Чувства и эмоции в психологии: чем они отличаются, основные виды и типы эмоций в психологии

Чувства и эмоции

14.05.2011

Эмоции и чувства — это субъективное, личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Научным эквивалентом словосочетания «органы чувств» является термин «анализаторы».


 

Эмоции и чувства соотносятся по-разному. Иногда — как содержание (чувства) и форма (эмоции). Чаще же их различают по происхождению. Тогда эмоции рассматриваются как исходные, первичные и более простые психические явления, чувства же выступают как производные, вторичные, сложные, присущие только человеку структурные образования.

В субъективном мире человека между ними складывается обратное соотношение. В зависимости от акцента — либо на существовании, либо на происхождении субъективного мира — используют понятия «сфера чувств» или «эмоциональная сфера».

В узком смысле под эмоциями понимают переживания-отношений, возникшие в данный момент.

Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей в данный момент. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими. вторые — астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил. напряжением, называются стрессовыми. Стресс возникает под влиянием сильных воздействий и характеризуется целым рядом неспецифических физиологических сдвигов, по которым нельзя судить о содержании эмоций, а также рядом психических проявлений. исследованные стресса проводится в рамках учения о гомеостазе (постоянстве внутренних условий функционирования организма) и учения Г. Селье об «адаптационном синдроме» (своеобразной защитной реакции организма, мобилизующего свои ресурсы в ответ на сильные и травмирующие внешние воздействия).

Физиологические механизмы чувств. И. П. Павлов изучал общую картину работы головного мозга, взаимодействие коры и подкорки. Возникновение и проявление чувств связано с установлением и поддержанием совместной работы центральных и периферических участков нервной системы, с наличием отдельных мозговых участков в подкорке — центров удовольствия и центров страдания. Наконец, установлена роль функциональной асимметрии больших полушарий мозга, в разной степени ответственных за положительные (левое полушарие) и отрицательные (правое полушарие) эмоции.

Высшая нервная деятельность является интегратором всех физиологических сдвигов в организме — и в вегетативной нервной системе, и в работе желез внутренней секреции (гормональных систем), и в работе всех остальных подсистем организма (сердечно-сосудистой и прочих), причастных к возникновению и протеканию эмоциональных явлений.

Именно участием подкорки объясняется во многом тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, а также с изменениями в деятельности скелетных, лицевых мышц и желез внешней и внутренней секреции. На эмоции и чувства человека влияет вторая сигнальная система. Переживания возникают не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, они могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными.

Ключевые слова: Эмоции, Чувства

Материалы по теме

Высшие эмоции и чувства

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Классификация эмоций и чувств

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Общие закономерности эмоций и чувств

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Развитие эмоций и чувств

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Понятие о чувствах и эмоциях

Вербина Г. Г., Психология эмоций

Определение эмоции и чувства

Штейнмец А.Э., Общая психология

Физиологические основы чувств и эмоций

Вербина Г.Г., Психология эмоций

Выражение эмоций и чувств

Максименко С.Д., Общая психология

Глава 7 Эмоции. Общая психология

Глава 7 Эмоции

7.1. Эмоции и их функции

Довольно сложно представить себе жизнь без эмоций, чувств, настроений. Мы ежедневно переживаем значительное число эмоциональных состояний. С помощью эмоций человек выражает собственные внутренние состояния, а также коммуницирует с другими людьми.

Эмоции — психологические состояния, выражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, удовлетворенности или неудовлетворенности человека. Эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира – людей, предметов, явлений и событий.

Выделяют пять основных функции эмоций.

– Оценка значимости происходящего. Эмоция дает возможность оценить силу раздражителя, его влияние на человека, оценить критическую или конфликтную ситуацию.

– Побуждение, мотивация к тем или иным действиям с целью удовлетворить свои потребности или желания. Эмоциональные состояния проявляются на физиологическом уровне – например, при выбросе в кровь адреналина. Эмоции служат в качестве побуждающей силы для удовлетворения каких-либо потребностей организма.

– Регуляция деятельности, оценка удавшихся или неудавшихся трудовых действий.

– Предвосхищение, способность опережать развитие событий, предугадывать приятный или неприятный исход.

– Экспрессивная – выражение эмоций в виде мимики, движений, жестов, звуков.

Эмоции обладают несколькими характеристиками, такими как возбуждение или сила, а также «заряженность» эмоции («положительные» и «отрицательные» эмоции).

– Эмоциональное возбуждение – повышение уровня активации центральной нервной системы, характеризующее силу эмоционального состояния. Эмоции характеризуются помимо психической активности еще и активностью двигательной. Наиболее сильные эмоции, как правило, наименее продолжительны. Примером сильного непродолжительного эмоционального состояния может служить аффект (речь о нем пойдет чуть позже). Слабо выраженные эмоции могут длиться достаточно долго (например, зависть или надежда).

– Знак эмоций. Эмоции могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные эмоции возникают в случае невозможности реализовать свои цели или задачи, при воздействии на человека вредных внешних факторов. Положительные эмоции возникают при реализации своих задач, удовлетворении потребностей.

Стоит отметить, что в рамках изучения эмоций можно говорить об эмоциональных состояниях, т.е. некоторых устойчивых формах проявления эмоций. Эмоциональные состояния отличаются достаточно большой длительностью, плавностью протекания.

7.2. Эмоциональные состояния

Рассмотрим некоторые основные виды эмоциональных состояний.

– Настроение является отражением эмоционального состояния человека, его чувств.

Настроение бывает плохим (характеризуемым усталостью, раздражительностью, пассивностью) или хорошим (при котором человек активен, весел, полон сил). При этом настроение человека может сохраняться в течение длительного периода времени или часто меняться.

– Тревога – эмоциональное состояние, характеризующееся чувством неопределенности, плохими предчувствиями, восприятием безопасных ситуаций как содержащих угрозу. В отличие от чувства страха тревога редко имеет конкретный стимул и зачастую беспочвенна. При этом она играет значительную защитную функцию, выраженную в том, что человек не станет реагировать на стимул, по отношению к которому испытывает чувство тревоги. Склонность часто испытывать тревогу может говорить о том, что человек не уверен в себе, у него низкая самооценка.

– Фрустрация

(лат. frustratio – обман, неудача) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления какой-либо значимой для человека цели, неудовлетворения значимой потребности и вызываемое непреодолимыми препятствиями в их достижении. Если не устранить причины фрустрации, то человек может впасть в депрессивное состояние, испытывать проблемы с памятью и мышлением. Негативный эффект фрустрации проявляется часто в агрессивном поведении, злости, утрате самоконтроля. Невозможность преодоления отрицательных факторов выливается в поиски компенсации, что проявляется в уходе от реальности, чувстве безысходности.

– Стресс (от англ. stress – напряжение) – реакция организма на экстремальное, сильное воздействие, физическое или психологическое, а также возникающее в ответ на данное воздействие состояние нервной системы или организма в целом. На человека ежедневно воздействует целый ряд сильных раздражителей, называемых стрессорами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Хьюго Бруно Селье (1907–1982) – врачом-эндокринологом. По мнению Селье, стресс представляет собой органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное некоторыми раздражающими факторами. Селье исследовал влияние стрессоров на крыс и других животных, подвергая их неприятным или болезненным стимулам. Он обнаружил, что все животные демонстрируют ряд схожих реакций на стрессоры, который он назвал «Общим адаптационным синдромом» и описал в работе «Синдром, вызванный различными повреждающими агентами» («A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents»), опубликованной в 1936 г. в журнале «Природа» («Nature»).

Селье выделил три стадии общего адаптационного синдрома.

1. Стадия тревоги. В случае восприятия угрозы от стрессора человек начинает испытывать чувство тревоги, а также дискомфорт от того, что не осознает причину тревоги. При усилении дискомфорта человек стремится снять напряжение (например, после тяжелого трудового дня человек может спать дольше обычного).

2. Стадия сопротивления. В случае увеличения работы стрессора организму необходимо бороться с его негативными эффектами, адаптироваться к неблагоприятным условиям. Для поддержания стабильного состояния и сопротивления стрессорам необходимо значительное усилие.

3. Стадия истощения. На данной стадии человек задействует все ресурсы для противостояния стрессогенным факторам, что приводит к невозможности поддержания нормального функционирования нервной системы и своевременного восстановления физических сил. Запас сил заканчивается, и результатом долговременной стадии истощения могут стать серьезные проблемы со здоровьем, потеря трудоспособности.

В 1974 г. американский психолог Ричард С. Лазарус (1922–2002), профессор Университета Калифорнии, предложил модель, разделяющую стресс на два вида: эустресс, или австресс (eustress), и дистресс.

Эустресс – здоровый, положительный стресс. Слово образовано от греческого эу (eu), что означает «хороший». Соединение этой приставки со словом «стресс» означает «хороший стресс». Впрочем, хорошим является скорее стрессор, так как даже эустресс может нанести вред здоровью человека. Как правило, такой вид стресса вызывается положительными эмоциями, способен мобилизовать человека к адаптации в той или иной среде. Примерами эустресса можно считать праздники или выходные, победу на соревнованиях, получение повышения по службе, романтические отношения и т.д.

Дистресс – негативный тип стресса, оказывающий отрицательное влияние на организм, с которым человек не в силах справиться.

Симптомами стресса могут являться головные боли, упадок сил, переменчивое настроение, вялость.

Стрессорами могут являться:

– сенсорные раздражители – боль, яркий свет, резкий звук, шум;

– жизненные события – смерть и рождение детей, свадьбы и разводы, ссоры в семье;

– факторы, связанные с трудовой деятельностью, – безработица, жесткие планы выполнения работы, конфликты с коллегами;

– жизненный стиль – пьянство, недостаточный сон.

Как правило, выделяют два основных вида стресса – физиологический и психологический. Физиологический стресс вызывается непосредственным воздействием неблагоприятного стимула на организм (например, соприкосновение с раскаленным или ледяным предметом). Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в случае информационной перегрузки, когда человек не справляется с задачами, не успевая принимать верные решения в требуемом темпе при высоком уровне ответственности за окончательный результат. Эмоциональный стресс проявляется в случаях угрозы, опасности, обиды и т.д.

Влияние стрессогенных факторов на здоровье человека можно оценить с помощью шкалы Холмса – Раге. Современная шкала содержит список из 41 стрессогенного события, каждое из которых способно привести к заболеванию человека.

В 1967 г. психологи Томас Холмс и Ричард Раге провели исследование более 5000 пациентов, предложив им список из 43 жизненных событий. В результате была установлена высокая корреляция между этими событиями и заболеваниями людей.

В 1970 г. было проведено исследование, целью которого была возможность предсказать возможное заболевание. Шкала была предложена 2500 морякам, которые должны были указать стрессогенные события, которые произошли с ними за последнее полугодие. Наблюдение за состоянием здоровья моряков в течение последующего полугодия позволило установить связь между количеством стрессогенных событий и продолжительностью и сложностью заболевания.

Для получения результата, отражающего влияние стресса на здоровье, необходимо выбрать все события, которые происходили с человеком за последний год. Сумма баллов и окажется необходимым отражением стресса.

Приведем пример некоторых жизненных событий и соответствующих им баллов.

При высоких показателях стресса вероятность заболевания в ближайшие два года достигает 80%. Большое количество баллов служит сигналом, предупреждающим об опасности. Подсчет суммы баллов дает возможность воссоздать картину стресса и определить, какие именно жизненные ситуации негативно влияют на здоровье.

Существует несколько основных способов борьбы со стрессом и управления им:

– изучение и применение методик релаксации;

– употребление успокоительных травяных сборов;

– изменение питания – потребление меньшего количества жирной пищи и большего – фруктов и овощей;

– прогулки на свежем воздухе;

– управление своей агрессией – не срываться на близких людей из-за стрессов на работе;

– уменьшение числа стрессоров и их интенсивности.

– Аффект (лат. affectus — страсть, душевное волнение) – кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание, проявляющееся во временной дезорганизации сознания. Аффект является мощной эмоциональной реакцией, полностью захватывающей психику человека и вызывающей некоторые действия. Такие действия могут быть неосознанными, и в таком случае человек не может восстановить их в своей памяти. Во время аффекта способность мыслить рационально и контролировать свои поступки резко снижается. Поступки при аффекте свершаются не по четко обдуманной схеме, основанной на логике. Аффект может проявляться в форме ухода от тревожащей человека ситуации или в форме ступора, но чаще всего проявляется в немотивированной агрессии. Ход аффекта вызывает у человека потерю значительных сил, за счет того, что человек дает выход своим эмоциям.

В развитии аффекта выделяют три основных этапа.

1. Подготовительный этап. Человек становится напряженным, дезорганизуются основные психические процессы.

2. Этап взрыва. Человек теряет контроль над ситуацией и утрачивает самообладание. Эмоциональное перевозбуждение сопровождается плохо контролируемыми действиями. Нарушается ясность сознания.

3. Заключительный этап. Нервное напряжение спадает. Происходит истощение как психических, так и физических сил. Возникает состояние депрессии, слабости.

Страх – неприятное ощущение, эмоциональный ответ на опасность – реальную или нет. Страх может проявляться в виде возбужденного или подавленного эмоционального состояния. Страх может быть описан различными терминами в зависимости от степени выраженности.

Отвращение – эмоциональное состояние, вызываемое объектами, прямое или опосредованное соприкосновение с которыми вступает в противоречие с эмоциями, желаниями, принципами и установками человека.

Испуг – сильное эмоциональное потрясение, вызываемое прямым восприятием чего-либо неожиданного. Как правило, испуг является кратковременным состоянием.

Ужас – крайняя форма страха, наиболее сильное и интенсивное душевное потрясение. Зачастую ужас выражает реакцию на уже свершившееся событие.

Паранойя (от др.-греч. ???? — рядом, около, отклонение от чего-либо, ???’? — мыслить) – мания преследования. Данное психическое расстройство характеризуется длительными периодами необоснованного недоверия к окружающим, а также повышенной восприимчивостью.

У многих возникают проблемы с определением разницы между паранойей и фобией. Например, человек может бояться летать на самолетах, в том числе из-за страха авиакатастрофы. Мы можем назвать это фобией. Однако, если человек объясняет свой страх без должных доказательств и оснований тем, что пилот самолета – алкоголик и самолет упадет по этой причине, мы можем считать такое расстройство именно паранойей.

Признаками паранойи является то, что человек уверен в том, что ему хотят причинить вред, причем умышленно. Наиболее распространенным проявлением паранойи является убежденность в том, что человека преследуют, пытаются отравить или любят люди с более высоким социальным статусом.

Последнее расстройство – «синдром де Клерамбо» (эротомания) – было впервые научно обосновано в 1921 г. В основе данного синдрома лежит убежденность больного человека в том, что в него тайно влюблена персона с более высоким социальным статусом (зачастую известные личности – актеры, политики, спортсмены и т.д.). Покушение на жизнь 40-го президента США Рональда Рейгана, совершенное Джоном Хинкли, было вызвано как раз «синдромом де Клерамбо» и убежденностью в том, что смерть президента «впечатлит» знаменитую актрису Джоди Фостер, заставив ее «признаться в своих чувствах», а также позволит самому Хинкли стать не менее знаменитым и равным ей по статусу. Еще одним известным параноидальным расстройством является «синдром Кандинского – Клерамбо», выражающийся в убежденности больного в том, что его рассудком управляет кто-то другой или «высшие силы».

Фобия (от др.-греч. ????? — страх) – устойчивое проявление страха различных ситуаций, поступков, вещей, людей и т. д. Основным симптомом является желание любой ценой избежать источника страхов. Принято считать, что фобиями страдают порядка 10–20% жителей Земли.

Существует несколько разновидностей фобий.

• Авиафобия – боязнь полетов на самолете.

• Агорафобия – боязнь открытого пространства.

• Акрофобия – боязнь высоты.

• Алгофобия – боязнь боли.

• Арахнофобия – боязнь пауков.

• Аутофобия – боязнь одиночества.

• Афобофобия – боязнь отсутствия фобий.

• Бактериофобия – боязнь заразиться бактериями.

• Гемофобия – боязнь крови или ее вида.

• Гидрофобия – боязнь воды.

• Демофобия – боязнь толпы, большого скопления людей.

• Зоофобия – боязнь животных, чаще всего какого-либо определенного вида.

• Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства.

• Мезофобия – навязчивый страх заражения, попадания инфекции и последующего заболевания.

• Трипанофобия – страх перед уколами.

Помимо собственно психологических расстройств применительно к фобиям можно говорить и о существовании среди них ряда предубеждений, негативных или неприязненных отношений к каким-либо объектам или субъектам.

• Геронтофобия – страх старения или общения со стариками.

• Гомофобия – негативное отношение к гомосексуальности или гомосексуалистам.

• Психофобия – предубеждение против душевнобольных или дискриминация их.

• Ксенофобия – негативное отношение к иностранцам, приезжим.

• Христианофобия и исламофобия – негативное отношение к представителям христианства и ислама.

Число фобий велико, более того – в современном мире их число возрастает. Далеко не все они широко распространены, а некоторые могут показаться абсурдными. Примером составной фобии может являться «гексакосиойгексеконтагексапараскаведекатриафобия» – боязнь числа 666 в конкретный день – пятницу, 13-го.

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на умышленное причинение вреда другим людям. Агрессия может быть физической, словесной или психологической. Диапазон агрессивных действий может начинаться от словесных угроз или оскорблений и заканчиваться международными военными конфликтами.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную для человека потребность.

Удивление – реакция на внезапно возникшие обстоятельства или какое-либо событие, которая может иметь как положительный заряд, так и отрицательный.

Стыд – эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков или мыслей ожиданиям других людей, а также собственным представлениям о подобающем поведении.

Эмоциональные реакции (в отличие от устойчивых эмоциональных состояний) характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью.

Эмоциональная реакция возникает как ответ на какой-либо раздражитель (испуг от резкого звука, гнев или радость в случае гола в ворота одной из футбольных команд и т.д.). Интенсивность эмоциональных реакций может варьироваться от крайне слабой и зачастую не воспринимаемой самим человеком до чрезмерно яркой.

Эмоциональные отношения называют также чувствами. Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом, имеющим значение для человека. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний прежде всего длительностью – они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь. Чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственные (моральные) чувства – чувства, возникающие при соотнесении воспринимаемых явлений действительности с выработанными обществом нормами. Нравственные нормы складываются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, религии, господствующей идеологии и т.д. К нравственным чувствам относятся гуманность, любовь, доброжелательность и т.д. К аморальным – эгоизм, жадность. Хотя стоит заметить, что в современном мире с его представлениями о морали едва ли не все чувства, ранее считавшиеся отрицательными, ныне признаются многими как совершенно естественные.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе деятельности человека, формируются на основе его работы и ее успешности. К чувствам интеллектуального характера можно отнести любознательность, работоспособность, самокритичность и т.д.

Эстетические чувства отражают эмоциональное отношение человека к прекрасному. Данный вид чувств проявляется в отношении к природе, искусству.

Литература

1.  Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л.: Наука, 1989.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

5. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 1984.

6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 1987.

7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.

8. Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М.: Просвещение, 1989.

9. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения.  – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

10. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М.: Знание, 1983.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.

13. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.

14. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Наука, 1988.

15. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Сб. статей. – М.: Прогресс, 1978.

16. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1966.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Почему важно «чувствовать» все свои чувства

 

 

Есть причина, по которой у всех нас есть широкий спектр эмоций: они нам нужны.

 

Эмоции помогают нам общаться с другими, например, когда нам грустно и нам нужна помощь. Они также могут помочь нам действовать быстро в важных ситуациях.

 

Например, когда вы собираетесь перейти улицу и видите быстро приближающуюся машину, страх заставляет вас прыгнуть обратно на бордюр. Эмоции также предоставляют важную информацию и иногда могут восприниматься как «внутреннее чувство» или интуиция.

 

Что такое эмоциональная инвалидность?

 

Эмоциональное обесценивание происходит, когда мы говорим кому-то, что его чувства «неправильны».

 

Иногда это может звучать как «вы слишком остро реагируете, просто смиритесь с этим, по крайней мере, у вас [пусто] или только хорошее настроение». Мы также можем сделать то же самое с собой в форме нашего собственного разговора с самим собой.

 

Противоположностью аннулирования является подтверждение, и это происходит, когда мы сообщаем, что чьи-то эмоции имеют смысл или, по крайней мере, понятны.

 

Почему эмоциональное обесценивание причиняет боль?

 

Инвалидация причиняет боль, потому что она сообщает, что понятные чувства в чем-то неправильны или плохи.

 

Это затрудняет понимание того, что мы чувствуем, обработку своих эмоций и получение поддержки от других.

 

Инвалидация ослабляет нашу связь с другими и усиливает чувство одиночества, тогда как валидация делает обратное. Валидация помогает нам чувствовать себя более связанными с другими и более эффективно решать проблемы.

 

Как может помочь признание того, что вы не чувствуете себя хорошо?

 

Простое навешивание ярлыков на то, что вы чувствуете (без осуждения), может помочь регулировать ваши эмоции. Эмоции приходят и уходят, как волны, если мы им позволяем. Идея здесь состоит в том, чтобы оседлать волну эмоций, вместо того, чтобы пытаться остановить гигантскую волну и поддаться давлению.

 

Почему игнорирование гнева, горя и печали может быть вредным?

 

Когда мы игнорируем свои чувства, возникает эффект «бумеранга», когда эмоции возвращаются позже, а иногда даже сильнее, чем были раньше. Разрешение себе чувствовать то, что мы чувствуем, помогает нам двигаться вперед, а не застревать.

 

Почему мы боремся со своими чувствами, пока затягивается пандемия COVID-19?

 

Все мы время от времени испытываем негативные и подавляющие эмоции. Факторы, которые делают нас более уязвимыми для негативных эмоций, включают: физические болезни, бессонницу/усталость, употребление психоактивных веществ, голод или переедание, слишком много времени и угрозы в окружающей среде.

 

Пандемия COVID-19 создала ситуацию, когда эти факторы проявляются чаще и/или интенсивнее. Поэтому имеет смысл, что по мере продолжения пандемии все больше из нас борются с более негативными и подавляющими эмоциями.

 

Когда вам следует обратиться за психологической помощью?

 

Если вы обнаружите, что эмоции вызывают дистресс и/или влияют на ваше функционирование, возможно, пришло время обратиться за профессиональной помощью. Терапевты и психиатры создают для вас безопасную среду, в которой вы можете исследовать свои эмоции и помогать находить решения жизненных проблем.

 

Эмили Бучер — психиатр-консультант в Медицинском центре Векснера Университета штата Огайо.

 

Почему эмоции так важны? И как с ними справляться

Эмоции влияют на большее, чем вы можете себе представить — на мотивацию, обучение, принятие решений, связь и многое другое.

Много раз, часто в периоды больших испытаний, эмоции могут ощущаться скорее как бремя, чем благословение.

Но эмоции могут быть сильными.

Они могут помочь вам выжить, расти и общаться с другими. И они могут направлять ваши решения, поведение и мотивацию.

В младенчестве эмоции — это то, как вы учитесь общаться, еще до того, как научитесь говорить.

В то время как сильные эмоции могут ощущаться как много , без них жизнь может казаться пресной, приглушенной и пустой. Эмоции – неотъемлемая часть человека.

Эмоции не всегда получают ту репутацию, которую они заслуживают.

Когда вы проявляете эмоции, некоторые люди могут расценить это как проявление слабости. Когда вы проявляете слишком много эмоций, люди могут критиковать вас за то, что вы «слишком эмоциональны».

Но эмоции могут сыграть роль во многих аспектах жизни, включая:

  • Рост и развитие
  • Выживание
  • Более высокие уровни осознания
  • Внимание
  • Мотивация
  • Изучение и память
  • . Принятие решения и задача
  • . направляющее поведение
  • связь и привязанность к другим
  • общее благополучие

«Эмоции имеют значение, потому что они обычно диктуют, что будет дальше от нас», — говорит Челси Виньяс, лицензированный брачный и семейный терапевт, владелец Therapize, виртуального частного попрактиковаться в работе с женщинами-лидерами при синдроме самозванца, перфекционизме и травмах.

«То, как вы относитесь к событию, обычно влияет на ваше поведение», — добавляет Виньяс.

Вы можете подумать о времени, когда вы чувствовали себя измотанным и разочарованным, а не о том, когда вы были взволнованы и счастливы. Весь ваш день, включая ваше поведение, ваше физическое и психическое самочувствие, а также ваше внимание, могут зависеть от ваших эмоций.

Что говорят исследования о важности эмоций?

  • Небольшое исследование 2014 года показало, что эмоции могут влиять на то, как мы думаем, принимаем решения и решаем проблемы, особенно с мыслительными задачами.
  • В обзоре исследований 2021 года исследователи объяснили, как эмоции — это способ, которым люди эволюционировали для решения проблем в постоянно меняющемся мире. Они помогли нам развить способности находить пищу, воду, кров, половых партнеров, поддержку и защищаться от опасностей.
  • Согласно обзору 2017 года, эмоции также могут сильно влиять на наше внимание и память. Когда у нас возникают сильные эмоции или эмоциональные события, мы часто обращаем внимание более подробно и помним вещи более четко и дольше. Возможно, именно поэтому травматические события остаются с нами так ярко.

Даже негативные эмоции имеют значение. Они помогли нам выжить как виду, сосредоточив наше внимание на опасности и подготовив тело к ответной реакции. Страх побуждает нас сражаться или бежать, гнев побуждает нас атаковать, а чувство вины может научить нас учиться на своих ошибках.

Хотя никто не хочет грустить или злиться, отрицательные эмоции по-прежнему важны. Они также лежат в основе многих состояний психического здоровья, таких как депрессия и тревожность, поэтому очень важно бороться с ними и регулировать их.

Вы будете всегда чувствовать эмоции, даже если вы их не понимаете, не обращаетесь к ним или не принимаете их. Но это помогает, когда вы это делаете.

В культурах или обществах, где людям говорят, что быть «слишком эмоциональным» — это плохо, может быть трудно выразить то, что вы чувствуете.

Виньяс говорит, что люди также часто осуждают свои эмоции: Я не должен плакать. Не могу поверить, что это все еще беспокоит меня.

«Когда вы сможете распознать свои эмоции в том, что они собой представляют — часть информации в данный момент вашей жизни — тогда вы сможете начать двигаться вперед», — объясняет она.

Подавление эмоций также может негативно сказаться на вашем психическом благополучии, не говоря уже о ваших отношениях, навыках общения, уровне стресса и многом другом.

«Мы созданы для связи, и отказ от самовыражения идет вразрез с нашей биологией», — говорит Виньяс.

Разрешить себе чувствовать — действительно чувствовать — невероятно мощная вещь. И это может помочь вам лучше регулировать и принимать свои эмоции.

Что происходит, когда вы не принимаете свои эмоции?

«Когда мы не принимаем свои эмоции, это может привести к длительной боли, принятию решений, которые не обязательно отвечают нашим интересам, или проявлению негативных чувств», — говорит Виньяс.

Когда вы не принимаете свои эмоции, вам может быть труднее принять себя.

Исследование 2017 года показало, что когда люди практикуют принятие, их психологическое благополучие улучшается. Когда вы принимаете вещи такими, какие они есть, вы с меньшей вероятностью сначала отреагируете, а потом подумаете. Это может привести к тому, что вы будете испытывать меньше негативных эмоций, когда испытываете стресс.

Виньяс говорит, что неприятие своих эмоций имеет один положительный момент: вы остаетесь в своей зоне комфорта. «[Но] нет места для роста, любви или исцеления без принятия своих эмоций такими, какие они есть», — говорит она.

Когда вы начнете принимать свои эмоции, вы можете просто начать чувствовать себя более спокойно и контролировать ситуацию.

Контакт со своими эмоциями может помочь в эмоциональной регуляции. Регулирование эмоций включает в себя способность распознавать эмоции, управлять ими и реагировать на них по мере их поступления.

«Изучение того, как ваши эмоции влияют на вас, а затем способность регулировать их, может повысить самооценку [и] уверенность и привести к более полноценной жизни», — говорит Виньяс.

Она предлагает пять советов, как войти в контакт со своими эмоциями:

Записывайте свои чувства

Вы можете вести дневник или просто записывать их на своем телефоне, но Виньяс рекомендует уделить время тому, чтобы записать эмоции — отрицательные, положительные, или где-то посередине — и почему это повлияло на вас.

«Таким образом, вы сможете больше узнать о себе и с легкостью выразить себя другим», — говорит она.

Ежедневная проверка вашего психического здоровья

Запись того, что вы чувствуете, может быть частью ежедневной проверки психического здоровья, которая может помочь вам лучше понять себя и то, что вы чувствуете.

Вы можете начать проверять себя, просто выработав привычку спрашивать себя: «Как я сегодня поживаю?»

А если у тебя не все хорошо? Виньяс советует «интересоваться этой эмоцией, а не осуждать ее».

Если вы ругаете себя за то, что вам грустно или сердиты, это может только подготовить почву для того, чтобы вы чувствовали себя плохо до конца дня.

Наклонитесь и примите свои эмоции

«Если вам грустно, позвольте себе плакать вместо того, чтобы сдерживать слезы», — говорит Виньяс. «Если вы чувствуете себя счастливым, улыбнитесь и сообщите об этом другим. Чем раньше вы признаете это чувство, тем быстрее вы сможете пройти через него».

Избавление от негативных мыслей и эмоций

«То, как мы думаем, определяет то, что мы будем чувствовать и, в конечном счете, то, как мы будем действовать», — говорит Виньяс.

Вы не можете взмахнуть волшебной палочкой и изменить свои негативные мысли на позитивные, но вы можете предпринять шаги, чтобы распознать, признать и уйти от негативных историй.

Один из этих шагов — изменить информацию, которой вы себя окружаете.

«Если мы наполняем свой разум плохими мыслями, это может повлиять на то, как мы себя чувствуем, а затем и на то, как мы будем относиться к себе и другим», — говорит она. Она рекомендует просматривать подкасты, книги и видео на YouTube, которые содержат позитивные сообщения или к которым вы можете каким-то образом относиться.

«Это может помочь нам лучше относиться к себе», — добавляет она.

Протяни руку помощи, когда это необходимо

«Хотя все по-разному реагируют на трудные события, в конечном итоге становится невыносимо скрывать все, что вы чувствуете», — говорит Виньяс. «Когда мы начинаем говорить о своих чувствах другим, у нас развивается чувство эмоциональной близости».

Она добавляет, что эмоциональная близость также может уменьшить одиночество и негативные чувства в целом, потому что вы можете дать им выход.

Если вы состоите в отношениях, она говорит, что выражение ваших чувств может дать вам возможность сблизиться. «Однако скрывать свои чувства может означать создание дистанции, предположений и привести к негативным чувствам», — говорит она.

Разговор со специалистом в области психического здоровья действительно может помочь вам разобраться со своими эмоциями, особенно если вам сложно справиться с этим в одиночку или с друзьями или членами семьи.

«Это может быть чрезвычайно полезно для вас, если вы лично исследуете, откуда исходят ваши чувства, с профессионалом, которому не все равно», — говорит Виньяс.

Если вам нужна помощь в поиске терапевта, в Psych Central есть руководство для этого.

Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что когда люди считают, что их эмоции вышли из-под контроля, это убеждение может фактически способствовать депрессии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts