Что такое адаптация в психологии: Психологическая адаптация как междисциплинарный предмет исследования

адаптация | это… Что такое адаптация?

   АДАПТАЦИЯ (с. 25) (от лат. adaptatio — приспособление) — термин, введенный в научный оборот физиологами в конце XVHI в.; в самом общем виде означает приспособляемость — способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, то есть способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение параметров внешней среды. Поэтому термином адаптация пользуются не только в науках о живом, но также в кибернетике.

   В области физиологии исследования приспособительных процессов велись по двум основным направлениям, каждое из которых имеет определенное значение и для психологии. Во-первых, были детально изучены закономерности сенсорной адаптации, то есть приспособительных изменений чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя.

Полученные в этой области объективные данные имеют определенное значение при организации какой бы то ни было деятельности в условиях избыточной или недостаточной освещенности, повышенного уровня шума и т.п.

   В рамках другого направления изучались приспособительные реакции целостного организма в ответ на неблагоприятные факторы среды. Начало этим исследованиям положили работы У.Кеннона, изучавшего физиологические изменения под воздействием голода, боли, страха и гнева. В первой четверти XX в. Кеннон в качестве наиболее общих ответов живых организмов на опасность описал две основные реакции — нападение и бегство. Кеннон первым указал на то, что активизация энергетических ресурсов организма может порождаться не только физическими, но и эмоциональными факторами.

   Приблизительно два десятилетия спустя канадский физиолог Г.Селье начал разрабатывать концепцию адаптационного синдрома — определенного неспецифического комплекса реакций организма на любую нагрузку. Во множестве экспериментальных исследований на животных Селье установил, что наряду с тем, что различные факторы вызывают в организме специфические реакции (например, холод вызывает сужение сосудов, и т.

п.), те же самые факторы вызывают и определенную стереотипную, общую, неспецифическую реакцию, не имеющую отношения к характеру конкретного фактора, служащую как бы ответом на требование, предъявляемое этим фактором к способностям организма приспосабливаться к внешним условиям. Этот общий, неспецифический сигнал к включению приспособительных возможностей организма и является, по мнению Селье, сущностью стресса (ему принадлежит сам этот термин). При этом даже неважно, являются ли фактор или ситуация, воздействующие на организм, приятными или не приятными, существен лишь факт, что они предъявляют требования к приспособительным возможностям организма.

   В психологии понятие стресса получило самые разнообразные толкования, особенно в психогигиеническом контексте. При этом нередко упускается из виду, что, согласно Селье, стресс выступает нормальной, естественной приспособительной реакцией на постоянно меняющиеся внешние условия. Так что пропагандируемая многими популярными изданиями идея борьбы со стрессом сама по себе абсурдна.

Полным освобождением от стресса является лишь смерть.

   В большинстве психологических теорий центральной является проблема взаимодействия человека с миром, и в ряде случаев она рассматривается именно как приспособление, адаптация человека к миру. Однако в разных теориях само понятие адаптации получило самые разные трактовки.

   В психоанализе понимание функционирования психики человека основывается на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений. З.Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений

Оно, ориентированных на получение непосредственного удовольствия (принцип удовольствия), не находят своего удовлетворения, возникают невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено Я (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности). Бессознательные влечения Оно настаивают на незамедлительном удовлетворении. Я стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями Оной ограничениями, налагаемыми внешним миром. В этом отношении деятельность Я может осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние на
Оно
, стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсаторной деятельности. Так происходит приспособление человека к внешнему миру.

   Успешная адаптация способствует нормальному развитию человека, поддержанию его душевного здоровья. Тем не менее, как считал Фрейд, если Я оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями Оно, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимавшимся по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством.

В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Но поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности хотя и приводит к частичному успеху, тем не менее этот успех оборачивается вредными последствиями для человека. Вытесненное бессознательное оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой формой адаптации человека к окружающему миру, которая осуществляется неадекватным образом и свидетельствуете слабости, незрелости Я.

   Исходя из подобного понимания адаптации, цель психоаналитической терапии заключается в «реставрации Я», освобождении его от ограничений, вызванных вытеснением и ослаблением его влияния на Оно, с тем чтобы более приемлемым способом, чем «бегство в болезнь», разрешить внутренний конфликт, связанный с приспособлением к требованиям окружающего мира.

   Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, в том числе Х. Гартмана и Э.Фромма.

   Так, в работе Гартмана «Психология Я и проблема адаптации» данная проблематика рассматривалась не только в плане изменений, производящихся человеком или в окружающей его среде, или в собственной психической системе, но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.

   В книге Фромма «Бегство от свободы» ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая адаптация — это приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация — приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги».

   В качестве иллюстрации статической адаптации может служить, согласно Фромму, переход от китайского способа приема пищи с помощью палочек к европейскому способу владения вилкой и ножом. Когда приехавший в Америку китаец приспосабливается к общепринятому способу приема пищи, такая адаптация не служит причиной изменений его личности. Примером динамической адаптации может являться случай, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану, которая, будучи подавленной, становится динамическим фактором характера ребенка.

   С точки зрения Фромма, «любой невроз представляет собой не что иное, как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивидуума иррациональными (особенно в раннем детстве) и, несомненно, неблагоприятными для психического и физического развития ребенка». Социально-психологические явления, в частности наличие явно выраженных разрушительных или садистских импульсов, также, по Фромму, демонстрируют динамическую адаптацию к определенным социальным условиям.

   В совершенно ином аспекте проблема адаптации рассматривается в тех научных направлениях, которые сконцентрировались на изучении познавательных процессов и рассматривают их становление по приспособительному принципу. Наибольшую известность и влияние среди этих концепций получила генетическая психология Ж.Пиаже, в которой понятию адаптации принадлежит одно из ключевых мест.

   Субъект, по Пиаже, — это организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружающей действительности. Интеллект представляет собой частный случай структуры — структуру мыслительной деятельности. Характеризуя субъекта деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства.

   Функции — это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой (вспомним, что по образованию Пиаже — биолог, психологию никогда специально не изучавший, что не помешало ему создать собственную психологическую концепцию исключительной глубины). Субъекту свойственны две основные функции — организация и адаптация. Каждый акт поведения организован, или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит в балансе процессов ассимиляции и аккомодации.

В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.

   В течение всего онтогенетического развития, считает Пиаже, основ ные функции, составляющие адаптацию, как наследственно закрепленные не зависят от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.

   Наряду с названными существует еще и социально-психологический аспект проблемы адаптации, также рассматриваемый несколькими школами и направлениями. Социальная адаптация понимается ими как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (а также как результат этого процесса). Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения (так, проблема социальной адаптации в детском возрасте обычно поднимается в связи с поступлением ребенка в детский сад, в школу). Основные типы адаптационного процесса — тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду (ребенку, разумеется, почти недоступный), и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы, — формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов личности. Важным аспектом социальной адаптации выступает принятие индивидом определенной социальной роли; этот аспект детально изучается в рамках особой теории ролей.

   Социальную адаптацию относят к основным механизмам социализации личности.

   Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых является аутизм.

   В современной зарубежной психологии проблема социальной адаптации рассматривается в рамках комплексного направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией и психосоматической медициной. При этом основное внимание уделяется нарушениям адаптации (невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и т.п.) и способам их коррекции.


в каких видах и уровнях она проявляется

Адаптация – системный процесс, который характеризует взаимодействие человека с природной или социальной средой. Простой и привычный для каждого из нас процесс. Если задуматься, то важность и значимость способности человека приспосабливаться к любым непривычным, а иногда враждебным, условиям, очень сложно переоценить.

Можно сказать, что процесс адаптации работает, практически, безостановочно, просто мы не замечаем, как это происходит на микроуровнях: физиологическое взаимодействие нашего тела с окружающей средой, наше повседневное общение с другими людьми.

В этой статье:

Назад по шкале времениВиды и уровниДиалектическое противоречиеСценарии психологической адаптацииАдаптация и эволюция

Новости СМИ2

Назад по шкале времени

Фото автора Ron Lach: Pexels

Давай закроем глазки, и, мысленно, вернемся назад, по шкале твоей жизни. Первый яркий пример адаптации, ты, вряд ли, вспомнишь, но именно он, в обязательном порядке, присутствует в жизни любого человека. Это момент твоего рождения.

В этот момент для тебя меняется все: среда, способ дыхания, ощущения. Момент твоего рождения требует от тебя полной мобилизации сил. Ты очень стараешься. Твоя задача выжить, и ты делаешь первый вдох. Это самый великий, огромный шаг, который в один момент дает полное представление обо всем механизме адаптации.

Вот, ты совсем маленькая девочка, которую мама привела первый раз в детский сад, и оставила тебя в группе среди таких же малышей. Вспомни свое состояние. Это состояние ты будешь, периодически испытывать, попадая в новый коллектив, или незнакомую группу людей. Так, ты столкнулась со своей первой задачей социальной адаптации.

Группа, в которой тебе предстоит освоится, имеет свои правила поведения, нормы, стиль, которые, в свою очередь, большей своей частью, продиктованы нормами и правилами общества. Для гармоничного процесса адаптации, тебе предстоит принять эти правила и нормы, примерить на себя соответствующую социальную роль.

Адаптация в психологии

Успешность прохождения этого процесса, гарантирует тебе возможность дальнейшего развития в социуме. Естественно, что не все всегда проходит гладко, и ты сталкиваешься с конфликтами как внутри себя, так и с другими участниками группы. Таким образом, ты определяешь свое положение, статус в этой социальной группе.

Виды и уровни

Из приведенных выше простых примеров, можно сделать вывод, что адаптация бывает разных видов и уровней. На настоящий момент, не существует четко установленного понимания о структуре адаптации человека, но можно смело утверждать, что выделение различных уровней и видов является процессом искусственным и служит для анализа и описания явления адаптации.

Наиболее распространенным и простым является представление структуры адаптации человека, как системы из трех составляющих или видов:

  • физиологическая;
  • психическая или психологическая;
  • социальная.

Физиологическая адаптация – это приспособление организма к условиям существования. Ярким представителем физиологической адаптации является иммунитет человека. Рожденный естественной эволюцией физического тела, он верно служит тебе.

В разных источниках, часто разграничивают психическую и психологическую адаптации, но, как правило, делается это чисто формально. В любом случае, рассматривается процесс приспособления личности человека к изменяющимся условиям окружающего мира и социальной среды. В этом виде адаптации, как правило, предполагает внутренние и внешние изменения в психике и поведении человеческой личности.

Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Социальная адаптация – это способность индивидуума приспосабливаться к условиям социальной среды, формируя при этом систему отношений между индивидуумом и объектами социума, а также принятия стандарта общества в отношении социальных ролей, и успешную интеграцию личности в социальную группу.

Диалектическое противоречие

В реальной жизни редко, почти никогда, встречаются эти виды адаптации в чистом виде. Как правило, они тесно переплетаются между собой. Для примера можно рассмотреть адаптацию человека на новом месте работы. В данном случае речь идет об адаптации личности в социальной группе.

С одной стороны, это яркий пример социальной адаптации, где примеряются социальные роли, принимаются правила игры, принятые внутри нового коллектива, а с другой – этот процесс не возможен без психологической адаптации личности человека, которая, в свою очередь, может потребовать подстройки физиологии человека.  

Механизм работы любого вида адаптации основан, прежде всего, на диалектическом противоречии между интересами человека и общества, биологическими и социальными потребностями самой личности. Именно этот механизм определяет уровень развития процесса адаптации.

Фото автора EKATERINA BOLOVTSOVA: Pexels

Что же запускает процесс адаптации? Если проанализировать любую ситуацию, то можно отметить, что в начале любого процесса адаптации находится потребность, которая формирует цель. Достижение поставленной цели заставляет человека приспосабливаться, то есть запускается механизм адаптации.  

Особенности развития самого процесса определяются психологическими свойствами личности человека, уровнем его развития, его способностью к регуляции своего поведения и своей деятельности.

Сценарии психологической адаптации

По характеру развития психологическую адаптацию можно разделить на:

  • нормальную – этот процесс приводит личность человека в состояние устойчивой адаптивности к типичным проблемным ситуациям, без нарушений внутри самой личности и без изменения норм социальной группы, внутри которой этой личностью осуществляется активное действие;
  • девиантную —   это процесс социальной адаптации личности, при которой потребности самой личности, внутри группы, удовлетворяются, а сама группа претерпевает изменения в результате удовлетворения этих потребностей личности;
Фото автора Vinicius Altava: Pexels
  • паталогическую – социально-психологический процесс, в основе которого лежат патологические механизмы и нормы поведения, использование которых приводит к формированию невротических и психотических синдромов.

Адаптация и эволюция

Итак, адаптация является одним из универсальных эволюционных процессов человеческой личности. Именно в процессе адаптации происходит определение условий и форм для свободного развития личности человека, приобретение им новых качеств в результате изменчивости защитных механизмов, формирование установок на активное взаимодействие с социальной средой.

Адаптация — IResearchNet

Психология > Консультативная психология > Мультикультурное консультирование > Адаптация

Термин «адаптация» первоначально заимствован из биологических наук как феномен приспособления человека к окружающей среде. В психологии адаптация — это процесс, посредством которого отдельные лица или группы вносят необходимые или желаемые изменения — когнитивные, поведенческие и аффективные — в ответ на новые условия или требования окружающей среды, чтобы удовлетворить основные потребности, функционировать и поддерживать хорошее качество жизни. Адаптация является неотъемлемой частью изучения и практики мультикультурного консультирования. В быстро меняющемся мире с усилением межкультурного взаимодействия люди должны участвовать в непрерывном процессе преодоления внутренних и внешних препятствий, чтобы выжить и процветать. Неспособность адаптироваться оставляет людей в длительном состоянии культурного шока, который может нанести долгосрочный ущерб психическому и физическому благополучию.

Важные различия

Несколько различий важны для понимания адаптации в контексте поликультурного консультирования. Хотя кросс-культурная адаптация похожа на адаптацию к другим серьезным жизненным изменениям (например, к потере любимого человека), Линда Андерсон говорит об уникальности кросс-культурной адаптации; то есть человек, переживающий новую культуру, автоматически становится аутсайдером, адаптирующимся к доминирующей культуре. Работа Джона Берри описывает этот процесс аккультурации как шаг к адаптации. В ответ на новую среду люди вносят изменения, чтобы «подходить», используя стратегию ассимиляции или интеграции, или «не соответствовать», используя стратегию разделения или маргинализации.

Коллин Уорд проводит важное различие между психологической адаптацией и социокультурной адаптацией. Психологическая адаптация возникает из парадигмы стресса/копинга и относится к эмоциональным изменениям, которые меняются с течением времени, пока не будет достигнуто равновесие (например, терпимость к неоднозначным ситуациям). Социокультурная адаптация исходит из парадигмы социального обучения и относится к когнитивным и поведенческим изменениям, которые следуют более линейной прогрессии (например, принятие новых культурных нравов). Хотя эти способы адаптации связаны теоретически и статистически, они также представляют собой разные процессы с разными предикторными переменными.

Эндрю Гаррисон рассматривает адаптацию как цель всей психотерапии. Он утверждает, что внутренняя проблема этой цели заключается в том, что она исходит из индивидуалистической точки зрения, предвзятости западной культуры. Использование индивидуума в качестве единицы анализа при изучении и практике психологии игнорирует понятие взаимозависимости и целей адаптации, которые хороши для всех людей (например, справедливое распределение ресурсов). Более того, хорошее психическое здоровье часто рассматривается как способность человека приспосабливаться к окружающей среде, и эта концепция игнорирует нездоровые аспекты культур, к которым приспосабливаются люди (например, несправедливые социальные условия). Неотъемлемой частью мультикультурного консультирования является предоставление клиентам возможности не только адаптироваться в новых культурных контекстах, но и воздействовать на окружающую среду (например, управлять глобальным потеплением), чтобы человечество могло адаптироваться в целом.

Направления будущего

Изучение межкультурной адаптации является сложным. Это процесс, который происходит в течение длительного периода времени и поэтому требует лонгитюдных исследований с использованием как качественных, так и количественных методологий. Кроме того, каждое межкультурное взаимодействие уникально. Таким образом, работа Берри требует систематических сравнительных исследований. Наконец, исследования были сосредоточены на том, как люди адаптируются к окружающей среде. Приходится также рассматривать воздействие индивидов на окружающую среду как процесс адаптации.

Ссылки:

  1. Андерсон, Л. (1994). Новый взгляд на старую конструкцию: кросс-культурная адаптация. Международный журнал межкультурных отношений, 18, 293-328.
  2. Берри, Дж. В., и Сэм, Д. (1997). Аккультурация и адаптация. В JW Berry, MH Segall, & C. Kagiticibasi (Eds.), Справочник по кросс-культурной психологии: Vol. 3. Социальное поведение и приложения (стр. 291-326). Бостон: Аллин и Бэкон.
  3. Гаррисон, А. (1997). Адаптация, психическое здоровье и терапевтический результат. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 34, 107-114.
  4. Уорд, К., Бохнер, С., и Фурман, А. (2001). Психология культурного шока (пересм. ред.). Хоув, Восточный Сассекс, Великобритания: Рутледж.

См. также:

  • Консультативная психология
  • Мультикультурное консультирование

← Разрыв в достижениях Позитивное действие →

Психосоциальная адаптация: анализ эволюционной концепции, исследующий общий междисциплинарный язык

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 штука5 штук10 штук20 штук50 штук100 штук200 штук

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Уайли

Полнотекстовые ссылки

Обзор

. 2015 ноябрь;71(11):2504-19.

дои: 10.1111/янв.12723. Epub 2015 6 июля.

Йенли Лондоно 1 , Диана Э. Макмиллан 2

Принадлежности

  • 1 Департамент прикладных медицинских наук Университета Манитобы, Виннипег, Манитоба, Канада.
  • 2 Колледж медсестер, факультет медицинских наук, Университет Манитобы, Виннипег, Манитоба, Канада.
  • PMID: 26148125
  • DOI: 10.1111/янв. 12723

Обзор

Yenly Londono et al. J Ад Нурс. 2015 ноябрь

. 2015 ноябрь;71(11):2504-19.

дои: 10.1111/янв.12723. Epub 2015 6 июля.

Авторы

Йенли Лондоно 1 , Диана Э. Макмиллан 2

Принадлежности

  • 1 Департамент прикладных медицинских наук Университета Манитобы, Виннипег, Манитоба, Канада.
  • 2 Колледж медсестер, факультет медицинских наук, Университет Манитобы, Виннипег, Манитоба, Канада.
  • PMID: 26148125
  • DOI: 10.1111/янв.12723

Абстрактный

Цели: Предоставить первый известный анализ концепции психосоциальной адаптации, исследуя ее эволюцию от концепции адаптации. Мы также определяем, как психосоциальная адаптация концептуализируется в сестринском деле, здравоохранении, социально-поведенческих и образовательных дисциплинах.

Фон: Психосоциальная адаптация является важным концептуальным термином, который плохо определен в сестринском деле и других медицинских, социально-поведенческих и образовательных дисциплинах. Глубокое понимание применения концепции в сестринском деле и в различных дисциплинах может помочь прояснить ее значение, облегчить более эффективный общий язык между дисциплинами и предоставить информацию для будущих исследований психосоциальной адаптации.

Дизайн: Эволюционный взгляд Роджера руководил этим концептуальным анализом.

Источники данных: Рецензированные рукописи на английском и испанском языках, опубликованные в период с 2011 по 2013 год, были получены из следующих баз данных: CINAHL, Psych INFO, PubMed, Scopus и LILACS.

Методы проверки: В анализ были включены 89 статей, посвященных психосоциальной адаптации. Выводы определяют ключевые атрибуты, предпосылки и последствия, связанные с использованием концепции. Результаты сравнивались с заявленными характеристиками адаптации.

Полученные результаты: Атрибутами, характеризующими психосоциальную адаптацию, являются: изменение, процесс, непрерывность, взаимодействие и влияние. В психосоциальной адаптации антецедентами служат новые жизненные условия, а последствиями являются хорошие или плохие исходы. Важные особенности эволюции этой концепции включают ее широкое применение в рассматриваемых дисциплинах. Атрибуты психосоциальной адаптации имеют некоторое сходство с атрибутами общей адаптации. Обе концепции включают аспект изменения, но, в отличие от адаптации, психосоциальная адаптация отличается от биологических дескрипторов, таких как гомеостаз, и имеет тенденцию сосредотачиваться на реляционных характеристиках, таких как взаимодействие и влияние.

Ключевые слова: приспособление; анализ концепции; многопрофильный; медсестры; уход за больными; психосоциальный.

© 2015 John Wiley & Sons Ltd.

Похожие статьи

  • Устойчивое развитие: анализ эволюционной концепции. Изучение роли сестринского дела в движении за устойчивое развитие.

    Макмиллан К. Макмиллан К. J Ад Нурс. 2014 Апрель; 70 (4): 756-67. дои: 10.1111/янв.12250. Epub 2013 11 сентября. J Ад Нурс. 2014. PMID: 24020907

  • Пандемический грипп: анализ эволюционной концепции.

    Деверо А. Деверо А. J Ад Нурс. 2015 авг; 71 (8): 1787-96. дои: 10.1111/янв.12654. Epub 2015 31 марта. J Ад Нурс. 2015. PMID: 25823407

  • Невыразимое: концептуальный анализ.

    Шик Макарофф KL. Шик Макарофф К.Л. J Ад Нурс. 2013 фев; 69(2):481-92. doi: 10.1111/j.1365-2648.2012.06083.x. Epub 2012 5 июля. J Ад Нурс. 2013. PMID: 22765505 Обзор.

  • Определение атрибутов безопасности пациента посредством анализа концепции.

    Ким Л., Лайдер Ч., МакНиз-Смит Д., Лич Л.С., Нидлман Дж. Ким Л. и др. J Ад Нурс. 2015 ноябрь;71(11):2490-503. дои: 10.1111/янв.12715. Epub 2015 30 июня. J Ад Нурс. 2015. PMID: 26122016 Обзор.

  • Социальная справедливость: анализ концепции.

    Бюттнер-Шмидт К., Лобо М.Л. Бюттнер-Шмидт К. и соавт. J Ад Нурс. 2012 г., апрель; 68 (4): 948-58. doi: 10.1111/j.1365-2648.2011.05856.x. Epub 2011 27 октября. J Ад Нурс. 2012. PMID: 22032609 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Социальная поддержка опосредует взаимосвязь между восприятием болезни и психосоциальной адаптацией среди реципиентов почки молодого и среднего возраста в Китае.

    Ху Н, Ван А, Чанг Т. Ху Н и др. Фронт Псих. 2023 24 фев; 14:1062337. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1062337. Электронная коллекция 2023. Фронт Псих. 2023. PMID: 36910788 Бесплатная статья ЧВК.

  • Концептуальный анализ дезадаптации психического здоровья в послеродовом периоде.

    ДеФоор М., Амири А. ДеФур М. и др. J Perinat Educ. 2023 1 января; 32(1):14-22. дои: 10.1891/JPE-2021-0018. J Perinat Educ. 2023. PMID: 36632513

  • Разработка и оценка анкеты психосоциальной адаптации для женщин с раком молочной железы, получавших адъювантную эндокринную терапию: одноцентровое перекрестное исследование в Китае.

    Цзян Х, Чжан Х, Донг Ю, Сюй Х, Цзинь Ф. Цзян Х и др. Открытый БМЖ. 2022 21 ноября; 12 (11): e063082. doi: 10.1136/bmjopen-2022-063082. Открытый БМЖ. 2022. PMID: 36410798 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изучение психосоциальной адаптации среди людей с хроническими кожными заболеваниями: обоснованное теоретическое исследование.

    Zhang XJ, Xu H, Feng L, Wang DQ, Wang AP. Чжан XJ и др. Нурс Опен. 2021 сен;8(5):2673-2685. дои: 10.1002/nop2.823. Epub 2021 25 февраля. Нурс Опен. 2021. PMID: 33631062 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психометрическое тестирование китайской версии шкалы преодоления трудностей и адаптации — краткая форма у взрослых с хроническими заболеваниями.

    Ван Х, Тан Л, Хауэлл Д, Шао Дж, Цю Р, Чжан Ц, Е З.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts