Что такое экологическое воспитание дошкольников определение: Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания — Дошкольное образование — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Экологическое воспитание в детском саду – АНРО технолоджи

Современная система ФГОС направлена на формирование целостной духовно-нравственной личности. Сегодняшнее обострение экологической проблемы требует интенсивной просветительной работы по совершенствованию у детей экологического сознания. Ведущим и начальным звеном в этой системе является детский сад. Дошкольное детство — это важный этап становления личности, когда закладываются нравственные ценности по отношению к окружающему нас миру.

Базовым значением экологического воспитания в ДОУ является формирование правильного отношения к всевозможным явлениям природы. Духовно-нравственное воспитание позволит не просто реализовать задачи, поставленные перед ФГОС, но и обеспечит понимание некоторых ценностей, связанных с поведением животных и состоянием растений. Все это, как следствие, поможет сформировать бережное отношение к природе и любовь к удивительным творениям.

Цель экологического воспитания

  • Приобретение основных знаний о природе;
  • Получение духовных и экологически ценных понятий и умений;
  • Повышение экологической культуры;
  • Привлечение внимания к окружающим природным объектам;
  • Формирование умения наблюдать за явлениями неживой и живой природы.

Интегрированный подход в обучении, включающий в себя использование современного оборудования и инновационных разработок, позволит детям воочию наблюдать жизненные циклы живых творений и расширять знания об окружающем мире.

Экологическое воспитание в ДОУ в согласии с ФГОС может быть реализовано посредством следующих мероприятий: проведение опытов, исследований и наблюдений, участие в играх, экскурсий. Совмещение теоретических знаний с практическими занятиями позволит сформировать интерес к экологической культуре и приобрести правильное понимание здорового образа жизни.

Формы занятий по экологии

  • Познавательная. В этом случае педагог проводит с детьми беседы о природе, животных и растениях, читает художественную литературу, показывает интересные видеоролики. Специалист может подготовить разнообразные дидактические и наглядные материалы, например, комплекс рисунков по теме «Огород»;
  • Игровая. Занятия в игровой форме предоставляют детям большую свободу действий, помогают проявить инициативу и реализовать свой собственный потенциал. Малыши могут имитировать образ жизни и повадки животных, для этого им нужно ознакомиться с их особенностями. Это позволяет в непринужденной форме вовлечь ребенка в учебный процесс;
  • Проектная. Важную роль в дошкольном экологическом воспитании играет исследовательская деятельность. Например, современное устройство «Чудо-грядка» познакомит детей с особенностями органического мира. Дети смогут своими глазами понаблюдать, как происходит набухание и проращивание семян, наглядно увидеть, как влияет на все живое свет, тепло, воздух и вода. Это поможет создать наилучшие условия для организации познавательно-исследовательской деятельности.

Большую роль в формировании экологической ценности играют совместные прогулки и экскурсии. Благодаря этому дети в живую знакомятся с животными и растениями. Находясь на берегу реки или вблизи леса, дети учатся наблюдательности, у них появляется живой интерес к природе. Хотя это и считается одним из самых трудоемких форм обучения, так как требует больше внимания со стороны педагога, однако она незаменима при формировании у малышей познавательного интереса к природе.

Основная задача образовательной системы в ДОУ — это создание у дошкольников экологической среды. Все педагоги сходятся во мнении, что необходим комплексный подход, включающий наблюдение, обучение, игры и исследовательские занятия. Необходимый эффект можно будет достичь только в том случае, если дети будут не просто пассивными слушателями, а активными участниками.

Вовлекая детей в учебный процесс, педагоги закладывают в их сознание экологически направленную и грамотную личность. Самое главное, приобретение духовно-нравственных ценностей поможет детям жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

ПОСМОТРЕТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Экологическое воспитание дошкольников

Первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. К.Д.Ушинский акцентировал внимание на то, чтобы «вести детей в природу», «сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития».

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые, яркие эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе?

  • Учитывать возрастные особенности дошкольников: впечатлительность и эмоциональную отзывчивость.
  • Через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В.А.Сухомлинский, «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную.
  • Вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных). Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветке. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом.

На сегодняшний день проблема экологии является самой важной, но многие даже не задумываются об этом, особенно родители. Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Они даже не замечают, как вредят природе на глазах у детей. Это может быть какая-то мелочь: кинуть мусор рядом с мусорным ведром или не сдать макулатуру в центр обработки. Для нас это кажется чем-то не важным, но именно это сильнее всего влияют на развитие ребёнка, и они начинают думать, что это правильно, что так и надо делать. Таким образом, мы случайно воспитываем в детях неуважение к экологии или пренебрежение к ней. Для того, что бы такого не допустить, детям надо рассказывать о проблемах экологии и о последствиях, к которым приведёт пренебрежительное отношение к ней.

Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. На прогулках взрослые организуют наблюдение за поведением животных, растениями, развивают умения и навыки по уходу за природой.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если взрослый сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику.

Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

Рассказывайте о вымирающих животных, которые погибают из-за выброса в атмосферу токсичных и вредных веществ, о бесконечно вырубаемых лесах, которые дают нам воздух, которым мы дышим.

Таким образом мы сможем объяснить нашим детям, что природу надо беречь. Если мы действительно им об этом будем рассказывать, то мы не только научим их выбрасывать отходы в строго отведённые места, что-то сдавать на переработку, то, возможно, мы сможем в будущем спасти и следующе поколения, и даже нашу планету!

Так же немало важно то, как именно мы представим им эту информацию, ведь детям вряд ли будет интересна лекция. Лучше всего преподавать им это в виде игры, чтобы детям было весело и интересно.

Предлагаю использовать игры.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Пирамидка»

Она заключает в себе пищевую цепочку от пчелы опыляющей растения, которые съедят травоядные, а они в свою очередь являются пищей для хищников. Таких цепочек можно выстроить большое количество и они могут иметь разветвления. Если данные цепочки подкрепить ещё и наглядным материалом, то это вызовет еще больший интерес у ребёнка. Такого рода пирамидки можно изготовить из картона с картинками или нарисовать картинки на бумаге и прикрепить на обычную пирамидку. Здесь у ребёнка подкрепятся знания, и будет возможность проявить совместное с взрослым творчество.

«Узнай по листочку»

Эта игра заключает в себе изображение внешних признаков растений: листья, кора, стебель, плоды. Ребёнок учится их различать по внешнему виду.

«Угадай по описанию»

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

ОПИСАНИЕ: У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).

«Опиши, мы отгадаем»

Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.
Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).

«Какая это птица»

Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».

Материал: Красочные изображения птиц.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто как кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно. Например:

— Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Саша, покажи эту птицу.

— Все покричим, как ворона.

— Кто кричит «Чирик-чирик»?

— Покричим, как воробей.

«Птички»

Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились-
Все люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.

«Да и нет»

Цель: Закрепить знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт.

Материал: игрушечный котёнок.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы:

— Есть у котёнка нос?

— Есть у котёнка уши?

— Есть у котёнка рога? и т.д.

«Где спряталась рыбка»

Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

ОПИСАНИЕ: детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель.- Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.

Материал: игрушечный руль.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы – птичками. Вы будете летать и прыгать по полянке».

Прилетели птички.
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зёрнышки клевали.

Дети – птички летают и прыгают – садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись»».

«Чудесный мешочек»

Цель: учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, закрепить названия овощей.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает определить, что же там; взяв на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что взял. Когда дети по очереди все выполнят задание, воспитатель спрашивает: «Где же растут овощи?»

Также можно организовывать повседневную деятельность, с детьми придавая ей особенный смысл: не просто уборка, а спасение природы от грязи и мусора, не просто высадка растений, а озеленение и насыщение кислородом нашей планеты. И так далее и тому подобное.

То есть если проявить больше внимания и творчества, с самого рождения можно привить нашему будущему поколению в повседневной жизни бережное отношение к природе.

Также предлагаю родителям анкеты по экологическому воспитанию. И я благодарна родителям, что они всегда с удовольствием участвуют в анкетировании и опросах.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада по экологическому воспитанию.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю

4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

  1. Беседы с ребенком о природе
  2. Подкормка птиц
  3. Отдых на природе
  4. Наблюдение за природными объектами
  5. Чтение художественной литературы природоведческого содержания
  6. Другие формы___

5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

  1. Высоки
  2. Средний
  3. Низкий

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

  1. Да
  2. Нет

7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников ______________

8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ______________

Совместно с детьми можно составить памятки по охране и бережном отношении к природе.

Запомните правила!

  1. Находясь на природе, нельзя срывать дикорастущие растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращенны человеком.
  2. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
  3. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
  4. Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
  5. Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы — родители могут совсем покинуть гнездо.
  6. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  7. Помните о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к окружающей природе, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей в занятиях и повседневных видах деятельности, убеждает нас в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы.” (Д.Рескин)

В своей работе я использую методическую литературу:

  1. Программа О.Ф.Горботенко «Система экологического воспитания в ДОУ».
  2. Программа А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
  3. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом — природа» (1998).

Что такое экологическое образование | НК ЕЕ

Экологическое образование — это. ..

… ресурс, выходящий за рамки классной комнаты — как по характеру, так и по объему. Независимо от того, где, как и кому она предоставляется, конечная цель одна и та же: экологическая грамотность. Детям и взрослым больше, чем когда-либо, необходимо знать, как работают экологические системы и почему они важны. Некоторые люди стали настолько оторванными от природных ресурсов, которые их поддерживают, что они не знают, откуда берется их пища или где они берут воду для питья. Людям требуются знания, инструменты и чуткость, чтобы успешно решать экологические проблемы в своей повседневной жизни. Здоровье окружающей среды неотделимо от благополучия людей и экономического процветания. Экологическое образование – это процесс на протяжении всей жизни учащегося. Те, кто обеспечивает экологическое образование в классах и обслуживает общественность в парках, музеях и природных центрах, имеют сильное присутствие в Северной Каролине. Государство уже давно признано лидером в области экологического образования, и мы хотим продолжить это наследие. Поддерживая педагогов-экологов в Северной Каролине, мы можем приумножить усилия, чтобы помочь молодым людям и взрослым понять их связь с окружающим миром. Мы постоянно ищем наиболее эффективные и действенные способы передачи знаний и стимулирования академического превосходства.

«Мы часто забываем, что все образование является экологическим образованием — тем, что мы включаем или исключаем, мы учим молодежь тому, что они являются частью мира природы или отделены от него. Например, экономист, который не может связать нашу экономическую жизнь с Экосистемы и биосфера преподают правильный урок окружающей среды, но он совершенно неправильный. Наша цель как педагогов должна состоять в том, чтобы помочь учащимся понять их причастность к миру и чтить тайну ».
— Доктор Дэвид Орр

Tab/Accordion Item

Желаемым результатом экологического образования в классе и за его пределами является экологическая грамотность. Экологически грамотные люди понимают, как функционируют природные системы и как взаимосвязаны люди и окружающая среда. С этой целью экологическое образование стремится предоставить учащимся достоверную научную информацию и жизненно важные навыки решения проблем, критического мышления и принятия решений. В тот или иной момент люди будут вынуждены решать сложные экологические проблемы, влияющие на экономику, здравоохранение или общие природные ресурсы. Экологическое образование предоставляет необходимые инструменты. Консультативный комитет Национального научного фонда по исследованиям и образованию в области окружающей среды отметил, что «в ближайшие десятилетия общественность будет чаще просить разобраться в сложных экологических проблемах, оценить риски, оценить предлагаемые экологические планы и понять, как отдельные решения влияют на окружающую среду на местном уровне». и глобальных масштабах. Создание научно информированных граждан требует согласованного, систематического подхода к экологическому просвещению».

В классе PreK-12 экологическое образование основано на природном интересе детей к животным, растениям и другим элементам природы. Учителя сообщают, что экологическое образование привлекает внимание учащихся с большей готовностью, чем многие другие темы. Кроме того, экологическое образование постоянно привлекало наиболее труднодоступных учащихся. Его ценность не ограничивается учащимися — экологическое образование снижает эмоциональное выгорание педагогов и активизирует их преподавание.

Экологическое образование имеет большие перспективы для улучшения качества обучения в школах Америки. Когда учителя используют окружающую среду в качестве контекста для обучения, они сообщают о лучшей успеваемости учащихся по стандартизированным показателям академических достижений в чтении, письме, математике, естественных науках и социальных науках; снижение дисциплины и проблем с управлением классом; повышение вовлеченности и энтузиазма в обучении; и большую гордость и ответственность за достижения.

Экологическое образование в школах может помочь подготовить мотивированных учащихся, способных к обучению на протяжении всей жизни, эффективных будущих работников и специалистов по решению проблем, вдумчивых общественных лидеров и людей, которые заботятся о людях, существах и местах, которые их окружают.

Взрослые американцы, многие из которых упустили возможность получить экологическое образование в школе, жаждут экологической грамотности. В опросе 2000 американских потребителей в возрасте от 18 лет и старше половина из них заявила, что у них «нет информации, чтобы лично участвовать в улучшении своего экологического поведения». Сорок девять процентов заявили, что сделали бы больше для окружающей среды, если бы только знали, как это сделать. Пятьдесят два процента респондентов заявили, что они стремятся получить экологическое образование, чтобы защитить свое личное/семейное здоровье; такое же количество заявило, что им нужна информация, чтобы они могли «лично защищать окружающую среду».

Исследование, проведенное в 2001 году по заказу Национального экологического образовательного фонда, показало, что главной заботой общества об окружающей среде является защита здоровья и здоровья семьи. Шестьдесят процентов опрошенных взрослых заявили, что основная причина защиты окружающей среды заключается в защите людей от загрязнения.

Экологическое просвещение – многообещающий канал снижения ожирения, особенно среди детей. Помимо непосредственных преимуществ, физическая подготовка может помочь детям выработать здоровые привычки на всю жизнь. «Дети в Америке страдают от последствий ожирения и малоподвижности в беспрецедентных масштабах», — говорит Крис Фаннинг, исполнительный директор Outdoor Foundation. «Обучение молодежи преимуществам здорового, активного образа жизни на свежем воздухе обеспечит более здоровых детей, более здоровые сообщества и более здоровый бизнес». Центры по контролю за заболеваниями утверждают, что парки и природа обладают потенциалом для улучшения и поддержания физического, психического и социального компонентов здоровья детей и взрослых».

Общенациональное обзорное исследование, опубликованное в Американском журнале общественного здравоохранения в 2004 году, показало, что пребывание в естественной среде во внеурочное время и на выходных значительно снижает симптомы СДВГ у детей в возрасте от 5 до 18 лет, у которых было диагностировано это заболевание. Зеленые занятия на свежем воздухе уменьшали симптомы значительно больше, чем занятия в разных условиях. Авторы исследования предположили, что ежедневные дозы «зеленого времени» могут облегчить или уменьшить симптомы СДВГ.

Экологическое образование может дать практический опыт изучения окружающей среды, который трансформируется в профессиональные навыки, независимо от того, применимы ли эти знания к карьере в науке. Чарльз О. Холлидей-младший, председатель и бывший главный исполнительный директор DuPont, заявил, что «экологически устойчивый бизнес — это просто хороший бизнес, учитывая растущую озабоченность экологическими проблемами в Америке. Ключевым компонентом экологически устойчивого бизнеса является высокообразованная рабочая сила, особенно с участием экологических принципов».

Область экологического образования обязана своим происхождением двум встречам, спонсируемым Организацией Объединенных Наций, состоявшимся в 1970-х годах, и двум основополагающим документам, которые появились. На Международном семинаре по экологическому образованию, состоявшемся в Белграде, Югославия, в 1975 году, была принята Белградская хартия, в которой была сформулирована единая цель экологического образования. В 1977 году делегаты Межправительственной конференции по экологическому просвещению в Тбилиси, Грузия (СССР), опирались на Белградскую основу, приняв Тбилисскую декларацию.

Формировать население мира, которое осознает и заботится об окружающей среде и связанных с ней проблемах, а также обладает знаниями, навыками, отношением, мотивацией и приверженностью индивидуальной и коллективной работе над решением текущих проблем и предотвращением новых те.

  1. Способствовать осознанию и заботе об экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости в городских и сельских районах.
  2. Предоставьте каждому человеку возможность приобрести знания, ценности, взгляды, обязательства и навыки, необходимые для защиты и улучшения окружающей среды.
  3. Создание новых моделей поведения среди людей, групп и общества в целом по отношению к окружающей среде.

Согласно Тбилисским принципам экологическое образование должно:

  • Рассматривать окружающую среду в ее совокупности — природной и искусственно созданной, технологической и социальной (экономической, политической, культурно-исторической, этической, эстетической).
  • Быть непрерывным процессом на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного уровня и продолжаясь на всех формальных и неформальных стадиях.
  • Быть междисциплинарным в своем подходе, опираясь на конкретное содержание каждой дисциплины, чтобы сделать возможной целостную и сбалансированную перспективу.
  • Изучение основных экологических проблем с местной, национальной, региональной и международной точек зрения, чтобы учащиеся получили представление об условиях окружающей среды в других географических районах.
  • Сосредоточьтесь на текущих и потенциальных экологических ситуациях, принимая во внимание историческую перспективу.
  • Продвигать ценность и необходимость местного, национального и международного сотрудничества в предотвращении и решении экологических проблем.
  • Четко учитывать экологические аспекты в планах развития и роста.
  • Предоставьте учащимся возможность участвовать в планировании своего учебного опыта и предоставьте возможность принимать решения и принимать их последствия.
  • Связывать чувствительность к окружающей среде, знания, навыки решения проблем и разъяснение ценностей с каждым возрастом, но с особым акцентом на чувствительность к окружающей среде с собственным сообществом учащегося в первые годы.
  • Помогите учащимся обнаружить симптомы и реальные причины экологических проблем.
  • Подчеркните сложность экологических проблем, таким образом, необходимо развивать критическое мышление и навыки решения проблем.
  • Использовать разнообразную учебную среду и широкий спектр образовательных подходов к обучению, изучению окружающей среды и из нее с должным упором на практическую деятельность и личный опыт.
  • Относится к теме или проблемам окружающей среды
  • Использует улицу как учебную среду
  • Это процесс обучения на протяжении всей жизни
  • Является междисциплинарным и опирается на многие области изучения и обучения
  • Соответствует потребностям, интересам и мотивам учащегося
  • Основан на точной и фактической информации
  • Представляет информацию сбалансированно, непредвзято
  • Вдохновляет на критическое мышление и принятие решений
  • Мотивирует людей к ответственным действиям
  • Улучшает успеваемость и результаты учащихся
  • Осведомленность и чувствительность к окружающей среде и экологическим проблемам
  • Знание и понимание окружающей среды и экологических проблем
  • Забота об окружающей среде и мотивация улучшать или поддерживать качество окружающей среды
  • Навыки выявления и решения экологических проблем

Участие в деятельности, направленной на решение экологических проблем (ЮНЕСКО, 1978 г. )

От Агентства по охране окружающей среды США:

Экологическая информация и информационно-разъяснительная работа могут быть важными элементами проектов ЭЭ, но сами по себе эти мероприятия не являются экологическим образованием.

Сама по себе экологическая информация направлена ​​только на осведомленность и знания, как правило, по конкретной экологической проблеме. Информационно-разъяснительная работа включает в себя распространение информации и просьбы или предложения о действиях по конкретному вопросу (часто без критического осмысления, решения проблем и промежуточных шагов по принятию решений). ЭЭ охватывает ряд шагов и действий от осведомленности до действий с конечной целью рационального использования окружающей среды. Ниже приведены определения этих и других терминов.

(1) «Экологическое образование (ЭО)» повышает осведомленность общественности и знания об экологических проблемах и дает участникам своих программ навыки, необходимые для принятия обоснованных экологических решений и ответственных действий. EE основан на объективной и научно обоснованной информации и не защищает какую-либо точку зрения или образ действий. EE учит людей взвешивать различные стороны проблемы с помощью критического мышления и улучшает их собственные навыки решения проблем и принятия решений по экологическим темам.

(2) «Экологическая информация» содержит факты или мнения об экологических вопросах или проблемах. Информация необходима для любой образовательной деятельности. Однако экологическая информация сама по себе не является экологическим образованием. Информация предоставляет факты или мнения, тогда как образование учит людей думать, анализировать и решать проблемы.

(3) «Экологический охват» распространяет информацию и иногда просит аудиторию предпринять конкретные действия, но не обязательно учит людей тому, как анализировать проблему. Аутрич часто представляет определенную точку зрения и часто преследует определенную цель. Примеры могут включать собрание сообщества для информирования жителей о токсичном объекте в их районе и о том, куда они могут обратиться за помощью, или кампанию по привлечению добровольцев для участия в мероприятии по очистке пляжа или ручья.

(4) «Охрана окружающей среды» — это добровольное обязательство, поведение и действия, направленные на защиту или улучшение состояния окружающей среды. Управление означает принятие личной ответственности за действия по улучшению качества окружающей среды и достижению устойчивых результатов. Управление включает в себя образ жизни и деловую практику, инициативы и действия, которые улучшают состояние окружающей среды. Некоторые примеры: жизнь или ведение бизнеса таким образом, чтобы свести к минимуму или устранить загрязнение в его источнике; эффективно использовать энергию и природные ресурсы; уменьшить использование опасных химических веществ; эффективно перерабатывать отходы; и сохранять или восстанавливать леса, прерии, водно-болотные угодья, реки и городские парки. Управление может осуществляться отдельными лицами, группами, школами, организациями, компаниями, сообществами, а также государственными и местными органами власти.

Краткий обзор ресурсов по ЭЭ Национального фонда экологического образования и обучения.

См. План экологического просвещения Северной Каролины для получения информации об источниках для разделов выше.

Преимущества ЭО и связи с природой в раннем детстве

Развернуть все Свернуть все

Ключевые выводы

Подробные сведения об исследовании Стэнфордского университета Доказательства того, что экологическое образование в раннем детстве приносит много пользы учащимся младшего возраста

Загрузить полное резюме

Краткий обзор результатов

Исследования показывают то, что преподаватели, политики и родители давно признают: экологическое образование в раннем детстве может положительно повлиять на развитие детей младшего возраста. Исследовательская группа Стэнфордского университета провела систематический анализ рецензируемой литературы, чтобы определить, какие исследования сообщают о влиянии экологического образования на детей от младенчества до восьми лет (Ardoin, N., and Bowers A., 2020).

  • Четырех- и пятилетние дети были наиболее часто изучаемой возрастной группой, при этом в нескольких исследованиях сообщалось о программах для самой юной аудитории (годовалые дети и младенцы).
  • Рассмотренные исследования подчеркивали жизненно важную роль взрослых наставников, учителей и фасилитаторов в качестве компаньонов и проводников в процессе обучения , поддерживая опыт обучения детей младшего возраста. В рассмотренных исследованиях наставниками по экологическому просвещению детей младшего возраста были, в частности, учителя, школьный персонал, родители и исследователи.
  • Разнообразие программ в рассмотренных исследованиях подчеркивает универсальность ECEE, демонстрируя, что программы существуют во многих различных форматах и ​​условиях . ECEE может проводиться с использованием скромных ресурсов, как на месте, так и за его пределами, а также с различными типами доступа на открытом воздухе. Большая часть (83%) программ включала время на свежем воздухе и/или в богатой природой среде, в то время как другие проводились в основном в помещении, используя ресурсы класса для стимулирования и поддержки обучения окружающей среде. Большинство (94%) имели место в формальных условиях (например, в школе, детском саду или центре дошкольного образования), и только 6% — в неформальных условиях (например, в природном центре или парке).
  • В статьях, проанализированных исследовательской группой, наиболее часто сообщаемые результаты были связаны с категорией Развитие экологической грамотности , что было очевидно в 50 (76%) исследованиях. В 35 (53%) исследованиях сообщалось о результатах, отличных от развития экологической грамотности или в дополнение к нему, в том числе 9 исследований.0003 Когнитивное развитие (25 исследований, 38%), Социальное и эмоциональное развитие (25 исследований, 38%), Физическое развитие (14 исследований, 21%) и Языковое развитие и грамотность (6 исследований, 9 %).
  • В 66 рассмотренных исследованиях исследовательская группа обнаружила, что 82% сообщили о положительных результатах, и ни одно исследование не сообщило об отрицательных результатах.

 

Инструменты

Средства коммуникации

Основываясь на обзоре Стэнфорда, мы преобразовали эти выводы в резюме и основные выводы для специалистов по энергоэффективности, чтобы обосновать свою работу и поддержать экологическое образование детей младшего возраста. Этот инструмент включает цитаты, статистику, наблюдения исследователей, вдохновляющие истории из разных областей, подтвержденные эмпирическими исследованиями, и многое другое.

Загрузить полное резюме

Процесс

От анекдотов к фактам: погружение в процесс обзора исследования

Загрузить процесс обзора исследования

Каково влияние экологического образования (ЭО)? Какие результаты важны в этой области? Чего стремятся достичь программы EE, с какой аудиторией и в каких условиях? Какие существующие фактические данные документируют эффективные подходы, связанные с диапазоном желаемых результатов ЭЭ?

Вопросы, подобные этим, побудили NAAEE и его коллег, включая экспертный Консультативный совет, разработать eeWORKS, инициативу по объединению существующих исследований в этой области посредством серии систематических обзоров литературы.

Команда eeWORKS в NAAEE вместе с исследователями из сотрудничающих университетов фокусирует процесс, состоящий из трех частей:

  1. Определение соответствующих областей результатов и интересующих тем.
  2. Проведение обзоров исследований.
  3. Общайтесь и делитесь.
Research

 

В этом исследовании используется широкое определение ECEE, согласующееся с определением Североамериканской ассоциации экологического образования (NAAEE): «Экологическое образование в раннем детстве представляет собой целостную концепцию, которая охватывает знания о мире природы, а также эмоции, склонности и навыки» (НААЭИ, 2016, стр. 2). Таким образом, исследовательская группа признает и ценит различные варианты и подходы к ECEE, включая, помимо прочего, дошкольное образование, основанное на природе, и дошкольное образование для обеспечения устойчивости. Эти связанные подходы имеют общую цель – развитие местного, регионального и глобального сообщества экологически активных людей путем вовлечения детей младшего возраста в содержательный и актуальный опыт изучения окружающей среды (Davis & Elliott, 2014; Wilson, 19).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts