Затравленное детство: что такое буллинг и как с ним бороться?
Каждый третий школьник сталкивался с темой травли со стороны своих сверстников. Одни становятся жертвами буллинга, другие агрессорами, а кто-то просто наблюдает со стороны. Почему возникает травля, как защитить ребенка в такой ситуации, рассказывает специалист столичного социально-реабилитационного центра «Возрождение» Андрей Рузиев.
— Андрей, что такое буллинг?
— Буллинг — это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими). Он может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения.
— Какую цель преследуют те, кто травит?
— Основная цель — запугать жертву, подчинить ее себе.
— Какой бывает буллинг?
— Это не всегда физическое нападение, чаще происходит психологическое насилие. Например, распространение слухов и сплетен, словесная травля, бойкот. Травля может проявляться между ребенком и ребенком, группой детей и ребенком, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем. Часто при физическом буллинге дети не просто издеваются, а записывают это на видео, распространяют его в интернете. Бывает, что сначала возникает идея видео, а затем ищется жертва, составляется сценарий ролика. Сегодня активно развивается электронный или виртуальный буллинг. Жертву атакуют через социальные сети или смс-сообщения.
— В каком возрасте чаще всего встречается буллинг?
— Наиболее характерен он для учеников 6–8-х классов. Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности. Мало кто из инициаторов травли признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват», «мы вообще ни при чем».
— Какие бывают роли у участников травли?
— Три основные роли: агрессоры (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но все равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
— Можно ли остаться в стороне, если в классе кого-то травят?
— К сожалению, в такой ситуации бесполезно занимать отстраненную позицию. Даже если нападкам подвергается только один ребенок, наблюдатели могут получить большую психологическую травму.
— Кто чаще всего становится жертвами буллинга?
— Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Но чаще это дети, чем-то отличающиеся от других: отличники или двоечники, любимчики учителей или наоборот, представители других национальностей, инвалиды или дети, имеющие физические недостатки. Также подвергаются агрессии физически слабые подростки, с низкой самооценкой или излишней скромностью, слишком избалованные дети.
— А кто агрессорами?
— Общая характерная черта для всех агрессоров — это отсутствие любви и понимания со стороны близких людей. Агрессорами могут стать дети не только из неблагополучных семей, но и из достаточно обеспеченных. Если родители много работают и не уделяют своему ребенку достаточного внимания, он начинает вымещать это на других.
— Как понять, что ваш ребенок стал жертвой буллинга?
— Чаще всего ребенок не рассказывает об этом напрямую. О травле можно догадаться по некоторым физическим и психологическим признакам. Это беспричинные боли в теле, синяки, нежелание идти в школу, нервный тик, печальный подавленный вид, беспокойство, тревожность, нарушение сна, кошмары, ухудшение состояния здоровья, замкнутость, нежелание общаться, потеря аппетита, осторожность. В таких случаях обязательно нужно поговорить с ребенком, его учителями, друзьями. Не оставляйте без внимания случаи травли, даже если агрессия не направлена на ваших детей.
— Что делать, если ваш ребенок — буллер?
— Выявить агрессора не всегда просто. В некоторых случаях даже необходимы психологические тесты. Как правило, буллеры сами были жертвами со стороны взрослых. Через травлю других они выплескивают накопившуюся агрессию. Обратите внимание на окружение ребенка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей: возможно, они его провоцируют на такое поведение. Обязательно поговорите с ребенком, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем.
Как бороться с буллингом — советы детям
— Всегда рассказывать о случаях травли взрослым, которым доверяешь. Ничего не скрывать.
— Необходимо избегать конфликтных ситуаций (как групповых, так и индивидуальных), в которых возможна травля. Если тебе предложат стать участником такой ситуации — отклонять предложения.
— Если тебя обидели, нельзя отвечать тем же. Это может привести к новым проблемам. Лучше искать положительных друзей среди сверстников, чтобы избежать возникновения неприятных ситуаций.
— Старайся постоянно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Ищи свои сильные стороны и развивай их. Может, это получится не сразу, но однозначно сделает тебя психологически сильнее.
— Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет. Обязательно рассказать своим родителям о данных случаях.
Что нужно делать родителям
— Будьте спокойны и сначала разберитесь в сложившейся ситуации.
— Важно понять, что это может случиться с любой семьей. Здесь никто не виноват, особенно ребенок.
— Поговорите с классом, учителем, родителями и в первую очередь с буллером. Установите реальные причины такого отношения к вашему ребенку.
— Если необходимо, обратитесь в полицию, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), психологам. Смена класса или школы не решает сути проблемы.
«Сейчас широко применяется процедура медиации в учебных заведениях. Она позволяет установить истинные причины конфликта, а затем примирить оппонентов. Есть много способов, и они работают. Например, в Центре толерантности Еврейского музея применяется следующая психологическая практика — форум-театр. Подростки смотрят спектакль на тему: „Буллинг и агрессия“, затем проигрывают возможные сцены конфликта и сами находят выход из ситуации», — подвел итоги психолог.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Что такое буллинг и что с этим делать?
Что такое буллинг и что с этим делать?
Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.
Буллинг может принимать различные формы:
- распространение слухов,
- угрозы,
- физическое или словесное нападение,
- исключение ребенка из группы, изоляция,
- другие жесты или действия, причиняющие вред ребенку прямо или косвенно.
Буллинг включает в себя:
- желание причинить вред кому-либо,
- само вредоносное действие,
- дисбаланс силы между обидчиком и жертвой,
- повторение такого поведения,
- несправедливое использование силы,
- очевидное наслаждение обидчика и чувство угнетенности жертвы.
Наиболее близкими русскими аналогами слова “буллинг” являются “травля” и “издевательство”.
С чем не следует путать буллинг?
Дети, склонные к агрессивному поведению, часто эмоционально не уравновешенны и не контролируют свое поведение. Дети же, которые совершают буллинг, делают это с целью унизить (установить отношения доминирования) и при этом сохраняют здравомыслие и контроль над своими действиями.
Ни один подросток не избежал конфликтов с одноклассниками. Это не вредно, если конфликт разрешается взаимоприемлемым образом. Но насмешки и драки превращаются в буллинг, если происходят преднамеренным и повторяющимся образом. Есть три особенности, которые отличают буллинг от других форм негативного поведения и действий:
- Направленность на конкретного человека.
- Повторяемость.
- Превосходство одной из сторон конфликта (моральное, численное, физическое) над другой стороной.
Если кого-то из детей в классе не любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но насилия в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. При непопулярности человеку может быть обидно, грустно и одиноко. При травле ему страшно, он не чувствует себя в безопасности. Никто не может обещать каждому ребенку в классе, что он будет всем нравиться. Но безопасность, физическую и психологическую, школа обязана обеспечить каждому ученику.
Каковы признаки регулярной травли?
Ребенок может ничего не говорить о своих проблемах. Но есть признаки, игнорировать которые нельзя:
- Физические отметки (такие как порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно если они часто встречаются.
- Ребенок больше не хочет ходить в школу или проводить время на общественных мероприятиях, не проводит время с друзьями.
- Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.
- Ребенок говорит о чувстве одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.
- Неожиданное изменение в поведении: чрезмерное беспокойство, привязанность к родителям, сопротивление повседневным делам.
- Необычно агрессивное поведение, запугивание более слабых.
- Жалобы на физические боли без каких-либо медицинских причин (например, головные боли, проблемы со сном, пищевые нарушения).
- Внезапное снижение успеваемости и трудности в концентрации внимания.
- Жалобы на вещи, которые раньше ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и т.д.).
- Саморазрушительное поведение, побеги из дома, самоповреждения или разговоры о суициде.
Чего не надо делать
- Ждать, что само пройдет. Не замечать.
- Искать причины и объяснения. Наличие объективных причин не делают травлю допустимой. Это как будто вместо лечения болезни оправдывать ее разгуливающим вирусом.
- Путать травлю и непопулярность.
- Cчитать травлю проблемой только жертвы. В очень щекотливом положении оказываются молчаливые свидетели. Многие в глубине души понимают, что происходит что-то нехорошее, но не имеют решимости сказать об этом, боясь сами оказаться в роли жертвы. В результате в их мировоззрении появляется убеждение, что они — нехорошие люди, а мир кругом небезопасен.
- Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы. Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы, в размытости границ допустимого и недопустимого, отсутствии правил игры либо отсутствии взрослых, устанавливающих эти правила.
- Давить на жалость к жертве. Лишнее негативное внимание к жертве только усугубит ее положение.
- Мириться и терпеть.
Как мне побудить моего ребенка говорить, если он не хочет рассказывать мне, что происходит?
Единственным выходом является откровенный, но деликатный разговор с ребенком и общее решение, как преодолеть проблему. Важно помнить, что ребенку может быть неприятно говорить на эту тему, в этот момент он очень уязвим. Будьте терпеливыми и деликатными. Очень важно искренне поговорить с ребенком, но, если он закрывается, не устраивайте допрос, не повторяйте одни и те же вопросы по нескольку раз.
Попытайтесь выйти на тему насилия посмотрев вместе фильм или телепередачу, в которой говорится о запугивании, спросите мнения ребенка о поступках и мотивах всех участников, и хулигана, и жертвы, о возможностях разрешения ситуации. После обсуждения отвлеченной ситуации можно спросить, не слышал ли ребенок о чем-либо похожем, может быть он или его друзья сталкивались с чем-то похожим.
Также началу разговора может помочь история о ком-либо из знакомых, у кого дети попадали в сложную ситуацию и смогли из нее выйти.
Уважаемые родители! Если вы испытываете трудности в коммуникации с вашим ребенком, не знаете, как начать разговор — психологи нашего центра готовы оказать вам консультационную помощь.
Как разговаривать с ребенком, когда он готов обсуждать эту проблему?
- Слушайте. Просто слушайте, будьте внимательны, и не торопитесь с выводами, не выносите суждений. Поблагодарите ребенка за то, что он доверился вам, признайте, что это правильно и смело.
- Проявляйте сочувствие к ребенку и осознавайте свои чувства. Даже если ребенок сообщает о деталях, которые кажутся вам пугающими, старайтесь сохранять спокойствие. Этот опыт достаточно сложен для него. Если он почувствует, как сильно вы обеспокоились, делиться подробностями будет труднее.
- Не обвиняйте ребенка и не говорите:«Почему ты не сказал мне раньше?», «Тебе надо было постоять за себя!»,«Ты, наверное, сделал что-то не так, раз они так ополчились против тебя!». Это отговорит ребенка говорить с вами снова.
- Постарайтесь собрать как можно больше информации о проблеме, о том, кто и как участвует. Задавайте вопросы. Отслеживайте, чтобы вы спрашивали и слушали больше, чем говорили и судили.
- Убедите ребенка, что вы на его стороне, и что вместе вы найдете решение. Включите ребенка в процесс решения проблемы:
- Спросите его о том, что он хотел бы сделать.
- Объясните ему, как реагировать на буллинг (см. следующий вопрос).
Было бы неплохо разыграть трудные ситуации с помощью ролевых игр.
- Помогите определить, к кому обращаться в школе, чтобы сообщить о проблеме.
- Сформулируйте вместе ответы на вопросы: Что на самом деле произошло? Кто причиняет ему боль? Что он делает?
- Регулярно возвращайтесь к этой теме, спрашивайте у ребенка о новостях, следите за тем, как разворачивается составленный вами план.
- Если вы считаете, что проблема серьезно повлияла на вашего ребенка эмоционально или психологически, обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу.
Как остановить травлю моего ребенка?
Не только Ваш ребенок, но и Вы оказываетесь в довольно сложной ситуации. Ее изменение потребует терпения и усилий. Но сделать это реально. Иногда достаточно только начать, чтобы ситуация улучшилась.
- Сообщите об этом инциденте учителю, узнайте его мнение. Выработайте совместно с ним и социально-психологической службой план по изменению ситуации. Донесите до администрации школы Ваше намерение отстаивать право на безопасность Вашего ребенка. Формулируйте проблему буллинга как проблему класса или школы, а не отдельных личностей.
- Сохраняйте спокойствие и избегайте чрезмерной эмоциональной реакции.
- Поддерживайте постоянную связь со школой. Ваше внимание подчеркнет важность вопроса и необходимость конкретных действий.
- Выражайте признательность, когда вы видите прогресс в достижении того, о чем вы договорились со школой.
- Если вы считаете, что вашему ребенку угрожает опасность, немедленно принимайте меры.
В отсутствии изменений в лучшую сторону можно написать официальные письма через канцелярию школы и в вышестоящие организации, обратиться к юристу и в милицию.
Уважаемые родители! Если конфликтная ситуация затянулась и Вашему ребенку не становится лучше- психологи нашего центра готовы оказать вам консультационную помощь.
Как моему ребенку реагировать на издевательства?
Справиться одному с ситуацией буллинга чрезвычайно сложно. Некоторые из перечисленных советов могут помочь в переживании трудных ситуаций. Донесите до ребенка следующие идеи, пообсуждайте их вместе. Придумайте собственные принципы.
- Необходимо отличать издевательства от приемлемых действий и шуток.
- Говорить правду и сообщать о случаях запугивания и преследования – это акт храбрости. Есть разница между доносом и защитой жизни и достоинства своей или своего друга.
- Не следует входить в группы, которые издеваются над другими, ни в роли агрессора, ни в роли наблюдателя, как бы забавно ни казалось происходящее.
- Сохранять спокойствие. Избегать споров, не отвечать тем же, не продолжать перепалку.
- Если, несмотря на молчание, травля продолжается, уверенно, глядя в глаза обидчику и твердо сказать: «Хватит делать это». Либо отреагировать такими вопросами:«Для чего ты это (сказал, сделал и т.д.)?». Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает.«Как ты это определил?» Если, например, ребенка обзывают неумехой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?».
«Что тебе мешает…?». Например, «Что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и т.д.«Тебе хочется так думать?»«Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»«Я так рад, что вам весело!»
Целью всех этих ответов является перевод внимания с себя на агрессоров. То, что они делают – это их дело, это они чего-то хотят, кричат, прыгают. Им хочется получать удовольствие от твоей обиды и от чувства власти.
- Если насилие носит физический характер, испортили вещь, мешают есть или пользоваться туалетом,ты должен обеспечить свою безопасность. Останови хулигана. Если это невозможно, немедленно покинь это место и обратись за помощью к взрослому.
Очень желательно уметь защищаться. Можно рассмотреть вариант заняться боевыми искусствами или любым другим видом спорта, которые могут помочь развить уверенность и спокойствие.
- Оскорбительное поведение иногда принимает невидимые формы, и это делает его внешне нормальным.
Как я могу помочь своему ребенку обрести уверенность в себе после издевательств?
- Поощряйте вашего ребенка проводить время с друзьями, с которыми он чувствует себя комфортно.
- Найдите совместные занятия с ребенком, которые могут укрепить ваши отношения и его характер.
- Общайтесь. Проявляйте искренний интерес и к приятным моментам его дня.
- Проявляйте доверие к ребенку и его способности решать различные ситуации. В то же время, заверьте его, что вы не пожалеете усилий, чтобы защитить ребенка от любых издевательств в будущем.
Признаки, указывающие, что ваш ребенок издевается над другими детьми:
- Ведет себя агрессивно, часто вступает в конфликты и драки.
- Частые замечания, касающиеся негативного поведения. Частые вызовы к администрации школы (директору, завучу).
- Дружит с детьми, которые запугивают других.
- Не принимает ответственность за свое поведение. Обвиняет других в их проблемах.
- Чрезмерно беспокоится о своей репутации или популярности.
- Имеет вещи, которые вы ему не покупали. Наличие денег у ребенка, которых вы ему не давали.
Уважаемые родители! Откажитесь от попыток силой и угрозами добиться прекращения жестоких действий со стороны вашего ребенка. Перед вами стоит задача помочь ребенку проанализировать его поступки, вместе с ним понять настоящие причины такого поведения для изменений в дальнейшем. Обратите внимание на стиль воспитания ребенка. Важно поддерживать контакт с сотрудниками школы.
Для решения проблем поведения ребенка может понадобиться обращение к психологу. Специалисты Республиканского центра психологической помощи готовы помочь вам в разрешении трудностей в коммуникации с ребенком.
Что такое киберзапугивание | StopBullying.gov
Киберзапугивание — это запугивание, которое происходит с помощью цифровых устройств, таких как мобильные телефоны, компьютеры и планшеты. Киберзапугивание может происходить через SMS, текстовые сообщения и приложения или в Интернете в социальных сетях, на форумах или в играх, где люди могут просматривать, участвовать или делиться контентом. Киберзапугивание включает в себя отправку, публикацию или распространение негативного, вредоносного, ложного или оскорбительного контента о ком-то другом. Это может включать в себя обмен личной или частной информацией о ком-то еще, что вызывает смущение или унижение. Некоторое киберзапугивание переходит черту в противоправное или преступное поведение.
Наиболее распространенными местами киберзапугивания являются:
- Социальные сети, такие как Facebook, Instagram, Snapchat и Tik Tok
- Текстовые сообщения и приложения для обмена сообщениями на мобильных устройствах или планшетах
- Обмен мгновенными сообщениями, прямой обмен сообщениями и онлайн-чат через Интернет
- Интернет-форумы, чаты и доски объявлений, такие как Reddit
- Электронная почта
- Сообщества онлайн-игр
Особые заботы
При распространении социальных сетей и цифровых форумов комментарии, фотографии, посты и контент, которым делятся отдельные лица, часто могут быть просмотрены как незнакомцами, так и знакомыми. Контент, которым человек делится в Интернете — как его личный контент, так и любой негативный, злой или оскорбительный контент — создает своего рода постоянную публичную запись его взглядов, действий и поведения. Эту общедоступную запись можно рассматривать как онлайн-репутацию, которая может быть доступна для школ, работодателей, колледжей, клубов и других лиц, которые могут исследовать человека сейчас или в будущем. Киберзапугивание может нанести ущерб онлайн-репутации всех участников — не только человека, над которым издеваются, но и тех, кто занимается травлей или участвует в ней. Киберзапугивание имеет уникальные проблемы, поскольку оно может быть:
Постоянный — Цифровые устройства позволяют мгновенно и непрерывно общаться 24 часа в сутки, поэтому детям, подвергающимся киберзапугиванию, может быть трудно найти облегчение.
Постоянный – Большая часть информации, передаваемой в электронном виде, является постоянной и общедоступной, если только она не сообщается и не удаляется. Негативная онлайн-репутация, в том числе тех, кто запугивает, может повлиять на поступление в колледж, трудоустройство и другие сферы жизни.
Трудно заметить – Поскольку учителя и родители могут не слышать и не видеть киберзапугивания, его труднее распознать.
Законы и санкции
Законы всех штатов обязывают школы реагировать на травлю. Поскольку киберзапугивание стало более распространенным с использованием технологий, многие штаты теперь включают киберзапугивание или упоминают киберзапугивание в этих законах. Школы могут принимать меры либо в соответствии с требованиями закона, либо в соответствии с местными или школьными правилами, которые позволяют им применять дисциплинарные меры или предпринимать другие действия. В некоторых штатах также есть положения, направленные на борьбу с издевательствами, если они влияют на успеваемость в школе. Вы можете узнать о законах и политике в каждом штате, в том числе о том, распространяются ли они на киберзапугивание.
Частота киберзапугивания
Существует два источника собираемых на федеральном уровне данных о травле среди молодежи: 16 процентов учащихся 9–12 классов подвергались киберзапугиванию.
См. также «Частота травли».
Борьба с хулиганами (для детей)
Издевательства — это большая проблема. Это может заставить детей чувствовать себя обиженными, испуганными, больными, одинокими, смущенными и грустными. Хулиганы могут бить, пинать или толкать людей, чтобы причинить им боль, или использовать слова, чтобы обзывать их, дразнить или пугать их.
Хулиган может сказать о ком-то неприятные вещи, отобрать детские вещи, высмеять кого-то или намеренно оставить ребенка вне группы.
Некоторые хулиганы угрожают людям или пытаются заставить их делать то, чего они не хотят.
Издевательства — это большое дело
Издевательства — это большая проблема, от которой страдают многие дети. Большинство детей говорят, что над ними издевались или дразнили. Издевательства могут заставить детей чувствовать себя очень плохо, а стресс, связанный с этим, может вызвать у них тошноту.
Издевательства могут заставить детей не хотеть играть на улице или ходить в школу. Трудно сосредоточиться на школьных занятиях, когда ты беспокоишься о том, как поступишь с хулиганом возле своего шкафчика.
Издевательства беспокоят всех — и не только детей, над которыми издеваются. Издевательства могут превратить школу в место страха и могут привести к насилию и большему стрессу для всех.
Почему хулиганы так себя ведут?
Некоторые хулиганы ищут внимания. Они могут думать, что травля — это способ стать популярным или получить то, что они хотят. Большинство хулиганов пытаются заставить себя чувствовать себя более важными. Когда они выбирают кого-то другого, это может заставить их чувствовать себя большими и могущественными.
Некоторые хулиганы происходят из семей, где все злятся и все время кричат. Они могут думать, что злиться, обзывать и толкать людей — это нормальное поведение. Некоторые хулиганы копируют то, что они видели, как делают другие. Некоторых издевались над собой.
Иногда хулиганы знают, что то, что они делают или говорят, ранит других людей. Но другие хулиганы могут не знать, насколько вредными могут быть их действия. Большинство хулиганов не понимают и не заботятся о чувствах других.
Хулиганы часто выбирают тех, над кем, по их мнению, они могут иметь власть. Они могут придираться к детям, которые легко расстраиваются или которым трудно постоять за себя. Получив бурную реакцию от кого-то, хулиганы могут почувствовать, что у них есть власть, которую они хотят. Иногда хулиганы выбирают кого-то, кто умнее их или чем-то отличается от них. Иногда хулиганы просто издеваются над ребенком без всякой причины.
Издевательства: как с этим справиться
Итак, теперь вы знаете, что издевательства — это большая проблема, затрагивающая многих детей, но что делать, если кто-то издевается над вами? Наши советы делятся на две категории: предотвращение стычки с хулиганом и что делать, если вы в конечном итоге столкнетесь с хулиганом лицом к лицу.
Предотвращение стычки с хулиганом
Не дай хулигану шанса. Насколько возможно, избегайте хулигана. Конечно, ты не можешь спрятаться или прогулять урок. Но если вы можете пойти другим путем и избежать подлого ребенка, сделайте это.
Держись и будь храбрым. Когда вы боитесь другого человека, вы, вероятно, не чувствуете себя самым храбрым. Но иногда достаточно проявить смелость, чтобы остановить хулигана. Как выглядит и действует смелый человек? Встаньте прямо, и вы отправите сообщение: «Не связывайтесь со мной». Легче чувствовать себя смелым, когда вы хорошо относитесь к себе. Смотрите следующий совет!
Чувствую себя хорошо. Никто не идеален, но что вы можете сделать, чтобы выглядеть и чувствовать себя лучше? Может быть, вы хотели бы быть более подтянутым. Если да, возможно, вы решите больше заниматься спортом, меньше смотреть телевизор и есть более здоровые закуски. Или, может быть, вы чувствуете, что выглядите лучше всего, когда принимаете душ утром перед школой. Если это так, вы можете решить встать немного раньше, чтобы вы могли быть чистыми и свежими перед учебным днем.
Найди друга (и будь другом). Два лучше, чем один, если вы пытаетесь избежать издевательств. Составьте план прогулки с другом или двумя по пути в школу, на перемену, на обед или в любое другое место, где, как вы думаете, вы можете встретить хулигана. Предложите сделать то же самое, если у друга проблемы с хулиганством. Примите участие, если вы видите, что в вашей школе происходят издевательства — сообщите об этом взрослому, заступитесь за ребенка, над которым издеваются, и скажите хулигану, чтобы он прекратил.
Если хулиган сказал или сделал что-то вам
Не обращайте внимания на хулигана. Если сможешь, постарайся игнорировать угрозы хулигана. Притворитесь, что не слышите их, и быстро уходите в безопасное место. Хулиганы хотят большой реакции на их поддразнивание и подлость. Вести себя так, как будто вы не замечаете и вам все равно, это все равно, что вообще не реагировать, и это просто может остановить поведение агрессора.
Постоять за себя. Притворитесь, что чувствуете себя действительно смелым и уверенным в себе. Скажите хулигану: «Нет! Прекрати!» громким голосом. Затем уходите или бегите, если нужно. Дети также могут заступиться друг за друга, сказав хулигану, чтобы он перестал дразнить или пугать кого-то другого, а затем уйти вместе. Если хулиган хочет, чтобы вы сделали что-то, чего вы не хотите делать, скажите «нет!» и уйти. Если вы делаете то, что говорит хулиган, злой ребенок, скорее всего, продолжит издеваться над вами. Хулиганы склонны дразнить детей, которые не могут постоять за себя.
Не ругайся. Не бейте, не пинайте и не отталкивайте человека, который запугивает вас или ваших друзей. Давать отпор просто удовлетворяет хулигана, и это также опасно, потому что кто-то может пострадать. Вы также можете попасть в беду. Лучше оставаться с другими, оставаться в безопасности и обращаться за помощью к взрослому.
Не показывай своих чувств. Планируйте заранее. Как перестать злиться или показывать, что вы расстроены? Попробуйте отвлечься (сосчитайте в обратном порядке от 100, произнесите слово «черепаха» задом наперед и т. д.), чтобы занять свой ум, пока вы не выйдете из ситуации и не окажетесь в безопасном месте, где вы сможете проявить свои чувства.
Расскажите взрослому. Если над вами издеваются, очень важно сообщить об этом взрослому. Найдите кого-нибудь, кому вы доверяете, и расскажите о том, что с вами происходит. Прекратить издевательства могут помочь учителя, директора, родители и работники столовой в школе. Иногда хулиганы останавливаются, как только об этом узнает учитель, потому что боятся, что их накажут родители. Это не сплетни о ком-то, кто сделал что-то маленькое — издевательства неправильны, и это помогает, если каждый, кто подвергается издевательствам или видит, что кто-то издевается, высказывается.
Что происходит с хулиганами?
В конце концов, большинство хулиганов попадают в беду. Если они будут продолжать вести себя злобно и обидно, рано или поздно у них может остаться всего несколько друзей — обычно другие дети, такие же, как они. Сила, которую они хотели, быстро ускользает. Другие дети идут дальше и оставляют хулиганов позади.
Некоторые дети, которые хулиганят, обвиняют других. Но у каждого ребенка есть выбор, как действовать. Некоторые дети, которые запугивают других, понимают, что они не получают того уважения, которого хотят, угрожая другим. Возможно, они думали, что издевательства сделают их популярными, но вскоре обнаруживают, что другие дети думают о них просто как о неудачниках, создающих проблемы.
Хорошая новость заключается в том, что хулиганы могут научиться менять свое поведение. Учителя, консультанты и родители могут помочь. То же можно сказать и о детях, которые относятся к другим справедливо и с уважением. Хулиганы могут измениться, если научатся использовать свою власть в позитивных целях. В конце концов, решат ли хулиганы изменить свой образ жизни, зависит от них.