Инсайт, что это такое в психологии, психоанализе
Инсайт – это полисемантичный термин, который дословно может означать прозорливость, проникновение в суть, осознание, озарение, прозрение. Широко используется в психологии, психоаналитической терапии и психиатрии, а также в области зоопсихологии. Это понятие описывает сложносоставной интеллектуальный феномен, суть которого заключается во внезапном прорыве, частично интуитивном, к пониманию поставленной задачи и «неожиданном» нахождении ее решения.
Явление инсайт открыто в исследовании поведенческого реагирования шимпанзе в разнообразных проблемных ситуациях В. Келером. Результаты его экспериментов поставили под сомнение концепцию сторонников бихевиоризма и теории «слепого» научения, которое происходит путем беспорядочных проб и промахов.
Понятие инсайт является одним из стержневых в гештальтпсихологии. Основатели гештальтпсихологии использовали описываемое понятие для описания того типа мыслительной деятельности человека, при котором решение является не следствием восприятия отдельных частей (анализа), а посредством мысленного познания целого.
Что это такое
В стандартном обиходе явление инсайт представляет собой всякое самопознание, а также предчувствие либо интуитивное понимание внутреннего устройства или природы чего-либо. Кроме перечисленных имеется ряд более специализированных определений.
В психотерапевтической практике инсайт подразумевает способность пациента отчётливо осознавать, что нарушения собственного интеллекта и чувств, существующие у него, не только субъективны, но и объективны, а значит, свидетельствуют о факте болезни. Инсайт это один из диагностических признаков, свидетельствующих о сохранности личности. Так, утрата инсайта присуща для психоза, а его наличие свидетельствует скорее о неврозе.
Интеллектуальный инсайт рассматривается в качестве разновидности теоретического осознания чьего-то состояния или базисом психодинамики чьих-то действий, которые все еще остаются отчужденными от индивида, а эмоциональный инсайт – в качестве истинного глубокого понимания. Так, например, классический психоанализ, расценивает интеллектуальное озарение в качестве защитного механизма, а эмоциональное осознание – в качестве основного элемента эффективной терапии.
Также инсайтом именуют новое, навязчивое осознание верности чего-то, которое возникло без открытого обращения к прошлому опыту.
Гештальтпсихология рассматривает описываемое понятие в качестве процесса, при помощи которого разрешаются проблемы.
Инсайт, в этом смысле, характеризует неожиданное преобразование модели или значения ситуации, позволяющее индивиду осознать связи, сопоставляемые с решением. Он представляет собой разновидность научения и обуславливается принципом все либо ничего.
Творческий инсайт является одной из ключевых стадий индивидуальной творческой мыслительной деятельности. Сам процесс творчества состоит из стадии подготовки, инкубации, инсайта или озарения и проверки полученного решения. Наличие в структуре процесса творчества стадии инсайта расценивается как одно из основных доказательств тесной связи бессознательной мыслительной деятельности с творчеством.
Творческий инсайт и интуиция считаются иррациональными понятиями, так как являются сверхчувственным способом познания истины. При этом рациональные рассуждения не могут создать новое знание. Другими словами, инсайт наступает тогда, когда индивид находит решение, не осознавая процесса, приведшего к этому решению.
Таким образом инсайт являет собой попадание ответа, найденного в процессе бессознательного мыслительного функционирования, в фокус сознания, которое обычно в этот момент отвлечено от решаемой задачи, его направленность, в основном, с ориентацией бессознательного ответа не совпадает, вследствие чего найденное ответное решение выплывает в сознании неожиданно, сопровождаясь интуитивной убежденностью в его истинности и эмоциональной активацией.
Наиболее яркими примерами описываемого феномена можно считать открытия Архимеда и Ньютона.
Инсайт проходит четыре стадии на пути возникновения. Вначале индивид, пытаясь отыскать решение, производить интенсивную умственную работу. Так для сочинителя это может быть поиск поэтического образа, для композитора нахождение мелодии, для математика установление верного решения, для любого индивида поиск выхода из сложной житейской ситуации.
Затем человеку становится очевидным невозможность получения результата при помощи логического анализа, интеллектуального напряжения или посредством ранее известных приемов. Такую ситуацию можно рассматривать как тупиковую, имеющую взаимоисключающие предпосылки либо характеризующуюся бесконечным числом стратегий. В сложившихся обстоятельствах ум справляется с поставленными задачами до определенного предела, после чего пасует.
На третьем этапе наступает неожиданное озарение. Человек получает готовые ответ, а непосредственно процесс решения проследить невозможно. Довольно часто ответ приходит, когда индивид пребывает в стадии измененного сознания, на которой происходит снижение умственной работоспособности. Например, во время сна, полудремы, отдыха и релаксации. Большинство великих личностей полагали, что вдохновение их озаряло во время прогулок, различных спортивных игр, езды за рулем, просмотра кинофильма. Другими словами, прозрение наступает в моменты, когда человек полностью забывает о проблеме и отвлекается от насущного. Поэтому, людям, которых интересует, как достичь инсайт, можно посоветовать не зацикливаться на незамедлительном нахождении решения, отложить поиск ответов и пойти гулять или заняться уборкой в доме.
Внезапному озарению сопутствует бессознательная убежденность в верности, истинности и бесспорности результата, невероятная простота решения, выраженное чувство удовлетворения и облегчение.
Инсайт в психологии
Описываемое понятие берет свое начало из гештальтпсихологии. Означает оно внезапное озарение, понимание сущности проблемной ситуации, нахождение совершенно нового подхода или решения.
Инсайт в психиатрии является неотделимой частью гештальтпсихологии. Впервые его ввел В. Келер в 1925 году. Проводя эксперименты с человекообразными обезьянами, он отметил, что животные после нескольких безуспешных попыток решить поставленную задачу прекращали всякие активные действия и принимались разглядывать окружающие предметы, после чего довольно быстро находили правильное решение.
В дальнейшем понятие инсайт в психологии стали использовать К. Дункер и М. Вертгеймер – видные представители гештальт-терапии. Они применяли описываемое понятие в качестве характеристики мышления человека. Ученые утверждали, что решение достигается посредством умозрительного освоения целого, а не при помощи досконального анализа.
Кроме того, рассматриваемое понятие употребляется психологами с целью описания такого феномена, при котором личность испытывает озарение, которое больше относится к разновидности воспоминаний, при этом отличается от них тем, что образуется не только мысленный образ, но и разнообразные ощущения всевозможных модальностей, свойственных конкретному воспоминанию. Также под описываемым термином может подразумеваться вне логическое прозрение.
Как достичь инсайт? Многих интересует, как найти верное и наиболее оптимальное решение, увидеть суть проблемы. Для достижения озарения нужно научиться отвлекаться и отпускать мысли, крутящиеся вокруг проблемного вопроса. Если постоянно размышлять о задаче, требующей решения, то озарение вряд ли наступит. Поэтому необходимо переключить внимание, например, заняться чтением либо просмотром интересного фильма.
Инсайт сегодня широко применяется в практической психологии. Большинство психологов используют прием, основанный на достижении озарения. Они накапливают информацию о клиенте при помощи получения ответов на поставленные вопросы, каждый из которых вытекает из предыдущего, постепенно подводя человека к самостоятельному обнаружению проблемы. Данный процесс обычно занимает продолжительный период времени и много сил, требует огромного терпения и последовательности, как от психолога, так и от самого клиента. Зато данный метод считается довольно действенным. Поскольку только при самостоятельном обнаружении проблемы клиентом, понимании ее сути, можно продолжать дальнейшую работу по ее разрешению.
Также данный феномен успешно используется в психологических тренингах. Только тут он применяется при работе с целой группой. Например, может задаваться общая задача, ответ на которую необходимо найти коллективу. В процессе обсуждения обычно кто-то озвучивает.
Термин инсайт в психоанализе рассматривается в качестве способности индивида прочувствовать и полностью постигнуть суть бессознательного и его проявлений при помощи символов. Кроме того, некоторыми психоаналитиками расценивается также как цель терапии.
В более правильном и широком смысле описываемого понятия, психоанализ под озарением подразумевает способность индивида менять мотивацию своего поведения, оперативно осмысливать собственную психодинамику и постигать смыслы символического поведения.
Традиционно последователи психоаналитического ученья различают две разновидности озарения, а именно интеллектуальный инсайт и эмоциональное прозрение. Первый – рассматривается в качестве способности личности в целом правильно оценивать свое поведенческое реагирование и осознавать собственную психопатологию с позиции происхождения и динамики развития.
Чаще психоаналитики относят данную разновидность озарения к области обсессивного защитного механизма личности, так как он позволяет индивиду постигать и успешно контролировать те, тревожащие его стороны собственной индивидуальности, в отношении к которым он ощущает отчуждение.Эмоциональный инсайт расценивается психоаналитиками в качестве способности прочувствовать и адекватно осмыслить суть бессознательного и его проявлений. Эмоциональное озарение, в отличие от интеллектуальной прозорливости, является скорее доказательством свободы от отчуждения и пребывания индивида в простом контакте со своим бессознательным.
Инсайт является довольно существенным средством для практики психоанализа. Нередко аналитики даже саму по себе задачу психоаналитической терапии определяют как «получение нужного инсайта». При этом сам основатель психоаналитического ученья в точности не использовал подобную формулировку, предпочитая ей иную. Фрейд считал задачей психоаналитической терапии преобразование бессознательного в сознательное.
Инсайт выступает также мощнейшим напряжением психических сил личности. Это напряжение способно привести к видоизменениям в душевном мире субъекта и к началу позитивной трансформации в целом личности. Теории, ориентированные на инсайт, помогают индивиду заниматься исследованием собственных чувств с целью успешного и умелого управления ими в будущем. Преобразовывая собственную поведенческую модель, убеждения, установки, отношение к окружающей действительности, личность постепенно приобретает способность к нестандартному реагированию на различные жизненные события и умение быть гибким в принятии решений проблемных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности.
Инсайт не следует рассматривать в качестве выведенного понимания, исходящего из прошлого опыта. Это внезапно возникающее необъяснимое понимание ситуации или проблемы в целом, вследствие чего достигается осознанное верное решение проблемы. На данный момент описываемый феномен является одним из стержневых понятий в современной психологической науке.
С этим понятием довольно плотно работал Г.Уоллес. Именно он вывел четыре этапа процесса озарения, а именно: подготовку, инкубацию, непосредственно инсайт и проверку. Современные научные сообщества признают феноменальность инсайта. Однако объяснить со стопроцентной достоверностью причины возникновения озарения в сознании они не в состоянии. Сегодня лишь существует множество предположений.Феномен инсайта является фактом объективно существующей действительности, но данные о его истинном происхождении, являются загадкой по сей день.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Инсайт — определение, значение и примеры инсайтов — Глоссарий
Что такое инсайт
Если говорить простыми словами, то инсайт — это озарение. Яркий образец инсайта — знакомый нам всем сюжетный прием в мультфильмах, когда персонаж никак не может найти выход из сложившейся ситуации, но тут у него над головой загорается лампочка. Это означает, что персонажу удалось придумать решение, словить инсайт, то есть сгенерировать нужную идею.
Идею часто воспринимают как синоним инсайта, но это не совсем верно. Особенность инсайта заключается в многогранности его интерпретации. Именно поэтому вопрос, что это значит для других областей человеческой деятельности, крайне сложный. Ведь бизнес, менеджмент, маркетинг и даже психология дают инсайту собственное определение.
Инсайт в психологии
Изначально понятие «инсайт» относится к области психологии. Под инсайтом понимается внезапная догадка, которая приводит к совершенно новому пониманию проблемы. Впервые термин использовал Вольфганг Кёлер в гештальтпсихологии. Гештальтпсихология — раздел психологии, который в первую очередь занимается объяснением феноменов восприятия.
Чтобы объяснить феномен инсайта наглядно и простым языком, Кёлер проводил опыты с обезьянами. Один из самых известных таких экспериментов — эксперимент с ящиком и бананом. Согласно условиям эксперимента, обезьяна должна была достать банан, который висел высоко на дереве, и для этого нужно было не просто высоко подпрыгнуть, а подставить под ноги ящик.
Некоторое время обезьяны не могли решить данную задачу, просто прыгая за бананом и не понимая, как дотянуться до него. Но потом обезьяны остановились, оглянулись вокруг и все-таки заметили спасительную коробку. Найти такое решение проблемы в случае с обезьянами и означало поймать инсайт.
Итак, что такое инсайт в психологии? Понятие «инсайт» по в Кёлеру — это «ага-реакция», мгновенное озарение, которое позволяет увидеть ситуацию более широко и найти для существующей проблемы иное, неожиданное решение. Однако в обыденной жизни под этим понимается внезапное и мгновенное понимание внутреннего устройства явления или процесса. Например, в психотерапии инсайт означает, что пациент отчетливо осознает объективную и субъективную природу нарушений своего восприятия. Пациент понимает, что некоторые его ирреальные ощущения вызваны объективно существующей болезнью. Сейчас термин «инсайт» применяют не только в психологии и в психиатрии, но и во многих других областях.
Инсайт в маркетинге
Что такое инсайт в маркетинге? Психологи понимают под инсайтом внезапное понимание сути проблемной ситуации, а маркетологи — информацию, полученную в ходе изучения потребителя, его нужд и желаний. Именно поэтому в маркетинге чаще употребляют термин «потребительский инсайт».
Потребительский инсайт в маркетинге — это скрытый мотив, которым руководствуется потребитель при покупке товара. Найти такой мотив можно в ходе маркетинговых исследований. Проще говоря, в маркетинге потребительский инсайт — это эффективный инструмент маркетологов, который позволяет выделить предложение компании среди конкурентов.
Несмотря на то, что слово «инсайт» для маркетинга имеет совершенно иное значение, чем для психологии, его особенность заключается в том же самом — в поиске неожиданного и эффективного решения конкретной проблемы. Только в случае с маркетингом и решение, и проблема напрямую связаны с потребителем и успехом бренда. Благодаря этому потребительский инсайт нередко становится хорошим материалом для рекламы и для рекламных материалов.
Инсайт в рекламе
Инсайт в рекламе — рекламная кампания или рекламный продукт, созданный на основе маркетингового исследования целевой аудитории. Идея инсайта в данном контексте заключается в том, что маркетолог точно определяет потребность клиента и предлагает подходящее решение для этой проблемы.
На практике (например, в Инстаграме) часто можно встретить посты из рубрики «инсайт недели» или «инсайт дня». Инсайт дня — это вдохновляющая цитата, картинка, видео или же список полезных материалов. Как написать инсайт, если понимать его именно так? Достаточно просто найти интересную цитату или материал, который может натолкнуть подписчика на интересные мысли, и оформить пост.
В рекламе инсайт может выполнять разные задачи. Например, помогать бренду выстраивать отношения со своей аудиторией. Вдохновляющие, полезные фразы и цитаты позволят привлечь новых подписчиков, сформировать имидж бренда, выразить солидарность с аудиторией и так далее. Но использовать это как главный инструмент для продвижения бренда не стоит: гораздо важнее искать и находить именно потребительские инсайты.
Подводя итог, можно сказать, что инсайт в маркетинге и в рекламе оказываются совсем не такими, как инсайт в психологии или инсайт в жизни. Даже в обучении возможны самые разные понимания инсайта.
Обучение по теме
Инсайт обучение
Инсайт в обучении означает фактически то же самое, что и в психологии: для студента состояние инсайта связано с ощущением, что он предельно четко понял изучаемый материал. Что это значит? В процессе обучения инсайты позволяют быстро и качественно осваивать любое направление или предмет, причем получая удовольствие от процесса, ведь возникновение инсайта всегда сопровождается чувством облегчения и радости от долгожданного открытия.
Именно за счет этого инсайт играет важнейшую роль в современном обучении, ведь может помочь студенту даже тогда, когда не помогает книга или даже преподаватель. Чтобы студенты могли регулярно ловить инсайты, преподавателю необходимо предоставлять им больше возможностей для самостоятельной работы с материалом.
Например, курсы по саморазвитию без инсайтов фактически бесполезны, ведь они требуют от студента кардинально изменить свое мировоззрение и стиль жизни, что невозможно без нужных озарений. Это доказывает и пример успешных людей, большинство из которых решились на что-то лишь после снизошедшего на них инсайта. Наверное, каждый человек может привести примеры из жизни, когда он сам ловил инсайт и находил нестандартные решения.
Состояние инсайта доступно каждому из нас, а чтобы инсайт случился, необходимо отпустить ситуацию: не пытаться решить проблему напрямую, собрать побольше сведений, а затем расслабиться и просто позволить мозгу найти новый и более выгодный выход из ситуации.
Проницательность – определение, значение и примеры – Глоссарий
Что такое Проницательность
Проницательность – это видение. Яркий пример прозрения — знакомый сюжетный поворот в мультфильмах, когда персонаж не может найти выход из ситуации, но тут над его головой загорается лампочка. Это означает, что персонаж может разработать решение, чтобы поймать озарение и сгенерировать правильную идею.
Люди часто думают, что идея является синонимом понимания, но это не так. Отличительной чертой инсайта является сложность его интерпретации. Поэтому вопрос о том, что это означает для других областей человеческой деятельности, весьма сложен. Ведь бизнес, менеджмент, маркетинг и даже психология интерпретируют озарение иначе.
Инсайт в психологии
Изначально понятие инсайт относилось к области психологии. Инсайт означает внезапную догадку, которая приводит к совершенно новому пониманию проблемы. Однако впервые этот термин употребил Вольфганг Кёлер в гештальт-психологии. Гештальтпсихология — это отрасль психологии, которая в первую очередь пытается объяснить явления восприятия.
Чтобы наглядно и просто объяснить феномен озарения, Келер провел эксперименты с шимпанзе. Один из его самых известных экспериментов — эксперимент с коробкой и бананом. В соответствии с условиями эксперимента шимпанзе нужно было достать банан, который висит высоко на дереве, слишком высоко, чтобы забраться, просто прыгнув, поэтому животному пришлось поставить коробку, чтобы стоять на ней.
Какое-то время шимпанзе не могли решить эту задачу, просто прыгая за бананом; они не могли понять, как добраться до него. Но потом они останавливались, оглядывались и замечали спасательный ящик. Поэтому найти такое решение в случае с шимпанзе означало поймать озарение.
Итак, что такое инсайт в психологии? Понятие инсайта, по Кёлеру, — это «Ага-реакция» — немедленный инсайт, позволяющий увидеть ситуацию с более широкой точки зрения и найти альтернативное и неожиданное решение существующей проблемы. Однако в быту это означает внезапное и быстрое понимание внутренней структуры явления или процесса. Например, в психотерапии инсайт означает, что пациент может понять объективную и субъективную природу своего восприятия. Например, больной понимает, что некоторые его сюрреалистические ощущения вызваны объективно существующей болезнью. Сегодня термин инсайт используется не только в психологии и психиатрии, но и во многих других областях.
Инсайт в маркетинге
Что такое инсайт в маркетинге? Психологи понимают инсайт как внезапное понимание сути проблемы, а маркетологи — как информацию, собранную путем изучения потребителя, его потребностей и стремлений. Именно поэтому в маркетинге чаще используется термин «понимание потребителя».
Понимание потребителя в маркетинге — это скрытый мотив, которым руководствуется потребитель при покупке товара. Аналогично можно найти такой мотив при проведении маркетинговых исследований. Проще говоря, в маркетинге понимание потребителей является эффективным инструментом для маркетологов, позволяющим отличить предложение компании от предложений конкурентов.
Хотя слово «озарение» имеет для маркетинга совершенно иное значение, чем для психологии, оно отличается по той же причине — оно означает поиск неожиданного и эффективного решения проблемы. Хотя в маркетинге и решение, и проблема напрямую связаны с потребителем и успехом бренда. Вот почему понимание потребителя часто полезно для рекламы и рекламных материалов.
Инсайт в рекламе
Инсайт в рекламе — рекламная кампания или продукт, созданный на основе маркетинговых исследований целевой аудитории. В этом контексте идея понимания заключается в том, что маркетолог точно определяет потребность клиента и предлагает подходящее решение этой проблемы.
На практике (например, в Instagram) часто можно встретить посты из рубрики Insight of the Week или Insight of the Day . Инсайт дня — вдохновляющая цитата, картинка, видео или список ценных материалов. Итак, как вы пишете инсайт, если вы так его понимаете? Просто найдите интересную цитату или материал, способный натолкнуть подписчика на волнующие мысли, и сделайте пост.
В рекламе понимание может выполнять разные задачи. Например, это может помочь бренду наладить отношения со своей аудиторией. Вдохновляющие и полезные фразы и цитаты привлекут новых подписчиков, сформируют имидж бренда, выразят солидарность с аудиторией и так далее. Но не стоит использовать это как основной инструмент продвижения бренда: гораздо важнее искать и находить потребительские инсайты.
Подводя итог, можно сказать, что проницательность в маркетинге и рекламе не то же самое, что проницательность в психологии или проницательность в жизни. Даже в обучении могут быть разные идеи.
Обучение по темам
Инсайтное обучение
Инсайт в обучении означает практически то же, что и в психологии: для студента состояние инсайта – это ощущение, что материал изучен всесторонне. Что это значит? В процессе обучения инсайты позволяют быстро и эффективно осваивать любую область или предмет, получая при этом удовольствие от процесса, ведь инсайт всегда приходит с чувством облегчения и радости от долгожданного открытия.
Вот почему понимание играет решающую роль в современном обучении, потому что оно может помочь ученику, даже если книга или учитель не помогают. Поэтому учителю необходимо предоставить своим ученикам больше возможностей для самостоятельной работы с материалом, чтобы помочь им регулярно ловить озарения.
Например, курсы по саморазвитию без инсайтов бесполезны, потому что требуют от ученика кардинального изменения мировоззрения и образа жизни, что невозможно без инсайтов. Это доказывается на примере успешных людей, большинство из которых решились на что-то только после озарения. Наверное, каждый человек может привести примеры из своей жизни, когда ловил озарение и находил нестандартные решения.
Состояние озарения доступно каждому из нас, и чтобы оно произошло, нужно отпустить ситуацию. Итак, не пытайтесь решать проблему в лоб; вместо этого соберите больше информации, расслабьтесь и просто дайте мозгу найти новый и более продуктивный выход из ситуации.
Определение инсайта в психологии.
(существительное)
Острое наблюдение и дедукция; проникновение; проницательность; восприятие.
Колер и Insight Learning
- Insight Обучение впервые исследовал Вольфганг Колер (1887–1967).
- В самом известном исследовании Колера, посвященном проницательности обучению, участвовал шимпанзе Султан.
- Когда мы решаем проблему с помощью озарения , у нас часто бывает так называемый момент ага или эврика.
- Insight не следует путать с эвристикой.
- В то время как эвристика постепенно формируется опытом, понимание — нет.
Решение проблем
- Прозрение Феноменология — это внезапное понимание проблемы или стратегия, которая помогает в решении проблем.
- Таким образом, озарение является продуктом не более чем обычного мышления.
- Неогештальтистская точка зрения утверждает, что проницательные решатели проблем демонстрируют плохую способность предсказывать свой успех и не чувствуют себя значительно лучше, приближаясь к решению проницательной -проблемы.
- Это поддержало бы гештальтистскую веру в то, что есть что-то особенное в проницательном решении проблем, в отличие от не- проницательного и рутинного решения проблем, когда человек испытывает положительные чувства по мере приближения к решению.
- Представление о трех процессах утверждает, что существует три различных типа инсайтов :
Творчество
- Этот процесс подпитывается как сознательным, так и бессознательным понимание .
- В сценической модели Валласа творческие озарения и озарения можно объяснить творческим процессом, состоящим из пяти этапов:
- Озарение или Прозрение , где творческая идея вырывается из своей предсознательной обработки в сознательное осознание; и
- Этот процесс подпитывается как сознательным, так и бессознательным понимание .
Когнитивная психология
- Когнитивная теория утверждает, что решения проблем принимают форму алгоритмов, эвристик или выводы .
Биопсихология
- Различные методы визуализации мозга дают ученым представление о различных аспектах функционирования человеческого мозга.
Восприятие движения
- Зрительные иллюзии позволяют понять, как воспринимается движение.
Сравнительная психология
- Специалисты по сравнительной психологии изучили широкий спектр видов, чтобы получить понимание поведения и психических процессов нечеловеческих животных.