Что такое занудство: Зануда: привычки и черты характера, раздражающие окружающих

Содержание

10 способов, как искоренить его в себе

Занудный человек, даже если он обладает острым умом и эрудицией, едва ли станет интересным собеседником, ведь, помимо качеств ума, чтобы привлечь людей, необходимы и качества души. Вот как раз с последними у зануд дела обстоят неважно. И вовсе не потому, что человек обделен эмоциональным интеллектом. Отнюдь. Корни такого явления, как занудство, растут из прагматизма, возведенного в абсолют. Человек, пропускающий через свое «рацио» любое событие в жизни, в конечном счете теряет живость и непосредственность. А желание контролировать все и вся перерастает в обостренное чувство самоконтроля.

Так по капле, незаметно мы превращаемся в угрюмых, вечно недовольных и постоянно критикующих себя и других субъектов, весьма неприятных в общении. Мы уже не можем искренне посмеяться с достойной шутки, веселиться от души и радоваться наступающему дню. Пессимизм становится фоновым состоянием. Он неизбежно сказывается на тех, с кем зануда общается. Но наибольший психологический вред он наносит не окружающим, которые могут легко исключить его из круга знакомых, а самому человеку, поскольку радость жизни в какой-то момент оказывается утраченной.

Поэтому, если вы стали замечать стабильно сниженное настроение, нежелание веселиться, если вы стремитесь к тотальному контролю и по любому поводу выражаете свое недовольство, не хотите признавать мнение, отличное от вашего, скорее всего, пришла пора признать, что вы относитесь к занудам. К счастью, это состояние не данность. И при желании «вырулить» из него на верную дорогу возможно. Предлагаем несколько психологических уловок, которые помогут вам изменить мышление и стать душой компании.

1. Контролируйте негатив

Если у вас есть склонность видеть в происходящем только плохое и, более того, озвучивать свое мнение окружающим, начните обращать на это внимание. Как только появляется желание проявить занудство и покритиковать что-то или кого-то, скажите себе «стоп». Переведите мыслительный процесс на что-то положительное.

2. Концентрируйтесь в разговоре на главном

Зануду выдает в числе прочего то, что он в разговоре обращает внимание на малозначительные детали, упуская главное. Постарайтесь, слушая чью-нибудь историю, улавливать ее суть, и отсекайте бытовые подробности, не имеющие смыслообразующего значения.

3. Меньше внимания ошибкам собеседника

Да, возможно, ваш собеседник менее осведомлен в какой-то теме, чем вы. Но высказывать критику и поправлять его на каждом шагу будет как минимум невежливо. Постарайтесь удерживаться от негативных высказываний, если вашего совета не спрашивают.

4. Уделяйте внимание невербальному общению

Люди, которым свойственно занудство, бывают сконцентрированы на себе и редко смотрят на собеседника с искренним вниманием. Именно потому приучите себя смотреть людям в глаза. Так вы наладите эмоциональный контакт, и научитесь лучше улавливать настроение окружающих.

5. Развивайте чувство юмора

Неумение (а чаще нежелание) воспринимать шутки – еще одна отличительная черта зануды. Юмор — это всего лишь юмор, возможность разрядить обстановку. Человек пошутил вовсе не потому, что хотел оскорбить вас или обладает плохим с вашей точки зрения вкусом. Будьте в этом отношении проще.

6. Искореняйте в себе придирчивость

Критика — это хорошо, но только если она конструктивная и уместная. Это стоит запомнить раз и навсегда. К тому же все люди разные, и мнения тоже могут отличаться. И заявлять об этом по поводу и без – признак дурного тона.

7. Чаще выходите из дома

Когда мы мало общаемся и находимся подолгу в одном месте, вскоре нас неизбежно накрывает скука. Если своевременно не изменить ситуацию, человек превращается в недовольного ворчуна. Так что новые впечатления – лучшее лекарство, лечащее занудство.

8. Не рассказывайте о своих проблемах всем и каждому

Поделиться тем, что нас волнует, нужно и важно, но делать это лучше у психолога. Общаясь же с людьми, не стоит грузить их своими бедами. Так вы произведете впечатление «тяжелого» человека, с которым едва ли захотят встретиться вновь.

9. Не ругайте обстоятельства

Склонность тосковать по былым временам, винить во всех бедах политику/экономику/«прогнившее» общество – признак, по которому узнать зануду легче легкого. Больше обращайте внимание на события в своей жизни, ведь внешние обстоятельства мы, увы, не выбираем.

10. Будьте открыты новому

«Есть единственно верная точка зрения – моя!» Даже если это и не бывает озвучено напрямую, зануда всегда держит это в подтексте. Чтобы избавиться от этой установки, вам необходимо познавать новое. Делать это можно посредством чтения книг, просмотра авторского кино, путешествий, общения с творческими людьми, освоения новых хобби и др. Чем больше вы будете узнавать, тем позитивнее будет становиться ваш взгляд на мир и на себя в нем!

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
Несколько антисоветов, которые сделают вашу жизнь скучной и пресной

Поделитесь постом с друзьями!

Глава 13.

Зануда. Особь тревожно-мнительная. Мужские особи: виды и подвиды.

Глава 13. Зануда. Особь тревожно-мнительная

Естественно, такого типа в психологии нет. Но зануд среди мужчин встречается великое множество. А самое полное определение, кто такой зануда, дала прекрасная писательница Виктория Токарева. У нее есть рассказ, который так и называется — «Зануда». «Нудным человеком называется тот, который на вопрос: «Как твои дела?» — начинает рассказывать, как его дела…» Когда нудному Женьке говорили: «Здравствуйте», он отвечал: «Ладно», так как понимал это буквально: будьте здоровы.

В общем-то ничего ужасного в занудах нет. Нудными могут быть люди умные и талантливые. Но, общаясь с ними, приходится подчас напрягаться. Как бороться с занудством любимого? Что ему можно противопоставить? А главное — кто выйдет победителем из этой борьбы?

Жизнь как в анекдоте

Мама называла Костика, еще дошкольника, старым ворчуном. Ворчал он профессионально, дедушка рядом с ним выглядел просто юным шутником.

Никогда ничего не забывал, был мелочным и привередливым. Таким же остался и повзрослев. К двадцати пяти годам рот его принял перманентно-недовольное выражение — углы ползли вниз по поводу и без оного. Что там говорить, был Константин хмурым, вечно чем-то недовольным, сосредоточенным на себе человеком, углубленным в свои проблемы, чаще всего неразрешимые. Не то чтобы неисправимым пессимистом, хоть и не без того, но вечным брюзгой. Со всеми он спорил по пустякам, придирался к словам, любил поучить других, хоть и годился подчас «ученику» в правнуки. И профессию приобрел соответствующую — бухгалтер. Нет, против бухгалтеров я ничего не имею, бывают они и веселыми, и обаятельными. Но Константину профессия подходила удивительно. Всегда собранный, серьезный, скрупулезно сосредоточенный, аккуратный. Казалось, его от дебета-кредита ничто отвлечь не может. Он прекрасно освоил все бухгалтерские компьютерные программы, читал специальные журналы, досконально разбирался в тонкостях бухучета и завихрениях российского законодательства.
И быстро делал карьеру в женском контингенте аудиторской фирмы. А контингент этот, особенно кто помоложе, поглядывал на Константина очень даже кокетливо. Был он высок ростом, слегка полноват и рыхл, но пока это его не портило. Одевался строго и достойно. Был независим и на хорошем счету у начальства. И главное — был холост.

Марина пришла на фирму прямо из финансового института. Веселая и непосредственная, она быстро нашла свое место в коллективе. И тоже постреливала глазками на Константина, серьезного симпатягу в очках. Косте она тоже понравилась. Молодые люди не особо скрывали от коллег свои отношения, которые через полгода завершились свадьбой. Но если сказки обычно свадьбой принца и принцессы заканчиваются, то в жизни простых смертных самое невероятное начинается после этого радостного мероприятия. Почему-то встречаясь и гуляя до свадьбы, молодые девушки умудряются совершенно не разобраться в характере своего любимого. Верят в силу своей любви, которая занудливого бухгалтера превратит в обаяшку принца.

Марина, впрочем, на счет Кости не обольщалась. Но присутствие в доме вечно чем-то недовольного мужа вскоре стало ее несказанно раздражать Ну, ладно, зудел бы по делу, а то придирается к мелочам. Ничего не прощает и не забывает «Вот, говорил же тебе, не стирай пыль влажной тряпкой, разводы на экране остаются Что ты так громко по телефону разговариваешь? Не видишь, что ли, голова у меня раскалывается? И вообще, о чем можно целый час с Зинкой трепаться, завтра ведь на работе увидитесь» А если она где задержится, то хоть совсем домой не возвращайся, испилит на мелкие досточки. И ведь молодой мужик, умный, деловой, все, кажется, при нем, а брюзжит, ворчит, нудит что тебе старая перечница. Марина была единственной дочкой в семье. Баловать ее баловали, а вот жить в общежитии, где надо притираться, прощать обидные мелочи, думать не о себе, а о другом человеке, не научили. Или такому каждый должен сам учиться? Но что-то у Марины с учебой этой не клеилось. Мелочность мужа выводила ее из себя. Вечные придирки раздражали.
Его способность ворчать два часа из-за смятой страницы в книжке сначала смешила, а потом тупо злила. И уже ничего симпатичного не видела она в муже, одно лишь кислое выражение лица и рот брюзги с повисшими уголками. Вот вам и портрет принца в анфас и профиль! А еще Марина была поражена неспособностью Константина сопереживать и сочувствовать Что проявилось при первой же ее серьезной болезни. Ну, просто как в том анекдоте, помните»? Муж — жене: «Дорогая, почему ты в постели?» — «Заболела..»— «А вид у тебя вполне здоровый…»— «Ужасно есть хочу..» — Лежи, лежи! Я сам все приготовлю. Где у нас вермишель?» — «В банке? В какой? Их тут целых десять штук Не вставай, я сам найду. В этой мука… В этой сахар… Не все ли тебе равно, что просыпалось? Ну, крупа какая-то! Зачем ты пришла? Я сам соберу. Ложись и не волнуйся. Где у нас открывашка? В столе нет. Ну вот, опять встала. Ты же больна! Где нашла? Я там два раза искал. Иди, я все сделаю сам… У нас есть йод? Перебинтуй мне, пожалуйста, палец. Осторожно, очень больно! Голова закружилась, пойду лягу… Принеси мне анальгин… Выключи радио… Открой форточку… Воздуха не хватает… Нет, яичницу не надо, лучше блины.
И закрой дверь на кухню, больным нужен покой…»

К своему же здоровью мнительный Костя относился с повышенным вниманием И его плохое самочувствие было постоянным поводом поворчать, поскрипеть, пожалеть себя

Так что скоро от любви — не знаю уж, насколько сильной и искренней — не осталось и следа И Марина вернулась к родителям, жалевшим свою кровинушку. Надо же, какого монстра себе нашла Глупая Пока они не развелись, но, похоже, ничего путного и прочного из этого брака не получилось

Ну что, встречались вам подобные типы? Мне — многократно. С разной долей приятности в общении. Чаще всего я над ними хихикала, подкалывала, высмеивала их нытье. Но в близких отношениях долго удержаться не могла. Очень уж раздражали.

Но они-то всерьез относились к событиям и проблемам своей жизни. Представляю, как их, зануд, раздражало мое хихиканье. В общем, по-моему, мужчины этого типа начисто лишены чувства юмора. Не в том смысле, что анекдоты не просекают, а в умении посмеяться над собой.

Как-то рассказала я такому экземпляру анекдот про идеального мужа. Помните? Идеальный муж — это глухо-слепо-немой капитан дальнего плаванья. А от Саши, бедолаги, года три назад жена ушла, и он по этому поводу очень комплексовал. Он мне без улыбки отвечает: «Все вы, женщины, такие…» Но шутки в сторону. Ведь подобное поведение, точнее, отношение к жизни и себе, может быть и проявлением болезни. Слышали про ипохондрию? Это психическое расстройство, которое проявляется в чрезмерной мнительности в отношении собственного здоровья, когда человек сильно преувеличивает действительно имеющиеся заболевания и находит у себя болезни, которых на самом деле нет. Ипохондрия может быть особенностью тревожно-мнительного характера и «сопровождать» человека всю жизнь. А может быть и симптомом начавшегося психического заболевания. Очень часто люди, страдающие ипохондрией, находятся в подавленном состоянии, недовольны всем в своей жизни, у них плохой аппетит, проблемы со сном, частенько болит голова.

Не знаю, была ли у Константина и прочих моих знакомых ипохондрия, но общаться с ними было довольно трудно. «Грузили» они, как говорится, своим занудством и эгоизмом сверх меры. Моего оптимизма и чувства юмора не хватало, чтобы вытащить их из перманентного состояния уныния и хандры.

Любить, лечить или пристрелить?

Конечно, если такое поведение мужчины вызвано развивающимся психическим расстройством, следует обратиться к врачу и выполнять его рекомендации. С больного человека и спрос другой. Если же это проявления мнительного характера, пониженного тонуса, если перед вами интроверт в чистом виде (от латинского «интро» — внутрь и «верт» — обращенный), у которого все ощущения, эмоции и интересы сфокусированы на нем самом, то, как говорится, раньше смотреть надо было, за кого замуж собралась. Такого человека не переделаешь. Тут уж надо быть гибкой, как лоза, чтобы к нему подстраиваться, но и себя не потерять. Если вы такой гибкостью натуры не отличаетесь, то вряд ли из вашего союза выйдет толк. Скорее всего, одна нервотрепка и пустые хлопоты, как у нашей Марины. Иногда человек становится неуправляемо занудным, если вы наступили на его любимую мозоль.

Так, например, аккуратист (смотри главу с аналогичным названием) может стать мелочным, придирчивым занудой, приучая вас к порядку. А во всем остальном он будет вполне нормальным мужиком. И даже с чувством юмора.

Я МНИТЕЛЬНАЯ И РАНИМАЯ

Я МНИТЕЛЬНАЯ И РАНИМАЯ Мне 20 лет, и я учусь на преподавателя. Я очень активный, добрый, общительный человек, оптимист, обладаю чувством юмора, приятной внешностью и, конечно же, как вы, наверное, уже поняли, – неимоверной скромностью. Просто под этой маской благополучия и

Астеник: тревожно-мнительный психотип

Астеник: тревожно-мнительный психотип В основе тревожно-мнительного психотипа лежит слабая малоподвижная нервная система. Это значит, что она не способна выдерживать длительные процессы возбуждения и в данном случае будет проявлять себя в опасности по так называемому

ГЛАВА 7 НЕМНОГО ТЕОРИИ.

ГЛАВА, КОТОРАЯ МОГЛА БЫТЬ ВВЕДЕНИЕМ

ГЛАВА 7 НЕМНОГО ТЕОРИИ. ГЛАВА, КОТОРАЯ МОГЛА БЫТЬ ВВЕДЕНИЕМ КАК МЫ УСТРОЕНЫ ТРИ ЭТАЖА Каждый человек похож на трехэтажный дом, где на 1–м этаже обитает подсознание, на 2–м — сознание, и на 3–м — социальные и родительские

ТРЕВОЖНО-ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ

ТРЕВОЖНО-ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ Интересная комбинация личности с преобладанием тревожности и личности застревающей, жаждущей самоутверждения. При этом неизбежно возникает дисгармония личности.С такой комбинацией мы встречаемся у Йогана из повести «Сын служанки»

Тревожно-сомневающийся характер (психастеник)

Тревожно-сомневающийся характер (психастеник) Подробно-клинические описания этого склада личности в его болезненной усиленности (психастеник, психастенический психопат – от psychastenia (душевная слабость, с греч. ), описания, замечательно дополняющие и углубляющие одно

ЧАСТЬ I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 1 Глава 1 Эволюция технологий власти

ЧАСТЬ I. ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 1 Глава 1 Эволюция технологий власти На протяжении тысячелетий и особенно последних столетий происходила эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе.

3.5.5. Шкалы для диагностики тревожно-фобических расстройств

3.5.5. Шкалы для диагностики тревожно-фобических расстройств Наиболее удобными для изучения фобических нарушений являются шкала самооценки тревоги Шихана и шкала фобий Маркса – Шихана.Sheehan Patient Rated Anxiety Scale (Sheehan Patient Rated Anxiety Scale – SPRAS) содержит 35 пунктов (симптомов),

Глава 20.

Неряха — особь невероятно распространенная

Глава 20. Неряха — особь невероятно распространенная В начале этой книги у нас шла речь об аккуратисте. И пришлось довольно подробно описывать, что это за «фрукт» такой экзотический и редкий на наших российских широтах. Что такое неряха, объяснять, наверное, никому не надо.

Глава шестьдесят вторая ПОСЛЕСЛОВИЕ (Хотя последняя глава еще впереди)

Глава шестьдесят вторая ПОСЛЕСЛОВИЕ (Хотя последняя глава еще впереди) Вот, собственно, почти все. Таков наш трехцентровый мир, в котором позднего Фрейда толпа окрестила выжившим из ума стариком, Льва Николаевича даже собственные дети называли сумасшедшим, зато его жену

Глава VI

Глава VI В плане, который прислал мне Джулиан, описывалось далеко не все путешествие и ни словом не упоминалось о том, когда моим приключениям придет конец. Вместо этого в нем были указаны только два следующих пункта. Посмотрев на даты, я тяжело вздохнул. Казалось, Джулиан

Предупреждающих знаков, на которые следует обратить внимание

Автор: WebMD Редакторские авторы

  • Что такое скука?
  • Признаки скуки
  • Как справиться со скукой
  • Поддержка и ресурсы

Скука — это эмоция или сигнал, который позволяет вам понять, что вы делаете что-то, что не приносит вам удовлетворения. Скука может сказать вам о двух вещах: о том, что вы не полностью присутствуете и не заняты своей текущей задачей, или о том, что ваша задача не имеет для вас смысла.

Скука часто связана с ощущением, что ваши задачи бесполезны и не сложны. Если вы чувствуете, что вынуждены выполнять действия, которые не служат цели или не имеют значимых целей, вы, скорее всего, будете испытывать негативные эмоции по отношению к задачам.

Скука основана на внимании. Тот, кто чувствует скуку, может не чувствовать стимуляции. Вы можете чувствовать себя неудовлетворенным и не в состоянии чувствовать связь с вашим окружением. Скука может проявляться двумя способами: вялость (чувство усталости) или возбуждение (чувство раздражения).

Скука может проявиться, когда вы не можете сосредоточиться. Это может быть связано с тем, что вас поглощают многочисленные факторы стресса в вашем окружении. Если вы испытываете стресс из-за чего-то другого, а ваша текущая ситуация чрезмерно стимулирует вас, вам может быть скучно. Это происходит потому, что вы не можете сосредоточиться ни на чем, кроме того, что вас напрягает.

Скука может проявляться по-разному, но вот несколько распространенных переживаний: 

  • Отсутствие интереса к деятельности
  • Неспособность сохранять интерес более чем на короткое время
  • Неспособность отдыхать или расслабляться
  • Отсутствие чувства возбуждения
  • Трудности с сохранением мотивации

Существует множество причин для скуки, и это нередкое чувство. На самом деле люди, которым скучно, могут испытывать разочарование или стресс по другим причинам, из-за которых им становится еще скучнее.

Это может произойти, когда вы чувствуете, что у вас нет контроля, если вы чего-то ждете или должны полагаться на кого-то другого, чтобы выполнить свою задачу. Скука возникает, когда вы не контролируете ситуацию.

Скука становится проблемой, когда она мешает вам выполнять необходимые задачи или ухудшает качество вашей жизни. Если у вас есть беспокойство, вы можете быть более склонны к депрессии после долгих периодов скуки. Ваша скука может быть связана с депрессией, если у вас есть следующие симптомы:

  • Безнадежность
  • Печаль
  • Уклонение от возможностей, которые помогли бы вам почувствовать себя вовлеченным
  • Обвинение себя в скуке

подумать о разговоре с врачом. Они смогут помочь вам отличить депрессию от скуки и помочь вам получить лечение.

Вот четыре способа избавиться от скуки:

Регулирование когнитивных потребностей

Старайтесь браться только за те задачи, с которыми вы можете справиться мысленно. Не перегружайте себя чрезмерной стимуляцией.

Настройка когнитивных ресурсов

Постарайтесь понять, какие у вас факторы стресса и каковы ваши умственные способности для выполнения новых задач. Убедитесь, что вы чувствуете себя хорошо подготовленным, чтобы справляться с обязанностями, и не перегружайте себя.

Управление значениями целей

Ведение журнала — это хороший способ понять, каковы ваши цели и какие задачи наиболее важны для вас. Это поможет вам сосредоточиться на деятельности, которая имеет для вас значение, стимулировать ваш ум и держать вас в напряжении.

Переключение занятий

Это самый простой способ избавиться от скуки, поскольку он стимулирует внимание и помогает сосредоточиться на новых занятиях.

После того, как вы обнаружите основную причину своей скуки, вы можете заняться другими делами, чтобы оставаться занятыми. Эти действия включают: 

  • Поиск нового хобби
  • Присоединение к общественной группе
  • Обдумывание новой карьеры
  • Занятия спортом
  • Проводите больше времени с друзьями

Скука может вызвать у вас грусть, усталость, безнадежность незаинтересованность, раздражительность и многие другие тяжелые эмоции. Может быть трудно изменить свои обстоятельства, когда скука снижает вашу концентрацию и инициативу. Если скука влияет на качество вашей жизни, возможно, пришло время обратиться за поддержкой. Подумайте о том, чтобы найти терапевта или психолога, который поможет вам преодолеть скуку и найти цель и страсть в жизни.

Лучшие предложения

Что скука делает с нами и для нас ?

Быстрая инвентаризация: среди многих вещей, которые вы, возможно, чувствуете больше всего в эти дни, одна из них — скука? Это может показаться чем-то, что нужно автоматически дезавуировать, когда страна бурлит. Американский заговор сгущается с каждым часом. Нам нужно быть внимательными. Но скука, как и многие неудобные человеческие ощущения, может подкрадываться к человеку в неблаговидные минуты. И, в некотором смысле, психическая неопределенность пандемии была питательной средой для этого — или, по крайней мере, для беспокойного, гудящего разочарования, которое может быть очень похоже на это.

В основе своей скука есть, по определению Толстого, «желание желаний». Психоаналитик Адам Филипс, описывая чувство, которое иногда падает на детей, как колючее одеяло, уточнил это понятие: скука — это «такое состояние анабиоза, в котором что-то начато, и ничего не начинается, настроение диффузного беспокойства, которое содержит в себе самое абсурдное и парадоксальное желание, желание ради желания». В новой книге «Из моего черепа: психология скуки» Джеймс Данкерт, нейробиолог, и Джон Д. Иствуд, психолог, прекрасно описывают это состояние как когнитивное состояние, имеющее нечто общее с состоянием скуки. языковой синдром — ощущение, что чего-то не хватает, хотя мы не можем точно сказать чего.

Данкерт и Иствуд вряд ли одиноки в своих расследованиях. За последние пару десятилетий расцвела целая область исследований скуки, включающая конференции, семинары, симпозиумы, мастер-классы и череду статей с такими названиями, как «В поисках смысла: ностальгия как противоядие от скуки» (была там) и «Поглощенные скукой: потребление пищи, чтобы избежать осознания скучающего Я» (определенно там был). И, конечно же, есть «Руководство по изучению скуки» с уместным бесстрастным подзаголовком «Основы и перспективы».

Скука, как выяснилось, имеет историю, набор социальных детерминант и, в частности, острую ассоциацию с современностью. Досуг был одним из предварительных условий: достаточное количество людей должно было быть свободно от требований к существованию, чтобы иметь свободное время, которое требовалось заполнить. Современный капитализм умножил развлечения и расходные материалы, одновременно подорвав духовные источники смысла, которые когда-то давались более или менее автоматически. Росло ожидание, что жизнь будет, по крайней мере, время от времени, забавной, а люди, в том числе и ты сам, интересными, — и росло разочарование, когда это не так. В промышленном городе работа и отдых были разделены так, как не было в традиционных сообществах, а сама работа часто была более монотонной и регламентированной. Более того, как отмечает политолог Эрик Рингмар в своем материале для «Руководства по изучению скуки», скука часто возникает, когда мы вынуждены обращать внимание, а в современном городском обществе просто было гораздо больше, чем ожидалось от человека. обращать внимание на фабричные гудки, школьные звонки, сигналы светофора, канцелярские правила, бюрократические процедуры, пустословие. (Встречи в Zoom.)

Шопенгауэр и Кьеркегор считали скуку особым бичом современной жизни. Роман девятнадцатого века отчасти возник как противоядие от скуки, а скука часто двигала его сюжеты. Чем была Эмма Бовари, приехавшая в 1856 году, если не скучала по своему трудолюбивому мужу, по провинциальному существованию, по самой жизни, когда она не проявляла сверкающих красок вымысла? Обломов (одноименный роман Ивана Гончарова появился через три года после романа Гюстава Флобера) — лишний человек в старом феодальном поместье, проводящий время с семьей в глухом молчании и приступах беспомощно заразительной зевоты. Хотя можно было на английском языке до be «зануда» в восемнадцатом веке, один из первых задокументированных случаев использования существительного скука для описания субъективного чувства появился лишь в 1852 году в «Холодном доме» Диккенса, повествующем о метко названной леди Дедлок.

Хайдеггер, один из выдающихся теоретиков скуки, классифицировал ее на три вида: обыденная скука, скажем, в ожидании поезда; глубокое недомогание он связывал не с современностью или каким-либо конкретным опытом, а с самим человеческим состоянием; и невыразимый дефицит чего-то неназываемого, что кажется нам хорошо знакомым. (Этот третий тип мог бы стать хорошим дополнительным куплетом для Пегги Ли в ее томной песне «Is That All There Is?».) Мы приглашены на званый обед. «Там мы находим обычную еду и обычную застольную беседу», — пишет Хайдеггер. «Все не только вкусно, но и очень со вкусом.» В этом событии не было ничего неудовлетворительного, и тем не менее, оказавшись дома, неожиданно приходит осознание: «Мне было скучно после всего этого вечера».

Признаки скуки обнаруживаются задолго до ее расцвета в середине девятнадцатого века. Сенека в первом веке вызывал taedium vitae настроение, похожее на тошноту, вызванное созерцанием безжалостной цикличности жизни: «До каких пор все будет по-прежнему? Конечно, я буду бодрствовать, я буду спать, я буду голоден, мне будет холодно, мне будет жарко. Неужели нет конца? Все идет по кругу?» Средневековые монахи были склонны к тому, что называлось ацедией — «роду неразумного смятения ума», как писал в V веке подвижник Иоанн Кассиан, при котором они почти ничего не могли делать, кроме как входить и выходить из своих келлий, вздыхая. что «никто из братьев» не пришел посмотреть на них и посмотрел на солнце, «как будто оно слишком медленно садилось». Как указывали ученые, acedia звучит очень похоже на скуку (депрессию тоже), хотя с ней и связано особое суждение: acedia была греховной, потому что делала монаха «праздным и бесполезным для всякого духовного делания». Тем не менее, это были исключительные предвестники чувства, которое позже будет распространяться гораздо более демократично. В этих более ранних воплощениях скука была «маргинальным явлением, предназначенным для монахов и знати», — пишет Ларс Свендсен в «Философии скуки»; действительно, это было что-то вроде «символа статуса», поскольку казалось, что оно досаждает только «высшим слоям общества».

Это убедительно, хотя я подозреваю, что некое субъективное ощущение монотонности является более фундаментальным аффектом — подобно радости, страху или гневу. Наверняка даже средневековые крестьяне иногда смотрели куда-то вдаль и вздыхали над своей ячменной похлебкой, тоскуя по очередному деревенскому празднику и немного карнавального беспредела. В последние годы что-то вроде скуки было изучено и задокументировано у недостимулированных животных, что, казалось бы, опровергает то, что это сугубо социальная конструкция. (Моему псу-трудоголику определенно кажется, что от скуки он тащит журнал с кофейного столика, всегда сначала проверяя, не видел ли его кто-нибудь из людей, и бегает с ним по дому, чтобы мы погнались за ним. ) Классик Питер Тухи в своей книге «Скука: живая история» предлагает полезное решение спора между теми, кто говорит, что скука — это основная черта (или ошибка) человечества, и теми, кто говорит, что это побочный продукт современности. Он утверждает, что нам нужно различать простую скуку, которую люди (и животные), вероятно, всегда испытывали время от времени, и «экзистенциальную скуку», чувство пустоты и отчуждения, выходящее за рамки мгновенной умственной усталости и, возможно, не проявляющееся в реальности. эмоциональный лексикон многих людей до последних двух столетий, когда философы, романисты и социальные критики помогли определить его.

Исторически диагноз скуки содержал элемент социальной критики — часто жизни при капитализме. Философ Франкфуртской школы Теодор Адорно утверждал, что досуг в основе своей формируется «социальной тотальностью» и «прикован» к работе, что предположительно противоположно: «Скука — это функция жизни, которая проживается под принуждением к работе и под строгое разделение труда». Так называемое свободное время — обязательные увлечения и праздники, примиряющие нас с холодно регламентированным рабочим днем ​​капиталистической экономики, — на самом деле является признаком нашей несвободы. Дэвид Грэбер в своем влиятельном тезисе о «дерьмовой работе» утверждает, что стремительное расширение административных должностей — он цитирует, например, «целые новые отрасли», такие как финансовые услуги и телемаркетинг, — означает, что «огромные массы людей в Европе и в Северной Америке, в частности, проводят всю свою трудовую жизнь, выполняя задачи, которые, по их тайному мнению, на самом деле не нужны». Результатом может быть душераздирающее страдание. Налицо то, что Адорно называл «объективной тупостью», хотя, как предостерегает Грэбер, «у одних бессмысленность усугубляет скуку, у других — тревогу». Панк-музыка вызывала скуку как подстрекательство к квазиполитическому бунту — скука Clash по США или «Waiting Room» Fugazi, где время, как «вода в канализацию», заставляло мальчика терять терпение по отношению к миру, как он есть.

Но, в то время как социальные критики могут наделить скуку определенным мощным зарядом, многие люди преуменьшают или отрицают свое обычное переживание скуки. Может быть, это вина системы, но это похоже на нашу. Скука — это явно нехаризматичное состояние бытия. Ему «не хватает очарования меланхолии — очарования, которое связано с традиционной связью меланхолии с мудростью, чувствительностью и красотой», — отмечает Свендсен. Скука была бы его шикарным, одетым в черное, континентальным родственником, но вы не часто слышите, как даже самые претенциозные эстеты жалуются на , что . Депрессия связана со скукой («противоположность депрессии — не счастье, а жизненная сила», — писал Эндрю Соломон), но депрессия воспринимается как клиническая и химическая, и, вероятно, во многих социальных ситуациях в ней легче признаться, чем в хронической скуке. быть. Если вам скучно, вы вполне можете быть занудой.

Психолог Сэнди Манн в своей книге 2016 года «Наука о скуке» утверждает, что «скука — это «новый» стресс»: состояние, в котором люди не хотят признаваться, как когда-то не решались признать стресс, но может делать это больше. Но я сомневаюсь, что скука когда-нибудь станет таким же уверенным в себе? жалобу, которую вы скидываете знакомому в очереди Starbucks. Признаться в том, что вы испытываете стресс, означает, что вы нужны, заняты, возможно, очень важны; сказать, что вам скучно, предполагает — как это было, когда вы были ребенком, и взрослые раздражались, если вы ворчали, что вам нечего делать, — что вам не хватает воображения или инициативы, или повезло иметь работу, которая отражает ваши «страсти». ».

«Жизнь, друзья, скучна», — говорится в стихотворении Джона Берримана «Песня мечты 14». «Мы не должны так говорить. / Ведь небо мелькает, великое море тоскует, / мы сами мелькаем и тоскуем, / и притом мама говорила мне в детстве / (неоднократно) ‘Вечно признаться тебе скучно / значит нет у тебя / Внутренних Ресурсов .’» Хотя скука больше не считается грехом для большинства людей, как acedia для средневековых монахов, к ней все еще прилипает пыль стыда, особенно когда ее нельзя винить в том, что приходится платить по счетам. Скучать чаще, чем время от времени, кажется небольшим, раздражительным недовольством в схеме вещей, своего рода слабоумным отстранением от мира, который требует срочных действий, чтобы попытаться исправить это (предлагая бесконечные потоковые развлечения, чтобы отвлечь нас).

Интерпретация скуки — это одно; его измерение совсем другое. В 1980-х годах Норман Сандберг и Ричард Фармер, два исследователя психологии из Орегонского университета, разработали шкалу склонности к скуке, чтобы оценить, насколько легко человеку становится скучно в целом. Семь лет назад Джон Иствуд помог разработать шкалу для измерения того, насколько человеку скучно в данный момент. В последние годы исследователи скуки проводили полевые исследования, в ходе которых, например, людей просили вести дневники повседневной жизни, записывая случаи естественной летаргии. (Результат этих новых методов был благом для исследований скуки — Манн ссылается на коллег, с которыми она сталкивается в «схеме «скуки»».) Но во многих исследованиях участвуют исследователи 9. 0123 вызывает скуку в лабораторных условиях, обычно со студентами колледжа, чтобы изучить, как этот забитый серый экран чувств влияет на людей.

Создание скучного контента — это миссия, к которой они подходят с некоторой изобретательностью, и результаты напоминают грустную комедию Беккета. Один из аспирантов Джеймса Данкерта в Университете Ватерлоо, например, снял исключительно унылое маленькое видео, которое использовалось для утомления людей в исследовательских целях. На нем изображены двое мужчин, бессистемно вешающих белье на металлическую вешалку в маленькой пустой комнате и бормоча банальности. («Хочешь прищепку?») Другие исследователи предлагали участникам посмотреть обучающий фильм об управлении рыбным хозяйством или скопировать цитаты из справочной статьи о бетоне. Затем исследователи могут проверить, насколько одурманенные участники хотят перекусить нездоровой пищей (изрядное количество в одном из таких исследований).

Современные исследователи скуки, несмотря на все их масштабы и графики, задают некоторые из тех же экзистенциальных вопросов, которые занимали философов и социальных критиков. Один лагерь утверждает, что скука возникает из-за дефицита смысла: мы не можем поддерживать интерес к тому, что делаем, если нас это не волнует в принципе. Другая школа мысли утверждает, что это проблема внимания: если задача либо слишком сложна для нас, либо слишком проста, концентрация рассеивается, и ум останавливается. Данкерт и Иствуд утверждают, что «скука возникает, когда мы застреваем в загадке желания, когда хотим что-то сделать, но не хотим ничего делать», и «когда наши умственные способности, наши навыки и таланты бездействуют — когда мы мысленно ничем не заняты. ”

Эрин Вестгейт, социальный психолог из Университета Флориды, сказала мне, что ее работа предполагает, что оба фактора — недостаток смысла и нарушение внимания — играют независимые и примерно равные роли в утомлении нас. Я думал об этом так: занятие может быть монотонным — шестой раз, когда вы читаете «Зайчика Наффла» своему неспособному спать малышу, второй час адресации конвертов для политической кампании, которая вам действительно небезразлична, — но, поскольку эти вещи по-разному значимы для вас, они не обязательно скучны.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts