Что такое внимание в психологии определение: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

Содержание

Определение внимания

Определение

   Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

Сущность процесса

   Внимание — один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека.

Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Классификация

   Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

— устойчивость (способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком — либо объекте),

— сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других),

— переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной),

— распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности),

— объем (размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).

Развитие процесса

   Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития

   1. Первые две недели жизни — проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни — возникновение ориентировочно — исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни — зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй — третий год жизни — развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной — пять лет — направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять — шесть лет — возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст — развитие и совершенствование произвольного внимания.

 


См. также

Внимание

  • Виды внимания
  • Внимание как условие сознательной деятельности
  • Внимание, его диагностика и развитие
  • Концентрация внимания
  • Общие вопросы развития внимания
  • Основные виды внимания
  • Основные свойства внимания
  • Основные характеристики свойств внимания
  • Понятие внимания
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

17.1 Внимание – значение и важность

17.1.1

Внимание – значение и важность

Цели

Пройдя этот сеанс, вы быть способным к…

  • Описать концепцию внимания
  • Обоснуйте важность внимания

Сценарий

Саина пошла на ярмарку. Там было несколько киосков, привлек ее внимание. Она решила обойти все вокруг, прежде чем посетить какой-либо конкретный киоск. Прогуливаясь, она наткнулась на молодую девушку, которая кричать в толпу, что крутят информативный документальный фильм Внутри одного из прилавков Сайна решила, что именно этот прилавок она хотела посетить.


Упражнение

Выберите правильный вариант.

Вне почему из всех киосков Сайна выбрала именно тот, где показывают документальный фильм?

Это был единственным интересным прилавком на ярмарке.

Крики девушки за прилавком схватили внимание Саины.

Этот киоск посещало много людей, так что Сайна тоже посетил.

Саину особенно интересовали документальные фильмы.


Наши чувства бомбардируются взглядами и звучит каждую секунду. Если каждое изменение в цвете, движении, звуке, запахе, температура и так далее должны были быть восприняты, жизнь была бы невозможна. Заплатив обращая внимание на одни раздражители и игнорируя другие, мы выбираем из всех возможности что будет обрабатываться. Мы никогда не сможем обратить внимание на все отдельные ощущения, имеющиеся в сенсорном регистре.

Упражнение

Выберите правильный вариант.

Что можно ли сделать вывод из этой истории об Арджуне и птичьем глазу?

У Арджуны было хорошее зрение.

Арджуна был магом.

Арджуна был очень силен.

Арджуна обладал огромной силой концентрации.


Внимание можно определить как внутреннее когнитивный процесс, посредством которого человек активно выбирает информацию об окружающей среде (т. ощущение) или активно обрабатывает информацию из внутренних источников (т.е. внутренние сигналы или другие мыслительные процессы). В более общем плане внимание может можно определить как способность концентрироваться и поддерживать интерес к заданной задаче или идея, включая управление отвлекающими факторами.

Рассмотрим несколько определений, приведенных со стороны видных авторитетов.

Дамвиль (1938): Внимание — это концентрация сознания на одном объекте, а не на другом.

Морган и Гиллиленд (1942): внимание быть остро восприимчивым к какому-то конкретному фактору в нашем окружении.

Росс (1951): Внимание — это процесс четкое получение объекта или мысли перед умом.

 


Уильям Джеймс, психолог XIX века, объясняет внимание следующим образом:

«Внимание есть сосредоточение сознания на конкретный объект. Подразумевает уход от некоторых вещей, чтобы иметь дело эффективно с другими. Это овладение одним из нескольких одновременно возможные объекты или ходы мыслей разума, в ясной и яркая форма».

Упражнение

Выберите правильный вариант.

Который из следующих предложений верно?

Внимание — это односторонний процесс.

Внимание — это активный процесс.


Внимание не просто смотрит. Это активный процесс, связанный с взаимодействием с окружающей средой. Когда мы занимаемся что угодно, мы склонны что-то с этим делать; будь то просто сохранить его перед нашим умом или удалить его из сознания.

Дискуссионный форум

Как внимание играет важную роль в нашей повседневной жизни? жизни? Объясните последствия невнимательности в различных ситуации.

Посетите созданный дискуссионный форум для обсуждения вышеуказанной темы. Опубликуйте свой ответ на форуме.

Написав свой пост и прочитав другие посты, перейти к следующему модулю.


Разработано и разработано Департаментом образовательных технологий Женского университета SNDT, Мумбаи

Что такое… Внимание — психическое здоровье на дому

4 октября 2022 г. 7 октября 2022 г.

В этой серии я немного углублюсь в значение терминов, связанных с психологией. Термин этой недели — внимание.

Нас постоянно бомбардируют непрерывным потоком раздражителей, как внутренних, так и внешних. Внимание — это процесс, с помощью которого мы сужаем наше внимание до определенных фрагментов информации. Это необходимо, потому что наша способность обрабатывать информацию ограничена.

Избирательное внимание

Избирательное внимание относится к способности сосредотачиваться на определенных раздражителях окружающей среды, игнорируя другие отвлекающие факторы.

Эффект коктейльной вечеринки является примером избирательного внимания к слуховым данным. Если вы разговариваете с небольшой группой других людей, вы, вероятно, сосредоточены на том, что говорят другие в этой небольшой группе, и в основном игнорируете всю остальную болтовню на заднем плане. Однако, если кто-то в одном из тех фоновых разговоров, которые вы игнорируете, произносит ваше имя, это, скорее всего, пройдет через ваш избирательный фильтр.

В исследованиях избирательного внимания, в которых люди воспринимают разные слуховые потоки в каждое ухо и просят повторить то, что они слышат, например, левым ухом, они очень мало замечают того, что слышат правым ухо. Они, вероятно, заметят, мужской это голос или женский, но они, вероятно, не заметят, если этот голос переключится на другой язык на полпути.

Посмотрите это короткое видео:

Избирательное внимание мешало вам заметить необычный стимул?

Модели избирательного внимания

Кайл. Фарр, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Психолог Дональд Бродбент предложил модель фильтра, которая включала фильтрацию сенсорного ввода на основе физических характеристик. Информация, прошедшая через этот фильтр, будет подвергаться обработке более высокого уровня, прежде чем попадет в рабочую память. Переход к обработке более высокого уровня служит узким местом, ограничивающим пропускную способность.

Поскольку отфильтрованная информация никогда не попадает в оперативную память, у вас нет возможности запомнить эту информацию, даже если вы с ней столкнулись. Это основная часть частотной иллюзии, заключающаяся в том, что вы замечаете что-то, а затем внезапно видите это повсюду. Дело не в том, что вы не видели этого раньше; оно просто не проходило через фильтр в вашу память, поэтому просто невозможно это запомнить.

Kyle.Farr, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Согласно модели затухания Энн Трейсман, первоначальный фильтр не полностью блокирует стимулы. Вместо этого он ослабляет (ослабляет) их, но эта информация по-прежнему подлежит дальнейшей обработке через иерархию анализаторов. Этими анализаторами являются слоги, слова, грамматика и семантика. Эта модель объясняет нашу способность замечать, как кто-то произносит наше имя, даже если до этого мы не обращали внимания на то, что он говорил.

Распределенное внимание и переключение между задачами

Как бы людям ни нравилось думать, что они могут работать в режиме многозадачности, наш мозг не умеет разделять внимание. Попытка работать в режиме многозадачности при выполнении сложных задач снижает нашу производительность. Переключение задач, то есть переключение внимания между разными задачами, также требует когнитивных усилий.

На самом деле требуется больше умственной энергии, чтобы переключить внимание в рамках сенсорной модальности, чем для переключения с одного чувства на другое. Это означает, что переключение внимания с прослушивания одного разговора на прослушивание другого разговора требует больше когнитивных усилий, чем переключение внимания со слухового ввода этого разговора на визуальный источник ввода.

Вещи, которых мы не замечаем

Слепота к изменениям относится к нашей склонности не замечать изменений в чем-то, если мы переключаем внимание с него, а затем возвращаем к нему. Мы можем даже не заметить, что разговариваем с другим человеком! В одном исследовании экспериментатор А остановил кого-то, чтобы спросить у него дорогу, затем экспериментаторы Б и С прошли между экспериментатором А и испытуемым. При этом экспериментаторы А и Б поменялись местами. Это заметила только половина испытуемых, даже когда им сказали, что они больше не разговаривают с экспериментатором А.

Слепота к повторению — это склонность не замечать повторяющиеся стимулы, предъявляемые в быстрой последовательности. Если мы видим объект во второй раз, наш мозг может просто зациклиться на первом объекте и не обработать второй. Я часто повторяю такие слова (или даже вот так вот так), когда делаю паузу, чтобы подумать в середине предложения, и, возможно, слепота к повторению является причиной того, что я редко обнаруживаю подобные ошибки самостоятельно, когда пытаюсь вычитывать.

Зрительное внимание

Обращая внимание на визуальные стимулы, наш мозг выбирает определенные модели, которые кажутся релевантными на основе таких факторов, как ориентированные края, цветовой контраст, интенсивность и движение. Когда наше внимание смещается, мы сначала медленно замечаем, что что-то происходит в той области, от которой мы только что отвлеклись; это называется торможением возврата.

Помимо того, что мы обращаем внимание на зрительную область, на которой мы сфокусированы, мы также можем поддерживать некоторый уровень скрытого пространственного внимания, замечая предметы на периферии нашего поля зрения.

Внимание к объекту относится к нашей склонности отдавать приоритет всем аспектам дискретного объекта для обработки. Если я разговариваю с вами, я с большей вероятностью замечу вашу обувь, чем обувь человека, сидящего рядом с вами, потому что, хотя ваша обувь не имеет отношения к нашему разговору, она является частью объекта, который это ты.

Внимание и усилие

Внимание без усилий сосредоточено на поглощающих действиях, и не кажется, что оно требует больших усилий (если вообще требуется). Это, как правило, происходит с приятными занятиями, где есть баланс проблем и навыков. Он включает в себя сочетание возбуждения, контроля и расслабления, а также ощущение потока.

Для задач на внимание, требующих усилий, существуют определенные факторы, влияющие на количество усилий, которые мы прилагаем. Людям, которые лишены сна, трудно выполнять задачи, требующие постоянного внимания, но внимание можно улучшить, увеличив потенциальное вознаграждение за выполнение задач, добавив новизну или нерегулярность или усилив стресс.

Переход на личности

Я нахожу удивительным то, как наш мозг способен выбирать нужные биты из огромного количества сенсорной информации, которую мы получаем. Особенно интересно, что мы можем различать свое имя в разговоре, который на самом деле не слушаем.

Мне трудно выполнять задачи, требующие сознательного внимания, когда много слуховой стимуляции, которую мне нужно отфильтровать. Я слушаю музыку только тогда, когда делаю такие вещи, как раскрашивание, которые не требуют особых размышлений, или вещи, которые можно выполнять на автопилоте. Попытки читать или писать под музыку совершенно не работают для меня. Я думаю, что раньше я был достаточно хорош в переключении задач, но теперь требуется слишком много умственных способностей, чтобы делать это легко.

Зрительно, я склонен не обращать внимания на вещи, на которые не обращаю внимания, и по-прежнему почти не обращаю внимания даже на вещи, на которые обращаю некоторое внимание. В первый раз, когда я смотрел видео с гориллой, я не видел гориллу. В том исследовании, где экспериментатор спрашивал дорогу, а половина участников не понимала, что они разговаривают с другим человеком, я абсолютно точно был в группе, которая не заметила нового человека.

Как у вас обстоят дела с многозадачностью и переключением задач? Считаете ли вы, что легче удерживать внимание одним органом чувств, чем другим?

Ссылки

  • Психологический словарь APA: внимание без усилий
  • Фридрих Ф.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts