Полезные и вредные привычки | Материал (6 класс) на тему:
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа – интернат»
Полезные и вредные привычки
Подготовила и провела:
Петрова С.Т.,
воспитатель I категории
пос. Нартас
Полезные и вредные привычки
Цель: Формирование мотивации на здоровый образ жизни
Задачи:
Помочь детям объективно взглянуть на свои привычки, учить заботится о своём здоровье;
Закрепить и расширить знание о вредных привычках и рассмотреть их влияние на человека и его окружение;
Коррекция вредных привычек, следовать ЗОЖ;
Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Форма мероприятия: Внеклассное мероприятие
Методы и приёмы: Рассказ, беседа, компьютерная презентация, рефлексия
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация POWERPOINT
Ход занятия
I. Организационный момент
В: Сегодня разговор у нас пойдет о том, что у нас, у людей, есть хорошие привычки и вредные привычки. Но прежде чем говорить о хороших и вредных привычках, давайте подумаем, что такое привычка?
Кто знает, что такое привычка?
В: Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель.У человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу — сохраняют его здоровье. Такие привычки называют полезными. Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно.Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, – это вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто.
ПРИВЫЧКА — это неосознанное повторение одного и того же действия (Которое со временем становится автоматическим).
II.Основная часть
Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. Как мы уже говорили, привычки бывают хорошие и плохие.
Давайте подумаем, какие хорошие привычки вы знаете? (привычка к труду, привычка умываться перед сном и т.д.) Полезными привычками мы можем назвать также такие, как делать зарядку по утрам, мыть руки перед едой, убирать за собой все вещи на место, чистить каждый день зубы, учить уроки без напоминания, помогать взрослым, заниматься спортом, закалятся, соблюдать правила личной гигиены. Хранить свои вещи в порядке. Соблюдать режим дня и т.п. Следует различать все эти полезные привычки, которые мы с вами стараемся развивать и выполнять и в нашей школе. (Обратите внимание на слайды).
А почему вы считаете, что это хорошие привычки?
Хорошие привычки полезны для здоровья, положительно влияют на развитие организма, приносят успех в жизни. Вредную же привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость.
Подумайте, какие вредные привычки вызнаете? (просмотр слайд):
алкоголизм;
наркомания;
курение;
токсикомания;
игровая зависимость;
А почему вы считаете, что это вредные привычки? (наносят вред здоровью). Скажите, а какие из вредных привычек самые страшные?(наркомания, алкоголь, курение).
Как вредят нашему здоровьювредные привычки?(Высказывание ребят).
Рассказ ребят
Алкоголь оказывает вредное влияние на здоровье человека.
Пьяные люди часто совершают преступление.
От алкоголя семьи становятся неблагополучными.
От курения у человека появляются болезни дыхательных путей, рак.
Курящие опаздывают на занятие.
Единственная цель больных наркоманией – приобретение и потребление наркотика, без которого их состояние становится тяжелым.
Жизнь наркоманов становится кошмарным, по их вине растёт преступностьнесчастные случаи.
При долгой игре на компьютере ухудшается зрение.
Игровая зависимость – как наркотик, может довести игрока до самоубийства.
Наркоманы не имеют постоянной работы, становятся бомжами.
Люди долго не живут, которые принимают алкоголь, наркотик и курево
В жизни такие люди не счастливы, лишь приносятстрадание своим близким.
А сейчас прочитаем мы свами краткую запись памяток (о вредном воздействии вредных привычек по слайдам):
О вреде курении:
Это нужно запомнить!:
Курение загрязняет лёгкие.
Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.
Курение затрудняет нормальную работу сердца.
От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах.
Курение вызывает серьезные болезни дыхательных путей и
онкологические заболевания.
Изнуряющий кашель и мокрота — постоянные спутники курильщика.
Ослабевает восприятие разговорной речи, снижается слух.
Память и внимание ослабевают, работоспособность снижается.
Помните:
Многие люди курят не потому, что хотят курить, а потому, что не могут избавиться от этой привычки. Действительно, начать курить легко, а вот отвыкнуть от курения в дальнейшем очень трудно. Начав курить, можно стать рабом этой привычки, медленно и верно уничтожать свое здоровье, данное природой для других целей – для труда и созидания, для самосовершенствования, любви и счастья.
20 ноября отмечают день отказа от вредной привычки курения.
Внешние признаки наркомана:
Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы.Мучительная зависимость от наркотика толкает человека на все — обман, воровство и даже убийство, лишь бы добыть наркотик. Наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб человеку, семье и обществу, она является причиной несчастных случаев на производстве, на транспорте, в быту. Являются обузой для семьи и общества, входят в группуриска распространения СПИДа. Человек, который принимает наркотики можно определить по следующим признакам:
бледность кожи;
расширенные или суженные зрачки;
покрасневшие или мутные глаза;
замедленная речь;
потеря аппетита, похудение;
хронический кашель;
плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).
Очевидные признаки:
следы от уколов на руках в области внутренних
поверхностей локтевых сгибов;
бумажки, свернутые в трубочку;
маленькие ложечки;
капсулы, бутылки или пивные банки.
Изменения в поведении:
нарастающее безразличие ко всему;
уход из дома или прогулы занятий по непонятным причинам;
ухудшение памяти;
невозможность сосредоточиться;
бессонница;
болезненная реакция на критику;
частая и резкая смена настроения;
повышенная утомляемость, сменяемая повышенной энергичностью.
Запомните:
Начав употреблять наркотики, вы подписали себе смертный приговор! Возврата нет! Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.
26 июня отмечают день отказа от вредной привычки наркотика.
Рассказ о вреде алкоголя:
Не менее вреден и алкоголь. От него страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое, быстро утомляется, становится рассеянным.Злоупотребление алкоголем вызывает сердечные болезни и повышает риск заболеваний легких. Приводит к несчастным случаям,алкогольным галлюцинациям, алкогольному бреду.Дети, родившиеся у женщин, употребляющих алкоголь во время беременности, появляются на свет с тяжелыми нарушениями здоровья (задержка роста, низкая масса тела, косоглазие и др.)
3 октября отмечают день отказа от вредной привычки алкоголя.
Вывод: Вредные привычки способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, его преждевременному старению и приобретению им устойчивых заболеваний. Привыкание к вредным привычкам происходит незаметно, постепенно у человека появляется тяга к ним. К таким привычкам в первую очередь относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков, которые губят жизнь людей. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за невоспитанности (неуравновешенности нервной системы). У каждого человека есть привычки. Надо воспитывать у себя полезные привычки и избавляться от вредных привычек. Но для этого надо уметь отличать их. С детства необходимо работать над собой, заниматься спортом, не лениться, соблюдать режим дня, чтоб сэкономить своё время, культуру поведения, быть воспитанным, выработать в себе полезные привычки, которые помогут добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым. Иметь силу воли, смелость и терпение. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает в себе с детства уважение к самому себе.
III часть — обобщение
Физкультминутка
Игра «Полезно — вредно» (когда назову полезные действия для здоровья — хлопайте, вредные — топайте).
соблюдать режим дня
соблюдать правила личной гигиены
есть много сладкого
курить
правильно и регулярно питаться
заниматься спортом
сосать палец
кусать ногти
прогулки на свежем воздухе
делать утреннюю зарядку
выпивать
ковырять в носу
следить за чистотой своей одежды и своего жилища
закаляться
пробовать незнакомые вещества
есть много
долго сидеть за компьютером, за книгой
Постоянно жевать жвачки
Обманывать
Умываться каждое утро
Чистить зубы
Грызть ногти, карандаш, ручку
Класть вещи на место
Опаздывать
Говорить правду
Лениться
Убирать за собой игрушки, учебники
Помогать родителям
Драться
Учить уроки
Что такое вредные привычки? (приносят вред здоровью) Почему они плохие? (делают человека неряшливым, грубым, забывчивым, недисциплинированным, драчливым и т. д.)
Что такое полезные привычки? (приносят пользу для здоровья) Почему они полезные? (делают человека аккуратным, добрым, умным, дисциплинированным, сильным, здоровым и т. д).
Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы победить вредные привычки? (преодолеть лень)
А как вы думаете, с ленью можно бороться? (Можно) Как можно победить лень? (Силу воли не терять, нужно развивать.)
В: Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет это делать постоянно, многократно, повторять в различных жизненных ситуациях. Недаром есть такая пословица «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Что нужно для того, чтобы победить вредные привычки? (преодолеть лень, иметь силу воли, смелость и терпение).
Давайте вместе подумаем, как выработать в себе полезные привычки, какие качества характера нужны для этого?
(старание, усидчивость, целеустремлённость, сила воли, желание, упорство, смелость, терпение).
Напишите в светлый белый лист свои хорошие привычки, мы их сохраним.
А плохие привычки в тёмный листок, мы их выбросим.
И Новый год мы с вами встретим с хорошим настроением.
Вывод: Наши привычки формируем мы сами. Нужно избавляться от вредных привычек и приобретать полезные привычки. Какие привычки человек посеял и вырастил в себе, такие плоды и будет пожинать всю жизнь. Сегодня мы говорили о том, что вредные привычки можно победить. Для этого надо: иметь силу воли, смелость и терпение держать свой организм здоровым, заниматься спортом, не лениться, соблюдать режим дня, культуру поведения, быть воспитанным. Правильно, ещё древние римляне говорили:
« В здоровом теле, здоровый дух». Как вы думаете, спорт – полезная привычка? (нужно заниматься спортом).
Итог урока: А сейчас я предлагаю вам еще раз вспомнить, о чем мы с вами сегодня говорил, и ответьте на вопросы.
IV часть — закрепление
Вопросы:
1.Утренняя физическая процедура? (зарядка)
2. Необходимое качество характера человека, для того чтоб выработать полезные привычки? (воля, смелость, терпение)
3. Вредная привычка, от которой страдает наша дыхательная система? (курение)
4. Чтобы экономить своё время, надо соблюдать (режим)
5. Неосознанное повторение одного и того же действия? (привычка)
6. Как называется сила, которая помогает нам бороться с вредными привычками? (воля)
7. Какая привычка не даёт нам хорошо учиться? (лень)
Итак, каждый человек имеет право на выбор какой образ жизни ему вести. То ли двигаться, совершая хорошее, то ли остановиться, совершая плохие поступки. Ведь жизнь – это движение.
Скажите, что полезного для себя вы сегодня узнали?
Как вы думаете, что нам нужно делать, чтобы вредных привычек было в нашей жизни как можно меньше?
(Заниматься спортом, соблюдать режим дня, не лениться, выработать в себе только хорошие привычки, совершать хорошие поступки, развивать в себе силу воли, смелость, терпение).
И в заключение нашей беседы я хотела бы узнать, что бы посоветовали своим сверстникам, окружающим людям, чтобы они были здоровыми. Напишите свои пожелания на лучиках солнышка
Анализ и самоанализ внеклассного воспитательного открытого мероприятия 6 класса, воспитателя Петровой С.Т.
Дата проведения: 22 декабря
Класс: 6.
Тема: «Полезные и вредные привычки».
Форма мероприятия: Внеклассное мероприятие – Урок Здоровья
Методы и приёмы: Рассказ, беседа, компьютерная презентация, рефлексия.
Место проведения: Учебный кабинет 6класса
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация POWERPOINT
Педагогическое обоснование темы: Данное мероприятие включено в план воспитательной работы, поскольку его тема является крайне актуальной; Пропаганда здорового образа жизни чрезвычайно важна для детей данного возраста (11-14 лет).
Цель: Формирование мотивации на здоровый образ жизни.
Задачи:
Помочь детям объективно взглянуть на свои привычки, учить заботится о своём здоровье.
Закрепить и расширить знание о вредных привычках и рассмотреть их влияние на человека и его окружение.
Коррекция вредных привычек, следовать ЗОЖ.
Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Провела предварительную беседу с воспитанниками по подготовке к мероприятию.
Провела коррекционную работу по коррекции вредных привычек, следовать ЗОЖ в ходе занятии. Способствовала развитию познавательных способностей на основании анализа, воспитание негативного отношения к плохой привычке.
Методы и приёмы: Беседа-диалог, самостоятельное письменное задание, использование ИКТ.
Гипотеза: Предполагаю, что данное мероприятие поможет мотивации стремлении к ЗОЖ.
Актуальность: Связь с жизнью.
Анализ хода мероприятия: Для проведения мероприятия послужило то, что в классе учатся дети с не благополучных семей. Воспитанники приезжая с каникул часто рассказывают, что часто видят, что происходит в жизни, кто их окружает. Поэтому решила выбрать эту тему «Полезные и вредные привычки». Предполагаю, что данное мероприятие поможет воспитанникам понять о важности и необходимости полезных привычек для здоровья и жизни. Поможет понять им, насколько опасна и вредны, вредные привычки, которые губят жизнь. Учащиеся проявили активность, в ходе мероприятия – с удовольствием включались в процесс, с готовностью выполняли задания, внимательно слушали и отвечали на заданные вопросы, были заинтересованы в течение мероприятия. Результаты мероприятия соответствуют поставленным задачам, совместно с детьми ведётся работа анализа вредных привычек.
Учащиеся усвоили материал, убедились о полезности хороших привычек, Мероприятие имеет большую познавательную и воспитательную ценность. Воспитанники не только узнали много нового о плохой привычке, но и пришли для себя к очевидному выводу, что частое употребление алкоголя, наркотика вредно для здоровья, приводит к преждевременной смерти. В течение занятия следила за осанкой, за поведением, в виде игры «Полезно — вредно», прошла физкультминутка. Содержание занятия составлена в соответствии с возрастом, учитывая возможность и особенности детей. Все этапы занятия соблюдены и раскрыты. Поставленные задачи к мероприятию выполнены.
Влияние вредных привычек на организм и стресса — что это, определение и ответ
Из-за постоянного воздействия экстремальных физических и психических факторов жизнь человека невозможна без стресса.
Стрессоры — факторы, раздражители, требующие адаптации к ним организма, вызывающие стресс.
Наиболее распространёнными стрессорами в современном мире для человека являются эмоциональные переживания, связанные с социальной средой.
Стресс — неспецифическая нейрогуморальная реакция организма на воздействие стрессоров, характеризующаяся биохимическими изменениями для адаптации к возникшим раздражителям;
По эффекту от воздействия на организм можно выделить две категории стресса:•эустресс — полезный стресс, активизирующий возможности организма и повышающий его устойчивость.
•дистресс — вредный стресс, который может приводить к различным расстройствам.
При кратковременном влиянии на организм дистресс повышает адаптационную способность человека, но если воздействие стрессора сохраняется надолго, то возникают проблемы.
Г.Селье, известный канадский врач-исследователь, выделил три стадии дистресса:
• стадия тревоги
На данном этапе происходит накопление и мобилизация ресурсов организма, усиливается секреция гормонов надпочечников.
• стадия сопротивления
Организм использует свои адаптационные возможности в борьбе со стрессором
• стадия истощения
Это крайний этап, наступающий при постоянном и продолжительном воздействии дистресса на организм. Ограниченные ресурсы иссякают, поэтому необходимо устранение раздражителя. Длительное нахождение на стадии истощения может привести к проблемам с физическим здоровьем и психикой.
Стремясь снизить влияние стресса на организм, люди могут прибегнуть к употреблению алкоголя, табачных изделий, наркотических средств, не подозревая о масштабах опасности, которой они подвергают своё здоровье.
Любая привычка возникает из-за системного повторения определённых действий, подобный механизм работает и при возникновении зависимости.
Алкоголизм — болезнь, для которой характерна зависимость от этанола, содержащегося в спиртных напитках.
Причина возникновения этой зависимости — эйфория, которую человек испытывает при употреблении алкоголя.
Данный эффект связан с тем, что этанол высвобождает дофамин в определённых областях среднего мозга, происходит активация дофаминовых рецепторов, приходит ощущение душевного подъема.
За этим непродолжительным эффектом таится и опасность для головного мозга: при длительном воздействии этанола возникает нарушение когнитивных функций. Воздействие алкоголя на организм приводит к повреждению сосудов мозга, повышая риск кровоизлияния и некроза; употребление спиртных напитков в больших количествах приводит к гибели нейронов.
Отрицательное влияние алкоголя на нервную систему связано с тем, что этанол хорошо растворяется в липидах, которыми особо богаты нервные клетки.
Не меньше от спиртных напитков страдают органы ЖКТ: алкоголь стимулирует выделение желудочного сока с повышенным содержанием соляной кислоты, что приводит к возникновению гастрита и язвы.
Наисильнейший удар приходится на печень — она обезвреживает большую часть алкоголя, поступившего в кровь, что отрицательно сказывается на ее функционировании, мешая собственным обменным процессам: нарушается переработка липидов, а жировые капли откладываются в клетках печени.
Вследствие чрезмерного употребления спиртного развивается алкогольный гепатит, переходящий затем в цирроз.
Воздействие на организм алкоголя негативно сказывается на работе всех систем органов, а влияние на половые клетки или развивающийся плод и вовсе может быть фатальным. Этанол является мощным мутагеном, вызывая различные аномалии развития.
Курение — сухая возгонка тлеющего табака, вдыхание образующегося дыма.Основным компонентом табака является никотин.
Никотин — вещество растительного происхождения, оказывающее физиологическое воздействие на организм.
Эффекты от никотина
• Никотин влияет на работу нейрогуморальной регуляции организма, вызывая выброс адреналина. Вследствие этого повышается артериальное давление и увеличивается частота сердечных сокращений.
• Никотин также вызывает выброс дофамина, который обуславливает чувство эйфории, что и приводит к возникновению зависимости.
• При частом употреблении приводит к гипертонии, повышая риски развития различных заболеваний сердечно-сосудистой системы.
При курении в организм человека вместе с никотином попадает множество других веществ: тяжелые металлы, ядовитые смолы и газы. Наибольший негативный эффект оказывает синильная кислота и никотин, однако нельзя не упомянуть угарный газ, образующийся при сгорании табака.
Угарный газ связывается с гемоглобином крови, образуя устойчивое соединение — карбоксигемоглобин. Его распад в естественных условиях происходит чрезвычайно долго, поэтому такие молекулы на длительный срок теряют возможность переносить кислород, недостаток которого отрицательно сказывается на работе всех тканей и органов.
Опасность курения
• Курение приводит к разрушению слизистых оболочек дыхательных путей и может стать причиной развития онкологических заболеваний.
• Происходит поражения эпителия рта и пищевода, разрушение зубной эмали.
• Повышается риск развития гастрита и язвы.
• В тканях возникает кислородное голодание, что отрицательно сказывается на общем самочувствии.
• Воспаляется внутренняя оболочка сосудов, приводя к их сужению, нарушается кровоснабжение мышц, результатом чего может стать гангрена.
• Нарушается функционирование эндокринной системы, организм не может нормально развиваться.
• Возникают нервные расстройства: нарушается сон, появляется раздражительность, страдает память и внимание.
Наркомания — психическая и физическая зависимость от употребления наркотиков, приводящая к разрушению организма.Наркотики — вещества различного происхождения, вызывающие изменение психического состояния.
Наркотическая зависимость формируется чрезвычайно быстро — от двух-трехразового приема. Всякий раз для достижения эйфории человеку приходится увеличивать дозу наркотика, а при отказе возникает тяжелая реакция — абстиненция (ломка). Поэтому избавиться от наркотической зависимости крайне тяжело, а прожить с ней не удастся долго из-за пагубного влияния на здоровье.
Опасность наркотиков
Препараты конопли оказывают угнетающие воздействие на ЦНС, приводя к слабоумию и провоцируя совершать насильственные действия.
Препараты опия (к которым относится героин) негативно влияют на все системы органов и даже на внешность человека. При внутривенном введении возникает риск заражения СПИДом.
Все наркотические вещества при длительном употреблении приводят к деградации личности; в юношеском возрасте нарушают психическое и физическое развитие.
Привычки (социальные науки)
Термин «привычка» широко и разнообразно используется в различных областях социальных наук. Согласно практически всем определениям, привычки приобретаются, повторяющиеся модели поведения, которые реализуются с минимальной опорой на сознательные ресурсы или усилия. Как правило, они связаны с окружающей средой или другим действием, которое исторически совпадало с привычкой и, таким образом, стало служить стимулом или сигналом для ее автоматического выполнения. Когда привычка определяется чисто поведенческими терминами (например, как действие, совершаемое почти ежедневно и последовательно в ответ на определенную среду), исследования показывают, что около 45 процентов повседневной жизни людей можно считать привычной (Wood, Quinn, and Kashy, 2002). .
Дисциплины существенно различаются, хотя , по подмножеству поведения, к которому применяется этот термин. В общем, психологическое использование фокусируется на относительно простых, низкоуровневых поступках, включая те, которые приносят пользу человеку (например, набор текста, приготовление кофе, ношение ремней безопасности и использование презервативов), и те, которые требуют затрат (например, кусание ногтей, курение, употребление наркотиков и переедание). В социологии и смежных дисциплинах этот термин часто применяется в более широком смысле для описания любой стабильной модели действия, которая спонтанно воспроизводится через предсознательную вовлеченность людей в окружающий их мир. Это более широкое применение может охватывать привычки социального, языкового, экономического, политического, религиозного или морального поведения и может включать в себя выполнение даже сложных форм действия.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРИВЫЧОК
Современные концепции привычек основаны на многочисленных исторических традициях, включая прагматизм, бихевиоризм и феноменологию. Раннее использование этого термина в психологии можно проследить, прежде всего, в школах прагматизма и бихевиоризма. Для прагматиков, таких как Уильям Джеймс и Джон Дьюи (1859—1952), привычки представляли собой приобретенные рефлексы, возникшие благодаря присущей нервной ткани пластичности. Поскольку поведенческая последовательность воспроизводится неоднократно, считалось, что мозговое вещество, лежащее в основе действия, становится все более предрасположенным к воспроизведению этой последовательности. С физиологической точки зрения считалось, что этот процесс поддерживается за счет развития рефлекторных путей (или «рефлекторных дуг») в нервной системе, которые связывают сенсорный сигнал с (обычно) мышечной реакцией. Однажды установившись, привычная реакция может быть инициирована одним сенсорным сигналом (т. следующего). Для Уильяма Джеймса эта неотъемлемая склонность к привычному составляла «огромный маховик общества» ([189].0] 1981, с. 121), объясняющий мириады форм рутинных действий, от привычек речи, жестов и движений до привычек характера и даже инерции социальных классов.
Бихевиористы также рассматривали привычки как приобретенные, стимулированные реакции, но в значительной степени отвергали психологические посредники как не имеющие отношения к объяснению и предсказанию поведения. Специально для радикальных бихевиористов, таких как Джон Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990), привычки находились под непосредственным контролем стимулов окружающей среды, и этот контроль лучше понять при изучении объективно определяемых схем подкрепления (например, паттернов подкрепления). вознаграждение), чем путем изучения психических процессов. Эта модель привычки «стимул-реакция» была расширена, хотя и безуспешно, Скиннером, чтобы охватить даже вербальное поведение.
В отличие от бихевиористов, феноменолога, такие как Морис Мерло-Понти (1908-1961) и Альфред Шюц (1899-1959), сосредоточились на той роли, которую привычки играют в обеспечении предсознательной, само собой разумеющейся структуры, которая направляет людей. взаимодействия с окружающим миром. В этом смысле привычки отражают набор возможностей действия, которые представляются сознанию как естественные и данные (например, кажется, что стул подходит для сидения), но на самом деле являются продуктом социальной и воплощенной истории действий индивида. Некоторые феноменологи (особенно Шютц) подчеркивали роль социального опыта в развитии этой дорефлексивной структуры привычки, и его работа оказала влияние на обоих этнометодологов, таких как Гарольд Гарфинкель (р. 19).17) и социальных конструктивистов, таких как Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукманн (р. 1927). Акцент феноменологов на воплощенном измерении привычки (особенно Мерло-Понти) также перекликается с артикуляцией Пьером Бурдье габитуса как набора телесных диспозиций, которые стратегически, но бессознательно воспроизводят прошлые последовательности действий в контекстуально настроенной манере.
Несмотря на такое широкое и дифференцированное применение, конструкт привычки потерял популярность примерно в середине двадцатого века из-за его тесной связи с программой бихевиористских исследований и явного пренебрежения способностью людей планировать, обдумывать и размышлять над своими действиями. В качестве мощного контраргумента многие социологи сплотились вокруг идеи о том, что человеческое поведение в основе своей целенаправленно, рефлексивно и находится под контролем целей, отношений, намерений и сознательных правил. Теоретики рационального выбора воплотили эту точку зрения, и действительно, их предположение о том, что люди действуют, чтобы максимизировать результаты в соответствии с личными предпочтениями, остается доминирующей теоретической парадигмой в современной экономике, политологии, теории игр и некоторых социальных теориях. В психологии ценность конструкта привычки также оспаривалась влиятельной «теорией обоснованного действия» Мартина Фишбейна и Айзека Айзена (19). 75), в котором говорится, что выполнение поведения определяется непосредственно намерениями (которые, в свою очередь, считаются подверженными влиянию установок и воспринимаемых норм). Изображая актера-человека как относительно рациональную, целеустремленную сущность, действия которой определяются их предполагаемыми последствиями, эти точки зрения оставляли мало места для привычки как объяснительного механизма, и термин вошел в состояние относительной спячки до 1980-х годов.
СОВРЕМЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЫЧКИ
Подпитываемые достижениями в когнитивной науке и духом времени, более скептически относящимся к полностью рационалистическим, рефлексивным взглядам на человеческую деятельность, современная социальная наука вернулась к активному изучению привычек. Одним из катализаторов стало свидетельство того, что люди используют относительно независимые (но взаимодействующие) психологические системы для управления действиями. Эти системы по-разному называются процедурными и декларативными, имплицитными и явными, автоматическими и контролируемыми или бессознательными и сознательными. Привычки, как правило, связаны с первым термином в каждой дихотомии, тогда как новые обдуманные действия, как правило, связаны со вторым термином. Независимая природа этих систем управления поведением очевидна, когда повреждение мозга влияет на одну из них, но оставляет нетронутой другую (Ноултон, Мангелс и Сквайр 19).96). Например, пациенты с болезнью Паркинсона способны сознательно запоминать сложную последовательность сигналов, но не могут включать эти сигналы в рутинные привычки. И наоборот, пациенты с амнезией не смогут запомнить сигналы, но успешно приобретут привычные реакции на них. Такие исследования показывают, что привычки основаны на психологических системах, отличных от тех, которые используются для управления более обдуманным, рефлексивным поведением.
Аналогичный вывод следует из исследований прогнозирования поведения, , которые определяют психологические состояния и факторы окружающей среды, связанные с выполнением определенного поведения (Wood, Quinn, and Kashy, 2002). Такие исследования показывают, что непривычки и привычки имеют разные предикторы. В соответствии с рационалистическими взглядами, выполнение нового или недавно приобретенного поведения (например, соблюдение нового распорядка в спортзале) лучше всего предсказывается наличием благоприятных установок и намерений (например, сильного позитивного отношения или намерения в отношении фитнеса). Однако, когда поведение повторяется в достаточной степени, чтобы стать привычным, отношения и намерения становятся менее определяющими для продолжения выполнения. Вместо этого привычное поведение предсказывается простым присутствием контекстуальных сигналов (например, людей, мест, других действий, времени суток), которые сопровождали поведение в прошлом. Таким образом, в то время как новые действия в значительной степени определяются планами, желаниями, целями и намерениями людей, привычки в значительной степени определяются контекстом, созданным предыдущими действиями, а также внешней социальной и физической средой.
Из-за их высокоавтоматизированных, зависящих от контекста природных привычек их нелегко сдерживать или преодолевать с помощью методов, которые эффективны для контроля более обдуманных форм действий (например, кампаний по информированию общественности, которые изменяют убеждения или отношения людей). Вместо этого привычки могут лучше реагировать на методы, которые смягчают или перенаправляют лежащие в их основе автоматические ассоциации. Эти методы включают контроль стимулов (избегание сигналов окружающей среды, которые вызывают привычки) и противодействие (выявление сигналов окружающей среды и замену желаемого поведения). Тем не менее, привычки, как известно, трудно преодолеть, а рецидив является модальным результатом после многих попыток изменить привычку (например, изменение диеты, отказ от курения).
БУДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Вопреки как строгим рационалистическим, так и строгим бихевиористским позициям, современная социальная наука признает, что человек-актор может руководствоваться рефлексивными, целенаправленными механизмами в одних случаях и рефлексивными, привычными механизмами в других. Как уже говорилось, эти формы поведения обслуживаются относительно независимыми психологическими системами и нейронными субстратами. Тем не менее, исследования начинают обращать внимание на важные взаимодействия между сознательным, обдуманным аспектом поведения и бессознательным, привычным аспектом. Примечательно, что некоторые социологи утверждают, что привычки являются неотъемлемой частью свободы воли и свободы действий, поскольку они обеспечивают рамки возможностей для действий, которые можно воображаемым образом реконфигурировать в соответствии с текущими целями и обстоятельствами человека (см., например, Emirbayer and Mische 19).98). Кроме того, недавние работы в области психологии предполагают, что привычки могут быть мотивированы очень общим чувством вознаграждения, не обязательно направляясь конкретными целями (см. Neal, Wood, and Quinn, 2006). Эти подходы отходят от ранее существовавших резких различий между привычным и обдуманным действием и приближаются к представлению о человеческом поведении как о динамическом взаимодействии целенаправленных, преднамеренных, рефлексивных процессов наряду с автоматизированными привычками, зависящими от контекста.
Привычек (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Привычки Определение
Привычки — это выученные предрасположенности повторять прошлые реакции. Они развиваются из-за того, что многие поведенческие последовательности (например, приготовление утреннего кофе) повторяются, по сути, в одном и том же контексте и почти в одном и том же порядке. Когда ответы и контекстные сигналы неоднократно встречаются вместе, существует вероятность образования ассоциаций между этими различными элементами. Как только эти ассоциации формируются, простое восприятие контекста может вызвать реакцию. Контексты включают элементы физической или социальной обстановки (места, присутствие других), временные сигналы (время суток) и предшествующие события (действия в последовательности).
Печатать, водить машину и заворачивать вонтоны — все это становится привычкой с практикой. Когда вонтоны становятся одним из основных продуктов на ужин, не нужно специально заворачивать. Вместо этого обертывание определяется временем дня, голодом и любыми стандартными предшествующими действиями. Таким образом, простое восприятие контекстных сигналов автоматически запускает привычную реакцию без намерения. После получения сигнала выполнение привычки приобретает баллистическое качество в том смысле, что оно не требует дополнительных действий и его трудно подавить.
Привычки подобны другим автоматическим реакциям, которые активируются непосредственно контекстными сигналами (например, намерениями реализации, неосознанными целями). Однако привычки развиваются при повторении, и для их инициации не требуется намерения.
Исторически конструкт привычек связан с бихевиоризмом, особенно с радикальным бихевиоризмом Джона Уотсона и Б. Ф. Скиннера, отвергавшим познание как причину действия и посредника ассоциаций стимул-реакция. Радикальный бихевиоризм строился на классической идее о том, что обучение происходит как формирование прямой связи между некоторым физическим событием или сенсорным входом и мышечной реакцией, так что внешняя стимуляция рефлекторно вызывает реакцию. Строгие бихевиористские модели оказались ограниченными в своей способности объяснить человеческое функционирование. Напротив, с современной точки зрения привычки решительно переместились в голову.
Контроль изменений реакции при повторении
В настоящее время существует три точки зрения на механизмы привычки, которые порождают повторяющееся поведение в повседневной жизни. Наблюдения за студентами колледжей и взрослыми в сообществе показывают, что около 45% повседневного поведения повторяется почти ежедневно и обычно в одном и том же контексте.
В учетной записи с прямой контекстной подсказкой повторяющаяся совместная активация создает в памяти прямые связи между представлениями контекста и ответов. Как только эти связи сформированы, простое восприятие контекста может вызвать соответствующие реакции. Подтверждающие данные получены из исследований, в которых простая активация конструкции, такой как стереотип пожилого человека, приводит к активации связанного поведения, такого как физическая немощь, которая проявляется в реальных действиях.
Пока неясно, вызывают ли контексты ответы через такой простой механизм при отсутствии соответствующей цели. Исследования социального познания до сих пор продемонстрировали ограниченную версию прямых сигналов. Хотя исследования еще не продемонстрировали, что такая активация может инициировать ответы, возможность того, что действие может быть напрямую вызвано контекстом в отсутствие активации цели, подтверждается множеством открытий в области когнитивной нейробиологии, показывающих уменьшенное вовлечение связанных с целью нейронных структур, таких как нейроны. префронтальной коре, когда поведение находится под привычным контролем. Кроме того, данные исследований обучения животных с использованием умной парадигмы, в которой обесцениваются подкрепления, также обычно интерпретируются как указывающие на прямой контекстный контроль привычек. Когда крысы первоначально выполняют инструментальное поведение (например, нажимают на брусок, чтобы получить пищевую гранулу), они, по-видимому, мотивированы конкретными целевыми ожиданиями; они прекращают поведение, если вознаграждение обесценивается (например, путем сочетания его с токсином).
Напротив, когда крысы повторяют поведение в достаточной степени, чтобы сформировать привычки, кажется, что они мотивированы непосредственно контекстом производительности: они продолжают вести себя, несмотря на обесценивание вознаграждения. Исследования по обучению животных показывают, что повторяющиеся ответы не ориентированы на достижение конкретных целей.
С точки зрения мотивированных контекстов сами контексты могут приобретать мотивационную ценность благодаря их предшествующей ассоциации с инструментальным вознаграждением. Если контексты таким образом предсказывают вознаграждение, то они, вероятно, обладают способностью заряжать энергией и активировать соответствующие реакции. Доказательства этой прогностической роли исходят из исследований на животных нейротрансмиттеров, которые опосредуют обучение с вознаграждением. Например, Вольфрам Шульц, Питер Даян и П. Рид Монтегю обнаружили, что когда обезьяны впервые узнают, что характеристика окружающей среды (например, свет) предсказывает награду (например, каплю сока) при ответной реакции ( например, нажатие на рычаг), нейротрансмиттерная активность (т. е. выброс дофамина) происходит сразу после получения вознаграждения. После многократной практики животное тянется к рычагу, как только загорается свет. Кроме того, ответ нейротрансмиттера больше не вызывается наградой из сока, а вместо этого возникает после первоначального представления света. Таким образом, экологический сигнал стал предсказывать ценность вознаграждения за неизбежный ответ.
Считается, что среды, предсказывающие вознаграждение, сигнализируют о долгосрочной будущей ценности, кэшированной ценности действия, не сигнализируя о конкретном результате, связанном с ним. Иными словами, это значение отражает общий признак аппетита, связанный с окружающей средой, а не прогноз конкретного результата (например, пищевой гранулы). Эта диффузная мотивация может объяснить относительно жесткую модель повторения в повседневной жизни, учитывая, что кэшированные значения не передают конкретный желаемый результат, которого можно было бы достичь с помощью нескольких заменяемых средств. Идея мотивированной среды была проверена в первую очередь на животных, и ее способность учитывать человеческие привычки еще предстоит продемонстрировать. Тем не менее, многообещающая поддержка исходит из свидетельств общих нейротрансмиттерных систем, связанных с вознаграждением, у разных видов (например, дофамин вырабатывается денежным вознаграждением у людей).
Наконец, некоторые исследователи ссылались на неявные цели и утверждали, что привычки развиваются, когда в данном контексте люди постоянно преследуют цель посредством определенного поведения. Это приводит к формированию косвенной связи между контекстом и поведением через более широкую систему целей или структуру знаний. Однако динамичная, гибкая природа достижения цели — особенно идея многих теорий целей о том, что люди заменяют поведение, которое служит общей цели, — не очень хорошо увязывается с жесткой моделью реагирования, которая возникла в дневниковых исследованиях повседневного поведения. Таким образом, неявные цели не являются правдоподобным посредником между контекстами и реакциями в ассоциациях привычек.
Оценка силы привычки
Как следует оценивать силу привычки? В лабораторных экспериментах прочные привычки формируются путем частого повторения в устойчивых контекстах (например, завершение предложения одним и тем же словом в компьютерной программе). В натуралистических исследованиях сила привычки измеряется на основании сообщений людей о поведении, которое они часто совершали в одних и тех же условиях (например, всегда читали газету после обеда). В целом, аналогичные эффекты, полученные для манипулируемых привычек и привычек, о которых сообщают сами, придают достоверность показателям самооценки. Дополнительным подтверждением этой достоверности является то, что привычки, о которых сообщают сами, продолжают предсказывать будущие результаты, даже когда другие предикторы статистически контролируются (например, поведенческие намерения).
Иногда натуралистические измерения силы привычки оценивают только частоту выполнения. Этого должно быть достаточно для действий, которые выполняются в одном контексте (например, пристегивание ремней безопасности). Однако для действий, выполняемых в нескольких контекстах, сила привычки также зависит от стабильности контекста производительности, и меры должны включать этот компонент.
Прогнозирование, изменение и регулирование привычек
Контекстные подсказки и баллистическая прогрессия привычек должны быть очевидны в исследованиях по прогнозированию, изменению и регулированию повседневного поведения. Хотя психологи часто предсказывают поведение на основе осознанных конструктов, таких как намерения, отношения и решения, лучшим предиктором действия привычки должна быть сила ассоциаций контекст-реакция в памяти. В поддержку, исследования показали, что намерения предсказывают поведение в первую очередь, когда привычки еще не сформированы. По мере того, как сила привычки увеличивается, привычки повторяются независимо от намерений людей. Этот паттерн правдоподобно отражает качество сигналов и баллистических привычек; трудно контролировать привычки, не соответствующие намерениям.
Изменение привычек также создает уникальные проблемы. Для действий, которые нелегко превратить в привычки, изменение намерений приводит к изменению поведения. Однако, учитывая, что привычки определяются контекстом и развиваются баллистически, изменение намерений оказывает лишь ограниченное влияние на выполнение привычки. Таким образом, изменение намерений в отношении диеты, использования ремней безопасности и других часто повторяющихся действий может не оказать большого влияния на производительность. Тем не менее, зависимость привычек от контекстных сигналов делает их уязвимыми для других типов вмешательств. Производительность привычки особенно чувствительна к изменениям контекста производительности. Эффективные вмешательства по изменению привычек, вероятно, включают структурные изменения, которые устраняют триггерные сигналы или нарушают автоматические механизмы, генерирующие повторение.
Саморегуляция предполагает активный контроль поведения. Контекстные, баллистические особенности выполнения привычки, по-видимому, взаимодействуют с этим процессом, влияя на легкость, с которой ответы могут быть выполнены, а не удержаны.