Что такое релятивизм в философии: Что такое Релятивизм — Узнай Что Такое

Релятивизм — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Истина и идолы. Ложь совре­мен­ного ате­изма Ирина Силу­я­нова
  • Исто­ри­че­ский реля­ти­визм и авто­ри­тет в хри­сти­ан­ском веро­уче­нии прот. Иоанн Мей­ен­дорф
  • Реля­ти­визм в Церкви и бого­сло­вии митр. Иеро­фей (Влахос)
  • Хри­сти­ан­ский ответ на вызов тота­ли­тар­ного реля­ти­визма митр. Ила­рион
  • Кри­тика нрав­ствен­ного реля­ти­визма диакон Арте­мий Силь­ве­ст­ров
  • Мораль­ный реля­ти­визм — попу­ляр­ное заблуж­де­ние нашего вре­мени С.Л. Худиев

Релятиви́зм (от лат. relativus — отно­си­тель­ный) – в широ­ком смысле слова мето­до­ло­ги­че­ский прин­цип, в рамках кото­рого абсо­лю­ти­зи­ру­ется идея об отно­си­тель­но­сти и услов­но­сти про­цесса и резуль­та­тов позна­ния. В узком смысле слова поня­тие «реля­ти­визм» при­ме­ня­ется во многих отрас­лях чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти и знания, начи­ная от физики (теория отно­си­тель­но­сти) и закан­чи­вая этикой (мораль­ный реля­ти­визм).

Крат­кая исто­рия поня­тия

Как свое­об­раз­ная мето­до­ло­ги­че­ская уста­новка отно­си­тельно позна­ния реля­ти­визм возник в тво­ре­ниях древ­не­гре­че­ских софи­стов. Одним из первых мысль об отно­си­тель­но­сти позна­ния и его плодов, а также о теку­че­сти и неста­биль­но­сти налич­ного бытия (как внеш­него мира, так и внут­рен­него мира чело­века) сфор­му­ли­ро­вал антич­ный фило­соф Про­та­гор Абдер­ский (др.-греч. Πρωταγόρας, ок. 485 до н. э. — ок. 410 до н. э.), выдви­нув­ший тезис «Чело­век есть мера всех вещей». Счи­та­ется, что Про­та­гор нахо­дился на пози­циях сен­су­а­лизма и антро­по­цен­тризма и, соот­вет­ственно, реля­ти­визм для него состоял в том, что пози­ции разных людей в обла­сти позна­ния дей­стви­тель­но­сти могут рас­хо­диться между собой.

Антич­ная мысль сфор­му­ли­ро­вала ряд базо­вых уста­но­вок реля­ти­визма. В даль­ней­шем отдель­ные эле­менты реля­ти­визма в рамках теории позна­ния дета­ли­зи­ро­ва­лись и/или уточ­ня­лись. В част­но­сти, Эразм Рот­тер­дам­ский ок. 1466 — 1536) исполь­зо­вал реля­ти­визм в каче­стве инстру­мента кри­тики като­ли­че­ского бого­сло­вия. Другой автор – англи­кан­ский епи­скоп Джордж Беркли 1685–1753) исполь­зо­вал реля­ти­визм как эпи­сте­мо­ло­ги­че­скую плат­форму для обос­но­ва­ния соб­ствен­ной фило­со­фии — имма­те­ри­а­лизма, позже извест­ного как субъ­ек­тив­ный иде­а­лизм.

Эпи­сте­мо­ло­ги­че­ский реля­ти­визм

Эпи­сте­мо­ло­ги­че­ский реля­ти­визм  (от греч. ἐπιστήμη — знание, умение, наука) можно опре­де­лить как док­трину, согласно кото­рой среди мно­же­ства точек зрения, взгля­дов, гипо­тез и теорий отно­си­тельно одного и того же объ­екта не суще­ствует един­ственно верной, той, кото­рая может счи­таться адек­ват­ной реаль­ному поло­же­нию дел в мире.

Какие типы реля­ти­визма известны?

В науч­ном дис­курсе при­нято выде­лять два общих типа реля­ти­визма – когни­тив­ный и мораль­ный. Когни­тив­ный реля­ти­визм каса­ется вопро­сов о позна­нии частей нашего мира и мира в целом, про­ис­хо­дя­щих в нем явле­ний, собы­тий и пр. Мораль­ный реля­ти­визм ука­зы­вает на то, что не суще­ствует абсо­лют­ного добра, не суще­ствует «абсо­лют­ных мораль­ных прин­ци­пов», поскольку все прин­ципы свя­заны с куль­ту­рой и личным выбо­ром.

В чем опас­ность реля­ти­визма?

Тира­жи­руя мысль, что любое знание отно­си­тельно, реля­ти­вист под­ры­вает дове­рие не только к лож­ному знанию, но и к истин­ному, в том числе науч­ному и рели­ги­оз­ному. По мнению реля­ти­ви­ста, все взгляды на духов­ную жизнь явля­ются отно­си­тель­ными, поскольку суще­ствует мно­же­ство рели­ги­оз­ных веро­ва­ний, мно­же­ство мнений и бого­слов­ских суж­де­ний, и каждый может выбрать любое, какое поже­лает. Рели­ги­оз­ный реля­ти­визм делает чело­века неспо­соб­ным к при­ня­тию Христа как истин­ного Бога и един­ствен­ного Спа­си­теля и, в конеч­ном итоге, может при­ве­сти его к глу­бо­кому духов­ному паде­нию и вечной поги­бели. Реля­ти­визм отвер­гает объ­ек­тив­ность суще­ство­ва­ния норм добра, допус­кая, что поня­тия о добре и зле тоже отно­си­тельны, делая невоз­мож­ным вообще серьез­ное обсуж­де­ние этих кате­го­рий. В пара­дигму реля­ти­визма просто не впи­сы­ва­ются такие поня­тия, как истина и пра­виль­ность.

Что есть «истина» в пред­став­ле­нии реля­ти­ви­ста?

Реля­ти­вист убеж­ден в том, что нет единой истины, оди­на­ко­вой для всех людей, а есть мно­же­ство пред­став­ле­ний об истине (исти­нах), убе­ди­тель­ной для одних лиц и групп, но непри­ем­ле­мой для других. Каждое из таких пред­став­ле­ний может соот­но­ситься с жела­ни­ями, куль­тур­ной, наци­о­наль­ной и соци­аль­ной при­над­леж­но­стью чело­века или группы, с эпохой, расой и так далее.

53. Релятивизм в современной науке и философии

Релятивизм – направление в философии, утверждающее относительность стандартов научности, а именно относительность опыта, познания и оценивания по отношению к внешним (языковым, культурным или биологическим) факторам жизнедеятельности. Релятивизм не является единой доктриной, а скорее нечеткой совокупностью убеждений относительно того, что истинность или ложность высказываний зависит от характеристик индивида или социальной группы.

Главные формы — этический (моральный) и эпистемологический (познавательный) релятивизм. Этический релятивизм полагает, что не существуют безусловные, общие для всех культур моральные ценности и нормы. Необходимо учитывать нормы данного общества, которые признаются правильными для одного и неправильными для другого общества.

Выделяют радикальный релятивизм (П.Фейерабенд), близкий к агностицизму и солипсизму, согласно которому не существует объективного познания, а значит не возможен и прогресс науки.

Умеренные релятивисты (Т.Кун) определяют истинность или ложность теорий согласно контексту, времени и месту их употребления. Наиболее часто релятивистами используется тезис Дюгема-Куайна о недоопределенности теории фактами (или тезис теоретической нагруженности наблюдений) для обоснования принципиальной невозможности установления соответствия между фактами и высказываниями наблюдения. Такая критика корреспондентной теории истины приводит к отказу от использования самого понятия истина, а также таких «рудиментов» как «рациональность», «научное познание», «экспериментальная проверка», «обоснованность знания» и др.

Вместо этого релятивизм активно эксплуатирует понятия социальные силы (и их интересы) и парадигма (широко понимаемая как система ценностей). Научную теорию называют релятивистской тогда, когда она не может (или не хочет) представить независимые и внешние по отношению к ней критерии истины. Расцвет релятивизма в философии и социальных науках наблюдался в 70-90е годы XX века. Ведущими лозунгами релятивизма были «Все относительно» и «Все дозволено» (П.Фейерабенда). Последующая за этим критика показывала, что выражение «Все относительно» само себе является универсальным, а значит есть принципиальная возможность делать какие-то универсалистские высказывания (Х.Патнем о самоопровержении релятивизма). Методологический принцип «Все дозволено» (или «Каждый сам себе методолог» Ч.Р.Миллса) расценивается критиками релятивизма (например, К.Поппером) как попытка избежать процедуры критического рассмотрения той или оной теории и отвергается ими как антисциентистское или даже «антиинтеллектуалистсвкое» (Л.
Лаудан).

Редукционизм — сведении сложного к простому, целого к свойствам частей и частей к специфике целого. Исторически методология Р. получила наиболее полное распространение в цикле естественных дисциплин наук

Еще в античности

  1. Пифагор полагал, что мир представляет собой гармонию чисел;

  2. Демокрит видел мироздание как движение атомов в пустоте;

  3. Аристотелю мир представлялся подобным организму.

С XVII по XIX вв. огромное большинство ученых вдохновлялись идеалом механической картины мира, согласно которой все явления неживой природы происходят в ньютоновских пространстве и времени, и представляют собой результат действующих с необходимостью сил, приложенных к некоторым элементарным объектам.

Трудности построения такой картины мира, с которыми столкнулась физика в начале XX в., привели, как известно, к попыткам:

В XX в. мы видим, что:

  • математики стремятся построить все их колоссально разросшееся здание на единой основе теории множеств;

  • биологи огромные усилия тратят на то, чтобы построить целостную теоретическую биологию

Следует обратить внимание на то, что на этом пути были достигнуты выдающиеся успехи в науке и, следовательно, редукционистская программа, безусловно, была чрезвычайно эффективной как методологическая установка.

На базе механистической картины мира удалось с единой точки зрения описать процессы, происходящие как на Земле, так и на небе, поведение, как твердых тел, так и жидких и газообразных.

Электромагнитная картина мира позволила установить единую природу электрических и машинных процессов, описать многие важные аспекты поведения не только макроскопических, но и микроскопических объектов.

Значительные достижения редукционизма можно отметить в любой области науки. Но редукционистские программы встречались с препятствиями, которые влекли за собой радикальные их преобразования.

Специфика научного познания заключается в том, что оно в конечном итоге представляет собой совокупность различных познавательных процедур и способов организации полученного знания, которые носят интегрирующий характер. Эта интеграция проявляется в том, что бесконечное многообразие реальных явлений описывается довольно жестким и конечным языком науки.

Поэтому если понимать под редукционизмом сведение сложного к более простому, то процедуры редукционизма соответствуют самой сущности научного познания.

Ограниченность

Многообразие форм существования эмпирического и теоретического знания, методов его получения представляют фундаментальную характеристику науки, которая всегда будет ей присуща.

Единство науки совсем необязательно должно проявляться в редуцируемости одних форм организации научного знания и методов его получения к другим.

Оно выражается во взаимосвязях различных разделов науки, которые обнаруживаются при установлении реальных их возможностей в отображении действительности.

Итак, все существующее в мире характеризуется не только единством, но и многообразием, которые не могут быть поняты в отрыве друг от друга.

Редукционизм дает упрощенное представление об их соотношении. В нем не находит правильного отображения специфичность явлений как в их генезисе, так и в их функционировании. А тем самым искажается и представление о многообразии форм единства различных явлений, реализующихся как в объективном, так и в субъективном мире.

Определение релятивизма в философии — 2023 Слова

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Обсуждение
  3. Заключение
  4. Работы цитировали

ВВЕДЕНИЕ

РЕЛИВИЗМ РЕВЕТИВИЗМА в школу. Следует, что утверждает. реалии, характеризующие существование человека в обществе. Согласно этой социологической точке зрения, истина обычно варьируется в зависимости от контекста и повторяющегося параметрического порога (Бинкли 12).

Релятивисты рассматривают истину как предмет индивидуального восприятия и преобладающих обстоятельств, которые определяют человеческие соображения в отношении различных случаев дискурса в социальных контекстах. Моральный релятивизм вращается вокруг различных ориентиров, которые определяют и регулируют моральные действия во время участия человека (Бинкли 12).

В большинстве случаев люди распространяют истину таким образом, который способствует их положению в уместных социальных начинаниях. Очевидно, что этических и моральных действий достаточно в ограниченной мере в зависимости от того, что люди теряют или приобретают в различных ситуациях.

Релятивизм продолжает вызывать противоречия и разногласия из-за своих основных идеалов, направленных на защиту относительной и изменчивой природы истины и этического поведения в социальных контекстах (Бинкли 13). Были споры о сущности концепции релятивизма истины. Эта концепция стремится закрепить неспособность определить истину как абсолютную и жесткую.

Например, истина, достаточная в одном контексте, может не применяться в другом или относительно похожем контексте. Согласно этой предпосылке, истина зависит от конкретных условий и преобладающих условий, которые определяют такие ситуации (Бинкли 16). На самом деле истина обычно зависит от определенных параметрических порогов, таких как культурная склонность и языковая ориентация.

Культурный релятивизм стремится выделить факты и реалии, которые составляют истину в контексте человеческого взаимодействия и участия в культурных объектах (Бинкли 18). Это исследовательское предприятие направлено на защиту положения об относительности истины. Он также проанализирует многочисленные точки зрения, которые исследуют и утверждают реальность этого представления.

Сюда входит развитие ясных мыслей и размышлений относительно проявления истины в индивидуальных и коллективных усилиях. Вышеупомянутые цели должны материализоваться путем включения и использования идей из заслуживающих доверия и авторитетных академических публикаций.

Для понятия релятивизма достаточно многочисленных определений и следствий. Ученые и современные философы придерживаются различных взглядов, стремящихся пролить свет на релятивизм как на важнейшую грань философской и социологической деятельности в современном обществе.

Благодаря таким усилиям они стремятся установить четкую линию взаимодействия, которая предвещает научные обязательства и противодействие, чрезмерно воплощающее релятивизм и составляющие его реальности (Фома 32). Релятивизм влечет за собой научные позиции, которые стремятся утвердить правильное понимание истины и других культурных тенденций, определяющих восприятие и восприятие истины и этическое поведение в обществе.

В начале 21 -го -го века произошли монументальные научные корректировки, которые ознаменовали сдвиг в отношении общего взгляда и понимания релятивистских школ мысли (Фома 32). Это проистекало из коллективного желания расшифровать и демистифицировать различные факторы и реальности, которые приводят к более глубокому пониманию истины и этики в социальных контекстах.

Большинство людей считают истину субъективной и во многом зависящей от индивидуальных личностных черт и качеств. Это породило различные разновидности релятивизма, такие как современный релятивизм и традиционный релятивизм (Томас 33). Оба объяснения придерживаются противоположных взглядов на сущность и обоснование истины и морали в обществе.

Это исследовательское задание в первую очередь сосредоточено на современном релятивизме и его значении для человеческого взаимодействия и участия в социальных контекстах. Однако важно установить историческую подоплеку традиционного релятивизма и его эволюции до современных взглядов, которые проявляются среди ученых и энтузиастов философского дискурса (Фома 36).

Такие философы, как Сократ и Томас Кун, вели обширные рассуждения о релятивистских реалиях в контексте общества и человеческой деятельности. Они защищали релятивизм, утверждая, что он имеет отношение ко всем социальным и культурным начинаниям. Гилберт Харман возражает против тех, кто отвергает релятивизм как неуместный и неточный (Thomas 37).

Он утверждает, что релятивизм отражает реалии, воплощающие и характеризующие человеческую деятельность в обществе. По его словам, люди не могут отчуждать релятивизм, потому что он составляет основную истину и фактическое представление общества. Гилберт утверждает, что большинство вещей имеет смысл в связи с преобладающими обстоятельствами и индивидуальными стремлениями, которые характеризуют человеческие мысли и действия (Фома 39).

Далее он утверждает, что концепции этики и морали достаточны только как компоненты непосредственной реальности в ситуации. До этого монументального сдвига имело место либеральное применение и использование релятивистских идеологий без особого учета общей реакции современников в рамках философского дискурса.

После событий 20 го века релятивизм приобрел новое значение и статус в отношении применения и актуальности в обществе. Эта реальность потребовала дальнейших исследований и научных начинаний, направленных на определение направления относительно релятивизма (Фома 43).

Современные ученые настаивают на необходимости четкого разграничения различных аргументов, возникающих в результате научных подвигов исследователей и энтузиастов. По их мнению, люди должны смотреть дальше поверхностных определений, пытающихся объяснить релятивизм и его актуальность для общества (Кендалл 19).).

Им следует искать более глубокое понимание концепции релятивизма, поскольку она включает в себя другие фактические аспекты. Исторические данные показывают корреляцию между истиной и релятивистскими идеологиями. В большинстве случаев сущность истины проявляется в личных качествах и ценностях, определяющих человеческое действие. Эксперты утверждают, что истина относительна и обычно проявляется в такой форме и ориентации.

Однако эта реальность порождает мнение, что истина должна быть относительно чего-то (Кендалл 21). Это порождает расходящиеся релятивистские взгляды, которые провоцируют противоположные взгляды в отношении определения и распространения релятивизма. Различные вариации и дихотомии возникают из интерпретаций, представленных учеными и теоретиками.

Хотя такие взгляды в основном схожи по направленности, они используют разные подходы, которые генерируют идеи относительно релятивизма и его актуальности в социальных контекстах (Kendall 25). Большинство ученых сходятся в своих объяснениях и утверждениях о том, что истина демонстрирует значительный уровень релятивистского подхода к значению и интерпретации.

В свете таких взглядов исследователям и ученым жизненно важно подчеркивать свои мысли таким образом, чтобы способствовать дальнейшему исследованию относительной природы истины. В своем представлении они утверждают, что относительная истина проявляется в пропозициональном смысле, а не в ее общем представлении и склонности.

Без такого понимания и точного взгляда на истину трудно разработать или сформулировать рациональный подход к относительной природе истины и нравственного поведения в обществе (Kendall 29). Сторонники придерживаются противоположных взглядов на пропозициональную природу относительности истины.

Некоторые утверждают, что истинность высказываний в основном зависит от индивидуальных ценностей и атрибутов, которые контролируют субъективные реальности взаимодействия и участия. Эта школа мысли утверждает, что черты и качества личности играют центральную роль в развитии и распространении истины в зависимости от контекста и преобладающих обстоятельств (Кендалл 33).

Другой контраргумент утверждает, что относительность возникает из способности и желания устанавливать благоприятные действия, которые помогают в создании оценок и оценочных процедур. Такая оценка играет неотъемлемую роль в актуализации идеалов, позволяющих осознать объективную природу истины.

Хотя большинство ученых подтверждают существование относительной ориентации на истину, они придерживаются разных взглядов на факторы, вызывающие и способствующие такому релятивизму. Например, некоторые ученые рассматривают семантику как жизнеспособный триггер релятивизма, в то время как другие считают индивидуальные установки ключом к развитию и распространению релятивистских идеологий (Kendall 44).

Некоторые ученые-философы черпают вдохновение из аргументов, поддерживающих семантику как единственный источник релятивистских наклонностей. Семантический взгляд артикулирует сущность истины как обладающую различными гранями, которые характеризуют ее интерпретацию и распространение по отношению к применению в социально-философском дискурсе. Они подчеркивают содержание как детерминанту истины и переменные, воплощающие такие сценарии (Daft 65).

Эта переменная вытекает из преобладающих обстоятельств и факторов, которые определяют индивидуальные действия и реакции в различных ситуациях. В этом случае оценка является важным фактором, поскольку она позволяет последовательно формулировать и устанавливать относительную истину. Еще одна область, вызывающая озабоченность в отношении истины, — это характеры тех, кто участвует в конкретном дискурсе.

В случае характера как детерминанта истины необходимо понять и оценить его роль как параметра в отношении рассмотрения истины и рациональности в социальных условиях (Daft 65). Это соображение объясняет контекстуальные реалии, формирующие основу для аргументов и контраргументов, регулирующих открытие истины и другие области, дополняющие ее относительный характер.

В большинстве случаев ценность истины основывается на поддающихся проверке проявлениях, относящихся к содержанию конкретного дискурса. Контента достаточно для контекстуальных взаимодействий между отдельными людьми в социальных дискуссиях. В оценке природы и качества истины обстоятельства играют важную роль, поскольку они направляют и побуждают человека действовать.

Это означает, что то, что верно в одном контексте, может проявляться как менее верное в другом, в зависимости от обстоятельств и преобладающих условий (Daft 68). Поэтому людям не свойственно обобщать истину вне зависимости от контекстуальных проявлений, окружающих такую ​​истину.

Различные параметры истины подтверждают достоверность реализации структур, определяющих сущность и обоснование определений и соображений в отношении социальных обязательств (Daft 71). Это дает возможность для определения различных факторов, которые подчеркивают истину в отношении проблем, происходящих в обществе.

Трудно понять абсолютную природу истины, потому что такие ситуации отрицают разум и желание исследовать и оценить динамическую и порождающую природу истины. Всякий раз, когда эксперты обсуждают истину в научном контексте, они максимизируют выгоды, возникающие в связи с такими усилиями и дискурсом (Gard 22).

Люди стремятся разработать системы, которые позволят им сформулировать и установить благоприятные пути для реализации основных идеалов и стремлений относительно относительной природы истины. Это позволяет ученым понять и создать благоприятный дискурс для подвигов, воплощающих установление истины и другие связанные с этим идеологические факты (Gard 23).

Разные социальные контексты определяют разные значения и подходы, определяющие общую природу истины. Проблемы проявляются по-разному в зависимости от преобладающих обстоятельств, которые определяют и управляют человеческими действиями в отношении таких контекстов. Относительность истины создает стимул для честности и общей проницательности в поисках уместных аспектов, которые характеризуют ее распространение и реализацию в социальных контекстах (Gard 24).

Различные общества придают значение истине в зависимости от того, как они подходят к различным ситуациям взаимодействия и дискурса и формулируют их. Такие вариации придают достоверность реальности, утверждающей относительный характер истины в отношении того, как люди воспринимают и относятся к взаимодействию и дискурсу в социальных контекстах.

Общество может придавать разные значения одним и тем же вопросам, потому что все зависит от контекста и преобладающих обстоятельств (Gard 27). Эта реальность свидетельствует об относительной природе истины, поскольку она выдвигает на первый план основные вопросы, определяющие создание и распространение истины. С другой стороны, у людей есть способность манипулировать правдой, чтобы привести ее в соответствие со своими личными потребностями и соображениями.

В таких сценариях люди применяют субъективные ценности, чтобы гарантировать и оправдать личные убеждения и стандарты, которые благоприятствуют их позиции (Gard 29). В тех случаях, когда люди высказывают схожие мнения по какому-либо вопросу, высока вероятность консенсуса и единства в отношении истины и ее сути в обществе. Такая реальность меняется, когда у людей возникают разногласия в отношении преобладающих проблем и реалий.

Такой конфликт интересов дает возможность для развития идеологических порогов, определяющих определение истины как относительной сущности (Эдель 43).

Это позволяет людям исследовать и понимать ситуации, прежде чем делать выводы относительно существования истины в ее относительном смысле. В других случаях могут быть ситуации, имеющие сходное содержание, но одна из них правдива, а другая достаточно ложна (Эдель 47).

Заключение

Утверждения, которые стремятся утвердить относительную природу истины, обычно склонны к развитию структурных схем, предлагающих ориентиры относительно этой реальности. Были споры о сущности концепции релятивизма истины. Эта концепция стремится закрепить невозможность определить истину как абсолютную и неизменную (Эдель 48). Например, истина, которой достаточно в одном контексте, может не применяться в другом или относительно похожем контексте.

Согласно этой предпосылке, истина зависит от конкретных условий и преобладающих условий, определяющих такие ситуации. На самом деле истина обычно зависит от определенных параметрических порогов, таких как культурная склонность и языковая ориентация (Эдель 54). Действительно, очевидно, что истина связана с ситуациями и обстоятельствами, определяющими социальные обязательства.

Процитированные работы

Бинкли, Лютер. Современные этические теории . Лондон: Cengage Learning, 2011. Печать.

Дафт, Леоне. Философский опыт в обществе . Лондон: Cengage Learning, 2012. Печать.

Эдель, Авраам. Методы этической теории . Нью-Йорк: ABC-CLIO, 2010. Печать.

Гард, Майкл. Теории и современные подходы. Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2012. Печать.

Кендалл, Диана. Философия нашего времени: Основы . Нью-Йорк: Cengage Learning, 2011. Печать.

Томас Сью. Этические теории: взгляды на моральное суждение . Лондон: Spear Books, 2011. Печать.

Культурный релятивизм | Совет Карнеги по этике в международных отношениях

Определение и введение

Культурный релятивизм — это точка зрения, согласно которой этические и социальные стандарты отражают культурный контекст, из которого они выведены.

Культурные релятивисты утверждают, что культуры коренным образом отличаются друг от друга, как и моральные рамки, которые структурируют отношения в разных обществах. В международных отношениях культурные релятивисты определяют, является ли действие «правильным» или «неправильным», оценивая его в соответствии с этическими стандартами общества, в котором происходит действие.

В этой области ведутся споры о том, можно ли делать ценностные суждения в разных культурах. Культурный релятивизм не следует путать с моральным релятивизмом, согласно которому моральные абсолюты, определяющие поведение индивидуума, не существуют в принципе.

Избранное Чтение

Стэнфордская энциклопедия философии: релятивизм

«Грубо говоря, релятивизм — это точка зрения, согласно которой истина и ложь, правильное и неправильное, стандарты рассуждений и процедуры обоснования являются продуктами различных условностей и рамок оценки…»

Прочитай сейчас

Релятивизм: познавательный и моральный

Этот сборник эссе включает исследования как когнитивного, так и этического релятивизма. Выборки были отобраны, чтобы продемонстрировать сложность и важность релятивистских доктрин и многих фундаментальных проблем, которые они поднимают.

Узнать больше

Некоторые критические замечания культурного релятивизма

Опубликованная в The Journal of Philosophy в 1955 году, Шмидт анализирует некоторые ключевые идеи и неясности культурного релятивизма. Он считал, что этот термин был «удобным ярлыком» для его времени, «прикрывающим некоторые положительные идеи», но также и некоторые «откровенные ошибки».

Доступ через JSTOR

Культурный релятивизм и всеобщие права человека

Статья Доннелли 1984 года пытается ответить на вопрос: как можно примирить конкурирующие утверждения культурного релятивизма и универсальных прав человека? Он подробно описывает отношения между релятивизмом и универсализмом, предлагая подход к устранению их противоречий.

Доступ через JSTOR

Вопросы для обсуждения

1. Можете ли вы привести примеры универсальных ценностей, которые преобладают над особенностями культур? Какие проблемы связаны с определением международных стандартов морали в рамках культурного релятивизма?

2. Общества и аспекты их моральных устоев меняются со временем. Как возможен социальный прогресс в рамках теории культурного релятивизма? Кто агенты перемен?

3.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts