Структура и строение «Я-концепции»
Только та часть личности человека, которая им осознается, называется «Я». Бессознательное и неосознанное в него не входят.
Что содержит в себе бессознательное? Прежде всего информацию, которая поступает в нашу психику по каналам, в принципе недоступным для восприятия. Это наши рефлексы и установки — устойчивые, привычные реакции на определенный внешний сигнал или ситуацию. Есть и такая информация, которая в нашу психику попадает через различные органы чувств и влияет на нас, но осознана быть не может. Бессознательное содержит также то, что в разных теориях принято называть генетической памятью, архетипами, родовой памятью. Мы не осознаем этой памяти, стало быть, для нашего «Я» все это не существует.
Наконец, в бессознательном пребывают переживания, мысли и воспоминания, которые стали для человека слишком болезненными, слишком тяжелыми. Человек, будучи не в силах принять свою проблему и решить ее, вытесняет болезненные переживания и воспоминания.
Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.
Сократ
Поскольку «Я-концепция» включает только осознаваемое, ее можно определить как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, т. е. мысли и мнения о себе.
По мнению многих зарубежных авторов, позицию которых обобщил У. Хьюит, «Я-концепция» включает несколько компонентов.
Физический аспект «Я-концепции» проявляется в психофизиологических и анатомических особенностях нашего тела и организма: зрение, слух, вес, пол, рост и т. д. Сюда же следует отнести стиль одежды, предпочитаемые марки автомобиля, тип жилища, район проживания.
В самом деле, наше «Я» проявляется в том, какое жилье мы выбираем, как одеваемся (следим за модой или нет), как питаемся, что слышим и слушаем, сколько весим и считаем ли свой вес избыточным (часто избыточный вес снижает самооценку). Каждый из нас устанавливает особые отношения с собственным телом: любит его или не любит, холит себя или не обращает внимания на недуги, занимается физкультурой или утомляет организм праздностью, алкоголем и наркотиками.Академическая сторона «Я-концепции» выражается в школьных оценках и достижениях, желании и умении учиться и т. д. Принято выделять два уровня:
- общая оценка академических достижений, которая проявляется в том, насколько хороши или высоки наши успехи в математике, литературе, иностранных языках и иных дисциплинах;
- социальная оценка академических достижений, которая формируется на основе сравнения собственных успехов с достижениями других людей, относящихся к тому же самому социальному классу или принадлежащих к одному поколению.
Влияние школьных и университетских оценок (аттестата и диплома) на трудовую и служебную карьеру общеизвестно. Нередко случается так, что человек, став уже взрослым, жалеет, что тратил студенческое время на пустые хлопоты, а не на упорные занятия, которые позволили бы добиться на службе больших результатов. Самооценка и академические успехи — две тесно связанные переменные. Успехи в школе или университете, несомненно, способны повысить или снизить самооценку. Но еще большей предсказательной силой обладает самооценка, уровень которой — низкий или высокий — непосредственно влияет на будущие академические успехи (хорошие или плохие). В 1890 г. родоначальник прагматизма выдающийся американский философ У. Джеймс даже придумал к такому случаю особую формулу:
Самооценка = Успехи / Претензии
Уравнение гласит, что увеличение самооценки наблюдается только при опережающем росте академических успехов относительно наших ожиданий. Благодаря своей простоте и эмпирической очевидности она приобрела широкую популярность. Действительно, на собственном опыте мы можем убедиться в том, что низкие претензии, помноженные на среднюю успеваемость, дадут в итоге высокую самооценку. И наоборот, высокие претензии и посредственная успеваемость обернутся низкой самооценкой.
Логическим выводом (королларием) из уравнения Джеймса служит другое уравнение
Успех = Претензии х Самооценка.
Новое уравнение гласит: успех можно улучшить благодаря повышению собственных ожиданий (претензий) и (или) самооценки. Когда Джемс определил самооценку с помощью своей формулы, он фактически указал на два пути повышения самооценки: индивид может улучшить представление о себе, увеличивая числитель этой дроби, уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».
Социальный компонент «Я-концепции» зависит от того, какие взаимоотношения у нас строятся с окружающими людьми — в семейном кругу, в соседском сообществе, на работе. В наименьшей степени на индивидуальную самооценку влияют отношения с посторонними людьми, например прохожими на улице или пассажирами в купе поезда.
Социальное «Я» возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем социальные роли: «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)». Мы проводим немало времени, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего «Я».Трансперсональная составляющая «Я-концепции» не менее важна, так как она отвечает за решение проблемы смысла жизни, тесно коррелирует с религиозными убеждениями человека либо их отсутствием. У некоторых народов, в частности у русских, решение общемировоззренческих вопросов о смысле жизни предшествует повседневным и производственным делам.
«Я-концепция» поддается внутреннему расчленению. Количество составных элементов «Я-концепции» у разных психологов меняется. К примеру, Д. Хамачек выделяет воспринимаемое «Я» (каким человек себя видит), «реальное Я» (каким человек является в действительности по результатам объективных тестов или клинического обследования) и «идеальное Я» (каким человек хотел бы стать). Из этих составляющих складывается личность, которая в зависимости от того, кто ее описывает, может быть совокупностью или аспектов внутреннего самовосприятия индивида, или внешних аспектов восприятия индивида другим человеком. Рут Стренг выделила четыре основных аспекта «Я»: общая, основная «Я-концеп-ция»; временные, или переходные, «Я-концепции»; социальное «Я» и идеальное «Я».
Феноменалистический подход в понимании «Я-концепции», развитый К. Роджерсом, основывается на следующих положениях:
- поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
- этот ракурс по своей природе субъективен;
- всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является «Я-концепция»;
- «Я-концепция» — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение:
- соответственно «Я-концепция» регулирует поведение;
- «Я-концепция» обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения:
- расхождения между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты:
- главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.
Согласно теории самоактуализации К. Роджерса и М. Кингела внутренний мир человека подразделяется на две системы представлений, два «Я».
«Реальное Я» формируется на основе разнообразного опыта, который человеку приходится переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему.
«Идеальное Я» формируется из завышенных представлений о себе самом: человек видит себя тем, кем хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей.
Оба «Я» могут совпадать полностью или частично, противоречить другу или просто не совпадать. Совпадение — случай чрезвычайно редкий, но наиболее комфортный для индивида, противоречие — также не очень распространенная ситуация. Но она чревата глубоким внутренним разладом личности. Обычно наше мнение о «себе любимом» и мнение о нас других людей в большей или меньшей степени не совпадают.
То, что думаем о себе мы, всегда лучше того, что думают о нас окружающие. В каждом из нас существует сильная потребность в самоуважении, заставляющая искать положительное отношение к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом если другие, как часто бывает, одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь при том условии, что они соответствуют их собственным, то очень вероятно, что мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате будем все меньше оставаться самими собой. Это приведет к разладу между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой вынуждены отказаться, что станет для нас источником тревоги. Напротив, если почувствуем, что нас принимают такими, каковы мы есть, то мы будем склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением.
По мнению К. Роджерса, с одной стороны, индивидуум стремится привести в соответствие с этими представлениями о самом себе, т. е. со своим «реальным Я», как можно больше своих внешних переживаний. С другой — он пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его «идеальное Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть.
Результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, — с другой, могут быть тревога и нарушение психологической адаптации.
Р. Берне выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок.
- «Реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле.
- «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
- «Идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку. Практически любой из образов «Я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. М. Розенберг и Г. Каплан, рассматривая идею многоуровневой организации «Я-образов» (строения «Я-концепции»), выделяют различные «планы функционирования» «Я-концепции» (план реальности, план фантазии, план будущего и проч., в том числе и план возможности). «Возможное Я», соответствующее плану возможностей, есть представление человека о том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно «идеальному Я», заданному социальными нормативами и долженствованиями, ибо включает в себя негативные самохарактеристики, оно отлично от «желаемого Я», непосредственно определяемого нашими мотивациями, так как включает в себя рефлексию моментов непроизвольности в саморазвитии.
«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида, эти представления бывают оторваны от реальности. Согласно Хор ни большое расхождение между «реальным» и «идеальным Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Олпорт считает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Coyпер рассматривают «идеальное Я» как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, т. е. как набор черт собственно личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду3. Идеальный образ, как и «Сверх-Я», считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, ответственную за отбор поступков.
Компоненты «рефлексивного Я» в модели, предложенной Розенбергом, образуют две части — существительные (отвечают на вопрос «Кто Я?») и прилагательные («Какой Я?»). Структура этих компонентов строится по следующим критериям. Первый — по степени отчетливости осознания, представленности того или иного компонента в сознании. Второй — по степени их важности, субъективной значимости. Третий — по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость образа «Я» в целом1. Критерии построения структуры компонентов «рефлексивного Я» в модели М. Розенберга соотносятся с понятием личностных конструктов в теории Дж, Келли.
Особенности Я-концепции подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream
Что это такое и как его сформировать
То, как люди вас воспринимают, определяет вас в их глазах, но то, как вы воспринимаете себя — нечто, известное как я-концепция, — может определять вашу личность и то, как вы развиваетесь.
То, что делает вас «вы», во многом зависит от того, как вы себя видите. Например, если вы считаете себя добрым человеком, это может стать ключевым компонентом вашей личности.
«Я добрый» — это то, во что вы верите о себе. Это часть вашей самооценки.
Я-концепция — это то, что, по вашему мнению, определяет вас как личность. Отвечает на вопрос: «Кто я?»
В психологии существует множество теорий Я-концепции, но большинство из них параллельны представлению о том, что Я-концепция является важнейшим компонентом развития идентичности.
Я-концепция включает в себя все, что касается вас, от вашей моральной позиции и повседневного поведения до ваших развлекательных талантов и политических убеждений.
Согласно исследованию, опубликованному в 2020 году, в котором обсуждается теория самооценки, предложенная Уильямом Д. Бруксом и Филипом Эммертом в 1976, ваша самооценка может быть преимущественно положительной или отрицательной и предрасполагать вас к определенным мыслям или поведению.
Примеры положительной я-концепции
- верить, что ты можешь что-то изменить
- чувствовать себя наравне с другими
- получать комплименты без стыда
- понимать, что у каждого есть определенные чувства или поведение, которые могут быть не полностью социально приемлемыми 9002 иметь желание и готовность работать над собой и исправлять бесполезное поведение
Негативные примеры я-концепции
- быть чувствительным к критике
- чрезмерно реагировать на похвалу
- чувствовать неприязнь со стороны других негативная критика по отношению к другим
- сталкиваться с трудностями и препятствиями в социальном взаимодействии
- неохотно взаимодействовать с другими
Было ли это полезно?
Мир психологии огромен, и развитие личности интересовало его на протяжении десятилетий.
Таким образом, существует множество теорий я-концепции, некоторые из которых независимы от других, а некоторые основаны на более ранних работах.
Одна из наиболее широко распространенных структур Я-концепции была разработана психологом Карлом Роджерсом, который считал, что Я-концепцию можно разбить на три основных компонента.
Каковы 3 части самооценки?
Согласно Роджерсу, я-концепция состоит из трех основных частей:
- Идеальное я: ваше видение и амбиции того, кем вы хотите быть
- Реальное я (образ самого себя): как вы видите и воспринимаете себя в настоящее время
- Самооценка: сколько стоит и ценит вы верите, что у вас есть
Роджерс считал, что соответствие вашего идеального «я» и реального «я» важно для развития вашей самооценки.
Если ваше идеальное «я» не соответствовало вашему реальному «я», он предположил, что ваша самооценка «неконгруэнтна», и ваша самооценка, скорее всего, пострадает.
Реальные личности, совпадающие с идеальными личностями, были отмечены как «конгруэнтные» и связаны с положительной самооценкой.
Каковы четыре концепции личности?
В рамках концепции я-концепции сосуществуют теории, такие как теория самопрезентации, которая предполагает, что ваша я-концепция влияет на то, как поведение может быть способом показать другим, кто вы есть.
В теории самопрезентации существуют четыре концепции самости:
- Общественная самость: ваше представление о себе, определяемое публичным знанием вас другими людьми
- Я-концепция: кем вы себя считаете
- Фактическое или поведенческое Я: Я, созданное вашими действиями и привычками
- Идеальное Я: Я, которым вы стремитесь быть
В 1980-х и 1990-х годах Джон Тернер, социальный психолог, предложил еще один принцип самооценки, известный как самокатегоризация.
В своих работах Тернер чувствовал существование двух разных уровней самокатегоризации:
- Личное: ваше ощущение себя как личности
- Социальное: ваше ощущение себя, определяемое группой, к которой вы чувствуете свою принадлежность
Тернер предположил, что самооценка представляет собой комбинацию личной и социальной идентичности , и что люди могут определять себя на нескольких уровнях на основе своих внутриличностных сравнений.
Например, как личность вы можете считать себя сильным спортсменом. Однако, как член команды, вы можете чувствовать себя менее уверенно как исполнитель, если команда не преуспевает.
Концепция социальной идентичности в сравнении с концепцией самокатегоризации
Концепция социальной идентичности, разработанная Анри Тайфелем, социальным психологом, также исследует личную и социальную самооценку.
В отличие от самокатегоризации, которая предполагает отнесение себя к группе, к которой вы чувствуете свою принадлежность, теория социальной идентичности предполагает, что вы находите смысл и считаете важным быть частью определенной группы.
Пример самостоятельной классификации: Я ирландец, потому что я родился и живу в Ирландии.
Пример социальной идентичности: Я являюсь членом своей политической партии, потому что я верю в то, за что они выступают.
Было ли это полезно?
Я-концепция «зазеркалье»
В 1902 году социолог Чарльз Кули представил теорию, известную как «теория зазеркалья», расширение Я-концепции, которое предполагало, что на ваше самоощущение напрямую влияет восприятие окружающих. ты.
Например, если вы заметили, что все смеются, когда вы делаете комментарий, вы можете начать считать себя «забавным».
Самоощущение может быть важной частью поддержания вашего психического благополучия.
На самом деле, более раннее исследование 2008 года подробно описывает, как нестабильное чувство самоидентификации является симптомом биполярного расстройства и может быть также связано с другими психическими расстройствами.
Даже если вы чувствуете, что у вас устойчивая я-концепция, есть доступные ресурсы, которые помогут вам понять, что на самом деле значит для вас эта я-концепция.
Следующие ресурсы могут помочь вам в развитии самооценки:
- Откройте для себя свои ценности
- Как лучше узнать себя
- Как использовать позитивные аффирмации для полноценной жизни
- 30 вдохновляющих цитат о том, как принять свое истинное «я»
- Готов, готов, записывай! 64 Ведение дневника Подсказки для самопознания
Что такое я и его ключевые компоненты?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 5 октября 2020 г.
- Категория должности: общая психология
«Я» означает совокупность сознательного опыта, идей, мыслей и чувств человека о себе или о самом себе. Например, я добрый; Я трудолюбивый. Когда ребенок рождается, у него нет представления о себе или о компонентах себя, но осознание себя начинается в самом раннем детстве. Первый элемент самости замечается, когда ребенок чувствует голод и плачет, хотя это рефлекторно, он приводит к осознанию того, что «я голоден».
Я формируется в результате нашего взаимодействия со значимыми другими людьми, такими как родители, друзья, учителя. Кроме того, наше взаимодействие с социокультурной средой приводит к осознанию себя.
Я-концепция состоит из следующих компонентов:
Я-концепция
Я-концепция – это совокупность представлений людей о своих компетенциях и качествах. Как мы получаем знания и понимание о себе? Возможно, есть два основных способа понять себя:
- Прямой анализ или самоанализ: самоанализ – это размышление и анализ того, кто мы есть как личность и почему мы делаем то, что делаем. Однако исследователи обнаружили, что самоанализ как инструмент самопознания не всегда точен, особенно когда у нас нет сознательного доступа к факторам, влияющим на нашу реакцию. Например, большинство людей думают, что, тратя деньги на себя, а не на других, они будут счастливы, но эксперименты и исследования говорят об обратном.
- Мнение о нас других: принимая во внимание точку зрения других, мы можем многое узнать о себе. Потому что мы, люди, связываем свое поведение с ситуационными факторами, тогда как другие люди связывают поведение человека с ним/ней. Таким образом, видение себя с точки зрения других заставляет нас характеризовать себя в стабильных терминах, подобных чертам, а не в ситуативных контекстах.
Люди могут либо в целом иметь положительное представление о себе, либо отрицательное представление о себе, либо иметь положительное или отрицательное представление о своих определенных способностях, например, положительное представление о спортивной храбрости и отрицательное представление о себе -понятие об академических достижениях.
Самоуважение
Самоуважение является важным аспектом личности. Социальный психолог концептуализирует самооценку как общее отношение людей к себе (Baron & Branscombe). Таким образом, самооценка – это ценностное суждение, которое человек имеет о себе. У человека может быть высокая или низкая самооценка.
Рассмотрите следующие утверждения:
- Я хорош в своей работе
- Я нравлюсь своим сверстникам
- Со мной весело
самооценку по сравнению с человеком, который говорит «нет» вышеперечисленным утверждениям.
В возрасте от 6 до 7 лет у детей развивается самооценка в 4 областях: внешний вид, спортивные способности, учеба и социальная компетентность. Самооценка не остается стабильной на протяжении всей жизни, она может повышаться или снижаться в зависимости от жизненного события, если студент получает хорошие оценки, его самооценка со временем повышается, чем у человека, получившего худшие оценки.
Самоэффективность
Самоэффективность — это степень уверенности людей в том, что они контролируют результаты своей жизни, в отличие от убеждения, что ими управляет судьба или удача. Человек с высокой самоэффективностью обычно меньше боится и считает, что у него есть необходимые навыки и способности для выполнения конкретной задачи, например, сдачи экзамена. Также было замечено, что люди с высокой самоэффективностью могут бросить курить в тот момент, когда они решат это сделать.
Наши родители, общество и наш опыт в годы становления ответственны за формирование самоэффективности. Его также можно развить после лет становления. Концепция самоэффективности основана на теории социального обучения Бандуры.
Культура и самость
Как личности у нас есть два типа самости: личное я и социальное я. Личное «я» связано с атрибутами, которые отличают человека от других, и его ориентация в первую очередь связана с самим собой. Например, я честный человек, у меня есть потенциал для выполнения этой задачи, я писатель и т. д.
Социальная самость относится к аспектам человека, которые связывают его/ее с социальной или культурной группой. Это «я» подчеркивает сотрудничество, единство, принадлежность, жертвы, поддержку, совместное использование, семью и социальные отношения.