Как распознавать свои чувства и справиться с гневом
Распознать свои чувства и описать их — первый шаг к тому, чтобы понять, как себе помочь. Но порой сделать это становится крайне сложно и кажется, что эмоции сильнее нас. Синди Гудман Столберг, Рональд Фрей в своей книге «Мне лучше. Межличностная терапия против депрессии» рассказывают, как научиться управлять своими чувствами и справиться с гневом.
Синди Гудман Столберг, Рональд Фрей
Издательство Альпина Паблишер, 2021
Шесть «Э»
Чувства — это эмоции, которыми мы реагируем на происходящие события. Если сложить вместе несколько похожих эмоций, получится настроение. Ссора с сестрой вызовет какую-то эмоцию (или несколько). Эта же ссора в сочетании с тем, что вы уронили свой iPhone в туалет, отменили встречу в кафе с другом, потому что не хотели туда идти, не пообедали, съели целое ведерко мороженого, а еще четвертый день льет дождь, приведет к плохому настроению. Оно может остаться таким на пару часов, а затем улучшиться, когда друг позвонит узнать, как у вас дела, дети вернутся домой из гостей, а солнце наконец выйдет из-за туч. Но настроение может остаться плохим и на следующий день, если, к примеру, этой ночью вы не выспитесь, проведете весь следующий день в закрытом помещении или так и не уладите конфликт с сестрой.
Первый шаг к управлению чувствами — способность назвать их в тот момент, когда мы их испытываем. Это может быть непросто. Когда вы видите, что во время звонка на экране телефона высветился номер тещи, вы не будете себя спрашивать: «Что я сейчас чувствую?» Вероятнее всего, вы будете решать, отвечать ли на этот звонок. Когда вам звонит начальник, вы не задумаетесь: «Какие я испытываю эмоции?» Вы слишком заняты тем, что хватаете отчеты по продажам за последний месяц и пытаетесь придумать, как объяснить, что там что-то не сошлось. Если вы рассказали другу о чем-то личном, вы, скорее всего, не сосредоточены на том, что почувствовали, — вы еще раз проигрываете в голове ваш разговор: «Не сказал ли я лишнего? Не подумает ли он, что я странный?» Самое время остановиться, вдохнуть и спросить себя: «Что я чувствую?» Это необходимо: если вы сможете сказать, что почувствовали в разгар битвы, на пике отчаяния или во время разговора с тещей, вы примете правильные решения, как поступить в данных ситуациях и стоит ли вообще что-то предпринимать. В вашем телефоне могут быть десятки смайликов, но основных эмоций — всего шесть. Мы любя называем их «Шесть “Э”»: грусть, страх, гнев, удивление, счастье, отвращение.
Эти шесть эмоций присущи всем. Страх, к примеру, запускает у нас стимулируемую адреналином реакцию «бей или беги». Чувство отвращения, вероятно, сформировалось, чтоб защитить нас от испорченной еды и заразных заболеваний. Гнев может спасти в случае угрозы.
Каждое из шести чувств запускает определенное поведение. Отвращение, страх, грусть и удивление заставляют нас избегать ситуаций (и людей), которые вызвали эти чувства. Гнев и счастье, наоборот, побуждают нас вступать в контакт с людьми. Открыто выраженный гнев обычно приводит к столкновениям. Чувствуя счастье, мы хотим сохранить его и остаться счастливыми.
Называя чувства
Назвать чувства может быть трудно. Проще описать событие или ситуацию, как если бы мы пересказывали сюжет фильма или подробно комментировали матч: «Мы ехали в машине, он сказал то, я ответила это». Получился бы рассказ о том, что произошло, но не о том, что мы тогда почувствовали. Часть на вопрос «как ты себя чувствуешь?» отвечают «нормально» или «хорошо». (Вспомните последний раз, когда вас об этом спросили: скорее всего, вы тоже сказали «хорошо». Так принято в нашей культуре.) «Хорошо» и «нормально» — это не эмоции. Это оценки. Говоря, что вам хорошо или нормально, вы имеете в виду, что ваши эмоции не так уж и волнуют вас, но при этом не называете их.
Иногда люди говорят: «Я не знаю, что чувствую». Это можно понять. Чувства могут быть смешанными, неоднозначными и изменчивыми, и нас почти не учат их определять. В некоторых семьях и общинах это даже осуждают.
Один из клиентов Рона вырос в семье, где царили абьюзивные отношения, и ему не разрешалось проявлять эмоции. Когда Рон попросил его сказать, что такое счастье, он сказал, что понимает это лишь умом. «Я могу сделать вид, что я счастлив, доктор Фрей, — признался он. — Могу сыграть эту роль. Но я не знаю, что чувствуют счастливые». Немногие из нас смогут начать все с чистого листа, как клиент Рона. Но практически всем нам необходимо учиться определять свои чувства.
Если вам трудно сказать, что вы чувствуете, попробуйте определить, где именно в вашем организме появляются ощущения в этот моментЧувство отвращения часто связано с животом или горлом. Многие люди, испытывая страх, чувствуют, как у них что-то сжимается в груди. У вас горит лицо, когда вы в гневе? Вы чувствуете тяжесть на плечах, когда вам грустно? Болит голова после ссоры с мужем? Устаете ли от разговоров о смерти вашей сестры? Спина перестает болеть, когда вы идете навестить внуков? Все это — физиологические проявления эмоций. Обращайте внимание на сигналы тела — и вы разгадаете ваш уникальный язык эмоций. Иногда проблема не в том, чтобы назвать перепутавшиеся чувства, а в том, чтобы определить, какие из них больше всего способствуют депрессии.
Ане, к примеру, досадно, что ее муж Питер может ходить на работу. Ей завидно, что он может общаться не только с ребенком, что у него есть свободное время. Когда муж задерживается на работе, она скучает по нему, чувствует себя уставшей и раздраженной. Большую часть времени ей одиноко, она огорчается, что отец болен и мама не может приехать из Техаса навестить ее. Ее раздражают и оскорбляют неожиданные визиты всезнающей придирчивой свекрови. Она переживает, что недостаточно заботится о Руби. За один и тот же день Ана может почувствовать и счастье, и неуверенность, и беспомощность, и недоумение, и растерянность, и страх, и воодушевление, и любовь, и гнев. Эти резкие эмоциональные перепады изнуряют ее. Тем, кому сложно назвать свои чувства и переживания, мы советуем подходить к этому проще. Считайте, что эмоций всего шесть. Вы испытываете гнев? Грусть? Счастье? Удивление? Отвращение? Страх? По прошествии некоторого времени вы сможете сказать, что волнуетесь, переживаете или тревожитесь, вместо простого «я испытываю страх», но пока выбирайте одну из шести эмоций. В случае Аны выбрать преобладающую, основную, влияющую на настроение эмоцию (вероятно, это гнев), а не анализировать ежеминутные изменения, которые она переживает, — значит быстрее понять, что сделать, чтобы улучшить самочувствие.
В языке сотни слов, которые описывают эмоции. Это разнообразие, которое позволяет делать общение интересным, а литературный язык — выразительным, существенно мешает определять основные эмоции и находить отправную точку для улучшения самочувствия. Некоторые выражения из списка на следующей странице можно отнести сразу к нескольким категориям. «Оскорбленный» — может одновременно испытывает гнев и отвращение. «Разочарованный» и грустен, и удивлен. Важнее не то, в какой список попадет эмоция, а то, что вызывает ее, что или, скорее, кто вносит основной вклад в ее появление.
Помните, я говорила, что эмоции не бывают хорошими или плохими? В это сложно поверить, когда речь заходит о гневе. Мы видим разрушительную, неистовую и потенциально опасную сторону этой эмоции, но не видим ее пользы.
Выражая гнев в конструктивной форме, можно постоять за себя, заявить о своих потребностях, снять напряжение. Многие из нас, в особенности женщины, скорее удовлетворят чужие интересы, чем попросят о том, что нам нужно, если требуется повысить голос или высказаться напрямую. Мы не хотим рисковать, раздувая конфликт, выходя из-под контроля или отталкивая от себя людей.
Осмысление гнева
Помните, я говорила, что эмоции не бывают хорошими или плохими? В это сложно поверить, когда речь заходит о гневе. Мы видим разрушительную, неистовую и потенциально опасную сторону этой эмоции, но не видим ее пользы.
Выражая гнев в конструктивной форме, можно постоять за себя, заявить о своих потребностях, снять напряжение. Многие из нас, в особенности женщины, скорее удовлетворят чужие интересы, чем попросят о том, что нам нужно, если требуется повысить голос или высказаться напрямую. Мы не хотим рисковать, раздувая конфликт, выходя из-под контроля или отталкивая от себя людей.
Сохранять мир, избегая гнева или отрицая его, не очень полезно. Мы все равно чувствуем его — и проявим, рано или поздно. Это может быть не очень красиво. Можно разгневаться на того, кто выводит нас из себя, а можно — сорваться на постороннего ни в чем не повинного человека или превратить гнев в другую эмоцию, например в ненависть к себе.
Джоан, к примеру, с детства внушали, что хорошие девочки никогда не злятся. Она предпочитает прятать обыденное раздражение, разочарование и расстройство в соответствующие «коробочки» в «кладовой гнева» и держать ее закрытой. По возможности она избегает участия в неизбежных конфликтах между учителями в школе и мирит их, если ее все-таки вовлекли в ссору. У нее получается, ведь она всю жизнь училась разряжать, перенаправлять и прятать гнев. Но, когда дело касается Дона, держать дверь «кладовой гнева» закрытой трудно, поэтому Джоан чувствует себя неудачницей.
В то же время некоторые из нас в гневе всегда. Он становится основной эмоцией. Мы бесимся. Мы обвиняем. Мы накручиваем себя. Мы хлопаем дверями. Мы орем. Мы даже можем что-нибудь сломать. Мы разгоняемся от нуля до сотни за миллисекунду, бормоча что-то под нос или срываясь в крик еще задолго до того, как разберемся, что нас беспокоит.
Спросите Джона, что он чувствует к окружающим, и вы узнаете, каков его гнев. Джон озлоблен на своих родителей, испытывает отвращение к братьям и сестрам (кроме Тома, который вызывает у него лишь разочарование). Коллеги, в особенности Алекс, в лучшем случае раздражают, а в худшем — приводят в бешенство. Джон открыто конфликтует со всеми, с кем общается.
Гневливые люди испытывают и другие эмоции, просто не замечают их. Возможно, мысли о чем-то, кроме гнева, печалят их или причиняют боль, поэтому вместо того, чтобы обратить внимание на скрытую эмоцию, такие люди сердятся. Проявив подавляемые чувства (часто вызванные неудовлетворенными потребностями), можно подойти к ситуации гораздо конструктивнее.
Признать, что, кроме гнева, есть и другие эмоции, для Джона значит пойти вразрез с собственными сознанием и опытом, формировавшимися много лет. При этом, если честно, Джон часто чувствует грусть и одиночество. Он бы хотел, чтобы люди были к нему добрее. Он понимает, что он неплохой парень. Почему люди не видят этого? Гнев Джона — его защитная оболочка. Он чувствует, что должен сам за себя постоять, потому что никто другой не постоит за него.
Если вы, как и Джон, реагируете гневом на все происходящее, спросите себя: «Какие эмоции, помимо гнева, я испытываю? Что мне нужно на самом деле? Чего не хватает?». Возможно, вы сердитесь, потому что к вам не прислушались, вас отталкивают друзья или не понимает начальник. Вам не хватает признания и уважения. Вы хотите, чтобы люди включали вас в свой круг и принимали. Вы чувствуете не только гнев, но и грусть. Осознание этого поможет вам справиться с ситуацией.
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Статья по психологии на тему «Эмоции и чувства»
Введение
Данная тема является актуальной, поскольку эмоции и чувства (ощущения) мы познаем окружающую действительность. Вот это и есть ответ на вопрос о том, зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? При данном познавательном процессе каждый из изученных вносят неотъемлемый вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря собственной воле, а так же не пассивной деятельности, люди воплощают в жизнь свои планы и так далее. Конечно же, без радости, без любви, без страданий, без досады не обходится.
Ведь наша с вами жизнь не мыслима, и это каждый знает не по — наслышке, без эмоций, без чувств.
Существует трехчленная структура психики: ум, воля и чувство, а так же о противоположности ума и сердца. Еще с давних пор возникло представление о данном. Однако особое внимание уделялось всегда изучению чувств и эмоций.
В наше время колоссальное количество ученых, и даже бывают коллективы, занимаются изучением такой проблемы, как эмоции и чувства. Один из главенствующих вопросов: для чего нужны чувства человеку? Какие несут функции? Какую играют роль в психической жизни людей?
Целью и задачами данной работы являются изучение понятия чувств, эмоций, а так же дать характеристику им и выявить специфику.
Структура: работа состоит из девяти глав, три из которых – это структурные части, а шесть – основная часть. Общий объем составляет шестнадцать страниц.
1. Понятие об эмоциях и чувствах
Эмоции и чувства проявляются в поведении, в деятельности человека. Они могут нести как положительное, так и негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.
Чувства и эмоции имеют свойство выражать духовные запросы, и так же стремление человека, отношение человека к реальности. Чувства и эмоции имеют взаимную связь, но такие понятия отождествлять нельзя, поскольку у каждого совершенно разное содержание и разная форма.
Эмоция — это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.[1]
Эмоции можно разделить как на сложные, так и на простые. К простым эмоциям относятся и бодрость, и усталость, и боль, а так же удовольствие, получаемое от пищи. Данное свойственно и животным и людям.
Сложные эмоции и чувства сформировались в человеческой жизни из простых. Примером здесь может служить переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа, то есть сложные эмоции возникают в результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения.
Чувства — это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.
Характерными чертами как для эмоций, так и для чувств это то, что они имеют, популярность, качество, интенсивность, активность.
Чувствам и эмоциям свойственна полярность. Любое чувство или любая эмоция имеют свойство различно проявляться в той или иной ситуации, то есть могут проявляться противоположно. Здесь же примером могут послужить следующие: «ненависть — любовь», «радость – горе», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок.
Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.Существуют астенические и стенические чувства. Первые – это те, которые угнетают человека, делают слабее его активность. А вторые, в свою очередь – это те, которые усиливают активность.
Чувства могут выражаться как в большей, так и в меньшей степени, а так же могут быть и продолжительными и кратковременные. Это происходит в зависимости от состояния человека, от его отношения или же от человеческих особенностей.
Чувства захватывают человека всего полностью – это их специфичность. Они имеют колоссальное значение для организма, т.к. они подают сигналы либо о полезных, либо о вредных влияниях, которые воздействуют на него.
Эмоции могут стать как негативным фактором жизненной деятельности, так и положительным.
Необходимо заметить и то, что природа чувств и эмоций имеет связь с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях.
Существуют различия между потребностями животных и людскими потребностями: содержание, способ управления, интенсивность. Именно это и является причиной отличия таких эмоций у людей и животных, которые свойственны и тем, и другим – радость, страх, грусть и так далее. В процессе эволюции эмоции и чувства людей стали совершенно другими, то есть они очеловечились, начали обладать спецификой.
У людей, как у социальных существ, появились потребности духовные, высшие. А вместе с данными возникшими потребностями возникли и высшие чувства – это и мораль, и эстетика, то есть те чувства, которые не свойственны животным. У животных же чувства так и остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Как указывал еще Ч. Дарвин, свойственно только человеку — чувство стыда.
Следует заметить, что деятельность людей тесно связана с его чувствами. Потому что деятельность способна вызвать самые различные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.
Чувства делают жизнь человека намного богаче. Идеи без чувств — холодны, «светят, но не греют», лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. Убежденность без чувств невозможна.
2. Физиологические механизмы чувств
Чувства – это, можно сказать, одна не из простых реакций организма, где принимают участие все отделы нервной системы. Природа чувств – рефлекторная. Физиологическим механизмом чувств как таковых является деятельность подкорковых нервных центров — гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Однако, кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль. [2]Кора осуществляет функцию регуляции подкорковых процессов, путем направления их деятельности в соответствии с осознанием человеком своих переживаний.
Непрерывное взаимодействие происходит меж корой головного мозга и подкорковыми центрами нервной системы. Подкорка служит источником силы для коры больших полушарий, а так е тонизирует ее. Кора же, в свою очередь, осуществляет процесс регулирования возбуждения, который идет из подкорки, и под ее действием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а иные затормаживаются в зависимости от обстоятельств и состояний человека. Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей вызывает разнообразные эмоции и чувства.
Динамические стереотипы, системы временных нервных связей – это один из главенствующих механизмов. Здесь возможно появление таких чувств, как легкости и тяжести, удовлетворение и обиды, бодрости и усталости и так далее.
Совместное действие второй сигнальной системы с первой – вот что играет колоссальную роль в появлении, а так же в движении чувств. [3]Слово имеет способность и изменить настроение человека, и вызвать глубочайшее переживание. Чувства, которые вызываются поэтическими произведениями – это является наилучшим показателем данного. Осознавая как ситуацию, которая вызывает определенные чувства, так и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, воздерживаясь или регулируя их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее эмоциональное и чувственное состояния при этом сохраняются.
3. Классификация чувств
Как же можно классифицировать чувства? Это можно осуществить по-разному: по «знаку» (плюс — минус) переживания — приятные — неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, — биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека — активизируют или тормозят; по степени выраженности — от легкого «нравится» до страстной любви и т. д. Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживание словесно.
Вильгельм Вундт выдвинул предложение о классификации чувств по трем критериям: удовольствие — неудовольствие, напряжение — разряжение, возбуждение — торможение. К. Изард, в свою очередь, разделяет чувства на фундаментальные и произвольные, то есть определенный ряд фундаментальных эмоций, а все те, что остались – произвольные. К фундаментальным относятся: интерес — волнение; радость; удивление; горе — страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина.
При рассмотрении любого списка чувств, можно проследить одну закономерную специфику: к каждому положительному чувству есть возможность подобрать ему противоположное. Это и есть полярность чувств и эмоций.
Высшие чувства – это отражение отношения к явлениям общественной реальности, переживания. Высшие чувства так же можно поделить на моральные, на эстетические, на интеллектуальные и на практические. От того на сколько будут развиты эти чувство зависит и развитие духовного уровня. Данные чувства не только личные переживания, но еще и средство воспитанного влияния на других.
Чувства, где проявляется стойкое отношение человека к человеку, к событиям, а так же лично к самому себе, называются моральными чувствами. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.
Моральные чувства стали основным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека. В итоге социально-исторической жизни людей и появились моральные чувства.
Чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм – это эстетические чувства. Именно данные чувства становятся родником для произведений искусства.
Поставить себя в данном мире человек может не только словом, но и чувствами.
4.
Функции чувствФункция формирования внутренней реальной человеческой жизни. Для того, чтобы прожить жизнь, человеку необходимо ее пережить. Любое событие из жизни сопровождается чувствами.[4]
Функция формирования сознания. Это отражение психического в себе, отражение своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей, переживаний.[5]
Интегральная функция чувств. В процессе своего действия, охватывается организм полностью, происходит задействование всех функций организма.
Информационная функция чувств. Суть ее заключается в утверждении Симонова, что «…эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент…»[6]
Гиперкомпенсаторная функция. Суть данной функции состоит в том, что чувства приводят к очень большой мобилизации энергетических ресурсов всего организма.
Активационно-мобилизационная функция эмоций. Сущность заключается в том, что она активирует деятельность всего организма в условиях удовлетворения актуальной потребности.
Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. Суть этой же функции состоит в том, что бы положительное чувство выполнило роль фактора, который подкрепит или закрепит полезное действие.
5. Формы переживания чувств
Настроение, стрессы, аффекты, страсти, фрустрации – то, в чем проявляются чувства.
Настроение. Данное является общим эмоциональным состоянием, а так же не направленно на что-то определенное. Настроение может быть положительным, а так же негативным. Причинами настроения могут быть самыми различными: от неподготовленности к деятельности до приятного известия.
Аффекты. Данное является мощным, не продолжительным по времени возбуждением, которое возникает неожиданно и так завладевает человеком, что тот перестаёт отдавать отчет самому себе о проделанных действиях.
Стресс. Данное похоже на аффекты. Так же имеет способность появиться в условиях жизни, которые являются напряженными, а так же в ситуациях, которые являются опасными и возникаю тогда, когда их никто не ждет.
Фрустрация. Для данного свойственны дезорганизация сознания, а так же деятельности. В простонародье о человеке, который находится в этом состоянии, говорит «человек-овощ». Человек оказывается в состоянии безнадёжности. Данное эмоциональное состояние возникает в итоге конфликта.
Страсти. Данное является продолжительным по времени, стойким, они овладевают человеком полностью. Страсть – это человеческая сила, которая является существенной, она активно преследуют цель. Различают как положительные, так и отрицательные страсти. Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.
6. Выражение чувств
Переживании эмоциональных состояний никогда не обходится без соответствующих внутренних или внешних выражений.
Как только возникает возбуждение внутренне, оно моментально завладевает всем организмом. Если внешнее выражение чувств проявляется в позах, интонациях, движении, мимики и так далее, то внутреннее, в свою очередь – в кровяном давлении, в сердцебиении, в дыхании и так далее.
Именно внутренние переживания могут осуществляться посредством подавления либо возбуждения.
Внешнее выражение чувств начинается с самого раннего детства. Его можно пронаблюдать у младенцев, хоть оно еще плохо дифференцированно. Но в последствии, с приобретением опыта, а именно с освоением речи, данное выражение приобретает специфику. Богатство их настолько велико, что в языке существуют около пяти тысяч—шести тысяч слов, которыми преимущественно передаются переживания.
С овладением экспрессивными способами выражения эмоций и чувств формируются способности воспринимать и понимать разнообразные формы и оттенки выражения переживаний, умения их опознавать.
Вместе с этим развивается умение пользоваться экспрессивными способами выражения чувств с целью оказывать влияние на других. Эта способность необходима для артиста, а особенно для педагога, который, распознав, благодаря наблюдательности, внутренние состояния и переживания, может руководить ими, влиять на других с воспитательной целью собственными экспрессивно выраженными чувствами.
В зависимости от обстоятельств и состояния человека, его подготовленности к переживаниям, эмоции и чувства могут быть выражены пo-разному. Чувство страха, например, может вызвать астеническую реакцию — скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.
Формы и интенсивность выявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры человека, традиций и обычаев. Это особенно отражается на выражении их внешними способами — мимикой, движениями, жестами. Внутреннее же их выражение (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.
Мышление против чувств: психология рекламы
Реклама сформировала наше общество. Он стал частью мировой культуры и глубоко укоренился в нашем обществе. Это красивые фотографии счастливых семей рядом с жилыми домами. Это наши любимые знаменитости, использующие новые косметические средства. Мы видим известные имена, продающие чистящие средства или продукты питания. Реклама повсюду, и это большая индустрия.
Возможно, мы этого не знаем, но средний американец видит большое количество рекламных роликов с различных носителей в течение 24 часов. Это включает в себя радио, телевидение, социальные сети и печатную рекламу. Если вы часто используете свой телефон, это реклама, которая появляется, когда мы просматриваем торговые магазины и ждем загрузки изображения в приложение для фотографии. Поскольку мы сталкиваемся с таким количеством рекламы, как рекламодатели и маркетологи делают так, чтобы их объявления выделялись?
Добавьте эту инфографику на свой сайт
Количество рекламы, которую мы видим
В 1970-х годах люди видели около 500 рекламных объявлений в день. В настоящее время люди видят около 5000 объявлений в день. Каждый год в Интернете показывается 5,3 триллиона медийных объявлений. В среднем дети ежегодно видят 20 000 тридцатисекундных рекламных роликов. Взрослые видят в среднем 2 миллиона из них ежегодно.
Рекламщики и маркетологи знают, что люди с готовностью откликаются, когда находят что-то приятное, примечательное или интересное. Они используют это, чтобы сделать свои бренды популярными. Они ориентируют рекламные кампании на основе этого. Это может быть интересный образ, музыка, история или сам бренд, который бросается в глаза человеку. Хорошая рекламная фирма сможет идентифицировать вирусный контент и использовать его в своей рекламе.
Эмоции важнее рационального содержания
Реклама направлена как на размышления, так и на чувства. Однако чувства, кажется, стоят выше. Основываясь на эффективности рекламной кампании, 31% объявлений с эмоциональным содержанием были успешными по сравнению с 16% успеха объявлений с рациональным содержанием.
Объявления, вызывающие чувства, используют разные темы. Однако лучше всего работают гордость, любовь, достижения, мужское сочувствие, дружба, одиночество или воспоминания.
Эмоциональная реакция на рекламу, а не фактическое содержание рекламы, оказывает большое влияние на намерение потребителя купить продукт. Привлекательность — это наиболее предсказуемый показатель, который может помочь определить, увеличит ли реклама продажи бренда.
Воздействие цвета
Все мы знаем, что цвет может вызывать у человека определенные чувства. Вот почему он широко используется в продажах и брендинге.
Цвет также играет важную роль в конверсии. Исследования показывают, что изменение цвета кнопки призыва к действию в онлайн-рекламе со светло-зеленого на желтый может повысить коэффициент конверсии на 14,5%. Цветная рамка вокруг рекламного изображения Facebook также может удвоить рейтинг кликов.
Цветовой контраст тоже помогает. Исследования показали, что контрастные цвета двух ссылок на одном изображении могут увеличить коэффициент конверсии на 60%.
Два типа эмоциональной реакции
Существует два типа эмоциональной реакции. Оба используются в промышленности и дали поразительные результаты.
Первый основан на эмпатии. Эмпатический ответ — это когда человек сопереживает или чувствует близость к бренду после просмотра рекламы. Это достигается за счет показа в рекламе таких изображений, как дети, кошки, собаки и младенцы.
Второй ответ связан с творчеством. Креативный ответ возникает, когда реклама заставляет человека почувствовать, что бренд опережает игру или обладает воображением — это отдельный класс. Это достигается совершенствованием тона закадрового голоса, правильным подбором актеров, постановкой, сюжетной линией и даже фоновой музыкой. То, как направлена реклама, также играет важную роль.
Чтобы захватить аудиторию, важно применить несколько ключевых стратегий. Рекламная фирма должна сразу вызвать удивление или радость. Это будет поддерживать вовлеченность зрителей. Радость и удивление — лучшие способы добиться этого. Также важно построить эмоциональные американские горки, так как это, скорее всего, гарантирует, что зрители продолжат смотреть видео из-за эмоциональных взлетов и падений, которые они испытывают.
Успешные настоящие рекламные кампании
Кампания Unilever «Грязь — это хорошо» была успешной. Они хотели сообщение, которое будет резонировать. Благодаря интенсивным исследованиям они смогли узнать, что потребители не так сильно ненавидят пятна и грязь, как это подразумевается в большинстве рекламных кампаний. Они подняли планку, запустив кампанию, в которой говорили о грязи и пятнах как о части естественного опыта их детей.
Кампания Dove «Настоящая красота» также стала победителем. Бренд искусно создал видеоролики и изображения, призванные расширить возможности женщин и заставить их чувствовать себя хорошо. Они смогли вызвать эмоциональные реакции, которые варьировались от знаний, тепла и даже счастья от целевой демографической группы. Фактически, многие видео стали вирусными в социальных сетях, расширив охват бренда.
Кампания Coca Cola «Фабрика счастья» — еще один яркий пример. За последние несколько десятилетий бренд культивировал связь между кока-колой, радостью жизни и оптимизмом. Они смогли отправить сообщение, изобразив счастливых друзей и семьи, пьющих кока-колу в веселой обстановке. Эта постоянная формула позволила Coca Cola вызвать эмоции, которые они хотят от своих клиентов, благодаря продолжительному использованию кампании.
Кампания Google «Друзья навсегда» была самой популярной рекламой в 2015 году. В настоящее время она считается самой популярной рекламой всех времен. С тех пор, как реклама была запущена в феврале того же года, Google собрал 6 432 921 репост в социальных сетях, таких как Twitter, Facebook и различных местах в блогосфере. Они смогли сделать это, используя эмоциональную привязанность, которую люди испытывают к своим пушистым друзьям; в видео была показана удивительная дружба животных. По сей день кампания по-прежнему остается хитом и все еще находится в обращении.
Реклама может побуждать людей покупать или использовать определенные продукты и услуги. Эмоциональный маршрут остается одним из лучших способов сделать это. Эта форма маркетинга — отличный способ для компаний представить свой бренд или культуру своим потребителям. Именно здесь растет привлекательность компании, поскольку потребители могут увидеть индивидуальность бренда.
Что такое эмоции? (Consumer Psychology 101)
Эмоция – это чувство связанное с физическими и психологическими изменениями, влияющими на наше поведение. Например, потребитель, ожидающий открытия дверей большой ежегодной распродажи в своем любимом магазине вместе с сотней других людей, скорее всего, будет взволнован. Может быть, ее сердцебиение немного учащается, поскольку она предвкушает все выгодные сделки, которые ей предстоят.
На самом базовом уровне мы можем охарактеризовать такую эмоцию, как возбуждение, двумя измерениями:
1) Валентность, т. е. является ли она положительной или отрицательной эмоцией
2) Возбуждение, т. е. уровень произведенной энергии эмоциями
Как эмоции влияют на принятие решения о покупке?
Эмоции влияют на то, что мы должны делать во всех аспектах жизни, в том числе при принятии решений о покупке. Изменчивость валентности и возбуждения эмоции действует как источник информации, которая помогает людям решить, следует ли им продолжать или остановиться, предпринять действия или тщательно подумать. Положительные эмоции служат сигналом к продолжению поведения, тогда как отрицательные эмоции предполагают, что нам следует подумать о чем-то другом. И в то время как эмоции с высоким уровнем возбуждения побуждают нас действовать, эмоции с низким уровнем возбуждения дают нам возможность думать.
Потребитель в примере вверху испытывает позитивную эмоцию возбуждения с высокой энергией. Она готова действовать. В возбужденном состоянии она с меньшей вероятностью оценит качество товара со значительной скидкой, чем если бы она была расслаблена. С другой стороны, потребитель, который наткнулся на толпу, намереваясь приобрести только несколько основных товаров, может почувствовать себя подавленным или разочарованным. Хотя это также эмоции высокого возбуждения, они негативны. Таким образом, этот потребитель готов действовать, но, вероятно, таким образом, чтобы вытащить его из ситуации, вызывающей негативное чувство. Она может зайти в магазин и просто взять эти несколько товаров, не тратя время на просмотр других проходов, или она может просто уйти и сделать покупки в менее людном магазине.
Какие эмоции чаще всего влияют на покупательское поведение?Все эмоции могут повлиять на решение о покупке. Более важен тип покупки и тип мышления, который облегчит покупку. Эмоции сильного возбуждения, например, облегчают импульсивные покупки, потому что потребители настроены на действие. С другой стороны, в некоторых ситуациях могут быть полезны эмоции с низким уровнем возбуждения, что будет способствовать более глубокому мышлению.
Рассмотрим, например, бренд, который не является лидером категории, но выпускает отличный продукт. Потребители, которые покупают по привычке и не особо задумываются о покупке, вероятно, более склонны покупать лидера категории. Но потребитель, который более расслаблен или даже скучает (в обоих случаях эмоции слабого возбуждения), с большей вероятностью проведет некоторое исследование. В этом состоянии потребитель охотнее читает дополнительную информацию о бренде-претенденте и с большей вероятностью рассматривает фактические характеристики продукта по сравнению с конкурентами. Таким образом, при рассмотрении эмоций бренд должен думать о своем типе продукта, своем положении в конкурентной среде, а также о когнитивном и поведенческом состоянии, которое принесет наибольшую пользу этому бренду.
Какие инструменты могут использовать бренды для измерения эмоций?
Для измерения эмоций можно использовать различные инструменты. Физиологические измерения, такие как кодирование лица или частота сердечных сокращений, безусловно, интригуют, потому что они, по-видимому, напрямую связаны с эмоциями. Тем не менее, физиология сама по себе не является достаточным маркером эмоций. Физиологические меры идеально дополняют другие меры, которые обеспечивают контекст того, как человек интерпретирует ситуацию. По этой причине исследователи должны полагаться на установленную меру эмоций, основанную на структуре, которая фокусируется на уровнях валентности и возбуждения эмоций. При этом они должны спрашивать потребителей об основных эмоциях, которые они легко понимают, о которых могут рассказать и которые имеют четкие последствия для их вероятного поведения.
Какие бренды преуспели в использовании эмоций для управления потребительским поведением?
На ум приходит бренд Peloton. Peloton меняет индустрию высококлассных упражнений, о чем свидетельствует выручка, которая удвоилась по сравнению с прошлым годом и достигла почти 1,0 миллиарда долларов в 2019 году. Peloton может частично объяснить этот успех способностью бренда создавать сильную эмоциональную привлекательность. Peloton использует эмоции сильного возбуждения, такие как вдохновение. Их реклама, в которой привлекательные люди достигают своих целей под энергичную музыку во время тренировок рано утром или поздно вечером, побуждает потребителя к действию. Эмоции, вызванные этой рекламой, могут побудить потребителей игнорировать такие соображения, как стоимость, физическое пространство, необходимое для размещения оборудования в их доме, и отсутствие удобств, которые в противном случае приходят с традиционным тренажерным залом.
Как эмоции влияют на идентичность бренда?Потребители с большей вероятностью отождествят себя с брендом, если он ассоциируется у них с положительным опытом и эмоциями.