Отчуждённость Отчуждённый | Что такое Отчуждённость Отчуждённый
Самая глубокая потребность человека — это потребность преодолеть
свою отчужденность, освободиться из плена одиночества.
Эрих Фромм. Искусство любить
Отчужденность как качество личности – склонность проявлять отсутствие близости с кем-либо, чем-либо, становиться чужим, далеким, погруженным в себя, безразличным к окружающим.
Братья спросили святого Антония: — Если кто скажет: «Я ничего не буду брать у братьев, и сам ничего не буду им давать, — для меня достаточно моего», — хорошо это или плохо? Святой Антоний отвечал: — Дети мои! Кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него — душа льва. Его должно считать отчуждённым от сообщества всех добрых людей.
В широком смысле отчужденность может выходить за рамки межличностных отношений, охватывая отчуждение от своего труда, от потребностей, от государства, от природы, от самого себя. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» пишет об ощущении отчужденности у Наташи Ростовой: «Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи…она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них». Это уже клинический случай психопатологии – деперсонализации, утраты ощущения принадлежности к собственной личности различных проявлений своего Я (мыслей, эмоций, побуждений и др.).
В таких запущенных формах проявления отчужденности другие объекты и события внешнего мира осознаются человеком как противоположные ему самому, вызывают у него неприятие и враждебность. Это состояние находит отражение в таких формах переживаний как чувство обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр.
Отчужденность сродни ненависти, она тоже не хочет видеть другого, внутренне не признает его, не желает принимать его право быть другим, не усматривает в нем самостоятельной личности. Отчужденность – враг целостности и гармоничности личности. Зачастую она проявляется как чувство бессилия перед жизненными обстоятельствами, неспособность принимать вызовы судьбы, чувство бессмысленности происходящего.
Отчужденность в отношениях – это, прежде всего, вопрос дистанции между людьми. Плохо, когда дистанция доходит до панибратства и фамильярности. Это одна крайность отношений. Но крайне отрицательно для межличностных отношений, когда дистанция удлиняется до холодности и отчужденности. От отчужденности один шаг до полного охлаждения и разрыва отношений.
Зачастую женщины путают отчужденность с периодом погруженности мужчины в себя, «уходом в пещеру», когда он набирается моральных сил для принятия какого-либо решения. Здесь надо проявить спокойствие и благоразумие. Пройдет время, и он, морально окрепший, вернется к обычным отношениям.
Супруги становятся чужими, если они не ведают о мыслях друг друга и не дают другому говорить то, о чём он думает. Психолог Елена Орехова пишет: «Если мужчина не знает мыслей своей женщины, скоро они становятся чужими. И то же самое касается женщины. Всегда лучше поддерживать такую ситуацию в семье, чтобы каждый супруг говорил то, что он думает, даже если он в чем-то не согласен. Нужно просто научиться говорить тепло, интеллигентно, без отчуждений вещи, которые могут быть приятны кому-то из членов семьи. Нельзя проявлять гнев или грубую речь в тот момент, когда партнер открывает сердце. Ведь внутренний мир человека очень нежен».
Зачастую человек проявляет уважительность и доброжелательность к посторонним, но стоит ему заявиться домой, превращается в олицетворенную грубость, неуважительность и несдержанность. Зло срывается на близких. Никто не может уколоть больнее близкого человека. Главное в отношениях ни что говоришь, а как. Отчужденность никогда не созреет, если интонации доброжелательны, если в них отсутствует грубость и неприязнь.
Отчужденность – это отторжение на уровне души. Поэтому уважительность и культура поведения в семье – ярые враги отчужденности. К примеру, жена присмотрела платье и за ужином высказала мужу о своем желании купить его. Если муж начнет грубить, укорять ее в бесхозяйственности и расточительности, это вызовет при повторе таких случаев отчужденность и холодность. Природа женщины – желания. Она всё равно попытается удовлетворить свое желание, но уже пойдет другим путем – попросит денег у родителей, подруг или у любовника. Разумный мужчина должен был сказать: «Дорогая, это платье не совсем мне нравится. Ты в нем недостаточно хороша. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Давай найдем что-то более дорогое или более качественное. И я с радостью куплю тебе платье».
Отчужденности предшествует уничтожение доверительных отношений между супругами. Доверительность исчезает после грубостей, ледяного тона, и потребуется немало времени, чтобы восстановить утраченную близость. К примеру, мужчина делится с женой о том, что сейчас его больше всего волнует и встречает непонимание, а еще хуже – грубость и насмешки. Всё. Жена из друга превращается в обузу. Возникает отчужденность.
Для мужчины крайне важно чувствовать в женщине источник воодушевления. Только женщина может зарядить своего мужчину на большие свершения. Недаром говорят, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Если женщина не может найти унисон с духовной жизнью мужа, отношения их имеют тенденцию перерастать в отчужденность. Например, муж купил дорогих голубей, а жена при детях отчитывает его за транжирство, что есть нечего, а он тратит деньги на всякую ерунду. Ее грубые слова его не проймут. Он только будет думать, как ему не повезло с женой, ибо она его не понимает.
Во избежание отчужденности в семейных отношениях нужно крайне уважительно относиться к мыслям и чувствам супруга. Елена Орехова пишет: «Принять несогласие партнера человек может только тогда, когда вы уважительно отнеслись к нему, к его чувствам, к его настроению. Если этого не происходит, то потом супруг отвечает за свою грубость. Т.е. происходит такое отчуждение, которое уничтожить, потом бывает практически невозможно. Поэтому лучше, мудро поступая, сохранить близость. И это очень важно понимать обоим партнерам. Иначе супруги оказываются на разных уровнях тонкого существования. А потом плачут, что не поняли друг друга, просто как-то получилось, что им нужно расстаться. Нужно обязательно понимать природу другого человека».
Иными словами, отчужденность возникает, если мы, руководствуясь эгоизмом, не слушаем и не хотим понять друг друга. Пороки, прорываясь наружу, приводят к отчужденности человека от других людей и от своей собственной духовной сущности. Бескорыстное, теплое, сердечное и дружелюбное общение сменяется бездушной отчужденностью.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Одиночество и отчужденность по-японски: порождение общества, в котором не на кого положиться
Затянувшаяся необходимость ограничивать себя в выходах из дома в связи с распространением коронавируса нового типа обостряет проблему изолированности и отчужденности – сокращения контактов человека с другими людьми и обществом в целом. По мнению автора, в корне этой проблемы лежит представление о том, что «нельзя доставлять людям неудобства».
Япония как лидер по одиночеству
В феврале 2021 года в Японии был назначен министр по делам одиночества и отчужденности. Одновременно в аппарате правительства была создана соответствующая секция. Они продолжают действовать и при нынешнем правительстве. Эти меры отражают, насколько в правительстве осознают кризисный характер ситуации с одиночеством и отчужденностью в обществе. Действительно, в сравнении с другими странами в Японии многие люди одиноки, и им совершенно не на кого положиться. Так, в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 2005 года отмечается, что из 24 стран-участниц в Японии насчитывается больше всего людей, оторванных от общества.
За последние годы эта тенденция ничуть не изменилась. В 2015 году канцелярия кабинета министров провела среди пожилых жителей 4 стран в возрасте 60 лет и старше «Международный сравнительный опрос о жизни и отношении к ней среди пожилых людей». По его итогам можно судить, насколько много людей чувствуют свою отчужденность в обществе, считая, что им «не на кого положиться, за исключением домочадцев».
Аналогичным образом дело обстоит и среди молодежи. В проведенном в 2018 году канцелярией кабинета министров опросе молодежи 7 стран в возрасте 13-29 лет под названием «Опрос об отношении молодежи в нашей и других странах» на вопрос: «С кем вам захочется посоветоваться, если станет плохо или тревожно?», доля тех, кто ответили: «Я ни с кем не советуюсь» оказалась исключительно высока среди японцев.
То, что Япония относится к числу стран с высоким уровнем самоубийств, словно отражает обилие одиноких людей. Так, в 2015 году по доле самоубийств на 100 тыс. населения она находилась на 18-м месте из 183 стран. Среди участниц «Сравнительного опроса отношения молодежи нашей и других стран» Япония уступила по этому показателю только Южной Корее. Итоги всех этих исследований тоже позволяют утверждать, что проблема одиночества и отчужденности стоит в Японии гораздо острее, чем в других странах.
Почему же в Японии так много одиноких людей, которым не на кого положиться? В этом коротком очерке я предлагаю рассмотреть проблему одиночества и отчужденности в связи с уникальным японским отношением к личности и свободе.
Общество, где попавших в беду отбрасывают как «источник неудобств»
Как и во многих других промышленно развитых странах, «уважение к личности» и «свобода» в японском обществе выступают стандартом, который необходимо отстаивать. Защите свободы отводится важная роль из соображений уважения к убеждениям, вере и решениям личности. Но само понятие «свобода» подразумевает определенные «ограничения». Как и в других странах, такие действия как «насилие над личностью» и «кража личного имущества» строго запрещены как «причинение ущерба другому человеку». При этом «насилие» включает в себя и психологическое насилие.
Особенность японского общества состоит в том, что к «причинению ущерба другому человеку» причисляют и «доставление неудобств другим людям и обществу». В Японии людям свойственно считать «табу» обращаться к другим людям в связи с неспособностью решать проблемы собственными силами, поскольку это «доставляет неудобства» другому человеку, причиняя ему ущерб – «отнимая время». Обратной стороной «уважения к личности» и «свободы» в японском обществе выступает скрытая коллективная психология «внимания к тому, как отнесутся окружающие».
Общественное устройство, которое можно назвать «либерализмом по-японски», в котором приоритетом выступает ответственность человека перед окружающими и общественным мнением, сильно влияет и на японскую проблему одиночества и отчужденности. Давайте остановимся на этом подробнее.
Японское общество, которое считалось обществом коллективизма, где люди, как в сельскохозяйственной общине, связаны друг с другом так тесно, что от этого порой и не вздохнуть, взялось за преодоление этой особенности и двинулось курсом на общественное устройство, позволяющее вырваться из коллектива и жить «в одиночестве». На этом пути мы выстроили систему, при которой все, что нам необходимо для жизни, обеспечивается без межчеловеческих отношений. Мы либо приобретаем товары и услуги, расплачиваясь деньгами, либо пользуемся социальными гарантиями. В наши дни стало возможным жить, вообще не встречаясь с другими людьми – достаточно лишь располагать определенными финансовыми средствами и возможностью выходить в онлайн.
По мере формирования системы, позволяющей нам вести такую жизнь, межчеловеческие связи все больше становятся чем-то вроде прихоти – люди заводят их «по собственному вкусу». Эпоха, когда человеку было необходимо жить, будучи связанным с другими людьми, ушла, и теперь наша жизнь проходит в отсутствие связей с другими. В рамках капиталистической системы она поддерживается усилиями по обретению капитала, дипломов и послужного списка. Иначе говоря, в обмен на свободу жить обособленно от других людей на нас ложится обязанность поддерживать собственную жизнь усилиями по зарабатыванию денег.
В этих условиях оказываются затруднительными взаимные шаги, которые лежат в самой основе человеческого общества – обращение к другим людям, когда оказался в тяжелом положении. Как отмечалось выше, основой системы, при которой люди живут поодиночке, является то, что каждый человек зарабатывает на жизнь самостоятельно. А людей, которые обращаются к окружающим и полагаются на них, рассматривают как лентяев, которые не предпринимают усилий, чтобы поддерживать собственную жизнь самостоятельно. Поэтому слабый глас взывающих о помощи в японском обществе тонет в мощном хоре обвинений в «изнеженности» и «доставлении неудобство другим людям».
При проводившемся в 2016 году «Опросе о жизни, работе и окружении обитателей столицы и ее окрестностей», который охватил 5 361 человека в японской столице и в радиусе 50 километров от нее (исследование проводилось под руководством Хасимото Кэндзи), также выяснилось, что люди в тяжелом экономическом положении, в неблагополучных семейных обстоятельствах, а также будучи лишены межчеловеческих контактов, живут с уверенностью в том, что «нельзя доставлять людям неудобства». В общество «либерализма по-японски», в котором превыше всего ставится ответственность перед окружающими, встроен механизм, отбрасывающий с клеймом «доставляющих неудобства» тех людей, кому приходится тяжело.
«Сэйкацу хого»: неудобный защитный механизм
Быть может, сама по себе отчужденность и не представляла собой проблемы, если бы личности гарантировало жизнь общество в более широком смысле, избавляя от необходимости полагаться на ближних. Но в Японии полагаться на «общество» (в форме помощи со стороны властей) оказывается затруднительным по той же причине, по которой попавшие в беду не обращаются к окружающим.
Как и во многих других странах, в Японии имеется система социального обеспечения, предоставляющая жителям минимальные жизненные гарантии. «Сэйкацу хого», буквально «защита жизни», является системной реализацией гарантированного Конституцией Японии «права на минимальный уровень здоровой и культурной жизни». Соответственно, каждый человек, который живет в Японии, разумеется, обладает правом пользоваться этой системой. Но идея о том, что «пользоваться защитой – это естественно», не находит распространения в обществе.
Многие в японском обществе решительно не желают пользоваться этой помощью в трудной жизненной ситуации, даже когда им рекомендуют обратиться за «защитой жизни». Немало и случаев, когда получающие эту защиту становятся объектом критики. Фоном для такого отношения служит то, что доставлять неудобства другим людям в Японии – это «табу». Иначе говоря, «либерализм по-японски».
Как и во многих других странах, данная система социальной защиты финансируется из налоговых поступлений. Следовательно, систему охраны жизни можно назвать системой взаимных гарантий минимального уровня жизни в стране в целом, пользоваться которой для нас должно быть совершенно естественным. Но на более злой взгляд система охраны жизни видится режимом, перекладывающим на окружающих бремя с плеч тех, кто недостаточно старается заработать денег или не может это сделать. Если исходить из последнего, то люди, получающие помощь в рамках защиты жизни, могут восприниматься как «доставляющие неприятности», поскольку не предпринимают усилий для зарабатывания денег, становясь бременем для других людей. Фактически в Японии происходит суровое осуждение получателей помощи в рамках «сэйкацу хого» – «бичевание защитой жизни». Вот почему появляются люди, которые, стремясь избежать этого порицания, решительно отказываются от такой защиты.
Японская система «сэйкацу хого» является неудачным механизмом, к которому люди вынужденно прибегают лишь тогда, когда внезапно оказываются в отчаянных обстоятельствах, вынуждающих это делать. В обществе «либерализма по-японски», в котором обращения за помощью к другим людям или к властям избегают как «поступка, досаждающего окружающим», где упор делается на ответственности личности перед окружением и обществом, трудно вообще на что-либо положиться.
Одиночество и отчужденность – плод стремления не доставлять неприятностей окружающим
Как уже было отмечено, уважение к личности и свобода всегда накладывает определенные ограничения. В зависимости от этих ограничений сильно различается общественное устройство. В японском обществе, которое на первый взгляд выглядит свободным, стремление не доставлять неудобств другим людям сильно ограничивает личность. Именно поэтому в ситуации с коронавирусом многие люди, даже в отсутствие особенно жестких ограничений и принуждения, по собственной инициативе носят маски и следят за своим поведением, обеспечивая сдерживание инфекции, чего не удалось добиться Соединенным Штатам и странам Европы. С другой стороны, к несоблюдающим правила, а также к заразившимся коронавирусом, относятся очень сурово как к людям, «причинившим неудобства окружающих и общество».
«Либерализм по-японски», склонный уделять внимание скорее не правам личности, а ее ответственности перед миром и окружающими, оборачивается порядками, каких не найдешь в других странах, порождая множество одиноких и отчужденных людей.
Фотография к заголовку: образ одинокого человека, боящегося доставить неприятности обществу (© PIXTA)
Статьи по теме
- Борьба с проблемой одиночества в Японии и Великобритании: обмен информацией на встрече министров
- Правительство Японии создаёт учреждение по борьбе с одиночеством и изоляцией
- В Японии будут бороться с одиночеством среди японских граждан за рубежом
- Столовые для детей «Кодомо-сёкудо» – лекарство от бедности и одиночества
- В Японии создают всё больше бесплатных или почти бесплатных столовых для детей
- Коронавирус и одинокие матери: потеря работы, доходов и «беспомощность» в режиме чрезвычайной ситуации
- Мать-одиночка в Японии
- Суровые будни внештатных сотрудников ключевых сфер и проблемы трудоустройства женщин на фоне пандемии
- «Подчинись мнению окружающих!», или как коронавирус обнажил сущность японского общества
- Рецепт от одиночества для самых одиноких в мире японских мужчин в эпоху пандемии
- Способы выживания личности в японской общине
- Затворники-хикикомори в стареющем обществе Японии
- В Японии около миллиона затворников-хикикомори
Отчуждение Определение и значение — Merriam-Webster
отчуждение ˌā-lē-ə-nā-shən
ˌāl-yə-
1
: удаление или отделение человека или привязанностей человека от объекта или позиции прежней привязанности : отчуждение
отчуждение … от ценностей своего общества и семьи — S. L. Halleck
2: передача имущества другому
Синонимы
- недовольство
- недовольство
- отчуждение
- закисание
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
после лет отчуждения от семьи, примирилась с ними, когда заболел отец
Недавние примеры в Интернете Кроме того, родители отчуждение , что-то очень и очень важное. — Карли Томас, The Hollywood Reporter , 16 февраля 2023 г.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «отчуждение». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийское Alienacioun «передача прав собственности, расстройство, отчуждение», заимствовано из англо-французского alienaciun, отчуждение, заимствовано из латинского aliēnātiōn-, aliēnātiō «переход собственности, отчуждение, неприязнь» ( mentis aliēnātiō «психическое расстройство, помешательство»), от aliēnāre «переход в собственность, добро» (aliēnāre s) другой, сделать враждебным, отчужденным» + -tiōn-, -tiō, суффикс словесного действия — больше на отчуждение
Первое известное использование
14 век, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование отчуждения было в 14 веке
отчуждение
отчуждение привязанности
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Отчуждение».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/alienation. По состоянию на 23 февраля 2023 г. существительноеотчуждение ˌā-lē-ə-nā-shən
ˌāl-yə-ˈnā-
1
: уход или отделение человека или привязанности человека от объекта прошлой привязанности
2
: передача имущества другому лицу
Медицинское определение
отчуждение
существительное
отчуждение ˌā-lē-ə-ˈnā-shən, ˌāl-yə-
: уход или отделение человека или привязанностей человека от объекта или позиции прежней привязанности
отчуждение … от ценностей своего общества и семьи — С. Л. Халлек
Еще от Merriam-Webster о
отчужденииНглиш: перевод отчуждение для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод отчуждение для говорящих на арабском языке
Britannica.com: статья в энциклопедии о отчуждении
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
равносильно
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Что было первым?
- горячий прием или холодный прием ?
- холодный прием горячий дубль
Прослушайте слово и напечатайте его. Сколько вы можете получить правильно?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
Что такое отчуждение? – ReviseSociology
Содержание
Определение отчуждения: Что такое…
Пожалуйста, включите JavaScript
Определение отчуждения: Что такое отчуждение в социологии?
Рабочее определение : отделение или отчуждение человека от какого-либо существенного аспекта его природы или общества, часто приводящее к ощущению бессилия или беспомощности.
Сегодня понятие отчуждения стало частью обычного языка, широко используемого в средствах массовой информации. Нам могут сказать, например, что группы ВОЗ отчуждаются от общества или что молодые люди отчуждаются от господствующих ценностей.
При таком использовании понятия у нас создается впечатление ощущения отделения одной группы от общества, но это понятие традиционно использовалось в социологии, в основном Карлом Марксом, для выражения гораздо более глубокого чувства отчуждения, чем большинство современных использования (ИМО).
Происхождение концепцииСоциологическое использование этого термина восходит к марксовой концепции отчуждения, которую он использовал для разработки влияния капитализма на опыт работы в частности и на общество в целом.
Маркс развил свою теорию отчуждения на основе философской критики христианства Фейербахом. Фейербах утверждал, что концепция всемогущего Бога как духовного существа, которому люди должны подчиниться, чтобы достичь спасения, была человеческой конструкцией, проекцией человеческих властных отношений. на духовное существо. Христианство эффективно замаскировало тот факт, что именно человеческие властные отношения поддерживали общественный порядок, а не некая высшая духовная реальность, тем самым действительно поддерживалось отчуждение от «истины» власти.
Маркс применил концепцию отчуждения к труду в промышленно-капиталистических обществах, утверждая, что эмансипация рабочих заключается в их борьбе за контроль над небольшим, господствующим правящим классом.
Позже промышленные социологи, вдохновленные марксизмом, использовали эту концепцию для изучения рабочих отношений в определенных системах управления на фабриках.
Историко-материалистический подход Маркса начался с того, как люди организуют свои дела вместе, чтобы производить товары и выживать. Для Маркса быть отчужденным означает находиться в объективном состоянии, которое является реальным следствием, и чтобы изменить его, нам нужно фактически изменить способ организации общества, а не изменить наше восприятие его.
Работа в прошлом, возможно, была более требовательной физически, но Маркс утверждал, что она также вызывала меньшее отчуждение, потому что рабочие (например, ремесленники) имели больший контроль над условиями своего труда, работа была более квалифицированной и приносила больше удовлетворения, потому что рабочие могли «увидеть себя в своей работе».
Однако на промышленных предприятиях XIX века рабочие фактически не контролировали то, что они делали, их работа была неквалифицированной, и они фактически были «винтиками в машине», что порождало высокий уровень отчуждения – или чувство бессилия, беспомощности. , и не быть под контролем.
Несложно применить этот анализ к современным условиям труда — например, в ресторанах быстрого питания, таких как McDonald’s, или в колл-центрах.
Теория Маркса предполагает, что капиталистическое производство порождает отчуждение в четырех основных областях:
- Рабочие отчуждены от своей собственной рабочей силы – они должны работать по мере необходимости и выполнять задачи, поставленные их работодателями.
- Они отчуждены от продуктов своего труда – капиталисты успешно заявляют, что они продаются на рынке как продукты с целью получения прибыли, в то время как рабочие получают лишь часть этой прибыли в качестве заработной платы
- Рабочие отчуждены друг от друга – их поощряют конкурировать друг с другом рабочие места.
- Они отчуждены от своего собственного вида, будучи — согласно Марксу, работа, приносящая удовлетворение, является неотъемлемой частью человеческого бытия, а капитализм превращает работу в страдание, поэтому работа при капитализме таким образом отчуждает человека от самого себя. Это уже не радость, это просто способ заработать деньги, чтобы выжить.
Хорошо известным (но во многом неправильно понятым) решением проблем отчуждения, предложенным Марксом, был коммунизм — способ организации общества, при котором рабочие имели бы гораздо больший контроль над условиями своего труда и, таким образом, испытывали бы гораздо меньшее отчуждение.
Критические точкиМарксова концепция отчуждения была очень абстрактной и связана с его общей теорией общества с ее революционными выводами, и поэтому ее было нелегко применить к социальным исследованиям.
Однако в 20 веке некоторые социологи отделили это понятие от его теоретических истоков, чтобы сделать его более полезным для эмпирических исследований.
Одним из примеров является книга Роберта Блаунера «Отчуждение и свобода» (1964), в которой он сравнил отчуждающие эффекты условий труда в четырех отраслях, сосредоточив внимание на переживании четырех ключевых аспектов отчуждения: бессилия, бессмысленности, изоляции и самоотчуждения.
Блаунер разработал способы измерения этих различных типов отчуждения, включая субъективное восприятие самих рабочих, утверждая, что обычные фабричные рабочие страдают от самого высокого уровня отчуждения. Однако он обнаружил, что, когда производственные линии стали автоматизированными, рабочие чувствовали себя менее отчужденными, поскольку у них был больший контроль над условиями своего труда.
Работа Блаунера противоречила существующей теории о том, что технологические инновации и деквалификация приведут к еще большему уровню отчуждения. Он также предположил, что отчуждение можно уменьшить, не разрушая капитализм.
Сохранение актуальностиХотя крах коммунизма предполагает, что общая теория отчуждения Маркса больше не актуальна, сегодня многие фирмы, похоже, приняли на вооружение некоторые представительство и участие уменьшают «отчужденность» работников, как указано в обзоре современной рабочей практики Тейлора. Еще один пример того, как фирмы борются с отчуждением, — это различные медиа- и технологические компании, которые проектируют рабочие места так, чтобы они были «домашними и удобными».