1. Практическое чувство
Началом проявления воли является практическое чувство. Любой теоретический вывод по поводу существующего положения дел в мире порождает в душе человека определённое практическое чувство. Практическое чувство – это субъективное ощущение, которое возникает у человека тогда, когда он соотносит свои субъективные представления о том, что и как должно быть в этом мире, с реальным положением дел.
Практическое чувство является своего рода предтечей нашей практической деятельности. Само по себе оно представляет собой только внутреннее идеальное ощущение субъекта, которое, однако, распространяется на всю плоть человека. Под его влиянием в мышцах нашего тела появляется энергия действия, а ход наших мыслей приобретает соответствующую направленность.
Поскольку практическое чувство возникает на основе соотношения определённых мыслей человека о том, что и как должно быть в этом мире, с тем, что реально есть, постольку в нём отражаются результаты их соразмерности.
Приятное и неприятное – это единственные определения практического чувства. Никаких других определений у него нет, поскольку никакого собственного имманентного содержания оно не имеет. Содержание приходит к нему извне, от существующих в обществе этических норм, благодаря чему мы знаем чувство радости и горя, чести и бесчестья и т.д.
Знаменитый вопрос о первоисточнике зла в мире возникает именно на этой ступени развития понятия воли. Зло есть не что иное, как чувство несоответствия содержания наших субъективных представлений тому положению дел, которое существует в реальном мире. Например, если человек приходит к выводу, что Луна должна быть не на небе, а висеть на стене его дома, то в силу неосуществимости такого долженствования он будет испытывать ощущение творящегося зла. Кто должен отвечать за это зло? Эти персоналии будут определены им в пределах изощрённости его ума. Подобные «долженствования» сами по себе уже являются злом.Мир развивается согласно своим законам. И если оказывается, что действительность никак не хочет принимать наши идеалы, то это означает, что плохи идеалы, а не действительность. Идеалы могут быть либо преждевременными, либо завышенными по существу, а жизнь такова, какова она есть. И в этом «есть» всё её могущество.
Практическое чувство переходит в стремление человека привести окружающий мир в соответствие с его собственным пониманием того, как он должен быть устроен. При этом стремления вступают в диалог со склонностями человека, которые складываются из его природных задатков, образования и жизненного опыта. Стремлений может возникать много, но не все они будут соответствовать склонностям человека, которые также обладают внутренней тенденцией не оставаться в скрытом состоянии, а быть реализованными. Поэтому стремления и склонности человека требуют поиска компромисса.
Единство стремлений и склонностей человека принимает форму влечения. Влечение снимает импульсивность и разномастность стремлений и делает своим содержанием те из них, которые согласуются со склонностями человека. Каждый человек самостоятельно определяет свои влечения. Реализуются же они (влечения) посредством практической деятельности.
Дело, которому человек полностью отдаёт себя, составляет его страсть. Страсть, в отличие от влечений, не бывает ни доброй, ни злой. Она означает лишь то, что человек весь свой интерес, весь свой талант и характер вкладывает в то дело, которому служит. Без страсти никогда не создавалось ничего великого и достойного.
Влечений может быть много, а жизнь одна. Какому из них отдать предпочтение? Все они являются собственностью человека, все они дороги для него, но необходимо делать выбор. Дойдя до этого пункта своего развития, воля человека становится произволом
Являясь хозяином всего содержания своей воли, человек может не заботиться об обосновании своего выбора со стороны внешних обстоятельств жизни. Он может отдать предпочтение любому своему влечению исходя только из самого себя. У произвола есть лишь одно обоснование: «Это – мои влечения, и я выберу то, которое захочу». Про-из-вол – это ещё не свобода воли, но это уже предваряющая её ступень.
Высшие эмоции и чувства
Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. «Значение для меня» в чувствах трансформируется в «значение для нас». Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, ситуативная его зависимость от стихии низших эмоций.
Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.
Праксические чувства
Праксические чувства (от греч. prwxis – опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.
Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.
Нравственные чувства
Нравственные чувства – это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства, основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация – нравственностью.
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас«. Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания – super эго.
Регуляционная роль нравственных чувств первична – они могут подстраивать под себя доводы разума. В межличностных отношениях они играют решающую роль. Безотчетно, под воздействием эмоций совершая те или иные поступки, человек может впоследствии искренне сожалеть о них и глубоко раскаиваться. Нередко он бывает жертвой эмоционального заражения и внушения. Сама среда содержит множество противоречивых сторон, и люди по-разному оценивают эти стороны. То, что кажется благом для одних, глубоко порицается другими. Более адаптированными оказываются те, кто умеет отличить подлинные ценности от мнимых, следит за развитием социальных явлений, не падок на сиюминутные ценности, не обольщается преходящими благами. Чувства этих людей отличаются большей глубиной и устойчивостью.
Поведение человека определяется его желаниями, устремлениями и опытом реализации потребностей. Многие желания и влечения индивида, встречаясь с суровой реальностью, остаются нереализованными – они, по концепции психоаналитиков, вытесняются в подсознание и через него влияют на спонтанное поведение человека. Не достигнув компромисса с реальностью, вытесненные в подсознание желания и влечения образуют в психике человека параллельный мир, чуждый и даже враждебный внешнему миру, жаждущий самореализации. В крайнем проявлении эта коллизия параллельных миров формирует закомплексованность личности, ее повышенную аффективную реактивность на отдельные проявления действительности.
Значительная часть механизмов индивидуальной саморегуляции оказывается скрытой не только от внешнего наблюдения, но и от самого субъекта. И каждая личность, будучи обусловленной своим первичным опытом, испытывает постоянное эмоциональное напряжение во взаимодействии с реальной окружающей средой. Мощные психофизиологические резервы, не находя должного выхода, создают внутреннюю напряженность индивида. При недостаточной социализированноcти он легко устремляется в различные субкультурные и маргинальные (крайне асоциальные) сферы, высвобождая ранее заторможенные чувства.
Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств«. Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.
Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех и каждого к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.
Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга – это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на _ себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести – важнейший стимул усовершенствования личности. Чувство чести -– это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.
Нравственные решения, принимаемые в экстремальных ситуациях, – это утверждение индивидом своей человеческой сущности.
Эстетические чувства
Эстетические чувства (от греч. aisthétikós – чувствующий) – это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением действительности в категориально-оценочном плане. Прекрасно, по определению Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться, этой гармонией.
Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений.
Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. kάtharsis – очищение) – духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии – смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.
Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического – возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемостью под ударами судьбы.
Интеллектуальные чувств.
Радость познания – одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.
Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность – это устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все эмоции и чувства человека взаимосвязаны – они образуют эмоциональную сферу личности.
Развитие социально-эмоциональных способностей (SEAD): интегрированная модель практических навыков, основанных на эмоциях
. 2022;46(2):226-253.
doi: 10. 1007/s11031-021-09922-1. Epub 2022 9 января.
Виктор Харрис 1 , Джонатан Андерсон 1 , Брайан Висконти 1
принадлежность
- 1 Университет Флориды, Гейнсвилл, США.
- PMID: 35034996
- PMCID: PMC8742702
- DOI: 10.1007/с11031-021-09922-1
Бесплатная статья ЧВК
Виктор В. Харрис и др. Мотив Эмот. 2022.
Бесплатная статья ЧВК
. 2022;46(2):226-253.
doi: 10.1007/s11031-021-09922-1. Epub 2022 9 января.
Авторы
Виктор Харрис 1 , Джонатан Андерсон 1 , Брайан Висконти 1
принадлежность
- 1 Университет Флориды, Гейнсвилл, США.
- PMID: 35034996
- PMCID: PMC8742702
- DOI: 10. 1007/s11031-021-09922-1
Абстрактный
Социально-эмоциональные способности (т. е. особые навыки), определяемые как набор когнитивных способностей, основанных на эмоциях знаний и поведенческих компетенций (т. е. уровней навыков), которые облегчают адаптивное использование просоциальных процессов и поведения (т. е. «действий»), таких как эмоциональная регуляция и симпатическое и эмпатическое ответное поведение в настоящее время моделируется и измеряется как эмоциональный интеллект. Однако эта концептуализация может быть проблематичной, поскольку эти две концепции не совпадают, а традиционные методы измерения эмоционального интеллекта могут иметь ограниченную практическую полезность. Теоретическая модель развития социальных эмоциональных способностей (SEAD), представленная в этом трактате, представляет собой прагматичный и упрощенный подход к развитию социальных эмоциональных способностей и компетентности, абстрагированный от концепций эмоционального интеллекта, социального интеллекта и теории социокультурного обучения. Кроме того, модель SEAD выходит за рамки индивидуума как единицы анализа для изучения, концептуализации, дифференциации, исследования и определения иерархической, двунаправленной и контекстуальной природы измерений социальных эмоциональных способностей в рамках близких отношений. Обсуждаются последствия того, как модель SEAD может использоваться исследователями, практиками, преподавателями, отдельными лицами, семьями и парами в широком спектре областей и вмешательств.
Ключевые слова: Эмоциональный интеллект; Эмоциональная регуляция; Сочувствие; Социально-эмоциональные способности; Социальный интеллект; сочувствие.
© Автор(ы) 2021.
Заявление о конфликте интересов
Конфликт интересовВсе авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Цифры
Рис. 1
Развитие социально-эмоциональных способностей Харриса…
Рис. 1
Модель развития социально-эмоциональных способностей Харриса (SEAD)
рисунок 1Модель развития социально-эмоциональных способностей Харриса (SEAD)
Рис. 2
Синтез SEAD и…
Рис. 2
Синтез ЮВАО и социокультурной теории развития
Рис. 2Синтез ЮВАО и социокультурной теории развития
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Развитие эмоционального интеллекта у специалистов по защите детей: систематический обзорный обзор.
Перри М.А., Криви К., Артур Э., Чанс Хьюмер Дж., Лундгрен П.Дж., Ривера И. Перри М.А. и соавт. Жестокое обращение с детьми Негл. 2020 декабрь; 110 (часть 3): 104438. doi: 10.1016/j.chiabu.2020.104438. Epub 2020 10 марта. Жестокое обращение с детьми Негл. 2020. PMID: 32164944
Обновление дебатов о развитии поведенческих компетенций: современное состояние и будущие вызовы.
Бонессо С., Герли Ф., Зампиери Р., Бояцис Р.Э. Бонессо С. и др. Фронт Псих. 2020 9 июня; 11:1267. doi: 10.3389/fpsyg. 2020.01267. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32581983 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Влияние эмоционального интеллекта на учебные привычки учащихся в смешанной учебной среде: посредническая роль когнитивного взаимодействия во время COVID-19.
Икбал Дж., Асгар М.З., Ашраф М.А., Йи Х. Икбал Дж. и др. Behav Sci (Базель). 2022 13 января; 12(1):14. дои: 10.3390/bs12010014. Behav Sci (Базель). 2022. PMID: 35049625 Бесплатная статья ЧВК.
Изучение концептуальных и теоретических основ обучения практикующих медсестер: протокол обзора обзора.
Уилсон Р., Годфри С.М., Сирс К., Медвес Дж., Росс-Уайт А., Ламберт Н. Уилсон Р. и соавт. JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Oct;13(10):146-55. doi: 10.11124/jbisrir-2015-2150. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26571290 Обзор.
Предикторы школьного беспокойства при переходе в среднюю школу с нарушением развития речи и низкими языковыми способностями: продольный каскадный анализ развития.
Гоф Кеньон С.М., Паликара О., Лукас Р.М. Гоф Кеньон С.М. и др. Int J Lang Commun Disord. 2022 ноябрь;57(6):1368-1380. дои: 10.1111/1460-6984.12761. Epub 2022 16 июля. Int J Lang Commun Disord. 2022. PMID: 35841340
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Адольфс Р., Андерсон Д.Дж. Неврология эмоций: новый синтез. Издательство Принстонского университета; 2018.
- Аллеманд М., Штайгер А.Е., Фенд Х.А. Развитие эмпатии в подростковом возрасте предсказывает социальные компетенции во взрослой жизни. Журнал Личности. 2015;83(2):229–241. doi: 10.1111/jopy.12098. — DOI — пабмед
- Аллен Н., Нельсон Б.В. Развитие регуляции эмоций при переходе от детства к подростковому возрасту. В: Cole PM, Hollenstein T, редакторы. Регуляция эмоций: вопрос времени. Рутледж; 2018. С. 140–157.
- Амато, PR (2014). Что такое семья? Отчет NCFR, получено с http://www.ncfr.org/ncfr-report/past-issues/summer-2014/what-family.
- Эшли Г.К., Рейтер-Палмон Р. Самосознание и эволюция лидеров: потребность в лучшей мере самосознания. Журнал поведенческого и прикладного менеджмента. 2012;14(1):2–17. дои: 10.21818/001c.17902. — DOI
Колесо эмоций [изображения + как им пользоваться]
В этой статье вы узнаете о новом способе определения своих эмоций. Это называется Колесо Эмоций. При этом используются разные измерения для описания эмоций, которые мы испытываем в любой момент времени. Колесо эмоций, как и другие диаграммы, связанные с эмоциями, несовершенны. Но это отличный ориентир, поскольку мы исследуем и понимаем, что мы чувствуем.
Что такое колесо эмоций?
Эмоции и выживание
Эволюция и эмоции
Как определить свои эмоции
Важность эмоционального интеллекта
Что такое колесо эмоций?
Колесо эмоций было создано Робертом Плутчиком, чтобы помочь пациентам определить и описать 8 основных эмоций: радость, печаль, страх, гнев, ожидание, удивление, отвращение и доверие. Это было частью его всеобъемлющей психоэволюционной теории эмоций.
Роберт Плутчик, американский психолог, создал Колесо эмоций в 1980 году. Его теория эмоций расширила предыдущие теории, некоторые из которых обозначали шесть основных эмоций, которые испытывают все люди. Плутчик считал, что люди испытывают восемь основных эмоций, и у каждой из этих эмоций есть полярная противоположность, которая также включена в колесо:
- Радость и противоположная ей эмоция — печаль.
- Страх и противоположная ему эмоция, гнев.
- Ожидание и противоположная ему эмоция, удивление.
- Отвращение и противоположная ему эмоция, доверие.
Уже этот круг начинает напоминать цветовой круг. Но в Колесе Эмоций есть нечто большее, чем просто восемь основных эмоций.
Комбинации
Вероятно, вы оказались между двумя эмоциями. Вы чувствуете радость, но вы также чувствуете предвкушение. Может быть, вы ждете чека по почте или особенно взволнованы предстоящим годом. Плутчик прикрыл и эти эмоции. Между каждой эмоцией находится эмоция, которая объединяет две смежные эмоции:
- Ожидание и радость: оптимизм
- Гнев и ожидание: агрессивность
- Радость и доверие: любовь
- Доверие и страх: подчинение
- Страх и удивление: трепет
- Удивление и печаль: неодобрение
- Печаль и отвращение: раскаяние
- Отвращение и гнев: презрение
Но это еще не все.
Градусы
Сказать, что вы чувствуете «радость», не всегда достаточно, чтобы охватить весь спектр этой эмоции. Бывают дни, когда ты выпрыгиваешь из своего сета от радости! В другие дни вы просто чувствуете себя спокойно и счастливо. По обе стороны от первичных эмоций Плутчик перечислил «степени», в которых эти эмоции могут ощущаться.
Эти спектры выглядят следующим образом:
- Гнев: от раздражения до ярости
- Ожидание: интерес к бдительности
- Отвращение: от скуки до отвращения
- Страх: от опасения до ужаса
- Радость: от безмятежности до экстаза
- Печаль: задумчивость до горя
- Сюрприз: отвлечение до изумления
- Доверие: признание восхищения
Плутчик использовал как двухмерные, так и трехмерные модели, чтобы показать взаимосвязь между первичными эмоциями, спектром, в котором они находятся, и сочетанием эмоций, которые мы можем испытывать одновременно.
Эмоции и выживание
Плутчик создал Колесо эмоций не только для того, чтобы мы могли исследовать и определять свои эмоции. Его интересовало то, как эмоции позволяют нам задействовать и изучать основные механизмы выживания. Его психоэволюционная теория эмоций включала «Последовательную модель эмоций и место познания», которые показывали, как происходил этот процесс. Каждый механизм выживания, от борьбы или бегства до определения новой территории, связан с одной из восьми основных эмоций.
Например, когда мы сталкиваемся с угрозой, нам нужно что-то сделать, чтобы избежать этой угрозы и выжить. Плутчик назвал встречу с угрозой «стимулирующим событием». Предполагаемое познание, возникающее в ответ на этот стимул, называется «опасностью». Эмоция, которую мы чувствуем, — это страх, варьирующийся от опасения до ужаса. Страх включает наш «режим борьбы или бегства», и в конечном итоге мы боремся с угрозой или убегаем от ситуации. Это наше поведение в ответ на наши эмоции. Желаемым результатом нашего поведения является некоторая форма выживания. В данном случае это защита от угрозы. Эта последовательность событий помогает объяснить цель и использование «бей или беги», одного из наших самых известных защитных механизмов.
Эволюция и эмоции
Колесо эмоций и другие идеи Плутчика напоминают нам, что мы испытываем эмоции не просто так. Мы можем чувствовать себя глупо после того, как испытаем эмоциональную реакцию на наше мороженое, падающее на землю, или на то, что нас видит призрак потенциального партнера. Но эти эмоции восходят к базовым механизмам выживания, которые поддерживали нас в живых, когда все было не так удобно.
В более первобытные времена нам нужно было сражаться или бежать, чтобы противостоять угрозам, таким как дикие животные или вражеское племя. Угрозы в наши дни, такие как двойка за тест или отсутствие продвижения по службе, не так серьезны. Тем не менее, наш разум может по-прежнему воспринимать их как угрозы, и эта последовательность задействует нашу реакцию «бей или беги».
Когда мы научимся определять свои эмоции, мы сможем контролировать их и предотвратить использование неподходящих механизмов защиты или выживания. Не все угрозы требуют от нас сражаться или бежать. Понимая, откуда берутся наши эмоциональные реакции, мы можем лучше оценить свое поведение и понять, когда пора действительно действовать.
Как определить свои эмоции
Как вы себя чувствуете сегодня?
Иногда вы можете обнаружить, что на этот простой вопрос есть простой ответ. Вы счастливы. Содержание. Грустный. Взволнованный. В других случаях на этот простой вопрос нет простого ответа. Вы нервничаете, но не можете сказать, «хорошо нервничаете» или «плохо нервничаете». Вы счастливы, но к этому счастью примешивается приступ вины, который мешает вам по-настоящему почувствовать себя счастливым.
Выявление эмоций — нелегкий процесс, но он крайне важен для понимания того, как люди думают и ведут себя. Существуют различные когнитивные теории о том, как эмоции влияют на наш когнитивный процесс и принимаемые нами решения. Поэтому вполне логично, что психологи хотят получить четкое представление о том, как мы определяем эмоции и как они влияют на наше поведение и отношение.
С помощью таких инструментов, как «Колесо эмоций», мы можем выразить словами свои чувства. Вот еще несколько способов определить свои эмоции и более эффективно управлять ими:
С помощью таких инструментов, как «Колесо эмоций», мы можем выразить словами свои чувства. Вот еще несколько способов определить свои эмоции и управлять ими более эффективно:
Сядьте в одиночестве.
Посидите в тишине и понаблюдайте за своим телом и разумом. (Медитации под руководством в таких приложениях, как Insight Timer, тоже могут помочь вам в этом.) Чувствуете ли вы напряжение где-либо в теле? Являются ли ваши мысли положительными, отрицательными, обнадеживающими и т. д.? Будьте терпеливы и честны с собой. Потратьте 5-10 минут на этот процесс.
См. Колесо эмоций позже. Отражают ли ваши мысли чувство беспокойства? Удовлетворенность? Смущение? Начните с самого внутреннего круга и двигайтесь наружу, если необходимо.
Держите поблизости дневник.
Мы не всегда можем обрабатывать свои эмоции, постоянно думая об одних и тех же мыслях. Найдите время, чтобы записать события дня и то, что вы чувствуете, когда размышляете. Регулярное ведение дневника откроет вам не только ваши эмоции, но и источники этих эмоций.
Принять все эмоции.
Ваши эмоции действительны. Мы часто не хотим признаваться в том, что испытываем такие чувства, как стыд, печаль или разочарование. Знайте, что эти чувства совершенно нормальны. Все мы испытываем определенные чувства, даже если не сделали ничего, чтобы «заслужить» их. Чем раньше вы признаетесь в своих чувствах, тем быстрее вы сможете ими управлять.
Важность эмоционального интеллекта
Выявление своих эмоций с помощью Колеса эмоций или иным образом создает EQ. EQ, или эмоциональный интеллект, — это способность идентифицировать и эффективно использовать эмоции.
Эмоциональный интеллект выглядит следующим образом:
- Управление эмоциями до того, как они превратятся в импульсивное поведение
- Улавливание эмоциональных сигналов и адекватная реакция
- Четко сообщать о своих целях и эмоциях партнеру, коллегам или друзьям
- Легкая адаптация к изменяющимся ситуациям
- Оставаться спокойным даже в страшных или напряженных ситуациях
- Определение сильных и слабых сторон
- Связь моделей мышления и физических реакций с определенными эмоциями
- Знание того, какие события или темы могут вызвать сильные эмоции, и соответствующая подготовка
Пример использования колеса эмоций для развития эмоционального интеллекта
Даррен плохо себя чувствует. Когда он садится за работу, его отвлекают все остальное в его списке дел. Он думает о своей матери, которая больна в больнице. Он думает о своей жене, которая в последнее время испытывает стресс. И он думает о своем боссе, который может быть разочарован или не разочарован отсутствием работы, которую Даррен смог выполнить.
Даррен не знает, как объяснить свои чувства. Если его не контролировать, его стресс влияет на его сон, способность работать и сосредоточиться. Только после того, как он увидел статью о Колесе эмоций, он решил подвести итоги своих эмоций.
Он слушает на YouTube медитацию об определении своих эмоций. Медитация учит его замечать различные части своего тела и ума. Даррен понимает, что его грудь стеснена. Его мысли движутся очень быстро. После медитации он гуглит свои симптомы и понимает, что испытывает тревогу.
Это новое для Даррена, но ему помогает Колесо Эмоций. Он смотрит на область с надписью «Тревога». В самом внутреннем круге он видит «страшный», охватывающий «тревожный». Даррен обычно не был бы человеком, который бы сказал, что он боится, но у него непредубежденность. Чего он мог бояться? Может быть, он боится, что его мать не оправится от болезни, или что его жена заболеет, потому что она так напряжена.
Он смотрит на крайние круги Колеса Эмоций: подавленный и взволнованный. Хотя обе эти эмоции, кажется, соответствуют его нынешним чувствам, огромное количество забот в его жизни — это , подавляющее его.
Даррен решает узнать, что делать, когда он подавлен, разговаривает с другом и делится своим потрясением. Благодаря этому процессу он понимает, что у него слишком много времени на его тарелке, и у него мало времени, чтобы посвятить себя заботе о себе и проводить время с людьми, которых он любит. Сосредоточив на этом больше своей энергии, Даррен обнаруживает, что его симптомы беспокойства затрагивают его гораздо реже, чем раньше.
Эмоциональный интеллект и поведение
Конечно, эмоциональный интеллект не заканчивается, когда вы делаете что-то, чтобы разрешить свои чувства.