Что такое в психологии сепарация: Сепарация в психологии и почему так важно отделиться от родителей

Содержание

Сепарация в психологии и почему так важно отделиться от родителей

Содержание

  • Что такое сепарация
  • Признаки незавершенной сепарации
  • В чем вред незавершенной сепарации
  • Как самостоятельно пройти сепарацию

Если во взрослом возрасте вы испытываете трудности в общении с родителями, вполне возможно, что вы до сих пор не отделились от них эмоционально. Как правило, такая проблема возникает у тех, кто не умеет выстраивать границы в отношениях с близкими и позволяет манипулировать собой. Рассказываем, что такое сепарация, и почему она так важна для каждого человека.

Что такое сепарация

Сепарация – понятие в психологии, которое означает психологическое отделение от матери и отца, независимость от них. Этот процесс становления личности важен для каждого человека, поскольку без него люди не могут чувствовать себя эмоционально взрослыми.

Как правило, активная фаза сепарации начинается в переходном возрасте (13-18 лет), когда подростки перестают откровенничать с родителями и ждать от них одобрения. В это время у них появляются свои ценности, которые могут противоречить установкам старшего поколения. Далее наступает период поздней юности (18-23 лет), идеальный для начала самостоятельной жизни.

Отношения с родителями

Эмоциональное отделение проходит не только на эмоциональном уровне, но и на двух других:

  1. Материальном – вы можете полностью обеспечить себя материально без чьей-то помощи.
  2. Ценностном – у вас есть свои ценности, которым вы следуете по жизни, даже если родители вас не поддерживают.

Верный признак психологической зрелости и независимости человека – наличие собственного мнения, за которое он не испытывает чувство вины перед близкими

Признаки незавершенной сепарации

Понять, что вы до сих пор не отдалились от родителей можно по следующим признакам:

  1. Вы все еще живете вместе с мамой и папой, принимаете от них финансовую помощь или живете полностью за их счет.
  2. Созваниваетесь с родителями несколько раз в день. Если у вас не получилось позвонить, испытываете чувство вины.
  3. Часто делаете что-то в ущерб себе, чтобы помочь близким, даже если они легко справятся и без вас.
  4. Боитесь брать на себя ответственность за свою жизнь и вините родителей в своих неудачах.
  5. Близкие нарушают ваши границы, манипулируют, влияют на ваши решения по поводу учебы, выбора профессии, работы, личной жизни, внешности и т. д.
  6. Часто конфликтуете с матерью или отцом, годами храните на них обиды.
  7. Не умеете принимать даже самые простые решения самостоятельно, во всем советуетесь сначала с близкими.
  8. Постоянно сталкиваетесь с проблемами в личной жизни, так как хотите, чтобы ваш партнер был полностью похож на отца.
  9. Сами конфликтуете со своими детьми, поскольку для них вы – не авторитет.
Конфликты

В чем вред незавершенной сепарации

Если взрослый человек до сих пор не научился выстраивать личные границы в отношениях с родителями, он всегда будет чувствовать себя ребенком, который неспособен управлять своей жизнью. Он будет ощущать беспомощность, не сможет слышать свои собственные желания, развиваться как личность. Часто у зависимых от мамы и папы людей бывает заниженная самооценка, они впадают в роль жертвы, ждут одобрения от окружающих и не могут найти себя.

Часто у личности с незавершенной сепарацией не получается добиться успехов в карьере, браке или социальной жизни

Как самостоятельно пройти сепарацию

Чтобы отделиться от матери и отца, в первую очередь необходимо:

  1. Съехать от родителей. У большинства людей, которые начинают жить в отдельной квартире, быстро налаживаются отношения с близкими: становится меньше ссор, человек учится принимать взрослые решения, самостоятельно управлять своей жизнью.
  2. Начать полностью себя обеспечивать. Даже если вы найдете новое жилье, вы можете продолжать получать деньги от старших членов семьи. Это нужно прекратить, иначе вы по-прежнему будете зависимы.
  3. Перестать рассказывать о себе все до мелочей. Если близкие интересуются вашей жизнью, совсем необязательно подробно докладывать о своей жизни и планах. Особенно это касается тех случаев, когда родители привыкли манипулировать вами.
  4. Поставить себя в приоритет. Необходимо научиться думать в первую очередь о своих желаниях и перестать делать что-то в ущерб себе.
  5. Расставить границы. На этапе сепарации важно тактично объяснить родителям, какое поведение для вас приемлемо, а какое – нет.
Переезд от родителей

Сепарация – важный этап в жизни, который должен пройти абсолютно каждый человек. Если вы уже давно живете отдельно и умеете отстаивать свои границы, но все равно испытываете чувство вины перед родителями, рекомендуется обратиться к психологу. Специалист поможет вам справиться с проблемой и укрепить отношения с матерью и отцом. Узнать больше информации на эту тему можно из видео:

Сепарация от родителей во взрослом возрасте: что это такое, зачем нужно и как сделать?

– Вы слышали, Грета Тунберг собирается съехать от родителей и жить в отдельной квартире?

– Будем надеяться, в неотапливаемой, чтобы снизить углеродный след…

Это шутка, а если серьезно, всемирно известная активистка Грета Тунберг родилась в 2003 году. Когда она собирается съезжать от родителей и будет ли с этим спешить, по ситуации на октябрь 2021 года, не совсем ясно. Впрочем, для 18-летнего тинейджера это не самая актуальная проблема, так что можно и не спешить.

А вот тем, кому давно за 30 и они продолжают жить с родителями, а то и сидеть на их шее, было бы неплохо задуматься над этой темой. Еще сильнее задуматься над результатами своего воспитания следует таким родителям, вырастившим нечто недееспособное решать даже свои мелкие бытовые проблемы.

И, в принципе, каков оптимальный возраст сепарации от родителей? И как провести сепарацию от родителей так, чтобы никто не пострадал и не обиделся? У вас не будет возникать таких вопросов, если вы пройдете наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений». А пока поговорим про сепарацию от родителей в рамках нашей сегодняшней статьи.

Что такое сепарация от родителей?

Для начала разберемся, что такое сепарация в принципе и сепарация от родителей в частности. В психологии под сепарацией подразумевается процесс отделения, когда человек становится независимым финансово, физически и психологически. В рассматриваемом нами варианте имеется в виду независимость от родителей.

Такая сепарация и обретение независимости является важным этапом становления личности. Точнее будет сказать, что человек лишь тогда становится по-настоящему взрослым, когда он полностью отделился от родителей физически и психологически, не зависит от их финансовых вливаний, мнения, одобрения или осуждения.

Это вовсе не означает, что нужно прекратить общение, взаимные визиты, моральную и материальную поддержку, если кто-то заболел или что-то случилось. Это означает, что в повседневной жизни взрослым детям следует научиться думать своей головой и самостоятельно решать свои проблемы, понимать последствия своих решений и осознавать ответственность за свои действия.

А еще это означает, что родителям пора понять, что дети выросли, и, как говорится, «что выросло, то выросло», воспитывать нужно было раньше. А сейчас дети имеют полное право сами решать, чего делать, чего не делать, как отдыхать, где работать, когда жениться и жениться ли в принципе и на что тратить свои деньги.

Ключевой момент: деньги они должны иметь свои, а не просить у родителей, как в детстве, когда они в силу действующего законодательства и прочих объективных причин не могли зарабатывать сами. Это, опять же, не означает, что взрослым детям нельзя делать дорогие подарки, если у родителей есть такое желание и возможность, или дарить деньги на Новый Год и День рождения.

Речь идет о том, чтобы взрослые люди перестали «сидеть друг у друга на голове» в психологическом и материальном плане, перестали «совать нос» в дела друг друга и прекратили ждать, что взрослые дети будут спрашивать совета по поводу женитьбы, выхода замуж, рождения детей, получения второго высшего образования и прочего.

Это дело взрослых детей, кого они приведут себе домой (к себе, не к родителям), а чтобы родителям было спокойнее, что дети не свяжутся с наркоманом, уголовником или мошенником, их следует воспитывать, учить разбираться в людях и прививать хороший вкус с самого раннего детства.

И точно так выросшим детям пора понять, что у родителей есть свои планы на выходные, кроме как сидеть с внуками, свои финансовые планы, кроме как помогать с ипотекой, и вообще своя жизнь. Так что сепарация от родителей во взрослом возрасте, техники такой сепарации – тема многоаспектная.

С одной стороны, множество взрослых людей испытывает психологическое давление любящих пап и мам до глубокой старости. С другой стороны, немало пожилых людей хотели бы, чтобы взрослые дети, наконец, «скачались» с их шеи и начали как-то сами зарабатывать себе на жизнь и решать свои дела.

В какой момент было «пора», когда все пропустили этот момент и что делать сейчас? Давайте поэтапно разберем эти вопросы.

Оптимальный возраст сепарации от родителей

Для начала скажем, что каждый человек индивидуален и развивается в своем темпе. Кто-то готов уехать учиться в другой город уже после 9 класса, и вполне комфортно себя чувствует без маминых завтраков и напоминалок вроде «вставай, а то проспишь занятия в колледже».

Кто-то не так энергичен и объективно может справляться только с одной задачей в единицу времени: либо учеба в вузе, либо работа, либо полностью самостоятельное ведение домашнего хозяйства. Если есть возможность учиться в своем родном городе без переездов и обустройства в общежитии либо на съемной квартире уже в 18 лет, лучше дать такому молодому человеку или девушке возможность спокойно выучиться в вузе и немного повзрослеть, прежде чем отправлять в полностью «автономное плаванье».

И, само собой, сепарация детей от родителей может обсуждаться лишь тогда, когда и те, и другие здоровы и не нуждаются в ежедневной помощи и уходе. Не стоит торопить с взрослением ребенка, если вы предыдущие несколько лет «кочевали» с ним из одной больницы в другую и сейчас выросшему молодому человеку требуется реабилитация здоровья и адаптация к той жизни, которой уже несколько лет живут его сверстники.

И для нормального молодого человека не самая актуальная проблема, как пройти сепарацию от родителей, если пожилые родители сейчас болеют и нуждаются в ежедневном присмотре, уходе, своевременном вызове врача в случае приступа и обострившихся проблем со здоровьем.

Выше мы уже говорили, что сепарация от родителей имеет разные аспекты: физический, финансовый, психологический. Так вот психологическая сепарация от родителей вполне возможна, даже если вы вынуждены проживать все вместе на одной жилплощади и оказывать посильную помощь пожилым часто болеющим родителям. Такая ситуация в нормальном варианте способствует более быстрому взрослению человека и формированию ответственности не только за себя, но и за близких людей.

В то же самое время, психологическая сепарация от родителей может не произойти, даже если вы уехали жить в другую страну. Современные средства связи позволяют испрашивать совет по каждому поводу по нескольку раз в день, чем некоторые выросшие, но не повзрослевшие дети активно пользуются.

Почему так и когда же нужно «отделиться» от родителей во всех аспектах? Тут психологи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что сепарация должна произойти вовремя именно для конкретного человека, и никаких общих цифр и рекомендаций тут быть не может [Е. Кленова-Бычкова, 2020]. Некоторые специалисты настаивают на конкретных цифрах и считают, что сепарация от родителей оптимальна в возрасте от 18 до 21 года [wfc, 2020]. Можно встретить и такое мнение, что девушки наилучшим образом готовы к самостоятельной жизни к 24 годам, а юноши – к 25-летнему возрасту [Е. Новоселова, 2021].

Однако прежде чем говорить про конкретный оптимальный возраст сепарации, следует знать, что сепарация от родителей происходит в несколько этапов. Не может быть такого, что вчера ребенок быт зависим на 100% физически, финансово и психологически, а завтра уже сам заработал на жилье и машину, и не нуждается ни в советах, ни в родительских деньгах, ни в другой помощи. Для каждого этапа сепарации от родителей есть свой оптимальный возраст, поэтому давайте посмотрим, как происходит этот процесс во времени.

Этапы сепарации от родителей

«Родители постоянно тебя контролируют и шагу не дают ступить без своих указаний? Они вечно суют нос в твои дела и лезут в твою личную жизнь? Не беспокойся! Скоро ты пойдешь в первый класс, и все изменится!»

Это юмор, а если серьезно, ребенок в своем развитии проходит множество стадий.

Его рост и развитие оказывают самое непосредственное влияние на его стремление к самостоятельности и, как следствие, постепенной сепарации от родителей.

Стадии развития ребенка:

  • От рождения до 6-10 месяцев – постоянная связь с мамой, объективная физическая потребность в постоянном внимании и уходе.
  • От года до 3 лет – элементы «противозависимости», когда малыш учится ползать, ходить, бегать, падать, вставать и в принципе пытаться совершать самостоятельные действия.
  • От 3 до 6 лет – стремление к независимости, формирование своего «круга общения», отдельного от родителей, в детском садике, на детской площадке, в спортивной секции.
  • От 7 до 12 лет – нарастание «борьбы за независимость», попытки избавиться от постоянного контроля и параллельно с этим формирование «договороспособности» и конструктивного взаимодействия с родителями и окружающими при правильном поведении родителей и других взрослых.
  • От 13 до 19 лет – регулярный «подростковый бунт», протест против вмешательства взрослых в личные дела, алкоголь, курение и что-то более серьезное в качестве подкрепления собственной «взрослости», если наблюдается избыточное ограничение самостоятельности подростка.

Разумеется, цифры лишь ориентировочные, каждый ребенок развивается в своем темпе, и отклонения в 1-2 года для каждого этапа не являются критичными. Как вести себя родителям на каждом из этих этапов, чтобы у детей потом не было проблемы болезненной сепарации от родителей во взрослом возрасте? Как правильно воспитывать ребенка на каждом этапе его пока небольшого жизненного пути? Психологи дают исчерпывающие рекомендации по каждому этапу [Е. Сушко, 2019].

Как вести себя родителям на каждой стадии развития ребенка:

  • 1-3 года – будет правильно, если родители предоставят ребенку самостоятельность в разумных пределах, дадут возможность «набивать шишки» в прямом и переносном смысле. Ребенок должен ощутить положительные эмоции от того, что он что-то делает сам. Во избежание травматизма для годовалого малыша желательно создать безопасную среду дома, убрав бьющиеся, колющие, режущие предметы и закрыв электрические розетки так, чтобы дети не могли туда что-нибудь засунуть.
  • 3-6 лет – следует активно поощрять стремление ребенка делать что-то самому. Ввиду того, что полностью безопасную среду для подросшего малыша создать невозможно, нужно обязательно пояснять запреты, и не ограничиваться простым «нельзя». Тем более следует избегать фраз «Ты еще маленький» или «У тебя не получится». Эти фразы опаснее, чем может показаться на первый взгляд. Слишком часто слышащий их ребенок как раз и рискует вырасти в безынициативного недоросля, который до 40 лет будет сидеть на шее родителей.
  • 7-12 лет – следует постепенно расширять границы самостоятельности ребенка, учить его обращаться с ножом, чтобы он мог самостоятельно сделать себе бутерброды на завтрак, включать и выключать плиту, чтобы он мог пожарить яичницу или омлет, перестать будить по утрам и дать ребенку возможность лично ощутить последствия опоздания в школу. Если район относительно спокойный, следует со временем разрешить ребенку самостоятельно без вашего сопровождения ходить в школу и перестать встречать его из школы.
  • 13-19 лет – нужно признавать за ребенком право на собственное мнение, выбор друзей, занятий по интересам, спортивных секций, будущей профессии. О вреде алкоголя и наркотиков следует говорить ненавязчиво, без менторского тона, и, по возможности, найти альтернативные ориентиры «взрослости», которые получат отклик в душе ребенка. Воздержаться от критики ребенка в присутствии посторонних. Не обольщаться, если ребенок не бунтует, а просто сидит тихо целыми днями за компьютером. Это заметно снижает его шансы на адаптацию в реальном мире и тоже может затем спровоцировать трудности сепарации от родителей.

Что делать, если вы, как родители, допустили ошибку на каком-либо из этих этапов? Что делать, если вы стали жертвой ошибок своих родителей и сейчас никак не можете вырваться из-под их опеки? Давайте рассмотрим конкретные техники сепарации от родителей во взрослом возрасте, которые позволят обрести самостоятельность и сохранить хорошие отношения внутри семьи.

Сепарация от родителей: техники, книги, методы

Итак, как проходит сепарация от родителей, когда ребенок стал уже достаточно взрослым для этого, однако почему-то либо родителям страшно отпустить его в «самостоятельное плаванье», либо ребенок настолько инфантильный, что уже и не стремится к самостоятельности?

Начнем с советов, как пройти сепарацию от родителей, если вы уже чувствуете себя взрослым и устали от их не всегда уместной опеки [Е.

Новоселова, 2021].

Топ-7 советов, как успешно сепарироваться от родителей:

  1. Начать зарабатывать на жизнь. Пока вы зависите финансово от родителей (и кого бы то ни было), вами легче манипулировать и выставлять вам какие-то условия.
  2. Начать жить самостоятельно. Переселиться в студенческое общежитие, снять комнату или квартиру. Если денег мало, снять вскладчину с друзьями. Физическая удаленность от родителей сама по себе дает большую свободу действий.
  3. Наладить диалог с родителями. Объяснить внятно и конкретно, как вы собираетесь зарабатывать, как вы будете себя обеспечивать, как вы будете добираться домой в темное время суток, если работа заканчивается поздно. Пока у родителей нет этого понимания, они вправе беспокоиться за своих наследников и переживать, «как бы чего не вышло», и не окажется ли потом, что последствия «самостоятельного плаванья» придется «разгребать» им самим. Например, помогать растить внебрачного ребенка или искать работу великовозрастному неучу, бросившему институт и не умеющему ничего делать руками.
  4. Демонстрировать здравый смысл. Показать себя обязательным ответственным человеком, который держит слово, «не влипать» в сомнительные истории, справляться со своими проблемами самостоятельно. Не посвящать родителей во все подробности своей личной и уж тем более интимной жизни. Большинству родителей не слишком нравится выбор детей, поэтому не нужно подавать лишний повод для недовольства.
  5. Выстраивать личные границы. С одной стороны, следует четко обозначить, что вы не потерпите вмешательства в свою личную жизнь или указаний, в какой вуз вам поступать или в котором часу быть дома после того, как вы начали жить отдельно. С другой стороны, если продолжить бегать к родителям каждый раз, как только у вас закончились деньги, вы поссорились с партнером или вас хотят отчислить из университета, отстоять свои личные границы будет проблематично.
  6. Научиться решать конфликты и разногласия. Поверьте, небольшая размолвка с родителями по поводу выбора вуза или мужа лучше, чем нелюбимая профессия или нелюбимый муж на всю жизнь. Или не на всю, однако получение второго высшего образования или развод и переустройство личной жизни с ребенком на руках намного более хлопотны, чем пережить родительское недовольство вашим решением.
  7. Понять для самих себя, чего вы хотите в жизни и от жизни.
    Тот, кто внятно мыслит, внятно формулирует. Если вы поймете свои истинные цели, вы всегда будете выглядеть и звучать более убедительно для родителей, чем если ограничитесь общими фразами о том, какой вы «весь из себя взрослый человек».

Это самые общие, но весьма эффективные советы. Самое главное, что следует запомнить: не стоит пытаться отстаивать самостоятельность, если вы во взрослом возрасте продолжаете сидеть на шее родителей и всецело зависите от их финансовых ресурсов. Это неэкологично, неэффективно, и в любом споре нормальные люди встанут на сторону ваших родителей.

«Провернуть» сепарацию от родителей экологично и эффективно помогут наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений». Кроме того, рекомендуем для желающих более глубоко вникнуть в тему сепарации от родителей книги:

  • «Сепарация от родителей. Пустите ребенка в свой мир» [М. Митрофанова, 2020].
  • «Дневник сепарации с родителями» [В. Аверкиева, 2020].
  • Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы [Н. Харламенкова, Е. Кумыкова, А. Рубченко, 2015].
  • «Разговор с родителями» [Д. Винникотт, 2012].
  • «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» [Л. Гибсон, 2019].
  • «Сепарация от родителей во взрослом возрасте» [Е. Лямина, 2021].
  • «Токсичные родители» [С. Форвард, 2006].

Итак, мы рассмотрели, как пройти сепарацию от родителей, если вы уже чувствуете себя взрослым и устали от их не всегда уместной опеки. Однако нередко встречается и обратная ситуация, когда родители уже и рады были бы отправить в «автономное плаванье» великовозрастных детишек, даже видя их вялость и инфантильность, но не тут-то было.

Есть масса причин, по которым взрослые дети продолжают сидеть на шее родителей [Н. Руби, 2009]. Как минимум, так удобнее, когда мама готовит, стирает и убирает, а папа дает деньги, пусть даже немного. Да и стоимость съемного жилья в больших городах нынче зашкаливает, а в небольших населенных пунктах тяжело найти работу. Получается замкнутый круг.

Во всяком случае, про «замкнутый круг» любят говорить родители, не настроенные на решительные действия. В конце концов, миллионы наших молодых сограждан точно в таких условиях нашли возможность выучиться, найти работу, построить бизнес, снять квартиру, оформить ипотеку, купить машину, хотя бы подержанную.

Что делать? Советов много, однако суть сводится к одному: у деток-переростков должна появиться мотивация, чтобы зарабатывать самим и самостоятельно обустраивать свою жизнь. Мотивация может быть любой: негативной, позитивной, внутренней, внешней, однако нужно ее сгенерировать.

Проще говоря, у великовозрастного дитяти должно перестать появляться трехразовое питание «просто так», деньги на новые джинсы, смартфон и походы в ночной клуб, «потому что ему нужно». Как именно это должно «перестать появляться»? Тут советы расходятся.

Большинство психологов считает эффективным «снимать ребенка с шеи» постепенно, заранее оговаривая свои шаги. Например, предупреждая, что со следующего месяца вы не будете платить за его телефон, со следующего сезона перестаете покупать ему одежду и обувь, а с Нового Года ставите условие, чтобы он оплачивал часть расходов на коммунальные услуги [Л. Конопелько, 2019].

Часто разговоры «по-хорошему» ни к чему не приводят, и тогда допустимо «отплатить той же монетой» и воспользоваться зависимостью выросших детей от родителей. Например, в подборке советов «Как избавляются от взрослых детей» можно найти такой, как пригрозить великовозрастному лентяю походом к психиатру, если он не найдет работу немедленно, потому что для взрослого человека не уметь зарабатывать себе на жизнь – это психическое отклонение [miumau, 2015]. В случае, описанном в подборке, работа, «которой нигде не было», нашлась в течение одного светового дня.

Бывает и другая ситуация, когда для взрослых детей тунеядство является способом оставаться в центре внимания. Даже скандалы с требованием найти работу – это, какое-никакое, но внимание со стороны родителей. Как только способ перестает давать ожидаемый эффект, работа тут же находится.

Так, психологи в качестве примера приводят вариант, когда женщина, «тянувшая» на себе великовозрастных сыновей, содержавшая их на свои деньги и при этом успевавшая стирать и готовить для них, нашла себе новую любовь. На сыновей-переростков времени попросту не осталось, стирать и делать уборку стало некогда, а ужинала она со своим новым поклонником в кафе или ресторане [Interfax, 2019]. Сыновья поняли, что «лавочка закрылась» и достаточно быстро нашли работу и адаптировались к взрослой жизни.

Таким образом, выход из ситуации есть и у родителей, осознавших свои педагогические ошибки и желающих их исправить. Как минимум, нужно не опускать руки, если не получилось «вправить мозги» великовозрастному бездельнику быстро, и помнить, что вы не одиноки в своей проблеме.

С такой проблемой сталкивается множество родителей и на постсоветском пространстве, и далеко за океаном. Свидетельством тому является книга Your restless teenager («Ваш беспокойный подросток») [Р. Байярд, Д. Байярд, 2006]. Психологически 40-летние иждивенцы мало чем отличаются по мировосприятию и степени ответственности от тинейджеров, поэтому книга будет полезна в любом случае.

Хотя, конечно, у не слишком решительных людей любого возраста может быть соблазн «оставить все, как есть», и перестать бороться за свое жизненное пространство. Такое настроение может возникнуть и у взрослых детей, отчаявшихся бороться с гипербеспокойными родителями, и у родителей, потерпевших фиаско в попытках сбросить с шеи нахлебников… или наследников. Плохая новость состоит в том, что вот этого делать как раз нельзя! Почему? Тому есть немало причин!

Чем опасна зависимость от родителей для детей и родителей?

Начнем с родителей, потому что тут все проще и короче. Родители великовозрастных ничего не умеющих детей живут в постоянном страхе, что будет с детьми, когда их самих не станет. И не имеет значения, насколько этот страх обоснован. Практика показывает, что оставшиеся без «халявы» люди достаточно быстро начинают «шевелиться» сами.

Однако такой перманентный страх за будущее своих детей плохо влияет на здоровье пожилых родителей, приводит к проблемам с нервной системой, а все болезни, как известно, «от нервов», потому что центральная нервная система регулирует все процессы в организме. Проблемы с сердцем, преждевременное старение, инфаркты и инсульты – это далеко не полный перечень потенциальных проблем, если ситуация с сепарацией взрослых детей от родителей сильно затянется. Поэтому лучше не затягивать.

Теперь о том, чем такое «затягивание» грозит взрослым детям. Психологи не устают говорить о том, что такое неуместное «долготерпение» выросших детей чревато серьезными последствиями [А. Фатеева, 2021].

Последствия незавершенной сепарации от родителей:

  • Проблемы построения отношений с противоположным полом. Мало кто заинтересован получить ничего не умеющего и несамостоятельного партнера, во всем зависящего от мнения родителей.
  • Проблемы в построении отношений с окружающими. Тут возможны перекосы как в попытках угодить всем подряд, как человек привык угождать родителям, так и неадекватные ожидания, что человеку все кругом должны, причем всегда.
  • Постоянные разочарования в людях. Имея постоянно перед глазами нездоровый образец поведения своих родителей, человек рискует не освоить адекватные ситуации нормы поведения.
  • Проблемы в принятии решений и эффект «обученной беспомощности». Если за человека всю жизнь все решают родители, в какой-то момент может обнаружиться, что он не в состоянии решать хоть что-то сам.
  • Неуверенность в собственных силах и заниженная самооценка. Если человек никогда ничего не делал и не добивался сам, уверенности взяться попросту неоткуда.
  • Зависимость от чужого мнения. Человек, привыкший, что мама с папой всегда знают, «как правильно», автоматически переносит право оценивать себя на других людей, не обязательно компетентных в той сфере, в которой они оценивают человека.
  • Проблемы в самореализации и построении карьеры как следствие всего вышеизложенного. Не умеющий принимать решения и брать на себя ответственность человек, который при этом не уверен в собственных силах и выбрал профессию, какую сказали родители, всегда проиграет конкуренцию хорошо мотивированным коллегам, знающим, что и зачем они делают.

Чтобы не попасть в такую ситуацию или как можно быстрее из нее выйти, мы рекомендуем пройти наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений». От себя заметим, что сепарация от родителей во взрослом возрасте – это далеко не самая сложная проблема в психологии, с которой могут столкнуться люди.

Мы желаем любви и взаимопонимания в ваших семьях, и по традиции просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Отношения

[Тревога разлуки. Теоретические соображения] — PubMed

Review

. 1994 март-апрель; 20(2):121-9.

[Статья в французский]

N Blandin 1 , PJ Parquet, D Bailly

принадлежность

  • 1 Center d’Information et de Traitement des Dependances, CHRU, Лилль.
  • PMID: 8050378

Обзор

[Статья в французский]

N Blandin et al. Энцефал. 1994 март-апрель.

. 1994 март-апрель; 20(2):121-9.

Авторы

Н. Бландин 1 , паркет PJ, D Bailly

принадлежность

  • 1 Центр информации и анализа зависимостей, CHRU, Лилль.
  • PMID: 8050378

Абстрактный

Интерес к сепарационной тревоге в настоящее время возрастает: это расстройство, появляющееся в детстве, может предрасполагать к возникновению тревожных расстройств (таких как паническое расстройство и агорафобия) и большой депрессии во взрослом возрасте. Психоаналитические теории различаются по природе сепарационной тревоги и ее месту в развитии ребенка. По мнению некоторых авторов, сепарационную тревогу следует понимать как результат бессознательных внутренних конфликтов, присущих процессу индивидуации и постепенному достижению автономии. С этой точки зрения страх потери матери в результате разлуки не рассматривается как результат реальной опасности. Однако Фрейд рассматривает первичный опыт сепарации с защищающей матерью как прототип ситуации тревоги и сравнивает ситуации, порождающие страх, с сепарационными переживаниями. Для него тревога возникает из-за двух факторов: физиологический факт инициируется во время рождения, но первичная травматическая ситуация — разлука с матерью. Эту точку зрения можно сравнить с поведенческими теориями. Поведенческие теории предполагают, что тревога разлуки может быть обусловлена ​​или усвоена из врожденных страхов. В теории Фрейда первичная ситуация тревоги, возникающая в результате разлуки с матерью, играет роль, сравнимую с врожденными страхами. Борясь с проблемой страха разлуки, Боулби подчеркивает важность привязанности ребенка к одному человеку (матери или основному опекуну) и тот факт, что эта привязанность является инстинктивной. Эта точка зрения, основанная на наблюдениях за младенцами, сродни этологическим теориям поведения нечеловеческих приматов. Боулби особенно показывает, что реакции младенца, разлученного с матерью, развиваются в три этапа: фаза протеста, которая может составлять прототип взрослой тревоги, фаза отчаяния, которая может быть прототипом депрессии, и фаза отчуждения. Он подчеркивает таким образом роль раннего расставания в развитии уязвимости к депрессии. Для Боулби эти реакции не приобретены, а генетически запрограммированы и биологически детерминированы.

Похожие статьи

  • Сепарационная тревога и агорафобия у детей 8 лет.

    Федерер М., Херрле Дж., Марграф Дж., Шнайдер С. Федерер М. и соавт. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 2000 г., февраль; 49 (2): 83–96. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 2000. PMID: 10721272 Немецкий.

  • Генетически обоснованное исследование связи между тревогой разлуки в детстве, чувствительностью к СО(2), паническим расстройством и эффектом потери родителей в детстве.

    Батталья М., Пезенти-Гритти П., Медланд С.Е., Ольяри А. , Тамбс К., Спатола К.А. Батталья М. и др. Арх генерал психиатрия. 2009 Январь; 66 (1): 64-71. doi: 10.1001/archenpsychiatry.2008.513. Арх генерал психиатрия. 2009. PMID: 19124689

  • Проблемы сепарации-индивидуации и тревога кастрации: их любопытное влияние на эпигенез близорукости.

    Зайтлер Б.Н. Зайтлер БН. Am J Психоанал. 2009 г.Сентябрь 69(3):221-37. doi: 10.1057/ajp.2009.14. Am J Психоанал. 2009. PMID: 19794421

  • Панические атаки и панические расстройства у детей и подростков.

    Браконье А. Браконье А. Энцефал. 1996 г., 22 декабря, спец. № 5: 19-24. Энцефал. 1996. PMID: 9138942 Обзор. Французский.

  • Тревожное расстройство разлуки, паническое расстройство и отказ от школы.

    Suveg C, Aschenbrand SG, Kendall PC. Сувег С. и др. Детский подростковый психиатр Clin N Am. 2005 г., 14 октября (4): 773-95, ix. doi: 10.1016/j.chc.2005.05.005. Детский подростковый психиатр Clin N Am. 2005. PMID: 16171702 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Что такое тревога разлуки? 9 Рабочие листы для использования в терапии

Тревога разлуки характеризуется чрезмерной тревогой при разлуке с основными фигурами привязанности, такими как родители.

Несмотря на свое происхождение в детстве, тревога разлуки также может сохраняться в подростковом и взрослом возрасте и является фактором риска развития более тяжелых симптомов, связанных с тревогой, таких как панические атаки и агорафобия (Lewinsohn, Holm-Denoma, Small, Seeley, & Joiner, 2008).

Родители и опекуны могут быть свидетелями такого поведения. Поэтому знание теории, лежащей в основе такого поведения и вмешательств, необходимо для предотвращения эскалации тревоги.

В этом посте будут рассмотрены причины возникновения тревоги разлуки на протяжении всей жизни и предложены стратегии борьбы с тревогой разлуки у детей и взрослых. Мы также предоставим упражнения для терапевтов, чтобы они могли интегрировать их в свои сеансы с пациентами, испытывающими тревогу разлуки.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на позитивные отношения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам построить здоровые отношения, обогащающие жизнь.

Эта статья содержит:

  • Сепарационная тревога в психологии: теория Боулби
  • Что вызывает это у младенцев, малышей и детей?
  • Как справиться с тревогой разлуки с родителями
  • Как справиться с тревогой разлуки в школе
  • Испытывают ли это подростки и взрослые?
  • Лечение тревоги разлуки в терапии
  • 11 рабочих листов и игрушек для занятий
  • 3 книги по теме
  • Полезные ресурсы PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Тревога разлуки в психологии: теория Боулби

Эволюционная теория привязанности Боулби (1958) утверждает, что дети биологически предрасположены к формированию привязанностей.

Младенцы рождаются с тенденцией к проявлению определенного врожденного поведения, называемого социальным пусковым механизмом, который помогает обеспечить значимый контакт с объектом привязанности (McLeod, 2017).

Примеры такого поведения:

  • Плач
  • воркование
  • Лепет
  • Улыбается
  • Ползание
  • Ходьба

Такое поведение, также называемое поведением поиска близости, помогает развить надежную привязанность к своим основным опекунам и приводит к такому поведению привязанности, как поиск основного опекуна, когда ребенок расстроен или расстроен.

Чтобы узнать больше о привязанности, прочитайте эту статью об экспериментах Харлоу с обезьянами.

Если ребенок не может начать поиск близости или найти опекуна, когда он в беде, тогда вызывается реакция разлуки – плач.

Термин «опасность незнакомца» является общим термином, используемым для описания реакции младенцев и детей младшего возраста на незнакомца. Чтобы проверить эту теорию, Мэри Эйнсворт разработала упражнение под названием «Странная ситуация» (Ainsworth, Blehar, Waters & Wall, 19).78), где детей в возрасте от 12 до 18 месяцев помещали вместе с матерью в комнату, полную игрушек.

Вошел незнакомец, несколько минут разговаривал с матерью, а затем мать ускользала, пока ребенок общался с незнакомцем. Затем мать снова вошла в комнату и поприветствовала ребенка (Ainsworth et al., 1978).

Если ребенок рад видеть родителя по возвращении, но продолжает исследовать, это показывает, что ребенок уверен, что его родитель в конечном итоге вернется. Однако, если ребенок выглядит сбитым с толку или не проявляет никакого предпочтения по отношению к своему родителю по сравнению с незнакомцем, это может свидетельствовать об отсутствии эмоциональной связи и ограниченном взаимодействии между ребенком и родителем, что приводит к дистрессу и беспокойству.

Что вызывает это у младенцев, детей ясельного возраста и детей?

Считается нормальным, если дети в возрасте от 6 до 18 месяцев t0 проявляют признаки тревоги разлуки.

Примерно через шесть или семь месяцев концепция постоянства объекта начинает развиваться.

Постоянство объекта — это понимание того, что объекты — в данном случае основной опекун — продолжают существовать, даже когда они покидают комнату (Bowlby, 1958). По мере того как дети становятся малышами (около 12–18 месяцев), тревога, связанная с разлукой, может стать более выраженной, поскольку у малышей начинает развиваться речь, и они начинают выражать свои чувства.

Общее правило, позволяющее определить, вызван ли плач ребенка страхом разлуки, состоит в том, чтобы проверить, прекращается ли плач ребенка, когда его держит на руках основной опекун. Если ребенок перестает плакать и суетиться, исключая голод, усталость или потребность в перемене, более чем вероятно, что его дистресс является результатом развития постоянства объекта.

Наличие прочных отношений со вторым опекуном и предсказуемый распорядок дня также являются важными принципами для детей, испытывающих тревогу разлуки.

Нет ничего ненормального в том, что тревога разлуки периодически продолжается до четырех или пяти лет, поскольку дети все еще могут не решаться расстаться со своими опекунами и бороться с переходными периодами (Yeary, 2020).

Поэтому важно, чтобы все лица, осуществляющие уход за ребенком, продолжали работать вместе и установили строгий режим, чтобы помочь ребенку чувствовать себя в безопасности, независимо от того, в какой среде он находится.0002 Когда родители разлучаются со своими детьми, они часто могут испытывать негативные эмоции, такие как беспокойство и тревога. Небольшое беспокойство, связанное с разлукой, также считается нормальным для развития, поскольку оно побуждает родителей продолжать надежную связь привязанности, которая сформировалась с раннего младенчества.

По мере взросления дети становятся более независимыми и, естественно, проводят больше времени со сверстниками и вдали от родителей. Подростки работают над тем, чтобы стать более независимыми в своей повседневной жизни, участвуя в процессе, называемом отделение индивидуализации .

Индивидуация при разлуке направлена ​​не на разрыв связей с родителями, а на поддержание баланса между сохранением связи со своей семьей и становлением большей индивидуальности. Чувство страха разлуки у родителей связано с проблемами в развитии личности и ухудшением общего самочувствия подростков (Kins, Soenens, & Beyers, 2011).

Родители часто нуждаются в поддержке, чтобы помочь справиться со своими эмоциями при разлуке со своими детьми. Выявление первопричины их опасений, связанных с разлукой со своими детьми, является ключом к облегчению беспокойства.

Одна из стратегий, которая может оказаться полезной, — вести дневник мыслей. Эта статья об использовании дневника мыслей в когнитивно-поведенческой терапии помогает понять, как дневник мыслей может помочь справиться с навязчивыми мыслями и чувствами, вызывающими тревогу.

Как справиться с тревогой разлуки в школе

В раннем детстве школа является одним из первых мест, где могут проявиться тревога разлуки и связанное с ней тревожное поведение, поскольку она представляет собой изменение в распорядке дня как для детей, так и для родителей.

Ключевым компонентом тревоги разлуки является избегание, где наиболее частым проявлением является отказ ходить в школу. Поведенческие симптомы сепарационной тревоги обычно проявляются в виде полного отказа ребенка ходить в школу, но также могут характеризоваться нерегулярной посещаемостью (т. е. поздним приходом и ранним уходом) или истерикой по прибытии в школу.

Дети также могут испытывать сильный стресс в течение дня и даже проявлять физические симптомы беспокойства.

Некоторые специальные приемы, которые могут помочь создать структуру для ребенка, испытывающего тревогу разлуки перед школой, включают:

  • Наличие специального рукопожатия или прощания при расставании
  • Если возможно, постепенно знакомьтесь с новой школой или новой ситуацией, посещая школу за несколько недель до начала и репетируя распорядок высадки (т. е. отвозя ребенка к тому месту, где он войдет в класс, встречая учителя впереди времени)
  • Попросите ребенка «разыграть» сценарии, когда его подбрасывают, или имитировать действия, которые он может выполнять в школе, используя свои игрушки или братьев и сестер/членов семьи
  • Испытывают ли это подростки и взрослые?

    Поскольку тревога разлуки в основном обсуждается в контексте детства, распространенности тревоги разлуки у взрослых уделяется не так много внимания. Однако Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам изменило диагностические критерии тревоги разлуки, заявив, что возраст начала может быть после 18 лет (Silove & Marnane, 2013).

    Боязнь разлуки как у подростков, так и у взрослых характеризуется боязливостью при воздействии определенных ситуаций, таких как выход из дома. Также может характеризоваться отказом индивида от вовлечения в самостоятельную деятельность.

    Примерно в подростковом возрасте тревога разлуки может в дальнейшем проявляться в виде панического расстройства , часто сохраняющегося во взрослой жизни. Паническое расстройство характеризуется эпизодами сильной тревоги, проявляющейся в связи с определенной ситуацией, которой боится человек.

    Эти эпизоды сильной тревоги сопровождаются различными физическими симптомами (например, дрожью, тошнотой, затрудненным дыханием) и эмоциональными симптомами (например, плачем, сильным страхом или дискомфортом; Eisen & Schaefer, 2005).

    Поэтому важно обеспечить стратегии и вмешательства для взрослых и подростков, которые испытывают тревогу разлуки или паническое расстройство. Этого можно добиться за счет раннего вмешательства и выявления повышенной тревожности в детстве, поскольку чем раньше будет выявлена ​​тревожность, тем раньше можно будет предложить варианты лечения.

    Понимание вариантов лечения жизненно важно для обеспечения раннего вмешательства. Вот статья для дальнейшего чтения о том, как справиться с тревогой.

    Лечение тревоги разлуки в терапии

    Лечение тревоги разлуки вращается вокруг выявления страхов клиента путем изменения подхода клиента к неприятным ситуациям.

    Наиболее широко используемым терапевтическим подходом при тревоге разлуки или других расстройствах, связанных с тревогой, является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), специально ориентированная на экспозиционную терапию.

    Экспозиционная терапия фокусируется на моделировании ситуации, которой человек боится, или симптомов, которые он испытывает (например, головокружение) в безопасной среде, при этом ему даются специальные инструменты, которые помогают ему проработать, а не избежать пугающих ощущений или чувств.

    11 Рабочие листы и игрушки для ваших занятий

    Ниже мы предоставили рабочие листы, которые могут помочь людям всех возрастов справиться с тревогой разлуки и справиться с беспокойством, которое приводит к чувству беспокойства или избеганию определенных ситуаций.

    Дети

    • Мое тело и мои заботы: Этот рабочий лист дает детям возможность нарисовать ощущения, которые испытывает их тело, когда они сталкиваются с беспокойством или беспокойством.
    • Обозначение своих чувств: это задание дает детям возможность записать или нарисовать свои опасения по поводу конкретной ситуации, которая их пугает.
    • Лучшее и худшее: это упражнение направлено на то, чтобы дать детям возможность определить плюсы и минусы пугающей ситуации. Рисование, письмо или их комбинация могут помочь им заполнить этот рабочий лист.
    • Когда мне страшно: рабочий лист, который дети могут выполнить со взрослым, которому они доверяют, чтобы помочь им исследовать свои страхи.

    Подростки и взрослые

    • Нарисуйте свои страхи: это задание дает подросткам возможность наметить наилучшие, наиболее вероятные и наихудшие сценарии, рисуя, как они визуализируют каждую ситуацию.
    • Рабочий лист по когнитивной реструктуризации: Упражнение, занимающее центральное место в когнитивно-поведенческой терапии. Этот рабочий лист позволяет людям анализировать свои мысли, документируя факты, подтверждающие и противоречащие их мыслям. Он также предлагает ряд вопросов, которые следует рассмотреть относительно достоверности и происхождения мысли, чтобы помочь людям развенчать ее, если она непродуктивна.
    • Банк беспокойства: Занятие, которое фиксирует ваши заботы в течение пяти дней и помогает выработать «время для беспокойства», не давая вам тратить много времени на мелочи.
    • Гора забот: рабочий лист, который позволяет людям оценивать свои заботы и перечислять их в порядке убывания.
    • Путешествие по моим тревогам: рабочий лист, который позволяет людям наметить свои заботы и предвидеть наиболее вероятные сценарии.

    Гаджеты и игрушки

    Некоторые игрушки и гаджеты помогают отвлечь и переориентировать маленьких детей, которые борются с тревогой разлуки.

    Одним из них является Pop-Its, силиконовая игрушка, напоминающая пузырчатую пленку, предназначенная для уменьшения беспокойства и концентрации внимания.

    Эта игрушка дает им повторяющиеся действия, помогающие снизить уровень беспокойства и страхов. Они доступны во многих цветах и ​​формах, поэтому вы можете персонализировать их в соответствии с предпочтениями вашего ребенка. Взрослые пользуются и могут использовать их тоже.

    Утяжеленные одеяла могут помочь взрослым и детям чувствовать себя в большей безопасности во время сна. В частности, если дети испытывают тревогу разлуки из-за того, что спят вдали от родителей, утяжеленное одеяло помогает обеспечить им большую безопасность и уменьшить их тревогу. Взрослым он обеспечивает дополнительный вес, помогая успокоить частоту сердечных сокращений и дыхание, чтобы организм мог получить необходимый отдых.

    3 Книги по теме

    Доступно несколько книг, которые помогут лучше понять тревогу разлуки и получить советы и методы, как справиться с ней.

    1.

    Как помочь ребенку преодолеть страх разлуки или отказ от школы (Пошаговое руководство для родителей) – Эндрю Р. Эйзен, Линда Б. Энглер и Джошуа Спарроу обзор отказов от школы и конкретных проблем, связанных с тревогой разлуки, связанной с посещением школы. Книга содержит реальные примеры детей, которые испытали отказ от школы и тревогу разлуки.

    У него также есть ресурсы, чтобы помочь родителям в составлении плана помощи их детям в преодолении беспокойства, связанного с посещением школы, и шаблоны планов, которые помогут родителям и учителям работать вместе над решением этих проблем.

    Доступно на Amazon.


    2.

    Целующая рука для Честера Раккуна (серия Целующая рука) – Одри Пенн и Барбара Гибсон

    Это книжка с картинками для детей и родителей, переживающих разлуку. Он ориентирован на детей младшего возраста (младших школьников и дошкольников).

    История о маленьком еноте по имени Честер, который не хочет идти в школу. Его мама делится семейным секретом о «целующейся руке», когда мать целует ему руку, уходя от него.

    Таким образом, каждый раз, когда Честер скучает по матери, он может поднести руку к лицу и почувствовать тепло ее поцелуя всякий раз, когда ему нужно напоминание о том, что его мать всегда с ним.

    Воспитатели детских садов часто читают эту книгу в первый день в школе, чтобы помочь детям справиться с разлукой. К книге прилагается компакт-диск с прочитанным рассказом и запись «Песни Честера», написанная автором.

    Доступно на Amazon.


    3.

    Рабочая тетрадь для подростков по тревоге: действия, которые помогут справиться с тревогой и беспокойством – Лиза М. Шаб, LCSW

    Эта книга предназначена для подростков, испытывающих тревогу. Он структурирован как дневник, объясняющий ощущения, которые вызывают у подростка тревогу. После каждого объяснения следует задание в формате журнала, где подросткам предлагается нарисовать или написать о своих чувствах.

    В Главе 2: «Химия беспокойства» подросткам, особенно переживающим тревогу разлуки, подойдет одно занятие. Если подростки испытывают страх разлуки по поводу посещения школы или самостоятельного выполнения других действий (например, вождения автомобиля), это может быть для них хорошим терапевтическим упражнением.

    Доступно на Amazon.


    Полезные ресурсы PositivePsychology.com

    Мастер-класс по эмоциональному интеллекту© — это инструмент для практиков, стремящихся вовлечь своих клиентов в деятельность по развитию эмоционального интеллекта, а также для людей, желающих улучшить свой собственный эмоциональный интеллект.

    Курс из шести модулей направлен на обучение людей шести столпам эмоционального интеллекта и, в конечном счете, на повышение осведомленности людей об их эмоциональных реакциях на определенные ситуации. Понимание своих эмоций и ситуаций, которые вызывают разные реакции, является ключевым моментом в борьбе со сложными эмоциями, такими как тревога разлуки.

    Мастер-класс по обретению устойчивости © также направлен на то, чтобы помочь людям развить устойчивость, чтобы справляться с трудными ситуациями. Этот курс из шести модулей предоставляет практикующим средства для обучения своих клиентов устойчивости с целью применения устойчивого поведения для преодоления ситуаций, которых они боятся. Все научно обоснованные методы подкреплены исследованиями и ссылками.

    Развитие устойчивости — отличный способ помочь людям справиться с ситуациями, которых они боятся, и может стать отличным дополнением к методам воздействия и когнитивно-поведенческой терапии.

    Важная информация

    Хотя тревога разлуки может быть в основном известна как состояние, которое испытывают маленькие дети или младенцы, эта статья продемонстрировала, что тревога, связанная с разлукой, может преобладать в подростковом и взрослом возрасте.

    Преодоление тревоги разлуки у людей всех возрастов может быть трудным и мучительным опытом.

    Тем не менее, важно проявлять терпение и настойчивость при лечении этого состояния, независимо от того, являетесь ли вы родителем, практикующим врачом или лицом, занимающимся этими проблемами.

    Как и во всех состояниях, связанных с тревогой, жизненно важным шагом является понимание причин тревоги, чтобы в достаточной мере справиться с симптомами, вызывающими дистресс.

    Как только вы поймете причину беспокойства, составление плана лечения и установление структуры, связанной с неприятным событием, станут ключевыми факторами, помогающими уменьшить беспокойство.

    Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три упражнения для позитивных отношений.

    • Эйнсворт М., Блехар М., Уотерс Э. и Уолл С. (1978). Шаблоны крепления . Эрльбаум.
    • Боулби, Дж. (1958). Природа привязанности ребенка к матери. Международный журнал психоанализа , XXXIX , 1–2.
    • Эйзен, А.Р., Энглер, Л.Б., и Воробей, Дж. (2006). Как помочь ребенку преодолеть страх разлуки или отказ от школы (пошаговое руководство для родителей ). Публикации Нового Предвестника.
    • Эйзен, А. Р., и Шефер, К. Э. (2005). Тревога разлуки у детей и подростков: индивидуальный подход к оценке и лечению . Гилфорд Пресс.
    • Кинс, Э., Соененс, Б., и Бейерс, В. (2011). «Почему они должны так быстро взрослеть?» Тревога разлуки с родителями и возникающая у взрослых патология сепарации-индивидуации.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts