независимо от нас. Однако название можно считать нелогичным и сбивающим с толку, и сам Кант предпочитал ярлык Критический идеализм .
Объективный идеализм — это точка зрения, что мир «там снаружи» на самом деле Разум общается с нашим человеческим разумом . Он постулирует, что существует только один воспринимающий , и что этот воспринимающий един с тем, что воспринимается . Он принимает реализм здравого смысла (точка зрения, что независимые материальные объекты существуют ), но отвергает натурализм (точка зрения, что разум и духовные ценности имеют ).0070 появился из материальных вещей). Платон считается одним из самых ранних представителей объективного идеализма (хотя можно утверждать, что мировоззрение Платона было на самом деле дуалистическим, а не истинно идеалистическим). Окончательная формулировка доктрины принадлежит немецкому идеалисту Фридриху Шеллингу и позже адаптирована Г. В. Ф. Гегелем в его теории абсолютного идеализма. Более недавних сторонников включали К. С. Пирса и Джосайю Ройса (1855 — 1916). Объективный идеализм Шеллинга соглашается с Беркли в том, что нет такой вещи как материя в материалистическом смысле, что дух есть сущность и вся действительность . Однако он утверждал, что существует совершенная параллель между миром природы и структурой нашего осознания этого. Хотя это не может быть верно для индивидуального эго, это может быть верно для абсолютного сознания . Он также возражал против идеи, что Бог отделен от мира, утверждая, что реальность есть единый, абсолютный, всеохватывающий разум , который он (и Гегель) называл «Абсолютным Духом» (или просто «Абсолют» ). Согласно объективному идеализму, Абсолют есть все реальности: никакое время, пространство, отношение или событие никогда не существует и не происходит вне его. Так как Абсолют также содержит всех возможностей сам по себе не статичен, а постоянно меняется и прогрессирует . Люди, планеты и даже галактики — это не отдельные существа , а часть чего-то большего, подобное отношению клеток или органов к целому телу . Общее возражение против идеализма состоит в том, что неправдоподобно и противоречит здравому смыслу думать, что может быть аналитическая редукция физического к ментальному. Гегелевская система объективного идеализма также подверглась критике всего за 9 лет.0070 заменяет Бога Абсолютом, что, в конце концов, ничего не делает яснее .
Абсолютный идеализм есть воззрение, первоначально сформулированное Г. В. Ф. Гегелем, что для того, чтобы человеческий разум мог познавать мир вообще, должна существовать, в некотором смысле, идентичность мысль и бытие; иначе у нас никогда не было бы средств доступ к миру, и у нас не было бы уверенности ни в одном из наших знаний. Подобно Платону, за много столетий до него, Гегель утверждал, что упражнение разума позволяет рассуждающему достичь своего рода реальности (а именно самоопределения , или «реальности как самого себя»), которая представляет собой простые физические объекты, подобные камням. никогда не сможет достичь. Гегель исходил из положения Канта, что разум не может познавать «вещи в себе», и утверждал, что то, что становится реальным, есть .0070 «Geist» (разум, дух или душа), который, по его мнению, развивается через историю , каждый период имеет «Zeitgeist» (дух века). Он также считал, что индивидуальное сознание или разум каждого человека на самом деле является частью Абсолютного Разума (даже если индивидуум не осознает этого), и он утверждал, что если мы поймем, что являемся частью большего сознания , мы не был бы так озабочен нашей личной свободой , и мы согласились бы с действовать рационально таким образом, чтобы не следовать нашему индивидуальному капризу, тем самым достигнув самореализации . По Гегелю, взаимодействие противоположностей (или диалектика ) порождает все понятия , которые мы используем для понимания мира. Это происходит как в индивидуальном уме , так и в истории . Таким образом, абсолютное основание , являющееся , по существу является динамичным, все более сложным исторический процесс по необходимости разворачивающийся сам по себе, в конечном счете порождающий все многообразие мира и понятий, которыми мы мыслим и осмысляем мир. Доктрина Гегеля позже отстаивалась Ф. Х. Брэдли (1846–1924) и Британским идеалистическим движением , а также Джозией Ройсом (1855–1916) в США. сторонников аналитической философии, которая была 9-й0070 господствовавшей формы англо-американской философии на протяжении большей части 20-го века, критиковали работу Гегеля как безнадежно неясную . Прагматики вроде Уильяма Джеймса и Ф. К. С. Шиллера критиковали абсолютный идеализм за то, что он слишком оторван от наших практических жизней . Г. Э. Мур использовал здравый смысл и логический анализ против радикально контринтуитивных выводов Абсолютного Идеализма (например, что время нереально, изменение нереально, разделение нереально, несовершенство нереально и т. д.). Экзистенциалисты также критиковали Гегеля за то, что он в конечном счете предпочел эссенциалистское целое особенностям существования. Шопенгауэр возражал, что Абсолют есть не что иное, как безличная замена понятия Бога. Другой извечной проблемой гегелевской метафизики является вопрос о том, как дух экстернализирует себя и как порождаемые им понятия могут сказать что-нибудь истинное о природе; иначе его система станет просто замысловатой игра с пустыми понятиями.
Помимо основных типов Идеализма, упомянутых выше, существует других типов Идеализма:
|