Что такое нирвана в философии: НИРВАНА это

Нирвана — Buddhism Encyclopedia — Онлайн Энциклопедия Буддизма

Нирвана (угасание, прекращение) — термин, обозначающий состояние освобождения от страданий. Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.

Само слово «нирвана» (пали: ниббана) восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание» (например, угасание светильника или прекращение волнения моря).

На этом основании буддологи XIX в. часто строили свою теорию нирваны как полного
прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчетливо указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие. Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.

Сам Будда никогда не давал прямого ответа на вопрос, что такое нирвана, и старался молчать, когда этот вопрос все-таки задавали. Тут Будда оказывается прямым предшественником знаменитого философа XX в. Л. Витгенштейна, провозгласившего, что о чем нельзя говорить, о том следует молчать. Еще в ранних Упанишадах — брахманских текстах философского характера — говорилось, что об Абсолюте (Брахмане) можно говорить только в отрицательных терминах: «нети, нети» («не то, не то»), поскольку Абсолют трансцендентен нашему опыту, непостижим для мысли и невыразим в словах и понятиях.

Нирвана, о которой учит Будда, — не бог и не безличный Абсолют, и его молчание — не апофатическая теология. Нирвана — не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной или надличностной полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего подобного нирване.

Поэтому даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам известным, ибо иначе мы немедленно сконструируем «нашу» нирвану, создадим некий ментальный образ, вполне неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания.

Поэтому Будда и ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как высшего блаженства (парамам сукхам). Впоследствии буддисты разработают много  разных концепций нирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется в буддизме навсегда.

В махаянской философии (особенно в школе мадхьямаки) провозглашается принцип тождества сансары и нирваны. Крупнейший философ-мадхьямик Нагарджуна говорит:

Между нирваной и сансарой.
Нет разницы вообще
Между сансарой и нирваной.
Что является пределом нирваны
Есть также и предел сансары.
Между этими двумя мы не можем найти
Даже слабейшей тени различия.

(Нагарджуна. Мула мадхьямака карика, XXV, 19-20)

Это утверждение Нагарджуны допускает два истолкования, и они оба использовались в буддийской традиции.

Во-первых, можно сказать, что сансара есть иллюзорный, сконструированный различающим сознанием, аспект нирваны, исчезающий при правильном постижении реальности, подобно тому как исчезает змея, за которую по ошибке была в темноте принята веревка после осознания этой ошибки.

Второе истолкование связано с релятивизмом мадхьямаки. Поскольку нирвана есть нирвана лишь относительно сансары, а сансара такова лишь относительно нирваны, то ни сансара ни даже нирвана не обладают своебытием, а следовательно, они тоже пусты и бессущностны и их общая татхата, подлинная природа, есть шуньята, пустота. Бодхисаттва постигает пустотность как сансары, так и нирваны и так обретает состояние Будды.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Что такое нирвана?

  1. Какие понятия являются противоположными для понятия брах­ мана?

  2. Кто такой Лао-Цзы? Что общего между ним и греческим филосо­ фом Гераклитом?

  1. Что такое «у вей»? В чем разница между даосским и конфуциан­ ским толкованиями этого принципа?

  2. Охарактеризуйте основные понятия учения Конфуция. В чем состоит историческое значение конфуцианства?

  3. Почему и за что Мо-ди критикует Конфуция?

СЛОВА, ЗНАЧЕНИЕ КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ

Философема — высказывание мировоззренческого плана, несу­щее в себе отличительные признаки философского знания (рациональ­ность формы выражения, обоснованность, внутренняя непротиворечи­вость, обращенность к скрытым характеристикам вещей и др.).

Натурализм — стремление объяснять явления в причинно-след­ственном контексте без обращения к понятию чуда.

Атман (санскр. — самость, душа) — одно из понятий индийской фи­лософии и религии индуизма; вечная духовная сущность индивида; от­вергался буддизмом.

Веды (санскр. — знание) — священные книги брахманов, которым приписывалось божественное происхождение; древнейшие памятники индийской литературы XV-V вв. до н.э.

39

Дао (кит. — путь, бог) — одно из понятий даосов, означающее перво­основу мира как возможности всех вещей.

У вей (кит. — недеяние) — отказ от действия, идущего вразрез с естественным ходом природных или социальных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972. Подборка текстов с подробным академическим комментарием.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.,1994. Очень хороший справочник, но требует предварительного знаком­ства с терминологией.

История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. м.т 1989. Учебник, написанный коллективом авторов из китайских вузов. Очерки опираются на формационный принцип периодизации и излишне схе­матизируют историю философии как борьбу материализма и идеа­лизма. Хороши широким привлечением источников.

Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982. Монография предла­гает сравнительный анализ китайской, индийской и греческой фило­софии. Процессы возникновения философии рассматриваются в един­стве с социальными условиями. Работа построена на богатом ис­пользовании источников.

Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1993. Т. 1.

Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983.

Тик НатХан. Древний путь. Белые облака: В2-хт. М., 1997. Автор-настоятель буддийского монастыря. Книга основана на тицатель-ной работе с первоисточниками. По форме представляет собой ли­тературное повествование о жизни и учении Гаутамы.

Борхес Хорхе Луис. Буддизм // Письмена бога. М., 1992. С.360-374. Публичная лекция, прочитанная знаменитым аргентинским писате­лем в конце 70-х гг. Легко читается, знакомит с основными положе­ниями учения Будды и дзен-буддизма.

22

Спросить духовенство: что такое Нирвана?

День нирваны, праздник, отмечаемый 8 и 15 февраля буддистами, индуистами и джайнами, в память о достижении Буддой просветления после его смерти в возрасте 80 лет. На этой неделе комментаторы обсуждают, почему нирвана занимает центральное место в их религиозных убеждениях.

Нитин Аджмера из Плейнвью

Председатель попечительского совета Парламента мировых религий

Нирвана в джайнской философии — это состояние бесконечного блаженства, бесконечного знания и бесконечного восприятия, которого достигает душа, когда она избавляется от все его кармы.

Как только душа достигает этой стадии, она больше не подвержена циклу жизни и смерти и остается в этом счастливом состоянии навсегда. Согласно джайнизму, все живые существа смертны из-за их кармы, пафоса и этоса, которые привязывают их к бесконечным циклам жизни и смерти. Людям необходимо работать над сдержанностью и контролем над эмоциями, а также направлять свои чувства в нейтральное состояние, тем самым останавливая приток кармы.

Подпишитесь на информационный бюллетень NewsdayTV

От экстренных новостей до специальных статей и документальных фильмов, команда NewsdayTV освещает важные для вас вопросы.

Нажимая «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.

Через постоянную медитацию и покаяние душа также избавляется от своей кармы, медленно и неуклонно поднимаясь к этому первозданному и чистому состоянию, в котором к душе не остается ни одной частицы кармы. Это состояние и есть нирвана. Как только душа достигает этой стадии, она живет в счастье, которое не мгновенно, а непрерывно.

Думайте об этом, как о еде шоколада: какое-то время мы испытываем удовольствие, но если мы едим много, применяется закон убывающей отдачи. Однако в состоянии нирваны нет закона убывающей отдачи; источник счастья бесконечен и непрерывен.

Нариндер Капур

Член совета директоров Многоконфессионального форума Лонг-Айленда

Хотя в древних текстах, таких как Веды и ранние Упанишады, нирвана не упоминается, этот термин встречается в Шримад Бхагавад- Гита, глубокий трактат индуизма. Нирвана — это вечный покой, обретаемый теми, чьи грехи были смыты, чьи сомнения рассеяны знанием, чей ум твердо утвердился в вере в Бога и кто активно занимается благополучием всех существ.

Индусы верят, что во всей полноте творения есть космическая энергия. Для нас нирвана буквально означает слияние с этой космической энергией. Мы также называем это мокшей, слово, происходящее от санскрита, означающее освобождение души от цикла рождений и смертей. Согласно «Бхагавад-гите», нирваны можно достичь тремя духовными путями или практиками: бхакти-йогой (любящая преданность личному божеству), карма-йогой (бескорыстное действие) или гьян-йогой (путь самореализации).

В «Шримад Бхагавад-гите» Господь Кришна описывает нирвану как переживание «блаженной неэгоистичности», вечного покоя, в котором человек «освещается внутренним светом» и «становится единым с Богом».

Бханте Коттаве Нанда

Главный монах, Центр буддийской медитации Лонг-Айленда, Риверхед

Нирвана — это высшее состояние блаженства, которого может достичь любое живое существо. Но это одно из самых трудных для понимания явлений, хотя путь достижения нирваны хорошо разъяснен в буддизме.

В Тексте Уданы, сборнике изречений Будды, каждое из которых сопровождается историей, вызвавшей их, нирвана определяется как то измерение, «где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни измерения бесконечности пространства, ни измерения бесконечности сознания, ни измерения небытия, ни измерения ни восприятия, ни невосприятия, ни этого мира, ни мира потустороннего… просто конец страдания». Нирвану нельзя объяснить никаким известным измерением. Достижение этого — интеллектуальный процесс, ведущий к мудрости, где нет жадности, ненависти или заблуждений.

Будда объясняет, что форма и страдание непостоянны. Будда продолжает: «То, что есть страдание, — это не-я. То, что не-я, следует рассматривать таким, какое оно есть на самом деле, с правильной мудростью, таким образом: это не мое, это не я, это не я». Когда кто-то видит это таким, как оно есть на самом деле, с правильной мудростью, ум становится бесстрастным и освобождается от привязанностей, вызывающих страдание.

У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ Вы бы хотели задать Newsday духовенству? Отправьте их по адресу LILife@newsday. com.

Nirvāṇa — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    1

    Происхождение и этимология слова нирвана

  • контент заблокирован

    2

    Более ранние аккаунты

  • содержимое заблокировано

    3

    Европейское понимание термина

  • контент заблокирован

    4

    Школы основного буддизма

  • содержимое заблокировано

    5

    В системах Махаяны

  • контент заблокирован

    6

    Синонимы к слову нирвана

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • К
  • Казинс, Л. С.

DOI

10.4324/9780415249126-F071-1

DOI: 10.4324/9780415249126-F071-1
Версия: V1, опубликован онлайн: 1998
. com/статьи/тематические/нирвана/v-1


Цель духовной жизни уже была описана как нирвана до возникновения буддизма примерно в пятом веке до нашей эры, но наиболее известна она в буддийском контексте. В более ранних буддийских работах и ​​в популярном использовании до наших дней это относится к цели буддийской дисциплины, достигаемой путем систематической тренировки нравственности, медитации и интеллекта. Эта цель состоит в окончательном удалении мешающих ментальных элементов, которые мешают спокойному и ясному состоянию ума, вместе с состоянием пробуждения от ментального сна, который они вызывают. Такое пробуждение (часто называемое по-английски «просветлением») дает возможность ясного восприятия фундаментальных истин, понимание которых необходимо для ментальной свободы. Позднее этот термин часто применялся более узко к определенному аспекту состояния пробуждения — к тому аспекту этого опыта, который считался неизменным, то есть элементом, который не является продуктом ни умственного построения в частности, ни причин и условия в целом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts