Воспитанный человек . Психологос [Энциклопедия практической психологии]
Воспитанный человек – тот, кто проявляет воспитанность, имеет хорошие манеры и уважает других людей. По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими; это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек не зациклен на себе, он внимателен, видит и чувствует другого человека, заботится о том, чтобы не причинить ему ненужные неудобства.
При этом воспитанные люди – не обязательно высоконравственные, среди них встречаются и мошенники, и подлецы, хотя чаще все же – порядочные люди.
Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, а внимательное, отражающее состояние собеседника.
Воспитанность иногда увязывают с открытостью и толерантностью, они иногда соединяются, но закономерности здесь нет. Воспитанный самурай зарежет человека точно так же, как невоспитанный бандит с большой дороги, только аккуратнее и с церемониями. Торквемада, первый Великий инквизитор Испании, был очень воспитанным человеком, но жестоким и вовсе не открытым. Воспитанный человек может быть рабом кастовости, религиозных или антирелигиозных предрассудков.
Воспитанность часто, но не обязательно соединена с образованностью, как и образованность не всегда сопровождается воспитанностью. А вот вежливость в воспитанность входит всегда: воспитанный человек всегда вежлив, хотя вежливый человек еще не обязательно воспитан.
Настоящая воспитанность всегда предполагает владение собой, внутреннюю дисциплину. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержанно и достойно ведет себя в конфликте. Воспитанный человек владеет своими эмоциями, никогда не устраивает истерики. В общении с равным воспитанный человек не перебивает, но готов выслушать собеседника, избегает конфликтогенов, использует синтоны (см.
гл. 14, разд. «Конфликтогены»). Он не торопится высказывать претензии, когда можно обратиться с просьбой. Отдавая распоряжения, воспитанный руководитель также предпочитает форму просьбы.Воспитанность предполагает внимательность, точность и адресность в выразительных движениях.
Когда слушает воспитанный человек, его лицо не застывшее, а внимательное, отражающее состояние собеседника и вовремя выражающее те эмоции, которые служат тому поддержкой и оперативным внушением. Если же нет необходимости в выражении поддержки и оперативных внушениях, лицо воспитанного человека спокойно и нейтрально-доброжелательно.
Воспитанность – это определенная сдержанность в выразительных движениях. Слишком громкий смех, размахивание руками среди воспитанных людей не приветствуются. Другая деталь, в которой в выразительных движениях проявляется воспитанность, – это их изящество (см. гл. 3, разд. «Рисунок тела»).
Жесты красивые, не всей кистью, а живыми играющими пальцами, каждый из которых может разговаривать отдельно. Выражение удивления одним взглядом или приподнятой бровью. Изящество, красота каждого движения – черта воспитанных людей.
Что значит быть воспитанным? Правила общения и признаки дурного тона | Психология и отношения | Здоровье
Алена Богданович
7552
«Аргументы и факты» в Беларуси № 2. Что важно знать о вакцинации 12/01/2021«Упитанный, а невоспитанный» / Сказка Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса». / Кадр из фильма
Чем отличается воспитанный человек от невоспитанного? Только ли тем, что не утирается рукавом и не кладет локти на стол? Или, может быть, главное – это правильно употреблять в речи слова «положить» и «класть»?
Язык в современных СМИ, к сожалению, очень сильно изменил наше представление о культуре. Узнала, например, что нынче некоторые учителя доказывают, будто школа должна не воспитывать, а только учить. А многие родители, конечно, считают наоборот. Но что вообще значит «быть воспитанным» в современной культуре? Какие раньше были признаки воспитанного человека?
Действительно, раньше, во времена социального неравенства, быть воспитанным и культурным считалось необходимым условием успеха. И сейчас практически ничего не изменилось. Разница только в том, что раньше на фоне всеобщей безграмотности и невоспитанности большинства культурное поведение было достоянием узкого круга элиты. Для этого к детям приглашались гувернеры или же их отправляли в специальные учебные заведения – перенимать науку поведения и этикета. Да и СМИ не позволяли себе выходить за рамки общепринятой морали.
На примере взрослых
Чем же отличается воспитанный человек от невоспитанного? Только ли тем, что не утирается рукавом и не кладет локти на стол? Или, может быть, главное – это правильно употреблять в речи слова «положить» и «класть»?
На самом деле человек воспитывается все время, от рождения до взросления. Мы постоянно перенимаем социальные модели, чтобы адаптироваться к запросам общества. И, разумеется, в школе процесс воспитания неотделим от процесса обучения просто потому, что воспитываем мы в первую очередь своим примером.
Если ребенок видит, что больший кусок и больше похвалы достаются тому, кто громче кричит, – он будет поступать именно так. Если дома разговаривают тихо, выслушивают друг друга – он, скорее всего, сможет выслушивать других. Если учитель общается в основном языком угроз из серии «налеплю колов» — ребенок учится приспосабливаться и уворачиваться.
Правила существуют
Тем не менее и сейчас есть особенные признаки воспитанных людей. Они универсальны для всех культур вне зависимости от тонкости этикета. Главное, для чего существуют эти правила, – комфортное общение разных людей с разным темпераментом, свободное поведение, ограниченное только свободой других. Эти правила распространяются на все сферы коммуникаций, включая социальные сети, электронную переписку. В том числе, конечно, на общение учителей с учениками и родителями.
Приветствовать в начале диалога (переписки) и прощаться в конце. Высказывая мнение при обсуждении, добавлять слова «я думаю, мне кажется, я бы посоветовал, по моему мнению». Таким образом мы ограничиваем свою территорию и не вызываем агрессии непрошеными советами. Обращаться к человеку по имени и при знакомстве называть свое имя. Желательно не коверкать имя: имена не переводят на другой язык, нельзя использовать уменьшительно-ласкательные имена при неблизком знакомстве. Выражать свое недовольство лучше в форме ожиданий, пожеланий («для меня важно, я бы хотел, давайте обратим внимание»).
Свои предложения, советы сопровождать объяснениями, комментариями. Неприлично оставлять вопрос, заданный лично вам, без ответа. Отвечать желательно на поставленный вопрос, а не рассуждать по теме.
Если эти правила игнорировать, очень легко накопить напряжение, которое в итоге приведет к конфликту.
Избегать обобщений
Табу — на публичную критику, даже если речь идет о разговоре начальника и подчиненного, клиента и представителя компании.
Критикуйте, только если вас попросили.Нельзя оценивать человека в общении: «ты умный, ты должен» или «ты ненормальный». Откажитесь от фраз типа «ты всегда, ты постоянно». Также избегайте любых обобщений, в том числе связанных с профессией, полом, религией человека («все психологи…, все мужчины…, все начальники…, все люди старше 50…»).
Нельзя критиковать личные особенности человека. Неприлично обсуждать национальность, физические особенности, привычки, здоровье, личные отношения.
Не стоит воспринимать критику ваших идей, высказываний, действий как критику или осуждение лично вас.
Грубость — признак уровня культуры
Общение с собеседником свысока: «Подумайте своей головой». Похвальба, выпячивание своей уникальности, своего статуса, общение не на равных.
Публичное поучение: «Прекратите ныть! Вам должно быть стыдно!» Чрезмерные эмоции, особенно без серьезного повода, поиск виноватых, в том числе крик, возмущение, а в Интернете — фразы вроде «Да с чего вы это взяли? Чего вы лезете?»
Ирония, сарказм неуместны в публичном общении воспитанных людей, равно как манипуляции, принижение себя. Некрасиво публично обсуждать недостатки других. Помните, что грубость, даже вынужденная, — признак именно вашего культурного уровня.
воспитаниесоветы психологаэтикет
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Оценки подождут? Психолог — о том, как помочь детям войти в учебный ритм
- Как перестать есть на ночь?
- Может ли тяга к путешествиям считаться клиническим заболеванием?
- Как вернуть супругу к жизни после 25 лет брака?
Кто действительно образованный человек?
Когда человек использует свои знания, навыки и таланты на благо сообщества или общества, тогда говорят, что он образован. | Кредит Фотографии: Фото: Freepik
Несколько дней назад я стал свидетелем словесной перепалки между двумя мужчинами средних лет на станции метро в Ченнаи. Один сказал: «Веди себя как образованный человек». Другой ответил: «Во-первых, проверьте себя, прежде чем разрушить себя. Твои слова и поведение показывают, насколько ты необразован». Увидев это, прохожий прокомментировал: «Эти ребята выглядят прилично и хорошо говорят по-английски, но ведут себя как необразованные люди».
Этот инцидент заставил меня вспомнить недавний выпуск новостей. Комментируя позицию правительства DMK в отношении NEET и НЭП, национальный президент БДП д-р Дж. П. Надда сказал: «Когда необразованные лидеры стоят у руля и говорят об образовании, вот что происходит». Министр финансов штата Тамил Наду П. Тиагараджан написал в Твиттере в ответ: «Четыре степени по четырем разным специальностям в трех университетах двух стран, после прохождения нескольких международных стандартизированных тестов — все еще не может пройти отсечение JPN для «образованных»…»
При расшифровке того, что говорили люди в обоих инцидентах, становится ясно, что концепция образования у каждого человека разная. Что на самом деле представляет собой образование? Кто хорошо образован? Это кто-то, кто выглядит прилично или говорит на безупречном английском, или кто-то, кто обладает высшим образованием?
Образованные и грамотные
Термин «образование» определяется по-разному в разных контекстах. В узком смысле оно ограничивается формальным обучением, полученным в школах, колледжах и университетах. Таким образом, образованным человеком считается любой, кто поступает в образовательные учреждения, чтобы получить степень или приобрести академическую квалификацию. В этом смысле те, кто преуспевает в учебе и получает высокие оценки на различных учебных мероприятиях и конкурсных экзаменах (например, экзаменах JEE, NEET или государственной службы), называются «умными» или «блестящими» и считаются образованными. Не только в Индии, но и в других странах людей с более высокой академической квалификацией называют хорошо образованными, как следует из названия доклада: «Разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между более и менее образованными в США увеличивается» (Health Affairs 2008:27;350- 60). Здесь термин «более образованные люди» относится к людям с высшим образованием.
В широком смысле образование не ограничивается обучением, полученным в учебных заведениях. Например, человек с высокой квалификацией может быть также необразованным, тогда как человек, не имеющий академической квалификации или полномочий, может считаться высокообразованным. Тогда что делает человека образованным? Когда человек использует свои знания, навыки и таланты на благо сообщества или общества, тогда говорят, что он образован.
В качестве неформального эксперимента я задал вопрос: «Что вы понимаете под образованием?» некоторым выпускникам, работающим в разных ИТ-компаниях. Почти все приравнивали высшее образование (квалификацию) к образованию. Это неудивительно, поскольку нынешняя система образования не позволяет учащимся мыслить критически или выходить за рамки профессионально-ориентированного образования. Ошибочно, но не ошибочно, многие люди часто отождествляют грамотность с образованием.
Грамотность относится к состоянию способности читать и писать, тогда как образование — это процесс просветления. Грамотность статична, тогда как образование динамично. Образование – это путь от бытия к становлению. Истинное образование позволяет нам стать лучше. Речь идет не просто о приобретении знаний и навыков, а о творческом и критическом мышлении и позитивном реагировании на вызовы общества.
Кто действительно образованный человек? Тот, кто может объективно и критически смотреть на проблемы, влияющие на общество, и смело реагировать на вызовы. Критически анализировать несправедливую государственную политику, подвергать сомнению несправедливые системы, говорить правду властям и демонстрировать интеллектуальную смелость — вот характеристики по-настоящему образованного человека.
Педагоги, родители и учащиеся должны думать не только о профессионально-ориентированном образовании, но и начать поощрять и практиковать гуманное и критическое образование. Гуманное образование основано на основных ценностях, таких как доброта, справедливость и права человека, а критическое образование основано на критическом мышлении и решении проблем. Настоящие педагоги — это продукты гуманного и критического образования.
Общественный интеллектуал Ноам Хомский говорит: «Обязанность интеллектуалов — говорить правду и разоблачать ложь». Это могут сделать только настоящие педагоги. Сколько таких настоящих педагогов у нас в Индии?
Высказанные мнения являются личными.
Автор — обозреватель в области образования и медиа-критик. [email protected]
Образованный человек – Hudson Valley Sudbury School
Термин «образование» понимается неправильно. Его часто путают с родственными понятиями, такими как знания и школа. Образование иногда происходит в школе (а иногда и нет), и знание может быть признаком образования, но и само образование тоже. Проще говоря, образование – это готовность и способность учиться ради обучения. По-настоящему образованный человек постоянно учится без надзора или внешнего вознаграждения. Чтобы по-настоящему определить, что такое образование, мы должны сначала взглянуть на то, чем оно не является.
Люди обычно думают о школе, когда речь заходит об образовании. Школа может быть чем-то большим, чем приобретение навыков, запоминание фактов и изложение их на бумаге в надежде получить хорошую оценку. Намеченная цель школы состоит в том, чтобы научить студентов мыслить критически, что она часто достигает. Однако школа — это не само образование; это средство для студентов, чтобы достичь своей цели получения образования. Школа традиционно пытается сделать это, устанавливая курс внешних вознаграждений для учащихся, каждое из которых якобы приближает ученика к тому, чтобы быть действительно образованным. Колледж рассматривается как конечная цель для старшеклассников.
Колледж представляет собой высшую форму образования, и окончание колледжа — это когда люди получают сертификат об образовании. Все не так просто. После колледжа можно получить бесконечное количество знаний. Школа похожа на тропу, по которой нужно идти в глухом лесу, давая учащимся почувствовать вкус знаний. Однако, чтобы по-настоящему научиться, люди должны делать это сами. Образованные люди должны выработать привычку к постоянному обучению без какой-либо системы и вознаграждения.
Образованный человек в глазах некоторых людей — это тот, кто много знает, тот, кто усвоил большой объем информации, тот, кто может констатировать факты, не сверяясь с ними. Широкие знания могут быть ценными, но это не образованный человек. Это знающий человек. Чтобы быть образованным не о том, сколько кто-то знает. Речь идет о том, как кто-то может использовать то, что он знает, чтобы улучшить свой опыт обучения. Знание всех фактов в мире не сделает человека образованным, если этот человек не сможет использовать эти идеи для получения большего количества знаний. С другой стороны, если кто-то полон идей, но ему не хватает знаний, чтобы применить их, его творчество ничтожно. Для того, чтобы стать по-настоящему образованным человеком, нужны как творчество, так и знания.
Быть образованным человеком означает смотреть на мир как на игровую площадку. Это значит мыслить непредвзято и никогда не ограничиваться тем, чему вас учили как истине.