Что такое я концепция и как она влияет на жизнь человека: Что такое Я-концепция и как она поможет разобраться в себе / Skillbox Media

Содержание

Что такое Я-концепция в психологии и как она формируется у человека

Я-концепция – это ментальная модель, которая содержит идеи, мысли, способности и оценки самого себя. Термины самооценка и Я-концепция часто используются как синонимы. Оба относятся к знанию, которое человек имеет о себе. То есть, какую картину он строит из своих восприятий, ощущений и своего существования. Это отношение к себе постоянно меняется, поскольку информация непрерывно воспринимается и собирается через отношения и опыт с другими людьми.

В этой статье:

Взаимосвязь между самооценкой и Я-концепциейРазвитие Я-концепцииПоддержка позитивных представлений о себеЯ-концепция и её связь с внешним образом и мнением окружающих

Взаимосвязь между самооценкой и Я-концепцией

Фото автора Antonio Friedemann: Pexels

Я-концепция влияет на развитие различных компетенций личности. В зависимости от того, какой опыт и отзывы получил человек, это влияет на дальнейшее использование его собственных качеств. Если он чаще получает положительные отзывы, это побуждает его придерживаться своей компетенции и расширять ее.

В случае неудачи или отрицательной обратной связи это может привести к предвзятому и осторожному подходу к этим компетенциям. Навыки и способности сохраняются в самооценке. Поскольку это, в свою очередь, влияет на будущее управление собственным внутренним потенциалом, можно говорить о взаимном взаимодействии компетенций и Я-концепции.

Разделение на когнитивный и аффективный уровни иллюстрирует различие между самооценкой и Я-концепцией.

На когнитивном уровне представления о собственной личности собираются из отдельных ситуаций, и формируется вышестоящая (надситуационная) самооценка. Здесь возникает вопрос: как я вижу себя? Примеры: «Я не умею хорошо делать то-то» или «Другие люди такие же, как я».

На аффективном уровне человек оценивает отдельные ситуации и использует их для создания чрезмерного чувства собственного достоинства. Ключевой вопрос здесь: как у меня дела? Какие у меня чувства? Примеры: «Неважно, что я не умею хорошо делать что-либо, ведь я получаю удовольствие от другого» или «Я счастлив и горд, когда я нравлюсь другим».

Психология. Понятие, структура и функции “Я”-концепции.

Самоуважение – это оценка отношения к себе, которая может иметь большое влияние на мысли, настроение и (обучающееся) поведение. Через действия и опыт люди познают свою реальность и развивают представление о возможностях своего влияния на вещи.

Этот опыт обучения затем превращается в контрольные убеждения. Примеры: «Если я буду очень стараться, я могу делать что-то лучше всех остальных» или «Что бы я ни делал, я просто не могу создать что-то лучше остальных».

Развитие Я-концепции

Это процесс начинается еще в детстве. В первую очередь, через взаимодействие со своими родители младенцы получают начальный опыт своего самовосприятия. Они понимают, что «я» существует, и что они отделены от других людей. В первый год жизни дети учатся на собственном опыте, что они могут чего-то достичь, и получают новые для них ощущения компетентности.

В середине второго года жизни дети узнают друг друга и себя в зеркале. Внешняя составляющая тоже очень важна для развития Я-концепции.

Они говорят о себе как о личности и все чаще используете личное местоимение «я». Сознание Я начинает развиваться. Дети уже лучше распознают категории и присваивают себе такие определения, как «ребенок» или «мальчик/девочка».

Со временем у малышей раскрывается еще один компонент себя: они ищут положительные отзывы о своем поведении. Способность узнавать себя позволяет им подражать другим, что имеет огромное значение для процесса обучения.

Примерно с 2,5 лет дети начинают описывать себя словесно и с характерными чертами. Они описывают различную деятельность («Я могу бегать, рисовать, строить…») или связаны с физическими характеристиками («У меня каштановые волосы»), или объясняют социальные отношения («У меня есть старший брат») или говорят о психологических характеристиках («Я люблю макароны»). Эти описания самих себя могут быть нереалистично положительными («Я могу водить машину»), потому что дети еще не могут различать свой идеал (идеальное я) и реальный образ (реальное я).

Giphy

На 4-м году жизни большую роль играет развитие гендерной идентичности. Хотя трехлетний малыш может сказать, мальчик они или девочка, все же требуется некоторое время, чтобы понять, что гендерная идентичность – это черта, которая не меняется.

Дошкольники думают, что могут добиться всего, если будут достаточно стараться. У них ярко выраженный чрезмерный оптимизм, который, однако, играет важную роль в мотивации и любопытстве. Рекомендуется не противопоставлять чрезмерный оптимизм реализму, а рассматривать это мотивированное отношение как возможность для процесса обучения.

Самооценки детей младшего школьного возраста по-прежнему в основном положительные, но теперь их можно объединить с другими атрибутами или отнести к вышестоящим категориям: описываются индивидуальные действия (чтение, письмо, гимнастика), а затем резюмируются («Я хорошо учусь в школе»).

В процессе дальнейшего развития подростки могут оторваться от индивидуальных описаний и выразить более общие, более абстрактные описания («Когда я с друзьями, мне хорошо»). Кроме того, отрицательные и положительные эмоции могут сочетаться друг с другом. Молодые люди все чаще сравнивают себя с другими сверстниками – в школе и во всех повседневных ситуациях. Это создает более реалистичную оценку их собственных способностей.

Фото автора Anastasiya Lobanovskaya: Pexels

Вывод: в детсадовском возрасте от 3 до 6 лет еще нет устойчивой Я-концепции. Однако самооценка и чувство собственного достоинства формируются в детском саду и в младшем школьном возрасте. Опыт, полученный детьми в это время, очень важен для развития их личности. Однако Я-концепция, хоть и сформирована, но продолжает развиваться и меняться всю жизнь. Поэтому на нее можно влиять.

Поддержка позитивных представлений о себе

В повседневной жизни все люди получают широкий спектр отзывов о себе и своем поведении через окружающую среду, как во взаимодействии посредством языка, так и посредством невербального поведения. Если теперь учесть, что все, что личности воспринимают на себе каждый день, влияет на самооценку, это дает повод для размышлений. Важно подкреплять свои сильные стороны и не критиковать себя за слабые!

Например, детям в процессе формирования самооценки нужна возможность попробовать что-то, узнать свои навыки, получить физический опыт. Обратная связь с окружающей средой помогает классифицировать собственные компетенции. Предоставление разнообразных и дифференцированных отзывов о действиях, навыках и поведении является важной задачей родителей и других родственников.

Я-концепция и её связь с внешним образом и мнением окружающих

Представление о себе подпитывается различными факторами, такими как:

  • опыт
  • навыки
  • осознание тела
  • значения
Фото автора Gabriela Cheloni: Pexels
  • пожелания
  • статус.

Все это влияет на внешний образ. Даже, например, может переходить в позу. Человек, который ходит с опущенной головой и плечами, почти не смотрит вверх, скорее всего, будет иметь низкую самооценку, низкий статус. Возможно, что в прошлом он получал в основном негативную критику, возможно, еще и пережил травлю или избиения. Он не будет очень доверять себе.

Очевидно, что Я-концепция всегда влияет на работу, здоровье и социальное взаимодействие. Кто-то с негативным представлением о себе, вероятно, не станет пробовать новые вещи, совершить действия, полные энергии и стремления к действию, потому что его уверенность в своих силах подорвана. И тем, кто не любит себя, тоже будут знакомы трудности в общении с другими людьми.

Опасность здесь, конечно, заключается в том, что собственное поведение скатится в самоисполняющиеся пророчества, проще говоря: если кто-то говорит, что я ничего не могу сделать, тогда я действительно ничего не могу сделать.

Понятно, что ни самооценка, ни внешний образ не всегда основываются на фактах – строго говоря, оба являются результатом личных впечатлений и оценок. И это включает ошибки.

Фото автора Ivan Samkov: Pexels

Потому что противоположный пример, конечно, так же возможен: кто-то думает, что он одаренный оратор. Но просто еще никто не критиковал его риторику. Те, кто скрывают свои слабости и неудачи, делают это для защиты своей самооценки, опасаясь негативной обратной связи. Мнение окружающих имеет большое значение для формирования Я-концепции.

То, как другие оценивают человека естественно, также зависит от их опыта и ожиданий от него. Кто-то может иметь о нем положительное мнение. Но независимо от того, является ли представление негативным или не соответствует представлению о себе, имеет смысл бороться с этим.

Например, любому, кто анализирует свои сильные и слабые стороны приходится много работать над собой, постоянно переформируя Я-концепцию.

Если, с другой стороны, он просит своих друзей или коллег дать оценку, он получает внешний образ, который, возможно, завершает восприятие самого себя.

Психологическая энциклопедия психология человека от рождения


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации


www.koob.ru


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ

МЛАДЕНЧЕСТВО • ДЕТСТВО • ЮНОСТЬ • ВЗРОСЛОСТЬ • СТАРОСТЬ

ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ А. А. РЕАНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«прайм-ЕВРОЗНАК»

Издательский Дом «НЕВА»

МОСКВА

ОЛМА-ПРЕСС» 2002

ББК 88.37 УДК 159.922 П86

Авторами соответствующих разделов книги являются:

Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г.

Часть VI: глава 6. Зимняя И. А. Часть I: глава 12. Зинченко В. П. Часть I: глава 13. Костромина С. Н. В частях VI-VIII: глава 3. Маклаков А. Г. В частях II, IV-VIII: глава 1; часть III: глава 2. Петанова Е. И. В частях II, IV, VI-VIII: глава 4; часть III: глава 5. Прокофьева В. А. В частях II, IV-VIII: глава 2; часть III: глава 3. Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава 6. Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава 4. Розум С. И. В частях II, IV-VIII: глава 5; часть III: глава 6. Сергиенко Е. А. , Виленская Г. А. Часть II: глава 6. Фельдштейн Д. И. Часть III: глава 1.

П 86 Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-029-2

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепции. Особое внимание в книге уделено вопросам возрастной периодизации и детской и подростковой агрессии.

Состав авторского коллектива этой книги — уникален. В работе над книгой принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое — академики и двое члены-корреспонденты Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны.

Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук.

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ

Редакторы М. Геркусова, О. Терехова

ЛП № 000370 от 30.12.99 ИД № 05761 от 04.09.01

Подписано в печать 26.03.2002. Формат 70 х 1081/ie. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 57,4. Уч.-изд. л. 58,9. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 4067.

«прайм-ЕВРОЗНАК». 191126, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., 28/30

Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест». 129075, Москва,

Звездный бульвар, д. 23А, стр. 10

Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ». 103473, Москва, Краснопролетарская ул., 16

© Аверин В. А. 2001 © Прокофьева В. А. 2001

© Виленская Г. А. 2001 © Реан А. А. 2001

© Дандарова Ж. К. 2001 © Реан А. А. Составление,
© Деркач А. А. 2001 общая редакция. 2001

© Зазыкин В. Г. 2001 © Розум С.

И. 2001

© Зимняя И. А. 2001 © Сергиенко Е. А. 2001

© Зинченко В. П. 2001 © Фельдштейн Д. И. 2001

© Костромина С. Н. 2001 © прайм-ЕВРОЗНАК. 2001

© Маклаков А. Г. 2001 © Серия, оформление,


ISBN 5-93878-029-2 © Петанова Е. И. 2001 прайм-ЕВРОЗНАК. 2001

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич

Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С.-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Автор более 80 работ по проблемам профессионального становления и развития личности.

ДАНДАРОВА Жаргалма Кимовна

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и педагогической психологии.

ДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич

Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, первый проректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии профессионального развития личности, психологии управления и социальной психологии.

ЗАЗЫКИН Владимир Георгиевич

Профессор, доктор психологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 130 работ по проблемам психологии профессионального развития.

ЗИМНЯЯ Ирина Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, заведующая отделом исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ.

Автор более 200 работ по проблемам психологии общения, психолингвистики, педагогической психологии.

ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, почетный член Американской академии искусств и наук, руководитель Центра комплексного изучения человека Российской академии образования. Автор более 300 работ по проблемам инженерной психологии, детской психологии, психологии развития человека, теории и методологии психологии. Многие работы изданы на английском, немецком, испанском, японском и других языках.

КОСТРОМИНА Светлана Николаевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам педагогической психологии, психодиагностике и психологии развития детей.

Психология человека от рождения до смерти

МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич

Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Военно-медицинской академии. Автор более 150 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации.

ПЕТАНОВА Елена Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психотерапии.

ПРОКОФЬЕВА Виктория Альбертовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психологии профессиональной адаптации.

РЕАН Артур Александрович

Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, эксперт и член правления Европейской ассоциации по работе с социально неблагополучными детьми, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 140 работ по проблемам социальной и педагогической психологии, психологии личностного развития, психологии агрессии.

РОЗУМ Сергей Иванович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам общей психологии и психологии личности.

СЕРГИЕНКО Елена Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, член международного общества по изучению младенцев, заведующая лабораторией когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор более 110 работ по проблемам психического развития.

ВИЛЕНСКАЯ Галина Альаюедовна

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор работ по проблемам психического развития.

ФЕЛЬДШТЕИН Давид Иосифович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, вице-президент Российской академии образования, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Автор более 200 работ по проблемам социального развития личности, психологии подростка, проблемам возрастной и педагогической психологии. Десятки работ переведены на иностранные языки и изданы во многих странах мира.

1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ 20

БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 21

СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ 22


  1. ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ 24

  2. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ 27

СИНЕРГЕТИКА 28

ЦЕЛЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 29



  1. ЦЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ИТОГИ 31

  2. ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ 34

СРЕДА 34


АКТИВНОСТЬ 36

  1. ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 37

  2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 42

  3. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 45

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 47

ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ 47

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 48

СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 50

КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА 50

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ 53

КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ 53

ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 58

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ 59

9. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 61

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 61

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 62

КРИЗИС РАЗВИТИЯ 63

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ 64

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА … 66

10. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ 69

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 70

11. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 72

75

12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ


6 ■ СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ 81

  2. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 90

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ …. 91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93

РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА И ПЛОДА 96

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ 96

ВТОРОЙ МЕСЯЦ 96

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ 97

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ 97

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ 97

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ 98

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ 98

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ 99

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ И НОВОРОЖДЕННЫЙ 99

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 100

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ 100

РАЗВИТИЕ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101

РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101

РАЗВИТИЕ СЛУХА 101

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ 102

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 102

ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ 103

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 105

ПЕРИОД ПОДГОТОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ 105

ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ 107

СТАДИЯ «СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ» 107

СТАДИЯ ДВУХ-ТРЕХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 108

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 109

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 110

Обобщение 110

Овладение речью 110

Сравнение 110

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 111

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 111

РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 112

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 112

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ 112

РЕЗЮМЕ 113

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 114

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ …. 114

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ 115

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ РЕБЕНКА . 117

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 118

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ 118

СОДЕРЖАНИЕ Ш 7

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ 119

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 120

ЭМОЦИИ СТРАХА 121

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 121

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ

РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 122

РЕЗЮМЕ 123

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 124

ПОТРЕБНОСТИ — ПЕРВОИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

РЕБЕНКА 124

АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ 127

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ 128

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

ИЛИ БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ К ЖИЗНИ 129

ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 130

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НОВЫХ. ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 130

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ 132

РЕЗЮМЕ 133

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 135

РАЗВИТИЕ «ТЕЛЕСНОГО» Я-ОБРАЗА 136

РАЗВИТИЕ «Я-ОБРАЗА» ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДМЕТАМИ 137

РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИУМА 138

ОБРАЗ Я И РОДИТЕЛИ 138

Я И НЕЗНАКОМЦЫ 140

ОТРАЖЕНИЕ «Я-ФАКТОРА» В РЕЧИ 140

ОТНОШЕНИЕ МЛАДЕНЦА К СЕБЕ 141

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 142

РЕЗЮМЕ 143

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ 143

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 144

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОГО ПРОСТРАНСТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ .145

РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА 145

Новорожденный ребенок 145

Младенчество 146

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ 147

Манипуляторный характер действий 147

Функциональный характер действий 147

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 148

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА 150

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

ПОСЛЕ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ 151

Предметное общение 151

Речевое общение 152

ПОДРАЖАНИЕ — ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 152

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ 153

СИНДРОМ «ГОСПИТАЛИЗМА» 154

РЕЗЮМЕ 155

8 ■ СОДЕРЖАНИЕ ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

ГЛАВА 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА

ЧЕЛОВЕКА 156

ИСТОРИЯ ВОПРОСА 156

ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ 157

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 160

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 162

ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ 164

ИТОГИ ВОЗРАСТА 168

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 170

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА 174

ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 178

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ 179

РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ 181

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 181

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 182

АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА 182

Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти 183

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 184

ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ 184

Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим

обобщением языковых фактов 185

Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием

у него логического мышления 186

Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом

изучения языка 186

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 186

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 187

ТЕОРИЯ ПИАЖЕ: 4 СТАДИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 188

ТЕОРИЯ ГАЛЬПЕРИНА: 5 ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ … 189

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ 190

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 190

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 191

Стадии развития воображения 191

Аффективная функция воображения 192

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 192

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 193

РЕЗЮМЕ 194

ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 195

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ 195

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ 196

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА 197

МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА 197

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ 198

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ 198

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ 199

0ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЮШШШШШЯЯШШШ СОДЕРЖАНИЕ ■

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ 200

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 202

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 203

СТРАХИ 203

РЕЗЮМЕ 204

ГЛАВА 4. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 206

КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК: ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, УВАЖЕНИИ 207

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 208

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ 208

ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ 208

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ 209

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 211

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ 211

ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ 212

ИГРА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ 212

ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ 213

РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОПЫТСТВА 214

РЕЗЮМЕ 215

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ 216

РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ 218

ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА 218

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА 219

Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА В ИГРАХ РЕБЕНКА 220

Я-ОБРАЗ И ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА 221

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ 222

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ 223

Я-ОБРАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ 224

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СВЯЗЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И Я-ОБРАЗА 224


РЕЗЮМЕ 225

ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 227

РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 228

РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА» 229

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 230

ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ 230

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 231

СОСТАВ ГРУППЫ 232

СТАТУС 232

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 233

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ 234

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ 234

УСВОЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ 234

РЕЗЮМЕ 235

ИТОГИ ВОЗРАСТА 236

238

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


10 ■ СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 242

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ 242

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 243

КОНСЕРВАЦИЯ 244

КЛАССИФИКАЦИЯ 245

СЕРИАЦИЯ 245

ТРАНЗИТИВНОСТЬ 246

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 247

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 247

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 249

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 249

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 250

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 251

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 252

ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 254

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 254

ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ 255

РЕЗЮМЕ 256

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 257

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 257

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 258

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 260

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 260

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 261

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 262

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . 264


РЕЗЮМЕ 265

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 267

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 267

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 268

МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 269

ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА 270

ЭМПАТИЯ 271

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 271

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ 272

Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника 273

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ 274

Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником» 274

Мотив хорошей отметки 274

Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству

и признанию сверстниками 275

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАПРЕТНОГО 275

ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 277

РЕЗЮМЕ 277

СОДЕРЖАНИЕ ■ 11

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 279

Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ 280

ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ 281

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ 282

СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО

И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ 284

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА 285

САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ 286

Система традиционного школьного обучения и самооценка 288

Формирование заниженной самооценки 288

Возрастные особенности взаимовлияния самооценки и успеваемости


ребенка 290

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ 291

Коррекция неуспеваемости 293

НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ 293

ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ

ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА 293

РЕЗЮМЕ 295

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 296

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 296

ВЕДУГЦАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 296

Структура учебной деятельности 297

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ 298

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 299

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ 300

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 300

ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ 300

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 301

ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ 302

Лидерство 302

Дружба 303

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ 304

РЕЗЮМЕ 304

ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ 305

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ 306

АГРЕССИВНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 309

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ 310

ИТОГИ ВОЗРАСТА 313

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 315

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 319

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 319

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 319

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 321

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 323

12 ■ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 324

ПИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 324

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 326

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 326

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 328

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 328

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . … 330

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 331

РЕЗЮМЕ 334

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА 335

ЭМОЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 335

«ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС» ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ 336

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 337

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 338

ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 338

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОЙ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ 339

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 340

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 343

РЕЗЮМЕ 343

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 345

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 346

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ГРУППЕ 346

ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУЖБЕ 347

МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 347

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 348

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 350

Мотивы поступления в вуз и ПТУ 351

ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И САМОУТВЕРЖДЕНИИ 351

МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ

И ЮНОШЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ 352

МОТИВЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 353

МОТИВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 353

МОТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 355

РЕЗЮМЕ 355

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 357

КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

И ПУТАНИЦА РОЛЕЙ 357

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 358

АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ 359

ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ 360

ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И САМООЦЕНКА 361

ХАРАКТЕР САМООЦЕНКИ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 362

ЭМАНСИПАЦИЯ САМООЦЕНКИ 363

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ 363

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ 364

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ …. 365


САМООЦЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 366

шшшвшшшшшшшмяшштшшшшттжшшшшшшшшшшшшшж содержание ■ 13

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ 367

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ 367

САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА 367

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕВРОЗАХ 369

РЕЗЮМЕ 372

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 373

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ 373

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 374

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ 374

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 375

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ 375

Реакция эмансипации 375

Конфликты в семье 377

ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ 377

Подростковые группы 378

Конфликты в группе 378

Полоролевое поведение 378

РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ 379

Типы увлечений 379

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ 380

РЕЗЮМЕ 381

Каталог: upload
upload -> Основы теории и практики связей с общественностью
upload -> Balachova T. N., Isurina G. L., Regentova A. U., Tsvetkova L. A bonner B. L., Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности
upload -> Основные Причины Появления Эректильной Дисфункции
upload -> Социальные теории лидерства: основные понятия и проблемы
upload -> Лидер как социальный тип: понятие и личностные особенности в западной исследовательской традиции
upload -> Лидерство как личностный феномен
upload -> —
upload -> Пирамида Маслоу плюс – новое слово в теории мотивации
upload -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»


Скачать 6.62 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Узнайте, как ваша «Я-концепция» влияет на все, что вы делаете

Содержание

  • Почему важна Я-концепция?
  • Как формируется самооценка?
  • Три части Я-концепции доктора Карла Роджерса
    • Самоуважение
    • Самообраз
    • Идеальное Я
    • Конгруэнтность и неконгруэнтность
  • Многомерная шкала самооценки доктора Брюса А. Брэкена
  • Влияние самооценки на поведение
  • Я-концепция и стереотипы
  • Как наша собственная самооценка может влиять на поведение других
  • Развитие ясности самооценки
  • В погоне за идеалом себя

Ответ на вопрос о том, как построить счастливую и полноценную жизнь, коренится в понимании себя.

Потому что, видите ли, только понимая себя, мы можем сделать правильный выбор, который приведет нас к той жизни и счастью, к которым мы стремимся.

Понимание самооценки может помочь прояснить и укрепить то, кем вы являетесь как личность, что вам нравится в себе, что вам не нравится в себе и что вам нужно изменить.

Итак, что такое самооценка?

Термин «Я-концепция» используется в психологии как средство определения мыслей и убеждений человека о себе и о том, как он себя воспринимает.

Я-концепция включает в себя то, что человек считает своими качествами; кто и что они.

Это похоже на ментальную картину того, кем вы себя считаете как личность.

Почему самооценка важна?

Я-концепция человека помогает ему определить, кем он себя считает и как он вписывается в мир. Это само по себе делает я-концепцию важной, потому что каждый человек хочет знать себя и чувствовать себя принадлежащим.

Это относится ко всем, потому что у каждого будет какое-то представление о том, кем или чем он является.

Для некоторых это может показаться липкой концепцией, особенно для тех, кто отвергает понятие ярлыков или считает навешивание ярлыков чем-то плохим.

Станьте мятежным и свободным духом. Этот человек может не хотеть чувствовать, что он ограничен каким-то определенным набором взглядов или образом жизни. Человеку может не нравиться ощущение, что его помещают в ящик, которому он не принадлежит.

Однако полезно понимать эти ящики, потому что они могут помочь вам увидеть мир по-другому.

Бунтующие, свободные духи мира имеют общие черты, как и любая другая группа людей. На самом деле их желание не быть классифицированным и помещенным в коробку — это черта, которую они обычно разделяют друг с другом.

Человек, который сообщает миру словами или делами, что он мятежный, свободный дух, посылает ясное сообщение о человеке, которым он себя считает. Эта вера является самооценкой.

Итак, нравится нам это или нет, я-концепция важна, потому что она является основой нашей идентичности.

Как формируется самооценка?

Я — это не что-то статичное, завёрнутое в красивый сверток и переданное ребёнку в завершенном виде. Я всегда становится. – Мадлен Л’Энгл

В области психологии существует множество теорий о том, почему люди такие, какие они есть, почему они чувствуют то, что чувствуют, и как они становятся теми людьми, которые в конечном итоге станут такими.

Существует множество теорий о многочисленных аспектах разума. Самооценка ничем не отличается.

Теория социальной идентичности утверждает, что самооценка состоит из двух отдельных частей: личной идентичности и социальной идентичности.

Личная идентичность включает в себя личностные черты, убеждения, эмоции и характеристики, которые помогают определить каждого отдельного человека. Это чисто внутреннее.

Социальная идентичность, с другой стороны, в основном внешняя. Он включает в себя группы, к которым мы принадлежим, с которыми мы идентифицируем себя. Это может быть сексуальная, религиозная, образовательная, расовая, ориентированная на карьеру или любая группа людей, с которой человек может себя идентифицировать.

Формирование я-концепции начинается в детстве, в возрасте трех месяцев. Ребенок начинает понимать, что он уникальная сущность, получая обратную связь о своем взаимодействии с миром.

Они могут плакать и привлекать внимание родителей, толкать игрушку и видеть, что она движется, или смеяться и видеть, как другой человек смеется вместе с ними.

Эти действия подготавливают почву для развития самооценки.

По мере роста ребенка его самооценка развивается с помощью внутренних и внешних средств. Внутренние грани – это то, что человек думает о себе. Внешнее исходит от семьи, сообщества и других социальных влияний.

Человек, выросший в суровом, индивидуалистическом обществе, может видеть или пытаться определить себя как сурового, индивидуалистического человека, независимо от того, таков он на самом деле или нет.

Этот тип влияния проявляется в гендерной принадлежности игрушек. Если общество считает и учит, что мальчик не должен играть в куклы, то мальчик будет более склонен думать: «Я мальчик, поэтому мне не следует играть в куклы».

То же самое относится и к девушкам. Если общество считает и учит, что девушка не должна играть в видеоигры, то она будет более склонна думать: «Я девушка, поэтому мне не следует играть в видеоигры».

Я-концепция изменчива. Хотя он начинает формироваться в молодом возрасте, он будет постоянно меняться на протяжении всей жизни человека, поскольку он испытывает что-то новое, получает новые знания и начинает понимать, кто он на самом деле, под всеми внешними влияниями, которые были навязаны ему на протяжении всей жизни. их жизнь.

Возможно, мальчик вырастет и поймет, что любить кукол — это нормально, и станет коллекционером. Возможно, девушка решает, что ей так нравятся видеоигры, что она работает над тем, чтобы стать разработчиком игр.

Три части Я-концепции доктора Карла Роджерса

Известный психолог-гуманист доктор Карл Роджерс считал, что существуют три отдельные части Я-концепции человека: самооценка, представление о себе и идеальное Я.

Самоуважение – это то, насколько человек ценит себя.

На самооценку влияют внутренние и внешние факторы. Внутренне это в основном то, как мы относимся к себе, сравниваем себя с другими, как другие реагируют на нас и какую обратную связь мы даем себе.

Внешне на него может влиять обратная связь, которую мы получаем от мира или других людей.

Человек, который регулярно пробует что-то, но безуспешно, скорее всего, повредит свою самооценку негативным образом.

Отзывы, которые они получают от других людей о том, кто они и что они пробуют, также влияют на их самооценку. Отрицательная обратная связь может подорвать самооценку, а положительная – повысить ее.

Представление о себе – это то, как человек видит себя.

Представление о себе не обязательно совпадает с реальностью. Человек, который борется с депрессией, беспокойством или другими проблемами психического здоровья, может чувствовать, что он намного хуже человека, чем он есть на самом деле.

Люди могут легко попасть в циклы негативных мыслей о себе, если не позаботятся о том, чтобы их избежать.

С другой стороны, у человека также может быть невероятно преувеличенное чувство собственного достоинства и бытия. Их самооценка может быть искусственно раздута эго, высокомерием и самомнением.

Большинство людей будут иметь смесь сильных представлений о себе по всему спектру.

Примеры, соответствующие представлению о себе, могут включать такие вещи, как физические характеристики, личные качества, социальные роли и абстрактные экзистенциальные утверждения («Я духовный человек», «Я христианин», «Я викканин»). ).

Идеальное я — это человек, которым мы хотим быть.

Любой, кто интересуется самосовершенствованием, будет смотреть на то, что он считает своими недостатками, чтобы сравнить их с тем, каким он хотел бы быть. Возможно, человек хочет быть более дисциплинированным, бесстрашным, более творческим или лучшим другом.

Представление человека об идеальном «я» также может не совпадать с реальностью, если у него нереалистичный взгляд на черту, которую он хочет улучшить. Они могут обнаружить, что достигают цели, которой не существует.

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Роджерс ввел термины конгруэнтность и неконгруэнтность, чтобы прояснить, насколько хорошо восприятие реальности человеком соответствует его я-концепции.

Каждый человек воспринимает реальность по-своему. Их восприятие формируется не только фактами, но и анекдотичным опытом их жизни.

Конгруэнтность возникает, когда представление человека о себе достаточно близко соответствует фактической реальности. Неконгруэнтность — это когда представление человека о себе не соответствует фактической реальности.

Роджерс считал, что несоответствие коренится в том, как родители любили ребенка. Если родительская любовь и привязанность были условными и их нужно было заслужить, у человека, скорее всего, будет искаженное восприятие того, как он подходит и относится к миру.

Безусловная любовь, с другой стороны, способствует конгруэнтности и реалистичному представлению о том, как человек вписывается в этот мир.

Неконгруэнтность в молодом возрасте может способствовать расстройству личности.

Многомерная шкала самооценки доктора Брюса А. Брэкена

Доктор Брюс А. Брэкен разработал свою собственную многомерную шкалу самооценки, которая включает шесть основных групп характеристик, помогающих определить самооценку. К ним относятся:

Физическое: как мы выглядим, физическое здоровье, уровень физической подготовки («Я уродлив»)

Социальное: как мы взаимодействуем с другими, как отдавая, так и получая («Я добрый»)

Семья: как мы относимся к членам семьи, как мы взаимодействуем с членами семьи («Я хорошая мать») опытный писатель»)

Академический: интеллект, школа, способность к обучению («Я глуп»)

Аффект: интерпретация и понимание эмоциональных состояний («Я легко сбиваюсь с толку»)

Две точки зрения могут быть объединены в ноль на более конкретные черты, которые помогают человеку лучше определить свою самооценку.

Вам также может понравиться (продолжение статьи ниже):

  • Если вы хотите лучше узнать себя, задайте эти 7 вопросов
  • Кто я? Глубокий буддийский ответ на этот самый личный из вопросов
  • Как гордиться собой
  • Как чувствовать себя комфортно в собственной коже
  • Как не принимать на свой счет слова и действия других людей

Влияние Я-концепции на поведение

Я-концепция сильно влияет на поведение, потому что заставляет человека диктовать себе, чего он может или не может достичь посредством самокатегоризации.

Каждый человек придерживается убеждений и предубеждений различных категорий в своей жизни, осознает он это или нет. Люди будут принимать многие из своих решений, основываясь на этих убеждениях и предубеждениях.

Давайте рассмотрим пару примеров для пояснения.

Энн считает себя свободолюбивым путешественником. Ей нравится жить легкой жизнью, когда она может взять и уйти, когда пожелает.

После многих лет путешествий и знакомства с миром она начинает чувствовать, что хочет остепениться, может быть, завести отношения и семью.

Отношения и семья означают, что она потеряет часть того свободного духом путешественника, который является частью ее личности, чтобы она могла вести более стабильный и последовательный образ жизни.

Возможно, ей будет трудно смириться с тем, что она хочет осесть и завести семью, с тем, что она свободолюбивая путешественница.

В этом примере Энн может испытывать противоречие, потому что ее прежнее желание быть свободолюбивым и путешествовать прямо противоречит ее новому желанию осесть и создать семью. Ей нужно будет примирить эти различия и выработать новые модели поведения, более соответствующие ее возникающим желаниям.

Грег считает себя замкнутым, застенчивым человеком. В результате он регулярно избегает общественной деятельности и общения, потому что он просто не тот, кем он себя считает.

Грег может быть общительным человеком, если он позволит себе выйти за рамки своей коробки и взаимодействовать с другими людьми.

Даже если Грегу действительно трудно социализироваться, это навыки, которые он мог бы изучить и практиковать с помощью книг по самопомощи или терапии, если бы он мог не обращать внимания на свою самооценку как замкнутого, застенчивого человека.

Есть много людей, которым трудно социализироваться. Многие из них называют себя интровертами, хотя на самом деле они могут бороться с социальной тревогой или депрессией.

Интроверт — это тот, кто восстанавливает свою энергию, проводя время в одиночестве. Это не значит, что они застенчивы, не могут вести себя в социальных ситуациях, не могут быть очаровательными или учтивыми или сталкиваются с непреодолимым страхом перед социализацией.

Неконгруэнтное убеждение Грега в том, что он замкнутый и застенчивый человек, самоподкрепляется до тех пор, пока он не решит вырваться из рамок, в которые себя поставил.

Стейси приходит к пониманию, что многие ее жизненные проблемы связаны с тем, что она ленивый человек, который избегает ответственности. Она может определить, что она ленивый и безответственный человек, но предпочитает больше не определять себя такими вещами.

Вместо этого она хочет быть активным и ответственным человеком, чтобы перестать саботировать собственный успех и жизнь.

Желая измениться, она исследует, что делает человека активным и ответственным, и начинает формировать свое поведение и решения на основе этих концепций. Это, в свою очередь, заставляет ее изменить себя и свою жизнь к лучшему.

Изменение собственного представления о себе — это процесс, требующий некоторого времени. Трудно изменить укоренившиеся привычки и выработать новые, более здоровые.

Но в этом примере Стейси определила свои отрицательные качества и разработала план действий, чтобы заменить их более положительными.

Она перестала говорить себе, что она ленивый, безответственный человек, и сменила свои привычки на привычки активного и ответственного человека, переключившись на более здоровый образ мышления.

Джон ведет сидячий, нездоровый образ жизни. Он понимает, что недостаток физической активности и нездоровая пища губительны для его здоровья в долгосрочной перспективе. Джон не обладает теми чертами, которые можно было бы ожидать от активного, здорового человека.

Но он может развить эти привычки, решив быть активным, здоровым человеком. Джон исследует здоровое питание, начинает покупать более качественную еду и находит режим упражнений, который позволяет ему стать более здоровым и активным человеком.

Несоответствия в самооценке человека могут быть болезненными и трудными, поскольку человек пытается понять, кто он и как он вписывается в мир.

Сидящий дома папа, который гордится тем, что он семейный человек, перевернет всю свою реальность, если его жена решит уйти от него, потому что это заставит его усомниться в том, был ли он хорошим семьянином и партнером.

Женщина, стремящаяся к карьере, может поставить под вопрос свою жизнь, если станет инвалидом и потеряет работу. Она может быть не уверена, стоили ли принесенные ею жертвы того или нет, когда она больше не может определять себя как женщину-карьеристку. Ей придется найти новый способ идентифицировать себя.

С другой стороны, человек может использовать свои несоответствия для самосовершенствования и расширения возможностей, как это сделали Стейси и Джон.

Человек, который понимает, кто он такой, может легче понять, как улучшить те области своей жизни, в которых, по его мнению, чего-то не хватает. Любой может заменить негативное восприятие позитивным, внедрить новые модели поведения и процессы и измениться к лучшему.

Я-концепция и стереотипы

Категоризация людей и себя может быть для некоторых болезненной темой. Никому не нравится чувствовать, что его внимательно изучают и анализируют.

Я-концепция является полезным инструментом не только для клиницистов, но и для обычного человека, который хочет лучше понять себя и найти счастье в себе.

Однако это также может быть проблематично. Осведомленность о существующих категориях может повлиять на восприятие человеком того, кем, по его мнению, являются или должны быть другие люди.

Женщина, делающая карьеру, может быть не очень терпима к другим людям, которые не относятся к своей карьере так серьезно, как она. Художник может пренебрежительно относиться к другим художникам за то, что они не занимаются своим искусством или не работают так же продуктивно. Другие люди могут смотреть свысока на сидящего дома папу за то, что он не поддерживает традиционную работу, как когда-то ожидалось от мужчины.

Осознание того, как мы определяем себя, может помочь нам стать ближе к другим людям, в частности, избегая попадания в ловушки стереотипного мышления.

Все люди разные, со своей уникальной траекторией в этом существовании. То, что имеет смысл для карьеристки, художницы или сидящего дома папы, может не иметь отношения к другим типам карьеры, художникам или родителям-домоседам.

Никто не помещается в одну общую коробку. Следует быть осторожным, чтобы не проецировать свои собственные предубеждения и взгляды на других людей.

Как наша собственная самооценка может влиять на поведение других

Обычно люди относятся к другим так, как им это позволено. Я-концепция играет важную роль в том, как другие люди будут относиться к нам.

Вот где распространенный совет: «Притворяйся, пока не сделаешь!» применяется.

Человек, считающий себя некомпетентным или ненадежным, скорее всего, будет так же восприниматься другими.

Независимо от того, насколько это может быть правдой, если я-концепция человека включает эти взгляды, он, скорее всего, будет так говорить о себе. Они также могут подпадать под модели поведения, подтверждающие эту точку зрения, потому что они признали, что это поведение и есть то, кем они являются на самом деле.

Учитывая представленные доказательства, другие люди часто разделяют мнение этого человека о себе. То есть, если только они не близкие друзья или члены семьи, которые видят этого человека совершенно иначе, чем они сами.

Это тоже может сыграть положительную роль. К человеку, который верит в себя и проявляет сильное чувство собственного достоинства, скорее всего, будут относиться положительно.

Человек, излучающий уверенность в себе, с большей вероятностью вызовет доверие у других людей, особенно если он сможет подкрепить свои заявления действиями и результатами.

Конгруэнтность позволяет человеку понять, что именно он может предложить миру. Это может положительно и отрицательно повлиять не только на то, как человек относится к себе, но и на то, как к нему будет относиться остальной мир.

Развитие ясности я-концепции

«Если у вас действительно есть собственная личность, вы будете продолжать делать то, что считаете правильным для себя, и вы также поймете, какой следующий шаг вы хотите сделать. – Хельмут Ланг

Развитие понимания собственной я-концепции может помочь им лучше понять, почему они видят мир так, как видят, почему они чувствуют так, как чувствуют, и почему они принимают те или иные решения.

Установление соответствия между реальностью и представлением о себе может помочь человеку лучше относиться к миру и двигаться к счастью. Это позволяет человеку легче определить, какие области его жизни нуждаются в работе и улучшении.

Ведение дневника — эффективный способ развить и понять свою самооценку. Человек, который записывает в дневник, кем он себя считает, и сравнивает это со своим жизненным выбором, сможет более четко увидеть различия.

Чтобы это действительно сработало, нужно изучить их выбор и понять, почему они принимают те или иные решения. Это более логично или эмоционально? Что лежало в основе этих решений? Какие были альтернативы? Как сработали эти решения?

Терапия может быть важным инструментом. Хороший терапевт может предоставить ценную точку зрения третьей стороны, которая может быть недоступна в другом месте. Терапевт также может помочь своему клиенту справиться с эмоциями, связанными с процессом принятия решений, потому что эмоциональные решения могут не согласовываться с рациональностью или разумом.

Изучение своих прошлых и предыдущих решений также прояснит свое эмоциональное состояние и будущие эмоциональные решения.

Человек может многое узнать о себе, анализируя и исследуя выбор, который он сделал в своей жизни, будь то обыденный или судьбоносный. Чем больше человек понимает свой выбор в жизни, тем яснее он может видеть себя и тем лучше он готов принимать правильные решения, отражающие его истинные желания.

В погоне за идеалом себя

Идеальное я — это то, каким человек представляет себя в конце своего пути. Требуется время, самоотверженность и дисциплина, чтобы внести существенные изменения, чтобы стать тем человеком, которым они хотят быть.

Это путешествие стоит того, потому что оно позволяет обрести душевный покой и счастье в этой жизни.

Человек, живущий против того, кто он есть на самом деле, будет вести бесконечную битву против собственного разума, пытаясь сопоставить, кто он есть, с тем, кем, по его мнению, он должен быть.

У человека, способного жить в соответствии со своим идеалом, гораздо меньше внутренних конфликтов по поводу своего места в мире.

Не обращайте внимания на то, кто вы есть. Ищите человека, которым вы стремитесь быть. – Роберт Браулт

Что это такое и как его построить

Ваше самоощущение относится к вашему восприятию набора характеристик, которые определяют вас.

Черты характера, способности, симпатии и антипатии, ваша система убеждений или моральный кодекс, а также то, что вас мотивирует, — все это способствует формированию самооценки или вашей уникальной индивидуальности.

Люди, которые могут легко описать эти аспекты своей личности, как правило, имеют довольно сильное представление о том, кто они есть. Попытки назвать больше, чем несколько из этих характеристик, могут указывать на менее определенное чувство собственного «я».

Возможно, вы не уделяете много времени осознанным размышлениям о своей личности, но это все равно влияет на вашу жизнь. Знание того, кто вы есть, позволяет вам жить целеустремленно и развивать приносящие удовлетворение отношения, что может способствовать общему хорошему эмоциональному здоровью.

Заинтересованы в изучении преимуществ четко определенного самоощущения? Ищете советы по развитию вашей личности? Вы попали в нужное место.

Некоторые люди могут довольно далеко продвинуться в жизни, не слишком раскрывая свою индивидуальность. Итак, вы можете задаться вопросом, действительно ли сильное чувство собственного достоинства имеет значение?

Совершенно верно.

Эрика Майерс, лицензированный профессиональный консультант из Бенда, штат Орегон, объясняет:

«Развитое чувство собственного достоинства очень полезно, поскольку помогает нам делать выбор в жизни . От таких мелочей, как любимая еда, до более крупных забот, таких как личные ценности, знание того, что исходит от нас самих, а что исходит от других, позволяет нам жить по-настоящему».

Ваше представление о себе также может способствовать признанию собственной ценности. Вы не идеальны (кто?), но вы все еще имеете большую ценность.

Самопознание облегчает принятие всего себя, как тех качеств, которыми вы гордитесь, так и тех, которые вы хотели бы улучшить. Если вы действительно чувствуете неудовлетворенность некоторыми аспектами себя, вам будет легче решать эти проблемы, когда у вас есть четкое представление о своей природе и способностях.

С другой стороны, отсутствие четко определенного самоощущения часто затрудняет точное определение того, чего вы хотите. Если вы чувствуете себя неуверенно или нерешительно, когда приходит время делать важный выбор, вы можете вообще столкнуться с трудностями, пытаясь сделать какой-либо выбор.

В результате вы можете просто дрейфовать по жизни, увлекаемый другими людьми и обстоятельствами, а не собственной инерцией. Это часто приводит к недовольству, даже когда ничего конкретного не кажется неправильным и вы не можете определить источник своего недовольства.

Итак, какое место в спектре занимает ваше ощущение себя?

Возможно, вы заметили закономерность выбора, основанного на том, чего, по вашему мнению, хотят от вас другие люди. Или, может быть, у вас нет больших амбиций или глубоко укоренившихся страстей, и вы просто чувствуете себя довольным плыть по течению.

Ответив себе на приведенные ниже вопросы, вы сможете получить некоторое представление.

Говорю ли я «да», чтобы сделать других счастливыми?

Иногда совершенно нормально приспосабливаться к другим, но если вы всегда соглашаетесь с тем, чего хотят другие, вы, вероятно, живете не для себя. Если вы определяете себя в основном через отношения с другими людьми или свою способность доставлять удовольствие своим близким, это может свидетельствовать о менее развитом самоощущении.

Каковы мои сильные стороны?

Самоощущение зависит не только от признания своих сильных сторон, но и от веры в свои способности использовать их для достижения своих целей.

Умение управлять своими талантами и максимально использовать их в повседневной жизни часто означает, что у вас здоровое чувство собственного достоинства.

Что приносит мне счастье?

Что помогает вам расслабиться и получить удовольствие? Какие хобби или занятия наполняют жизнь смыслом?

У каждого в жизни есть несколько вещей и людей, которых он не хочет менять или терять, и выявление этих важных людей и занятий может многое рассказать вам о себе.

Каковы мои ценности? Соответствую ли я своей жизни?

Осознание личных ценностей может иметь большое значение для определения вашего самоощущения. Ценности описывают качества, которые вы считаете приоритетными в себе или в других: эмпатия, честность, надежность, доброта и так далее.

Отражает ли мой выбор мои собственные интересы или чьи-то еще интересы?

Если вы не знаете, как ответить на этот вопрос, посмотрите на него с другой стороны: сделали бы вы такой же выбор, если бы были одни? Решения, в основном основанные на ваших желаниях и целях для себя, обычно отражают сильное чувство собственного достоинства.

Допустим, у вас возникли трудности с ответами на приведенные выше вопросы.

«Кто я, на самом деле ?» Вы могли бы задаться вопросом, возможно, с некоторым беспокойством.

Возможно, вас успокоит то, что вы узнаете, что нередко иметь несколько размытое представление о себе. Это не означает, что вы сделали что-то не так или что вам суждено прожить свою жизнь без четкой идентичности.

Лучшее понимание факторов, влияющих на формирование самооценки, поможет вам начать ее оттачивать.

Индивидуация

Индивидуация, или процесс, посредством которого вы развиваете уникальную личность, начинается в детстве. Чтобы успешно индивидуализироваться, детям необходимо пространство для исследования, обучения и выражения потребностей и желаний.

«Когда нас побуждают демонстрировать свою личность без стыда и вины, мы можем развить сильное чувство самих себя», — объясняет Майерс.

Если ваши попытки самовыражения заслуживают только критики или наказания со стороны родителей, друзей или кого-либо еще, вы можете отреагировать, игнорируя свое внутреннее ощущение себя. Может показаться, что безопаснее и полезнее превратить себя в кого-то, кого легче принять.

Приложение

Ваши отношения с родителями или основными опекунами играют важную роль в вашем понимании других отношений в дальнейшей жизни. Ненадежная привязанность может повлиять не только на развитие вашей личности, но и на ваше поведение во взрослых романтических отношениях.

Проблемы с привязанностью могут быть довольно сложными, но вот краткое изложение того, как они связаны с самоощущением.

Если вы не уверены в безусловной любви и принятии ваших опекунов, вы можете изменить свое поведение, чтобы заслужить их одобрение. Полученные в результате похвала и привязанность укрепляют веру в то, что моделирование себя в соответствии с ожиданиями других — лучший (возможно, единственный) способ добиться успеха в отношениях.

Этот паттерн обычно продолжает проявляться в ваших будущих отношениях, когда вы подавляете свои собственные потребности, чтобы удовлетворить потребности своих партнеров, видя в этом единственный способ удержать их привязанность.

Желание соответствовать

Если в подростковом возрасте вы изо всех сил пытались соответствовать своим сверстникам, возможно, вам было легче взять на себя роль социального хамелеона. Вместо того чтобы держаться за свое самоощущение, вы начали менять свою идентичность, чтобы лучше вписаться в различные группы.

Принятие может быть мощным мотиватором. Если это изменчивое ощущение себя хорошо служило вам в подростковом возрасте, этот урок может остаться с вами и во взрослой жизни.

Вы можете принимать один образ на работе, другой — в семье и третий — когда проводите время с друзьями. Переключение между этими разными «я» может еще больше затруднить раскрытие вашей истинной природы и создать для себя стресс.

Неустойчивое самоощущение может заставить вас чувствовать себя опустошенным и неудовлетворенным, но всегда можно развить более четкое представление о себе.

Попробуйте эти стратегии, чтобы начать создавать более конкретную, независимую личность.

Определите свои ценности

Ценности и личные убеждения являются фундаментальными аспектами личности.

Ваша система убеждений может помочь вам понять, что для вас важнее всего, и определить свою позицию по важным вопросам. Например, желание защитить права животных может побудить вас выбирать продукты, не подвергающиеся жестокому обращению, и делать более осознанный выбор продуктов, которые вы едите.

Ценности могут помочь установить границы, которые вы устанавливаете с другими людьми в своей жизни. Например, если вы цените честность, вы можете ясно дать понять, что не можете поддерживать отношения с тем, кто вам лжет.

Вам не нужно сразу определять все свои ценности, но постарайтесь подумать о некоторых потенциальных из них, когда вы занимаетесь своими делами и взаимодействуете с миром.

Сделайте свой собственный выбор

Ваши решения должны в первую очередь приносить пользу вашему здоровью и благополучию. Если у вас есть партнер или дети, вы также захотите принять во внимание их потребности, хотя это не должно подразумевать пренебрежение собой.

Помните: когда ваши потребности остаются неудовлетворенными, вам нечего предложить другим.

Возможно, в прошлом вы позволяли другим принимать за вас важные решения — выбор колледжа, карьеры или места жительства. Если это так, может показаться неудобным, даже пугающим, начинать принимать решения самостоятельно.

Впрочем, можно начинать с малого. Практикуйтесь делать что-то, потому что вы хотите это делать, не спрашивая совета у других.

Имейте в виду, что обращение за советом к другим не означает, что вам не хватает чувства собственного достоинства. Совершенно здорово — и даже мудро — обсуждать трудные решения с близкими, которым вы доверяете. В конце концов, важно сделать выбор, который лучше для вас, независимо от их мнения.

Проведите время в одиночестве

Когда вы хотите познакомиться с кем-то, вы проводите время с ним, верно? Из этого следует, что для того, чтобы лучше узнать себя, потребуется некоторое время, проведенное в одиночестве.

Поначалу это может показаться странным, но полезно проводить некоторое время отдельно от других, даже от семьи или партнера.

Используйте это время по своему усмотрению. Если вы действительно хотите максимизировать самопознание, попробуйте:

  • поэкспериментируйте с новыми увлечениями
  • волонтерство
  • чтение других книг
  • медитация
  • ведение дневника

Подумайте, как достичь своих идеалов являются) может способствовать чувству неудовлетворенности, даже депрессии.

Другими словами, одного знания о том, кто вы есть, может быть недостаточно, хотя это очень хорошее начало. Неспособность уважать это самоощущение может оказать негативное влияние на ваше эмоциональное здоровье.

Когда у вас появится более четкое представление о себе, подумайте, что вы можете сделать, чтобы привести свою жизнь в соответствие со своей личностью. Например, вы можете спросить себя, какие изменения вы можете внести в свою профессиональную жизнь или взаимодействие с другими людьми.

Начать определять свое самоощущение может показаться ошеломляющим, особенно если вы никогда особо не задумывались о своей личности.

Если вы чувствуете, что зашли в тупик, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья. Терапевт может предложить поддержку при эмоциональном дистрессе, связанном с вашим самоощущением, например:

  • низкая самооценка
  • депрессия
  • тревога
  • постоянное чувство неудовлетворенности, вызванное неудовлетворенностью жизнью начать процесс самопознания.

    В терапии вы можете:

    • определить ценности
    • выявить проблемы привязанности или проблемные модели отношений
    • учиться и практиковать навыки принятия решений
    • исследовать и удовлетворять неудовлетворенные потребности
    • работать с любыми проблемами в отношениях, связанными с представлением о себе

    Связь между психическим здоровьем и нестабильным чувством собственного достоинства носит двусторонний характер. Проблемы, связанные с личностной идентичностью, такие как неясное, часто меняющееся или искаженное представление о себе, иногда могут возникать как симптом:

    • пограничного расстройства личности
    • истерического расстройства личности
    • диссоциативная идентичность и другие диссоциативные расстройства
    • шизофрения
    • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

    Эти состояния могут быть серьезными, но они поддаются лечению. Квалифицированный специалист в области психического здоровья может помочь вам изучить другие симптомы и предложить варианты лечения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts