Ум
- Раздел «Наука и религия»
- Ум Энциклопедия изречений
- Свойства Божии: разум, премудрость и всеведение иерей О. Давыденков
- Ум и разум Н.Е. Пестов
- В защиту не-простоты или о ереси гносеомахии диакон Андрей
- Догматы и разум прп. Иустин (Попович)
- Упражнение и развитие ума Нравственное богословие
- Христианское учение о познании В. Зеньковский
- Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции прот. Вадим Леонов
- Связь между душой, умом, сердцем и мыслью митр. Иерофей Влахос
- Смогу ли я убить «Я»? или Где живет cознание М.И. Хасьминский
- Наш ум в молитве восхищается схиархим. Эмилиан (Вафидис)
- Разумная часть души (ум, интеллект) Л.Ф. Шеховцова
- Человек. Основы христианской антропологии в таблицах
Ум – разумная (мыслительная, познавательная) сила души. Выделяется святыми отцами наряду с вожделевательной (желательной) и раздражительной (чувствующей) силой в трехчастном строении души, принятой в православной аскетике и антропологии.
Следуя святым отцам, ум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу. Именно к уму святые отцы, прежде всего, относят Образ Божий в человеке.
Священное Писание и святые отцы именуют ум «оком души». Подобно телесному оку, душевному оку также присуще зрение. Зрение ума называется созерцанием или ведением (познанием). Ум может созерцать как вещественный мир, так и невещественные и невидимые предметы. Созерцание ума может быть естественным, например, научное размышление и философствование, но может быть и сверхъестественным. Именно в сверхъестественном созерцании человек познает Бога.
Сверхъестественное созерцание осуществляется при помощи и содействии Божественной благодати Святого Духа. Для него недостаточно одних усилий тварного человеческого ума. В сверхъестественное созерцание человеческий ум вводится Самим Богом, объединяясь с Самим Божественным Умом, по Образу Которого он создан. По своей природе человеческий ум ищет Бога, «с Тем ищет соединиться, от Кого получил начало, Кем движется и к Кому устремляется по естественным своим свойствам» (св. Никита Стифат).До грехопадения человеческий ум был здоровым и бесстрастным, поскольку созерцал Святого Бога и не подвергался воздействию разрушительных страстей. После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком. После грехопадения ум стал «плотским» (Кол.2:18), суетным (Еф.4:17), превратным (Рим.1:21, 1:28), поврежденным и развратным (1Тим.
Неестественным такое состояние называется потому, что ум исключает всякое попечение о Божественном, сосредотачивается только на попечении о земном, об этом суетном мире. Устремляясь не к бесконечному Богу, а лишь к конечному и ограниченному, ум вместо созерцания Бога начинает наслаждаться низшими чувственными удовольствиями, служить твари вместо Творца, извращая тем самым свою природу. В таком состоянии в него проникают страстные помыслы, с которыми предстоит борьба христианскому подвижнику.
Является ли мозг источником ума?
Согласно убеждению ряда современных учёных (в том числе психологов и физиологов) источником мышления и сознания человека, главным хранилищем его памяти следует считать не что иное как мозг.
Совершенно иначе учит об этом Вселенская Церковь. В рамках Православного Догматического богословия ум признаётся не продуктом функционирования мозга, а высшей принадлежностью души. Выражаясь иначе, не мозг порождает из себя разум, но свойственный душе ум проявляется (в человеке) через мозг.
Тот факт, что мышление, память, сознание и самосознание принадлежит именно душе, подтверждается в Писании со всей убедительностью.
Так, в притче о богатом и Лазаре сообщается, что душа безумного богача продолжала чувствовать, мыслить, помнить, желать даже и после его смерти (то есть после её отделения от тела) (Лк.16:19-31).
Другим бесспорным свидетельством разумности души служит проповедь Спасителя в аду (1Пет.3:18-19). Ведь если бы заточенные там человеческие души не обладали сознанием и самосознанием, в чём тогда состояла бы целесообразность проповеди Христа?
В качестве «веского» аргумента, будто бы подтверждающего мнение о том, что мыслительная деятельность является следствием мозговой деятельности, нередко используется следующий: если бы ум был принадлежностью души, а не произведением мозга, то разум человека не помрачался бы ни в случае повреждения мозговых тканей, ни в случае опьянения. Между тем, происходит наоборот: в названных обстоятельствах ум проявляет себя совершенно не так, как при нормальной работе мозга.
Однако же, этот неопровержимый, казалось бы, аргумент был опровергнут уже на ранних этапах возникновения Церкви, когда его стали использовать с целью «изобличения» ложности христианства.
Сколь талантливым ни будет музыкант, говорили в этой связи святые отцы, но если он возьмётся играть на испорченном инструменте, то всё равно хорошо не сыграет.
Сколь искусным ни будет кормчий, но он не сможет хорошо управлять кораблём с неисправным рулём.
Точно так же бывает и с душой. Если мозг находится в состоянии болезни или под воздействием алкоголя, то душа не может проявлять себя также, как в случае его нормальной работы.
***
Грехопадение Адама отразилось на умственной составляющей человеческого естества. Произошло помрачение ума, который, «отделившись от своего первоначального жилища, забыл о его светлости». Ум падшего человека, не будучи способен удержаться в «простой и единовидной» памяти о Боге, устремляется на блуждание по предметам внешнего мира. Человек все более и более погружается познанием в окружающую его множественность предметов, а знание о Боге при этом тускнеет. Состояние, в котором находится ум после грехопадения, в аскетической литературе называется «парением». В этом состоянии ум не способен к концентрации, молитве, мистическим переживаниям, но парит, развлекаясь разнообразными помыслами и образами.
Утратив первоначальную цельность, ум как бы разделился на две части, одну из которых святой Антоний Великий называет «общим мирским умом», направленным как на добро, так и на зло, изменчивым и склонным к вещественному, другую – «боголюбивым умом», борющимся со злом. Святитель Григорий Богослов говорит о сосуществовании в одном человеке двух умов: «Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой – ум плоти и крови, влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару». О том же говорит Макарий Египетский:
Ум от ума отличен… Есть ум, обращающийся и текущий к небу и ступающий путем чистых своих помышлений и достигающий на нем стезей и троп, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползущий по земле и пресмыкающийся на путях плоти. Есть ум плотский, и есть ум духовный, и духовный ум от плотского отличен.
митрополит Илларион (Алфеев), Православие, Том I.
***
Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога. Разум человека неразрывно связан со свободой. «Те умны, которые могут различать добро от зла», – говорил св. Антоний Великий /Антоний Великий, т. 2, с.121/. Разум – это выбор добра, злой человек – неразумен.
Разум осуществляет онтологический выбор между добром и злом. «Добро есть действие, сходное с истиной закона, а зло – противоположное ему. Их можно понять одной только мыслью, одним разумом. Чем мысль просвещеннее, чем разум основательнее, тем понятие о добре и зле менее погрешительно. И следовать чувствам в этом случае – значит просвещенную мысль приводить в замешательство и разум сводить с настоящего его пути», – писал св. Платон, митр. Московский [цит. по: Новоселов. 2003, с. 46].
Неразумен и человек, не знающий Бога. Разум – это средство общения с Богом.
из книги «Элементы православной психологии»
Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько
Цитаты об уме
«Люди обычно именуются умными при неправильном употреблении этого слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло. И злого убегают, а о добром и душеполезном радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Одни эти люди поистине должны именоваться умными».
преподобный Антоний Великий
«Ум, который отдаляется от Бога, становится либо животным, либо бесноватым».
святитель Григорий Палама
«Диавол умён — говорят всегда. Нет, в том-то и все дело, что диавол бездонно глуп и что именно в глупости источник и содержание его силы. Если он был бы умён, то он не был бы диаволом, он бы давно «во вретище и в пепле» покаялся бы. Ибо восставать против Бога — это, прежде всего, страшно глупо. В каком-то из своих романов Сименон устами Мегре замечает, что совершает преступления, убивает только глупый: до чего же это верно… Все то, что составляет сущность зла: гордыня, зависть, ненависть, желание «свободы» («будете, как боги») — все от глупости. Сталин — глуп, Ленин — глуп, Мао — глуп. Ибо, действительно, только метафизический дурак может быть так стопроцентно одержим будь то одной идей, будь то одной страстью. Только вот глупость, потому что она — упрощение, потому и сильна, «голь на выдумки хитра». Весь «падший мир» — это «глупость, хитрая на выдумки». Глупость — это самообман и обман. Диавол «лжец есть искони». Он извечно врет и себе, и другим. И это упоенное вранье кажется умным, потому, прежде всего, что оно быстро «удовлетворяет». Глупость всегда самодовольна, а самодовольство импонирует».
протопресвитер Александр Шмеман, Дневники.
«Чем реальней наши потребности, тем проще их удовлетворить. Чем ценнее товары и услуги, тем дешевле они стоят. А всё самое лучшее и самое ценное на этой планете, всё, без чего нам никак не обойтись, — оно и вовсе дается нам абсолютно бесплатно. Это настолько очевидно, что даже как-то странно приводить доказательства. Только поврежденная человеческая природа способна не видеть их на каждом шагу. За что нам приходится платить? За всякую ерунду, которая имеет ценность только в нашем воспаленном воображении. За глупость, за жадность, за слепое самолюбие, за маленькие и большие слабости. Очень дорого стоит зависть, ненависть, лень, страх. Всё это в конечном счете выражается в конкретных статьях расходов — на лишние вещи, которые нужны не для того, чтобы одеться, а для того, чтобы повысить самооценку; на лишние услуги, которые гораздо качественней можно оказать себе самостоятельно; на образ жизни, который не дает ничего, кроме горького разочарования и преждевременных проблем со здоровьем. Вместе с тем фундаментальные ресурсы, без которых ни один человек не способен прожить, стоят неприлично дешево или вообще нисколько. Воздух невозможно сделать товаром. Солнечный свет одинаково льется как на праведников, так и на грешников. Вода стоит гораздо дешевле любого из дурацких напитков, придуманных людьми. Здоровое питание обходится на порядок дешевле обжорства. Войны разоряют целые страны и цивилизации, в то время как мирная жизнь еще никого не сделала беднее. Церкви открыты для всех желающих, проповедь, исповедь, причастие — всё включено. И, наконец, совсем ничего не стоит самый ценный ресурс человечества — любовь…»
Дмитрий Соколов-Митрич, “Бесплатный сыр без мышеловки…”
«Человек может быть одновременно и интеллектуалом, и дураком. Он может решать сложнейшие задачи, знать много языков, и при этом в мировоззренческих вопросах выказывать себя полным профаном. Если ум погружен во второстепенные для духовного развития области (временные и тленные) в ущерб главного — Богопознания, то уже не имеет значения насколько он в них преуспел, ведь он сбился с пути, с цели и лишился главного».
«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
(1Кор.13:8).
В призыве апостола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор.3:18–19) идет речь о выборе между жизнью по Евангелию и по законам падшего греховного мира, а не о преимуществах глупости или психического нездоровья.
«У того, чей ум непрестанно устремлен к Богу, и вожделение перерастает в желание Бога, и раздражительная (сила души) преображается в Божественную любовь. Благодаря долговременному Божественному озарению весь ум становится световидным. Стеснив и подавив свою вожделетельную часть, он преобразует ее в непрестанное желание Бога и неослабную любовь к Нему, всецело обращая ее от земного к Божественному».
преподобный Максим Исповедник
«Что такое ум?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
Детский вопрос
Ум
Дети хотят знать
018Z»>10 сентября 2019 ·
8,3 K
ОтветитьУточнитьИван Кудряшов
Психология
2,2 K
Главный редактор проекта Concepture · 12 сент 2019 ·
shmandercheizer
Ум по мнению философов — это особая способность строить и выражать мысли из простых идей, представлений и слов. Это то, что позволяет нам рассуждать, анализировать, замечать связи между вещами. Например, можно сколько угодно наблюдать погодные явления (допустим, дождь), но только ум позволит увидеть связь (например, что гром всегда идет после молнии и значит молния — причина грома).
Ум — замечательная способность, благодаря которой у человека есть наука, культура, философия и даже искусство. В то же время иногда ум, строя свои красивые схемы и связи, отдаляется от мира и забывает о нем. Поэтому то, что создает ум часто нуждается в проверке или уточнении.
Комментировать ответ…Комментировать…
Андрей Шибаев Ярославль
35
Прост|”о“|: Сотрудник за компьютером в https://vk.cc/c7DhIN Взглянем на Информацию? · 15 дек 2019
Ум = это способность общаться без слов сам с собой и окружающими сущностями. Умом обладают и органика и малоорганика. УМ = находится далеко в космосе, примерно в черных дырах и сторонних галактиках и от туда исходит в мое проявленное сознание в той роли на земле, в которой я воплощен. Так было до 2019 года. Затем мой ум превратился в аналитический центр космической… Читать далее
Ramina
2 мая 2020
Имела опыт смещения ума… Чувства космоса
Комментировать ответ…Комментировать…
Александр Родионов
59
Программист · 15 апр 2022
Ум – это способность понимать происходящее и принимать правильные решения для достижения своих целей. Ум универсален, он способен разбираться в самой разнообразной информации, кроме того, ум строит и развивает сам себя в процессе постижения действительности.
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
STOP UM
2 авг 2022
» УМ» — это мысль , нет мыслей — нет «ума» . Прежде всего это непостоянное , явление которое наблюдаемо . «Умом — Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.» Федор Тютчев 1866 г. Не умом мы понимаем , осознаём , «умом» — мыслью , мы только выражаем , то что , осознали поняли . Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вера Владимировна Белова
6
20 февр 2020
Ум- спрессованные знания,опыт,исследования,анализ и наблюдения. То,что передается из уст в уста,от поколения к поколению. Записывается и систематизируется.
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Ученые говорят, что ваш «ум» не ограничивается вашим мозгом или даже вашим телом
В какой-то момент сегодня вы можете задаться вопросом, что происходит в уме другого человека. Вы можете похвалить чей-то великий ум или сказать, что он не в себе их разума. Вы даже можете попытаться расширить или освободить свой собственный разум.
Но что такое разум? Определение понятия – удивительно скользкая задача. Разум – это вместилище сознания, суть вашего существа. Без разум, вы не можете считаться осмысленно живым. Так что же именно и где именно оно?
Реклама
Традиционно ученые пытались определить разум как продукт мозговой деятельности: согласно классическому аргументу, мозг — это физическая субстанция, а разум — это сознательный продукт возбужденных нейронов. Но все больше данных показывают, что разум выходит далеко за рамки физической работы вашего мозга.
Без сомнения, мозг играет невероятно важную роль. Но наш разум не может быть ограничен тем, что находится внутри нашего черепа или даже нашего тела, согласно определению, впервые предложенному Дэном Сигелом, профессором психиатрии в Медицинской школе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и автором недавно опубликованной книги 9.0005 Разум: путешествие к сердцу человека .
Он впервые предложил это определение более двух десятилетий назад на встрече 40 ученых из разных дисциплин, включая нейробиологов, физиков, социологов и антропологов. Цель состояла в том, чтобы прийти к пониманию разума, которое апеллировало бы к общей основе и удовлетворило бы тех, кто боролся с вопросом в этих областях.
После долгих дискуссий они решили, что ключевым компонентом разума является «возникающий процесс самоорганизации, как воплощенный, так и связанный с отношениями, который регулирует потоки энергии и информации внутри нас и между нами». Это не цепляет. Но интересно и со смыслом.
Реклама
Самый шокирующий элемент этого определения заключается в том, что наш разум простирается за пределы нашего физического «я». Другими словами, наш разум — это не просто наше восприятие переживаний, но сами эти переживания. Сигел утверждает, что невозможно полностью отделить наше субъективное представление о мире от наших взаимодействий.
«Я понял, что если бы кто-то попросил меня определить береговую линию, но настаивал, что это вода или песок, я бы сказал, что берег — это и песок, и море», — говорит Сигел. «Вы не можете ограничивать наше понимание береговой линии, настаивая на том, что это одно или другое. Я начал думать, может быть, разум подобен береговой линии — какой-то внутренний и внутренний процесс. Душевная жизнь антрополога или социолога глубоко социальна. Ваши мысли, чувства, воспоминания, внимание, то, что вы испытываете в этом субъективном мире, является частью разума».
С тех пор это определение было подтверждено научными исследованиями, но большая часть первоначальной идеи пришла из математики. Сигель понял, что разум соответствует математическому определению сложной системы в том смысле, что он открыт (может влиять на вещи вне себя), способен к хаосу (что просто означает, что он распределен примерно случайным образом) и нелинейен (что означает, что малый вход ведет к большому и трудно предсказать результат).
В математике сложные системы самоорганизуются, и Сигел считает, что эта идея лежит в основе психического здоровья. Опять же, заимствуя из математики, оптимальная самоорганизация: гибкая, адаптивная, последовательная, энергичная и стабильная. Это означает, что без оптимальной самоорганизации вы приходите либо к хаосу, либо к ригидности — понятие, которое, по словам Сигела, соответствует ряду симптомов расстройств психического здоровья.
Реклама
Наконец, самоорганизация требует объединения различных идей или, по сути, интеграции. И Сигел говорит, что интеграция — будь то внутри мозга или внутри общества — является основой здорового ума.
Сигел говорит, что написал свою книгу сейчас, потому что он видит так много страданий в обществе, и он считает, что это отчасти обусловлено тем, как мы воспринимаем собственный разум. Он рассказывает об исследовании в Намибии, где люди, с которыми он разговаривал, приписывали свое счастье чувству сопричастности.
Когда Сигела в ответ спросили, принадлежит ли он Америке, его ответ был менее оптимистичным: «Я подумал, насколько мы все изолированы и как мы чувствуем себя разъединенными», — говорит он. «В нашем современном обществе существует убеждение, что разум — это деятельность мозга, а это означает, что «я», исходящее из ума, является отдельным, и мы на самом деле не принадлежим друг другу. Но мы все являемся частью жизни друг друга. Ум — это не только деятельность мозга. Когда мы понимаем, что это процесс отношений, происходит огромный сдвиг в этом чувстве принадлежности».
Другими словами, даже если мы воспринимаем свой разум просто как продукт нашего мозга, а не как отношения, мы можем чувствовать себя более изолированными. И чтобы оценить преимущества взаимоотношений, вам просто нужно открыть свой разум.
Что такое разум? – Доктор Лиф
В этом подкасте (эпизод № 422) и в блоге я рассказываю о том, что такое разум. Этот подкаст — пятая часть моей серии статей о разных частях разума и мозга.
Как упоминалось в моих предыдущих подкастах на эту тему, «Разница между бессознательным, подсознательным и сознательным разумом» (часть 1), «Как подключиться к бессознательному разуму, чтобы избавиться от травм и токсичных привычек мышления» (часть 2), «Как слушать & Учитесь на своих психических и физических предупредительных сигналах (часть 3) и «Разница между мыслями и воспоминаниями» (часть 4), когда вы сознательно задействуете бессознательный разум посредством преднамеренного, преднамеренного, стратегического и упреждающего глубокого мышления, вы рисуете свои мысли, со встроенными воспоминаниями, через подсознание в сознание.
Но что такое разум? И почему это важно?
Ум может быть сложной концепцией, поэтому лучше начать с того, чем ум не является. Ваш разум — это не ваш мозг, как и вы — это не ваш мозг. Ум отделен, но неотделим от мозга . Ум использует мозг, а мозг реагирует на разум. Мозг не производит разум. Разум меняет мозг. Люди делают вещи; наш мозг не заставляет нас что-то делать. Да, без мозга не было бы сознательного опыта, но опыт нельзя свести к действиям мозга.
Разум — это энергия, и он генерирует энергию посредством размышлений, чувств и выбора. Это означает, что мы генерируем энергию с помощью нашего разума в действии 24/7, что является частью деятельности, которую мы получаем с помощью технологии мозга. Когда мы генерируем эту энергию ума посредством размышлений, чувств и выбора, мы строим мысли, которые являются физическими структурами в нашем мозгу. Такое построение мыслей называется нейропластичностью. В наших клинических испытаниях мы видели, как энергия в мозгу менялась, когда испытуемый думал, и как это стимулировало нейропластичность. Мозг реагировал на мысли, чувства и выбор человека как на поток сознательной и бессознательной деятельности.
Разум — это поток бессознательной и сознательной активности, когда мы бодрствуем, и поток бессознательной активности, когда мы спим. Он характеризуется триадой мышления, чувства и выбора.
Как упоминалось в моем подкасте о различных частях разума, сознательный разум бодрствует, когда вы бодрствуете, и ограничен в том, на что он может обращать внимание. Бессознательный ум бодрствует и работает 24/7, он огромен и бесконечен. Подсознание находится между ними, что-то вроде ощущения на кончике языка. Бессознательное — это когда вы в нокауте или под наркозом.
У вас есть уникальный способ мышления, чувств и выбора, который является вашей индивидуальностью. Когда ваше мышление, чувства и выбор по какой-то причине нарушены, это повлияет на вашу личность. Когда вы думаете, чувствуете и выбираете, вы творите, и это творение есть мысль.
И ты всегда думаешь, чувствуешь и выбираешь ! Когда вы бодрствуете, вы думаете, чувствуете и выбираете строить мысли. Когда вы спите, вы разбираете мысли, которые вы построили в течение дня.
Какое отношение ко всему этому имеет мозг? Мозг является чрезвычайно сложной нейропластической системой реагирования. По сути, это означает, что каждый раз, когда ваш мозг стимулирует его, он реагирует разными способами, включая нейрохимические, генетические и электромагнитные изменения. Это, в свою очередь, растёт и изменяет структуры мозга, создавая или связывая новые физические мысли. Мозг никогда не бывает прежним, потому что он меняется с каждым вашим опытом, с каждым моментом каждого дня — и вы контролируете это своим уникальным мышлением, чувствами и выбором. Вы используете свой разум, чтобы использовать свой мозг. Вы архитектор своего мозга!
Чтобы узнать больше о разуме и мозге, послушайте мой подкаст (выпуск № 422) и ознакомьтесь с моей последней книгой «Очистка вашего ментального беспорядка» и приложением Neurocycle. Если вам нравится слушать мой подкаст, рассмотрите возможность оставить 5-звездочный обзор и подписаться. И продолжайте делиться эпизодами с друзьями и семьей, а также в социальных сетях. (Не забудьте отметить меня, чтобы я мог видеть ваши сообщения!).
Теперь вы также можете присоединиться ко мне на Patreon и получать эксклюзивный контент без рекламы! Подпишитесь на подходящий вам уровень участия и получите доступ к эксклюзивным бонусным подкастам без рекламы. Эти выпуски будут включать в себя более целенаправленные пошаговые руководства по конкретным проблемам психического здоровья И несколько забавных, более личных подкастов на такие темы, как мои любимые средства по уходу за кожей и любимые книги, а также вопросы и ответы в прямом эфире, опросы и запросы фанатов, а также эксклюзивные цифровые материалы. загрузки!
Спонсором этого подкаста являются:
Компания Nootopia, основанная на BiOptimizers, создала совершенно новый уникальный продукт под названием CollaGenius. Он сочетает в себе коллаген, какао и какао с четырьмя различными видами грибов — львиной гривой, рейши, кордицепсом и чагой. Эта передовая смесь помогает бороться с туманом в голове, восстанавливать мозг, улучшать вашу способность к концентрации и повышает так называемый BDNF, который способствует улучшению способности к обучению и памяти. После каждой порции CollaGenius я чувствую себя спокойно, бодро и энергично. Моя способность запоминать и воспроизводить информацию чувствует себя прекрасно! Кроме того, я получаю изрядную дозу антиоксидантов для поддержки иммунитета, что очень важно, когда мы вступаем в осень и холодные месяцы. Плюс CollaGenius вкусный! Он подслащен стевией и имеет вкус насыщенного шоколадного эликсира. Просто смешайте его с водой или молоком и наслаждайтесь.