Невербальное общение — Психологос
Фильм «Правила съема: Метод Хитча»
Невербальное общение — то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения.
Распространенное рабочее название — невербалика.
Исторически невербальное общение возникло значительно раньше общения словесного. Первобытные люди общались жестами: взмахи руками, наклон головы, поворот корпуса – всё это, как у животных, так и людей, передавало смыслы. Затем появилось мычание. Зародилась интонация, тембр – то, что современным языком называется «паралингвистика». Вербальное общение появилось значительно позже, дополнив собой уже существующие способы коммуникации.
Сегодня, 60% в общении между людьми составляет невербальная часть, то, что люди передают друг другу телом, через позу, жесты и выражение лица. Еще 30% общения происходит через интонации и звучание голоса. Таким образом, 90% того, что люди выражают друг другу, не связано с речью.
Как правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно, именно поэтому те, кто знает язык невербалики (язык тела), могут по нему много прочитать. Словами мы управляем легче, чем телом, жестом и выражением лица, поэтому невербалика чаще говорит о реальном состоянии человека и его действительном отношении к событию, ситуации или человеку.
С другой стороны, это же подсказка для профессионалов: если вы овладеете своей невербаликой (а это вполне реально), то вы всегда будете выражать именно то, что вы хотите. По крайней мере, люди вас будут гораздо лучше понимать.
Как правило, с помощью невербалики происходят разнообразные манипуляции и манипулятивные игры: они влияют, воздействуют на партнера, но партнер их мало осознает и поэтому подчиняется. Нерасшифрованная невербалика — основа бытовых манипуляций.
Понимание невербалики
Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.
Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытно-общинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.
Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи и поднятые брови.
Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств.
Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей — перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды — в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.
Развитие невербалики
Люди сильно отличаются по своему умению выражать свои чувства и отношения невербально: кто-то может все сказать без слов, у другого маловыразительное лицо и бедные, ничего не говорящие жесты. Можно ли развивать свою способность дополнять речь богатой невербаликой? — Да, вполне. Для этого полезно повторять невербалику окружающих и развивать собственные жесты и мимику. См.→
Невербальное общение | это… Что такое Невербальное общение?
Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].
Содержание
|
Понятие невербального общения
Существуют две проблемы понимания невербального общения:
- во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
- во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».
Происхождение невербальных способов общения
С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов.
Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:- биологическая эволюция;
- культура.
Функции невербального кода
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальный компонент и его структура
Уровни анализа невербального общения
Типы и виды коммуникаций | Области научного знания и группы | Приемы и средства |
---|---|---|
1. Фонационные средства | а) экстралингвистика (внеречевая система) б) паралингвистика (околоречевая система) |
|
2. Оптико–кинетические средства | а) выразительные движения |
|
3. Знако–символические средства | а) системология е) стерномантия |
|
4. Тактильные средства (обоняние, осязание, слух и вкус) | а) гаптика или такесика г) одорика (ольфакция) |
|
5. Пространственно–времен- ные средства | а) проксемика б) хронемика |
|
См. также
- Переговоры
- Жестовые языки
- Жестомимический язык
- Кинесика
- Паралингвистика
- Русский жестовый язык
- Сигналы в подводном плавании
Примечания
- ↑ Горянина В.
Литература
- Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
- Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
- Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
- Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
- Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с.
- Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с.
- Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003. — 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
- Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.
Ссылки
- П. С. Тумаркин «О невербальном аспекте устной коммуникации русских и японцев»
- Полезные советы для начинающих
- Язык телодвижений (как читать мысли по жестам), Аллан Пиз
- Зрительный контакт — залог успешного общения
- Язык политических телодвижений, Вит Ценев
- Невербальный язык и мышление
- Невербальные средства общения
Невербальная коммуникация Определение и значение
- Основные определения
- Викторина
- Примеры
- Культура
Сохраните это слово!
сущ.
психол те аспекты общения, такие как жесты и мимика, которые не связаны с вербальной коммуникацией, но могут включать невербальные аспекты самой речи (акцент, тон голоса, скорость речи и т. д.)
ВИКТОРИНА
ВСЕ ЗА(У)Р ЭТОГО БРИТАНСКОГО ПРОТИВ. ВИКТОРИНА ПО АМЕРИКАНСКОМУ АНГЛИЙСКОМУ
Существует огромное количество различий между тем, как люди говорят по-английски в США и Великобритании. Способны ли ваши языковые навыки определить разницу? Давай выясним!
Вопрос 1 из 7
Правда или ложь? Британский английский и американский английский различаются только сленговыми словами.
Слова рядом с невербальной коммуникацией
nonuple, непользователь, несосудистое растение, неядовитый, невербальный, невербальная коммуникация, нежизнеспособный, невинтажный, ненасилие, ненасильственный, ненасильственное сопротивление
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Как использовать невербальную коммуникацию в предложении
Он будет стремиться перерезать основные линии снабжения и связи Союзников.
Радуйся, Мария Гитлера|Джеймс А. Уоррен|20 декабря 2014|DAILY BEAST
И Дастин Арес отмечает, что связь стала лучше.
Безумная афера на 11 миллиардов долларов в пунктах возврата розничных продавцов|M.L. Nestel|19 декабря 2014|DAILY BEAST
Тем не менее, отсутствие связи с племенами не сулит ничего хорошего для будущих отношений.
Племена правительству США: возьми травку и засунь ее|Эбби Хагладж|13 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
В этом случае реклама будет считаться скоординированной коммуникацией, и на нее будут распространяться строгие ограничения по расходам.
Как раз то, что нам нужно: больше расходов на кампанию|Марк Маккиннон|8 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
Большинство учащихся школьного возраста невербальны и не полностью передвигаются.
Волшебные сады для слепых, глухих и инвалидов|Элизабет Пиччиуто|22 октября 2014|DAILY BEAST
Как мало он догадался, что письмо доктора было вызвано сообщением от вдовствующей графини.
Причуда Эльстера|Миссис. Генри Вуд
Людовик был поражен этим обвинением не меньше, чем императрица сообщением, вызвавшим его.
The Pastor’s Fire-side Vol. 3 из 4|Джейн Портер
Если школьное образование — это тренировка выражения и общения, то колледж — это, по сути, формирование широких убеждений.
Спасение цивилизации|H. Г. (Герберт Джордж) Уэллс
Но по мере того, как шли недели и месяцы, а к нему не поступало никаких других сообщений, он снова считал Гилфорда мертвым.
Курьер Озарков|Байрон А. Данн
Хильда предложила допросить билетного кассира, но связь с ним была закрыта.
Hilda Lessways|Arnold Bennett
Культурные определения невербальной коммуникации
невербальная коммуникация
Общение без использования разговорного языка. Невербальное общение включает в себя жесты, выражение лица и положение тела (известные под общим названием «язык тела»), а также невысказанные понимания и предположения, а также культурные и экологические условия, которые могут повлиять на любую встречу между людьми.
Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
10 невербальных сигналов, которые выражают уверенность на работе
То, что вы делаете, говорит так громко, что я не слышу, что вы говорите. — Ральф Уолдо Эмерсон
Представьте, что ваша коллега врывается в свой офис после обеда. Она краснолицая, молчаливая и ни с кем не разговаривает. Она бросает портфель на стол, плюхается на стул и смотрит в окно. Вы спрашиваете: «С тобой все в порядке?» Она отвечает гневным тоном: «Я в порядке!»
Какому сообщению вы верите: ее невербальному общению (поведение и тон голоса) или вербальному (только слова)? «Скорее всего, вы верите невербальному сообщению», — говорит Дарлин Прайс, автор Хорошо сказано! Презентации и беседы, дающие результаты.
Прайс говорит, что исследования показывают, что когда человек посылает несоответствующее сообщение, где невербальные и вербальные сообщения несовместимы, получатели почти всегда верят преобладающему невербальному сообщению над вербальным. «Другими словами, как мы что-то говорим, оказывает большее влияние, чем что мы говорим», — объясняет она. «В некоторых исследованиях было показано, что невербальная коммуникация оказывает на 65–93% большее влияние, чем произносимые слова, особенно когда сообщение включает в себя эмоциональный смысл и отношение», — добавляет она.
Галерея: 10 невербальных сигналов, которые выражают уверенность на работе
11 изображений
Посмотреть галерею
Патти Вуд, эксперт по языку тела и автор книги amazon.com/Snap-Making-Impressions-Language-Charisma/dp/1577319397″> Snap: максимальное использование первых впечатлений, языка тела и харизмы , говорит, что при личном общении с одним человеком вы можете обменяться до 10 000 невербальных сигналов. менее чем за одну минуту. «Вы не можете сознательно контролировать все это общение, поэтому оно может быть гораздо более красноречивым, чем несколько слов, которыми вы могли бы обменяться за то же время».
Что такое невербальный сигнал?
Вуд говорит, что невербальные сигналы включают «все виды общения между людьми, которые не имеют прямого вербального перевода». Это «движения тела, ориентация тела, нюансы голоса, выражения лица, детали одежды, а также выбор и движение объектов, которые общаются». Время и пространство также могут восприниматься как имеющие невербальные сигналы.
«Проще говоря, невербальные сигналы включают в себя все способы, которыми вы представляете и выражаете себя, помимо реальных слов, которые вы произносите», — добавляет Прайс. «И они критически важны на работе и в бизнесе, потому что восприятие — это реальность».
Она говорит, что Фридрих Ницше был прав, когда сказал: «Всякое доверие, всякая совесть, все доказательства истины исходят только от чувств».
«То, как другие «чувствуют» или воспринимают вас, существенно влияет на ваш успех на рабочем месте», — объясняет Прайс. В противном случае блестящие люди с великими идеями и исключительным талантом часто недооцениваются, неправильно оцениваются и игнорируются из-за их неэффективной невербальной коммуникации.
Поскольку невербальные сигналы отправляются в основном из «эмоционального мозга», а не из неокортекса, они создают более честные и откровенные сообщения, говорит Вуд. «Невербальные сигналы могут помочь деловым людям определять мотивы других и анализировать деловые взаимодействия с гораздо большей полнотой, глубиной и проницательностью, чем если бы они просто полагались на произнесенные или напечатанные слова».
Профессионалы, понимающие невербальные сигналы, могут оценить, что на самом деле говорят им их клиенты, клиенты и коллеги, чтобы узнать, как лучше удовлетворить их потребности. «Работодатели могут оценить сообщения, которые их сотрудники отправляют покупателям, клиентам или коллегам, и узнать, вредит ли этот сотрудник бизнесу или помогает ему», — говорит Вуд. «И сотрудники могут научиться читать тонкие сигналы, которые посылает начальник, чтобы соответствующим образом корректировать свое поведение».
В отношениях с дифференциацией власти, например, с начальством и подчиненными, успешное взаимодействие зависит от способности обеих сторон использовать и читать язык тела, объясняет Вуд. «Руководители должны знать, как сделать так, чтобы их подчиненные чувствовали себя комфортно, сообщая об их желаниях, чтобы получить результаты. Подчиненные должны уметь читать тонкие сигналы начальника, чтобы определить наилучший подход к профессиональным ситуациям».
Эффективное невербальное общение критически важно для карьерного роста, добавляет Прайс. «Среди главных качеств, на которые обращают внимание работодатели при приеме на работу или продвижении кандидата на должность руководителя, — уверенность, профессионализм и энтузиазм. Для выражения этих и других лидерских качеств необходимо посылать правильные невербальные сигналы».
В фотографиях: 10 невербальных сигналов, которые выражают уверенность на работе
Вы не можете не посылать невербальные сообщения другим; однако можно приучить себя посылать правильные. Вот десять невербальных сигналов, которые передают уверенность и авторитет на рабочем месте.
Хороший зрительный контакт. Зрительный контакт — ваш основной инструмент для установления невербальных связей с другими, говорит Прайс. «Это говорит о вашем уровне вовлеченности, интереса и теплоты. Говоря с другими, в идеале смотрите им прямо в глаза не менее двух-трех секунд, прежде чем отвести взгляд или перейти к следующему человеку. Простой взгляд на кого-то в течение одной секунды или меньше известен как бросок глазами и выражает неуверенность, тревогу или уклонение». В следующий раз, когда вы будете на совещании или произносите речь, попросите друга посчитать, как долго вы смотрите на конкретных людей и взаимодействуете ли вы визуально со всеми в комнате.
Уверенное рукопожатие. Общение посредством прикосновений — еще одно важное невербальное поведение. «Всегда протягивайте руку для рукопожатия, — говорит Вуд. «Классическое хорошее рукопожатие — это рукопожатие с полным контактом ладони с ладонью».
В бизнесе рукопожатие часто является единственным подходящим выражением прикосновения, поэтому очень важно, чтобы оно было хорошим, добавляет Прайс. «Хорошее рукопожатие состоит из полного и крепкого рукопожатия с ладонями, сложенными паутиной в паутину. Встряхните вверх-вниз один или два раза в сочетании с искренней улыбкой и зрительным контактом. Избегайте крайностей слабого вялого рукопожатия или агрессивного, сокрушительного рукопожатия. Найдите правильный баланс — достаточно устойчивый, чтобы выразить уверенность, но соответствующий силе другого человека. Относитесь к мужчинам и женщинам с одинаковым уважением при рукопожатии. Пол не имеет значения, и любой из них может инициировать рукопожатие».
Эффектные жесты. Жест – это любое физическое движение, помогающее выразить идею, мнение или эмоцию. «Старайтесь подчеркивать свои слова естественными, живыми, целеустремленными и спонтанными движениями», — говорит Прайс. «Будьте искренне собой и пусть ваши движения соответствуют вашему сообщению. Избегайте обычных отвлекающих манер, таких как тыкание пальцем, ерзание, царапание, постукивание, игра с волосами, заламывание рук и скручивание кольца».
Одевание детали. Шекспир утверждает в «Гамлете»: «Одежда часто выдает человека». Прайс говорит, что для мужчин и женщин одежда говорит о многом на рабочем месте. «Убедитесь, что «деловой кэжуал» не означает «деловая небрежность». Выбирайте высококачественную, хорошо скроенную одежду, которая подчеркивает профессионализм. В зависимости от вашей корпоративной культуры надевайте деловой костюм или хотя бы пиджак на важные встречи и презентации, особенно с высшим руководством и клиентами. Избегайте эффектных аксессуаров, ярких моделей, облегающей одежды и откровенных вырезов». Одевайтесь для работы, которую вы хотите, а не для работы, которую вы имеете. Если вашей целью является карьерный рост, демонстрируйте безупречное профессиональное присутствие на рабочем месте.
Чтобы дополнить ваш деловой костюм, примите меры по контролю потоотделения; избегайте одеколона или духов из-за возможной аллергии и чувствительности других к запахам; обеспечить свежее дыхание; и держать ногти и руки аккуратно ухоженными, предлагает Прайс.
Властная поза и присутствие. «Займите место», — говорит Вуд. Используйте руки на стуле или встаньте, немного расставив ноги. «Женская стойка ноги в Северной Америке обычно расставляется на расстояние от 4 до 6 дюймов, а мужская силовая стойка начинается с расстояния более 8 дюймов».
Прайс добавляет: «Когда вы стоите прямо и прямо, вы передаете уверенность в себе, авторитет и энергию». Стоя или сидя, представьте, как веревка мягко тянет вашу голову и позвоночник к потолку. Ваш вес равномерно сбалансирован, ноги твердо стоят на полу, руки видны, расслаблены и не скрещены. «Хорошая осанка создает динамичное властное присутствие и лидерское отношение. И наоборот, плохая осанка сигнализирует другим о том, что вам не хватает уверенности в себе, у вас низкая самооценка или низкий уровень энергии».
Соответствующее выражение лица. «Научно доказано, что каждой из семи основных человеческих эмоций (гневу, презрению, отвращению, страху, счастью, печали и удивлению) соответствует определенное выражение лица», — говорит Прайс. «Поскольку ваши выражения лица тесно связаны с эмоциями, они часто непроизвольны и бессознательны».
Представьте себе несоответствующее сообщение, когда испуганное задумчивое лицо описывает обогащающие жизнь преимущества нового медицинского продукта. «Осознайте, что ваше лицо раскрывает наблюдателям, и выберите выражение, которое соответствует вашему предполагаемому сообщению», — говорит она. «Например, если вы хотите передать энергию и энтузиазм, позвольте своему лицу стать более оживленным. Практикуйтесь перед зеркалом, пока это не будет выглядеть и ощущаться естественно. Чтобы показать, что вы внимательно слушаете, слегка улыбайтесь, время от времени кивайте и поддерживайте зрительный контакт».
Инициирование взаимодействия. «Будь первым, кто установит зрительный контакт, протянет руку для рукопожатия, предложит идею или решение, войдет в комнату и позвонит», — говорит Вуд. «Вы можете позволить себе подождать и уйти последним, только когда вы находитесь в высшем руководстве и готовы уйти на пенсию».
Подходящий тон голоса. Если ваша вторая половинка когда-либо говорила вам: «Дело не в том, что вы сказали, а в том, как вы это говорили», они имели в виду ваш параязык, объясняет Прайс. «Отдельно от используемых слов, эти невербальные элементы вашего голоса включают тон голоса, темп, паузу, громкость, интонацию, высоту тона и артикуляцию. Как и в случае с выражением лица, выбор подходящего параязыка имеет решающее значение, поскольку он передает эмоциональный смысл, отношение и воздействие». Подумайте о том, чтобы записать свою часть нескольких разговоров в течение дня. Прослушайте записи и определите, о чем говорит ваш тон голоса.
С полным вниманием. При разговоре с человеком направляйте к нему пальцы ног и расправляйте плечи, говорит Прайс. «Это передает внимательность и создает открытый язык тела». Старайтесь не отклонять свое тело от них. Наклонитесь в разговоре; сосредоточьте свои глаза, уши и энергию на них. «Эти невербальные сигналы ясно передают вам уважение, честь и признательность за возможность встретиться с ними. Убедитесь, что ваши руки и ноги не скрещены. Также избегайте многозадачности во время взаимодействия. Не проверяйте электронную почту, не смотрите в телефон, не отправляйте текстовые сообщения, не проверяйте результаты и не отвлекайтесь каким-либо образом. Это показывает незаинтересованность и неуважение».
Реакция на невербальные сигналы других людей. Когда вы ведете встречу, разговариваете с группой или общаетесь один на один, обращайте пристальное внимание на язык тела и тон голоса другого человека, говорит Прайс.