Что такое гармония в музыке и как она работает
Случалось ли вам испытывать «мурашки» при прослушивании музыки? Возможно, это было вызвано гармонией. Гармония — это одна из самых приятных в звуковом отношении частей музыки, которая делает прослушивание ваших любимых песен достойным. Но что такое гармония в музыке? И как вы можете воссоздать эту технику в своей музыке?
Ниже мы ответим на все эти и другие вопросы. Давайте окунемся в магию гармонии!
Что такое гармония в музыке?
Так что же такое гармония? Скорее всего, вы понимаете гармонию интуитивно, даже без знания теории музыки. Это потому, что гармония — это просто две или более нот, сыгранных одновременно в музыке. Независимо от того, любите ли вы классическую музыку или поп-музыку, вы обязательно найдете множество примеров гармонии.
Две или более нот не обязательно должны звучать «созвучно». Однако, как правило, музыканты используют принципы теории гармонии для создания созвучных аккордовых прогрессий , которые звучат приятно для большинства слушателей.
Хотя некоторые люди могут интуитивно определять гармонии для определенной мелодии, существуют способы, с помощью которых вы можете вручную определить гармонии, о которых мы расскажем ниже. Для того чтобы создавать гармонии, вам придется посвятить себя музыкальной практике, но со временем создание этих тональных отношений станет второй натурой.
Основные элементы гармонии
Гармония состоит из нескольких ключевых элементов. Вот некоторые из основных понятий теории музыки, составляющих основу тональной гармонии.
Ключевая подпись
Ключевая подпись определяет, сколько диезов или бемолей находится в определенном семействе нот, которое отображается в верхней части нотного стана. Ключ песни обычно определяет аккордовую прогрессию, а также мажорные и минорные трезвучия, которые необходимы для создания разумных гармоний.
Вообще говоря, минорный ключ обозначает песню с более грустным или таинственным тоном, в то время как мажорный ключ обозначает более радостный, бодрый тон.
Ключи также содержат шкалы, которые представляют собой особые способы игры нот в пределах ключа. Часто ноты мажорной или минорной гаммы являются хорошей основой для создания гармонии.Тональное различие
Большинство великих гармоний строятся на основе великой мелодии . Для того чтобы создать звуковые интервалы и интерес в композиции, важно иметь тональное различие или слышимое разделение между различными нотами.
Согласный и диссонансный
Гармонии состоят из согласных и диссонансных звуков. Как правило, согласные гармонии открыты, звучат приятно и вращаются вокруг тех же нот, что и в аккордовой прогрессии песни. Согласные аккорды легко прослушиваются и встречаются во всей современной музыке.
С другой стороны, диссонирующие гармонии несут в себе большое напряжение и могут вызывать яркие, иногда неприятные ощущения в зависимости от контекста. Возможно, диссонирующим аккордам больше места в музыке фильмов ужасов, чем на радио, но их определенно стоит понять.
Скорость гармонического изменения
Скорость перехода от одного аккорда к другому в музыкальной композиции может сильно повлиять на ваши гармонические возможности. В большинстве популярной западной музыки аккорд меняется каждый такт или каждый второй такт .
Инструментальные гармоники
Различные инструменты вносят различные гармонические структуры в зависимости от их тембра и качества нот. Например, бас-гитара может помочь выделить тонику в мажорной аккордовой прогрессии, чтобы сохранить структуру песни.
Модуляция
Модуляция происходит, когда композиция отходит от первоначального ключа песни. Такое изменение ключа может помочь обозначить сдвиг в музыке, а также сместить гармонию композиции.
Ритм
Гармоническая фразировка во многом связана с ритмом или скоростью исполнения мелодической линии. Гармония может иметь тот же ритм, что и мелодическая линия для более тонкого эффекта или совершенно другую фразировку для дополнительного контраста.
Прогрессия аккордов
Аккордовая прогрессия песни оказывает большое влияние на созвучные гармонии в песне. Гармония включает в себя аккорды, поскольку самые сильные ноты в мажорном или минорном ключе обычно вращаются вокруг доминантовых аккордов композиции. Если вам трудно создать гармонию в конкретном произведении, попробуйте следовать нотам установленной аккордовой прогрессии.
История тональной гармонии в музыке
Гармония происходит от греческого слова, означающего соединение досок корабля или соединение этих досок. Греческая музыка интегрировала практику одновременного исполнения нескольких мелодий через пифагорейскую или аристоксеновскую гармоническую структуру.
В разных культурах подчеркиваются разные гармонические структуры. Например, южноазиатская художественная музыка делает акцент на открытой пятой или четвертой, оставаясь на одной и той же ноте. Напротив, в ранней западной религиозной музыке использовались параллельные совершенные интервалы, которые вошли в современные западные музыкальные традиции.
Одно можно сказать точно — гармония, безусловно, влияет на то, как мы строим музыку в целом.
Примеры гармонии в музыке
Существует множество примеров музыкальной гармонии во всех жанрах восточной и западной музыки, тем более что даже унисонное пение считается гармонией. Вот несколько распространенных примеров гармонии, которые вы можете узнать:
- The Beach Boys: The Beach Boys известны тем, что исполняют обширные гармонии. Послушайте любую из их песен, и вы увидите, что каждый голос состоит из разных гармоний.
- Imogen Heap: Певица и продюсер Imogen Heap используют гармонизацию в песне «Hide and Seek».
- Fleet Foxes: Эта альтернативная группа известна плотными инструментальными гармониями, которые вносят свой вклад в их несколько средневековые звуковые ландшафты.
Гармония и классификация аккордов
В западной музыке существует три различных типа аккордов в прогрессии, которые определяют силу мелодий и гармоний.
Тоник
Тонические аккорды обычно являются ведущими в прогрессии. Именно здесь аккордовая прогрессия чувствует себя наиболее стабильно.
Доминанта
Вторыми по важности аккордами являются доминантовые аккорды. Эти аккорды строятся на 5-й степени определенной шкалы.
Предшественник
Преддоминантовые аккорды используются для преодоления гармонического разрыва между тоническим и доминантовым аккордами.
Каковы различные типы гармонии?
Гармонию можно разделить на три основные категории. Вот все, что вам нужно знать о различных типах гармонии.
Диатоническая гармония
Диатоническая гармония относится к музыкальной гармонии, в которой все ноты и аккорды могут быть прослежены до одной мажорной или минорной гаммы.
Недиатоническая гармония
Недиатоническая гармония похожа на диатоническую, поскольку в основном вращается вокруг центральной гаммы песни. Однако недиатоническая гармония также вводит ноты вне тонической структуры аккордов, что может создать напряжение и добавить интерес к мелодической фразе.
Атональная гармония
Атональная гармония полностью игнорирует ключ, считая все двенадцать полутонов одинаково важными в любой звуковой структуре. Формы аккордов не влияют на этот тип гармонии, который используется в экспериментальных музыкальных направлениях, таких как свободный джаз.
Разница между открытой и закрытой гармониями
Термины «открытый» и «закрытый» по отношению к гармонии описывают, насколько близко каждая нота находится внутри лада в тональной музыке. В тесной гармонии все ноты расположены как можно ближе. Аккорды в открытой позиции гораздо более разнесены, и тоника может находиться более чем в октаве от двух других нот в аккорде.
Открытая гармония может помочь создать менее диссонансную структуру аккорда, создавая больше пространства внутри звукового пространства для более сладкого звучания.
Что такое подразумеваемая гармония?
Подразумеваемая гармония состоит из ключевых нот в структуре определенного аккорда, которые способны определить конкретный аккорд без явного воспроизведения всех нот. Поскольку различные музыкальные инструменты могут играть только одну ноту одновременно, подразумеваемая гармония в тональной музыке может восполнить недостающие партии.
Возьмем, к примеру, мажорное трезвучие. Обычно мажорное трезвучие состоит из нот C, E, G. Однако если вы сыграете ноты «C» и «G» в тональности до мажор, ваши уши смогут определить структуру мажорного аккорда без минорной терции «E». Подразумеваемые гармонии широко распространены в мире джаза, хотя их можно встретить в самых разных музыкальных произведениях.
Как написать гармонию
Сочинение гармонии — это отличная практика, которая в целом улучшит ваши навыки как музыканта. Вот простая дорожная карта, если вы не знаете, с чего начать.
- Сначала найдите свою мелодию. Для того чтобы создать гармонию, вам нужна мелодия. Напишите мелодию , прежде чем переходить к гармонической линии.
- Экспериментируйте с инструментом или голосом. Иногда гармонию можно создать с помощью импровизации. Попробуйте сыграть или спеть поверх мелодии, чтобы добиться гармонии.
- Используйте аккорды для вдохновения. Если вы сомневаетесь, обратитесь к нотам в доминантсептаккордах. Обычные интервалы в доминантовых аккордах, такие как совершенная 4-я и совершенная 5-я, могут создать удивительные гармонии для вашей мелодии.
- Отталкивайтесь от гаммы. Использование гаммы — еще один способ создания сильных диатонических гармоний. Возьмите шкалу и сделайте другую мелодию с отдельными нотами в качестве гармонии.
Советы по пению гармонии
Вот несколько кратких советов по гармоничному пению, если вы только начинаете.
- Пойте в группе. Вы все еще пытаетесь понять, «что такое гармония в музыке»? В таком случае, участие в хоре поможет вам лучше понять наложение различных мелодий. Участие в хоре — это отличная гармоническая практика, а регулярные занятия помогут вам настроить слух.
- Используйте музыкальные инструменты в качестве вспомогательного средства. Для создания точных гармонических интервальных переходов полезно использовать музыкальный инструмент для воспроизведения гармонии перед ее пением. Намного легче петь в ключе, когда вы играете ту же ноту на настроенной гитаре или пианино.
- Критически относитесь к гармониям в музыке. Всякий раз, когда вы играете аккорды или просто слушаете музыку, старайтесь обращать внимание на гармонии. Это хорошая практика, чтобы попытаться определить отдельные части, что, в свою очередь, может помочь вам петь более сильные отдельные части.
- Практикуйтесь в создании и написании гармоний. Практика не заменима! Уделите время написанию как открытых, так и закрытых гармоний. Практика ручной работы над гармониями облегчит ваше пение и понимание музыкальной теории, лежащей в основе гармоний.
Вопросы и ответы по гармонии
Вы все еще не можете понять, что такое гармония? Не бойтесь! Вот некоторые часто задаваемые вопросы и ответы на них, которые помогут вам расширить свое понимание.
Как найти гармонию песни?
Технически гармония — это несколько нот, сыгранных одновременно. Тем не менее, некоторые из самых приятных в звуковом отношении гармоний вращаются вокруг мажорного тонического аккорда песни. Возьмите корневую ноту клавиши и сыграйте 3-ю и 5-ю ноты мажорной гаммы.
Как определить гармонию?
Когда более одной ноты звучат одновременно, возникает гармония. Чтобы определить гармонию, ищите мелодии, исполняемые вне основной мелодии. Часто гармонию можно найти в припеве и припевной части песен , хотя это не всегда применимо.
В чем разница между мелодией и гармонией?
Гармония основана на мелодии. Мелодия — это основная тональная фраза в песне, а гармония служит для дополнения мелодии различными нотами. Что касается различных типов пения , то мелодию часто поют сопрано, а гармонию в большинстве случаев берут на себя альты.
В чем разница между ритмом и гармонией?
Гармония имеет отношение к тональной информации песни по отношению к мелодии. Ритм говорит о каденции или о том, как мелодическая фраза выражается певцом или инструменталистом. Гармония и мелодия могут иметь схожие или совершенно разные ритмы в зависимости от потребностей песни.
В чем разница между гармонией и контрапунктом?
Контрапункт — это практика создания одной мелодической фразы с использованием более чем одного голоса, обычно опирающаяся на гармоническую структуру. Гармонии, с другой стороны, это просто несколько нот, сыгранных одновременно, чтобы поддержать существующую законченную мелодию.
Что такое двухчастная гармония в музыке?
Двухчастная гармония означает, что кто-то поет мелодию, а затем голос гармонии поет в рамках существующей аккордовой структуры или на том же самом штабеле мелодической линии. Двухчастная гармония довольно распространена благодаря своей простоте и приятному звучанию.
Может ли быть гармония без мелодии?
Гармония может быть и без выраженной мелодии — Поскольку гармония — это несколько нот, сыгранных одновременно, технически даже аккордовая прогрессия в принципе использует гармонию. Таким образом, практически вся музыка в той или иной форме использует гармонию, независимо от жанра и эпохи.
Барабаны — это мелодия или гармония?
Барабаны не обязательно относятся к мелодии или гармонии — это скорее ритмическая часть, чем что-либо еще. Хотя это правда, что барабаны могут иметь отчетливые тона, они известны тем, что несут мелодическую информацию для создания мелодии или гармонии.
Является ли гармония аккордом?
Гармонии не обязательно являются аккордами (они более гибкие), но аккорд всегда является гармонией, поскольку гармония — это просто несколько различных тонов, исполняемых одновременно. Гармонии обычно строятся вокруг определенной аккордовой структуры по отношению к мелодии.
Легко ли гармонизировать?
Гармонизация может быть сложной для любого новичка, как и любой другой навык. Тем не менее, это может стать второй натурой при достаточной практике. Научившись играть аккорды и импровизировать на мелодию, вам будет легче интуитивно гармонизировать.
Проще говоря, гармония в музыке — это две или более нот, сыгранных одновременно. Хотя эта концепция не является сверхсложной, она может внести огромную разницу в качество ваших песен и миксов. Наслаждайтесь включением гармонии в свою музыку!
Гармония в музыке
Одним из важнейших понятий в музыке является гармония. Мелодия и гармония тесно связаны. Именно гармоничное сочетание звуков и дает право мелодии называться мелодией.
Цель урока: разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использоваться их на практике.
Вы уже имеете все необходимые для этого базовые знания. В частности, знаете, что такое тон, полутон и ступени звукоряда, что поможет вам разобраться с таким базовым объектом гармонии как интервалы, а также ладами и тональностью.
Содержание:
- Что такое гармония
- Интервалы
- Лады
- Тональность
- Гаммы
- Тест на проверку знаний
По секрету скажем, что к концу этого урока вы получите некоторые базовые знания, необходимые для написания музыкального произведения в жанрах поп и рок. А пока приступаем к учебе!
Что такое гармония
Эти аспекты гармонии тесно взаимосвязаны. Мелодия воспринимается, как благозвучная тогда, когда она построена с учетом определенных закономерностей сочетания звуков. Чтобы понять эти закономерности, нам нужно познакомиться с объектами гармонии, т.е. категориями, так или иначе объединенными понятием «гармония».
Интервалы
Базовый объект гармонии – это интервал. Под интервалом в музыке подразумевается расстояние в полутонах между двумя музыкальными звуками. С полутонами мы познакомились на предыдущих уроках, поэтому сейчас затруднений быть не должно.
Разновидности простых интервалов:
- Прима – 0 полутонов или унисон.
- Малая секунда – 1 полутон.
- Большая секунда – 2 полутона.
- Малая терция – 3 полутона.
- Большая терция – 4 полутона.
- Чистая кварта – 5 полутонов.
- Увеличенная кварта – 6 полутонов или тритон (3 тона).
- Уменьшенная квинта – 6 полутонов или тритон (3 тона).
- Чистая квинта – 7 полутонов.
- Малая секста – 8 полутонов.
- Большая секста – 9 полутонов.
- Малая септима – 10 полутонов.
- Большая септима – 11 полутонов.
- Октава – 12 полутонов.
Итак, под простыми интервалами подразумеваются интервалы между звуками в пределах октавы. Если интервал больше октавы, такой интервал именуется составным.
Разновидности составных интервалов:
- Малая нона – малая секунда + октава = 13 полутонов.
- Большая нона – большая секунда + октава = 14 полутонов.
- Малая децима – малая терция + октава = 15 полутонов.
- Большая децима – большая терция + октава = 16 полутонов.
- Чистая ундецима – чистая кварта + октава = 17 полутонов.
- Увеличенная ундецима – увеличенная кварта + октава = 18 полутонов.
- Уменьшенная дуодецима – уменьшенная квинта + октава = 18 полутонов.
- Чистая дуодецима – чистая квинта + октава = 19 полутонов.
- Малая терцдецима – малая секста + октава = 20 полутонов.
- Большая терцидецима – большая секста + октава = 21 полутон.
- Малая квартдецима – малая септима + октава = 22 полутона.
- Большая квартдецима – большая септима + октава = 23 полутона.
- Квинтдецима – 2 октавы = 24 полутона.
Первый и главный вопрос: как это запомнить? На самом деле это не так сложно.
Как и зачем запоминать интервалы
Из общего развития вам наверняка известно, что развитию памяти способствует тренировка мелкой моторки пальцев рук. Если вы будете тренировать мелкую моторику на клавиатуре фортепиано, вы разовьете не только память, но и музыкальный слух. Мы рекомендуем приложение Perfect Piano, которое можно скачать в Google Play:
Далее вам остается регулярно проигрывать все вышеуказанные интервалы и проговаривать их названия вслух. Начинать можно с любой клавиши, в данном случае это не принципиально. Важно точно отсчитывать количество полутонов. Если сыграть одну клавишу 2 раза – это интервал в 0 полутонов, две соседние клавиши – это интервал в 1 полутон, через одну клавишу – 2 полутона и т. д. Добавим, что в настройках приложения можно установить удобное лично для вас число клавиш на экране.
Второй и не менее животрепещущий вопрос – зачем? Зачем вам знать и слышать интервалы, кроме как для освоения основ теории музыки? А вот тут дело не столько в теории, сколько в практике. Когда вы научитесь узнавать все эти интервалы на слух, вы будете запросто подбирать любую понравившуюся мелодию на слух, как для голоса, так и для исполнения на музыкальном инструменте. Собственно, большинство из нас и берет в руки гитару или скрипку, садится за фортепиано или барабанную установку как раз для того, чтобы исполнить любимые произведения.
И, наконец, зная названия интервалов, вы легко сориентируетесь, о чем речь, если услышите, что музыкальное произведение построено, к примеру, на квинт-аккордах. Это, кстати, распространенная практика в рок-музыке. Вам достаточно вспомнить, что чистая квинта – это 7 полутонов. Поэтому просто добавляете к каждому звуку, издаваемому бас-гитарой, 7 полутонов, и получаете квинт-аккорды, используемые в понравившемся вам произведении. Рекомендуем ориентироваться именно на бас, потому что он обычно более отчетливо слышен, что важно для начинающих исполнителей.
Чтобы услышать основной звук (тонику), нужно поработать над развитием музыкального слуха. Вы уже начали это делать, если скачали Perfect Piano и поиграли интервалы. Кроме того, вы можете с помощью этого приложения или настоящего музыкального инструмента попытаться услышать, какая нота звучит в унисон с тоникой (основным звуком) интересующего вас музыкального произведения. Для этого просто нажимайте клавиши подряд в пределах большой и малой октавы или проигрывайте все ноты на гитаре, зажимая 6 и 5 (басовые!) струны последовательно на каждом ладу. Вы заметите, что одна из нот явно попадает в унисон. Если ваш слух вас не подвел, это и есть тоника. Чтобы убедиться, что слух не подвел, найдите эту ноту одной-двумя октавами выше и сыграйте. Если это тоника, вы снова попадете в унисон с мелодией.
Прочие способы развития музыкального слуха мы рассмотрим в последующих уроках. Пока наша главная задача состоит в том, чтобы сделать более зримым понятие интервала в музыке для вас, как для начинающих музыкантов. Поэтому продолжим разговор про интервалы.
Часто можно встретить обозначения интервалов не в полутонах, а в ступенях. Тут имеются в виду только основные ступени звукоряда, т.е. «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Повышенные и пониженные ступени, т.е. диезы и бемоли, в подсчет не входят, поэтому количество ступеней в интервале отличается от количества полутонов. В принципе, подсчет интервалов в ступенях удобен для тех, кто собирается играть на фортепиано, потому что на клавиатуре основные ступени звукоряда соответствуют белым клавишам, и эта система выглядит очень наглядно.
Всем остальным удобнее считать интервалы в полутонах, т.к. на остальных музыкальных инструментах основные ступени звукоряда визуально никак не выделены. Зато, к примеру, на гитаре выделены лады. Они ограничены так называемыми «порожками», расположенными поперек гитарного грифа, на котором натянуты струны. Нумерация ладов идет от головы грифа:
Кстати, слово «лад» обладает множеством значений и имеет непосредственное отношение к теме гармонии.
Лады
Второй центральный элемент гармонии – это лад. По мере развития теории музыки господствовали разные определения лада. Его понимали как систему объединения тонов, как организацию тонов в их взаимодействии, как звуковысотную систему соподчинения тонов. Сейчас больше принято определение лада как системности звуковысотных связей, объединенных при помощи центрального звука либо созвучия.
Если это пока сложно, просто представьте по аналогии с окружающим миром, что лад в музыке – это когда звуки как бы ладят друг с другом. Как о некоторых семьях можно сказать, что они живут в ладу, точно так об определенных музыкальных звуках можно сказать, что они находятся в ладу друг с другом.
В прикладном значении термин «лад» наиболее часто используется применительно к минору и мажору. Слово «минор» происходит от латинского mollis (переводится как «мягкий», «нежный»), поэтому минорные музыкальные произведения воспринимаются как лирические или даже грустные. Слово «мажор» происходит от латинского major (переводится как «больший», «старший»), поэтому мажорные музыкальные произведения воспринимаются в большей степени как напористые и оптимистичные.
Таким образом, основные виды ладов – это минорный и мажорный. Зеленым для наглядности отмечены ступени (ноты) ладов, которые отличаются для минора и мажора:
На обывательском уровне существует упрощенная градация и такая характеристика минора как «грустный», а мажора как «веселый». Это весьма условно. Вовсе необязательно, что минорное произведение всегда будет печальным, а мажорная мелодия всегда прозвучит радостно. Причем этот тренд прослеживается, как минимум, с 18 столетия. Так, произведение Моцарта «Соната №16 до мажор» звучит местами весьма тревожно, а зажигательная песенка «В траве сидел кузнечик» написана в минорной тональности.
И минорный, и мажорный лады начинаются с тоники – основного звука или основной ступени лада. Далее идет сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в своей для каждого лада последовательности. Тут можно провести аналогию с возведением кирпичной стены. Для стены нужны как твердые кирпичи, так и полужидкая связующая смесь, иначе конструкция не обретет нужную высоту и не удержится в заданном состоянии.
И в мажоре, и в миноре есть 3 устойчивые ступени: 1-я, 3-я, 5-я. Остальные ступени считаются неустойчивыми. В музыкальной литературе можно встретить такие термины, как «тяготение» звуков, или «стремление к разрешению». Если сказать проще, мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.
Далее в уроке вам встретится такой термин как «аккорд». Во избежание путаницы сразу скажем, что устойчивые ступени лада и основные ступени аккорда – это не тождественные понятия. Тем, кто хочет быстрее приступить к игре на музыкальном инструменте, для начала стоит пользоваться готовыми аппликатурами аккордов, а принципы построения будут понятны по мере того, как вы будете осваивать приемы игры и простые мелодии.
Более подробно про лады, минор и мажор можно прочитать в учебнике «Элементарная теория музыки», который написал российский музыковед, профессор Московской консерватории Игорь Способин [И. Способин, 1963]. Там, к слову, разобраны примеры из классической музыки, которые помогут вам лучше понять, как применяются эти понятия в классике.
Кроме того, в специальных музыкальных изданиях вам могут встретиться такие названия ладов как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Это лады, которые строятся на основе мажорной гаммы, а в качестве тоники используется одна из ступеней гаммы. Они еще называются натуральными, диатоническими или греческими.
Греческими их называют потому, что их названия произошли от племен и народностей, населявших территорию Древней Греции. Собственно, с тех времен ведут отсчет и музыкальные традиции, лежащие в основе каждого из названных диатонических ладов. Если вы намерены в будущем писать музыку, вам есть смысл вернуться к этому вопросу позже, когда разберетесь с построением мажорной гаммы. Кроме того, стоит изучить материал «Диатонические лады для начинающих» с аудиопримерами звучания каждого из них [Шугаев, 2015]:
А пока подытожим более применимые на практике понятия мажорного и минорного ладов. В целом, когда нам встречаются словосочетания «мажорный лад» или «минорный лад», имеются в виду лады гармонической тональности. Разберемся, что такое тональность вообще и гармоническая тональность в частности.
Тональность
Итак, что такое тональность? Как и для многих других музыкальных терминов, для тональности существуют разные определения. Сам по себе термин произошел от латинского слова tonus. В анатомии и физиологии это означает длительное возбуждение нервной системы и напряжение мышечных волокон, не приводящее к усталости.
Все отлично понимают, что значит словосочетание «быть в тонусе». В музыке дела обстоят примерно таким же образом. Мелодия и гармония пребывают, условно говоря, в тонусе на протяжении всего времени звучания музыкальной композиции.
Мы уже знаем, что любой лад – минорный или мажорный – начинается с тоники. И минорный, и мажорный лады можно отстраивать от любого звука, который будет принят за основной звук, т.е. тонику произведения. Высотное положение лада с его привязкой к высоте тоники называется тональностью. Таким образом, образование тональности можно свести к простой формуле.
Формула тональности:
Тональность = тоника + лад
Именно поэтому определение тональности часто дают как принцип лада, главная категория которого – тоника. Теперь подытожим.
Основные виды тональностей:
✔ | Минорная. |
✔ | Мажорная. |
Что означает эта формула тональности и эти виды тональности на практике? Допустим, мы слышим минорное музыкальное произведение, где минорный лад выстроен от ноты «ля». Это будет означать, что тональность произведения «ля минор» (Am). Сразу скажем, что для обозначения минорной тональности к тонике добавляется латинская m. Другими словами, если вы видите обозначение Cm, это «до минор», если Dm – это «ре минор», Em – соответственно, «ми минор» и т.д.
Если вы видите в графе «тональность» просто большие буквы, обозначающие ту или иную ноту – C, D, E, F и прочие – это значит, вы имеете дело с мажорной тональностью, и перед вами произведение в тональности «до мажор», «ре мажор», «ми мажор», «фа мажор» и т. д.
Пониженная или повышенная относительно основной ступени звукоряда тональность обозначается известными вам значками диеза и бемоля. Если вы видите запись тональности в формате, к примеру, F♯m или G♯m, это значит, что перед вами произведение в тональности «фа-диез минор» или «соль-диез минор». Сниженная тональность будет со значком бемоля, т.е. A♭m (ля-бемоль минор»), B♭m («си-бемоль минор») и т.д.
В мажорной тональности возле обозначения тоники будет стоять значок диеза или бемоля без дополнительных символов. Например, C♯ («до-диез мажор»), D♯ («ре-диез мажор»), A♭ («ля-бемоль мажор»), В♭ («си-бемоль мажор») и т.д. Можно встретить и другие обозначения тональностей. Например, когда к ноте дописывается слово major или minor, а вместо значка диеза или бемоля – слово sharp или flat.
Есть и другие варианты записи, которые мало используются в повседневной практике. Поэтому мы не будем на них подробно останавливаться, а приведем в виде нижеследующих картинок исключительно в ознакомительных целях.
Это варианты представления минорных тональностей:
Далее варианты обозначения мажорных тональностей:
Все вышеперечисленные тональности являются гармоническими, т.е. предопределяющими гармонию музыки.
Итак, гармоническая тональность – это мажорно-минорная система тональной гармонии.
Существуют и другие виды тональностей. Перечислим их все.
Разновидности тональностей:
- Одноименные – образованные от одной тоники, но принадлежащие к разным ладам. Например, «фа минор» и «фа мажор».
- Параллельные – с разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Например, «ля минор» и «до мажор», «соль-диез минор» и «си-бемоль мажор».
- Однотерцовые – с совпадающей терцией и разницей между тониками в 1 полутон (малая секунда). Например, «до мажор» и «до-диез минор», общая терция «ми».
В последней разновидности нам встретился термин «терция». Ранее мы выяснили, что терция может быть малой (3 полутона) или большой (4 полутона). Тут мы подходим к такому понятию как «гамма», с которым нужно разобраться, чтобы окончательно понять, что же такое лады, тональности и прочие составляющие гармонии.
Гаммы
Про гаммы хоть раз слышал каждый, у кого кто-то из знакомых посещал музыкальную школу. И, как правило, слышал в негативном контексте – мол, скучно, утомительно. И, вообще, непонятно, зачем их разучивать. Для начала скажем, что гамма – это последовательность звуков в тональности. Другими словами, если последовательно выстроить все звуки тональности, начиная с тоники, это и будет гамма.
Каждая из тональностей – минорная и мажорная – строится по своим закономерностям. Тут нам снова нужно будет вспомнить, что такое полутон и тон. Напомним, тон – это 2 полутона. Теперь можно переходить к построению гаммы:
Запомните эту последовательность для мажорных гамм: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Теперь посмотрим, как строить мажорную гамму на примере гаммы «до мажор»:
Ноты вы уже знаете, поэтому по картинке видите, что в гамму «до мажор» входят ноты С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), С (до). Перейдем к минорным гаммам:
Запомните схему построения минорных гамм: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Посмотрим, как строить мажорную гамму на примере гаммы «ля минор»:
Чтобы проще было запомнить, обратите внимание, что в мажорной гамме сначала идет большая терция (4 полутона или 2 тона), а потом малая (3 полутона или полутон + тон). В минорной гамме сначала идет малая терция (3 полутона или тон + полутон), а потом большая (4 полутона или 2 тона).
Кроме того, вы видите, что в гамму «ля минор» входят те же ноты, что в «до мажор», только начинается она с ноты «ля»: А, В, C, D, E, F, G, A. Чуть ранее мы приводили эти тональности в качестве примера параллельных. Думается, сейчас самый подходящий момент остановиться на параллельных тональностях подробнее.
Мы выяснили, что параллельные тональности – это тональности с полностью совпадающими нотами и разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Ввиду того, что ноты полностью совпадают, у параллельных тональностей совпадает количество и вид знаков (диезов или бемолей) при ключе.
Мы акцентируем на этом внимание потому, что в специальной литературе можно встретить определение параллельных тональностей как таких, что имеют одинаковое количество и вид знаков при ключе. Как видите, это вполне простые и понятные вещи, но изложенные научным языком. Полный список таких тональностей представлен ниже:
Зачем нам нужны эти сведения в практическом музицировании? Во-первых, в любой непонятной ситуации можно сыграть тонику параллельной тональности и разнообразить мелодию. Во-вторых, так вы облегчите себе задачу подбора мелодии и аккордов, если пока не различаете на слух все нюансы звучания музыкального произведения. Зная тональность, вы просто ограничите круг поиска подходящих аккордов теми, что подходят к этой тональности. Как вы это определите? Тут нужно сделать два уточнения:
1 | Первое: аккорды записываются в том же формате, что и тональность. Аккорд «ля минор» и тональность «ля минор» в записи выглядят как Am; аккорд «до мажор» и тональность «до мажор» пишутся как С; и так со всеми остальными тональностями и аккордами. |
2 | Второе: подходящие друг другу аккорды расположены рядом друг с другом на квинтово-квартовом круге тональностей. Это не значит, что нельзя найти подходящий аккорд на некотором удалении от основного. Это значит, что вы точно не ошибетесь, если будете для начала компоновать те аккорды и тональности, которые находятся рядышком. |
Квинтово-квартовым кругом эта схема называется потому, что по часовой стрелке основные звуки тональностей отстоят друг от друга на квинту (7 полутонов), а против часовой стрелки – на чистую кварту (5 полутонов). 7 + 5 = 12 полутонов, т.е. замкнутый круг образует октаву:
К слову, такой подход как компоновка рядом стоящих аккордов может выручить начинающих композиторов, в которых проснулась страсть к сочинительству, однако изучение теории музыки пока находится на начальной стадии. Да и композиторы, достигшие известности, тоже практикуют такой подход. Для наглядности приведем несколько примеров.
Подбор аккордов к песне «Звезда по имени Солнце» группы «Кино»:
А вот примеры из современной поп-музыки:
Подбор аккордов к песне «Обезоружена» в исполнении Полины Гагариной:
И достаточно свежая премьера 2020 года наглядно показывает, что тренд жив:
Подбор аккордов к песне «Голый Король» в исполнении Алины Гросу:
Для тех, кто спешит начать играть, можем посоветовать видео, посвященное ладам и гаммам от музыканта и преподавателя со стажем Александра Зилкова:
youtube.com/embed/uElzkD-Gww0″>А желающим глубже вникнуть в теорию и узнать больше о гармонии в музыке рекомендуем книгу «Очерки современной гармонии», которую написал много лет назад искусствовед, преподаватель Московской консерватории Юрий Холопов, и которая до сих пор актуальна [Ю. Холопов, 1974].
Абсолютно всем рекомендуем пройти проверочный тест и при необходимости восполнить пробелы в знаниях прежде, чем переходить к следующему уроку. Эти знания вам точно пригодятся, поэтому желаем удачи!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
А теперь переходим к полифонии и сведению.
Ольга Обломова
← 2 Нотная грамота4 Полифония и сведение →
Гармония | Определение, история и музыкальные тона
- Ключевые люди:
- Жан-Филипп Рамо Джозеффо Зарлино Джузеппе Тартини Хьюго Риман Аристоксен
- Похожие темы:
- ритм ключ бассо континуо микротональная музыка хроматизм
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
гармония , в музыке звук двух или более нот, слышимых одновременно. На практике это широкое определение может также включать несколько нот, звучащих одна за другой. Если последовательно звучащие ноты вызывают в памяти ноты знакомого аккорда (группу нот, звучащих вместе), то ухо создает свою одновременность так же, как глаз воспринимает движение в кинофильме. В таких случаях ухо воспринимает гармонию, которая получилась бы, если бы ноты звучали вместе. В более узком смысле под гармонией понимается широко развитая система аккордов и правила, разрешающие или запрещающие отношения между аккордами, характерные для западной музыки.
Музыкальный звук может рассматриваться как имеющий как горизонтальную, так и вертикальную составляющие. Горизонтальные аспекты — это те, которые происходят во времени, такие как мелодия, контрапункт (или переплетение одновременных мелодий) и ритм. Вертикальный аспект включает в себя сумму того, что происходит в любой данный момент: результат либо нот, звучащих друг против друга в контрапункте, либо, как в случае мелодии и аккомпанемента, подкрепления аккордов, которые дает композитор. основные ноты мелодии. В этой аналогии гармония — это прежде всего вертикальное явление. Однако он также имеет горизонтальный аспект, поскольку композитор не только создает гармонический звук в любой момент, но и соединяет эти звуки в последовательность гармоний, что придает музыке ее отличительную индивидуальность.
Мелодия и ритм могут существовать без гармонии. Безусловно, большая часть мировой музыки негармонична. Многие очень сложные музыкальные стили, например индийские и китайские, состоят в основном из негармоничных мелодических линий и их ритмической организации. Лишь в нескольких случаях народной и первобытной музыки специально культивируются простые аккорды. Гармония в западном понимании — сравнительно недавнее изобретение, имеющее довольно ограниченное географическое распространение. Он возник менее тысячи лет назад в музыке Западной Европы и сегодня принят только в тех музыкальных культурах, которые ведут свое происхождение от этой области.
Концепция гармонии и гармоничных отношений не является произвольным творением. Он основан на определенных отношениях между музыкальными тонами, которые человеческое ухо воспринимает почти рефлекторно и которые также могут быть выражены посредством элементарного научного исследования. Эти отношения были впервые продемонстрированы греческим философом Пифагором в 6 веке до н. э. В одном из его самых известных экспериментов натянутая струна была разделена простыми арифметическими соотношениями (1:2, 2:3, 3:4,…) и перетянута. Таким образом он продемонстрировал, что интервалы или расстояния между тонами, которые звучала струна до и после того, как она была разделена, являются наиболее фундаментальными интервалами, воспринимаемыми ухом. Эти интервалы, встречающиеся в музыке почти всех культур, как в мелодии, так и в гармонии, — это октава, квинта и четвертая. (Октава, как от C до C над ней, включает в себя восемь белых нот на фортепианной клавиатуре или сопоставимую смесь белых и черных нот. Квинта, как от C до G, включает в себя пять белых нот, четвертая, как от до до фа четыре белые ноты.) В эксперименте Пифагора, например, струна, звучащая до, если ее разрезать пополам, звучит до или нота на октаву выше нее. Другими словами, струна, разделенная в соотношении 1:2, дает октаву (до) своей основной ноты (до). Точно так же соотношение 2:3 (или две трети его длины) дает квинту, а соотношение 3:4 — четвертую.
Эти ноты — основной тон и ноты кварты, квинты и октавы выше — образуют первичные музыкальные интервалы, краеугольные камни, на которых строится западная гармония.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Организованная система западной гармонии, практикуемая с c. 1650 до в. 1900 развился из более ранних музыкальных практик: из полифонии — музыки в несколько голосов или частей — позднего средневековья и эпохи Возрождения и, наконец, из строго мелодической музыки средневековья, породившей полифонию. Организация средневековой музыки, в свою очередь, проистекает из разрозненных знаний средневековых теоретиков о древнегреческой музыке.
Хотя музыка Древней Греции полностью состояла из мелодий, исполнявшихся в унисон или, в случае голосов разного диапазона, в октаву, термин гармония часто встречается в сочинениях о музыке того времени. Ведущие теоретики, такие как Аристоксен (расцвет 4 века до н. э.), дают четкую картину музыкального стиля, состоящего из широкого выбора «гармоний», а Платон и Аристотель обсуждают этическую и моральную ценность одной «гармонии» над другой.
В греческой музыке «гармония» представляла собой последовательность тонов в пределах октавы — в современном использовании — гамму. Греческая система включала в себя семь «гармоний», или типов звукорядов, отличавшихся друг от друга особым порядком следования тонов и полутонов (т. е. целых ступеней и полутонов). Эти «гармонии» позже ошибочно назвали ладами — более широким термином, включающим характерные контуры мелодии, а также используемый ею лад.
Гармония | Определение, история и музыкальные тона
- Ключевые люди:
- Жан-Филипп Рамо Джозеффо Зарлино Джузеппе Тартини Хьюго Риман Аристоксен
- Похожие темы:
- ритм ключ бассо континуо микротональная музыка хроматизм
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
гармония , в музыке звук двух или более нот, слышимых одновременно. На практике это широкое определение может также включать несколько нот, звучащих одна за другой. Если последовательно звучащие ноты вызывают в памяти ноты знакомого аккорда (группу нот, звучащих вместе), то ухо создает свою одновременность так же, как глаз воспринимает движение в кинофильме. В таких случаях ухо воспринимает гармонию, которая получилась бы, если бы ноты звучали вместе. В более узком смысле под гармонией понимается широко развитая система аккордов и правила, разрешающие или запрещающие отношения между аккордами, характерные для западной музыки.
Музыкальный звук может рассматриваться как имеющий как горизонтальную, так и вертикальную составляющие. Горизонтальные аспекты — это те, которые происходят во времени, такие как мелодия, контрапункт (или переплетение одновременных мелодий) и ритм. Вертикальный аспект включает в себя сумму того, что происходит в любой данный момент: результат либо нот, звучащих друг против друга в контрапункте, либо, как в случае мелодии и аккомпанемента, подкрепления аккордов, которые дает композитор. основные ноты мелодии. В этой аналогии гармония — это прежде всего вертикальное явление. Однако он также имеет горизонтальный аспект, поскольку композитор не только создает гармонический звук в любой момент, но и соединяет эти звуки в последовательность гармоний, что придает музыке ее отличительную индивидуальность.
Мелодия и ритм могут существовать без гармонии. Безусловно, большая часть мировой музыки негармонична. Многие очень сложные музыкальные стили, например индийские и китайские, состоят в основном из негармоничных мелодических линий и их ритмической организации. Лишь в нескольких случаях народной и первобытной музыки специально культивируются простые аккорды. Гармония в западном понимании — сравнительно недавнее изобретение, имеющее довольно ограниченное географическое распространение. Он возник менее тысячи лет назад в музыке Западной Европы и сегодня принят только в тех музыкальных культурах, которые ведут свое происхождение от этой области.
Концепция гармонии и гармоничных отношений не является произвольным творением. Он основан на определенных отношениях между музыкальными тонами, которые человеческое ухо воспринимает почти рефлекторно и которые также могут быть выражены посредством элементарного научного исследования. Эти отношения были впервые продемонстрированы греческим философом Пифагором в 6 веке до н.э. В одном из его самых известных экспериментов натянутая струна была разделена простыми арифметическими соотношениями (1:2, 2:3, 3:4,…) и перетянута. Таким образом он продемонстрировал, что интервалы или расстояния между тонами, которые звучала струна до и после того, как она была разделена, являются наиболее фундаментальными интервалами, воспринимаемыми ухом. Эти интервалы, встречающиеся в музыке почти всех культур, как в мелодии, так и в гармонии, — это октава, квинта и четвертая. (Октава, как от C до C над ней, включает в себя восемь белых нот на фортепианной клавиатуре или сопоставимую смесь белых и черных нот. Квинта, как от C до G, включает в себя пять белых нот, четвертая, как от до до фа четыре белые ноты. ) В эксперименте Пифагора, например, струна, звучащая до, если ее разрезать пополам, звучит до или нота на октаву выше нее. Другими словами, струна, разделенная в соотношении 1:2, дает октаву (до) своей основной ноты (до). Точно так же соотношение 2:3 (или две трети его длины) дает квинту, а соотношение 3:4 — четвертую.
Эти ноты — основной тон и ноты кварты, квинты и октавы выше — образуют первичные музыкальные интервалы, краеугольные камни, на которых строится западная гармония.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Организованная система западной гармонии, практикуемая с c. 1650 до в. 1900 развился из более ранних музыкальных практик: из полифонии — музыки в несколько голосов или частей — позднего средневековья и эпохи Возрождения и, наконец, из строго мелодической музыки средневековья, породившей полифонию. Организация средневековой музыки, в свою очередь, проистекает из разрозненных знаний средневековых теоретиков о древнегреческой музыке.