9 главных понятий, помогающих постичь японскую культуру • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсКак понять ЯпониюЛекцииМатериалыОчарование вещей, печаль одиночества, приглушенность на грани исчезновения красок и звуков, следы времени, вечное в текущем, сломанная ветка и другие красивые метафоры, которыми еле-еле можно объяснить непереводимые японские слова
Автор Елена Дьяконова
Предуведомление. Точных определений рассмотренных ниже понятий не существует, они, как и другие представления, возникшие в Японии в Средневековье, расплывчаты, плохо формулируются, но ясно ощущаются. Перевести их одним словом невозможно. Европейское сознание требует ясной логики, четких формулировок, а японское скорее погружает свои понятия в тень, относится к ним более потаенно, интимно. Отсюда множество интерпретаций, с одной стороны, с другой — отсутствие каких бы то ни было пояснений, кроме метафорически-загадочных.
物の哀れ
Моно-но аварэ — буквально «очарование вещей». Понятие, пронизавшее всю историю классической словесности, сложилось к Х веку. Хорошо восстанавливается из синхронных средневековых текстов: прозы, стихов, эссе. Понятие «вещи» нужно в данном случае толковать расширительно: вещи — это не только предметы этого мира, но и чувства людей, и сами люди. Аварэ — «печальное очарование», возникающее при взгляде на «вещи мира», главное свойство которых — бренность и изменчивость. Печальное очарование вещей связано во многом с осознанием бренности, мимолетности жизни, с ее ненадежной, временной природой. Если бы жизнь не была так мимолетна, то в ней не было бы очарования — так написала в ХI веке знаменитая писательница. Моно-но аварэ связано еще и с необычайной чувствительностью, которая культивировалась в классическую эпоху Хэйан (IХ–ХII века), умением улавливать тончайшие токи жизни.
Одна поэтесса писала, что слышит шуршание крови, бегущей по ее жилам, слышит, как опадают лепестки сакуры. Аварэ означало возглас, передаваемый междометием «ах!», затем приобрело значение «очарование». Другие авторы считают аварэ ритуальным возгласом: «аварэ!» — так вскрикивали в важнейшие моменты действ и представлений древней религии синто. Кацусика Хокусай. Игроки. 1830–1850 годы © The Library of Congress無常
Мудзё — «эфемерность», «бренность», «изменчивость». Понятие, сложившееся в раннее Средневековье под влиянием буддизма, особенное состояние души, когда человек остро ощущает быстротечность времени, хрупкость и изменчивость каждого момента бытия. Мгновение переживается как что-то ускользающее из рук. Время уносит людей, чувства, разрушает дворцы и хижины, изменяет очертания морского берега — эта мысль не нова, новое — в отношении японцев к течению времени как к чему-то переживаемому трагически. Эфемерность, бренность становится одной из главных категорий японской культуры на многие столетия, категория эта меняется — в ХVII веке она принимает форму
寂び侘び
Саби/ваби. Саби — понятие средневековой эстетики, может быть описано как «печаль одиночества», «бедность», «пресность», «слабость», «безмятежность», «тень», «приглушенность на грани исчезновения красок и звуков», «отрешенность». Все эти определения приблизительно описывают круг значений, но не раскрывают его полностью. Слово это встречается еще в VIII веке в первой поэтической антологии японцев «Собрание мириад листьев» («Манъёсю»). Поэт Фудзивара-но Тосинари в ХII веке уже использовал это слово. В одном его пятистишии-танка есть образ: «замерзший чахлый тростник на морском берегу», который считается ранним воплощением саби. Однако эстетика саби в ее нынешнем виде создана была в ХVII веке поэтом хайку Мацуо Басё и его учениками. Так и хочется написать, что они сформулировали принципы этой эстетики, но это не так — скорее они умели навеять ощущение одиночества, печали, отрешенности от мирской суеты в духе философии дзен-буддизма.
Оказала влияние и философия отшельничества, удаления от мира, одинокой аскетичной жизни в горах, бедной, но внутренне сосредоточенной, — но и эта внятная философия не все объясняет. Ничего определенного сказано или записано не было — в этом и состоит загадка поэтики саби/ваби. Когда у поэта Мацуо Басё спросили, что такое саби, он ответил, что представляет себе старого человека, надевающего парадные одежды, чтобы отправиться во дворец. Басё никогда не давал четких определений, он изъяснялся метафорически, роняя загадочные фразы, полные скрытых смыслов, которые затем его ученики интерпретировали. Саби трудно уловить, в него нельзя ткнуть пальцем, оно скорее разлито в воздухе. Саби иногда описывается как «красота древности». Ваби
— это другая сторона саби; для его описания можно выбрать слово «опрощение». Если нанизывать определения, то подойдут слова «бедность», «скромность», «скудость» (в том числе и скудость слов для изображения чего-либо), «пресность», «одиночество странника в пути», «тишина, в которой слышны редкие звуки — капли, падающие в чан с водой». Отсутствие пафоса, сознательный примитивизм — это тоже ваби. Отчасти определения ваби совпадают с определением саби, — с другой стороны, это разные вещи, эти понятия двоятся. В чайной церемонии, например, саби отчасти воплощено в понятии нарэ — «патина», «следы времени». Кацусика Хокусай. Чашка. 1830–1850 годы © The Library of CongressАудио!
Курс «Культура Японии в пяти предметах»
О том, какое отношение понятие «ваби» имеет к чайной церемонии, почему японский меч — не меч и как ширма спасает от злых духов
慣れ
幽玄
Югэн — «скрытая красота», «таинственная красота». Самое загадочное понятие японской эстетики, трудно поддающееся расшифровке. Известно, что слово это пришло из китайских философских сочинений, где означало «глубокий», «неясный», «таинственный». Югэн часто понимается как внерациональное постижение печальной красоты мира и человеческих чувств. В поэзии пятистиший-танка словом «югэн» описывался глубинный смысл стихотворения, о котором следует догадываться, при прочтении текст почти не дает разгадок. Поэт ХIII века Фудзивара-но Тэйка в своем учении предлагает буддийскую категорию
不易流行
Фуэки-рюко — «вечное — текущее» или «вечное в текущем». В поэзии трехстиший-хайку фуэки-рюко — это ощущение постоянства и незыблемости вечного в непрерывно меняющемся мире, это и незыблемость поэтической традиции, неразрывно связанной с изменчивостью форм, это глубокое осознание того, что вечное слито с текущим. Всеобщий, «космический» план соотносит стихотворение с миром природы, с круговращением времен года в самом широком смысле. Есть еще один план в стихотворении — конкретный, предметный, осязаемый мир четко обрисованных, а точнее, названных вещей. Поэт Такахама Кёси в ХХ веке писал: «В поэзии нет места лишним словам о предметах и явлениях, они привлекают человеческие сердца простыми звуками». Отличия «вечного» и «текучего» порой выявляются не сразу. Оба элемента не должны автоматически вытекать один из другого, иначе между ними не будет напряжения. В то же время «они не должны быть совершенно независимыми; перекликаясь друг с другом, они должны порождать одинаковые обертоны, ассоциации». Единство этих двух начал и составляет смысл стихотворения.
栞
Сиори — некогда это слово означало «сломанную ветку», то есть знак, указывающий путь в лесу, затем «закладку в книге», есть и буквальное значение «гибкость». Cиори — состояние духовной сосредоточенности, необходимое для постижения глубинного смысла явлений. Ученик Басё поэт Кёрай писал, что сиори следует понимать как «сострадание», «печаль», «жалость», вместе с тем оно не выражается ни содержанием стихотворения, ни словами, ни приемами, чувство сиори не может быть передано обычным образом, а заключено в подтексте (ёдзё), который раскрывается через ассоциации. «Это то, о чем трудно сказать словами и написать кистью» — слова Кёрая.
Кацусика Хокусай. Огурец и баклажан. 1830–1850 годы © The Library of Congress渋み
Сибуми — тип и ощущение красоты, возникшее в ХIV веке, ассоциируется с вязким терпким вкусом хурмы. Когда говорят о сибуми, вспоминают также горьковатый вкус зеленого чая. Сибуми трудно для осмысления, это ощущение просто приходит к человеку без долгих объяснений. Сибуми передает ощущение терпкой горечи бытия, простоту, мужественность, отказ от красивости, необработанность формы, изначальное несовершенство. Например, ценятся чашки для чайной церемонии, в которых ощущается первозданное естество глины, из которой она сделана, они могут быть похожи на раковины, на куски дерева, словно найденные на берегу моря. Человек, чайная чашка, меч, одежда, стихотворение, картина могут быть сибуй. В тексте сибуй может выражаться в недосказанности, отсутствии лишних, «красивых» слов. Сибуй воплощается через простоту, приближенность к природе, отсутствие «сделанности». Сибуми — это высшая мера красоты и похвалы красоте. Некоторые авторы определяют сибуми как «совершенство без усилий», как спокойствие, «простоту духа». Сибуми не нужно постигать, оно является само. Сибуми — это не понимание, а просто знание без усилий, это «красноречивое молчание». Один автор считал, что свободный полет птицы в воздухе может быть сибуми.
Японская керамика — в подкасте «Зачем я это увидел?»
Как нелепые и кривоватые горшки стали национальной гордостью и символом страны? И какие идеи за ними стоят?
Теги
Азия
Словарь
Эксперт
Игра!От и до: расставьте события «Гарри Поттера» в правильном порядке
Когда погибает Северус Снегг? А эльф Добби? Что оказывается у Гарри раньше — мантия-невидимка или Карта Мародеров? Проверьте, хорошо ли вы помните книги о мальчике, который выжил. В конце игры вас ждет награда!
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
10 минут
1/6
Что японцы думают о себе
Как Запад заставил японцев стесняться самих себя и что они сделали, чтобы избавиться от комплексов
Читает Александр Мещеряков
Как Запад заставил японцев стесняться самих себя и что они сделали, чтобы избавиться от комплексов
10 минут
2/6
Открытие Фудзи
Как японцы долго не замечали самую известную гору в мире, а потом сделали ее частью своей идеологии
Читает Александр Мещеряков
Как японцы долго не замечали самую известную гору в мире, а потом сделали ее частью своей идеологии
10 минут
3/6
Рис и рыба
Как гастрономические традиции влияют на японский образ мышления
Читает Александр Мещеряков
Как гастрономические традиции влияют на японский образ мышления
11 минут
4/6
Японский этикет
Каким должно быть положение японца в пространстве и как оно влияет на его благополучие
Читает Александр Мещеряков
Каким должно быть положение японца в пространстве и как оно влияет на его благополучие
9 минут
5/6
Сакура.
Ускользающая красотаЧто значит для японца сакура и как ее можно приспособить для государственных нужд
Читает Александр Мещеряков
Что значит для японца сакура и как ее можно приспособить для государственных нужд
12 минут
6/6
Морфология японского сада
Для чего нужен японский сад и из каких элементов он состоит
Читает Александр Мещеряков
Для чего нужен японский сад и из каких элементов он состоит
Материалы
9 главных понятий, помогающих постичь японскую культуру
Печаль одиночества, приглушенность красок и прочие важные вещи
История Японии в 20 пунктах
Самые значимые для понимания японской истории даты и события
Краткая история японской еды
Как японская еда стала такой, как мы ее знаем
Секрет величия главных произведений японского искусства
Искусствовед объясняет, почему шедевры являются шедеврами
Как читать и понимать хайку
Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво
Как вы понимаете японцев?
Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев
Что японцы взяли у китайцев и как изменили
Китайские письменность, поэзия, бюрократия и другие полезные вещи, присвоенные японцами
Краткая история любви и ненависти к европейцам
Отношения Японии и Запада в 10 сюжетах: от боязни мушкетов до презрения к молоку
Аниме об истории Японии
Шесть мультфильмов, по которым можно изучить историю страны
Главные произведения японской литературы
15 выдающихся произведений VIII–XX веков, известных каждому японцу
Русско-японские отношения в кино
Семь японских фильмов послевоенного периода
Как полюбить японскую традиционную музыку
Минимальные знания для того, чтобы научиться слушать гагаку
Во что верят японцы
Краткий справочник по японским верованиям
Весь курс за 5 минут
Курс Александра Мещерякова «Как понять Японию» в кратком изложении
Александр Мещеряков: «Мне нравится японское обыкновение занимать как можно меньше места в пространстве»
Стихи о Японии
Стихи японоведа, историка и переводчика Александра Мещерякова
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»
Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas
Психологическая библиотека
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Учебник
ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ Понятие о чувствах. Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Тем же понятием обозначают и мимолетное удовольствие, возникшее из-за того, что после долгого дождя блеснуло солнце. Чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека. Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценивать жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т. д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации» потери и себя в этой ситуации. Итак, переживание связано объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней. Это и значит эмоционально пережить что-то. Переживание, таким образом, выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности и обретению необходимого равновесия. Чувства и потребности человека. Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Переживание радости при научном открытии активизирует поисковую деятельность ученого, поддерживает интенсивность процесса удовлетворения познавательной потребности. Интерес как форма проявления потребности всегда имеет яркую эмоциональную окраску. Чувства субъективно (для человека) выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовольствия и т.п.) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыда, раскаяния, тоски и т.п.). В психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций (П. В. Симонов). Сознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются более или менее осознаваемой субъектом реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее. Информационная концепция эмоции обладает несомненной доказательностью, хотя, скорее всего, не объясняет всю многообразную и богатую эмоциональную сферу личности. Далеко не все эмоции по своему происхождению укладываются в эту схему. Так, например, эмоция удивления явно не может быть отнесена ни к позитивным, ни к негативным эмоциональным состояниям. Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что изменить. Учитель, непозволительно грубо накричавший на ученика, действительно провинившегося, но, вероятно, не вызвавшего бы этим такой бурной реакции педагога, если бы не усталость и раздражение последнего после неприятного разговора с директором школы, может, успокоившись, переживать эмоцию огорчения, досады на свою несдержанность, стыда. Все эти эмоциональные состояния побуждают учителя каким-то образом исправить ошибку, найти способ показать мальчику, что он сожалеет о своей резкости, вообще построить свое поведение и свои взаимоотношения с ним на основе объективной оценки ситуации, приведшей к конфликту. Эмоция сигнализирует о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности. Чувства — одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности. Приведем простой пример. Если учителю истории сообщить, что в одной из зарубежных стран на преподавание его предмета резко уменьшено учебное время, то это вызовет некоторую эмоциональную заинтересованность фактом и попытку его осмыслить, понять, но не больше. Вместе с тем, если тому же учителю сообщат, что на прохождение одной из конкретных тем по истории ему даже незначительно урезано учебное время, это вызовет у него сильную эмоциональную реакцию. Соотношение между его потребностями (желанием наиболее полно и доступно изложить исторические факты) и их предметом (программным материалом) изменилось и породило эмоциональную реакцию. Физиологические и поведенческие компоненты эмоций. Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств являются результатом деятельности мозга. Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложным безусловным, так и с условным рефлексами. Как известно, системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий, а сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. Переживания чувств являются результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров. Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являются переживания чувств. Возникающие вследствие этого процессы возбуждения, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т. д. Эти процессы, протекающие во внутренних органах тела, сравнительно легко поддаются регистрации и самонаблюдению и в силу этого с давних времен зачастую принимались за причину чувств. В нашем словоупотреблении и до сих пор сохранились выражения: «сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце» и др. В свете современной физиологии и психологии очевидна наивность этих воззрений. То, что принималось за причину, является лишь следствием других процессов, происходящих в мозгу человека. Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. А если в подкорковых узлах полушарий и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, наблюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т. д. Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается и повышение, и понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. В последнее время физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированных мозговых структур для возникновения эмоциональных состояний. Опыты проводились на животных, которым вживляли электроды в определенные участки гипоталамуса (эксперименты Д. Олдса). При раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название «центров удовольствия». Когда же электротоком раздражались другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывало отрицательные эмоции и всячески стремилось избежать ситуации воздействия на эти участки, которые были названы поэтому «центрами страдания» Установлено, что существует связь между разными участками, отвечающими за возникновение отрицательных эмоций, — «центры страдания», расположенные в разных отделах мозга, образуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции переживаются довольно единообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма. В то же время центры, специализировавшиеся на продуцировании положительных эмоций, менее связаны друг с другом, в результате чего положительные эмоции более разнообразны в своем выражении. Разумеется, в особенностях функционирования мозга человека не следует усматривать прямую аналогию с физиологией эмоциональных состояний у животных, однако существует, очевидно, возможность выдвинуть базирующиеся на приведенных фактах обоснованные гипотезы о физиологических предпосылках возникновения человеческих эмоций. Существенно важные данные для понимания природы эмоций были также получены при изучении функциональной асимметрии мозга. В частности, выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, аправое -с отрицательными эмоциями. Все исследования физиологических основ эмоций отчетливо показывают их полярный характер: удовольствие — неудовольствие, наслаждение — страдание, приятное — неприятное и т. д. Эта полярность эмоциональных состояний находит основание в специализации мозговых структур и закономерностях протекания физиологических процессов.
|
КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИИ | Отступление разума: дилемма философии жизни
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Persson, Ingmar,
‘Концепция эмоций’
,
Отстушение разума: дилемма в философии жизни
(
, Оксфорд,
2005;
онлайн Edn, Edn, Oxford,
2005;
онлайн Edn, Oxford,
Oxford Academic
, 1 февраля 2006 г.
), https://doi.org/10.1093/0199276900.003.0006,
, по состоянию на 7 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОтступление разума: дилемма философии жизниМоральная философияФилософияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicОтступление разума: дилемма философии жизниМоральная философияФилософияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе эмоция определяется как обычно ощущаемый образец телесных изменений, вызванный убеждением. Вера не должна восприниматься как оценочная, поскольку это исключило бы определение оценки по отношению к эмоциям. В случае некоторых, но не всех видов эмоций, этот паттерн включает в себя приобретение некоторого желания. Наиболее важным моментом для настоящей книги является то, что эмоции — в отличие, например, от настроений — включают в себя веру, которая гарантирует, что могут быть причины для эмоций, что их можно оценить с точки зрения рациональности.
Ключевые слова: желание, эмоция, оценка, рациональность, причины
Предмет
ФилософияМоральная философия
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Что такое эмоции покупателя? Полное руководство
Узнайте, как работает CustomerXM
Демонстрация просмотра по запросу 11 минут чтения
Использование силы эмоций клиентов может помочь вам укрепить отношения с клиентами и повысить их лояльность. Узнайте, как включить информацию об эмоциях клиентов в свои бизнес-процессы, чтобы повысить качество обслуживания клиентов.
Что такое эмоции клиента?
Эмоции клиентов — это мера того, как клиенты относятся к своему опыту работы с компанией.
Динамика эмоций клиентов удивительно сложна. Возрастающее значение эмоций клиентов в клиентском опыте можно резюмировать, воспользовавшись старой цитатой: «Клиенты могут не помнить, каково было качество вашего продукта, но они всегда будут помнить, как они себя чувствовали». Эти чувства могут быть разницей между хорошими и отличными результатами для бизнеса.
Почему важны эмоции клиентов?
Эмоции клиентов вдохновляют на решения. Современные исследования показывают, что эмоции клиента являются важными показателями не только отдельных покупок, но и вероятности продолжения пути клиента и вдохновения других на этот путь.
В одном исследовании клиенты с эмоциональной связью тратили в два раза больше денег, чем клиенты, которые были просто довольны продуктом. Кроме того, Harvard Business Review обнаружил, что клиенты с сильной эмоциональной связью с брендом на 52% более ценны, чем клиенты, которые просто довольны.
Компании должны исследовать, как эмоции влияют как на индивидуальные решения, так и на долгосрочную лояльность, чтобы понять роль эмоций клиентов в более широкой стратегии обслуживания клиентов.
Понимание эмоционального взаимодействия клиентов с брендом может помочь создать лояльных клиентов с высокой пожизненной ценностью.
Какие эмоции могут проявлять ваши клиенты и когда?
Клиенты могут испытывать различные эмоции в ответ на взаимодействие с брендом, и то, как они будут себя чувствовать, повлияет на их долгосрочную лояльность к бизнесу.
Основываясь на анализе 10 000 клиентов в США и 100 000 взаимодействий с брендами, эксперт по работе с клиентами Qualtrics Брюс Темкин сузил эмоции, которые, по его мнению, испытывают клиенты, взаимодействуя с бизнесом. Эти эмоции существуют в диапазоне от положительных эмоций до отрицательных эмоций и включают в себя обожание, признательность, амбивалентность, волнение и гнев. Согласно этому исследованию, люди, испытывающие негативные эмоции, на 30% реже покупают другой продукт, но обожающие их покупатели покупают снова с оценкой 9.3% достоверности.
Определение случаев, когда ваши клиенты испытывают эти эмоции во время взаимодействия с клиентом, позволяет командам лучше использовать эмоциональные связи для улучшения бизнес-результатов. При составлении плана пути клиента организации ищут моменты, которые содержат наибольшую эмоциональную нагрузку независимо от того, являются ли эти эмоции положительными или отрицательными. Например, если клиенты часто выражают волнение во время процесса оплаты, это является болевой точкой на пути к покупке, и это может оттолкнуть их от повторной покупки. Если вместо этого клиенты почувствуют благодарность после получения кода скидки за лояльность, они могут потратить больше с вами.
Эмоции клиентов и удовлетворенность клиентов
Многие бренды анализируют удовлетворенность клиентов как отражение того, насколько эффективно организация удовлетворяет ожидания клиентов.
Однако, несмотря на то, что он может дать представление о влиянии бизнеса, сама по себе удовлетворенность клиентов не может дать представление об успехе стратегии компании в области обслуживания клиентов. Например, клиент может быть очень доволен, но совершенно не мотивирован совершать дополнительные покупки или рекомендовать бренд другим.
Когда вы объединяете удовлетворенность клиентов с более широкой стратегией, чтобы использовать эмоциональную связь, вы можете оценить, насколько вероятно, что клиенты будут покупать больше, рекомендовать больше и оставаться лояльными с течением времени.
Наше последнее исследование показало, что современные покупатели хотят, чтобы бренды устанавливали с ними эмоциональную связь и демонстрировали понимание их чувств. Более 60% потребителей хотят, чтобы компании больше заботились о них, и говорят, что в результате они будут покупать больше.
Удовлетворенность клиентов — гораздо более простая метрика для измерения, чем эмоции. Как описано в нашем руководстве по захвату эмоций клиентов, даже когда клиенты пытаются описать свои чувства, они могут не полностью понять свои собственные бессознательные эмоциональные реакции и не смогут точно описать свой опыт. В результате организациям следует использовать многоканальную аналитическую платформу для анализа эмоциональной связи клиента с вашим бизнесом на основе данных из разных источников.
Измерение удовлетворенности клиентов с помощью программ повышения удовлетворенности клиентов (CSAT)
Как улавливать эмоции клиентов
Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашим полным руководством о том, как уловить эмоции клиентов, и изучите некоторые основные моменты ниже.
Сбор больших данных об эмоциях клиентов
Чтобы понять эмоциональную связь между клиентами и брендом, компании должны анализировать как структурированные, так и неструктурированные данные.
Запрошенные структурированные данные включают:
- прямая отчетность клиентов посредством опросов
- запросов и ответов в социальных сетях
Вопросы прямого опроса или запросы в социальных сетях, которые вы можете задать своим клиентам об их эмоциональной связи с вашим брендом, могут быть следующими:
- Когда вы недавно испытали (конкретное взаимодействие), как вы себя чувствовали после завершения (взаимодействия)? Выбрать все, что подходит.
- «В какой степени (ваш бренд) вызывает у вас следующие эмоции, когда вы думаете о (бренде, услуге или продукте)?» Выбрать все, что подходит.
- Как вы относитесь к нашей новинке (товару или услуге)? Сообщите нам в комментариях!
Незапрошенные неструктурированные данные охватывают:
- упоминания в социальных сетях
- звонки в службу поддержки клиентов и транскрипции чата
- транскрипции чат-бота
- сторонних отзывов
Разговорный интеллект (или разговорные данные) об эмоциях клиентов можно собирать с помощью искусственного интеллекта (ИИ), машинного обучения, обработки естественного языка и алгоритмов для определения эмоциональных настроений. Например, Qualtrics CustomerXM для анализа разговоров в реальном времени может точно определить эмоции клиентов с помощью этих усовершенствованных методов.
Чтобы использовать все доступные данные, компании должны внедрить сложный инструмент, который может анализировать и интегрировать данные из разных источников. Узнайте, как Qualtrics CustomerXM for Digital может использовать данные ваших клиентов для изучения их эмоциональных реакций.
Анализ эмоций клиентов
После сбора данных компании должны извлечь из этой информации сведения об эмоциях клиентов.
Возможности косвенной отчетности позволяют командам легко определять, что чувствуют клиенты при взаимодействии с брендом.
Для косвенных данных вам потребуется анализ текста и анализ настроений. Это процессы, которые могут выделить сознательные и бессознательные эмоциональные реакции в ваших отзывах клиентов.
Использование аналитики клиентского опыта означает, что вы можете видеть тенденции и закономерности в поведении клиентов, наложенные на ваши данные об эмоциях клиентов. Вы можете уменьшить отток клиентов, превратив недовольных клиентов в тех, кто проявляет обожание вашего бренда.
Анализ настроений: что это такое и как его использовать для улучшения качества обслуживания клиентов
Принятие мер по развитию пути эмоциональной связи
Чтобы повысить лояльность клиентов, компаниям необходимо претворить идеи в действия и внедрить соответствующие изменения, чтобы стимулировать положительные эмоции на протяжении всего пути клиента.
Обладая пониманием того, как вызвать положительные эмоции, организации могут использовать эти знания для создания воспроизводимого опыта для новых и существующих клиентов.
Создание эмоциональной связи с клиентом
Как установить эмоциональную связь с клиентом, не чувствуя при этом лицемерия? Мы определили шесть шагов, которые компании могут предпринять, чтобы начать работу в правильном направлении.
1. Понимание эмоциональных мотиваторов
Создание эмоциональных связей означает анализ того, какие эмоциональные мотивы имеют ваши клиенты для совершения действий, таких как совершение покупки или рекомендация ваших продуктов и услуг. Например, если ваш клиент ценит, что ваш продукт отвечает его потребностям, и впоследствии покупает новый продукт, вы знаете, что вам нужно найти способы воспроизвести ту же эмоцию, зная, что она создала положительный результат для вашего бизнеса.
2. Улучшение качества обслуживания клиентов
В значительной степени поддержание эмоциональной связи с вашими клиентами заключается в том, чтобы выслушивать и понимать их эмоции, а затем улучшать или извлекать выгоду из опыта, который их вызывает, будь то разочарование от кассы или удовлетворение что раздел часто задаваемых вопросов быстро решил их вопрос.
Создание опыта, который соответствует и превосходит их ожидания, является ключом к развитию прочных эмоциональных связей с вашей аудиторией. Благодаря технологиям персонализация теперь может быть выполнена в масштабе, заставляя клиентов чувствовать, что вы общаетесь один-к-одному, а не к привычному подходу «один-ко-многим». Вы можете направить клиентов на путь, по которому они хотят идти, повысить удовлетворенность и свести к минимуму причины, по которым они хотят уйти.
3. Будьте подлинными
Создание реальных историй, с которыми ваша аудитория может себя идентифицировать, может помочь вам установить эмоциональную связь с вашими клиентами, потому что это подчеркивает, что вы понимаете, что им нужно, и как вы можете помочь.
4. Завоюйте доверие
Когда компании постоянно выполняют обещания, они могут завоевать доверие ваших клиентов и вызвать положительные эмоциональные ассоциации со своим брендом. По данным Qualtrics XM Institute, клиенты в 4,2 раза чаще доверяют организации после положительного клиентского опыта и в 3,5 раза чаще покупают больше.
5. Будьте чуткими
Чтобы установить эмоциональную связь с вашим покупателем, ваш бренд должен общаться с потребителем на личном уровне. Покажите, что вы понимаете их мотивы, потребности и желания. То, как вы общаетесь, имеет решающее значение для достижения этой цели. Общение по-человечески и с сочувствием, а не чисто деловое, может помочь клиентам сильнее относиться к вашему бренду.
6. Покажите, что вы заботитесь о своих клиентах и цените их.
Когда дело доходит до отзывов клиентов, демонстрация того, что ваша компания прислушивается к ним и готова действовать, может помочь убедить вашу аудиторию в том, что вам не безразлично их мнение. Вы также можете показать, что цените их бизнес, создав программы лояльности клиентов, которые вознаграждают лояльность с течением времени.
Получите 10 идей о том, как улучшить качество обслуживания клиентов (CX)
Улучшение качества обслуживания клиентов с помощью Qualtrics
Qualtrics, теперь оснащенная Clarabridge, позволяет вам измерять эмоции клиентов одним нажатием кнопки. Наш механизм текстовой аналитики, основанный на запатентованном механизме понимания естественного языка (NLU), имеет базовые и расширенные модели эмоций, которые будут классифицировать ваши отзывы клиентов по эмоциональным ключевым словам и фразам. Это позволит вам искать и анализировать тенденции в отзывах клиентов для таких эмоций, как любовь, счастье, печаль, отвращение, удивление и другие.
Такого рода понимание может помочь вам адаптировать свои продукты или услуги в соответствии с тем, как вы хотите, чтобы ваши клиенты чувствовали себя. Или это может помочь вам внести коррективы или улучшения, чтобы опередить любые потенциальные проблемы в ответ на эмоции, которые выражают ваши клиенты. Если они запутались, вы можете разработать дополнительные учебные или вспомогательные материалы; если они расстроены, найдите способы уменьшить их усилия и упростить задачу.
Qualtrics может помочь вам выслушать, проанализировать и принять меры по устранению основных причин эмоций клиентов, чтобы вы могли создать правильный клиентский опыт.
Используйте эмоции клиентов с помощью Qualtrics CustomerXM для цифровых технологий
Подробнее
Связанные ресурсы
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Запросить демонстрацию
Имя *
Пожалуйста, введите ваше имя.
Фамилия *
Пожалуйста, введите вашу фамилию.
Компания *
Пожалуйста, введите название вашей компании.
Должность *
Пожалуйста, введите вашу должность.
Рабочий адрес электронной почты *
Пожалуйста, введите действующий рабочий адрес электронной почты. Ой! Это похоже на личный адрес электронной почты. Введите свой рабочий адрес электронной почты. Ой! Это похоже на личный адрес электронной почты. Введите свой рабочий адрес электронной почты.
Номер телефона *
Пожалуйста, введите действительный номер телефона.
— select an option — AfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo, Republic of theCook IslandsCosta RicaCroatiaCuraçaoCyprusCzech RepublicCôte d’IvoireDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFalkland Islands ( Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские южные территорииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГаитиОстров Херд и МакД onald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong Kong, ChinaHungaryIcelandIndiaIndonesiaIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacao, ChinaMacedonia, NorthMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesiaMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinePanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRomaniaRussia, excluding CrimeaRwandaRéunionSaint BarthélemySaint Helena, Ascension and Tristan da CunhaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part) Сен-Пьер и МикелонСент-Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияSe ychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwedenSwitzerlandTaiwan, ChinaTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraine, excluding CrimeaUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.