Что такое речевое поведение: Электронная библиотека БГУ: Invalid Identifier

Типы peчевого поведения — el.kz

Как известно 21 век — век информации, и люди не мыслят своей жизни без СМИ. Телевидение является самым популярным средств массовой информации, потому как в наши дни оно стало всеохватным. Для телевидения не существует границ и расстояний. Люди, живущие в разных странах, с помощью телемостов знакомятся друг с другом, вступают в диалог прямо в эфире.

Телезрителей уже не удивляют репортажи с борта космического корабля, ведь телевидение вездесуще, оно прочно вошло в жизнь каждой семьи на всем земном шаре. Телевидение –выступает в роли мощного источника воздействия на общественное мнение. Особенно это проявляется при проведении передач, когда зрители имеют шанс задать вопросы людям, находящимся в студии и тут же моментально получить ответы. С помощью «слова» телеведущие имеют возможность формировать мнение зрителей. Соответственно вопрос изучения речевого поведения телеведущих не потеряет своей актуальности никогда.

Язык консолидирует людей, делает возможной их совместную деятельность. С наибольшей полнотой это показано в сюжете о Вавилонской башне: люди перестали понимать друг друга – и строительство было прекращено. Можно говорить, что язык дает возможность формировать некое коллективное «Я». Именно благодаря этому человек становится преимущественно не биологическим, а социальным существом. Соблюдение речевых норм, правильность речи – основное требование речевого взаимодействия. Коммуникативный аспект культуры речи представляет собой высшую степень владения языком. Языковое мастерство, умение правильно выстроить речь в соответствии с замыслом, умение пользоваться богатством и разнообразием языковых средств, образность и выразительность речи – все это позволит успешно применять речевые тактики и стратегии в общении. Посредством языка можно по-разному воздействовать на собеседника. Можно открыто формулировать свою позицию и требовать определенных действий и поступков. Такой стиль поведения может преследовать вполне благородные цели, но всегда ли приведет к желаемому результату? Нужно только помнить, что язык располагает огромным количеством средств выражения, и только от вас зависит, каким вы отдадите предпочтение.
В рамках моей дипломной работы хотелось бы дать определение и соответствующие характеристики «речевого поведения».

Речевое поведение — это система устойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в ситуативно адекватной тональности и стилистике.  Соблюдение определенных норм речевого поведения является важным для работы в радио и телевизионной журналистике. Речевое поведение людей в социально ориентированном обществе имеет ряд особенностей.   Прежде всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Это качество предопределяет значительно более строгую регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

Также выделяются исходные условия, позволяющие участникам общения действовать совместно:

 — наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

— ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим). Такие условия автор называет «принципом кооперации», т.е. требованием к собеседникам действовать, таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Благодаря этому принципу, выделяются основные правила речевого поведения:

1) высказывание должно включать в себя ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

2) высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т.

е. соответствовать предмету разговора;

4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.

Довольно часто реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают, многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Но если нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи. Большое значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Ocновые проявления принципа вежливости (тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность), выраженные в речи, самым непосредственным образом устанавливают характер социальных взаимоотношений. Отчётливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.

В социальном взаимодействии особую значимость приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.   

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения диалога, направленного на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она содержит определенные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с собеседником и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в некоторое эмоциональное состояние. Стоит заметить, что тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций.

Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится выполнить различные цели или стратегические линии. Замена тактик в разговоре — мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно.

Своеобразие нашей личности ярко проявляет себя в речи. Являясь участниками общения, мы вольно или невольно подмечаем те речевые характеристики нашего собеседника, которые позволяют понять его своеобразие и спрогнозировать способ поведения, намерения и преследуемые цели. Прогноз вряд ли был бы возможен, если бы не существовало той регулярности, что проявляется в речевом поведении самых разных людей. Особенно ярко бывают они выражены в условиях речевой деятельности.

В своей работе И.Г. Родченко пришел к выводу, о том, что уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют выявить типичное в речевом поведении. В связи с этим, автор предлагает следующую типологию:

— «Cиcтeмщики» — для представителей этого типа свойственно особо тщательное отношение к подготовке речевого выступления. Они возводят во главу конкретность примеров, точность цитат, исповедуют приверженность фактам, критично относятся к публичному выражению чувств. Гoвoрят, как правило, спокойно, часто сухо и невыразительно, крайне редко допускают себе шутку или неожиданную метафору. Они не любят отходить от намеченного плана и, если что-то происходит, что «выбивает их из колеи», то им бывает очень трудно справиться с возникшей ситуацией. В таких случаях «системщики» могут потерять контроль над аудиторией, так, как и во время выступления, они лишь опосредовано, через материал, поддерживали связь со слушателями. Этот тип   идеален при разработке материала, хорош в чтении научных  докладов, но оказывается в проигрыше, когда необходимо достичь от аудитории сопереживания.

— «Мыслители» — люди такого типа способны на внeзaпные решения, им нередко свойственен прoтивopeчивый взгляд на coбытия. Они могут уводить внимание зритeлeй далеко в сторону от предмета речи, неизменно возвращаясь к нему спустя некоторое время. «Мыслители» не особенно заботятся о впечатлении, которое создают, бывают, небрежны в жестах, говорят тихо или, наоборот, громко, как бы, не замечая других, готовы к использованию наглядных материалов, черчению разных графиков и диаграмм. Люди этого типа хороши в речах совещательного характера, когда важен процесс обнаружения решений, но им гораздо труднее действовать в условиях малого количества времени.

— «Поэты» — их непременным приоритетом является огромный словарный запас и развитое чувство языка.   «Поэты» обладают приятной внешностью, приятным голосом, изящными манерами, поддерживать связь с таким собеседником – одно удовольствие. «Поэты» сильны, когда речь идет об описания чувств, предметов, картин природы и событий. Они являются великолепными рассказчиками, но им гораздо труднее действовать в жестких рамках плана и работать с информацией.

— «Вожди» — это люди, способные воодушевить толпу. Суть их выступлений основана на сочетании безупречной аргументации и ярких примеров из личного опыта. Никому не удается так уверенно удерживать зал, не отпуская его ни на секунду своего выступления.    Впрочем, если предмет речи не задевает их за живое, то «вожди», к сожалению, утрачивают свою силу слова. Несомненно, массовая коммуникация — лишь одна из видов речевого поведения и далеко не все попадают в такие же условия. Хотя побывать в конфликтной ситуации доводилось каждому. Человек демонстрирует себя именно в ссоре или споре. Речевое поведение человека в ситуации эмоционального стресса многое говорит о его личности.

Исходя из этого, выделяется три типа речевого поведения в споре: конфликтный, центрированный и кооперативный. 

Конфликтный тип — это агрессор или манипулятор, чье поведение открыто или завуалировано, направлено против партнера по общению. В конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получая удовольствие от унижения собеседника. В речевом поведении их отличает неспособность замечать окружающее пространство и уменьшать или повышать в зависимости от этого силу голоса. Обычно, они говорят громче, чем нужно и не ограничиваются в жестах и словесных оборотах.

Главная черта людей с центрированным типом речевого поведения заключается в невнимание относительно собеседника и концентрации внимания на себе. Более активные эгоцентрики бывают шумными, с яркой голосовой подачей, яркими словесными образами, но их в меньшей степени всего интересует мнение партнера, они слушают и слышат только себя.

Более меланхоличные люди центрированного типа могут быть полностью закрыты: отвечают невпопад, резко меняют тему, не слушают партнера. Такие люди скупы в жестах, эмоционально и интонационно не выразительны. Говорят, как правило, тихо, тембр голоса — тускл, речь монотонна.

Навыки в общении демонстрируют, последователи третьего типа речевого поведения, который называется кооператорским. Здесь очевидна устремленность на партнера в общении, но в некоторых случаях, она может быть следствием боязни конфликта, потребностью поддерживать правильные отношения и выглядит, скорее всего, как копирование настоящего интереса, а в других — это действительно желание понять собеседника, войти в его положение. Такой человек не только может услышать и увидеть партнера, но и настроиться на его волну, заговорить на его языке. Такое речевое поведение требует умелости владения голосом, пластичной выразительности, языкового богатства.

Таким образом любой человек способен к проявлению того или иного типа речевого поведения. Многое обуславливает здесь та ситуация, в которой нам приходиться говорить.  Разумеется, что для достижения успеха в общении, чаще бывают полезными навыки кооперативного типа.


Лейла АГАЕВА

Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram — ға

Исследование речевого поведения студента в конфликтной ситуации

Социальная психология | Мир педагогики и психологии №09 (50) Сентябрь 2020

УДК 378.4

Дата публикации 08.09.2020

Попадько Яна Игоревна
Преподаватель, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Россия, г. Санкт-Петербург, [email protected]

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности речевого поведения студента в конфликтной ситуации. Актуализируются понятия «речевое поведение», «конфликтная ситуация», а также описываются этапы процессов восприятия и порождения речи. Автором приводятся результаты эмпирического исследования, в результате которого выявляются превалирующие стратегии речевого поведения студента в конфликте и возможные причины их использования.
Ключевые слова: исследование, конфликт, конфликтная ситуация, речевое поведение, речь, стратегия

Student verbal Behaviour research in conflict situations

Popad’ko Jana Igorevna
Teacher, A. F. Mozhaisky Military space Academy, Saint Petersburg, Russia

Abstract: The article describes the features of student verbal behavior in a conflict situation. The concepts of “speech behavior”, “conflict situation” are actualized, as well as the stages of speech perception and generation processes are described. The author presents the results of empirical study, which identifies the prevailing strategies of student verbal behavior in a conflict and their possible reasons.
Keywords: research, conflict, conflict situation, verbal behaviour, speaking, strategy.

Правильная ссылка на статью

Попадько Я.И. Исследование речевого поведения студента в конфликтной ситуации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-rechevogo-povedeniya-studenta-v-konfliktnoj-situatsii.html (Дата обращения: 08.09.2020)

С каждым годом мы наблюдаем всё большее количество изменений, касающихся любой сферы нашей жизни. Происходит стремительное развитие современных технологий, изменение образовательных программ, совершаются новые открытия [1]. Вместе с этим, развивается, совершенствуется и меняется человек. Он приобретает новые знания, навыки, пополняет свой словарный запас, меняет восприятие происходящего, образ жизни. Вследствие этого, проводятся всевозможные исследования речевых особенностей различных социальных групп.

Понятие «речевое поведение» имеет множество различных толкований. По мнению А. Е. Супруна, речевое поведение включает в себя весь комплекс взаимоотношений, представленных в коммуникативном акте, – все речевые поступки человека, совершающиеся им в типовых ситуациях, которые отображают специфику языкового сознания того или иного социума. В. И. Карасик отмечает, что под речевым поведением следует понимать осознанную и неосознанную систему поступков, способных раскрыть характер и образ жизни человека. И. А. Стернин утверждает, что речевое (или коммуникативное) поведение – это вся совокупность реализуемых в коммуникативных процессах правил и традиций общения определенной лингвокультурной общности [2].

По мнению Е.Д. Павлычевой, понятие «речевое поведение» связано с процессом выбора языка либо языкового варианта для построения социально корректного высказывания [3].

В данной статье мы рассматриваем речевое поведение человека, как сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему особенностями, как личности, представителю социальной группы и национальной общности. Речевое поведение, в целом, служит индикатором общей эрудиции говорящего, особенностей его интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. Речевая деятельность, как и всякая другая деятельность человека, характеризуется определенной структурной организацией, которая включает уровни или этапы процессов восприятия и порождения речи:

  • Мотивационно-побудительный уровень;
  • Формирование и формулирование мысли;
  • Внутреннее программирование или формирование способов речевого воплощения мысли;
  • Исполнительный уровень (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Д. Кацнельсон и др.) [4].

Речевая деятельность имеет сознательный характер. Схематично её можно представить следующим образом (рис. 1):

Можно утверждать, что речевая деятельность человека в любой ситуации общения (диалог на рабочем месте, выступление с докладом, инициирование беседы с малознакомым человеком и т.д.) представляет собой процесс, объединяющий все стадии восприятия и порождения речи [4].

Человеческое общение имеет как позитивную, так и деструктивную природу. Зачастую, людям приходится отстаивать свои интересы в ситуациях, которые носят эмоциональную окраску и имеют достаточно напряжённый характер. Такие ситуации носят название «конфликтные» и определяются как противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний [5]. А сам конфликт является взаимодействием между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях [6].

Если ситуация названа конфликтной, то в ней принимают участие, как минимум, два субъекта. Из этого следует, что свои эмоции, своё мнение, точку зрения они выражают в словесной форме. Конфликтная ситуация возникает в том случае, когда мнения её участников частично или полностью не совпадают. Каждый из субъектов, разумеется, пытается отстоять свою точку зрения, приводя большое количество аргументов. Чаще всего, напряженная обстановка складывается не сразу, а нарастает по мере поступления тех самых аргументов и оспаривания их.

Речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности, его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания [7].

Речевой конфликт представляется как состояние сопротивления противоборствующих сторон, в процессе которого обе стороны сознательно и активно действуют во вред враждебной стороне, выражая при этом свои действия с помощью вербальных и прагматических средств. В речевом конфликте, как коммуникативном событии, протекающем во времени, выделяются различные стадии: назревание, созревание, пик, спад и разрешение, однако, именно исход конфликта является наиболее важным компонентом конфликтного коммуникативного акта [4].

Психологи выделяют следующие пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях (рис. 2):

1. Приспособление — изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам [8].

2. Компромисс — урегулирование разногласий путем взаимных уступок [8].

3. Сотрудничество — совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу [8].

4. Игнорирование — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее [8].

5. Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции [8].

В.С. Третьякова, в свою очередь, классифицирует речевые стратегии на «кооперативные» стратегии и стратегии «конфронтации» [9].

Стратегии «кооперации» включают в себя следующие стратегии: стратегия вежливости, искренности, доверия, близости, сотрудничества. Для реализации кооперативных стратегий используются тактики кооперации: предложения, согласия, уступки, одобрения, похвалы, комплимента и др. [10].

Стратегии «конфронтации» включают в себя следующие средства:

  1. Средства выражения негативных эмоций по отношению к собеседнику
  2. Средства получения представления о точке зрения говорящего
  3. Средства, выражающие волю по отношению к собеседнику (ироничные замечания)
  4. Контактоустанавливающие средства (захват и удержание роли говорящего) [10].

Для определения особенностей речевого поведения студента в конфликтной ситуации, было проведено исследование, состоящее из трёх этапов. Нами были выбраны тесты, составленные на основе описания способов регулирования конфликтов Кеннета Томаса, которые позволили выявить возможные стратегии, тактики и модели речевого поведения студентов в конфликтной ситуации.

В качестве респондентов выступили студентки Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого и Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова в возрасте от 19-ти до 21-го года, обучающиеся на факультетах иностранных языков в количестве тридцати человек.

Данный анализ включал в себя три этапа:

  • Выявление стратегий регулирования конфликтов;
  • Выявление стратегий и тактик речевого поведения студента;
  • Корреляционный анализ.

Для изучения возможных моделей речевого поведения студента в конфликтной ситуации, следует выявить некоторые особенности поведения студента, которые могут повлиять на ситуацию, как с положительной, так и с отрицательной стороны [11]. Например, способность студента находить компромисс, учитывать интересы оппонента и идти на контакт.

К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет упомянутые ранее способы регулирования конфликтов: соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции, приспособление — изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам, компромисс — урегулирование разногласий путем взаимных уступок, избегание — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, сотрудничество -совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон [12].

На первом этапе нами был выбран тест, состоящий из 30 вопросов, в каждом из которых имеются два утверждения. Каждое утверждение соответствует определённой стратегии поведения, описанной К. Томасом.  

Полученные результаты позволили определить, что у большинства опрошенных студентов превалирует стратегия приспособление, что говорит о том, что эта группа респондентов нацелена на поиск наиболее быстрого способа выхода из конфликта (табл. 1). Для таких людей в человеческих взаимоотношениях является важным отсутствие напряжённой обстановки, ссор и конфликтов, даже если ради этого необходимо жертвовать своими интересами.

Таблица 1. Результаты теста К.Томаса

                  Стратегия

         Частота употребления (%)

Соперничество

                     13,3%

Сотрудничество

                     17,3%

Компромисс

                     20%

Избегание

                     16%

Приспособление

                     33,4%

Однако данные стратегии не полностью описывают вербальное поведение личности в конфликтной ситуации, поэтому на следующем этапе на основе результатов личного опросника, нами были выявлены превалирующие стратегии и тактики речевого поведения по классификации В. С. Третьяковой, которая классифицирует речевые стратегии на «кооперативные» стратегии и стратегии «конфронтации» [9].

Таким образом, если соотнести данные стратегии, мы получаем, что кооперативные стратегии соответствуют стратегиям «сотрудничество» и «компромисс», стратегиям конфронтации соответствует стратегия «соперничество» и конформистским стратегиям соответствуют стратегии «избегание» и «приспособление».

Нами был разработан опросник, в состав которого входят 10 вопросов с тремя вариантами ответов (табл. 2).

В каждом из 10 вопросов, представленных в авторском опроснике, нами смоделирована определенная конфликтная ситуация, с которой может столкнуться студент в повседневной жизни. В качестве вариантов ответа студентам предложены приблизительные фразы и модели поведения, соответствующие одной из трёх моделей поведения в конфликте: конструктивной, деструктивной и конформистской.

Конструктивная модель поведения характеризуется стремлением уладить конфликт и соответствует стратегии кооперации [13].

При деструктивной модели индивид постоянно стремится к расширению и обострению конфликта. Соответствует стратегии конфронтации [13].

Конформистская модель поведения характеризуется тем, что личность ведёт себя пассивно, легко соглашается с точкой зрения соперника. Выступает как самостоятельная стратегия поведения [13].

Таблица 2. Авторский опросник

Вопрос

Вариант А

Вариант Б

Вариант В

1.      Вы не согласны с комментарием экзаменатора по поводу Вашего ответа и считаете, что Ваша оценка занижена. Вы отреагируете фразой:

«Спасибо! Всего доброго!»

«Я не согласен со своей оценкой. Предыдущие студенты отвечали хуже, чем я. Либо я отвечаю другому экзаменатору, либо Вы меняете мою оценку!»

«Извините, что в этот раз я недостаточно готов! В следующий раз такого не повторится!»

2.   В университетской столовой Вам подали холодное первое блюдо. Ваша реакция:

Вы спокойно скажете, что блюдо холодное и попросите его заменить.

Вы, оскорбив работников столовой, обвините их в некомпетентности и потребуете вернуть Вам деньги.

Вы заберете блюдо и съедите.

3. В университетском гардеробе Вам вернули Ваше пальто с оторванной пуговицей. Вы:

Сказав с улыбкой «Ну что ж Вы так?», возьмете и уйдете.

«Женщина, я отдавал Вам пальто с пятью пуговицами. Вы мне вернули с четырьмя. Вы считаете, это нормально?»

«Ничего страшного! Всё бывает!»

4. В Вашей группе собирают деньги на подарок преподавателю. Вы считаете, что сумма слишком большая. Ваша реакция:

С фразой: «Не многовато ли?» протянете всю сумму.

«Я не миллиардер. Сдавать такие деньги я не буду»

«Если нужно, то нужно! Проверьте, всю ли сумму я отдал!»

5. В медпункте Вашего университета Вам отказали в освобождении, несмотря на наличие у Вас справки от врача. Ваша реакция:

«Посоветуйте, что мне делать!»

«Я буду разбираться в деканате и собираюсь на вас жаловаться!»

Заберете справку и уйдёте с фразой «До свидания, спасибо!»

6. Вы забыли пропуск, и охранник не пускает Вас в университет. Вы отреагируете фразой:

«Пропустите меня, пожалуйста! Если Вы сомневаетесь, позвоните в деканат»

«Что за глупости? Немедленно откройте дверь! Я всё равно пройду!»

«А что мне делать?»

7. На межуниверситетских соревнованиях по баскетболу Вашей команде не засчитали 1 очко. Вы:

Подойдёте к судье и спокойным тоном скажете: «Нашей команде не засчитали очко. Проверьте, пожалуйста, результаты!»

Кинув мяч, Вы закричите: «Вы не засчитали нам балл. В чём дело?»

Скажете: «Ничего страшного! Возможно, мы ещё забьём!»

8. В университете Вам сделали замечание касательно Вашего внешнего вида. Как Вы отреагируете?

«Я всё понял! Завтра мой внешний вид будет соответствовать требованиям!»

«С чего Вы взяли, что мой внешний вид не соответствует Вашим требованиям?»

Опустив глаза, скажете: «Извините, пожалуйста! Я не знал, что одеваться надо по-другому!»

9. Вы приходите в деканат по причине того, что в студенческом билете допущена ошибка в написании Вашей фамилии. Вы воспользуетесь следующей фразой:

«Здравствуйте! Я обнаружил ошибку: моя фамилия пишется через «о», а в документе написана буква «а». Исправьте, пожалуйста!»

«Моя фамилия пишется совершенно по-другому! Неужели нельзя повнимательнее?!»

«Извините, пожалуйста! А нельзя ли исправить ошибку в моей фамилии?»

10. Преподаватель сделал Вам замечание по поводу того, что Вы заснули на занятии. Вы ответите:

«Прошу прощения!»

«Из-за того, что Вы много задаёте, я не высыпаюсь! Я, между прочим, тоже человек!»

Покраснев, промолчите.

При обработке результатов было обращено внимание на частоту использования каждой из трёх моделей поведения студента в конфликте, так как нам было необходимо выявить, какой модели большинство студентов отдаёт предпочтение. Полученные результаты в процентном соотношении представлены в таблице (табл. 3).

Таким образом, мы можем соотнести отмеченные ранее модели поведения личности в конфликте со стратегиями, выявленными В. С. Третьяковой. Конструктивная модель поведения соответствует стратегии «кооперации». При применении данной стратегии личность свободно идёт на контакт с целью скорейшего выхода из конфликта. Деструктивная модель поведения, в свою очередь, соответствует стратегии «конфронтации», используя которую личность настроена крайне негативно по отношению к своему оппоненту и готова пойти на всё ради того, чтобы выйти из конфликта победителем.

Варианты ответов представленного нами теста содержат три модели поведения личности в конфликте, две из которых соответствуют выделенным В. С. Третьяковой стратегиям. Однако третья модель (вариант ответа – В), конформистская, не соответствует ни одной из данных стратегий речевого поведения. Исходя из этого конформистская модель поведения личности в конфликте была определена нами как самостоятельная стратегия, в ходе которой индивид отличается пассивным поведением и готовностью соглашаться с любой точкой зрения своего соперника.

Полученные результаты позволили выявить, что лидирующей стратегией у данной группы респондентов является стратегия кооперации (табл. 3). Следующая стратегия, которой студенты отдают предпочтение, это стратегия конфронтации. Последней стратегией является конформистская стратегия.

Таблица 3. Результаты теста

                Стратегия

    Частота употребления (%)

Кооперативная стратегия

                    67,8%

Стратегия конфронтации

                    16,6%

Конформистская стратегия

                    15,6%

В ходе третьего этапа данного исследования мы провели корреляционный анализ, который позволил сравнить результаты по двум упомянутым выше тестам и определить их значимость.

Необходимо отметить, что некоторые виды коэффициентов корреляции могут быть положительными или отрицательными [14].

Для данного исследования нами был использован коэффициент корреляции Спирмена.

Мы рассчитали коэффициент корреляции для трёх видов стратегий (табл.4).

Таблица 4. Коэффициент корреляции

                   Стратегия

        Коэффициент корреляции

Стратегия кооперации

                         0,780

Стратегия конфронтации

                         0,764

Конформистская стратегия

                         0,351

Далее мы провели проверку коэффициента корреляции по каждой стратегии на значимость. И получили, что по стратегиям кооперации и конфронтации корреляция является значимой.

Согласно полученным результатам, можно сделать вывод, что наиболее сильно выраженная связь существует у стратегии кооперации со стратегиями «сотрудничество» и «компромисс». Это говорит о том, что чаще всего речевое поведение данной группы респондентов, в случае выбора стратегии кооперации, будет наиболее приближённым к действиям.

Корреляционный коэффициент конформистской стратегии, в данном случае, является приближённым к 0. Это означает, что в конфликтной ситуации, при выборе данных стратегий поведения, речевое поведение студента будет расходиться с действиями.

Отметим, что тест К. Томаса определяет конкретные действия участников конфликта, в то время как авторский опросник даёт нам представление о словах и фразах, сказанных участником конфликта в адрес своего оппонента. Часто возникают подобные ситуации, в которых слова расходятся с действиями, поэтому такие расхождения в результатах вполне объяснимы.

Заключение. Тест К. Томаса даёт возможность респонденту обдумать своё дальнейшее поведение. Тем самым, он помогает сделать выбор: вступать в конфликт или выбрать такую модель поведения, которая поможет избежать напряжённой обстановки. Однако в авторском опроснике смоделированы конкретные конфликтные ситуации, в которые человек уже попал. Респондент уже не может избежать конфликта, у него есть возможность только найти наиболее подходящий для себя способ выхода из него. И большее количество студентов предпочли действовать, нежели отступать. Таким образом, они показывают, что не готовы дать возможность оппоненту унижать или оскорблять себя. Тем не менее, большинство студентов, которые приняли участие в данном исследовании, предпочли бы избежать конфликтной ситуации, если бы им была предоставлена такая возможность.

 


Список литературы

1. Воронцова Е.В., Гришина А.С., Педагогический чат как средство обучения английскому языку в неязыковом вузе (на примере СПбПУ) // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Лингводидактика в неязыковом вузе: традиционные и инновационные подходы». Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2019. С. 191-197.
2. Багдасарян Т.М., Речевое поведение личности как элемент сложной системы поступков и действий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 4. Ч. 1. С. 57-61.
3. Павлычева Е.Д., Характеристика особенностей понятия речевой портрет // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2015. №6. С. 110-115.
4. Баранова Т.А., Ольховик Н.Г. Человек говорящий : Учебное пособие, 2013 130 с.
5. Баранова Т.А., Конфликтология. От конфликта к гармоничному общению. Практикум, 2010 120 с.
6. Красноперова Н.А., Поведение студентов в конфликтных ситуациях // Научный журнал Дискурс. 2016. №2. С.101-106.
7. Пашук Н.С., Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010 137 с.
8. Багаева В.В., Стратегии поведения в конфликте // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. №1. С. 91-92.
9. Третьякова В.С., Речевой конфликт и гармонизация общения : Дис. … д-ра филологических наук : 10.02.01 : СПб: РГБ, 2003 301 с.
10. Асташина О. В., Коммуникативные стратегии в организации // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. С. 151-156.
11. Баранова Т.А., Воронцова Е.В., Гришина А.С., Опыт использования технологии чат-бот при обучении иноязычной лексике студентов младших курсов неязыковых специальностей (на примере СПбПУ) // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Брянск: БГИТУ, 2019. С. 266-271.
12. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте : Учебное пособие. 2 – е изд. СПб. : Питер, 2004.
13. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2 — изд., перераб. – СПб. : Питер, 2001. С. 94-95.
14. Темукуева Ж.К., Корреляционно-регрессионный анализ как индикатор отбора показателей при проведении факторного экономического анализа // Проблемы современной науки и образования. 2016. №19. С. 67-69.

← Предыдущая статьяСовершенствование техники легкоатлетических упражнений средствами мультипликации

Следующая статья →Реализация обучения основам анатомии в дистанционном формате в Вятском государственном университете

Расскажите о нас своим друзьям:

Что такое вербальное поведение? — Special Learning, Inc

Статьи ABA

  • Специальное обучение

Вербальное поведение, также известное как VB, представляет собой метод обучения языку, который фокусируется на идее, что значение слова находится в их функциях. Термин был введен Б. Ф. Скиннером. Чтобы научить ребенка с языковыми задержками значению слова, нужно сначала научить его функции. Например, вместо того, чтобы просто учить слово, мы должны научить их функциональному применению этих слов. Например, ребенок с аутизмом может произнести слово «туалет», когда увидит его, но может не сказать «туалет», когда ему нужно в туалет, или правильно ответить на вопрос, для чего нужен туалет.

Хотя VB и прикладной анализ поведения (ABA) основаны на философии, установленной Скиннером, они используют разные подходы к обучению языку. Некоторые считают, что вербальное поведенческое вмешательство является хорошим дополнением к ABA. По Скиннеру, язык разбит на части, преследующие разные цели. По Скиннеру, основные вербальные части языка включают в себя выбор, манды, такты и интравербальные выражения.

Термин «манд» относится к ребенку, требующему или запрашивающему то, что он желает. Этот процесс работает следующим образом: ребенок говорит «яблоко», когда хочет яблоко. Когда ему дают яблоко, его речь укрепляется благодаря получению яблока. Ребенок, скорее всего, повторит это действие после положительного подкрепления, которое немедленно последовало за желаемым поведением. По сути, ребенка учат использовать язык функциональным образом, вербально запрашивая то, что он хочет, и, в свою очередь, получая то, что он просил.

С ABA детей не обязательно учат устно просить, чего они хотят, но сообщать об этом каким-то образом; например, устно, жестами или жестикулируя. В методе обучения языку ABA детей учат обозначать или называть вещи. Например, они научатся произносить слово «телефон», когда видят телефон. Поскольку их не обязательно учат функциям телефона, они могут быть не в состоянии использовать это слово в предложении. Поскольку основное внимание VB уделяется обучению функциональному языку, он может дополнить подход ABA Discrete Trial.

Навыки, развитые с помощью вербального поведения

Вмешательство в вербальное поведение направлено на развитие коммуникативных навыков, включая рецептивную и экспрессивную речь через вербальные операнты манд (просьба), такт (маркировка), эхо (вокальная имитация) и интравербальные ( разговорные навыки). Обучение оперантам также включает в себя работу над общей и мелкой моторикой, над текстовыми (письменными) и слуховыми (следование инструкциям) навыками.

Преимущества вербального поведения

Вербальное поведение — отличный подход, который можно сочетать с другими методами обучения, такими как дискретное пробное обучение (DTT) или обучение в естественной среде (NET). Фактически, объединение всех оперантов вербального поведения как в DTT, так и в NET может способствовать получению более полного языкового репертуара (Sundberg & Michael, 2001). Детям нужны функциональные навыки вербальных оперантов, чтобы улучшить вербальное поведение, особенно в среде со сверстниками (Sundberg & Michael, 2001). Ребенок без сильных интравербальных навыков может не реагировать должным образом на вербальное поведение своих сверстников, что может ослабить дальнейшее взаимодействие.

Вербальное поведение также опирается на собственную мотивацию ребенка, обучая его говорить так, как он хочет. Эта способность требовать может уменьшить проблемное поведение, которое функционировало как средство для получения желаемого предмета.

 Авторские права © Special Learning Inc. Все права защищены.

Никакая часть этой статьи не может быть воспроизведена каким-либо образом без письменного разрешения, за исключением кратких цитат, включенных в критические статьи и обзоры. За информацией обращайтесь в Special Learning Inc. по адресу: [email protected]

Предлагаемые ресурсы:

Комплект учебных материалов по социальным историям «Основные социальные выражения»
Обучение манд-тренингу по различным модальностям: эффективные методы обучения функциональному общению

Вербально-поведенческая терапия | Аутизм говорит

Что такое вербально-поведенческая терапия?

Вербально-поведенческая (ВП) терапия обучает общению и языку. Он основан на принципах прикладного анализа поведения и теориях бихевиориста Б. Ф. Скиннера.

Этот подход побуждает людей с аутизмом изучать язык, связывая слова со своими целями. Студент узнает, что слова могут помочь ему получить желаемые объекты или результаты.

Вербально-поведенческая терапия фокусируется не только на словах как на ярлыках (кошка, машина и т. д.). Скорее, он учит , почему мы используем слова и как они полезны для запросов и обмена идеями.

Язык подразделяется на типы, называемые «оперантами». У каждого операнта своя функция. Вербально-поведенческая терапия фокусируется на четырех типах слов:

  • Mand : Запрос, например, «Cookie», чтобы запросить cookie
  • Такт : комментарий, используемый для того, чтобы поделиться опытом или привлечь внимание, например, «самолет», чтобы указать на самолет
  • Интравербальный : Слово, используемое для ответа или ответа на вопрос, например: «Где вы ходите в школу?» «Элементарная школа Замкового парка»
  • Echoic : Повторяющееся или повторяющееся слово, например «Cookie?» «Печенье!» Это важно, так как подражание поможет ученику учиться.

VB и классический ABA используют аналогичные методы для работы с детьми. Методы VB можно комбинировать с программой ABA для достижения коммуникативных целей.

Как работает вербальное поведение?

Вербально-поведенческая терапия начинается с обучения манд (просьбы) как самому основному типу языка. Например, человек с аутизмом узнает, что, сказав «cookie», можно получить cookie.

Как только студент делает запрос, терапевт повторяет слово и предъявляет запрошенный предмет. Затем терапевт снова использует это слово в том же контексте, чтобы усилить значение.

Человеку не обязательно произносить слово, чтобы получить желаемый предмет. Сначала ему или ей просто нужно сделать запрос любым способом (например, указывая). Человек узнает, что общение дает положительные результаты.

Затем терапевт помогает учащемуся формировать коммуникацию с течением времени , чтобы произнести или подписать настоящее слово.

На типичном занятии учитель задает ряд вопросов, сочетающих простые и сложные запросы. Это позволяет ученику чаще добиваться успеха и снижает разочарование. Учитель должен варьировать ситуации и инструкции таким образом, чтобы заинтересовать ученика.

Безошибочное обучение

Вербально-поведенческая терапия использует технику, называемую «безошибочное обучение».

Безошибочное обучение означает использование немедленных и частых подсказок, чтобы гарантировать, что учащийся каждый раз дает правильный ответ. Со временем эти подсказки уменьшаются. В конце концов учащемуся больше не нужно подсказывать, чтобы дать правильный ответ.

ПРИМЕР

Шаг 1: Терапевт держит печенье перед студентом и говорит «печенье», чтобы вызвать реакцию ребенка.

Шаг 2: Терапевт держит печенье и произносит звук «с», чтобы вызвать ответ.

Шаг 3: Терапевт держит печенье в поле зрения ребенка и ждет запроса без каких-либо сигналов.

Конечная цель состоит в том, чтобы ребенок сказал «печенье», когда он или она хочет печенье — без каких-либо подсказок.

Какова интенсивность большинства программ VB?

Большинство программ включают как минимум один-три часа терапии в неделю. Более интенсивные программы могут включать намного больше часов.

Инструкторы обучают родителей и других опекунов использованию стратегий вербального поведения в повседневной жизни.

Кому может быть полезна вербально-поведенческая терапия?

Вербально-поведенческая терапия может помочь:

  • Маленькие дети, начинающие изучать язык
  • Старшие школьники с задержкой речи или нарушениями речи
  • Дети и взрослые, которые подписывают или используют визуальную поддержку или другие формы вспомогательного общения

Кто предоставляет VB?

Терапевтом, прошедшим обучение по программе VB, может быть любой из следующих лиц:

  • Психолог
  • Специалист по поведению (BCBA)
  • Учитель специального образования
  • Логопед

Покрывается ли это страховкой?

Иногда. Для покрытия услуг при аутизме требуется множество видов частного медицинского страхования. Во многих случаях страховка покрывает ВБ при использовании в рамках программы АВА-терапии или логопедии. Это зависит от того, какая у вас страховка и в каком штате вы живете.

Дополнительную информацию о страховании и покрытии услуг по лечению аутизма см. в наших ресурсах по страхованию.

Вы также можете связаться с группой реагирования на аутизм, если у вас возникли трудности с получением покрытия или вам нужна дополнительная помощь.

Где я могу найти терапевта, прошедшего курс VB?

Выполните поиск в каталоге Autism Speaks , чтобы найти специалистов, прошедших обучение по программе VB, в вашем регионе.

Какие доказательства эффективности вербального поведения?

В 2006 году обзор 60 опубликованных исследований показал, что вербально-поведенческая терапия помогает многим детям с аутизмом развивать разговорную речь. В том же обзоре отмечается отсутствие доказательств того, дает ли этот подход более широкие преимущества в плане повседневных жизненных навыков и общих улучшенных результатов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts