Что такое мироощущение в философии: Мироощущение | это… Что такое Мироощущение?

1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Мироощущение – это то, как человек ощущает себя в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует. Мироощущение человека четко прослеживается в его настроениях и поступках. Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни.

Миропонимание это описание языковыми средствами тех образов (совокупность образов – мировоззрение ), которые существуют в психике индивида. Образ и описание этого образа вместе составляют понятие. Совокупность понятий и составляет миропонимание субъекта.

Мировоззрение — система взглядов, принципов , ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира так и жизненной позиции программы деятельности людей. Существуют 3 мировозрения: мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности), философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. ВСЁ должно быть доказано, не принимает на веру ничего,3 раздела: онтология (уч о бытие) гносеология (учение по познание) и логика. Элементы ( структура) мир-я : потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным- явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия- прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Соотношение философии и мировоззрения | Мудрый Философ

 

   

Все статьи сайта → Философия Соотношение философии и мировоззрения

Понятие мировоззрения

Мировоззрение представляет собой совокупность разнообразных знаний, убеждений, мыслей, идеалов, образов, чувств и настроений, которые соединяются в общую картину, являясь своеобразным пониманием людьми мира и самих себя. Каково же соотношение между философией и мировоззрением? В данной статье мы кратко рассмотрим определение мировоззрения, а так же выясним какое место занимает философия в структуре мировоззрения.

Мировоззрение включает в себя знания, умения, впечатления, жизненный опыт, ценностные ориентации — суждения о добре и зле, красоте и уродстве, дружбе и вражде, благе и справедливости, любви и ненависти и т. д. Таким образом, мировоззрение является особым видением и пониманием мира человеком, его места в мире, тем самым формируя жизненные позиции и определяя поведение и деятельность людей.Другими словами, под мировоззрением понимается прежде всего духовное освоение мироздания с определенной точки зрения — с точки зрения взаимоотношения природы и человека. Объектом мировоззрения в данном случае выступает мир в целом. Предметом мировоззрения является взаимоотношение мира природы и мира человека, макрокосмоса и микрокосмоса. Таким образом формируется основной вопрос мировоззрения — вопрос об отношении природы или мироздания как такового, и людей.

Классификация мировоззрения

Типы мировоззрения классифицируются по различным признакам.

Схема 1. Классификация мировоззрения по различным критериям

По степени исторического развития выделяют античное, средневековое и современное мировоззрение. По степени «теоретической зрелости» — жизненно-практическое и теоретическое мировоззрение. По критерию всеобщности — индивидуальное, групповое и общечеловеческое. И, наконец, по историческому типу — философское, религиозное и мифологическое мировоззрение.

Помимо типов, выделяют определенные компоненты мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Схема 2. Компоненты мировоззрения

Мироощущение представляет собой эмоционально-психологическую сторону мировоззрения, которая выражается настроениями, чувствами, переживаниями. Мировосприятие характеризуется созданием наглядных образов от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей, диаграмм. Миропонимание, в свою очередь, отражает содержание мировоззрения в форме абстрактных понятий, формул, различных интеллектуальных моделей.

Формы мировоззрения

Как же соотносятся философия и мировоззрение? Для ответа на данный вопрос рассмотрим основные формы мировоззрения, которые имели место в истории культуры общества: мифология, религия, наука и философия.

1. Мифология — древнейшая форма мировоззрения. Она представляла собой своеобразную картину действительности, где переплетались как предания, так и правдивые повествования об исторических событиях. Силы природы олицетворялись.

Мифологическое мировоззрение являлось художественным, т. е. определялось как мировосприятие через чувственные наглядные образы в литературе, живописи, скульптуре.

2. Религия возникла в глубокой древности в виде анимизма (одушевления живых и неживых существ и предметов), тотемизма (поклонения животным предкам), фетишизма (наделения волшебными свойствами вещей и явлений) и магии (веры в способность человека с помощью ритуалов влиять на людей, животных, природные силы, духов и богов).

Позже религия становится самостоятельной формой мировоззрения, появляются мировые религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм.

3. Наука формируется как мировоззрение на основе содержания мифологии, вбирая в себя реалистические элементы мифов, представляющие собой накопленный и зафиксированный в знаниях опыт практической деятельности людей по освоению и преобразованию окружающей среды. Начинает строится научная картина мира.

4. Философия как особая специфическая форма мировоззрения представляет собой системно-рационалистическое ядро, в котором взаимодействие мироздания как такового, природы и людей духовно осваивается, осознается в логической системе понятий и категорий. Системность определяет содержание философии, а рациональность — ее форму и содержание.

Философия занимает особое место в структуре мировоззрения: ее невозможно непосредственно вывести из мифологии или представить как обобщенный опыт практической деятельности людей. В свою очередь, философия отделима от религии, так как стремится дать рациональное, разумное объяснение действительности.

Философское мировоззрение специфично, имеет рефлексивный характер, то есть знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Религия и наука являются оппозиционными формами мировоззрения: они альтернативны и непримиримы между собой. Философия же призвана служить мостом между религией и наукой, выстраивая теоретические конструкции между воображением и фактами, которые сами по себе дают одностороннюю и недостаточно полную картину действительности.Таким образом, философия как составная часть мировоззрения является его центром, системообразующим ядром, обеспечивающим его целостность и полноту.

 Виды мировоззрения

Таким образом, к мировоззрению имеют отношение как искусство, мифология и религия, так и философия.  В зависимости от решения (сознательного или  стихийного) основного вопроса мировоззрения различают два типа мировоззрения. В первом случае мировоззрение духовно усваивается (осознается) людьми через перенесение на него явных и неявных качеств и форм  человеческой жизни. Во втором случае люди осознают себя через природу, перенося на себя качества, свойства и законы мироздания как такового, природы. Оба решения неверны. Природа не антропоморфна. Человек и общество — это такие части природы, которые существуют по своим законам. Но неверны эти решения по-разному. Первое решение неверно абсолютно. Это тупик. Второе решение неверно относительно. Открытие законов общественного развития возможно лишь при фундаментальном допущении того, что человек как естественное существо есть часть и продукт природы и что его естественные потребности первичны и могут быть удовлетворены лишь через материальное производство.

1. Социоантропоморфическое мировоззрение —  мировоззрение первого уровня и первого вида. В этом мировоззрении мироздание духовно осваивается людьми на образно-представленческо-эмоциональном уровне путем перенесения на природу явных и неявных качеств человека как общественного существа и общества в целом.

Социоантропоморфическое мировоззрение не едино. Скорее можно говорить о социоантропоморфическом мировоззренческом комплексе, чем о социоантропоморфическом мировоззрении как таковом. В этот комплекс  входят мифологическое, религиозное и частично художественное мировоззрения.

Если некое человеческое свойство представить отвлеченно от его носителя,  человека, то образуется элемент мифологического  мировоззрения, где образ становится равным его значению, т. е. понимается безусловно. Такая позиция станет началом мифологического образа — вымышленного существа. Однако миф становится частью религии лишь тогда, когда он приурочен к религиозному действию, к обряду и культу, когда он входит в систему псевдопрактического, иллюзорного взаимоотношения людей и антропоморфизированной природы.

К социоантропоморфическому виду мировоззрения относится лишь субъективное художественное мировоззрение. Это такое художественное мировоззрение, при котором изображаемое в значительной степени подменяется производимым им субъективным впечатлением, когда объект служит раскрытию состояния субъекта. Такое художественное мировоззрение можно назвать импрессионистско-лирическим.
2. Второй вид мировоззрения — объективное художественное мировоззрение — мировоззрение первого уровня. Объективное художественное мировоззрение делает акцент на  взаимоотношениях общества и человека, природы — и общества и человека. Его можно назвать  натуралистически-реалистическим.

От художественного мировоззрения, как субъективного, так и объективного, следует отличать мировоззрение художника, которое может быть религиозным,  философским или даже обыденным.

3. Третий и четвертый виды мировоззрения образуют философский мировоззренческий комплекс. Это мировоззрение второго уровня. В нем взаимоотношение  мироздания как такового, природы и людей духовно осваивается, осознается в логической системе понятий и категорий.

Рационализированность и системность — таковы главные видовые отличия философии как таковой.  Философия — это системно-рационализированное  мировоззрение. Системность определяет содержание философии, поиск ею субстанции мироздания, а рационализированность — ее форму, ее уровень. Что касается основного вопроса мировоззрения, то в философии на втором уровне мировоззрения он принимает форму основного вопроса философии, вопроса об отношении бытия (этой абстрагизированной природы) и мышления, сознания (этого абстрагизированного человека).

Философский идеализм, будучи, в отличие от социоантропоморфического вида мировоззрения, освоением мира «мыслящей головой», принадлежит ко второму уровню мировоззрения, но, раскрывая бытие через дух, мышление, «я», он принадлежит к первому виду мировоззрения. Для философского идеализма характерен неявный специфический антропоморфизм: природа уподобляется если не человеку в целом, то его духу, мышлению, сознанию.

Философский материализм принадлежит ко второму уровню и ко второму виду мировоззрения. Речь здесь идет лишь о домарксовском «натуралистическом» материализме, который именно и пытался свести понимание людей и человеческого общества к законам природы.

Различая здесь материализм и идеализм как разные виды мировоззрения, следует подчеркнуть, что в этом смысле они едины. И тот и другой являются все же философией — высшим видом мировоззрения и специфической формой общественного сознания, частью идеальной настройки. Однако нельзя не учитывать, что если философский материализм отличается от социоантропоморфического вида мировоззрения и по форме (методу) и по содержанию (типу), то философский идеализм — лишь по форме, и это различие существенно.

По отношению к философии искусство, мифология, религия, не переставая существовать сами по себе, выступают в качестве парафилософии (буквально «окололюбомудрия»), где две ее части — мировоззрение и наука — вступают во взаимодействие и противоречия, определяя тем самым влияние на философию и соответственно уровень, на которым находится философское мировоззрение.

Видеоматериалы по теме:

Читайте также:
Предмет философии
Проблема происхождения философии
Основные функции философии
Специфика и структура философского знания  
Основной вопрос философии и две его стороны

Сохранить

The Brains Blog

Edouard Machery
University of Pittsburgh

Философы в основном сосредоточились на практических последствиях недавних психологических исследований предубеждений (расизма, сексизма и т. д.) и, в более общем плане, отношений (например, , политические взгляды). Как уже хорошо известно, этот впечатляющий объем работ основан на новых косвенных измерениях, таких как тест имплицитных ассоциаций (один из многих косвенных показателей, разработанных за последние двадцать лет), и урок этой работы, как нам говорят, таков. что косвенные измерения могут выявить предубеждения, даже если прямые измерения не могут их обнаружить.

Тем не менее, это исследование поднимает много других вопросов. Моя глава в сборниках под редакцией Броустейна и Сола «Дефрейдинг имплицитных установок» посвящена одной из них: Что такое установка?

У большинства философов и психологов, кажется, есть готовый ответ на этот вопрос: установки, вообще говоря, являются ментальными состояниями, и неявные установки отличаются от явных установок по двум осям: они автоматические и недоступны для интроспекции. В общем, нам дана очень знакомая, широко «фрейдистская» картина разума: разум делится на два типа психических состояний (бессознательное и сознательное), которые соперничают за контроль над поведением.

Напротив, в «Дефрейдинге имплицитных установок» предполагается, что установки представляют собой черты («характеристическая картина установок»): Как и другие черты (например, честность или потребность в познании), они представляют собой общие предрасположенности к поведению. и познавать. Они отличаются от других черт в различных отношениях: в частности, они связаны с предрасположенностью вести себя и познавать таким образом, который выражает положительную и отрицательную валентность. Хотя они зависят от сложного набора психических состояний и процессов (ассоциаций между понятиями, убеждениями, эмоциями, структурами самоконтроля и т. д.), которые я называю «психологической основой установок», их не следует отождествлять с этими психическими состояниями. состояния. И они могут быть измерены прямо и косвенно (т. е. с помощью косвенных мер).

Если установки являются чертами, то философы и психологи ошибочно проводят различие между имплицитными и явными установками: Нет неявных или явных установок , потому что неявное и явное различие относится только к психическим состояниям, а не к чертам. То, что прямые измерения иногда плохо выявляют предубеждения, просто означает, что люди могут ошибаться и действительно часто ошибаются в отношении своих когнитивных и поведенческих склонностей. И постулировать имплицитные установки для объяснения этого феномена не лучше, чем постулировать имплицитную трусость для объяснения того, почему кто-то, кто искренне считает себя смелым, ведет себя трусливо.

Главное достоинство картины черт отношений состоит в том, что она объясняет многие феномены, чрезвычайно загадочные для фрейдистской картины. Некоторые из этих явлений только начинают осознаваться философами. Первостепенное значение имеет удивительно низкая предсказательная сила косвенных показателей отношения. Когда поведение можно предсказать, гораздо лучше спрашивать мнение людей, а не измерять их косвенно. Когда опрос людей плохо предсказывает поведение (например, в расовых отношениях), косвенные измерения также являются плохими предикторами.

Картина черты предсказывает этот феномен (и многие другие), потому что косвенные измерения касаются одного или нескольких психических состояний, составляющих психологическую основу установок.

Олпорт ввел понятие черты в социальной психологии. Возможно, под влиянием когнитивной революции и дебатов о ситуационизме философы когнитивной науки не воспользовались этим понятием. Всплеск интереса к социальной психологии отношений дает возможность придать ей большую роль в нашем психологическом теоретизировании.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Философия разума | Определение, резюме, примеры, философы и факты

Макс Вебер

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель Рене Декарт Дэвид Хьюм Хилари Патнэм Бертран Рассел
Похожие темы:
функционализм дуализм разума и тела проблема других умов преднамеренность теория действия

См. весь связанный контент →

философия разума , размышления о природе психических явлений и особенно об отношении разума к телу и остальному физическому миру.

Философия часто занимается самыми общими вопросами о природе вещей: Какова природа красоты? Что значит иметь истинное знание? Что делает действие добродетельным, а утверждение истинным? Такие вопросы можно задавать по отношению ко многим конкретным областям, в результате чего существуют целые области, посвященные философии искусства (эстетике), философии науки, этике, эпистемологии (теории познания) и метафизика (учение о конечных категориях мира).

Философия разума специально занимается весьма общими вопросами о природе психических явлений: какова, например, природа мысли, чувства, восприятия, сознания и чувственного опыта?

Эти философские вопросы о природе феномена следует отличать от похожих по звучанию вопросов, которыми обычно занимаются более чисто эмпирические исследования, такие как экспериментальная психология, которые в решающей степени зависят от результатов сенсорного наблюдения. Психологи-эмпирики, в общем и целом, занимаются обнаружением случайных фактов о реальных людях и животных — вещей, которые оказались правдой, хотя могли оказаться ложными. Например, они могут обнаружить, что определенное химическое вещество высвобождается тогда и только тогда, когда люди напуганы, или что определенная область мозга активируется только тогда и только тогда, когда люди испытывают боль или думают о своих отцах. Но философ хочет знать, является ли высвобождение этого химического вещества или активация мозга в этой области необходимыми для страха, боли или мыслей об отце: будут ли существа, лишенные этого конкретного химического или черепного устройства, неспособны к этим переживаниям? Возможно ли, чтобы что-то имело такой опыт и вообще не состояло из «материи» — как в случае с призраками, как воображают многие люди? Задавая эти вопросы, философы имеют в виду не только (возможно) отдаленные возможности призраков, богов или внеземных существ (чье физическое строение, по-видимому, будет сильно отличаться от человеческого), но также и особенно возможность, которая, кажется, когда-либо вырисовывается.

больше в современной жизни — возможности компьютеров, способных мыслить. Может ли компьютер иметь разум? Что нужно для создания компьютера, который мог бы иметь определенную мысль, эмоцию или опыт?

Возможно, компьютер мог бы иметь разум только в том случае, если бы он состоял из тех же типов нейронов и химических веществ, из которых состоит человеческий мозг. Но это предположение может показаться грубым шовинистическим, подобно утверждению, что человеческое существо может иметь ментальные состояния только в том случае, если его глаза имеют определенный цвет. С другой стороны, конечно же, не любое вычислительное устройство обладает разумом. Будут ли в ближайшем будущем созданы машины, которые вплотную приблизится к тому, чтобы стать серьезными кандидатами на обладание ментальными состояниями, сосредоточение внимания на этой все более серьезной возможности — хороший способ начать понимать виды вопросов, рассматриваемых в философии сознания.

Хотя философские вопросы имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что возможно, необходимо или существенно, а не на том, что просто есть, это не означает, что то, что есть, то есть случайные открытия эмпирической науки, не имеет существенного отношения к философским рассуждениям о ум или любую другую тему.

Действительно, многие философы считают, что медицинские исследования могут раскрыть сущность или «природу» многих болезней (например, что полиомиелит предполагает активное присутствие определенного вируса) или что химия может раскрыть природу многих веществ (например, что вода Н 2 О). Однако, в отличие от случаев болезней и веществ, на вопросы о природе мышления, по-видимому, нельзя ответить с помощью одних только эмпирических исследований. Во всяком случае, ни один исследователь-эмпирик не смог ответить на них так, чтобы это удовлетворило достаточное количество людей. Таким образом, вопросы относятся, по крайней мере частично, к философии.

Одна из причин того, что на эти вопросы было так трудно ответить, заключается в том, что существует существенная неясность, как в обычном понимании, так и в теоретической психологии, относительно того, насколько объективными могут считаться феномены разума. Ощущения, например, кажутся по существу частными и субъективными, не открытыми для публичного, объективного изучения, требуемого от предмета серьезной науки. Как, в конце концов, можно узнать, каковы на самом деле чужие личные мысли и чувства? Каждый человек как бы находится в особом «привилегированном положении» по отношению к собственным мыслям и чувствам, положении, которое никто другой никогда не мог бы занять.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Для многих людей эта субъективность связана с вопросами смысла и значимости, а также со стилем объяснения и понимания человеческой жизни и действия, которые одновременно необходимы и существенно отличаются от видов объяснения и понимание, характерное для естественных наук. Чтобы объяснить движение приливов, например, физик может обратиться к простым обобщениям о корреляции между движением приливов и близостью Луны к Земле. Или, что более глубоко, он мог бы апеллировать к общим законам, например, к законам всемирного тяготения. Но чтобы объяснить, почему кто-то пишет роман, недостаточно просто отметить, что его написание коррелирует с другими событиями в его физическом окружении (например, он склонен начинать писать на восходе солнца) или даже что оно коррелирует с определенными событиями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts