Что такое дисграфия у младших школьников: что это, причины дисграфии и методы ее профилактики, коррекция

Дисграфия у детей: что это?

Как отличить дисграфию от обычной неграмотности

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо становятся основным средством усвоения новых знаний и навыком, определяющим успешность дальнейшего обучения.

Когда дети только начинают овладевать письменной речью, они часто пишут с ошибками. Как понять, что причина ошибок на письме не в лени и нежелании учить правила, а в том, что у ребенка дисграфия и ему требуется помощь логопеда?

Согласно определению (Садовникова И.Н.), дисграфия – это частичное специфическое расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких характерных для данного состояния ошибок.

Специфическими ошибками на письме являются те, что не исчезают самостоятельно в процессе регулярной практики, по мере овладения ребенка лексико-грамматическими нормами и правилами языка. Они устраняются в ходе длительной целенаправленной коррекционной логопедической работы.

Какие симптомы или ошибки на письме у детей являются проявлением дисграфии:

  1. Ребенок не понимает, как правильно писать букву. Он может написать ее в другую сторону, не дописать какой-то элемент или заменить другим, похожим, и не заметить этого. Часто дети с дисграфией смешивают, путают написание а и о, и и ш, б и д, д и у, м и л и т.д. Так в тетрадях появляются «бятел», «шука», «мокоть» и т.п.
  2. Путает буквы, обозначающие похожие звуки, например, звонкие и глухие согласные, с и ш, з и ж, ч
    и ц, р и л, о и у. Так, ребенок пишет «Серкей» вместо «Сергей», «сорома» вместо «солома» «дедошка» вместо «дедушка», «лёбит» вместо «любит» и т.д. Часто выясняется, что такие же ошибки ребенок допускал раньше в устной речи, но со временем они исчезли, нередко в процессе целенаправленного логопедического воздействия. 
  3. Не дописывает слова, пропускает, переставляет местами или добавляет лишние звуки и слоги. Мы сейчас говорим не о пропусках букв при стечении согласных в словах типа солнце или честно, когда нужно знать правило правописания орфограммы и использовать его на практике, а о пропусках звуков, которые, казалось бы, четко слышны, например, в ударных гласных. Так слово
    «корова»
    превращается в «крва», «лисица» в «лица», «ворона» в «ровона», «брат» в «барт», «девочка»«девочека» и т.д.
  4. Не владеет согласованием слов. Например, может написать «хороший кошка» или «дети бежала».
  5. Не может правильно разделить предложения на слова. Слова сливаются друг с другом, при этом часть слова может «выпасть».
  6. Не понимает, где заканчивается одно предложение и начинается другое, и какой знак препинания нужно поставить в конце.

Число специфических ошибок при постепенном усложнении материала увеличивается, т.е. проявления дисграфии усиливаются. Поэтому часто дисграфия становится заметной во втором или третьем классе, когда она становится препятствием для усвоения материала образовательной программы по разным предметам. 

Учебные трудности нарастают, как снежный ком. В результате у ребенка из-за частых неудач и плохих оценок возникает и закрепляется комплекс «неудачника».

Поэтому очень важно первых дней обучения грамоте в начальной школе обращать внимание на характер ошибок ребёнка на письме.

Не стоит также начинать учить ребенка писать в 4-5 лет, т.к. в этом возрасте большинство детей не готовы к овладению письмом, и излишняя настойчивость родителей может только навредить и вызвать стойкую нелюбовь к учебе.

Если вы заметили специфические ошибки и проявления дисграфии в тетради своего ребёнка, нужно как можно скорее обратиться к логопеду. Он проведет обследование, определит причину и характер нарушения письма, разработает план педагогической и логопедической помощи. 

Что такое дисграфия у младших школьников: диагностика и коррекция

Здравствуйте, друзья! Рада видеть вас снова! А если вы в первый раз у меня на блоге, то располагайтесь поудобнее и чувствуйте себя как дома!

Знаете ли вы, что такое дисграфия у младших школьников? Это такая «хитренькая дамочка», которая мешает школьникам нормально, грамотно и красиво писать. Кстати, лучшая подружка дислексии. Они частенько ходят парой. Но лучше бы они ходили где-нибудь в другом месте, подальше от наших детей и не мешали бы им нормально учиться.

Есть предложение узнать дисграфию получше, чтобы быстрее ее победить, если она вдруг появится на горизонте. Согласны? Тогда вперед!

План урока:

  • 1 Что это такое?
  • 2 Откуда она берется?
  • 3 Как выглядит дисграфия?
  • 4 Кто поможет?
  • 5 Виды дисграфии
    • 5. 1 Артикуляторно-акустическая
    • 5.2 Акустическая
    • 5.3 Оптическая
    • 5.4 Аграмматическая
    • 5.5 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
    • 5.6 Моторная
  • 6 Защита от дисграфии

Что это такое?

Обратимся к википедии, которая знает практически все.

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

То есть у ребенка все в порядке с интеллектом, он знает все правила русского языка, которые он в школе проходил и прекрасно их помнит. А вот писать грамотно не может и все!

Родители удивляются, ну как вместо слова «приближение», можно написать «бриплишения»? Каааак??? Оказывается можно, если у тебя дисграфия. И это важно понять и вовремя заметить. И не тратить время на ругань и наказания, они не помогут. Хотя нет, могут помочь! Помочь замкнуться в себе. А оно нам надо?

Откуда она берется?

Данное заболевание выявляется примерно у 30% школьников. Именно в начальной школе. Особо внимательными следует быть родителям:

  • второклашек;
  • левшей;
  • переученных левшей;
  • бывших воспитанников логопедических групп;
  • детишек, в чьих семьях общаются на двух и более языках.

Так же причинами возникновения проблем с письмом могут являться:

  1. Генетическая предрасположенность (если у папы или мамы была дисграфия, то и у сына или дочки она будет).
  2. Инфекции и заболевания, затрагивающие мозг.
  3. Травмы родовые и черепно-мозговые.
  4. Недостаток речевого общения.
  5. Педагогическая запущенность.
  6. Слишком раннее начало обучения ребенка письму, когда он еще к этому не готов психологически.

Как выглядит дисграфия?

Выглядит она крайне непривлекательно. Ужасный, корявый, неровный почерк. Слова идут волной и наскакивают друг на друга.

При этом можно наблюдать:

  • пропуски букв;
  • замену одних букв другими;
  • путаницу в словах, когда буквы меняются местами;
  • слитное написание слов, которые должны писаться раздельно и наоборот;
  • пропуски целых слов;
  • оборванные предложения;
  • путаницу в предложениях, когда слова меняются местами;
  • замену заглавных букв прописными;
  • пропуски знаков препинания.

В общем, полная чехарда получается у детишек! А у родителей получаются сплошные нервы и расстройства. А расстраиваться не надо! Некогда! Потому что пора бежать к специалистам за помощью.

Кто поможет?

Само это не пройдет, не надейтесь. Это невозможно!

Коррекцией этой проблемы занимаются логопеды или логопеды-деффектологи.

Специалист сначала проведет диагностику, познакомится поближе с речью ребенка, особенностями его почерка, ошибками при письме. Определится с видом дисграфии и разработает индивидуальную программу коррекции: подберет специальные упражнения, речевые игры. Подробно объяснит, как с ней бороться.

Родителям маленького дисграфика нужно быть готовыми к тому, что это дело не одного двух дней. На устранение проблемы могут уйти месяцы и даже годы работы. Но оно того стоит! И ради светлого будущего можно и постараться.

Так же здесь важно понять, что без помощи специалиста не обойтись, своими силами справиться с дисграфией крайне трудно, практически невозможно. Здесь все должны работать совместно: вы, ребенок, логопед и учитель.

А что я там говорила про виды дисграфии? Ничего не говорила? Исправляюсь!

Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая

Школьник произносит звуки неправильно. И проговаривает их при письме тоже неправильно, соответственно и пишет он неправильно. Коррекция данного вида дисграфии будет направлена на правильное произношение звуков.

Акустическая

В этом случае ученик произносит звуки правильно. Вот только он их путает. Особенно те, которые похожи по своему звучанию. Вы ему говорите: «Жук». А он слышит «шук». А как слышит, так и пишет.

Оптическая

Наши прописные буквы очень друг на друга похожи. Все они состоят из одних и тех же элементов: кружочков, палочек, черточек, крючочков. Школьник никак не может запомнить, как их правильно размещать. Он знает, что здесь должна быть буква «ц», но вместо двух крючочков пишет три и получает в результате «щ». А еще он может писать зеркальные буквы, то есть развернутые в другую сторону.

Аграмматическая

При таком виде дисграфии ребенок не может объединять части речи, например, существительные и прилагательные. И у него вместо «большая собака» получается вдруг «большой собака». Так же есть затруднения в склонении слов по родам и падежам.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Трудно дается деление предложений на слова, а слов на слоги и буквы. Искажается строение слов и предложений. Пропускаются гласные и согласные, переставляются местами буквы в словах и слоги. А также слова в предложениях.

Моторная

Это когда все дело в руке ребенка, в пальчиках, которым тяжело держать ручку и выполнять много-много мелких движений, чтобы написать ту или иную буковку. Возможно, во время подготовки к школе было уделено мало внимания подготовки руки к письму.

Защита от дисграфии

Можно ли предупредить это заболевание? Заняться профилактикой?

Здесь все зависит от причины, которая его вызвала. Если это, например, родовая травма, то дисграфия уже есть, и предупредить ее не получится.

Ну а если рассматривать социальные аспекты, которые влияют на возникновение дисграфии, то тут все в наших родительских руках. Нужно с ребенком заниматься, причем тем, к чему он готов психологически. Нужно с ним разговаривать, нужно перед школой готовить руку к письму, развивать мелкую моторику. Нужно вовремя решать логопедические проблемы. Нужно быть внимательным к своему ребенку и все будет отлично!

Ну а если дисграфия все-таки подобралась к вашему маленькому школьнику, то не отчаивайтесь. Берите в свою команду хорошего логопеда, принимайте в союзники учителя, настраивайте ребенка на победу и гоните ее в шею. Желаю вам удачи!

А теперь давайте послушаем, что о дисграфии говорит специалист-логопед.

Буду надеяться, друзья, что эта информация вам не пригодится, но будет полезна. Потому что

Предупрежден — значит вооружен!

Если вам приходилось сталкиваться с дисграфией у детей, пожалуйста, поделитесь своим опытом и ощущениями в комментариях.

Будьте здоровы! Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Что такое дисграфия? | Reading Rockets

Автор: Национальный центр проблем с обучаемостью (NCLD)

Дисграфия — это нарушение обучаемости, которое влияет на способность писать. Изучите предупреждающие знаки и стратегии, которые могут помочь. Существуют методы обучения и приспособления ранних писателей, молодых студентов или помощи себе, если вы боретесь с дисграфией.

Дисграфия — это неспособность к обучению, которая влияет на способность писать. Это может проявляться в трудностях с правописанием, плохом почерке и проблемах с изложением мыслей на бумаге. Поскольку письмо требует сложного набора двигательных навыков и навыков обработки информации, недостаточно сказать, что у учащегося дисграфия. Учащийся с нарушениями письменной речи выиграет от специальных приспособлений в учебной среде, а также от дополнительной практики в изучении навыков, необходимых для того, чтобы стать опытным писателем.

Каковы предупреждающие признаки дисграфии?

Просто плохой почерк не означает, что у человека дисграфия. Поскольку дисграфия — это расстройство обработки информации, трудности могут меняться на протяжении всей жизни. Однако, поскольку письмо представляет собой процесс развития: дети учатся моторным навыкам, необходимым для письма, и в то же время учатся мыслительным навыкам, необходимым для общения на бумаге, трудности также могут пересекаться.

Если у человека есть проблемы в любой из перечисленных ниже областей, может оказаться полезной дополнительная помощь.

  • Плотный, неудобный хват карандаша и положение тела
  • Неразборчивый почерк
  • Избегание заданий по письму или рисованию
  • Быстрая утомляемость при письме
  • Произнесение слов вслух при письме
  • Незаконченные или пропущенные слова при организации мыслей

    15 бумага

  • Трудности с синтаксической структурой и грамматикой
  • Большой разрыв между письменными идеями и пониманием, демонстрируемым через речь.

Какие стратегии могут помочь?

Есть много способов помочь человеку с дисграфией добиться успеха. Обычно стратегии делятся на три категории:

Каждый тип стратегии следует учитывать при планировании обучения и поддержки. Человеку с дисграфией будет полезна помощь как специалистов, так и самых близких людей. Поиск наиболее выгодного типа поддержки — это процесс опробования различных идей и открытого обмена мнениями о том, что работает лучше всего.

Ранние писатели

Ниже приведены несколько примеров того, как научить людей с дисграфией преодолевать некоторые трудности с письменным выражением.

  • Используйте бумагу с выпуклыми линиями в качестве сенсорного ориентира, помогающего оставаться в пределах линий.
  • Попробуйте разные ручки и карандаши, чтобы найти наиболее удобный.
  • Потренируйтесь писать буквы и цифры в воздухе большими движениями рук, чтобы улучшить моторную память этих важных фигур. Также тренируйте буквы и цифры более мелкими движениями рук или пальцев.
  • Поощряйте правильный захват, позу и положение бумаги при письме. Важно закрепить это как можно раньше, так как впоследствии учащимся будет трудно отучиться от вредных привычек.
  • Используйте мультисенсорные техники для изучения букв, фигур и цифр. Например, говоря через двигательные последовательности, такие как «b», это «большая палка вниз, круг от моего тела».
  • Заблаговременно внедрить текстовый процессор на компьютер; однако не исключайте почерк для ребенка. В то время как печатание может облегчить написание, сняв разочарование при составлении букв, почерк является жизненно важной частью способности человека функционировать в мире.
  • Будьте терпеливы и позитивны, поощряйте практику и хвалите усилия — чтобы стать хорошим писателем, нужно время и практика.

Молодые студенты

  • Разрешить использование печатного или скорописного шрифта — в зависимости от того, что удобнее.
  • Используйте большую миллиметровку для математических вычислений, чтобы столбцы и строки были организованы.
  • Выделите дополнительное время для письменных заданий.
  • Начните писать задания творчески, рисуя или записывая идеи на магнитофон
  • Чередуйте письменные задания: сделайте акцент на аккуратности и орфографии, на других — на грамматику или организацию идей.
  • Подробно обучайте различным типам письма — описательным и личным эссе, рассказам, стихам и т. д.
  • Не оценивайте выполненные на время задания по аккуратности и правописанию.
  • Предложите учащимся вычитывать работу после задержки — после перерыва легче увидеть ошибки.
  • Помогите учащимся составить контрольный список для редактирования работы — орфография, аккуратность, грамматика, синтаксис, четкое развитие идей и т. д.
  • Поощряйте использование программы проверки орфографии – для рукописной работы доступны программы проверки правописания
  • Сокращение объема копирования; вместо этого сосредоточьтесь на написании оригинальных ответов и идей
  • Предложите учащимся выполнять задания небольшими шагами, а не все сразу.
  • Найдите альтернативные способы оценки знаний, такие как устные отчеты или визуальные проекты
  • Поощряйте практику с помощью возможностей письма с низким уровнем стресса, таких как письма, дневник, составление домашних списков или отслеживание спортивных команд.

Подростки и взрослые

  • Предоставьте магнитофоны для ведения записей и подготовки к письменным заданиям.
  • Создайте пошаговый план, который разбивает письменные задания на небольшие задачи (см. ниже).
  • При организации письменных проектов составьте список ключевых слов, которые будут полезны.
  • Дайте четкий, конструктивный отзыв о качестве работы, объяснив сильные и слабые стороны проекта, прокомментировав структуру и включенную информацию.
  • Используйте вспомогательные технологии, такие как голосовое программное обеспечение, если механические аспекты письма остаются серьезным препятствием.

Многие из этих советов могут быть использованы всеми возрастными группами. Никогда не бывает слишком рано или слишком поздно укреплять навыки, необходимые для того, чтобы стать хорошим писателем.

Хотя по закону учителя и работодатели обязаны делать «разумные приспособления» для лиц с ограниченными возможностями обучения, они могут не знать, как помочь. Поговорите с ними о дисграфии и объясните проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в результате своей неспособности к обучению.

Как подходить к письменным заданиям

  • Спланируйте свою статью (Соберите воедино свои идеи и подумайте, как вы хотите их использовать в письме.)
  • Организуйте свои мысли и идеи
  • Создайте схему или графический органайзер, чтобы убедиться, что вы включены все ваши идеи.
  • Составьте список ключевых мыслей и слов, которые вы хотите использовать в своей статье.

Напишите черновик

Этот первый черновик должен сосредоточиться на воплощении ваших идей на бумаге — не беспокойтесь о орфографических или грамматических ошибках. Использование компьютера полезно, потому что позже будет легче редактировать.

Отредактируйте свою работу

  • Проверьте свою работу на правильность правописания, грамматики и синтаксиса; при необходимости используйте проверку орфографии.
  • Отредактируйте статью, чтобы уточнить и улучшить ее содержание. Тезаурус поможет найти различные способы изложения своей точки зрения.

Пересмотрите свою работу, создав окончательный вариант

  • Перепишите свою работу в окончательный вариант.
  • Обязательно прочтите его в последний раз перед отправкой.

Copyright 2007 National Center for Learning Disability, Inc. Все права защищены. Используется с разрешения.

Перепечатки

По любым запросам на перепечатку обращайтесь к указанному автору или издателю.

Смежные темы

Нарушения обучаемости

Правописание и изучение слов

Письмо

Новое и популярное

Преобразование речи и речи в печать: отображение ранней грамотности

100 детских авторов и иллюстраторов, которые должен знать каждый0003

7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка

Скрининг, диагностика и мониторинг прогресса беглости речи: подробности

Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов

Наши блоги о грамотности

Совместное чтение в эпоху структурированной грамотности

Детские и образовательные СМИ

Знакомьтесь, Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторы книги Black Boy, Black Boy: Celebrating the Power of You

Get Widget |

 Подписаться

Распознавание симптомов в любом возрасте

Хотя дисграфия — неспособность к обучению, которая в первую очередь влияет на почерк — может показаться простой, это вряд ли универсальное расстройство. Он различается по своим симптомам и степени тяжести, и его легко пропустить у детей, особенно в легких случаях. Если у вашего ребенка дисграфия, ему может быть трудно не только писать — ему также может быть трудно завязать шнурки, использовать вилку или застегнуть молнию на куртке.

Эксперты не совсем уверены, что вызывает дисграфию у детей, хотя новые данные указывают на то, что это может быть связано с «орфографическим кодированием», то есть навыками рабочей памяти, участвующими в процессе письма. Когда дети начинают писать, им нужно очень быстро запомнить различные наборы информации: что они знают о предмете, какую мысль они хотят подчеркнуть в своем письме и как физически формировать буквы по мере их написания. Дети с дисграфией с трудом запоминают эту информацию быстро, что приводит к письменным работам, которые часто не совсем точно отражают их понимание темы.

Поскольку дети с дисграфией часто хорошо умеют читать или вербально расширять тему, их проблемы с письмом часто винят в «лени» или «небрежности» — хотя это далеко не так. Как и другие нарушения способности к обучению, дисграфия является наследственной и часто передается по наследству. Если у вас или другого члена вашей семьи есть дисграфия, она, скорее всего, будет и у вашего ребенка.

[Самопроверка: может ли у вашего ребенка дисграфия?]

Симптомы дома

Симптомы дисграфии могут проявляться с того момента, как ваш ребенок впервые берет в руки карандаш, но они могут проявиться и намного позже — у большинства детей дисграфия диагностируется в начальной или средней школе. Поищите эти домашние маркеры, чтобы определить, указывают ли симптомы, которые вы наблюдаете в разном возрасте, на дисграфию:

Дошкольное

  • Сопротивление раскрашиванию или рисованию
  • Неловко держит карандаши или маркеры
  • Часто жалуется, что рисование причиняет боль или утомляет руки
  • Борется с соединением точек, трассировкой или другими письменными действиями, требующими соблюдения шаблонов
  • Может испытывать трудности с поднятием мелких предметов

Начальная и средняя школа

  • Пытается рисовать, обводить или воспроизводить простые формы; сопротивляется художественной деятельности, связанной с рисованием
  • Не может завязывать шнурки после 8 лет
  • Не любит помогать вам со списком продуктов, оставлять записку для папы или выполнять любую другую быструю работу, связанную с письмом
  • Часто пытается уклониться от домашних письменных заданий или жалуется, что не знает, что писать
  • Проблемы с использованием ножниц, застегивания одежды или застегивания молнии
  • Может есть неловко; изо всех сил пытается пользоваться ножом и вилкой одновременно
  • Движения часто не кажутся плавными; противоположные руки и кисти двигаются не синхронно друг с другом

Средняя школа

  • Почерк остается трудным или неразборчивым
  • Делает орфографические ошибки в повседневных словах, когда оставляет вам записку или отправляет вам текст
  • Может возникнуть проблема с текстовыми сообщениями и набором текста
  • Продолжает бояться письменных домашних заданий или жалуется, что не знает, с чего начать
  • Может уверенно рассказывать о том, чему научился в школе, но отказывается записывать это

Симптомы в школе

Подобно другим нарушениям обучаемости, дисграфия чаще всего проявляется в школе. Если ваш ребенок часто приносит домой неразборчивые записи или впадает в отчаяние от перспективы написать сочинение для домашнего задания, попросите его учителя поискать в школе следующие возрастные признаки дисграфии:

Дошкольное образование

  • Трудно копировать простые буквы с той же скоростью, что и другие дети
  • Редко выбирает раскраски или другие занятия рисованием, когда есть свободное время
  • Беспокойный при рисовании; вскакивает с места или часто просит прощения

Начальная и средняя школа

  • Проблемы с формированием букв или пробелами между словами
  • Неудобный или болезненный захват карандаша
  • Использует случайный набор размеров букв
  • Одно и то же слово пишется по-разному, даже в одном и том же абзаце
  • Трудно следовать линии или оставаться в пределах поля
  • Проблемы со структурой предложения или соблюдением правил грамматики при письме, но не при разговоре
  • Невозможно прочитать собственный почерк
  • Проблемы с чтением карт или графиков
  • Вставляет заглавные буквы в середину слов или забывает заглавные буквы, когда они требуются
  • Забывает или неправильно использует пунктуацию

Средняя школа

  • Трудности с организацией или изложением мыслей на бумаге
  • Продолжает писать простыми предложениями после того, как сверстники перешли к более сложной структуре предложения
  • Пропускает буквы или окончания слов при быстром письме
  • Пытается создать схемы для письменных заданий
  • Упускает важные факты или детали при написании
  • Случайно сочетает печатные и курсивные буквы
  • Никогда не переходит к сути письменного задания и не повторяет одни и те же идеи снова и снова с несколько иными формулировками

Если вы заметили эти признаки дисграфии у своего ребенка, подумайте о том, чтобы запросить оценку в его или ее школе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts